Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА И МЕХАНИЗМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СПЕЦИФИКА И МЕХАНИЗМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
902
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / СУЩНОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ / ФУНКЦИИ / ДИНАМИКА / CUSTOMS DUTIES / ESSENCE / APPLICATION FEATURES / FUNCTIONS / DYNAMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баташев Р.В.

Масштабы вмешательства государства в социально-экономические процессы в настоящее время обусловлены развитием международных отношений и глобализацией отдельных аспектов экономической жизни государства. Одним из эффективных инструментов такого вмешательства является таможенно-тарифное регулирование, в структуре которого следует выделить таможенные пошлины. В статье рассмотрены сущность и содержание таможенных пошлин, а также особенности их применения в рамках внешнеэкономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY AND MECHANISMS OF CUSTOMS DUTIES IN THE REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

The scale of state intervention in socio-economic processes is currently determined by the development of international relations and the globalization of certain aspects of the state's economic life. One of the effective tools for such intervention is customs and tariff regulation, in the structure of which customs duties should be distinguished. The article examines the essence and content of customs duties, as well as the features of their application in the framework of foreign economic policy.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА И МЕХАНИЗМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

СПЕЦИФИКА И МЕХАНИЗМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Р.В. Баташев, старший преподаватель Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11020

Аннотация. Масштабы вмешательства государства в социально-экономические процессы в настоящее время обусловлены развитием международных отношений и глобализацией отдельных аспектов экономической жизни государства. Одним из эффективных инструментов такого вмешательства является таможенно-тарифное регулирование, в структуре которого следует выделить таможенные пошлины. В статье рассмотрены сущность и содержание таможенных пошлин, а также особенности их применения в рамках внешнеэкономической политики.

Ключевые слова: таможенные пошлины, сущность, особенности применения, функции, динамика.

В настоящее время косвенные налоги дополняются таможенными пошлинами, которые рассматриваются в качестве ключевого элемента государственного вмешательства в процесс внешнеэкономической деятельности.

Основное предназначение таможенных пошлин, как отражение косвенного харак-

тера их взимания, заключается в регулировании ввоза товаров на территории Российской Федерации исходя из конъюнктуры внутреннего рынка и потенциала отечественных товаропроизводителей. Систематизируем основные цели введения таможенных пошлин на рисунке 1.

оптимизация структуры импорта

протекционизм

цели установление таможенных пошлин

модернизация отечественного производства

обеспечение отечественных потребителей дефициными товарами

интеграция в международные рынки

фискальные

Рис. 1. Цели применения таможенных пошлин

Особо следует выделить фискальную роль таможенных пошлин. Величина и структура поступления таможенных платежей в федеральный бюджет определяется динамикой и структурой внешнеторговой деятельности.

По данным Федеральной таможенной службы РФ по итогам 2019 года внешнеторговый оборот России составляет 667 млрд. долларов США, что на 3% ниже, чем в 2018 году. Сокращение связанно со снижением экспорта на 6%, при этом импорт увеличился на 2,2% (рис. 2).

Рис. 2. Динамика показателей внешнеторговой деятельности РФ за 2017-2019 гг.

Основу российского экспорта традиционно составляли топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта составил 62% (в 2018 году - 64%). Основу экспорта составляет импорт машин и оборудования. Так, удельный вес на машины и оборудование в 2019 году составлял 46% (в 2018 году -47%).

Как известно, таможенные пошлины подразделяются на ввозные и вывозные. Наибольшим фискальным эффектом на

сегодняшний день обладают именно вывозные таможенные пошлины, большая часть которых приходится на экспорт топливно-энергетических ресурсов. Динамика таможенных вывозных таможенных пошлин представлена на рисунке 3. Как видно на представленном рисунке, на протяжении последних трех лет динамика поступления вывозных таможенных пошлин имеет колебательный характер, при этом в 2019 году наблюдается снижение на 30% относительно 2018 году.

2012 г. 2013 г. 2014 г 2015 г. 2016 г, 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Рис. 3. Динамика вывозных таможенных пошлин

Всего по итогам 2019 году таможенных пошлин в государственный бюджет в 2019 году поступило на сумму 2909,5 млрд. руб.

Удельный вес таможенных пошлин в структуре доходов консолидированного бюджета на сегодняшний день составляет 9,5% [2].

Рассмотрим механизм установления и взимания таможенных пошлин.

Порядок взимания таможенных пошлин определяется спецификой установления их установления. Так, по характеру установления выделяют специальные, сезонные, компенсационные и антидемпинговые пошлины. Назначением сезонных пошлин является регулирование международной торговли в оперативном режиме, поэтому срок их установления не может превышать 6 месяцев. Специальные пошлины направлены на ограничение ввоза иностранного товара, который может причинить ущерб отечественным производителям аналогичной продукции. В тех случаях, когда в Российскую Федерацию ввозятся товары, произведенные на основе предоставления государственных субсидий, применяются компенсационные пошлины. Антидемпинговые пошлины устанавливаются и применяются в тех случаях, когда на территорию РФ ввозится импортная продукция по ценам, намного ниже, чем действующие в стране-производителе. Например, возросший импорт автотранспортных средств из ряда европейских стран привел к необхо-

димости установления повышенных таможенных пошлин в целях защиты отечественных производителей автомобилей.

Таможенные пошлины могут быть постоянными и переменными. Постоянные не зависят от конкретных экономических и политических обстоятельств. Переменные могут изменяться, но лишь в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством [3].

В зависимости от особенностей внешнеэкономических отношений таможенные пошлины могут быть автономными, преференциальными и конвенционными. Конвенционные пошлины устанавливаются на основе заключение двусторонних или многосторонни соглашений (например, между странами-участницами ВТО). Преференциальные таможенные пошлины применяются в отношении развивающихся или слаборазвитых стран. (например, для стран СНГ). Автономные полшины устанавливаются в одностороннем режиме и часто являются инструментом экономического или политического давления.

Исчисления и взимание таможенных пошлин в настоящее время регулируется рядом законодательных актов: Таможенный кодекс ТС, Единый таможенный тариф ЕАЭС, Товарная номенклатура ВЭД, решения Комиссии Таможенного союза, Постановления Правительства РФ.

Обязанность по уплате таможенных пошлин возникает у декларантов и иных

лиц, которые самостоятельно исчисляют суммы пошлин.

Объектом обложения являются товары, которые перемещаются через таможенную границу ЕАЭС. То есть работы и услуги не облагаются таможенными пошлинами. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является либо таможенная стоимость товаров, либо их физическая характеристика в натуральном выражении - количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика (ст. 75.2 ТК ТС).

В соответствии с действующим законодательством ЕАЭС по таможенным пошлинам применяются адвалорные, специфические и комбинированные налоговые ставки. Правильность определения величины налоговой ставки зависит от правильной идентификации кода по товарному классификатору. Для этих целей применяется единая номенклатура ВЭД.

Специфика таможенных пошлин, в отличии от, например, НДС и акцизов, заключается в том, что их величина зависит от страны, из которой ввозятся товары. Для этого страны делятся на слаборазвитые, развивающиеся и страны, в отношении которых устанавливается режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), а также страны, в отношении которых РНБ

не устанавливается. Так, в отношении стран с отсутствием РНБ налоговые ставки устанавливаются в двукратномразмере. Для стимулирования экспорта из слаборазвитых или развивающихся стран устанавливается перечень товаров, обложение которых осуществляется по преференциальным ставкам.

Таможенные пошлины рассчитываются на основе таможенной стоимости товаров, которая определяется несколькими способами: стоимость по сделке, стоимость по сделке с идентичными товарами, стоимость по сделке с однородными товарами, вычитание стоимости, метод сложения стоимости, резервный метод.

Наиболее распространенным в международной практике определения таможенной стоимости методом является по стоимости с ввозимыми товарами. За основу таможенной стоимости в данном случае принимается стоимость сделки по ввозимым товарам. При этом стоимость сделки увеличивается на транспортные расходы, страховые расходы, лицензионные расходы и пр.

Выводы. Таким образом, таможенные пошлины, как форма косвенного налогообложения, представляются собой платежи с более масштабным функциональным потенциалом, выражающийся в возможности как оперативного, так и стратегического регулирования внешнеэкономической деятельности, а также в формировании доходов федерального бюджета.

Библиографический список

1. Гуревич С.В. Роль и возможности косвенного налогообложения в налоговой системе // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2014. - №12. -С. 252-256.

2. Консолидированный бюджет РФ // Официальный сайт Минфина РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/conbud/

3. Цымбаленко С.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности: учебное пособие. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014. - 169 с.

SPECIFICITY AND MECHANISMS OF CUSTOMS DUTIES IN THE REGULATION

OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

R.V. Batashev, Senior Lecturer Chechen State University (Russia, Grozny)

Abstract. The scale of state intervention in socio-economic processes is currently determined by the development of international relations and the globalization of certain aspects of the state's economic life. One of the effective tools for such intervention is customs and tariff regulation, in the structure of which customs duties should be distinguished. The article examines the essence and content of customs duties, as well as the features of their application in the framework of foreign economic policy.

Keywords: customs duties, essence, application features, functions, dynamics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.