Научная статья на тему 'Специфика и ключевые элементы региональной экономической интеграции стран Юго-Восточной Азии (на примере АСЕАН)'

Специфика и ключевые элементы региональной экономической интеграции стран Юго-Восточной Азии (на примере АСЕАН) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
531
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / АСЕАН / МЕХАНИЗМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА / REGIONAL ECONOMIC INTEGRATION / INTEGRATION ASSOCIATION / FINANCIAL STABILITY / ASEAN / COOPERATION MECHANISMS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ле Ван Ха

Партнерство России в развитии интеграционных процессов с государствами Юго-Восточной Азии осуществляется с 1996 г. Основная цель сотрудничества с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - развитие регионов посредством экономического, социального и культурного взаимодействия, а также защита регионов от соперничества крупных держав. Цель. Изучить механизмы функционирования и специфику региональных интеграционных процессов АСЕАН. Методология. В исследовании использованы общие методы научного познания, на основе которых выделены специфика региональной интеграции АСЕАН в сравнении с аналогичными процессами в странах Западной Европы. Результаты. Представлен анализ ключевой идеи и элементов сотрудничества в АСЕАН. На основе сравнительного анализа процессов региональной экономической интеграции в странах Западной Европы и Юго-Восточной Азии сделана оценка специфичности модели интеграции АСЕАН. На основе изученной хронологии принятия ключевых решений по экономической интеграции в АСЕАН дана оценка выстраиваемых отношений в сфере экономического сотрудничества государств-членов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific Features and Key Elements of Regional Economic Integration of Southeast Asian Countries (Through the Example of ASEAN)

Russia’s partnership with Southeast Asian countries in the development of integration processes dates back to 1996. Cooperation with the Association of South East Asian Nations (ASEAN) is aimed at the development of regions through economic, social, and cultural collaboration, as well as the protection of regions from the competition of major powers. Aim. This study aims to examine the mechanics and specific features of the regional integration processes of ASEAN. Methods. This study uses general methods of scientific understanding to identify the specific features of ASEAN’s regional integration compared with similar processes in Western European countries. Results. The key idea and elements of cooperation in ASEAN are presented. Comparative analysis of regional economic integration processes in Western European countries and Southeast Asia allows for the estimation of the specificity of ASEAN’s integration model. The relationships in the field of economic cooperation between ASEAN member countries are assessed according to the history of decisions on economic integration.

Текст научной работы на тему «Специфика и ключевые элементы региональной экономической интеграции стран Юго-Восточной Азии (на примере АСЕАН)»

о <

о

о о

> <

Специфика и ключевые элементы региональной экономической интеграции стран Юго-Восточной Азии (на примере АСЕАН)

Specific Features and Key Elements of Regional Economic Integration of Southeast Asian Countries (Through the Example of ASEAN)

УДК 332.1:005.591.452

Ле Ван Ха

соискатель Института экономики Российской академии наук (Москва) 117218, Москва, Нахимовский пр., д. 32

Le Van Ha

Institute of Economics of the Russian Academy of Science Nakhimovskiy Ave 32, Moscow, Russian Federation, 117218

Партнерство России в развитии интеграционных процессов с государствами Юго-Восточной Азии осуществляется с 1996 г. Основная цель сотрудничества с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — развитие регионов посредством экономического, социального и культурного взаимодействия, а также защита регионов от соперничества крупных держав.

Цель. Изучить механизмы функционирования и специфику региональных интеграционных процессов АСЕАН.

Методология. В исследовании использованы общие методы научного познания, на основе которых выделены специфика региональной интеграции АСЕАН в сравнении с аналогичными процессами в странах Западной Европы.

Результаты. Представлен анализ ключевой идеи и элементов сотрудничества в АСЕАН. На основе сравнительного анализа процессов региональной экономической интеграции в странах Западной Европы и Юго-Восточной Азии сделана оценка специфичности модели интеграции АСЕАН. На основе изученной хронологии принятия ключевых решений по экономической интеграции в АСЕАН дана оценка выстраиваемых отношений в сфере экономического сотрудничества государств-членов.

Ключевые слова: региональная экономическая интеграция, интеграционное объединение, финансовая стабильность, АСЕАН, механизмы сотрудничества

Russia's partnership with Southeast Asian countries in the development of integration processes dates back to 1996. Cooperation with the Association of South East Asian Nations (ASEAN) is aimed at the development of regions through economic, social, and cultural collaboration, as well as the protection of regions from the competition of major powers.

Aim. This study aims to examine the mechanics and specific features of the regional integration processes of ASEAN.

Methods. This study uses general methods of scientific understanding to identify the specific features of ASEAN's regional integration compared with similar processes in Western European countries.

Results. The key idea and elements of cooperation in ASEAN are presented. Comparative analysis of regional economic integration processes in Western European

countries and Southeast Asia allows for the estimation of the specificity of ASEAN's integration model. The relationships in the field of economic cooperation between ASEAN member countries are assessed according to the history of decisions on economic integration. Keywords: regional economic integration, integration association, financial stability, ASEAN, cooperation mechanisms

Основным направлением развития мировой экономики и международных экономических отношений на современном этапе является региональная интеграция [1]. Из всего многообразия интеграционных объединений сегодня выделяется АСЕАН1, поскольку государствами-членами этого объединения продемонстрированы существенный рост экономик за период сотрудничества и устойчивость к разрушительным воздействиям последнего финансового кризиса [2]. Россия, как евро-азиатское государство, заинтересована в развитии полноценных экономических отношений с государствами Юго-Восточной Азии (ЮВА) и является партнером АСЕАН с 1996 г., поэтому изучение механизмов сотрудничества, как уже сложившихся в интеграционном объединении, так и формирующихся, является актуальной задачей.

Ключевая идея и механизмы сотрудничества АСЕАН

Главной целью сотрудничества в рамках АСЕАН, согласно Бангкокской декларации (1967 г.), заявлены «содействие экономическому, социальному и культурному развитию региона посредством осуществления программ сотрудничества; защита политической и экономической стабильности региона от соперничества крупных держав; использование АСЕАН как форума для разрешения внутрирегиональных разногласий» (цит. по: [3]).

Постановка подобной цели объясняется нежеланием государств Юго-Восточной Азии попасть в орбиту влияния крупных государств региона и, соответственно, в сильную зависимость от них. Будучи задуманной как форум государств, АСЕАН имеет специфическую организационную структуру и механизмы функционирования (табл. 1).

В соответствии с принципами, заложенными учредительными документами [4], высшим руководящим органом АСЕАН является саммит лидеров (встреча глав государств — членов АСЕАН). До 2001 г. такие встречи проводились каждые 3 года официально, и не

1 АСЕАН (англ. Association of South East Asian Nations — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) была образована в 1967 г. в составе Таиланда, Малайзии, Индонезии, Сингапура и Филиппин. Позже вошли в состав: Бруней — в 1984 г.; Вьетнам — в 1995 г.; Лаос и Мьянма — в 1997 г.; Камбоджа — в 1999 г.

Таблица 1 g

Механизмы функционирования АСЕАН ^

Высший руководящий орган Саммит лидеров государств — членов АСЕАН

Орган, формирующий и координирующий текущую деятельность Встречи министров иностранных дел государств — членов АСЕАН

Координационные механизмы 1. Встречи министров финансов, экономики и министров различных отраслей экономики государств — членов АСЕАН. 2. Встречи министров других сфер государств — членов АСЕАН. 3. Встречи старших чиновников (заместители министров, руководители центральных банков и т. д.) государств — членов АСЕАН

Исполнительные структуры 1. Постоянный комитет АСЕАН. 2. Секретариат АСЕАН. 3. Национальные секретариаты в структуре министерств иностранных дел государств — членов АСЕАН

менее одного раза в промежутках между официальными встречами главы государств встречались в неформальной обстановке. С 2001 г. эти встречи проходят 2 раза в год. Также ежегодно проводятся встречи министров иностранных дел (ASEAN Ministerial Meetings — AMM), на которых формируется и координируется текущая деятельность в рамках АСЕАН, а отчет о встречах предоставляется на саммите АСЕАН. Поскольку соглашением подчеркивается полное равноправие государств-членов, то встречи проводятся поочередно в каждом из государств, а все решения принимаются на основе консенсуса и требуют значительной координационной подготовки.

С 1977 г. проводятся встречи и других министров государств — членов АСЕАН. Во-первых, это встречи министров экономики и министров отдельных отраслей экономики (энергетики, сельского хозяйства и др., по мере необходимости), а также встречи министров финансов. Встречи отраслевых министров подотчетны. Они отчитываются о своей деятельности на встречах министров экономики, а последние, в свою очередь, отчитываются о работе на саммитах АСЕАН и координируют свою деятельность со встречами министров иностранных дел.

Во-вторых, для координации действий государств — членов АСЕАН в таких сферах, как здравоохранение, безопасность, охрана окружающей среды, социальное обеспечение и труд, образование, наука и технологии, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), проводятся встречи соответствующих министров. Отчеты о деятельности этих встреч предоставляются саммиту АСЕАН либо непосредственно, либо совместно с отчетами встреч министров иностранных дел.

В-третьих, в дополнение к встречам министров функционирует еще один координационный механизм, именуемый «встреча старших (высших) чиновников», и если по каким-то причинам официальное взаимодействие не представляется целесообразным, то осуществляется взаимодействие в формате рабочих групп с представителями бизнеса, науки и др., существующих в форме различных неправительственных объединений.

Текущей деятельностью АСЕАН руководит Постоянный комитет, для реализации оперативной работы в его зоне ответственности сформирован Секретариат АСЕАН, имеющий в настоящее время достаточно разветвленную структуру: четыре департамента, 11 директоратов и целый ряд дивизионов и программ [Там же]. Кроме того, в структуре министерства иностранных дел каждого государства — члена АСЕАН сформирован национальный секретариат АСЕАН, курирующий вопросы, связанные с участием этой страны в АСЕАН.

Таким образом можно вести речь о наличии широкого круга организационных механизмов, при помощи которых собственно и обеспечивается координация

сотрудничества государств — членов АСЕАН. Также следует обратить внимание на тот приоритет, который государства-члены предоставили принципу коллективизма в построении системы взаимодействия в АСЕАН. Именно благодаря реализации этого принципа на практике достигается исключительная коллегиальность принимаемых решений.

Специфика региональных интеграционных процессов АСЕАН

Интеграционные процессы, продемонстрировавшие начало своего развития во второй половине ХХ в., сегодня получают новое осмысление в связи с накопившимися знаниями и практическим опытом в этой области. Особый вклад в формирование новых представлений о региональной интеграции внесли страны ЮВА, поскольку продемонстрировали миру совершенно новую модель интеграции, получившую название «восточноазиатский регионализм» [5, с. 170], или закрытого регионализма [6]. Ключевым отличием восточноазиатской модели региональной интеграции от широко известной западноевропейской модели является то, что страны АСЕАН изначально не ставили цели построения единого федеративного образования, а делают ставку на сотрудничество с целью противодействия внешним угрозам глобального характера. Модель интеграции в АСЕАН опирается на иную трактовку понимания региона и, соответственно, иную концепцию построения, иную модель организации, цели и задачи (рис. 1).

Интегрирующиеся в АСЕАН государства проводят целенаправленную политику, предусматривающую развитие в регионе процесса сотрудничества и придание ему системного характера без какого-либо внешнего влияния. Концепция региональной интеграции замкнута на процессах межправительственного сотрудничества и институционального строительства. Задачи стимулирования более тесной экономической взаимозависимости государств-членов, укрепления деловых связей, создания общей цивилизационной идентичности решаются посредством регионализации, которая представляет собой коммерческую и инвестиционную активность неправительственных участников взаимодействия. И именно их усилиями собственно и должны быть сформированы благоприятные условия, минимизирующие вероятность политических конфликтов. Сам процесс регионализации стимулируется крупнейшими государствами региона.

Подобный ход развития интеграционных отношений объясняется спецификой взаимоотношений стран Восточной Азии, которые находятся под постоянным воздействием двух факторов: 1) опасением возможных угроз со стороны соседних стран; 2) использованием крупными государствами застарелых региональных конфликтов между соседями с целью выстраивания

Западноевропейская модель

Географическая трактовка региона

Материальный подход к определению региона

Местные сообщества и бизнес подчиняются международному праву

Высокий уровень институализации регионального сотрудничества

Задача: превратить Западную Европу в федеративное образование

Восточноазиатская модель

Идентификация региона исходя из сути рассматриваемой проблемы

Цивилизационный подход к определению региона

Местные сообщества и бизнес подчиняются исторически устоявшимся традиционным воззрениям

Формальная институализация внутри регионального взаимодействия

Задача: превратить регион в «большое суверенное пространство», чья мощь способна противостоять мировому гегемону

Рис. 1. Специфика региональной интеграции в АСЕАН

Составлено по: материалам публикаций [5, с. 171-173; 7].

собственного геополитического курса. Именно этим и объясняется высокая интенсивность региональных отношений, существенно превосходящая мировую, а также исключительная сложность взаимоотношений между крупными государствами как внутри региона, так и на глобальном уровне [5, с. 170].

Есть еще одно мнение о специфике региональной интеграции стран АСЕАН, также дающее объяснение ее отличия от региональной интеграции в Западной Европе, — это рассмотрение региональной интеграции в ЮВА в тесной связи с авторитаризмом [7]. С этой позиции специфичность «восточноазиатского регионализма» объясняется через особенности политического режима стран ЮВА, состоящие в том, что политические режимы стран региона в целях своего оправдания обычно выдвигают необходимость противостояния угрозам: коммунистическим режимам, внутренним межэтническим конфликтам, или доказывают, что авторитаризм способствует ускорению экономического развития. Сегодня же авторитаризм поддерживается через так называемый путь АСЕАН (ASEAN Way), который предполагает невмешательство во внутренние дела друг друга и неиспользование военной силы в межстрановых отношениях [Там же, с. 24]. В процессе сотрудничества отношения выстраиваются таким образом, чтобы решения принимались посредством консультаций и диалогов, имеющих преимущественно неформальный характер.

Важная роль в интеграционных процессах в ЮВА отдается государственному суверенитету, поскольку основой интеграции в АСЕАН является «идея создания сильного региона на базе сильных государств (но не сильных региональных институтов)» [Там же, с. 23]. Государственный суверенитет признан неделимым и не передается наднациональным институтам, в том числе и потому, что в условиях авторитарных режимов уровень доверия между странами невысок. Поэтому проблема формирования добросовестных обязательств государств — членов АСЕАН по отношению друг к другу представляется сложной с теоретических и практических позиций и объясняет доминирование неформальных институтов, позволяющих поддерживать неподотчетность процессов принятия решений [Там же].

Региональная экономическая интеграция в АСЕАН: хронология ключевых решений

Развитие сотрудничества в АСЕАН следует рассматривать комплексно, поскольку в силу формируемой специфики государства-члены возлагают большие на-

дежды на инвестиционно-экономическую активность неправительственных участников, через взаимодействие которых и будет достигнута наибольшая взаимосвязанность национальных финансовых и экономических рынков государств. Выстраиваемая странами модель взаимодействия такова, что в рамках процесса экономической интеграции должно происходить формирование и развитие торгового, инвестиционного и финансового сотрудничества и сотрудничества в других сферах жизнедеятельности, вплоть до политического. По замыслу, интеграция в АСЕАН должна носить исключительно экономический характер и последовательно проходить этапы «сближения» (табл. 2).

На 1-м этапе необходимо создать единый рынок товаров, для чего надо ликвидировать тарифные и нетарифные барьеры. Инструментом достижения этой задачи является создание зоны свободной торговли АСЕАН. В июле 1992 г. было подписано Соглашение о создании Зоны свободной торговли АСЕАН [8] (Asian Free Trade Area — AFTA). Присоединившиеся позже государства-члены автоматически становились участниками этого соглашения, но получали возможность увеличить свой индивидуальный срок выполнения обязательств по снижению барьеров в торговле. Изначально предполагалось, что шесть наиболее развитых государств должны завершить выполнение обязательств в рамках этого соглашения к 2015 г., а остальные государства — к 2020 г. Эти планы неоднократно корректировались в направлении ускорения процесса. В конечном итоге, некоторые страны решили на двусторонней основе выполнить эту задачу ранее намеченных сроков, а те, кто не готов, — присоединиться позже.

Договоренности по AFTA распространяются и на сферу услуг. Для координации взаимодействия в этой сфере в декабре 1995 г. было подписано Рамочное соглашение АСЕАН по услугам (Asian Framework Agreement on Services — AFAS) [Ibid.]. Основная цель соглашения, которое неоднократно дополнялось и развивалось, заключалась в формировании зоны свободной торговли услугами к 2015 г., что требовало устранения барьеров в торговле услугами. Сегодня сотрудничество в этой сфере охватывает финансы, транспорт, связь и телекоммуникации, туризм, охрану окружающей среды, а также создание продовольственного резерва.

Достижение взаимных преференций в торговле ограниченной номенклатурой товаров (работ, услуг) должно стать итогом 1-го этапа экономической интеграции. Далее странам необходимо более активно переходить к реализации планов 2-го этапа, основы

Таблица 2 ^

Цели и задачи этапов региональной экономической интеграции АСЕАН ^ ___ <

Период Задача Действие Цель

1-й этап Создание единого рынка товаров и услуг Устранение тарифных и нетарифных барьеров в торговле Достижение взаимных преференций в торговле ограниченной номенклатурой товаров (услуг)

2-й этап Формирование инвестиционной зоны АСЕАН 1. Либерализация отношений в сфере инвестиций. 2. Согласование вопросов конкуренции на рынках товаров и услуг, стандартов, в экологической и трудовой сфере Сформировать единый рынок капитала

3-й этап Построение экономического сообщества АСЕАН 1. Построение общего рынка. 2. Создание единого экономического пространства Достижение региональной экономической интеграции

которого были заложены в 1998 г. подписанием Рамочного соглашения о формировании инвестиционной зоны в АСЕАН (Framework Agreement on the ASEAN Investment Area — AIA) [Ibid.] и преследовали своей целью либерализовать отношения в сфере инвестиций, что требует от стран достижения более глубокой интеграции в рамках экономической политики, поскольку охватывает вопросы товарной конкуренции, стандартов, экологии, трудовых отношений. Данное соглашение позже, в 2009 г., трансформировалось во Всесторонний инвестиционный договор (ASEAN Comprehensive Investment Agreement).

В ходе реализации указанных выше договоренностей планируется сформировать единый рынок капитала в АСЕАН, что является целью 2-го этапа. Дальнейшие действия государств — членов АСЕАН направлены на создание общего рынка, который постепенно должен трансформироваться в единое экономическое пространство со свободным перемещением товаров, услуг и капиталов между государствами. На настоящем этапе формирования интеграционной модели АСЕАН пока не затрагиваются аспекты свободы перемещения человеческих ресурсов (труд), так как в силу ряда причин эта сфера отношений пока является особенно «чувствительной» зоной.

Поскольку АСЕАН изначально не делала приоритета из торговой либерализации, а сразу же принялась за строительство интегрированных отношений в сфере инвестиций, постольку финансовое сотрудничество АСЕАН необходимо рассмотреть повнимательнее.

Первым документом, на который следует обратить внимание, является Соглашение о сотрудничестве стран АСЕАН в финансовой сфере [Ibid.], подписанное на первой встрече министров финансов стран АСЕАН в марте 1997 г. Было положено начало ежегодным встречам министров финансов и ведущих должностных лиц по финансовым вопросам и определены сферы сотрудничества, к которым были отнесены банковское дело, финансы, финансовые рынки, рынки капитала, таможенные вопросы, страховые вопросы, налогообложение, государственные финансы и иные сферы, обсуждение которых возможно по согласованию между министрами финансов стран АСЕАН [9] в случае возникновения необходимости подобного обсуждения.

Следующий «кирпичик» в фундамент финансово-инвестиционно-экономического сотрудничества АСЕАН был заложен на встрече лидеров государств-членов, состоявшейся в конце 1997 г., на которой была принята концепция развития АСЕАН, что было изложено в документе «Видение АСЕАН — 2020» [10]. Ключевыми направлениями развития сотрудничества, зафиксированными этим документом, были провозглашены: 1) поддержание региональной макроэкономической и финансовой стабильности за счет более тесных кон-

сультаций по макроэкономической и финансовой политике, и 2) содействие либерализации финансового сектора и более тесному сотрудничеству в отношении денежного рынка и рынка капитала в налоговых, страховых и таможенных вопросах.

В октябре 2003 г. на саммите на о. Бали лидеры государств — членов АСЕАН принимают решение о построении Экономического сообщества АСЕАН к 2020 г., что и объявляется главной целью региональной экономической интеграции. Для достижения поставленной на саммите цели уже в этом же году, на встрече министров финансов в Маниле, была разработана и принята Дорожная карта валютно-финан-совой интеграции стран АСЕАН [11]. Этот документ содержал перечень действий, сроков их выполнения и показателей деятельности в четырех областях: развития рынка капитала, либерализации финансовых услуг, либерализации счета операций с капиталом и валютного сотрудничества стран АСЕАН с конечной целью достижения большей экономической интеграции в АСЕАН к 2015 г. [12].

Чтобы придать больший динамизм делу формирования Экономического сообщества, государствами — членами АСЕАН был принят План создания экономического сообщества [13], в который вошла и разработанная ранее на встрече министров финансов Дорожная карта валютно-финансовой интеграции стран АСЕАН. Областью компетенций данной карты определены формирование хорошо интегрированной и эффективно функционирующей региональной финансовой системы, обеспечение более свободного режима счета движения капитала, достижение взаимосвязанности рынками капитала [14]. Позже, в апреле 2009 г., План создания Экономического сообщества АСЕАН был дополнен Планом содействия развитию интегрированного рынка капитала для достижения целей, содержащих видение и подход к интеграции рынков капитала стран АСЕАН, стратегические инициативы по их внедрению, с подразделением на этапы (2009-2010 гг., 2011-2012 гг. и 2013-2015 гг.).

В 2011 г. заключается Рамочное соглашение о финансовой интеграции АСЕАН, где подтверждается цель создания интегрированного финансового рынка к 2020 г., но, осознавая значимость различий уровней развития национальных банковских систем государств-членов и стремления их к защите своих финансовых рынков, стороны понимают, что даже к 2020 г. они смогут сформировать в лучшем случае лишь частично интегрированный финансовый рынок, поэтому уточняется степень его интеграции (не менее 50%), также уточняются задачи и определяются механизмы сотрудничества государств в этой сфере [15].

2015 г. был завершен подписанием декларации о создании единого Экономического сообщества

g на деловом и инвестиционном саммите АСЕАН (Ку-^ ала-Лумпур, 20-21 ноября 2015 г.). Видение инте-

< грации финансового сектора на период до 2025 г. ^ включает три стратегические цели: усиление финансы совой интеграции, расширение доступа к финансо-к вым услугам и обеспечение финансовой стабиль-^Е ности [16]. Таким образом, в процессе становления

< и развития региональной экономической интеграции

0 в АСЕАН была сформирована полноформатная сис-ш тема механизмов взаимодействия практически по 5 всем направлениям экономического сотрудничества, х включающая широкий блок инструментов финансо-ш вого взаимодействия.

1 Подводя итоги исследованию, сделаем следующие > общие выводы.

1. Ключевой идеей сотрудничества государств — членов АСЕАН является стремление к независимости и национальному суверенитету, для достижения которых государства решили объединить усилия с целью противодействия давлению со стороны крупных государств.

2. Сотрудничество государств в формате АСЕАН рассматривается исключительно как добровольное решение и не признает какого-либо давления. Выстраиваемые механизмы взаимодействия носят неформальный характер: саммит, встречи министров и высших должностных лиц, консультации; принимаемые документы не являются обязывающими (декларация, концепция, дорожная карта), а подразумевают добровольное участие.

3. Ключевые решения АСЕАН направлены на усиление взаимодействия в экономической сфере, что должно привести к интеграции экономик стран. Этот процесс стимулируется на межправительственном уровне и реализуется через механизмы усиления коммерческого и инвестиционного взаимодействия и взаимосвязывания хозяйствующих субъектов из различных государств — членов АСЕАН.

Литература

1. Аносова Л. А. Азиатско-Европейские экономики: новые формы интеграции // Безопасность Евразии. 2004. № 2. С.325-329.

2. АСЕАН в начале XXI века. Актуальные проблемы и перспективы / Е. В. Кобелев, Г. М. Локшин [и др.]. М.: ИД «Форум», 2010. 368 с.

3. Развин П. А. Внешняя политика стран Юго-Восточной Азии и АСЕАН // Внешняя политика и дипломатия стран Азиатско-Тихоокеанского региона: Учеб. пособие. М.: ДА МИД РФ, 1998. С. 169.

4. Organisational Structure: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.asean.org/asean/asean-structure/or-ganisational-structure-2/.

5. Балакин В. И. Регионализм и регионализация в Восточной Азии // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 3. С. 169183.

6. Аносова Л. А., Кабир Л. С. Экономическая интеграция в современном мире и экономический регионализм // Экономика и управление. 2014. № 3 (101). C. 4-11.

7. Ежегодник Института международных исследований Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации / Гл. ред. А. А. Орлов. М.: МГИМО-Университет, 2013. № 3-4 (5-6). 226 с.

8. ASEAN Legal Instruments: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://agreement.asean.org/.

9. Ministerial Understanding on ASEAN Cooperation in Finance: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.asean. org/storage/images/2012/Economic/AFMM/Agreement_on_ Finance/Ministerial%20Understanding%20on%20ASEAN%20 Cooperation%20in%20Finance%20(1997).pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. ASEAN Vision 2020: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.asean.org/?static_post=asean-vision-2020.

11. ASEAN 2030: Toward a Borderless Economic Community / Asian Development Bank Institute: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.adb.org/sites/default/files/ publication/159312/adbi-asean-2030-borderless-economic-community.pdf.

12. ASEAN Finance Ministers Meeting. Regional Cooperation in Finance: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.asean.org/asean-economic-community/asean-finance-ministers-meeting-afmm/.

13. Soesastro H. Implementing the ASEAN Economic Community Blueprint: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.eria.org/publications/research_project_reports/images/ pdf/PDF%20No.1-2/No.1-2-part2-3.pdf.

14. ASEAN Economic Community (AEC) 2015: Financial Integration in ASEAN: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.bsp.gov.ph/downloads/Publications/FAQs/ASEAN.pdf.

15. Ravi Menon: ASEAN Financial Integration: Where Are We, Where Next? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.bis.org/review/r150707c.pdf.

16. ASEAN Economic Community Blueprint 2025: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.asean.org/storage/ 2016/03/AECBP_2025r_FINAL.pdf.

References

1. Anosova L. A. Aziatsko-evropeyskie ekonomiki: novye formy integratsii [Asian and European economy: New forms of integration]. Bezopasnost' Evrazii, 2004, no. 2, pp. 325-329.

2. Kobelev E. V., Lokshin G. M., Voronin A. S., Mazyrin V. M., Koz-lov A. A., Senin R. A., Vasil'ev L. E. ASEAN v nachale XXI ve-ka. Aktual'nye problemy i perspektivy [ASEAN at the beginning of the 21st century. Actual problems and prospects]. Moscow, FORUM Publ., 2010. 368 p.

3. Razvin P. A. Vneshnyaya politika stran Yugo-Vostochnoy Azii i ASEAN [Foreign policy of South-East Asia countries and the ASEAN]. Vneshnyaya politika idiplomatiya stran ATR [Foreign policy and diplomacy of Asia-Pacific countries]. Moscow, Nauchnaya kniga Publ., 1998, p. 169.

4. Organisational Structure. Available at: http://www.asean.org/ asean/asean-structure/organisational-structure-2/.

5. Balakin V. I. Regionalizm i regionalizatsiya v Vostochnoy Azii [Regionalism and regionalization in East Asia]. Znanie. Poni-manie. Umenie, 2015, no. 3, pp. 169-183.

6. Anosova L. A., Kabir L. S. Ekonomicheskaya integratsiya v sovremennom mire i ekonomicheskiy regionalizm [Economic integration in the modern world and economic regionalism]. Ekonomika i upravlenie, 2014, no. 3 (101), pp. 4-11.

7. Ezhegodnik IMI [Yearbook of the Institute of International Studies], 2013, no. 3-4 (5-6), 226 p.

8. ASEAN Legal Instruments. Available at: http://agreement. asean.org/.

9. Ministerial Understanding on ASEAN Cooperation in Finance. Available at: http://www.asean.org/storage/images/2012/ Economic/AFMM/Agreement_on_Finance/Ministerial%20Un-derstanding%20on%20ASEAN%20Cooperation%20in%20Fi-nance%20(1997).pdf

10. ASEAN Vision 2020. Available at: http://www.asean.org/7sta-tic_post=asean-vision-2020.

11. ASEAN 2030: Toward a Borderless Economic Community. Asian Development Bank Institute. Available at: http://www. adb.org/sites/default/files/publication/159312/adbi-asean-2030-borderless-economic-community.pdf.

12. ASEAN Finance Ministers Meeting (AFMM). Regional Cooperation in Finance. Available at: http://www.asean.org/ asean-economic-community/asean-finance-ministers-meet-ing-afmm/.

13. Soesastro H. Implementing the ASEAN Economic Community (AEC) Blueprint. Chapter 3. Available at: http://www.eria.org/ publications/research_project_reports/images/pdf/PDF%20 No.1-2/No.1-2-part2-3.pdf.

14. ASEAN Economic Community (AEC) 2015: Financial Integration in ASEAN. Available at: http://www.bsp.gov.ph/downloads/ Publications/FAQs/ASEAN.pdf.

15. Menon R. ASEAN financial integration: Where are we, where next? Available at: http://www.bis.org/review/r150707c.pdf.

16. ASEAN Economic Community Blueprint 2025. Available at: http://www.asean.org/storage/2016/03/AECBP_2025r_FINAL. pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.