ББК 65.428
Л. И. Федорова
Кафедра бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита
РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ТАРИФОВ ПРИ ИМПОРТЕ ТОВАРОВ
Переход к новым принципам регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в России в соответствии с мировой практикой потребовал изменения организации ее регулирования.
Если ранее режим и процедура пропуска товаров при перемещении их через таможенную границу Российской Федерации определялись с учетом того, какие субъекты выступили в качестве участников внешнеторговой сделки, то в настоящее время основным критерием является объект такой сделки, т. е. конкретный товар.
Под товаром понимается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды электроэнергии и транспортные средства (кроме средств, используемых для международных перевозок).
При перемещении через таможенную границу Российской Федерации товары должны пройти таможенное оформление. Это процедура, в соответствии с которой товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, помещаются под определенный таможенный режим, действие которого завершается в соответствии с требованиями и положением Таможенного кодекса РФ [1].
Роль и значение таможенных режимов очень велика. Таможенный режим - совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, для таможенных целей. Он устанавливает порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от назначения товара, условия его нахождения на (вне) таможенной территории, устанавливает рамки, в которых может использоваться товар, права и обязанности лица, перемещающего товары, требования к товару, перемещаемому под данный конкретный режим. В подразделе 2 раздела 11 Таможенного кодекса перечислены 16 таможенных режимов, а также перечни товаров, в отношении которых устанавливаются так называемые иные специальные таможенные режимы. Выпуск для свободного обращения является наиболее распространенным таможенным режимом. Он предусматривает ввоз товаров на таможенную территорию РФ без обязательства вывоза их обратно. Этот режим применяется при импорте товаров.
Под таможенными платежами понимаются платежи, подлежащие обязательной уплате при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, а также в других случаях, предусмотренных Кодексом. Уплата платежей является одним из существенных условий осуществления внешнеторговых операций. Правовая основа по начисле-
нию и уплате таможенных платежей закреплена в Таможенном и Налоговом кодексах Российской Федерации.
В соответствии с законодательством Российской Федерации при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации и других оговоренных случаях уплачиваются следующие таможенные платежи:
- таможенная пошлина;
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
- таможенные сборы за таможенное оформление товаров и транспортных средств;
- таможенные сборы за хранение товаров;
- таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
- плата за информирование и консультирование;
- плата за принятие предварительного решения;
- плата за участие в таможенных аукционах;
- таможенные платежи, взимаемые по единым ставкам;
- сбор за включение банков и иных кредитных учреждений в реестр ГТК России;
- другие налоги, взимание которых возложено на таможенные органы РФ.
Следует отметить, что в статье 318 Кодекса приведен перечень видов таможенных платежей. К ним относятся: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 5) таможенные сборы.
Взимание таможенных платежей производится с юридических, физических лиц, а также предпринимателей без образования юридического лица. Таможенные платежи могут быть уплачены непосредственно декларантом либо иными заинтересованными лицами (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), которые признаются ответственными за уплату платежей.
Таможенные платежи в зависимости от их вида могут уплачиваться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с Таможенным кодексом РФ таможенные платежи уплачиваются непосредственно при выпуске товаров, а в некоторых случаях - и после выпуска при предоставлении необходимых гарантий. В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей при предоставлении плательщикам отсрочки или рассрочки, а также в других случаях, предусмотренных таможенным законодательством, таможенные органы могут принимать залог товаров и транспортных средств, гарантию третьего лица (банка, включенного в реестр ГТК РФ) либо внесенные на депозит таможенного органа суммы, необходимые для уплаты таможенных платежей.
В соответствии с п. 4 ст. 350 Кодекса срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 дней со дня получения требования. В случае неисполнения указанного требования таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей.
Таможенным законодательством определен порядок взыскания неуплаченных таможенных платежей, процентов за предоставленную отсрочку, а также пени за просрочку уплаты таможенных платежей. Новый Кодекс урегулировал их в гл. 32. Практикуется также уплата авансового платежа, который представляет собой сумму денежных средств, внесенных плательщиком на счет таможенного органа в счет будущих таможенных платежей.
Пошлина - таможенная пошлина, а также иные виды пошлин, предусмотренные Законом «О таможенном тарифе»: сезонные, специальные, антидемпинговые, компенсационные. При этом таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию страны или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Сезонные пошлины при ввозе и вывозе товаров в России устанавливаются на срок не более шести месяцев с момента их применения.
Специальная пошлина применяется в качестве защитных и ответных мер в следующих случаях:
- при ввозе в страну товаров в таких количествах и на таких условиях, что они причиняют вред отечественным производителям подобных товаров;
- для пресечения действий участников внешнеэкономической деятельности, которые нарушают общегосударственные интересы в какой-либо отрасли народного хозяйства, а также для прекращения недобросовестной конкуренции;
- в качестве ответной меры на дискриминационные или недружественные действия со стороны иностранных государств или их союзов против России.
Размер специальной пошлины устанавливается конкретно по каждому случаю [2].
Меры нетарифного регулирования - это механизм государственного регулирования внешнеторговой политики, включающий экономические (кроме таможенного тарифа), административные и технические условия, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между государствами. Такая формулировка достаточно полно отражает характер и задачи нетарифных мер. Исходя из этого определения составим схему (рис. 1).
Рис. 1. Схема мер нетарифного регулирования
Экономическая категория мер нетарифного регулирования включает в себя контроль таможенной стоимости, валютный контроль, финансовые меры, защитные меры и дополнительные таможенные обложения (рис. 2).
Из мер нетарифного регулирования основной является административный метод, к которому следует отнести запреты (эмбарго), лицензирование, квотирование, а также систему экспортного контроля.
Рис. 2. Экономические меры нетарифного регулирования
Антидемпинговая пошлина применяется при ввозе на таможенную территорию товаров по цене, которая существенно ниже их конкурентной цены в стране экспорта и если это снижение угрожает причинить вред отечественным производителям подобных товаров. Возможно применение антидемпинговых пошлин в случае вывоза за пределы России товаров по цене, которая существенно ниже цен других экспортеров подобных товаров и если это снижение может причинить вред интересам страны. Ставки антидемпинговых пошлин должны поднимать цены до уровня конкурентной оптовой цены объекта демпинга.
Применение компенсационной пошлины возможно в случае ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при вывозе или производстве которых прямо или косвенно использовались дотации, а также если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб российским изготовителям подобных товаров либо затрудняет производство подобной продукции в России.
Специальная пошлина применяется в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров.
Таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В настоящее время в России используется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), разработанная на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), рекомендованной Международной торговой палатой для использования в мировой внешней торговле с 1991 г., и Комбинированной тарифностатистической номенклатуры Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС). В России применяются такие виды ставок пошлин, как адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые в установленном денежном размере за единицу облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения. В зависимости от направления движения товаров пошлина может быть ввозной, вывозной и транзитной, которая взимается за перемещение товара через таможенную территорию [3].
Ставки ввозных пошлин определяются Правительством Российской Федерации в пределах, установленных Законом «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г.
Предельные ставки ввозных таможенных пошлин применяются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия использует режим наиболее благоприятствуемой нации, установленный законодательными органами.
Методы определения таможенной стоимости определены Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 21.05.93 г. № 5003-1 и постановлением Правительства Российской Федерации «Об утвержде-
нии Порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации» от 05.11.92 г. № 856. Таможенная стоимость товаров лежит в основе определения суммы таможенных сборов за таможенное оформление импортных товаров. Этот сбор уплачивают в размере 0,15 % от таможенной стоимости, в том числе 0,1 % в валюте Российской Федерации и 0,05 % в иностранной валюте. Кроме таможенных сборов за оформление товаров предприятия могут уплачивать сборы за хранение и сопровождение груза. При этом таможенный сбор за таможенное оформление импортного товара уплачивают в том случае, если таможенным органом было принято решение об организации такого сопровождения. Для расчета таможенной пошлины по импортируемому товару применяется ставка в размере 10 % таможенной стоимости товара.
К товарам может применяться режим, наиболее благоприятствуемой нации, или преференциальный (льготный) режим при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении не позднее чем через год с момента осуществления таможенного оформления [4].
Товары из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, а также на товары, страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с Законом «О таможенном тарифе» увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот.
Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, относительно которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации и относятся к мерам оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности. В практике ВЭД наряду с пошлинной системой ввоза, вывоза и транзита товаров применяется также несколько видов тарифных льгот.
В заключение можно сделать следующие выводы:
1. В международной торговой практике использование различных национальных методик определения таможенной стоимости рассматривается как нетарифный барьер. Это дает государству реальную возможность для усиления протекционистской направленности таможенных пошлин и налогов.
2. Таможенные платежи, взимаемые таможенными органами с предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, являются одним из важнейших источников формирования государственного бюджета страны.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Бабченко Т. Н. Учет внешнеэкономической деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 352 с.
2. Астахов В. П. Бухгалтерский учет и валютный контроль во внешнеэкономической деятельности. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.
3. Ушаков И. П., Ушаков Т. И. Оценка и влияние системы налогообложения на внешнеэкономическую деятельность предприятий и организаций // Пятые Ва-
виловские чтения. Мировое сообщество и Россия на путях модернизации. Экономика и управление в современном обществе / Под общ. ред. проф. А. Д. Арзамасцева. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2002. - 478 с.
4. Банк В. Р., Банк В. В. Внешнеэкономическая деятельность организации: проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита: Моногр. - Астрахань: ИПЦ «Факел», 2002. - 248 с.
Получено 21.07.04
THE ROLE OF CUSTOMS TARIFFS WHEN IMPORTING GOODS
L. I. Fjodorova
The basic criteria of passing goods through the customs border of the Russian Federation is the object of the transaction that is the commodity which is to go through customs registration. In the normative documents of the Russian Federation 16 customs régimes are enumerate. The release for general circulation is the customs régime when the goods are imported. The rates of customs duties are defined in the Trade Code of the Russian Federation. The duty paid makes up 0,15 % of the customs cost and includes 0,1 % in the Russian federation currency and 0,05 % in foreign currency. The rate of the customs duty on the imported good makes up 10 %. The following conclusion is drawn: in the world trade the practice to use different national principles of defining customs cost is looked upon as a non-tariff barrier, this fact gives the state a real possibility for strengthening the protectionist tendency of customs duties and taxes; the customs payments charged by customs authorities on enterprises and organizations involved in foreign economic activity is one of the most important sources of the national budget formation.