УДК 37.013
Я.Н. Вукс
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ГБОУ Гимназия № 63;Санкт-Петербург, Российская Федерация
vuksgn@gmail. com
Аннотация. Формирование и развитие коммуникативных умений младших школьников является важнейшей задачей современной школы. Процесс и развитие коммуникативных умений пронизывает все этапы формирования личности младшего школьника, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. В статье предлагаются практические рекомендации для развития коммуникативной компетенции у младших школьников во время внеурочной деятельности.
Ключевые слова: младший школьный возраст, коммуникативные учебные действия, коммуникативная компетенция, групповая работа, сотрудничество, приемы групповой работы.
Abstract.
Vuks Ya.N. Development of communicative competencies in primary school. The formation and development of the communication skills of primary schoolchildren
is the most important task of the modern school. The process and development of
communicative skills permeates all stages of the formation of the personality of a
younger student, awakens initiative and independence of decisions, the habit of free
expression, self-confidence. The article offers practical recommendations for the
development of communicative competence in younger students during extracurricular
activities.
Keywords: primary school age, communicative educational actions, communicative competence, group work, collaboration, techniques group work.
Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед учителями начальных классов задачу развития коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [16].
Общение в жизни младших школьников занимает первое место, для них
очень важно мнение одноклассников, у них появляется желание проводить больше времени с друзьями, обсуждать общие проблемы. Коммуникативные умения являются необходимыми компонентами процесса общения, которые включают: средства общения (речь, мимика, пантомимика), вербальные и невербальные средства общения, внутренние мотивы человека (направленность на общение, желание участвовать в разговоре), умения аудирования и говорения (выражать свои чувства, эмоции, желания, задавать вопросы, аргументировать)
[5].
Общение влияет на развитие всех сторон психического развития. Оно сказывается на развитии познавательной сферы (развитие высших психических функций), на эмоциональное благополучие человека и на познание себя и законов взаимоотношения между людьми. Если значение общения в познавательной и эмоциональной сфере с возрастом убывает, то общение в процессе познания себя и социальной действительности на протяжении жизни не теряет своей значимости [1].
Проводимые исследования показывают, что у детей на достаточно низком уровне находятся показатели развития монологической и диалогической речи. Возникающие конфликтные ситуации многие не могут разрешить без вмешательства взрослых. Дети, испытывающие трудности в овладении коммуникативной деятельности, эмоционально неустойчивы, конфликтны, порой агрессивны, могут быть застенчивы и замкнуты. При этом многими исследователями отмечается недостаточное внимание педагогов современной школы к данной проблеме [3, 4, 11].
Для определения актуального уровня навыков общения младших школьников со сверстниками можно использовать комплекс методов и методик их исследования: наблюдение, социометрия, для изучения уровня сформированности навыков группового взаимодействия можно использовать методику «Ковёр»(Овчарова Р.), методика "Рукавички" (Г.А. Цукерман) предназначена на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества
[6].
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность, но не всегда она обеспечивает успешное развитие навыков общения детей. Педагогу принадлежит особая роль в формировании навыков общения, так как каждый урок, каждое проведенное мероприятие - это урок взаимного общения учителя и ученика.
Работа по развитию коммуникабельности предполагает решение следующих задач:
• Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -определение цели, функции участников, способов взаимодействия;
• Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• Управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
• Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
• Формирование умения слушать и слышать других людей, поддерживать беседу, вести диалог;
• Развитие способности учащихся к установлению контакта со взрослыми и другими учащимися;
• Формирование умения выступать в коллективе.
Процесс и развитие коммуникативных умений пронизывает все этапы формирования личности младшего школьника, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе [16]. Коммуникативные умения и навыки помимо урочной деятельности формируются в ходе проведения классных часов, через участие в конкурсах, групповых проектах, а также через внеклассные мероприятия в форме коллективных творческих дел.
Развитие коммуникативных умений у младших школьников происходит более успешно во внеклассной деятельности. Она включает в себя различные виды деятельности в более свободной форме, чем в процессе обучения. Внеклассные занятия более интересны для школьников и легче воспринимаются ими [2, 12, 13].
В ГБОУ Гимназии №63 Калининского района Санкт-Петербурга для развития коммуникативных умений младших школьников используются: театрализация, игры по станциям, проектная деятельность.
Театрализация - одна из форм внеурочной деятельности. Организация театрализованных постановок предполагает проведение большой подготовительной работы. Это чтение художественной литературы, просмотр и анализ видеоматериалов, работу над дикцией, мимикой и жестами учащихся, согласно исполняемой роли, изготовление костюмов и декораций, подбор музыкального сопровождения. Коммуникативные действия формируются на каждом этапе, начиная с распределения ролей. При их распределении необходимо оттолкнуться от характера героя, необходимых требованиях к исполнителю. По возможности это должны сделать сами учащиеся. Учитель помогает в этом выборе, направляет детей в нужное русло. Необходимо учитывать и факторы взаимной совместимости, доброжелательности. Театр, как ни что другое, помогает детям «заговорить», раскрыться. В ходе репетиций решаются задачи смыслового чтения, понимания характера героев, оценивания их поступков [3, 4, 11, 14]. Театрализация играет большую роль для развития образной и выразительной речи. Учащиеся вступят в разнообразные контакты между собой.
Традиционно в гимназии проводятся литературные праздники на параллель, которые состоят из двух частей - театрализованного представления и игры по станциям. В 1 классе - «По дорогам русских народных сказок»(постановки по русским народным сказкам), во 2 - «Наш Чуковский» ( постановки по сказкам писателя), 3 - «В гостях у сказки» (постановки по сказкам зарубежных писателей), в 4 - проходит игра «По дороге из желтого кирпича» (по книгам А.Волкова). Мероприятия по изучению и закреплению правил дорожного движения также предполагает творческие выступления по теме.
В конце каждой четверти проходят тематические линейки, где учащиеся должны показать постановку на заданную тему, например, «Ежели вы вежливы», «Твори добро», «Азбука здоровья» и др.
Одним из продуктивных и эмоциональных методом воспитания и обучения ребёнка является игра. Начальная школа дает большую возможность погрузить детей в игры по станциям. Эти игры будут эффективным средством развития коммуникабельности детей, создадут благоприятные условия для развития чувства партнёрства, будут приучать считаться с другими, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу [7].
В наше время способность работать в группе (в команде) является одним
1029
из востребованных личных качеств. Важно учить детей учиться вместе открывать новое, совместными усилиями находить выход из сложившейся ситуации, находить новые пути решения проблем. Важно, чтобы каждый ученик понимал, что успех группы (команды) зависит от каждого в неё входящего. Важным условием эффективной организации групповой работы является продуманное комплектование групп. Необходимо учитывать уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. В каждой группе должны быть ученики сильные, и слабые, между которыми сложились отношения доброжелательности [8,10].
Для того чтобы научить детей общаться и взаимодействовать, необходимы правила работы в группе.
- Слушай товарищей внимательно. Если необходимо, переспроси и уточни, чтобы быть уверенным, что ты правильно понял.
- Отмечай прежде всего положительное.
- Уважай чужие ошибки.
- Высказывай свое мнение.
- Затрудняешься, проси помощи у товарищей и оказывай помощь сам, если другой просит об этом.
- Результат работы - ваше общее дело. Помни, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности.
- Поблагодари партнера за сотрудничество.
Проектной деятельность учащиеся занимаются под руководством учителя, начиная с 1 класса. Разнообразие тем проектов способствует расширению кругозора учащихся, развитию разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо). Работа над проектом учит владеть способами взаимодействия с окружающими; выступать перед публикой, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения [9].
Формирование коммуникативной культуры есть непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности учащихся и педагогов. Коммуникативные умения - это способность устанавливать контакты с другими людьми, умение слушать, умение взаимодействовать с другими, умение отстаивать свое мнение и свою точку зрения. На занятиях в начальной школе использование методов и формы работы по развитию коммуникативных умений способствует развитию речевых навыков младших школьников. Дети развивают самостоятельность, работоспособность [3, 4, 11,
Литература:
1. Быковская Е. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста. - М.: ВЛАДОС, 2016, - 63 с.
2. Григорьев Д.В., Степанов В.П. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. - М.: Просвещение, 2011, - 48с.
3. Горячев М.Д., Попов А.А., Ширяев Е.А., Яндукова Т.А. Современное школьное образование: актуальные проблемы. - Самара: ООО «Пор-то-принт», 2018. - 194 с.
4. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Чернова А.А. Развитие навыков общения у детей младшего школьного возраста в группе сверстников // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16576 (дата обращения: 14.10.2020).
5.Краева А. А., Привалова С. Е. Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста// Педагогическое образование в России.- 2017.- № 8 С. 46-51.
6. Лободина Н.В. Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО. -Учитель, 2017.- 275с.
7. Лютова О.А. Литературные игры и праздники в начальной школе: Методическое пособие. - Сфера, 2006. - 96 с.
8. Носова И.В. Особенности работы в малых группах//Начальная школа плюс до и после. - 2004.- C. 69.
9. Роготнева А.В. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС. Методическое пособие. - М.:ВЛАДОС, 2018,- 119 с.
10. Севостьянов М.П. Формирование личности школьника в коллективе // Вопросы психологи. - 2017. - № 11. - С. 31-37.
11. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. Развитие коммуникативных умений детей. - Аркти, 2008, 40 с.
12. Сытенко Т.В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности//Школьные технологии. - 2006. - №7.- С.32.
13. Чуракова Р.Г., Соломатин А.М. Организация внеурочной деятельности в начальной школе. Методическое пособие. -Академкнига/Учебник, 2018.- 80 с.
14. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 159 с.
15. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста:
1031
учеб.-метод. пособие /под ред. О. В. Дыбиной и др. - Тольятти : ТГУ, 2009. - 114 с.
16. Яшкова Л.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников // Инновационная наука. - 2016. - № 2. - С. 162-168.
УДК 37.013
А.А. Ганзера
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
ГБОУ школа № 573.Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация. В работе обоснована необходимость интегрированного подхода к изучению математики и английского языка, имеет целью понимание учащимися специальной математической терминологии, формирования языковой, речевой компетенций по будущей специальности и повышение языкового уровня учащихся в целом, подготовку старшеклассников к поступлению в европейские вузы.
Ключевые слова: интегрированное обучение; создание англоязычной среды; терминологическая лексика; повышение уровня языковой подготовки.
Abstract.
G.A. Ganzera Some aspectcs of integrated aproach to studying maths and english by high school students.
The work deals with the importance of integrated approach to studying Maths and English, which aims to make students understand specific Maths terminology, forming language and speaking competences according to future profession and improving speaking level of students in the whole, and preparing high school students for entering European Higher Establishments.
Key words: integrated studying, creating English speaking surrounding, terminology, improving speaking level.
Современный социальный заказ требует адекватных изменений в педагогической сфере деятельности. Ускорения указанного процесса -требование времени, что обусловлено процессами глобализации, направленностью ее на мировые образовательные стандарты. При этом