Научная статья на тему 'Финансовые инициативы АСЕАН: особенности модели финансового сотрудничества стран Юго-Восточной Азии'

Финансовые инициативы АСЕАН: особенности модели финансового сотрудничества стран Юго-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / INTERNATIONAL FINANCIAL SYSTEM / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / REGIONAL INTEGRATION / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / REGIONAL FINANCIAL INITIATIVES / ФИНАНСОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / FINANCIAL COOPERATION / ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / FINANCIAL MECHANISMS / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ / LIBERALIZATION OF FINANCIAL SERVICES / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ КАПИТАЛА / CAPITAL MARKET LIBERALIZATION / АСЕАН / ASEAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлев Игорь Алексеевич, Кабир Людмила Сергеевна, Никулина Светлана Игоревна

В статье анализируется процесс развития регионального финансового сотрудничества в АСЕАН, изучаются основные направления финансовых инициатив и формируемые механизмы. Рассматривая процесс региональной финансовой интеграции в развитии и оценивая роль поэтапно проводимых государствами членами АСЕАН скоординированных действий, авторы приходят к выводу, что взаимоотношения стран в сфере финансового сотрудничества сегодня опираются на солидную базу. Заявленная АСЕАН цель сотрудничества противодействие финансовой нестабильности вполне достижима. Выдвигаются предположения, объясняющие особенности формирующейся модели сотрудничества. Делается вывод, что России необходимо добиваться достойного места полноправного участника формируемой новой региональной финансовой системы, поскольку этот процесс способен привести к фундаментальным изменениям в международной финансовой системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial Initiatives of ASEAN: Peculiarities of Financial Cooperation Model in Southeast Asia

The article analyses the development of regional financial cooperation of ASEAN and studies the main directions of financial initiatives and forming mechanisms. Considering the development of regional financial integration and assessing the role of concerted actions conducted by ASEAN Member States step-by-step the authors of the article have come to the conclusion that relations between countries in the sphere of financial cooperation are established on a firm footing. The objective of cooperation stated by ASEAN the counteraction of financial instability is quite achievable. The authors make assumptions explaining the peculiarities of the forming cooperation model. Moreover, the authors come to conclusion that it is necessary for Russia to strive for a decent place of a fully fledged participant of the forming new regional financial system as this process may cause fundamental changes in the international financial system.

Текст научной работы на тему «Финансовые инициативы АСЕАН: особенности модели финансового сотрудничества стран Юго-Восточной Азии»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ

УДК 339.924

Ключевые слова:

международная финансовая система, региональная интеграция, региональные финансовые инициативы, финансовое сотрудничество, финансовые механизмы, либерализация финансовых услуг, либерализация рынков капитала, АСЕАН

И. А. Яковлев, к. э. н.,

первый заместитель директора, руководитель Центра международных финансов Научно-исследовательского финансового института (e-mail: iyakovlev@nifi.ru)

Л С. Кабир, д. э. н.,

проф., профессор РАН,

гл. науч. сотр. Центра международных финансов Научно-исследовательского финансового института (e-mail: lkabir@nifi.ru)

С. И. Никулина,

науч. сотр. Центра международных финансов Научно-исследовательского финансового института (e-mail: snikulina@nifi.ru)

Финансовые инициативы АСЕАН: особенности модели финансового сотрудничества стран Юго-Восточной Азии

Главной целью сотрудничества АСЕАН заявлен поиск коллективного ответа на многообразные вызовы глобализации. Страны не скрывают своего намерения добиться большей роли в мировом управлении и намерены активно участвовать в определении глобальной и региональной повестки дня, в том числе в реформировании международной финансовой системы в целях придания ей всеобъемлющего и справедливого характера [1, с. 6].

Эти амбиции опираются на осознание государствами того, что без создания собственной региональной группировки каждая из стран в отдельности не справится с задачей устойчивого роста и не сможет оперативно осуществить модернизацию.

С начала ХХ! в. АСЕАН были предприняты активные действия в направлении консолидации национальных финансовых рынков, и взаимодействие в этой сфере продолжает наращиваться. Россия как стратегический партнер АСЕАН еще не вовлечена в этот процесс, хотя уже достигнут значительный прогресс в деле развития самого сотрудничества. Взаимодействие между партнерами налажено, и между странами нет явных ограничений и противоречий, препятствующих переходу отношений на новый уровень.

В связи с этим изучение выдвинутых АСЕАН финансовых инициатив является актуальной задачей, позволяющей оценить уровень достигнутого Ассоциацией сотрудничества в финансовой сфере, а также перспектив его дальнейшего развития.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В АСЕАН

Финансовое сотрудничество в АСЕАН формировалось в рамках процесса экономической интеграции и развивалось вместе с ним, проходя последовательно этап за этапом. В развитии этого процесса современными исследователями предлагается выделять следующие этапы:

— подготовительный этап, в ходе которого были заключены рамочные соглашения, заложившие основу для интеграции (1995-2003 гг.);

— начальный этап создания Экономического сообщества (2003-2006 гг.);

— ускорение процессов интеграции с целью образования Экономического сообщества к 2015 г. (2007 г. — конец 2015 г.);

— официальное создание Экономического сообщества АСЕАН и осуществление дальнейших мероприятий по формированию единого рынка финансовых услуг (конец 2015 г. — 2025 г.). Рассмотрим основные решения в сфере регионального финансового сотрудничества, последовательно вырабатываемые на этапах интеграции [2] (рис. 1).

Значимым событием подготовительного этапа стало подписание в марте 1997 г. (на первой встрече министров финансов стран АСЕАН) Соглашения о сотрудничестве стран АСЕАН в финансовой сфере (Ministerial Understanding on ASEAN Cooperation in Finance). Было решено проводить регулярные встречи министров финансов для обсуждения вопросов, представляющих общий интерес, закреплены цели сотрудничества и основные мероприятия по его развитию, в том числе обмен взглядами по макроэкономической политике, повышение прозрачности нормативно-правовой базы, затрагивающей финансовую сферу, в каждом государстве — члене АСЕАН [3].

В конце 1997 г. лидеры стран АСЕАН принимают концепцию «Видение АСЕАН 2020» (ASEAN Vision 2020) [4]. В число приоритетных задач, определенных концепцией, вошли следующие: продвижение экономической интеграции и сотрудничества посредством ускорения либерализации торговли услугами, построения инвестиционной зоны АСЕАН (ASEAN Investment Area) к 2010 г. и свободного движения инвестиций к 2020 г., укрепления и расширения субрегионального взаимодействия в уже существующих и новых субрегиональных областях роста; использование Фонда АСЕАН (ASEAN Foundation) в качестве одного из инструментов для решения вопросов неравномерности экономического развития, бедности и социально-экономического неравенства.

Основы будущего Экономического сообщества АСЕАН (ASEAN Economic Community — AEC) были заложены на саммите в Бали в октябре 2003 г., где лидеры стран АСЕАН объявили о том, что его построение является целью региональной экономической интеграции, которую необходимо достичь к 2020 г. Примечательной чертой данного этапа стало утверждение дорожной карты денежно-кредитной и финансовой интеграции АСЕАН (Roadmap for Monetary and Financial Integration of ASEAN — RIA-Fin) на встрече министров финансов в Маниле в 2003 г. Этот документ определял цели и этапы финансовой интеграции в четырех приоритетных областях: развитие рынка капитала, либерализация счета операций с капиталом, либерализация финансовых услуг и валютное сотрудничество стран АСЕАН [5].

В 2007 г. лидерами стран АСЕАН было принято решение об ускорении экономической интеграции и создании Экономического сообщества к 2015 г., которое они закрепили подписанием Декларации Себу (Cebu Declaration) и принятием Плана создания Экономического сообщества АСЕАН (AEC Blueprint). Этот План предусматривал четыре основные характеристики, которыми должно обладать Экономическое сообщество АСЕАН: единый рынок и производственная база, предполагающие свободное движение товаров, услуг, инвестиций, квалифицированной рабочей силы и более свободный режим движения капитала; высококонкурентоспособный в экономическом отношении регион; регион

с равноправным экономическим развитием; регион, полностью интегрированный в глобальную экономику [6].

Рисунок 1

Развитие регионального финансового сотрудничества: основные документы и решения этапов

Подготовительный этап в развитии экономической интеграции АСЕАН (1995-2003 гг.)

Соглашение о сотрудничестве в финансовой сфере (1997 г.)

Решено проводить регулярные встречи министров финансов для обсуждения вопросов, представляющих общий интерес. Определены сферы сотрудничества:

— банковское дело и финансы;

— финансовые рынки и рынки капитала;

— таможенные вопросы;

— страховые вопросы;

— налогообложение;

— государственные финансы.

Концепция «Видение АСЕАН 2020» (1997 г.)

В качестве важных задач вошли:

— поддержание региональной макроэкономической и финансовой стабильности;

— продвижение экономической интеграции и сотрудничества;

— содействие либерализации финансового сектора и др.

Начальный этап в развитии экономической интеграции АСЕАН (2003-2006 гг.)

Принятие дорожной карты денежно-кредитной и финансовой интеграции стран АСЕАН (2003 г.)

Содержит перечень действий, сроков их выполнения и ключевых показателей в следующих областях:

1. Развитие рынка капитала.

2. Либерализация финансовых услуг.

3. Либерализация счета операций

с капиталом.

4. Валютное сотрудничество.

Ускорение процессов интеграции для образования Экономического сообщества к 2015 г. (2007 г. — конец 2015 г.)

План создания Экономического сообщества АСЕАН к 2015 г. (2007 г.)

План содействия развитию интегрированного рынка капитала (2009 г.):

— раскрыты основные этапы процесса построения интегрированного рынка капитала;

— предложен ряд комплексных стратегических инициатив;

— изложены конкретные мероприятия, необходимые для их осуществления.

Рамочное соглашение о финансовой интеграции АСЕАН (2011 г.)

Цель: достичь 50-процентной интеграции финансового рынка к 2020 г. Задачи:

— ликвидация ограничений на предоставление финансовых услуг финансовыми учреждениями внутри АСЕАН;

— укрепление потенциала и инфраструктуры для развития и интеграции рынков капитала;

— либерализация потоков капитала в АСЕАН;

— унификация платежно-расчетных систем;

— укрепление региональных финансовых договоренностей и регионального контроля.

Официальное создание Экономического сообщества

АСЕАН и выполнение дальнейших мер по формированию единого рынка финансовых услуг (конец 2015 г. — 2025 г.)

«Сообщество АСЕАН:видение 2025» (ноябрь 2015 г.)

План развития Экономического сообщества АСЕАН 2025 (ноябрь 2015 г.) Являются ключевыми документами, определяющими стратегию развития АСЕАН на будущее десятилетие.

Источник: разработано авторами.

Следующим шагом к реализации целей и задач, определенных в Плане создания Экономического сообщества АСЕАН, стало утверждение в 2009 г. Плана содействия развитию интегрированного рынка капитала для достижения целей Плана создания Экономического сообщества АСЕАН (Implementation Plan to Promote the Development of an Integrated Capital Market to Achieve the Objectives of the AEC Blueprint). В этом документе предлагался ряд комплексных стратегических инициатив, излагались конкретные мероприятия, необходимые для их осуществления, и раскрывались основные этапы процесса построения интегрированного рынка капитала.

В 2011 г. главы центральных банков стран АСЕАН приняли Рамочное соглашение о финансовой интеграции АСЕАН (ASEAN Financial Integration Framework — AFIF), закрепившее общий подход к инициативам в области либерализации и интеграции. Это соглашение предусматривало в качестве основной цели формирование наполовину интегрированного финансового рынка АСЕАН к 2020 г. благодаря ликвидации ограничений

на предоставление финансовых услуг финансовыми учреждениями АСЕАН внутри блока, либерализации движения капитала в регионе, обеспечению унификации платежно-расчетных систем и ряду других мер [7].

Важной вехой в развитии экономической интеграции АСЕАН стал 2015 г., ознаменовавшийся официальным созданием Экономического сообщества АСЕАН. По итогам 27-го саммита АСЕАН, состоявшегося в Куала-Лумпуре 21 ноября 2015 г., были утверждены ключевые документы, определяющие стратегию развития Ассоциации на будущее десятилетие — «Сообщество АСЕАН: видение 2025» (ASEAN Vision 2025) и План развития Экономического сообщества АСЕАН 2025 (ASEAN Economic Community Blueprint 2025). Расширение доступа к финансовым услугам и обеспечение стабильности финансового сектора остаются ключевыми целями региональной экономической интеграции на период до 2025 г.

Таким образом, в процессе становления и развития региональной экономической интеграции в АСЕАН была сформирована юридическая база взаимоотношений государств — членов АСЕАН в сфере финансового сотрудничества и определены его ключевые направления. Целью данных договоренностей является активизация деятельности стран по созданию более эффективного механизма сотрудничества в финансовой сфере и координации деятельности на национальных валютных и финансовых рынках с целью повышения их взаимосвязанности в границах регионального объединения и обеспечения их устойчивости против давления глобализации.

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ФОРМИРУЕМЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ключевые элементы финансовой интеграции, призванные обеспечить свободное движение капитала внутри региона, включают: 1) либерализацию финансовых услуг; 2) либерализацию счета операций с капиталом; 3) развитие рынков капитала; 4) унификацию платежно-расчетных систем (рис. 2). Наиболее важные механизмы финансового взаимодействия формируются в рамках этих четырех приоритетных областей.

Либерализация финансовых услуг

Либерализация финансовых услуг охватывает рынок капитала, страховой и банковский секторы. Она направлена на обеспечение возможности финансовым учреждениям АСЕАН (банкам, страховым и инвестиционным компаниям) предлагать и оказывать финансовые услуги в других государствах — членах Ассоциации. С этой целью в АСЕАН были разработаны обязательства стран по либерализации трансграничного движения финансовых услуг (по аналогии с ГАТС ВТО), которые реализуются в формате протоколов по финансовым услугам. К настоящему времени странами подписано шесть протоколов (1998, 2002, 2005, 2008, 2011, 2015 гг.). Подписание седьмого протокола ожидается в 2016 г.

Процесс имеет постепенный характер, а расширение обязательств происходит по мере готовности стран, по итогам коллективного обсуждения и согласования.

Принятое в 2011 г. Рамочное соглашение о финансовой интеграции АСЕАН, нацеливая государства-члены на создание наполовину интегрированных финансовых рынков и рынков капитала к 2020 г., в то же время исходило из того, что каждое государство — член АСЕАН имеет разные исходные условия и поэтому может само определять контрольные точки в процессе выполнения задач и сроки достижения общей конечной цели финансовой интеграции [8].

Один из важных аспектов финансовой интеграции — формирование интегрированного рынка банковских услуг. Предполагается, что банки, удовлетворяющие определенным критериям (квалифицированные банки стран АСЕАН), получат более широкий доступ на рынки других государств — членов АСЕАН и большую гибкость в осуществлении своей

деятельности в этих странах. После длительного процесса переговоров, который растянулся на несколько лет, в марте 2015 г. министры финансов и главы центральных банков стран АСЕАН заключили Рамочное соглашение о банковской интеграции (ASEAN Banking Integration Framework—ABIF) [9]. В силу разного уровня готовности членов АСЕАН открыть свой банковский сектор интеграционные инициативы будут реализовываться в два этапа: для наиболее развитых стран АСЕАН-5 (Сингапур, Малайзия, Индонезия, Филиппины и Таиланд) и остальных государств, входящих в Ассоциацию [10].

Рисунок 2

Основные сферы и формируемые механизмы финансовой интеграции АСЕАН

Либерализация финансовых услуг

Обязательства стран по либерализации трансграничного движения финансовых услуг (по аналогии с ГАТС ВТО)

Реализуются в формате протоколов по финансовым услугам. Расширение обязательств по мере готовности стран. Насчитывается шесть протоколов (заключены в 1998, 2002, 2005, 2008, 2011, 2015 гг.).

Рамочное соглашение о формировании единого банковского пространства (2015 г.)

Предполагается обеспечить:

1) равный доступ банков, удовлетворяющих критериям квалифицированных банков, на банковские рынки других государств АСЕАН;

2) регуляторы обеспечивают равноправный режим квалифицированным банкам и предоставляют им доступ на внутренний рынок после рассмотрения их способности управления рисками;

3) унификация правовых норм, регламентирующих банковскую деятельность, для обеспечения отсутствия противоречий в банковской системе региона АСЕАН.

Либерализация счета операций с капиталом

Индивидуальные карты либерализации счета операций

с капиталом (Capital Account Liberalisation Heat Maps) Применяются для определения степени открытости режима счета операций с капиталом в каждом государстве — члене АСЕАН.

Развитие рынка капитала

Форум рынков капитала стран АСЕАН (2004 г.) Обсуждение вопросов развития рынка капитала АСЕАН

Для облегчения трансграничных предложений ценных бумаг разработана система стандартов раскрытия информации АСЕАН (ASEAN Disclosure Standards Scheme). Реализована инициатива ускоренного рассмотрения заявок на вторичный листинг. Запущена торговая линия связи, соединяющая на электронном уровне биржи государств — членов АСЕАН (пока функционирует между биржами Малайзии, Сингапура, Таиланда). Разработана система показателей корпоративного управления с жесткой методологией оценки эффективности корпоративного управления компаний, акции которых котируются на фондовых биржах, в шести участвующих странах — членах АСЕАН (Индонезии, Малайзии, Филиппинах, Сингапуре, Таиланде, Вьетнаме).

Унификация платежно-расчетных систем

Рабочий комитет по платежно-расчетным системам (2010 г.)

1. Завершена оценка текущей ситуации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Сформулированы рекомендации

в отношении

приоритетных

мер.

Источник: разработано авторами.

По оценкам исследователей, руководящими принципами интеграции банковского пространства выступают следующие: 1) обеспечение равного доступа банков государств — членов АСЕАН, удовлетворяющих критериям квалифицированных банков, на банковские рынки других государств АСЕАН; 2) достижение в принимающих странах равноправного регулирования квалифицированных банков и предоставление им разрешения для доступа на внутренний банковский рынок после рассмотрения их способности управления рисками; 3) унификация государствами — членами АСЕАН правовых норм, регламентирующих банковскую деятельность, для обеспечения отсутствия противоречивых правил в банковской системе региона [11].

Банковские операции входят в подотрасли финансовых услуг, подлежащие либерализации к концу 2015 г. Однако не все страны приняли на себя обязательства в отношении

либерализации рынков банковских услуг. Из-за неготовности открыть свои банковские секторы Сингапур, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины и Бруней целиком исключили банковский сектор из процесса либерализации до конца 2015 г. Только Вьетнам, Камбоджа и Лаос обязались либерализовать его полностью [2].

Либерализация счета операций с капиталом

Согласно данным МВФ, политика в сфере либерализации потоков капитала государств — членов АСЕАН является крайне неоднородной (табл. 1). Можно сделать следующие обобщения в отношении порядка осуществления капитальных операций в АСЕАН:

1) большинство государств — членов АСЕАН сохраняют существенный уровень регулирования (направлено преимущественно на регулирование оттока капитала), в то же время такие страны, как Сингапур и Камбоджа, уже имеют в значительной степени открытые финансовые системы;

2) несмотря на то что практически все государства — члены АСЕАН приняли на себя обязательства по ст. VIII Устава МВФ, они все еще устанавливают ограничения в отношении операций по текущему счету, а также ограничивают использование своей национальной валюты за рубежом;

3) наблюдаются многочисленные ограничения на иностранные займы и ссуды, номинированные в национальной валюте [12].

Таблица 1

Особенности регулирования текущих и капитальных операций в государствах — членах АСЕАН

Бруней Камбоджа Индонезия Лаос Малайзия Мьянма Филиппины Сингапур Таиланд Вьетнам

1. Поступления от экспорта и/или невидимых сделок

Требования о репатриации • • • • • • • •

Требования об обязательной продаже валюты • • •

2. Капитальные операции

Контроль за:

ценными бумагами рынка капитала • • • • • • •

инструментами денежного рынка • • • • • • •

ценными бумагами коллективного инвестирования • • • • • • •

деривативами и прочими инструментами • • • • • • •

коммерческими кредитами • • • • • •

финансовыми кредитами • • • • • • • •

гарантиями, поручительствами и средствами финансовой поддержки • • • • • •

прямыми инвестициями • • • • • • • • •

ликвидацией прямых инвестиций •

сделками с недвижимым имуществом

операциями с личным капиталом • • • • • • •

Особые положения в отношении:

коммерческих банков и других кредитных учреждений

институциональных инвесторов • • - • • • • • •

Примечание:

• указанная практика является характерной чертой валютной системы; - данные не были доступны на момент публикации.

Источник: приводится по Аносова Л. А., Кабир Л. С. Валютная политика стран АСЕАН в условиях финансовой глобализации// Экономика и управление. 2016. № 1. С. 8.

Понимая, что прогресс в области роста инвестиций, торговли и деловой активности внутри региона зависит от либерализации счета операций с капиталом, страны — члены АСЕАН завершили процессы оценки и определения правил для различных типов финансовых потоков (прямых иностранных, портфельных и прочих инвестиций). Были разработаны так называемые индивидуальные карты либерализации счета операций с капиталом (Capital Account Liberalisation Heat Maps), применяемые для определения степени открытости режима счета операций с капиталом в каждом государстве — члене АСЕАН. Показатели, используемые в картах, включают: (I) приток портфельных и прочих инвестиций; (II) отток портфельных и прочих инвестиций; (III) приток и отток прямых иностранных инвестиций. К настоящему времени государства — члены АСЕАН договорились усовершенствовать карты благодаря предоставлению более детальной информации о различных мерах, реализуемых ими, внедрению более объективной методологии оценки и отражению фактических уровней развития режимов счета операций с капиталом [13].

Развитие рынков капитала

Эта инициатива направлена на наращивание потенциала и формирование инфраструктуры для развития рынков капитала стран АСЕАН с долгосрочной целью достижения трансграничного взаимодействия между различными рынками капитала в АСЕАН. Для обеспечения более эффективной целенаправленной работы в этом направлении в 2004 г. был создан Форум рынков капитала АСЕАН (ASEAN Capital Markets Forum — ACMF), включающий руководителей органов власти, ответственных за регулирование рынков капитала, из стран — членов АСЕАН. За 12 лет своей деятельности Форум добился значительных результатов в углублении интеграции рынков капитала в регионе благодаря претворению в жизнь следующих основополагающих решений.

• В целях облегчения трансграничных предложений ценных бумаг и поддержки деятельности по мобилизации капитала в регионе разработана система стандартов раскрытия информации АСЕАН (ASEAN Disclosure Standards Scheme), соответствующая стандартам Международной организации комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions — IOSCO), международным стандартам финансовой отчетности и международным стандартам аудита. Эмитентам, предлагающим долевые и простые долговые ценные бумаги в различных юрисдикциях в границах блока, требуется лишь соблюдать единый комплекс стандартов раскрытия информации для проспектов эмиссии, что значительно сокращает их издержки и создает более эффективные условия для доступа к капиталу во всем регионе. Эта система стандартов действует на основе принципа свободы выбора, предполагающего, что государства-члены могут принять их тогда, когда будут к этому готовы. Малайзия, Сингапур и Таиланд — первые три страны АСЕАН, внедрившие такую систему [14].

• Реализована инициатива ускоренного рассмотрения заявок на вторичный листинг. Она предусматривает сокращение сроков получения вторичного листинга при наличии первичного листинга в домашней юрисдикции с 16 недель (стандартный период рассмотрения заявок) до 35 рабочих дней [2]. К этой инициативе пока присоединились только Малайзия, Сингапур и Таиланд, подписав соответствующий меморандум о взаимопонимании в 2012 г.

• Запущена так называемая торговая линия связи АСЕАН (ASEAN Trading Link), представляющая собой новую платформу, предназначенную для обеспечения возможности осуществления торговых операций на различных фондовых биржах в Юго-Восточной Азии. Проект был официально начат в апреле 2011 г. и является важным шагом в реализации плана разработки единой торговой площадки для рынков капитала стран АСЕАН. В настоящее время эта торговая линия связи действует между тремя самыми крупными фондовыми биржами Юго-Восточной Азии — Малайзии, Сингапура и Таиланда, на которые приходится 70 % совокупной рыночной капитализации семи фондовых бирж региона, которая составляет $2 трлн [15].

• Выработана система показателей корпоративного управления АСЕАН (ASEAN corporate governance scorecard) с жесткой методологией оценки эффективности корпоративного управления компаний, акции которых котируются на фондовых биржах, в шести участвующих странах — членах АСЕАН (Индонезии, Малайзии, Филиппинах, Сингапуре, Таиланде, Вьетнаме). Эта общая методология позволяет предоставить иностранным инвесторам сопоставимую информацию, получение которой является частью процесса принятия инвестиционных решений. Данная инициатива направлена на то, чтобы показать потенциальным иностранным инвесторам, что качество корпоративного управления в регионе является приоритетным вопросом на повестке дня лидеров стран АСЕАН, и продемонстрировать приверженность государств — членов блока принципам надежного корпоративного управления.

Реализация описанных выше решений является важным ключевым событием в процессе достижения государствами — членами АСЕАН целей по обеспечению более свободного движения капитала в регионе и большей взаимосвязи между рынками капитала стран Ассоциации.

Унификация платежно-расчетных систем

С целью формирования в регионе интегрированной, безопасной и эффективной платежной системы, предоставляющей возможность юридическим и физическим лицам осуществлять и получать трансграничные электронные платежи с большим удобством, главы центральных банков АСЕАН одобрили в 2010 г. создание Рабочего комитета по платежно-расчетным системам (Working Committee on Payments and Settlements Systems — WC-PSS). Перед ним была поставлена задача развития и унификации финансовой инфраструктуры региона в соответствии с лучшими мировыми практиками для содействия свободному движению товаров, услуг, квалифицированной рабочей силы, инвестиций и более свободному движению капитала.

К настоящему времени Рабочий комитет завершил оценку текущей ситуации в пяти основных областях, связанных с платежно-расчетной инфраструктурой и соответствующей регулятивной средой, которые нуждаются в улучшениях: трансграничные расчеты по торговым операциям, трансграничные денежные переводы, системы розничных платежей, трансграничные расчеты на рынках капитала, стандартизация. На основе полученных результатов был разработан ряд ключевых рекомендаций по развитию и унификации работы платежно-расчетных систем региона на краткосрочную (2012-2013 гг.), среднесрочную (2014-2015 гг.) и долгосрочную (после 2015 г.) перспективы. Затем Рабочий комитет приступил к практическому выполнению рекомендаций. В частности, в январе 2015 г. были приняты Принципы раскрытия и прозрачности информации о финансовых продуктах, связанных с трансграничными расчетами по торговым операциям (Principles for Product Transparency and Disclosure on Cross-Border Trade Settlement) для повышения уровня прозрачности информации о стоимости и услугах, предлагаемых финансовыми учреждениями в регионе для осуществления трансграничных расчетов по торговым операциям. Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд сразу же начали их внедрять [13].

Кроме выделенных ключевых областей активно развивается финансовое сотрудничество по ряду других направлений: совершенствование системы контроля за макроэкономической и финансовой стабильностью в регионе, взаимодействие по вопросам налогообложения и страхования, финансирование инфраструктуры, расширение доступа к финансовым услугам.

Совершенствование системы контроля за макроэкономической и финансовой стабильностью в регионе

В 2010 г. при Секретариате АСЕАН было создано Управление мониторинга интеграционных процессов АСЕАН (ASEAN Integration Monitoring Office — AIMO) для улучшения

возможностей Секретариата в области мониторинга, позволяющих ему отслеживать ход осуществления процесса региональной экономической интеграции. В его компетенцию входят: разработка системы показателей Экономического сообщества АСЕАН (AEC Scorecard), с помощью которой осуществляется мониторинг выполнения инициатив Плана создания Экономического сообщества; подготовка периодических публикаций по вопросам финансовой интеграции — Отчета по финансовой интеграции АСЕАН (ASEAN Financial Integration Report), Отчета о мониторинге интеграционных процессов АСЕАН (ASEAN Integration Monitoring Report) и др.

Взаимодействие по вопросам налогообложения и страхования

В качестве площадки для поддержки регионального диалога по вопросам налогообложения (налоговые удержания и двойное налогообложение) был создан Форум по вопросам налогообложения АСЕАН (ASEAN Forum on Taxation). Деятельность Форума концентрируется на функционировании системы двусторонних налоговых соглашений, улучшении обмена информацией в целях налогообложения и сотрудничества между государствами — членами АСЕАН в области развития компетенций по налоговым вопросам.

Наряду с взаимодействием стран АСЕАН в налоговой сфере активно развивается сотрудничество в страховании. Между регуляторами страхового рынка стран АСЕАН и Рабочим комитетом по либерализации финансовых услуг налажен диалог по вопросам дальнейшего развития и интеграции страхового сектора АСЕАН. Также одной из приоритетных инициатив является страхование и финансирование стихийных бедствий в странах АСЕАН (ASEAN Disaster Risk Financing and Insurance).

Финансирование инфраструктуры

В 2011 г. государствами — членами АСЕАН и Азиатским банком развития был создан инфраструктурный фонд АСЕАН (ASEAN Infrastructure Fund — AIF) для мобилизации ресурсов региона на удовлетворение потребностей в развитии инфраструктуры. Первый проект с использованием ресурсов Фонда был осуществлен в Индонезии в декабре 2013 г., за ним последовали проекты во Вьетнаме, Лаосской Народно-Демократической Республике, Мьянме. Полный список финансируемых проектов с их описанием и проектной документацией можно найти на сайте Азиатского банка развития [16].

Расширение доступа к финансовым услугам

В октябре 2014 г. в Мьянме состоялась конференция, посвященная расширению доступа к финансовым услугам в странах АСЕАН, по итогам которой были разработаны практические рекомендации. Эти рекомендации были рассмотрены на встрече министров финансов и глав центральных банков в Куала-Лумпуре 21 марта 2015 г., на которой они согласились создать рабочий комитет по координации усилий в области улучшения доступа к финансовым услугам в АСЕАН и признать расширение доступа к финансовым услугам приоритетной целью, которая впоследствии была закреплена в Плане Экономического сообщества АСЕАН 2025 (ASEAN Economic Community Blueprint 2025).

Настоящий анализ показывает, что в АСЕАН сформировалась полноформатная система механизмов финансового взаимодействия практически по всем направлениям финансового сотрудничества.

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА АСЕАН

Проведенный выше анализ позволяет выделить специфические черты финансового сотрудничества государств — членов АСЕАН, что свидетельствует о формировании в Ассоциации собственной модели сотрудничества.

Во-первых, это собственная концепция развития, именуемая «путь АСЕАН» (ASEAN Way), который предполагает невмешательство во внутренние дела друг друга. В процессе сотрудничества отношения выстраиваются таким образом, чтобы решения принимались посредством консультаций и диалогов, имеющих преимущественно неформальный характер.

Таким образом, приоритетом признается наличие исключительно доброй воли стран как по формату участия в региональных финансовых инициативах, так и по времени их принятия, что позволяет государствам-членам присоединяться к договоренностям по мере их собственного осознания потребности и индивидуальных оценок степени готовности национальных финансовых систем к интеграции.

Во-вторых, важная роль в интеграционных процессах в Юго-Восточной Азии придается государственному суверенитету. Он признан неделимым и не передается наднациональным институтам, поскольку основой интеграции в АСЕАН является «идея создания сильного региона на базе сильных государств (но не сильных региональных институтов)». И этот момент особенно подчеркивается в документах АСЕАН.

Поэтому наблюдается отсутствие внешнего влияния на страны в процессе сотрудничества, поскольку отношения выстраиваются на межправительственном уровне в процессе совещаний и консультаций должностных лиц при отсутствии наднациональных институтов, которым делегируется часть полномочий государств и чьи решения обязательны к исполнению.

В-третьих, это сам процесс организации экономической интеграции. Интеграция призвана решить задачу стимулирования более тесной экономической взаимозависимости государств — членов АСЕАН. Эта задача решается с помощью регионализации, которая представляет собой коммерческую и инвестиционную активность неправительственных участников взаимодействия, благодаря которой и планируется достижение тесной экономической взаимозависимости государств.

Государства в этом процессе выполняют особую роль — проводят целенаправленную политику. Специфика выполнения государствами этой роли заключается в последовательном формировании координирующих институтов, нацеленных на выработку согласованной внутри- или внешнерегиональной политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, сделаем следующие обобщающие выводы:

1) финансовые инициативы, порождаемые сотрудничеством государств — членов АСЕАН, в полной мере соответствуют заявленным амбициям АСЕАН по усилению своей роли в мировом управлении и неизбежно повлияют на международную финансовую систему в будущем;

2) анализ ключевых решений АСЕАН, затрагивающих сферу регионального финансового сотрудничества, позволяет сделать вывод о наличии взвешенного, тщательно продуманного и постоянно актуализируемого плана повышения взаимосвязанности национальных валютных и финансовых рынков государств — членов АСЕАН и их скоордини-рованности с целью повышения их эффективности и устойчивости к глобальным финансовым кризисам;

3) изучение основных областей и механизмов финансовой интеграции АСЕАН раскрывает формирующуюся матрицу новой финансовой системы. Поскольку наблюдается полный охват формируемыми финансовыми механизмами всех ключевых направлений финансовой деятельности стран, то можно сделать вывод о способности формируемой сегодня региональной финансовой системы в будущем взять на себя роль «несущей конструкции» для национальных финансовых систем государств АСЕАН;

4) анализ стремительно развивающегося процесса финансовой интеграции в АСЕАН показывает, что этот процесс в обозримой перспективе приведет к фундаментальным изменениям не только в финансовой системе региона Юго-Восточной Азии, но и в глобальной финансовой системе.

Финансовая интеграция в АСЕАН также затрагивает и интересы России, поскольку ей уже на данном этапе развития процессов в ЮВА необходимо добиваться достойного места полноправного участника формируемой новой региональной финансовой системы. Для этого необходимо не только продемонстрировать свою заинтересованность в процессе региональной интеграции, но и стать объективно интересным партнером для действующих государств — членов АСЕАН.

Библиография

1. Аносова Л. А., Кабир Л. С. Экономическая интеграция в современном мире и экономический регионализм // Экономика и управление. 2014. № 3.

2. Отчет о НИР по договору № Н-09/89 от 8 августа 2014 г. «Разработка Стратегии развития финансовых рынков государств — членов ТС и ЕЭП на период до 2025 года. 1 этап» [Электронный ресурс] / Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. Режим доступа: http://www.eurasiancommission. org/ru/act/f¡npol/dofp/f¡nance/nir/reports/Documents/Отчет%20по%20НИР%20Разработка°^20Страте-гии%20развития%20финансовых%20рынков^^

3. Ministerial Understanding on ASEAN Cooperation in Finance [Электронный ресурс] / Официальный сайт АСЕАН. Режим доступа: http://www.asean.org/storage/images/2012/Economic/AFMM/Agreement_on_ Finance/Ministerial%20Understanding%20on%20ASEAN%20Cooperation%20in%20Finance%20(1997). pdf.

4. ASEAN Vision 2020 [Электронный ресурс] / Официальный сайт АСЕАН. Режим доступа: http://www. asean.org/?statichttp://www.asean.org/storage/ images/2012/Economic/AFMM/Agreement_on_Finance/ Ministerial%20Understanding%20on%20ASEAN%20Cooperation%20in%20Finance%20(1997).pdf_ post=asean-vision-2020.

5. Masahiro Kawai, Yung Chul Park, Charles Wyplosz. Monetary and Financial Cooperation in East Asia: the State of Affairs after the Global and European Crises. Oxford University Press, April 2015.

6. ASEAN Economic Community Blueprint [Электронный ресурс] / Официальный сайт АСЕАН. Режим доступа: http://www.asean.org/wp-content/uploads/archive/5187-10.pdf.

7. ASEAN Financial Integration: Where Are We, Where Next? Keynote Address by Mr Ravi Menon, Managing Director, Monetary Authority of Singapore, at ASEAN Banking Council Meeting on 12 June 2015 [Электронный ресурс] / Официальный сайт Валютного управления Сингапура. Режим доступа: http://www.mas. gov.sg/news-and-publications/speeches-and-monetary-policy-statements/speeches/2015/asean-financial-integration-where-are-we-where-next.aspx.

8. ASEAN Economic Community (AEC) 2015: Financial Integration in ASEAN [Электронный ресурс] / Официальный сайт Центрального банка Филиппин. Режим доступа: http://www.bsp.gov.ph/downloads/Publications/ FAQs/ ASEAN.pdf.

9. Joint Statement of the 1st ASEAN Finance Ministers' and Central Bank Governors' Meeting, Kuala Lumpur, Malaysia, 21 March 2015. Theme: Our People, Our Community, Our vision [Электронный ресурс] / Официальный сайт Фонда капитального развития ООН (UNCDF). Режим доступа: http://www.uncdf.org/sites/ default/files/Documents/20150321Joint_statement.pdf.

10. Арапова Е. Я. Экономическая интеграция в Восточноазиатском регионе: ретроспективный анализ и будущие возможности. М.: Проспект, 2015.

11. Banking Integration in ASEAN: Challenges and Issues [Электронный ресурс] // ASEAN Briefs. Vol. 2. Iss. 5. July 2015. Режим доступа: http://admin.thcasean.org/assets/uploads/file/2015/08/PB_Vol2_Issue5_ rev_03082015.pdf.

12. Аносова Л. А., Кабир Л. С. Валютная политика стран АСЕАН в условиях финансовой глобализации // Экономика и управление. 2016. № 1.

13. ASEAN Integration Report 2015 [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства международной торговли и промышленности Малайзии. Режим доступа: http://www.miti.gov.my/miti/resources/ASEAN_ Integration_ Report_2015.pdf.

14. ACMF Press Release. ASEAN Regulators Implement Cross Border Securities Offering Standards [Электронный ресурс] / Официальный сайт Форума рынков капитала АСЕАН. Режим доступа: http://www.theacmf. org/ACMF/ upload/asean_standards_1_apr_2013.pdf.

15. SET Joins Malaysian, Singapore Bourses to Bolster ASEAN Exchanges Project [Электронный ресурс] / Официальный сайт независимой газеты Таиланда The Nation. Режим доступа: http://www.nationmultimedia. com/business/SET-joins-with-Malaysian-Singapore-bourses-to-bols-30230547.html.

16. ASEAN Infrastructure Fund Projects [Электронный ресурс] / Asian Development Bank. Режим доступа: http://www.adb.org/site/aif/projects.

17. Annual Report on Exchange Arrangements and Exchange Restrictions 2014 [Электронный ресурс] / Официальный сайт МВФ. Режим доступа: https://www.imf.org/external/pubs/nft/2014/areaers/ar2014.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.