Научная статья на тему 'Учет требований международных организаций при формировании экспортных таможенных тарифов'

Учет требований международных организаций при формировании экспортных таможенных тарифов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / СТАВКИ ЭКСПОРТНЫХ ПОШЛИН / ЭКСПОРТНЫЙ ТАРИФ / ЭКСПОРТ / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВТО / ЕАЭС / ЕXPORT CUSTOMS DUTIES / EXPORT DUTY RATES / EXPORT TARIFF / EXPORT / CUSTOMS TARIFF REGULATION / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / WTO / EAEU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулина А. А., Акматалиева А.С.

В статье рассматриваются требования международных организаций, в состав которых входит Российская Федерация, при формировании экспортных таможенных тарифов, а также результаты исполнения таких требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING THE REQUIREMENTS OF INTERNATIONAL ORGANIZATIONS WHEN FORMING EXPORT CUSTOMS RATES

The article discusses the requirements of international organizations, which include the Russian Federation, in the formation of export customs tariffs, as well as the results of the fulfillment of such requirements.

Текст научной работы на тему «Учет требований международных организаций при формировании экспортных таможенных тарифов»

УДК 339.54

УЧЕТ ТРЕБОВАНИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКСПОРТНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТАРИФОВ

А. А. Никулина, студентка 5-го курса, факультет «таможенное дело», г. Калининград, Калининградский филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА, e-mail: nastya_kuznecova_96@list.ru

А.С. Акматалиева, канд. экон. наук, доц. кафедры отраслевых и корпоративных финансов, ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», e-mail: aas.250580@mail.ru

В статье рассматриваются требования международных организаций, в состав которых входит Российская Федерация, при формировании экспортных таможенных тарифов, а также результаты исполнения таких требований.

Экспортные таможенные пошлины, ставки экспортных пошлин, экспортный тариф, экспорт, таможенно-тарифное регулирование, международные организации, ВТО, ЕАЭС

В настоящее время в международной экономике огромную роль играет такое явление, как международная интеграция. Она подразумевает под собой процессы взаимного обмена между странами опыта, технологий, экономических моделей и многое другое, что могло бы быть полезным для членов интеграционных объединений, что влечет за собой вмешательство в различные сферы жизни государства, а также приобретение ряда преимуществ и различных обязательств [ 1].

В связи с тем, что Россия является членом многих мировых сообществ, национальное законодательство (в частности, в отношении регулирования внешнеэкономических связей) в последние годы было сильно реформировано, чтобы максимально приблизить его к общепринятым в международной торговле правовым нормам. Одним из таких объединений является Всемирная торговая организация (ВТО).

Как и полагается в мировой практике, после присоединения России к ВТО возникла необходимость реформирования законодательства по ряду отраслей экономики. Так, изменения коснулись области экспортного и импортного тарифов, механизма квотирования, а также аспекты одной из приоритетных сфер в экономике РФ, сельского хозяйства [2-3].

По причине совершенно различных методов государственного регулирования отраслей экономики процесс интеграции Российской Федерации в ВТО являлся достаточно длительным и непростым. Одним из коллизионных моментов в процессе присоединения как раз и являлся вопрос, касающийся экспортного тарифа. Поскольку применение такого метода государственного регулирования для членов ВТО является недопустимым, как показатель недостаточно развитого государства в экономическом плане. Однако договоренности по ставкам экспортных таможенных пошлин все же были достигнуты. В данном вопросе в большей степени принимал участие ЕС. Таким образом, обязательства по изменению ставок вывозных таможенных пошлин в отношении достаточно разнообразного перечня товаров коснулись примерно семисот товарных позиций. К ним в первую очередь относятся товары нефтяной промышленности, металлопродукция, товары сельскохозяйственной отрасли и пр. В целях проведения «плавной» модернизации экспортного тарифа все изменения и нововведения происходили постепенно, что

способствовало наиболее «безболезненному» адаптационному периоду. Такой подход явно выражен в своевременном снижении ставок экспортных пошлин с переходным периодом от одного до пяти лет. По истечении установленных сроков в отношении некоторых товарных позиций были установлены и нулевые ставки пошлин.

Детально все особенности присоединения России к ВТО содержатся в таком документе, как «Протокол о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации» [4], а также в документе, представленном на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации - «Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации» [5].

На национальном уровне процесс присоединения обозначен Федеральным законом «О ратификации протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» от 21.07.2012 №126-ФЗ [4]. Приложением к протоколу является «Перечень уступок и обязательств Российской Федерации по товарам». В отношении ставок вывозных таможенных пошлин действует часть V приложения. В данном Перечне уступок представлены сроки и размеры изменения ставок. Таким образом, были обнулены ставки в отношении некоторых морепродуктов, снижены комбинированные ставки вывозных таможенных пошлин в отношении пшеницы, обнулены ставки на спирт, товары из него и пр. В отношении нефти сырой и нефтепродуктов было установлено, что ставки будут формироваться в соответствии с мировыми ценами на нефть, а также с применением специального коэффициента в отдельных случаях [5].

Таким образом, регулирование ставок вывозных пошлин в РФ в связи с присоединением к ВТО были начаты с момента подписания договора в соответствии со всеми нормами. К ним можно отнести случаи применения режима наибольшего благоприятствования, привилегий различного рода, а также любые преимущества, применяемые к вывозимым товарам, а именно, в отношении вывозных пошлин и сборов, применяемых к какому-либо государству, они должны быть применены и в отношении аналогичного товара, предназначенного для других членов ВТО [5].

Результаты выполнения всех вышеупомянутых обязательств отражены в Постановлении Правительства РФ от 30.08.2013 №754 (ред. от 21.03.2019) «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [6].

Проанализировав данный документ и сопоставив его с требованиями ВТО, можно сделать вывод, что нынешние ставки вывозных таможенных пошлин были снижены и отрегулированы в соответствии со всеми ранее установленными договоренностями. Вступив в ВТО и приняв на себя ряд условий и обязательств перед данной организацией, Россия ставит себя в неоднозначное положение.

Во-первых, Россия получила следующие выгоды, которые касаются не только экспорта:

- ускорение процессов интеграции РФ в мировую экономику;

- возможность принятия участия в рассмотрении международных споров, возможность оспаривать ту или иную меру страны-члена ВТО, принятую для ограничения российского экспорта;

- получить возможность использования режима наибольшего благоприятствования и национального режима для российских товаров и услуг и пр.

Помимо положительных аспектов, рассмотрим и отрицательные. Идея снижения ставок пошлин предполагает более широкое поступление товара национального производителя, сырья на внешний рынок. Меньшие издержки при отправке товара могут способствовать увеличению объемов экспорта. Для экспортеров это играет положительную роль, когда для государства, наоборот, это «дыры в бюджете» [7].

В табл. 1 представлены данные об экспорте товаров из РФ в физическом и стоимостном выражении [8]. Так, в соответствии с нижепредставленными данными, мы видим, что экспорт важнейших товаров из РФ за последние четыре года действительно вырос как в стоимостном, так и в физическом объеме. Для таких целей и были снижены ставки на экспорт товаров.

Таблица 1 - Экспорт России важнейших товаров за 2015-2018 гг.

Код ТН ВЭД 2015 2016 2017 2018

Наименова- млн. млн. млн. млн.

ние позиции тыс. т долл. США тыс. т долл. США тыс. т долл. США тыс. т долл. США

1001 Пшеница и меслин 21234,2 3948,7 25326,8 4215,8 33026,00 5791,0 43965,60 8432,50

2208 Водка 1906836,2 119,3 2038910,4 121,2 2145376,0 135,0 2266736,5 149,5

2510 Фосфаты кальция 1976,0 328,7 2 491,0 382,2 2615,6 339,4 2694,00 320,2

2601 Руды,конце нтраты железные 21254,5 1013,8 18547,0 802,3 21064,5 1588,4 19413,60 1598,10

2701 Уголь каменный 152662,9 9480,3 166129,2 8907,2 181406,2 13530, 0 199472,40 17031,00

2704 Кокс и полукокс 2448,6 357,7 2260,5 262,1 2919,6 592,3 2739,10 679,2

2709 Нефть сырая 244485,1 89576, 5 254767,4 73676, 3 252637,3 93306, 4 260171,10 129049,1 0

2710 Нефтепродукты 171534,5 67403, 1 156015,6 45951, 8 148412,7 58244, 4 159051,50 78108,60

2716 Электроэнер гия, млн.кВт-ч 18243,0 744,1 17693,8 660,0 17006,50 640 17740,80 808,9

28141 00000 Аммиак безводный 3585,1 1355,8 3658,6 828,2 3168,30 723,5 4217,80 1335,30

29051 1 Метанол 1261,4 331,2 1497,4 251,2 1684,00 454,5 1827,00 601,8

3102/3 37860, 9

104/31 05 Удобрения 31335,6 31501,2 6635,4 34341,6 7215 34062,9 8222,2

4002 Каучук синтетичес- 936,6 1377,4 984,3 1293,4 1021,60 1746,4 0 1014,70 1722,40

кий

Лесомате-

4403 риалы необработан ные, тыс. куб. м 19440,4 1339,3 20065,3 1351,8 19440,4 1467,5 19033,30 1488,20

4407 Лесоматериалы 14326,4 3073,5 16235,7 3193,9 18014,1 3989,8 19231,60 4502,70

4412 Фанера клееная 1000 куб. м 22093,3 990,9 2460,0 946,0 2472,5 1103,4 2683,10 1354,80

47024704 Целлюлоза древесная 2068,2 1047,5 2147,0 997,1 2112,8 1102,3 2123,70 1505,80

4801 Бумага газетная 1105,6 443,5 1062,8 427,9 1125,4 468,2 1163,50 653,6

Ткани

52085212 хлопчатобумажные 1000 кв. м 82058,1 36,8 90790,7 40,9 83729,5 48.2 87463,40 46,7

72 Черные металлы 42191,7 15220, 4 43380,1 14121, 8 42406,9 18762, 2 46399,80 23357,80

Продолжение табл. 1

Код ТН ВЭД Наименование позиции 2015 2016 2017 2018

тыс. т млн. долл. США тыс. т млн. долл. США тыс. т млн. долл. США тыс. т млн. долл. США

7201 Чугун 5339,5 1381,1 5138,7 1171,8 4819,1 1628,9 5774,20 2156,00

7202 Ферросплавы 752,4 1276,2 762,8 1216,4 743,1 1308,5 811,4 1362,90

7207 П/ф из углеродистой стали 14641,8 4636,7 15166,77 4471,4 14377,0 6031,0 15980,60 7955,90

72087212 Прокат плоский из углеродистой стали 7968,0 3321,0 8926,1 3311,4 8632,8 4558,3 83351,30 5034,10

7403 Медь рафинированная 563,2 3084,7 511,1 2403,9 589,9 3646,3 652,2 4127,60

7502 Никель необработанный 226,4 2578,9 185,7 1703,4 136,3 1382,6 135,1 1733,10

7601 Алюминий необработан ный 3461,1 6075,7 3481,4 4988,1 3208,1 5464,4 3056,40 5347,80

84-90 Машины и оборудование 2178,2 25385, 6 1751,0 24293, 4 2181,2 28069, 1 2434,70 29059,80

Теперь рассмотрим динамику дохода от экспортных пошлин в бюджет государства также за последние четыре года (табл. 2) [8].

Таблица 2 - Сумма доходов федерального бюджета РФ, администрируемых таможенными органами по экспорту товаров за 2014-2018 гг.__

Показатель Годы

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Сумма доходов ФБ, администрируемых таможенными органами, млрд. руб. 7100,6 5008,6 4406,9 4575,7 6063,2

Вывозные таможенные пошлины, млрд. руб. 4637,1 2780,4 2054,1 1968,3 3025,7

На рис. 1 видно, что объем доходов от статьи экспорта снижался, начиная с 2014 г. Исходя из представленных данных видно, что, несмотря на постепенно и ежегодно увеличивающийся объем экспорта в физическом и стоимостном выражении, доходы, администрируемые таможенными органами в бюджет государства от экспортных таможенных пошлин, пропорционально им не увеличивались, в 2015-2016 гг. и вовсе уменьшались. Это может свидетельствовать о негативном воздействии снижения ставок вывозных таможенных пошлин на бюджет государства.

Также, проанализировав статистические данные об экспорте РФ за последнее время, можно в очередной раз убедиться, что его основу составляют товары группы 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки».

Как видно на рис. 2, основную часть экспорта занимает топливо, которое формирует практически 50,9 % бюджета по статье «экспорт», где основную позицию занимают, конечно же, нефть и нефтепродукты. Данный факт также является прямым объяснением того, что результаты переговоров имеют «индивидуальный» характер. «Индивидуальный» характер выражается в возможности РФ оставить за собой право на неизменные размеры ставок

пошлин в отношении важных товаров, вывозимых с территории России, как на постоянной, так и на временной основе.

10000 5000 ■

п 1 ■ 1 _ 1 _ 1 ■

2014 2015 2016 2017 2018 ■ Сумма доход об ФБ, эдминистрируемыхтаможенными органами, млрд. руб ■ Вые '."з ны -е там. п., мл рд. ру&

Рисунок 1 - Динамика доходов РФ от вывозных таможенных пошлин

35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000

Рисунок 2 - Структура экспорта по группам товаров за 2015 - 2018 гг., млн долл. США

Таким образом, детально проводились разработки вопросов, касающихся стратегически важных товаров, например, в отношении нефти и нефтепродуктов. Для товаров данной отрасли, добываемых на труднодоступных участках недр, осталась возможность сохранения пониженной ставки вывозной пошлины в размере 35 % [5].

Процесс присоединения РФ к ВТО являлся достаточно длительным и непростым, поскольку переход России к отмене экспортного тарифа повлек бы за собой колоссальные «дыры» в федеральном бюджете. Российская Федерация имела множество противоречий с принципами ВТО, которые необходимо было учесть, поскольку одной из неотъемлемых черт Российской экономики является ее сырьевая зависимость, которая в первую очередь способствует пополнению бюджета, а также реализации мер по совершенствованию национальной экономики. Однако, несмотря на возможность применения переходного периода по указанным отраслям, Россия, ее граждане чувствуют на себе лишь негативные последствия от участия в ВТО.

Также Россия является членом такого интеграционного объединения, как Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Он представляет собой результат глобального слияния государств. В рамках данного объединения были отменены таможенные пошлины, таможенные границы, что должно было стать рычагом к активному развитию взаимной торговли стран-участниц. На сегодняшний день его участниками являются такие страны, как Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан. Такое интеграционное объединение характеризуется действующим общим рынком товаров, единым рынком услуг и капиталов, что говорит о полноценном функционировании союза.

Особенностью применения экспортных таможенных пошлин между странами-участницами ЕАЭС является их полное отсутствие, т.е. вывозные таможенные пошлины, включая и другие пошлины, налоги и сборы отменены. Данный факт документально

подтвержден Договором о ЕАЭС п. 3 ст. 28. Такое снятие ограничений объясняется функционированием внутреннего рынка в соответствии с условиями взаимной торговли товарами между государствами-членами Союза. В рамках такого объединения страны-участницы могут получить существенные экономические выгоды. Прежде всего, это касается возможности доступа к стратегически важным видам сырья, дешевой рабочей силе и расширению рынков сбыта. Схема взаимодействия государств-членов ЕАЭС характеризуется беспошлинным провозом товаров через границы этих государств, что влечет за собой снижение транспортных издержек и, соответственно, снижение цен на потребительском рынке. Таким образом, предположительно спрос на товары повысится, тем самым увеличив предложение [9].

К числу положительных аспектов членства России в ЕАЭС можно отнести и возможность реализации продуктов национального производителя в отдаленные страны по равнозначным ценам, что и прежде установленные для стран ближнего расположения.

Стремление Союза к правовому единообразию выражено также и в «Договоре о функционировании Таможенного союза (ныне - Евразийский экономический союз) в рамках многосторонней торговой системы». Данный Договор закрепляет за государством-членом ЕАЭС, первым вступившим в ВТО, право и обязанность информировать других членов Союза обо всех правовых нормах требований ВТО, в результате чего указанные нормы будут применены и на уровне ЕАЭС. Такое право на себя взяла Россия. Все остальные страны-участницы ЕАЭС относятся к развивающимся странам, которым трудно конкурировать с развитыми государствами, в связи с чем результаты принятия норм ВТО на уровне Союза будут также не совсем положительными.

Таким образом, можно выделить следующие международные организации, которые оказывают основное влияние на формирование экспортного тарифа страны, а именно, Всемирная торговая организация и Евразийский экономический союз.

На основе проведенного анализа вышепредставленных данных можно сделать вывод о влиянии выполнения обязательств перед международными организациями в области регулирования экспорта. В частности, это касается ставок экспортных таможенных пошлин. Так, снижение ставок экспортных пошлин по идее должно было положительно повлиять на стоимостные, физические показатели вывозимых товаров, а точнее, на развитие экспорта государства.

В результате таких нововведений стоимостные объемы экспорта в период аналогичный периоду снижения ставок имеют неоднозначную, порой даже отрицательную динамику, особенно это заметно в 2016 г. (данный период характеризуется политико-экономической нестабильностью, в частности - для России). Все это может свидетельствовать о независимости стоимостных объемов вывозимых товаров от размера ставки экспортной пошлины.

Физические объемы поставок имеют положительную динамику. Особенно в отношении товаров группы 27 «минеральные продукты», 01 -24 «продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье», а также 28-40 «продукция химической промышленности».

Высшую юридическую силу имеет, конечно, законодательство ВТО, что объясняет также и учет их требований при формировании законодательства ЕАЭС.

Что касается изменений в области формирования ставок, экспортных тарифов, то они имеют, скорее, негативный характер для бюджета государства, а для национального производителя - положительный, ведь снижение ставок уменьшает издержки для национальных поставщиков. По идее, снижение ставок должно было повлиять и на увеличение поставок товаров, которые имеют большую степень переработки, чего опять-таки не произошло - основной объем приходится на сырье менее переработанное. Таким образом, остается тенденция сырьевой зависимости нашего государства.

Что касается учета требований ЕАЭС в области таможенно-тарифного регулирования, то вывозные таможенные пошлины в принципе отменены, что может объяснить активную

работу стран Союза по вопросам достаточно унификации экспортного тарифа участниц ЕАЭС.

Для их решения главы государств-членов ЕАЭС взяли курс на согласование экспортной таможенно-тарифной политики Союза. Его можно будет достичь путем введения однообразного механизма установления экспортных таможенных пошлин. Данные нововведения должны будут способствовать снижению зависимости государств-членов Союза от сырьевого экспорта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вагин, В. Д. Экономический потенциал территории Российской Федерации: учебное пособие / Вагин В. Д - Санкт-Петербург: Интермедия, 2017. - 264 с.

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанного в г. Москве 11.04.2017 г. // Консультант Плюс. [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения 01.02.2019 г.).

3. Логинова, А. С. Анализ социально-экономических последствий вступления России в ВТО: моногр. / А. С. Логинова. - Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2014. - 156 с.

4. Воробина, К. С. Таможенный контроль перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза энергоносителей согласно таможенной процедуре экспорта: моногр. / К. С. Воробина, А. В. Кнышов. - Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2019. - 114 с.

5. Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ved.gov.ru/mdb/vto/russia_vto/.

6. Постановлении Правительства РФ от 30.08.2013 № 754 (ред. от 21.03.2019) «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании у тратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Консультант Плюс. [Электронный ресурс]- URL: http://www.consultant.ru, свободный. - Загл. с экрана.

7. Бондаренко, Н. П. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности: учеб. пособие / Н. П. Бондаренко. - Санкт-Петербург: ИЦ «Интермедия», 2015. - 334 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Сайт ФТС [Электронный ресурс]. - URL: http://www.customs.ru/.

9. Закон РФ от 21.07.2012 № 126-ФЗ (последняя редакция) «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» // Консультант Плюс. [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru, свободный. - Загл. с экрана.

ACCOUNTING THE REQUIREMENTS OF INTERNATIONAL ORGANIZATIONS WHEN FORMING EXPORT CUSTOMS RATES

A. A. Nikulina, student of the 5th year of full-time education, Faculty of Customs, Kaliningrad, Kaliningrad branch of the Moscow University of Finance and Law, MFUA, e-mail: nastya_kuznecova_96@list.ru A. S. Akmatalieva, сandidate of Economic Sciences, Associate Professor of Kaliningrad State Technical University, e-mail: aas.250580@mail.ru

The article discusses the requirements of international organizations, which include the Russian Federation, in the formation of export customs tariffs, as well as the results of the fulfillment of such requirements.

export customs duties, export duty rates, export tariff, export, customs tariff regulation, international organizations, WTO, EAEU

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.