Научная статья на тему 'Особенности формирования экспортного тарифа государствами - членами ЕАЭС'

Особенности формирования экспортного тарифа государствами - членами ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
577
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ БЮДЖЕТА / ФИСКАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / СТАВКИ ВЫВОЗНЫХ ПОШЛИН / ЭКСПОРТНЫЙ ТАРИФ / ЭКСПОРТ / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / CUSTOMS PAYMENTS / BUDGET REVENUES / FISCAL FUNCTION / EXPORT DUTY RATES / EXPORT TARIFF / EXPORT / CUSTOMS AND TARIFF REGULATION / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акматалиева А., Никулина А.

В статье анализируется динамика и структура доходов федерального бюджета, обеспечиваемых таможенными органами России. В результате анализа определяется доля вывозных таможенных пошлин, а также анализируется структура экспортного тарифа и выявляются особенности его формирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Акматалиева А., Никулина А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF EXPORT TARIFF OF EAEU MEMBER STATES

The article analyzes the dynamics and structure of the federal budget revenues provided by the customs authorities of Russia. As a result of the analysis, the share of export customs duties is determined, and also analyzes the structure of the export tariff and identifies features of its formation.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования экспортного тарифа государствами - членами ЕАЭС»

УДК 339

А. АКМАТАЛИЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевых и корпоративных финансов Калининградского государственного технического университета e-mail: aas.250580@mail.ru

А. НИКУЛИНА,

студентка 5-го курса факультета «Таможенное дело», Калининградского филиала Московского финансово-юридического университета МФЮА e-mail: nastya_kuznecova_96@list.ru

Ключевые слова:

таможенные платежи, доходная часть бюджета, фискальная функция, ставки вывозных пошлин, экспортный тариф, экспорт, таможенно-тарифное регулирование, международные организации

A. AKMATALIEVA,

oandidate of Economic Sciences, Associate Professor of Kaliningrad State Technical University

A. NIKULINA,

student of the 5th year of Faculty of Customs, Kaliningrad branch of the Moscow University of Finance and Law MFUA

Keywords:

customs payments, budget revenues, fiscal function, export duty rates, export tariff, export,

customs and tariff regulation, international organizations

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПОРТНОГО ТАРИФА ГОСУДАРСТВАМИ -ЧЛЕНАМИ ЕАЭС

В статье анализируется динамика и структура доходов федерального бюджета, обеспечиваемых таможенными органами России. В результате анализа определяется доля вывозных таможенных пошлин, а также анализируется структура экспортного тарифа и выявляются особенности его формирования.

FEATURES OF FORMATION OF EXPORT TARIFF OF EAEU MEMBER STATES

The article analyzes the dynamics and structure of the federal budget revenues provided by the customs authorities of Russia. As a result of the analysis, the share of export customs duties is determined, and also analyzes the structure of the export tariff and identifies features of its formation.

Внешнеторговая деятельность является одной из самых важных сфер государственного регулирования, которая реализуется посредством внешнеэкономических связей. Они, в свою очередь, представляют собой совокупность различных форм международного сотрудничества государств, их субъектов в области научно-технического, производственного и торгового сотрудничества и валютно-финансо-вых отношений [7].

В целях обеспечения экономической безопасности страны, а также в целях содействия и обеспечения правовой защиты субъектам внешнеэкономической деятельности на рынке внешней и внутренней торговли применяются тарифные, нетарифные, экономические и административные методы государственного регулирования. Тарифные методы регулирования представлены в виде применения ввозных, вывозных таможенных пошлин [6].

Основные положения таможенно-тарифного регулирования в РФ содержатся в Законе Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 (ред. от 03 августа 2018 г.) «О таможенном тарифе» [2].

В соответствии с данным законом пп.1, п.1, ст. 5, таможенная пошлина — это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (ныне Евразийский экономический союз) и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза (ныне Евразийский экономический союз) и (или) законодательством Российской Федерации [2].

Таким образом, являясь основным инструментом государственного воздействия на внешнюю торговлю, таможенная пошлина выполняет три основные функции: фискальную, протекционистскую и балансировочную [8].

— фискальная — определяет таможенную пошлину как инструмент пополнения бюджетных средств в государственный бюджет [5];

— протекционистская — определяет таможенную пошлину в качестве защитного инструмента национального производителя от нежелательной иностранной конкуренции. В данном случае роль защитного механизма

исполняет импортный таможенный тариф, а также различные меры нетарифного регулирования [5];

— балансировочная — имеет отношение к экспортным пошлинам, позволяет рассмотреть экспортную пошлину как механизм предотвращения нежелательного экспорта товаров,

внутренние цены на которые по некоторым причинам ниже мировых [5].

Рассмотрим подробнее фискальную функцию таможенного тарифа. Для этого в табл. 1 представлены показатели по платежам, администрируемых таможенными органами РФ за последние шесть лет [8].

Таблица 1

Сумма доходов федерального бюджета РФ, администрируемых таможенными органами по платежам за 2013-2018 гг.

Год 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Доля 2018 г., %

Сумма доходов ФБ, администрируемых таможенными органами, млрд руб. 6565,4 7100,6 5008,6 4406,9 4575,7 6063,2

Вывозные там. п., млрд руб. 4058 4637,1 2780,4 2054,1 1968,3 3025,7 49,9%

Ввозные там. п., млрд руб. 596,7 568,1 484,2 489,8 506 578,6 9,5%

Акциз, млрд руб. 56,9 60,1 47,5 58,8 76 95,2 1,5%

НДС, млрд руб. 1561,9 1631 1643,5 1762,8 1900,8 2255,5 37,1%

Там. п, налоги, уплачиваемые физ. лицами, млрд руб. 44,7 24,4 8,8 5,6 7,4 16,3 0,26

Там. сборы, млрд руб. 16,3 16,4 16 16,9 18,4 20,3 0,33%

Иные платежи, млрд руб. 76,4 9,7 47,2 18,9 98,8 71,6 1,18%

Рис. 1. Динамика сумм доходов федерального бюджета РФ, администрируемых таможенными органами по платежам за 2013- 2018 гг.

На основе представленных данных (рис. 1) можно сделать вывод, что основные изменения в динамике претерпевали вывозные таможенные пошлины, а также НДС.

Основную часть денежных средств, полученных путем взимания таможенных платежей, составляют вывозные таможенные пошлины, что хорошо видно из рис. 2. Таким образом, за 2018 г в процентном соотношении доля вывозных таможенных пошлин

составила 49,9%, НДС - 37,1%, ввозных таможенных пошлин — 9,5%, что и делает данную тему достаточно актуальной. Тем более что использование таможенного тарифа в целях регулирования внешней торговли используется на основе применения целого комплекса средств. Основным из них являются ставки пошлин, которые, соответственно, могут повлиять и на размер поставок таких товаров, и на их конкурентоспособность [1].

Рис. 2. Доли платежей, администрируемых таможенными органами за 2018 г.

В настоящее время в соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 (ред. от 03 августа 2018 г.) «О таможенном тарифе», ст. 4, Российская

Федерация использует в практике таможенно-тарифного регулирования такие базовые ставки таможенных пошлин, как адвалорные, специфические, комбинированные.

Помимо базовых ставок таможенных пошлин государство вправе применять и иные ставки таможенных пошлин. Например, в соответствии со ст. 36 «Договора о Евразийском экономическом союзе» (подписан в г. Астане 29 мая 2014) (ред. от 15 марта 2018) —преференциальные ставки в торговле с группой развивающихся стран 75% базовой ставки в отношении отдельного списка товарных позиций. В торговле с наименее развитыми странами применяются преференциальные (нулевые) ставки таможенных пошлин.

В соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 (ред. от 3 августа 2018) «О таможенном тарифе», ст. 6, применяются ставки сезонных пошлин, вводимые на временной основе по специальным процедурам для регулирования ввоза и вывоза ряда товаров, имеющих явно выраженный сезонный характер производства (сахар и др.).

В зависимости от той или иной цели, которую преследуют страны — члены Союза, они устанавливают определенную ставку таможенной пошлины, либо в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров, либо в зависимости от физических характеристик в натуральном

выражении или же сочетая оба выше названных вида [6].

Сущность базовых ставок таможенных пошлин заключается в следующем.

Адвалорные ставки — представляют собой процент, взимаемый от таможенной стоимости товара. Особенностью таких ставок является зависимость размеров пошлин от цен на мировых рынках [4].

Специфические ставки — используются с учетом количественных характеристик перевозимого товара. Данный вид ставок позволяет исключить зависимость поступлений в бюджет государства от колебаний мировых цен на товарном рынке, а также от занижений перемещаемых товаров. [4]

Комбинированная ставка — сочетает в себе два вида ставок, пошлин. На основе принципа сравнения адвалорной и специфической позволяет выбрать больший из них [7].

Как уже говорилось ранее, экспортными таможенными пошлинами облагаются товары, вывозимые за пределы государств — членов ЕАЭС. Ставки таможенных пошлин, на основе которых рассчитываются таможенные пошлины, устанавливаются в следующем порядке. На государственном уровне ставки разрабатывают уполномоченные на это государственные органы, после чего на международном уровне Комиссия Союза формирует сводные перечни товаров.

Таким образом, в Российской Федерации ставки вывозных таможенных пошлин и подробный перечень товаров, в отношении которых они установлены, представлены в Постановле-

нии Правительства РФ от 30 августа 2013 г. № 754 (ред. от 27 июня 2018 г.) «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Россий-

Ставки вывозных

ской Федерации» [3]. В соответствии с Российским законодательством ставки пошлин едины, не подлежат изменению.

Рассмотрим подробнее структуру экспортного тарифа. Ставки вывозных таможенных пошлин, установленные в отношении определенного перечня товаров, представлены в табл. 2 [3].

Таблица 2

иных пошлин за 2018 г.

Код товарной позиции Наименование товарной позиции Размер ставки пошлины

1 2 3

0302 Рыба свежая или охлажденная, за исключением рыбного филе и прочего мяса рыбы товарной позиции 0304 5%

1001 Пшеница и меслин 0%; 50 — 6,5 тыс. руб. за 1 т, но не менее 10 руб. за 1 т

1205 Семена рапса, или кользы, дробленые или недробленые 6,5, но не менее 11,4 евро за 1000 кг

1206 Семена подсолнечника, дробленые или недробленые 6,5, но не менее 9,75 евро за 1000 кг

2611 Руды и концентраты вольфрамовые 10%

2707 Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических 10%

2709 Нефть сырая и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород 0%

2711 Газы нефтяные и углеводороды газообразные прочие 0%, 30%

4101 — 4102 Необработанные шкуры крупного рогатого скота, овец или шкурки ягнят с волосяным покровом или без волосяного покрова, двоеные или недвоеные 200 евро за 1000 кг

Продолжение таблицы 2

1 2 3

4103 Прочие необработанные шкуры, с волосяным покровом или без волосяного покрова, двоеные или недвоеные, кроме исключенных примечанием 1 (б) или 1 (в) к данной группе 200 евро за 1000 кг

4104 - 4105 Дубленая кожа или кожевенный краст из шкур крупного рогатого скота (включая буйволов) или животных семейства лошадиных, овец или шкурок ягнят, без волосяного покрова, двоеные или недвоеные, но без дальнейшей обработки 10, но не менее 206 евро за 1000 кг, 10, но не менее 90 евро за 1000 кг; 10, но не менее 70 евро за 1000 кг

4401 Древесина топливная в виде бревен, поленьев, ветвей, вязанок хвороста или в аналогичных видах; древесина в виде щепок или стружки; опилки и древесные отходы и скрап, неагломерированные или агломерированные в виде бревен, брикетов, гранул или в аналогичных видах 6,5, но не менее 4 евро за 1 м3

4403 Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой, или заболонью или грубо окантованные, или неокантованные 0%, 5%, 7%, 13%, 15%, 6,5, но не менее 4 евро за 1 м3; 10, но не менее 5 евро за 1 м3; 80, но не менее 55,2 евро за 1 м3; 100 евро за 1 м3; 20, но не менее 30 евро за 1 м3; 25, но не менее 15 евро за 1 м3, 0%

4407 Лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, строганием или лущением, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм 10, но не менее 12 евро за 1 м3; 10, но не менее 10 евро за 1 м3

7204 Отходы и лом черных металлов; слитки черных металлов для переплавки (шихтовые слитки 5%, 5, но не менее 5 евро за 1000 кг

Окончание таблицы 2

1 2 3

7302 Изделия из черных металлов, используемые для железнодорожных или трамвайных путей 5, но не менее 5 евро за 1000 кг

7404 Отходы и лом медные 10, но не менее 84 евро за 1000 кг

7503 Отходы и лом никелевые 10, но не менее 240 евро за 1000 кг

7602 Отходы и лом алюминиевые 10, но не менее 76 евро за 1000 кг

7802 Отходы и лом свинцовые 10, но не менее 35 евро за 1000 кг

7902 Отходы и лом цинковые 10, но не менее 60 евро за 1000 кг

8104 Магний и изделия из него, включая отходы и лом 20, но не менее 138 евро за 1000 кг

8105 Штейн кобальтовый и прочие промежуточные продукты металлургии кобальта; кобальт и изделия из него, включая отходы и лом 10, но не менее 400 евро за 1000 кг

8108 Титан и изделия из него, включая отходы и лом 10, но не менее 75 евро за 1000 кг

8113 Металлокерамика и изделия из нее, включая отходы и лом 7,50%

8607 Части железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая или подвижного состава 5%

Как видно из табл. 2, на долю комбинированных ставок экспортного тарифа приходится 59,3%, на долю адвалорных — 31,2%, специфических — 9,3%. Данный факт свидетельствует о том, что экспортный тариф РФ достаточно защищает внутреннюю экономику государства от неблагоприятных последствий изменений в международной экономике, имеет скорее фискальную направленность,

поскольку адвалорные преобладают над специфическими.

Также данный закон регламентирует порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти. Данный вопрос регулирует Правительство РФ, но с учетом мировых цен на нефть, а также с применением специальных формул.

Так, можно сказать, что структура тарифа формируется исходя из особенностей и возможности государства, а именно его географического положения, наличия тех или иных природных ресурсов, производственных мощностей и пр. Чем можно и объяснить индивидуальное установление ставок вывозных таможенных пошлин для каждой страны — участницы ЕАЭС.

Характер же тарифа можно определить, проанализировав доли видов ставок таможенных пошлин. В России — это фискальный характер тарифа, в связи с преобладанием адвалорных ставок над специфическими. Однако учитывая нестабильную экономическую ситуацию в стране, сильную зависимость от колебаний цен на нефть, экспортный тариф РФ защищен наличием большого количества комбинированных ставок таможенных пошлин.

В отношениях между государствами — членами Союза в области экспортной пошлины существуют некоторые особенности. Так, стоит обратить внимание на то, что если товар, произведенный на территории одного государства Союза, применяющего в отношении этого товара вывозные таможенные пошлины, поставляется в третью страну с территории другого государства Союза, не применяющего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в отношении этого товара вывозные таможенные пошлины либо применяющего меньшие ставки вывозных таможенных пошлин, это государство обязано обеспечить взыскание вывозных таможенных пошлин по ставкам, действующим в государстве, на территории которого произведен товар, и указанным в сводном перечне товаров [7].

Исходя из вышесказанного, можно четко отследить механизм установления ставок экспортных пошлин. Изначально ставки формируются на национальном уровне, правительством государств — членов ЕАЭС; для каждых стран — свои, с учетом особенностей и интересов каждого государства, после чего Комиссия Союза формирует сводный перечень ставок вывозных таможенных пошлин.

Однако нельзя и не упомянуть тот факт, что формируются ставки с обязательным учетом требований Всемирной торговой организации, так как в иерархии нормативной документации они имеют большую юридическую силу. Конечно, такой факт может говорить нам о сильной зависимости государства от международных организаций, что не всегда будет способствовать развитию страны, а также учитывать ее интересы в экономическом и политическом плане.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: прил. № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанного в г. Москве 11 апреля 2017 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_215315/

[Tamozhennyj kodeks Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza: pril. № 1 k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza, podpisannogo v g. Moskve 11 aprelya 2017 g. [Elektronnyj resurs] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_215315/]

2. Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 (ред. от 03.08.2018 г.) «О таможенном тарифе» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1995/

[Zakon RF ot 21 maya 1993 g. № 5003-1 (red. ot 03.08.2018 g.) «O tamozhennom tarife» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1995/]

3. Постановление Правительства РФ от 30 августа 2013 № 754 (ред. от 21 марта 2019 г.) «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_151402/

[Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 avgusta 2013 № 754 (red. ot 21 marta 2019 g.) «Ob utverzhdenii stavok vyvoznyh tamozhennyh poshlin na tovary, vyvozimye iz Rossijskoj Federacii za predely gosudarstv — uchastnikov soglashenij o Tamozhennom soyuze, i o priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov Pravitel'stva Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151402/]

4. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности: учебное пособие // СПб.: ИЦ «Интермедия», 2015. — 334 с.

[Bondarenko N.P. Tamozhenno-tarifnoe regulirovanie vneshnetorgovoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie // SPb.: IC «Intermediya», 2015. — 334 s.]

5. Соловьев В.В., Полежаева Н.В. С60 Таможенные платежи: учебное пособие. СПб.: «Интермедия», 2015. - 144 c.

[Solovev V.V., Polezhaeva N.V. S60 Tamozhennye platezhi: uchebnoe posobie. SPb.: «Intermediya», 2015. — 144 c.]

6. Давиденко Л.Г. Налоги и таможенные платежи: учебное пособие. СПб.: «Интермедия», 2015. — 196 с.

[Davidenko L.G. Nalogi i tamozhennye platezhi: uchebnoe posobie. SPb.: «Intermediya», 2015. — 196 s.]

7. Покровская В.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности: учебник. — СПб.: ИЦ Интермедия, 2014. — 136 с.

[Pokrovskaya V.V. Tamozhenno-tarifnoe regulirovanie vneshnetorgovoj deyatel'nosti: uchebnik. — SPb.: IC Intermediya, 2014. — 136 s.]

8. Сайт ФТС [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru

[Sajt FTS [Elektronnyj resurs]. URL: http://customs.ru]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.