ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039Х (Print)
Экономическое развитие
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СТРУКТУРЫ ТОВАРОПОТОКОВ НА ОБЪЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ* Светлана Валентиновна ПАНКОВАа,% Валерий Владимирович ПОПОВь
а доктор экономических наук, декан финансово-экономического факультета, Оренбургский государственный университет,
Оренбург, Российская Федерация
ь кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела, Оренбургский государственный университет,
Оренбург, Российская Федерация
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 19.08.2015 Принята в доработанном виде 17.09.2015
Одобрена 21.10.2015
УДК 339.56.055 JEL: F02, Р33
Ключевые слова: Таможенный союз, статистика, платежи, внешнеэкономическая деятельность
Аннотация
Предмет. Оценка влияния изменения структуры внешней торговли России и Оренбургской
области на динамику взимания различных видов таможенных платежей.
Цели. Выявление уровня влияния динамики товарных категорий экспортных и импортных
товаропотоков Российской Федерации и Оренбургской области на динамику таможенных
платежей.
Методология. В работе использованы общенаучные методы исследования: диалектический, монографический, логический анализ, сравнение и сопоставление, а также метод корреляционного анализа.
Результаты. Проведено сопоставление видов таможенных платежей и направления товаропотоков во внешнеэкономической деятельности России и пограничного региона -Оренбургской области в условиях функционирования Таможенного союза. Установлено, что основным системообразующим элементом совокупности таможенных платежей является вывозная таможенная пошлина. В Оренбургской области структурно внешняя торговля более всего оказывает влияние на динамику таможенных платежей в части импорта (при росте/снижении импорта региона осуществляется соответствующее изменение динамики показателя по импортным таможенным платежам). Деятельность Таможенного союза пока отрицательно сказывается на экономических показателях Оренбургской области. Проведенный корреляционный анализ показал, что на сумму вывозной таможенной пошлины наибольшее влияние оказывает величина экспорта минерально-сырьевых товаров. Объем поступлений от ввозной таможенной пошлины в наибольшей степени зависит от импорта продовольственных и минеральных товаров. На динамику НДС при ввозе товаров влияет импорт продовольственных товаров. На суммы акцизов большее влияние оказывает импорт минеральных продуктов.
Выводы. Снижение объемов внешнеторговых товаропотоков Оренбургской области и таможенных платежей в условиях Таможенного союза очевидно, следовательно, актуальной становится оптимизация таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в части взимания таможенных платежей. Кроме того, все страны - участники Таможенного союза должны придерживаться единой тарифной политики, не допуская ущемления интересов одних участников союза в угоду другим.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Таможенные платежи играют значительную роль в пополнении федерального бюджета, поэтому исследование изменений товаропотоков и поступлений платежей от них в динамике представляет интерес как с позиций соблюдения внешнеторгового баланса, так и в фискальных целях. В условиях функционирования Таможенного союза на разных стадиях его жизненного цикла в отношении этих объектов и показателей проявляется определенная специфика, которую необходимо учитывать для прогнозирования дальнейшего развития событий.
*Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Грант № 15-32-01291.
http://fin-izdat.
Эмпирической основой проведения анализа внешнеторговой деятельности Оренбургской области и взимания таможенных платежей послужили данные отчетности Оренбургской таможни, Федеральной таможенной службы и Федеральной службы государственной статистики.
На современном этапе регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:
• таможенно-тарифного регулирования;
• нетарифного регулирования (количественные ограничения экспорта и/или импорта,
юигпа1/апа^/ 15
квотирование, лицензирование, установление исключительных прав на экспорт и/или импорт товаров, специальные защитные меры, антидемпинговые и компенсационные меры);
• установления запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью;
• мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.
Специфика таможенного регулирования предполагает, что общественные отношения, являющиеся сферой применения таможенного дела, связаны с фактическим перемещением товаров и других ценностей с территории Таможенного союза и на нее через таможенную границу, а также обязательствами, возникающими как следствие этих перемещений. Такие отношения получили признание в формировании понятия «таможенные правоотношения», под которыми принято понимать отношения, регулируемые нормами таможенного права.
Вопросы создания и функционирования таможенных союзов рассматривались как отечественными, так и зарубежными исследователями. Одним из первых исследование теории таможенных союзов провел J. Viner, предложив аналитический метод определения последствий создания таможенного союза [1]. Впоследствии этот метод применялся, а выводы дискутировались в работах Meade James [2], M. Michaely [3] и других авторов. Анализ разрабатываемой модели таможенного союза R. Riezman проводит для ограниченного круга товаров для стран с относительно небольшими оборотами взаимной торговли и на основе результатов анализа отмечает, что такая модель приносит положительный результат [4]. Действие налоговых принципов в условиях мультитоварного таможенного союза анализирует E. Berglas, который делает вывод, что применение принципов назначения и происхождения не приводит к перераспределению или существенному изменению доходов, даже если ставки налогов в странах-участницах различаются [5]. Тенденции товарно-денежных потоков и доходов на ранних стадиях функционирования таможенных союзов описаны в работе K. Bagwella, R.W. Staiger, где делается вывод, что временно возникающий эффект «медового месяца» в части либерализации внешней многосторонней торговли в дальнейшем сводится к минимуму [6].
За последние два десятилетия G. Facchinia, P. Silva и G. Willmann отмечают увеличение количества соглашений о преференциальной торговле, причем большая часть таких соглашений проявляется в создании зон свободной торговли и лишь менее 10% воплощаются в виде полноценных таможенных союзов, что объясняется необходимостью согласования тарифов на импортируемые товары [7]. Недостатки и преимущества свободных зон и экономических союзов анализируются также в докладе A.O. Krueger [8]. Вопросы, связанные с существованием таможенного союза
развивающихся стран на примере ЮжноАфриканского таможенного союза, изучались в работах C. Leith [9], J.H. Cobbe [10], которые отмечают выгодность условий внешней торговли для стран - участниц этого союза и прирост валового внутреннего продукта.
В то же время D.K. Brown, рассматривая потенциальные экономические последствия от заключения двустороннего соглашения о создании зоны свободной торговли между США и ЮжноАфриканским таможенным союзом, обращает внимание на то, что экономический эффект от такого соглашения скорее небольшой и более выгодной является односторонняя или многосторонняя либерализация [11].
Поведение экспортеров и импортеров в условиях применения различных таможенно-тарифных мер исследовалось по различным направлениям (антидемпинговым пошлинам и расследованиям, трансфертному ценообразованию и т.п.) в работах M.J. Ferrantino, X. Liub, Z. Wang [12], P. Chandra [13], Y. Lua, Z. Taob, Y. Zhangc [14].
Вопросы общей теории взимания таможенных платежей, а также их принудительного взыскания подробно рассмотрены в работах российских ученых В.С. Шлыкова [15, 16], А.С. Базаровой и О.В. Яценко1. Отдельный аспект по обеспечению их уплаты в сфере осуществления внешнеторговых операций проанализирован в работе М.Е. Верстовой [17].
Вопросы действия Таможенного союза рассмотрены в работах М.Е. Романовой [18], Н.А. Воронцовой [19]. Оценка рисков деятельности при формировании единого экономического пространства входила в поле
1 Базарова А.С., Яценко О.В. Таможенные платежи и таможенная стоимость ввозимых товаров // Бухгалтер и закон. 2006. № 6. С. 11-17.
зрения таких авторов, как А.В. Табаков2, С.А. Дроздова [20]. Применение аналитических методов для определения конкурентоспособности региона с учетом характеристик его экономической безопасности рассмотрено в работе Н.П. Любушина и других авторов3.
Тем не менее в имеющихся исследованиях недостаточно освещен вопрос влияния структуры товаропотоков на объемы таможенных платежей по их видам в условиях существования Таможенного союза на примере пограничного региона.
В структуре таможенных платежей согласно Таможенному кодексу РФ выделяют виды платежей в зависимости от направлений товаропотоков (рис. 1).
Анализ рис. 1 свидетельствует, что при импорте товаров взимаются четыре из пяти видов таможенных платежей, при экспорте - два вида, причем таможенные сборы взимаются как при импорте, так и при экспорте товаров.
Для понимания значимости каждого вида таможенных платежей в общей структуре поступлений при внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в целом необходим анализ их динамики.
По информации Федерального казначейства, при исполнении федерального бюджета в части поступлений от внешнеэкономической
деятельности за 2009-2014 гг. наиболее выраженным снижением на фоне остальных видов таможенных платежей является снижение суммы ввозной таможенной пошлины. Авторы для графического отражения полученной информации в отношении общего объема таможенных платежей, вывозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость (НДС) использовали абсолютные значения, а в отношении остальных видов таможенных платежей провели процедуру нормирования показателей (ввиду их количественной несопоставимости, при этом за единицу было принято максимальное значение каждого из видов
2 Табаков А.В. Таможенные риски таможенных союзов // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2011. № 2.
С. 39-61.
3 Любушин Н.П., Козлова Е.Е., Черкасова О.Г. Экономический анализ уровня конкурентоспособности региона с использованием показателей экономической безопасности // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 23. С. 2-13.
платежей). Выявленные тенденции наглядно представлены на рис. 2, 3.
Наибольшие изменения в сторону увеличения наблюдаются в отношении четырех видов: вывозной таможенной пошлины, НДС при ввозе товаров, акциза при ввозе товаров и таможенных сборов. Что касается ввозной таможенной пошлины, то ее сумма к 2013-2014 гг. стала явно несоразмерна объемам других платежей, здесь прослеживается резкое снижение прироста. Поэтому на графике это явление отображать нецелесообразно (в 2009 г. сумма ввозной пошлины составила 467 млрд руб., в 2014 г. -200 млн руб.).
Даже без проведения подтверждающих расчетов становится ясно, что наиболее значимым элементом совокупности таможенных платежей является вывозная таможенная пошлина, за счет роста которой удается сгладить отрицательные моменты, связанные со снижением остальных показателей (ввозной таможенной пошлины, акцизов и т.д.) и привести динамику общего показателя к положительному росту.
Динамика таможенных платежей в разрезе экспорта и импорта (дифференциация таможенных платежей в зависимости от направления товаропотока (импорт/экспорт)) представлена на рис. 4.
На основе анализа данных рис. 4 можно сделать вывод: экспортные платежи в целом повторяют динамику вывозной таможенной пошлины, что объясняется высоким удельным весом этого показателя в общей структуре. В свою очередь поведение импортных платежей достаточно стабильно и показывает тенденцию к росту, несмотря на некоторое снижение в виде ввозной таможенной пошлины.
Рассмотрение динамики таможенных платежей по данным Оренбургской таможни базировалось на разделении по импортным и экспортным товаропотокам (рис. 5).
Анализируя график, можно делать вывод, что постепенно складывается отрицательная тенденция таможенных платежей. Это можно связать с деятельностью Таможенного союза, потому что значительная часть внешнеторгового оборота Оренбургской области приходится на взаимную торговлю с Казахстаном, при которой теперь не взимаются таможенные платежи.
Имея данные о внешней торговле Оренбургской области, в том числе и в разрезе стран, можно попытаться дать характеристику в целом по предмету анализа.
Исходя из структуры внешнеторгового оборота Оренбургской области (рис. 6), можно утверждать, что динамика внешней торговли имеет тенденцию к снижению, причем это касается как экспорта, так и импорта. Динамика таможенных платежей по импорту в целом схожа с динамикой импорта Оренбургской области, что подтверждается данными рис. 7.
Таким образом, можно сделать вывод, что структурно внешняя торговля более всего оказывает влияние на динамику таможенных платежей в части импорта (при росте/снижении импорта региона осуществляется
соответствующее изменение динамики показателя по импортным таможенным платежам). Если судить по статистическим данным, деятельность Таможенного союза пока отрицательно сказывается на экономических показателях Оренбургской области. Отмечается сокращение не только таможенных платежей, но и оборотов внешней торговли в целом.
Выявить связь и отразить зависимость динамики различных процессов, а также оценить степень их влияния друг на друга можно с помощью метода корреляционного анализа. На предварительном этапе исследования авторами выдвинута гипотеза, согласно которой на уровне Российской Федерации объемы экспорта предположительно оказывают влияние на объемы вывозной таможенной пошлины. Однако какие именно товары в структуре экспортного товаропотока играют ключевую роль, можно выявить с помощью углубленного анализа.
Гипотетически на величину вывозной таможенной пошлины могут оказывать влияние три составляющие экспортного товаропотока: минерально-сырьевые продукты, металлы и изделия из них, машины, оборудование и транспортные средства. Рассчитанные
коэффициенты корреляции представлены в табл. 1.
Анализ данных табл. 1 позволяет сделать вывод, что на изменение объемов поступлений в бюджет Российской Федерации могут теоретически оказывать влияние изменение экспорта минерально-сырьевых товаров, машин и оборудования, а также продукции химической промышленности. Учитывая, что на долю экспорта
сырьевых товаров приходится больший удельный вес, чем по всем остальным направлениям экспорта, величина экспорта сырьевых товаров оказывает прямое влияние на объемы вывозной таможенной пошлины. Расчеты, проведенные для импортных товаропотоков, объемы которых могут оказать влияние на динамику ввозной пошлины, НДС и акциза, показали отрицательную корреляцию в отношении всех элементов (менее чем -0,99), обусловленную тем, что в связи с созданием Таможенного союза значительная часть импортного товаропотока освобождена от уплаты таможенных платежей, в частности ввозной таможенной пошлины. Анализ НДС и акциза представлен в табл. 2.
Сделанные ранее авторами выводы относительно ввозной таможенной пошлины подтвердились, поскольку в части акциза и НДС наблюдается прямо противоположная ситуация -коэффициенты корреляции положительны и стремятся к единице. Максимальная величина коэффициента по модулю отмечается по группе машин и оборудования, следовательно, товары этой группы, их количество в рамках импортных сделок играют главную роль при формировании налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Следовательно, можно заключить, что динамика экспортных и импортных товаропотоков оказывает существенное влияние на поступления таможенных платежей.
На следующем этапе исследования проводится проверка выдвинутой гипотезы на примере динамики таможенных платежей в Оренбургской области.
Рассчитанные коэффициенты корреляции представлены в табл 3. Следует заметить, что авторы рассчитали количественные показатели по видам таможенных платежей за 2014 г. исходя из пропорций по 2013 г., ориентируясь на общий объем.
Исходя из рассчитанных значений, можно сделать вывод, что в отношении вывозной таможенной пошлины системообразующим фактором является величина экспорта минерально-сырьевых товаров, хотя существует взаимозависимость и с другими элементами структуры товаров.
На величину ввозной таможенной пошлины оказывают влияние импорт продовольственных товаров и в некоторой степени минеральных товаров, поскольку их суммы в общем объеме импорта приблизительно равны.
На динамику НДС при ввозе товаров влияет импорт продовольственных товаров, которые могут облагаться по разным налоговым ставкам.
Однако на суммы акцизов более выраженно влияет импорт минеральных продуктов (связанных, очевидно, с переработкой минеральных товаров).
В целом по итогам проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
Если в общем объеме экспорта России большую долю занимает минеральная и топливно-энергетическая продукция, то в экспорте Оренбургской области она занимает только половину (71 и 50% соответственно)4. Область экспортирует более высокотехнологичную продукцию. Например, в общей структуре экспорта региона в 2013 г. металлы и изделия из них составляли 31,8%, по России же соответствующий показатель равен 11,6%.
Экспорт из России минерально-сырьевых товаров возрастает в общем объеме по 27-й группе Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД) до 80%, а в Оренбургской области наблюдается диаметрально
противоположная ситуация - экспорт металлов и изделий из них возрос и в 2014 г. достиг 36,6%, то есть налицо постепенный переход от экспорта сырья в сторону товаров с определенной степенью обработки5.
Доля товаров топливно-энергетического комплекса в структуре импорта Российской Федерации за 2010 г. в два раза меньше, чем в структуре Оренбургской области, что свидетельствует о переработке импортного сырья предприятиями региона. Однако ситуация, связанная с импортом машин и оборудования в России в целом и в Оренбургской области в частности, остается примерно одинаковой. Постепенно происходит рост удельного веса этих товаров в общей структуре импорта.
Оценивая влияние структуры товаропотоков на динамику таможенных платежей, можно сделать вывод, что в связи с созданием Таможенного союза значительная часть импортного товаропотока освобождена от уплаты таможенных платежей, в частности ввозной таможенной пошлины.
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует, что на поступление таможенных платежей оказывает влияние динамика товаропотоков экспортных и импортных товаров. Так, в Оренбургской области в отношении вывозной таможенной пошлины
системообразующим фактором является величина экспорта минерально-сырьевых товаров, хотя существует взаимозависимость с другими элементами структуры. Однако если принимать во внимание количественную составляющую, то сырьевая направленность экспорта становится главным экспортообразующим фактором. На величину ввозной таможенной пошлины оказывает влияние импорт продовольственных товаров и в некоторой степени минеральных товаров, поскольку количественно они представлены практически на одном уровне. На динамику НДС при ввозе товаров оказывает влияние импорт продовольственных товаров, которые могут облагаться по разным налоговым ставкам (практически все товары, что объясняет это влияние). Однако на величину акциза более сильно влияет импорт минеральных продуктов (что связанно, очевидно, с их переработкой), динамика которых влияет в конечном итоге на величину этого таможенного платежа.
Таким образом, влияние некоторых структурных элементов внешнеторговых товаропотоков на динамику таможенных платежей очевидно. Следовательно, возникает необходимость оптимизации таможенно-тарифного
регулирования внешнеэкономической
деятельности в части взимания таможенных платежей.
4 По материалам Федеральной службы государственной статистики. URL:gks.ru.
5 По материалам Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области. URL: http://mininform.orb.ru/ves/2014.pdf.
Таблица 1
Коэффициенты корреляции влияния основных категорий экспортного товаропотока на величину вывозной
таможенной пошлины
Элемент экспортного товаропотока Коэффициент корреляции
Минеральные продукты 0,98
Металлы и изделия из них 0,51
Машины, оборудование и транспортные средства 0,99
Продукция химической промышленности, каучук 0,96
Таблица 2
Коэффициенты корреляции влияния основных категорий импортного товаропотока на величину НДС и акциза
Элемент импортного товаропотока Коэффициент корреляции НДС Коэффициент корреляции акциза
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 0,94 0,95
Продукция химической промышленности, каучук 0,95 0,96
Текстиль, текстильные изделия и обувь 0,95 0,96
Машины, оборудование и транспортные средства 0,96 0,97
Таблица 3
Влияние структуры товаропотоков на динамику таможенных платежей в Оренбургской области
Товар Коэффициент корреляции вывозной таможенной пошлины Коэффициент корреляции ввозной таможенной пошлины Коэффициент корреляции НДС при ввозе товаров Коэффициент корреляции акциза при ввозе товаров
Металлы и изделия из них -0,28 -0,60 -0,79 -0,11
Минеральные продукты 0,94 0,87 0,71 0,99
Продукция химической промышленности, каучук 0,94 0,03 0,29 -0,48
Продовольственные товары и сырье -0,71 0,94 0,99 0,63
Прочие товары 0,99 -0,91 -0,98 -0,58
Рисунок 1
Соотнесение видов таможенных платежей и направлений товаропотоков
Рисунок 2
Динамика исполнения бюджета Российской Федерации в части взимания таможенных платежей в целом, вывозной таможенной пошлины и НДС от внешнеэкономической деятельности в 2009-2014 гг., млрд руб.
Рисунок 3
Динамика нормированных показателей взимания ввозной таможенной пошлины, акциза и НДС при ввозе товаров в 2009-2014 гг.
Рисунок 4
Динамика импортных и экспортных таможенных платежей в Российской Федерации в 2009-2014 гг., млрд руб.
Рисунок 5
Динамика экспортных и импортных таможенных платежей в Оренбургской таможне в 2009-2014 гг., млн руб.
Рисунок 6
Динамика структуры внешнеторгового оборота Оренбургской области, млн долл. США
Рисунок 7
Соотношение структуры внешней торговли Оренбургской области и таможенных платежей (на примере импорта области) в 2009-2014 гг.
1 200-, .................................................Л...............................................................................................................................................................................................................................................................г 5 000
Список литературы
1. Viner J. The Customs Union Issue. New York, Carnegie Endowment for International Peace, 1950.
2. Meade J.E. The Theory of Customs Unions. Amsterdam, North Holland Publishing Company, 1955.
3. Michaely M. The assumptions of Jacob Viner's theory of customs unions // Journal of International Economics. 1976. Vol. 6. Iss. 1. Р. 75-93.
4. Riezman R. A 3^3 model of customs unions // Journal of International Economics. 1979. Vol. 9. Iss. 3. Р.341-354.
5. Berglas E. Harmonization of commodity taxes. Destination, origin and restricted origin principles // Journal of Public Economics. 1981. Vol. 16. P. 377-387.
6. Bagwell K., Staiger R. W. Multilateral tariff cooperation during the formation of customs unions // Journal of International Economics. 1997. Vol. 42. Iss. 1. P. 91-123.
7. Facchinia G., Silvac P., Willmann G. The customs union issue: Why do we observe so few of them? // Journal of International Economics. 2013. Vol. 90. Iss. 1. P. 136-147.
8. Krueger A.O. Free trade agreements versus customs unions // Journal of Development Economics. 1997. Vol. 54. Iss. 1. Р. 169-187.
9. Leith J.C. The static welfare economics of a small developing country's membership in a customs union: Botswana in the Southern African Customs Union // World Development. 1992. Vol. 20. Iss. 7. Р. 10211028.
10. Cobbe J.H. Integration among unequals: The Southern African Customs Union and Development // World Development. 1980. Vol. 8. Iss. 4. Р. 329-336.
11. Brown D.K., Kiyota K., Stern R.M. An Analysis of a US - Southern African Customs Union (SACU) Free Trade Agreement // World Development. 2008. Vol. 36. Iss. 3.
12. Ferrantino M.J., Liu X., Wang Z. Evasion behaviors of exporters and importers: evidence from the U.S.China trade data discrepancy // Journal of International Economics. 2012. Vol. 86. Iss. 1. P. 141-157.
13. Chandra P. Anti-dumping Duties and their Impact on Exporters: Firm Level Evidence from China // World Development. 2013. Vol. 51. P. 169-186.
14. Lu Y., Tao Z., Zhang Y. How do exporters respond to antidumping investigations? // Journal of International Economics. 2013. Vol. 91. Iss. 2. P. 290-300.
15. Шлыков В.С. Принудительное взыскание таможенных платежей как мера ответственности плательщиков таможенных платежей // Таможенное дело. 2010. № 3. С. 38-40.
16. Шлыков В.С. К вопросу о таможенных платежах, взимаемых при перемещении через таможенную границу // Таможенное дело. 2010. № 1. С. 10-12.
17. Верстова М.Е. Таможенные платежи: проблемы теории и практики обеспечения уплаты таможенных платежей // Таможенное дело. 2007. № 1. С. 20-23.
18. Романова М.Е. Таможенный кодекс союза - новый этап кодификации таможенного законодательства Европейского союза // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 1.
С.155-161.
19. Воронцова Н.А. Присоединение к таможенному союзу Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации // Московский журнал международного права. 2014. № 1. С. 141-152.
20. Дроздова С.А. Таможенный союз и единое экономическое пространство - основа формирования евразийского экономического союза // Таможенное дело. 2014. № 4. С. 12-15.
ISSN 2311-8725 (Online) Economic Advancement
ISSN 2073-039X (Print)
ANALYZING THE INFLUENCE OF TRADE FLOW STRUCTURE ON CUSTOMS PAYMENTS Svetlana V. PANKOVAa% Valerii V. POPOVb
a Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation [email protected]
b Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation [email protected]
• Corresponding author
Abstract
Subject The study is an attempt to assess the impact of change in the foreign trade structure on the pattern of charging various customs payments.
Objectives The purpose is to identify the level of influence of product categories of import and export trade flows of the Russian Federation and the Orenburg oblast on the customs payments behavior pattern.
Methods The study draws upon general scientific methods of research, i.e. dialectical, monographic, logical analysis, comparison and collation, and the correlation analysis. Results We compare the types of customs payments and directions of trade flows in the foreign economic activity of Russia and Orenburg oblast being its border region under the Customs Union. We found that export customs duty is a backbone of customs payments. In the Orenburg oblast, foreign trade has the biggest impact on the dynamics of customs payments relating to imports. So far, the Customs Union's activity has an adverse effect on economic performance of the Orenburg oblast. The correlation analysis shows that the export of mineral and primary goods has the biggest effect on the amount of export customs duties.
Conclusions The decline in foreign trade flows and customs payments in the Orenburg oblast is evident. Therefore, it is crucial to optimize customs and tariff regulation of foreign economic activity as regards customs duties. All countries participating in the Customs Union should stick to a unified tariff policy to prevent impairment of interests of certain members in favor of others.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
Acknowledgments
The article was supported by the Russian Foundation for Humanities, grant No. 15-32-01291.
Article history:
Received 19 August 2015 Received in revised form 17 September 2015 Accepted 21 October 2015
JEL classification: F02, P33
Keywords: Customs Union, customs statistics, payments, foreign economic activity
References
1. Viner J. The Customs Union Issue. New York, Carnegie Endowment for International Peace, 1950.
2. Meade J.E. The Theory of Customs Unions. Amsterdam, North Holland Publishing Company, 1955.
3. Michaely M. The Assumptions of Jacob Viner's Theory of Customs Unions. Journal of International Economics, 1976, vol. 6, iss. 1, pp. 75-93.
4. Riezman R. A 3^3 Model of Customs Unions. Journal of International Economics, 1979, vol. 9, iss. 3, pp.341-354.
5. Berglas E. Harmonization of Commodity Taxes. Destination, Origin and Restricted Origin Principles.
Journal of Public Economics, 1981, vol. 16, pp. 377-387.
6. Bagwell K., Staiger R.W. Multilateral Tariff Cooperation During the Formation of Customs Unions. Journal of International Economics, 1997, vol. 42, iss. 1, pp. 91-123.
7. Facchini G., Da Silva P., Willmann G. The Customs Union Issue: Why Do We Observe So Few of Them? Journal of International Economics, 2013, vol. 90, iss. 1, pp. 136-147.
8. Krueger A.O. Free Trade Agreements versus Customs Unions. Journal of Development Economics, 1997, vol. 54, iss. 1, pp. 169-187.
9. Leith J.C. The Static Welfare Economics of a Small Developing Country's Membership in a Customs Union: Botswana in the Southern African Customs Union. World Development, 1992, vol. 20, iss. 7, pp.1021-1028.
10. Cobbe J.H. Integration Among Unequals: The Southern African Customs Union and Development. World Development, 1980, vol. 8, iss. 4, pp. 329-336.
11. Brown D.K., Kiyota K., Stern R.M. An Analysis of a US - Southern African Customs Union (SACU) Free Trade Agreement. World Development, 2008, vol. 36, iss. 3.
12. Ferrantino M.J., Liu X., Wang Z. Evasion Behaviors of Exporters and Importers: Evidence from the U.S.China Trade Data Discrepancy. Journal of International Economics, 2012, vol. 86, iss. 1, pp. 141-157.
13. Chandra P. Anti-dumping Duties and their Impact on Exporters: Firm Level Evidence from China. World Development, 2013, vol. 51, pp. 169-186.
14. Lu Y., Tao Z., Zhang Y. How Do Exporters Respond to Anti-dumping Investigations? Journal of International Economics, 2013, vol. 91, iss. 2, pp. 290-300.
15. Shlykov V.S. Prinuditel'noe vzyskanie tamozhennykh platezhei kak mera otvetstvennosti platel'shchikov tamozhennykh platezhei [Enforcement of customs duties as a measure of responsibility of customs charges payers]. Tamozhennoe delo = Customs Affairs, 2010, no. 3, pp. 38-40.
16. Shlykov V.S. K voprosu o tamozhennykh platezhakh, vzimaemykh pri peremeshchenii cherez tamozhennuyu granitsu [On customs duties levied when moving goods across the customs border].
Tamozhennoe delo = Customs Affairs, 2010, no. 1, pp. 10-12.
17. Verstova M.E. Tamozhennye platezhi: problemy teorii i praktiki obespecheniya uplaty tamozhennykh platezhei [Customs payments: theory and practice of ensuring the payment of customs charges].
Tamozhennoe delo = Customs Affairs, 2007, no. 1, pp. 20-23.
18. Romanova M.E. Tamozhennyi kodeks soyuza - novyi etap kodifikatsii tamozhennogo zakonodatel'stva evropeiskogo soyuza [Customs Code of the Customs Union as a new stage of the EU customs law codification]. Vestnik Rossiiskoi tamozhennoi akademii = The Russian Customs Academy Messenger, 2015, no. 1, pp. 155-161.
19. Vorontsova N.A. Prisoedinenie k tamozhennomu soyuzu Respubliki Belarus', Respubliki Kazakhstan i Rossiiskoi Federatsii [Accession of Belarus, Kazakhstan and the Russian Federation to the Customs Union]. Moskovskii zhurnal mezhdunarodnogo prava = Moscow Journal of International Law, 2014, no. 1, pp.141-152.
20. Drozdova S.A. Tamozhennyi soyuz i edinoe ekonomicheskoe prostranstvo - osnova formirovaniya evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza [Customs Union and a single economic space as the basis of the Eurasian Economic Union formation]. Tamozhennoe delo = Customs Affairs, 2014, no. 4, pp. 12-15.