ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Асмар АЛИЕВА,
доктор философии по праву, преподаватель кафедры гражданского процесса и коммерческого права юридического факультета Бакинского государственного университета
ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВ И ПЛАТЕЖЕЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: ИХ БЮДЖЕТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ
Таможенные выплаты нельзя отождествлять с импортными и экспортными пошлинами. Импортные и экспортные пошлины являются разновидностями таможенных выплат. В Таможенном кодексе Азербайджанской Республики таможенные выплаты перечислены в следующем порядке: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; дорожный налог; таможенные сборы; взнос; государственная пошлина. В юридической литературе таможенные выплаты рассматриваются как денежные средства, взимаемые работниками таможенного органа у лиц, перевозящих товар и транспортные средства.
Ключевые слова: таможенные выплаты, пошлина, таможенный тариф, налоги.
A. ALIYEVA, Doctor of Philosophy in Law, Lecturer of the Department of Civil Procedure and Commercial Law of Law Faculty of the Baku State University
CUSTOMS DUTIES IN THE SYSTEM OF TAXES AND PAYMENTS OF AZERBAIJAN REPUBLIC: THEIR BUDGETARY IMPLICATIONS AND CLASSIFICATION
Customs' payments are very important for every country. We classify them as: custom's duty, taxes, fees and state duties. Customs duties are divided to: import duties, export duties and transit duties as well. Some specialists insist that customs' duties are kinds of indirect taxes.
Keywords: customs payments, duties, laws, customs tariffs and taxes.
Таможенные выплаты по своим бюджетным значениям занимают определенное место в системе налогов и платежей Азербайджанской Республики. Так, согласно Закону Азербайджанской Республики «О Государственном бюджете на 2014 год» доля только таможенных пошлин в доходной части бюджета составила 12,5 % общего дохода. Несмотря на такой низкий уровень удельного веса таможенных пошлин в доходной части государственного бюджета, фактически значимость таможенных выплат заключается в том, что посредством указанных выплат государство, защищая свои экономические интересы, обеспечивает безопасность внутреннего рынка.
Следует отметить, что понятие «таможенные выплаты» намного шире, чем понятие «таможенные пошлины». Следовательно, отождествлять таможенные выплаты с импортными и экспортными пошлинами недопустимо. Впрочем, импортные и экспортные пошлины являются одними из разновидностей таможенных выплат1. В Таможенном кодексе Азербайджанской Республики таможенные выплаты перечислены в следующем порядке: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость на импорт; дорожный налог; таможенные сборы; взнос; государственная пошлина2.
1 Трошкина Т. Н. Таможенные платежи : учеб.-практ. пособие. М., 2007. С. 6.
© А. Алиева, 2015 2 Таможенный кодекс АР. Ст. 224.1. Баку : Ганун, 2012. С. 156.
в
ЕСТНИК й <туэ
шивсвтитст! Таможенные пошлины в системе налогов и платежей I Ж _ ^
УПИВЕРиИТсТА п ^ _ _ ^ — ■ * **
имени о.Е.кугафина(мгюА) Азербайджанской республики: их бюджетное значение и классификация
В отличие от таможенного законодательства Азербайджанской Республики, в юридической литературе таможенные выплаты рассматриваются как денежные средства, взимаемые работниками таможенного органа у лиц, перевозящих товар и транспортные средства3. На мой взгляд, подобное понимание таможенных выплат снижает их экономико-правовое значение.
По мнению азербайджанского исследователя А. Г. Мирзоевой, таможенные выплаты обладают следующими особенностями: таможенные пошлины — это общегосударственные пошлины; взимаются в связи и в процессе перевозки товаров и транспортных средств через таможенную территорию; являются доходами, поступающими от внешнеэкономической деятельности государства; удержание этих выплат находится в полномочии таможенных органов; для оказания услуги, связанной с перевозкой товаров через таможенную границу, появляется необходимость обращения к государственным органам4.
Для более точного определения сути, значения и видов таможенных выплат целесообразно провести небольшой сравнительный анализ законодательств некоторых стран. Согласно Таможенному кодексу Российской Федерации (ст. 318) под таможенным платежом понимается: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; таможенные сборы. По сравнению с таможенным законодательством АР, в Таможенном кодексе РФ представлен полный и более конкретный список таможенных платежей. Если речь идет о сравнительном анализе таможенных законодательств стран СНГ, то нельзя не упомянуть ЕАЭС. Так, согласно соглашению, подписанному между Россией, Беларусью и Казахстаном (членами ЕАЭС.), все товары, перемещаемые в пространстве этого содружества, освобождены от таможенных пошлин и используются единые таможенные тарифы в торговых отношениях с третьими странами.
Как утверждают эксперты, в большинстве стран значительная часть удерживаемых государственными таможенными органами таможенных выплат приходится на таможенные пошлины.
Таможенные пошлины характеризуются как обязательные выплаты, взимаемые таможенными органами во время импорта и экспорта товаров. А согласно Закону АР «О таможенном тарифе Азербайджанской Республики» от 20 июня 1995 года, таможенная пошлина — это не только взносы с импорта и экспорта товаров и транспортных средств через таможенную территорию Азербайджанской Республики, но и важное условие такого рода импорта и экспорта5. Особенностями, характеризующими таможенные пошлины, являются: обязательность (принужденность); сбор без возврата; индивидуальность и абстрактность. По мнению Н. В. Милякова, эти особенности дают основание говорить, что независимо от того, что эти платежи называются «таможенные пошлины», они по сути своей налоги6.
Некоторые специалисты считают, что таможенные пошлины не являются одним из видов налога, а выступают как особая форма налога, налагаемая только на потребление7.
В экономической литературе отмечается, что таможенные пошлины вступили в силу и стали применяться в связи с внешнеторговым оборотом товаров, благодаря факту пересечения через таможенную границу государства, но косвенно выступают в качестве разновидности налога8.
Фактически таможенные пошлины совмещают в себе все главные особенности и признаки налога. В юридической литературе существуют разные мнения о связи тамо-
Нурийев С. Таможенное право. с. 137.
Мирзяйева А. Г. Налоговое право АР : учебник. Баку, 2007. С. 279. щ
>
Закон о Таможенном тарифе АР // Законы АР (1993—1995). 2-я книга. Баку : Ганун,1997. С. 485.
<
Миляков Н. В. Таможенная пошлина. М. : Финансы и статистика, 2004. С. 8-9.
гп
Таможенное право : учебник для студентов / под ред. М. М. Рассолова, Н. Д. Эриашвили. М.,
2007. С. 233-234. I
Ц
Алийев В. Проблемы таможенных тарифов в регулировании внешнеторговой деятельности АР. Баку : Ширванняшр, 2006. С. 86. ОПЫТ'
3
4
5
6
7
8
174 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
я ^Ж ^
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
женных пошлин с финансами и налогами. Ряд ученых указывают на то, что таможенная пошлина, будучи одной из форм собранных на территории государства доходов, не имеет отношения к налоговой среде9. А. Н. Козырин, И. В. Тимошенко и другие авторы склонны рассматривать таможенную пошлину как одну из форм косвенного налога, взимаемого в связи с внешнеторговым оборотом. О. Н. Горбунова в учебнике «Финансовое право» называет таможенные пошлины одним из видов косвенных налогов10. Н. П. Кучерявенко, классифицируя все платежи как налоговые, определяет таможенные пошлины одним из видов налогов11.
Надо согласиться с мнением ученых о том, что таможенные пошлины являются, по сути, косвенными налогами. С налогами их объединяет также то, что они, во-первых, являются обязательными, во-вторых, входят в систему налогов и платежей. В-третьих, они, как и налоги, являются источниками государственного бюджета. В-четверых, за неуплату или задержку таможенных пошлин законодательство определяет финансовые санкции, как в отношении налогов.
Следует различать 3 функции таможенных пошлин — фискальную, защитную и балансирующую. Как уже было отмечено, фискальная функция не может выступать как основная функция таможенных пошлин, поскольку удельный вес таможенных пошлин отличается от удельного веса некоторых налогов своей незначительностью. Стоит отметить, что таможенные пошлины в экономически развитых странах давно потеряли свое фискальное значение и превратились в «исторический анахронизм»12.
Таким образом, главными функциями таможенных пошлин следует признать защитную и балансирующую. Суть защитной функции заключается в том, что таможенные пошлины охраняют внутренний рынок государства от некоторых негативных воздействий. Благодаря данной функции применяются особые пошлины. Таможенные пошлины, выполняя балансирующую функцию, обеспечивают равновесие между внутренним и внешним рынком.
Таможенные пошлины в Азербайджанской Республике уплачиваются в соответствии с Законом АР «О таможенном тарифе» от 20.06.1995. Виды таможенных пошлин, согласно данному Закону, можно классифицировать по различным критериям.
В зависимости от выбора таможенного режима, различают следующие виды таможенных пошлин:
— таможенные пошлины по импорту, т.е. пошлины, уплаченные при ввозе товаров на территорию страны;
— таможенные пошлины по экспорту, т.е. пошлины, уплаченные при вывозе товаров с территории страны;
— транзитная таможенная пошлина, т.е. пошлина, полученная за перевозимые через территорию страны товары.
По способу удержания таможенные пошлины бывают адвалорные (взимаемые в процентах от стоимости товаров) и специфические (взимаемые по стоимости единицы товара).
По характеру или в зависимости от воздействия пошлин на стоимость товаров таможенное законодательство выделяет следующие виды таможенных пошлин:
— сезонные пошлины, т.е. пошлины для оперативного урегулирования цен импортных и экспортных товаров, применяемые в отношении некоторых товаров, в особенности сельскохозяйственных продуктов, со сроком действия не более 6 месяцев;
— особые пошлины, временно применяемые пошлины к импортируемым товарам с целью соблюдения экономических интересов Азербайджанской Республики. Указанные пошлины, в свою очередь, делятся на три вида (подвида):
1) особые пошлины, которые применяются в случае ввоза товаров на территорию государства в больших количествах. Подобная ситуация создает реальную угрозу инте-
9
10 11
Химичева Н. И. Налоговое право : учебник для вузов. М. : БЕК, 1997. С. 189.
Финансовое право : учебник / под ред. О. Н. Горбуновой. М. : Юристъ, 2002. С. 75.
Дамирчиев М. И., Кучерявенко Н. П., Рагимова С. М. Налоговое право Азербайджанской Республики : учебное пособие / отв. ред. д. ю. н., проф. А. М. Касумов. Баку : Ганун, 2009. С. 75.
Мирзоева А. Финансовое право : учебник. Баку, 2008. С. 20.
12
в
ЕСТНИК й л __
шивсвтитст! Таможенные пошлины в системе налогов и платежей I Ж
УНИВЕРСИТЕТА п ^ _ — — ■ *
имени о.Е.кугафина(мгюА) Азербайджанской республики: их бюджетное значение и классификация
ресам местных производителей, занимающихся производством аналогичных товаров. Применяются эти пошлины в качестве защитной меры предостережения от попытки нанесения ущерба (или такой попытки) местным производителям Азербайджанской Республики и как ответный шаг на нанесение экономического ущерба интересам Азербайджанской Республики;
2) антидемпинговые пошлины, которые применяются с целью защиты интересов местных потребителей в случаях, если при ввозе цены товаров определены намного ниже по сравнению с ценами аналогичных товаров, производимых на территории страны;
3) компенсационные пошлины, которые направлены на защиту внутреннего рынка от импорта товаров.
В зависимости от порядка установления таможенные пошлины бывают: автономные пошлины; конвенционные пошлины; преференциальные (льготные) пошлины. Автономные таможенные пошлины применяются в одностороннем порядке на своей территории государства в соответствии с налоговым законодательством государства; конвенционные пошлины — это пошлины, применяемые на основе двусторонних или многосторонних соглашений. Необходимо отметить, что конвенционные пошлины стали применяться с конца XIX века в связи с началом урегулирования международных торговых отношений по контрактам. Преференциальные (льготные) пошлины применяются в отношении некоторых товаров, перемещаемых с территорий развивающихся стран, с установлением более низких ставок пошлин согласно действующим таможенным тарифам на основе многосторонних соглашений13.
Помимо этого, в зависимости от типа ставок различаются постоянные и временные таможенные пошлины. Постоянные таможенные пошлины — это определяемые соответствующим органам таможенные тарифы, которые не изменяются в зависимости от условий. Временные таможенные пошлины — это таможенные выплаты, меняющиеся в зависимости от условий. Условия могут возникнуть по различным причинам. К ним можно отнести, например, уровень цен на мировом или внутреннем рынке. Отметим, что для экономически развитых стран временный таможенный тариф не характерен.
В зависимости от правил исчисления различают номинальные и эффективные таможенные пошлины. Номинальные таможенные пошлины — это таможенные пошлины, ставки которых указаны в таможенном тарифе. Данные ставки дают общее представление об уровне таможенных пошлин в стране. А эффективные таможенные ставки — это реальный уровень установленных таможенных пошлин на товары с учетом уровня таможенных пошлин14.
Различают и иные виды таможенных пошлин. Например, многие авторы делят пошлины также на фискальные, опекунские и дифференциальные. Фискальные пошлины являются самыми древними. Их цель — приносить доход в государственную казну. Опекунские пошлины, по сути, есть особые пошлины. Подобные типы пошлин на современном этапе, при международных экономических связях начали терять свою значимость. По мнению авторов, опекунство принято понимать как некую форму протекционизма15. Дифференциальные пошлины — пошлины, применяемые в пределах страны с целью создания условий для развития того или иного региона в процессе создания льготных режимов.
К сожалению, удерживаемые таможенными органами таможенные пошлины и их проценты не закреплены в ТК АР, а также в Законе Ар «О таможенном тарифе АР». В настоящее время пошлины по импорту и экспорту в Азербайджанской Республике регулируются постановлением Кабинета Министров АР «О ставках таможенных пошлин по экспортно-импортным операциям в Азербайджанской Республике» от 22.04.1998 № 91 с последующими изменениями и дополнениями.
Щейдяров К. Ф., Ялийев А. Я., Нурийев С. Г., Мещдийев С. М. Таможенное оформление : учебник для вузов. Баку : Ганун, 2006. С. 33-34.
Свинухов В. Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. М., 2004. С. 35.
Мещрялийев И. И., Абдцлязимов Я. В. Экономика таможенной деятльности : учебник для вузов. Баку, 2008. С. 77.
13
14
15