раздел I. общая педагогика, история педагогики и образования
УДК 376.1
DOI: 10.18384/2310-7219-2019-2-6-12
формирование культуры речи у младших школьников
Агафонова В. А., Сатарова Л. А.
Астраханский государственный университет
414056, г. Астрахань, ул. Татищева, д. 20а, Российская Федерация
Аннотация. Целью работы является раскрытие основных вопросов формирования культуры речи у младших школьников. Авторами произведён анализ философской, культурологической, социологической и психолого-педагогической литературы, систематизированы коммуникативные качества речи, основные параметры, характеризующие культуру речи, с учётом последних предложена система использования различных приёмов, методов, заданий и упражнений, направленных на повышение культуры речи младших школьников. Определены коммуникативные качества речи, основные параметры культуры речи, уточнено понятие «культура речи», разработана система заданий и упражнений с целью формирования умений использования различных языковых средств, а также повышения культуры речи младших школьников. Основные положения, тезисы и выводы статьи могут быть применены при организации работы по развитию речевой культуры младших школьников, а именно по ознакомлению и применению образцов речи в разных коммуникативных ситуациях, по формированию на этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этичного использования языковых средств, а также по обогащению речевой среды учащихся.
Ключевые слова: культура речи, качества культуры речи, педагогическая работа, нормы, младший школьник, упражнения.
FORMATION OF JuNIOR sTuDENT's sPEECH CuLTuRE
V. Agafonova, L. Satarova
Astrakhan State University
20a Tatishev ul, Astrakhan 414056, Russian Federation
Abstract. The aim of this article is to reveal the main issues of junior student's speech culture. The authors analyzed the philosophical, culturological, sociological and psycho-pedagogical lit© CC BY Агафонова В. А., Сатарова Л. А., 2019.
w
erature, arranged communicative characteristics of speech culture, as well as the main parameters of speech culture. On the basis of this parameters the system of different tasks, exercises for development of junior student's speech culture is offered. Communicative characteristics of speech culture are defined; the notion of «speech culture» is defined. The system of different tasks, exercises for developing junior student's speech culture is elaborated, the aim being to form skills for using junior students' language resources. The main thesis and conclusions of the article can be applied in organizing the work for development of junior student's speech culture, that means giving information and practice of speech patterns in different communicative situations, formation skills in normative, germane, ethic use of language resources for enriching junior student's communicative ambiance.
Keywords: speech culture, characteristics of speech culture, pedagogical work, standards, junior student, exercises.
Социокультурная ситуация в России свидетельствует о том, что уровень культуры речи современного школьника недостаточно высок: наблюдается уход от норм литературного языка, речь зачастую бывает бессвязна, логически непоследовательна, невыразительна, средства массовой информации зачастую активно транслируют ненормативную и заимствованную лексику.
Уровень речевой культуры человека является важным показателем его нравственной воспитанности и успешности. Высокий уровень культуры речи, общения - одно из основных качеств, необходимых человеку в любой ситуации, в учебной, профессиональной, досуговой деятельности, поскольку это помогает ему строить доброжелательные отношения с окружающими [11, с. 97].
Очевидно, что художественная литература является основным источником обогащения речи, словарного запаса. И здесь же следует заметить, что у современных детей, живущих среди невероятного обилия техники, визуальной рекламы, компьютерных технологий, восприятие становится всё более фрагментарным, чтение - вид
речевой деятельности - поверхностным, а книги далеко не всегда являются подходящими собеседниками [8, с. 89].
С точки зрения современной науки о развитии культуры речи основные её компоненты совершенствуются самостоятельно, осознанно, т. е. чтение не сводится только к раскодированию текста, озвучиванию чужой речи, а представляет собой сознательное общение с целью познания себя, определения траектории собственного развития. Стратегия становления ребёнка, способного ценить искусство слова, в начальных классах продуктивна и отвечает задачам современного развивающего обучения.
Проблема заключается в том, что у детей ещё не появилась потребность следовать высоким образцам устной и письменной речи. В связи с чем необходим поиск путей, которыми учащиеся будут стремиться к усвоению памятников мировой и отечественной культуры как свидетельству общей культуры личности [6, с. 62].
Такие ученые-лингвисты, как
B. В. Виноградов, М. В. Ломоносов,
C. И. Ожегов, Д. Э. Розенталь, В. И. Чернышев, Л. В. Щерба и мн. др., посвя-
тили свои исследования изучению вопросов культуры речи [3, с. 11].
Термин «культура речи» можно трактовать по-разному: как синоним понятия «культура языка»; как конкретную реализацию языковых свойств и возможностей в условиях повседневного общения - письменного и устного. Культура речи - это также самостоятельная лингвистическая дисциплина [2, с. 9].
Стоит отметить, что правильность
Основным качеством письменной и устной речи является её точность. Она определяется как коммуникативное качество речи, заключающееся в соответствии способов выражения описываемой действительности, а также в умении выразить мысль с помощью такого надбора языковых средств, который бы максимально полно соответствовал выражаемому понятию. Следует добавить, что точность речи определяется доскональным знанием предмета речи, логикой мышления, умением подбирать нужные слова.
Следующим качеством речи является логичность. Речь признаётся логичной при условии, если она правильно отражает элементы реальной действительности и определяет сущность понятий, объективно передаёт их отношения и взаимосвязь. Главными маркерами логически построенной речи являются смысловая и синтаксическая организации отдельных предложений, текстов. Это означает, что следует добиться
речи базируется на нормах, указанных в словарях и справочниках, где обозначен стиль произношения слова. Отсюда следует, что культура речи предполагает соблюдение говорящим требований владения правилами произношения и словоупотребления, умения прибегать к выразительным языковым средствам с учётом целей и задач речи. Данные характеристики качеств речи представлены в таблице 1.
смысловой непротиворечивости высказывания, содержательной цельности текста, последовательного выстраивания синтаксических конструкций для достижения логичности речи. Несоблюдение вышеперечисленных факторов приводит к алогичности или нелогичности речи.
Выразительная речь имеет такую структуру, которая позволяет вызывать и поддерживать интерес у аудитории, а значит, усиливать впечатление от сказанного. Возможна следующая трактовка выразительности речи - её эстетичность, гармоничное построение, способствующее раскрытию выразительных возможностей слов и словосочетаний. Экспрессия речи, или выразительность, достигается использованием в речи фигур, тропов, структур - художественно-выразительных средств. Данные средства оживляют, преображают речь, способствуют её лучшему восприятию со стороны слушателя.
Таблица 1
Коммуникативные качества речи
Структурные качества Функциональные качества
правильность логичность, точность
чистота доступность, уместность
богатство выразительность, живость речи
w
Речь содержит информацию, передаёт отношение говорящего к ней и слушателям, поэтому говорящему нужно предельно тактично и вежливо выражать свои мысли и чувства. Это качество речи называется уместностью, так как в зависимости от речевой ситуации, стиля общения, цели высказывания разные коммуникативные качества могут оцениваться собеседниками по-разному.
Кропотливая работа по формированию и становлению личности обычно начинается с развития речи. Это происходит в семье, в детских образова-
тельных учреждениях. Затем в школе учащихся обучают техническим умениям: последовательности, чёткости построения речи, умениям говорить, повышая и понижая тон голоса, убыстряя или замедляя темп (скорость) произнесения фразы, говорить, выражая голосом свои чувства, т. е. интонировать, придавая голосу окраску. Учитывая все вышеперечисленные характеристики, можно выявить параметры, определяющие культуру речи, а также подобрать методические подходы к её формированию и дальнейшему развитию [7, с. 75]. Они представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные параметры культуры речи
Уровни владения культурой речи Коммуникативные характеристики речи Нормативные характеристики речи: орфографические, синтаксические, грамматические Этические качества речи
первый уровень достаточный правильность правильное употребление слов умение слушать собеседника, учитывать его интересы
точность умение точно излагать мысль использование терминов вместо жаргонов
логичность владение основными словесно-логическими конструкциями, умение излагать материал в соответствии с его смысловой структурой знание устойчивых этикетных конструкций
второй уровень высокий ясность осознание предмета речевого сообщения, обоснованность высказываний произношение и интонация (невербальные элементы общения), учет ситуации, паузы, интервалы
уместность умение использовать языковые средства в соответствии с условиями общения
Педагогическая работа по форми- скольких компонентов: развития рече-рованию культуры речи учащихся вого слуха; выработки литературного младших классов складывается из не- произношения; пополнения словарно-
го запаса; освоения коммуникативной и этической стороны речи [4, с. 174].
За время педагогической работы в начальной школе у нас сложилась определённая система различных приёмов, методов, заданий и упражнений, направленных на повышение культуры речи младших школьников. Назовём некоторые из них.
1) Задания на подбор рифмы к словам, отгадывание кроссворда, образование нового слова путём изменения порядка слогов, изменения ударения и последующее обсуждение изменившегося значения слова. Данные упражнения способствуют развитию речевого слуха, также развивают у детей природное языковое чутьё [5, с. 36].
2) Работа со скороговорками, чи-стоговорками позволяет повысить качество произносительной стороны речи учащихся. Ребятам предлагается прочитать их шёпотом, с разной громкостью, интонацией: радостно, грустно, удивлённо. Возможно использование на уроках игры «Скороговорная лента»: на концах двух палочек завязывается лента; по команде учителя два ученика скручивают её и произносят скороговорку; учащийся, который быстрее скрутит ленту и правильно произнесёт скороговорку, выигрывает [1, с. 100].
3) Обогащение словарного запаса можно осуществлять следующими уп-ражненими и заданими: подбор антонимов, синонимов, прилагательных, работа с загадками, сравнение предметов по разным признакам, а также развёрнутыми ответами на вопросы по профессиям, цвету, размеру овощей и фруктов.
4) Работа над коммуникативной и этической сторонами речи может
строиться на создании специальных коммуникативных ситуаций, которые побуждают школьника к речевому высказыванию, вызывают интерес и желание поделиться своим мнением. Учащимся можно предложить составить загадку, лирическую миниатюру, рассказ от имени неживого предмета, сказку, закончить предложение «Если бы...», «Каким я себя вижу через 5 лет...» и др. [10, с. 65].
В связи с тем, что ребёнок младшего школьного возраста эмоционально зависим от оценки учителя, последнему рекомендуется демонстрировать одобрение действий ученика. Поддержка, одобрение дают ребёнку ориентиры, как следует вести себя, способствуют созданию психологического комфорта. Крайне важно, чтобы учащиеся регулярно слышали комплименты от сверстников, родителей, учителей, что приводит к усвоению ими комплимента как одного из проявлений доброжелательности к окружающему миру [9, с. 205].
Таким образом, для младшего школьника грамотная речь - гарант успешного обучения и развития. Такие задания, как чтение, работа со скороговорками, чистоговорками, подбор антонимов, синонимов, прилагательных, составление загадок, лирических миниатюр, рассказов от имени неживого предмета и т. д., способствуют повышению культуры речи младших школьников. Кроме того, культура речи младших школьников не ограничивается только соблюдением норм и правил грамотного письма, правильного произношения, а выступает как компонент общей культуры личности.
Статья поступила в редакцию 12.02.2019
ЛИТЕРАТУРА
1. Автономова Н. С. Метафорика и понимание // Загадка человеческого понимания. М., 1991. С. 95-113.
2. Агафонова В. А., Сатарова Л. А. К вопросу о развитии культуры речи у школьников // Актуальные проблемы педагогики, психологии и профессионального образования: сборник статей. Астрахань, 2016. С. 8-10.
3. Виноградов В. В. Язык Пушкина. Пушкин и история русского литературного языка. М.; Л., 1935. 455 с.
4. Горобец Л. Н., Докшина Н. В. Сочинение-миниатюра как эффективное упражнение для развития речи учащихся и формирования предметных, коммуникативно-речевых и метапредметных умений // Гуманитарные исследования. 2017. №4. С. 173-178.
5. Кузнецова Е. Г. Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности // Актуальные проблемы педагогики и профессионального образования: сборник статей. Астрахань, 2017. С. 36-38.
6. Нурмухамбетова М. С. Словарная работа на уроках русского языка и литературы // Актуальные проблемы педагогики и профессионального образования: сборник статей. Астрахань, 2014. С. 62-65.
7. Нуртазина Н. В., Шумилова Т. А. Проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся в работе учителя начальной школы // Актуальные проблемы педагогики, психологии и профессионального образования: сборник статей. Астрахань, 2016. С. 74-76.
8. Оганесян С. С. Культура речевого общения // Русский язык в школе. 1998. № 5. С. 89-92.
9. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. М., 2001. 400 с.
10. Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики / под ред. В. И. Аннушкина. М., 2003. 210 с.
11. Ткачева О. В. Развитие языковой личности в рамках ФГОС // Актуальные проблемы педагогики, психологии и профессионального образования: сборник статей. Астрахань, 2016. С. 97-98.
1. Avtonomova N. S. [Metaphors and understanding]. In: Zagadka chelovecheskogo ponimani-ya [The mystery of human understanding]. Moscow, 1991, pp. 95-113.
2. Agafonova V. A., Satarova L. A. [On the question of pupils' speech culture development]. In: Aktual'nye problemy pedagogiki, psikhologii i professional'nogo obrazovaniya [Actual problems of pedagogics, psychology and professional education]. Astrakhan, 2016, pp. 8-10.
3. Vinogradov V. V. Yazyk Pushkina. Pushkin i istoriya russkogo literaturnogo yazyka [The Language of Pushkin. Pushkin and history of the Russian literary language]. Moscow, Leningrad, 1935. 455 p.
4. Gorobets L. N., Dokshina N. V. [An essay-miniature as an effective exercise for the development of speech of pupils and the formation of subject-related and communicative-linguistic and interdisciplinary skills]. In: Gumanitarnye issledovaniya [Humanities research], 2017, no. 4, pp. 173-174.
5. Kuznetsova E. G. [The development of coherent speech in children of primary school age in extracurricular activities]. In: Aktual'nye problemy pedagogiki i professional'nogo obrazovaniya [Actual problems of pedagogics and professional education]. Astrakhan, 2017, pp. 36-38.
6. Nurmukhambetova M. S. [Vocabulary work at the lessons of Russian and literature]. In: Aktual'nye problemy pedagogiki i professional'nogo obrazovaniya [Actual problems of pedagogics and professional education]. Astrakhan, 2014, pp. 62-65.
REFERENCES
7. Nurtazina N. V., Shumilova T. A. [The problem of spiritually-moral education of students in the teacher of primary school]. In: Aktual'nye problemy pedagogiki, psikhologii i professional'nogo obrazovaniya [Actual problems of pedagogics, psychology and professional education]. Astrakhan, 2016, pp. 74-76.
8. Oganesyan S. S. [Culture of verbal communication]. In: Russkiiyazyk v shkole [Russian language at school], 1998, no. 5, pp. 89-92.
9. Podlasyi I. P. Pedagogika nachal'noi shkoly [Pedagogy of primary school]. Moscow, 2001. 400 p.
10. Rozhdestvensky Yu. V. Printsipy sovremennoi ritoriki [The principles of contemporary rhetoric]. Moscow, 2003. 210 p.
11. Tkacheva O. V. [The development of a language personality in the GEF]. In: Aktual'nye problemy pedagogiki, psikhologii i professional'nogo obrazovaniya [Actual problems of pedagogics, psychology and professional education]. Astrakhan, 2016, pp. 97-98.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Агафонова Вера Александровна - аспирант кафедры коррекционной педагогики Астраханского государственного университета, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 12 г. Астрахани; е-mail: vergaf@mail.ru
Сатарова Лариса Алексеевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры коррек-ционной педагогики Астраханского государственного университета; е-mail: satarova1949@gmail.com
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Vera A. Agafonova - post-graduate student of the Department of Correctional Pedagogy, the teacher of primary school, MBOU of Astrakhan "SOSh №12"; е-mail: vergaf@mail.ru
Larisa A. Satarova - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Correctional Pedagogy, Astrakhan State University; е-mail: satarova1949@gmail.com
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Агафонова В. А., Сатарова Л. А. Формирование культуры речи у младших школьников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 2. С. 6-12.
DOI: 10.18384/2310-7219-2019-2-6-12
FOR CITATION
Agafonova V. A., Satarova L. A. Formation of junior student's speech culture. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2019, no. 2, рр. 6-12. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-2-6-12