ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
Международные экономические отношения
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН АСЕАН Светлана Игоревна НИКУЛИНА
научный сотрудник, Научно-исследовательский финансовый институт, Москва, Российская Федерация snikulina@nifi.ru
История статьи:
Принята 31.03.2016 Принята в доработанном виде 13.04.2016
Одобрена 30.04.2016
УДК 339.924
JEL: Е61, F02, F36, 029
Ключевые слова: финансовый регионализм, финансовые инициативы, экономическая интеграция, экономическое сообщество, АСЕАН
Аннотация
Предмет. Изучение ключевых составляющих финансовой интеграции АСЕАН и текущих тенденций развития этого процесса, способствующего экономическому росту региона, укреплению его финансовой стабильности и уменьшению зависимости государств - членов Ассоциации от финансовой помощи международных финансовых институтов и развитых стран.
Цели. Выявление текущих тенденций финансовой интеграции в АСЕАН. Для ее достижения были поставлены следующие задачи: определить и охарактеризовать основные этапы развития регионального финансового сотрудничества и экономической интеграции; рассмотреть основополагающие нормативно-правовые документы, определяющие цели, задачи, приоритетные направления финансовой интеграции и закрепляющие конкретные меры со сроками их выполнения; выделить приоритетные области финансовой интеграции и финансовые механизмы, сформированные в границах блока.
Методология. В работе использован исторический метод, который позволяет выявить и охарактеризовать основные этапы развития, проследить направление и динамику интеграционных процессов. Применение анализа позволяет изучить основные элементы финансовой интеграции, оценить достигнутые к настоящему времени результаты и определить дальнейшие направления ее развития.
Результаты. Выделены четыре ключевых этапа в развитии регионального финансового сотрудничества и экономической интеграции в АСЕАН. Дан краткий обзор основных документов, определяющих стратегию и тактику финансовой интеграции, рассмотрены приоритетные направления ее осуществления и достигнутый к настоящему времени прогресс.
Выводы. Сделан вывод о том, что финансовая интеграция в АСЕАН характеризуется осторожным взвешенным подходом с четким планированием конкретных мероприятий и сроков их выполнения. Несмотря на достигнутые результаты, о которых свидетельствуют экономические показатели региона, остается немало чувствительных для стран АСЕАН вопросов, требующих дальнейшего согласования (либерализация финансовых услуг и счета операций с капиталом).
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Введение
В последние два десятилетия в Юго-Восточной Азии (ЮВА) стремительно набирает обороты процесс экономического регионализма1, мощным толчком к развитию которого послужил Азиатский валютно-финансовый кризис 1997 г.
Экономический регионализм носит комплексный характер, и его можно разделить на четыре категории: торговля и инвестиции; денежное обращение и финансы; развитие инфраструктуры и трансграничные общественные блага (например, сотрудничество по вопросам, связанным с инфекционными заболеваниями, а также трансграничным загрязнением окружающей
1 Экономический регионализм - процесс взаимопроникновения национальных экономик, который формализуется в образование региональных экономических группировок стран, находящихся чаще всего в непосредственном территориальном соседстве и являющихся давними торговыми партнерами.
среды)2. В центре внимания настоящей статьи будет находиться финансовый аспект регионализма, для которого сегодня уже предложен термин «финансовый регионализм» [1], поскольку он является важным фактором активного экономического роста региона ЮВА и снижения его зависимости от финансовой помощи международных финансовых институтов.
Актуальность данной темы обусловлена усилением роли в мировой экономике Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). С момента своего создания в 1967 г. АСЕАН накопила немалый опыт выработки коллективных подходов к решению насущных проблем региона, создала широкую сбалансированную систему диалоговых партнерств с ведущими мировыми игроками,
2 Ramkishen S.R. Exchange Rates, Currency Crisis and
Monetary Cooperation in Asia. Palgrave Macmillan, 2009. URL:
http://link.springer.com/chapter/10.1057%2F9780230234192_10
включая Россию, США, Китай, Индию, Японию, Австралию, Евросоюз [2].
Региональные финансовые механизмы,
сформированные в границах блока, образуют новую международную финансовую архитектуру3. Они способствуют не только обеспечению финансовой устойчивости стран ЮВА, но и поддержанию стабильности мировой финансовой системы, поскольку выполняют функции механизма кредитования участвующих в них государств, нуждающихся в помощи (обычно во время кризисов). Изучение процессов финансовой интеграции стран АСЕАН представляет особый интерес еще и потому, что благодаря активному и более тесному финансовому сотрудничеству этот экономический регион превратился в один из наиболее динамично развивающихся регионов мира. По данным, приводимым Секретариатом Ассоциации, за период 2007-2014 гг. ВВП АСЕАН увеличился вдвое - с 1,33 до 2,57 трлн долл. США. Рост ВВП на душу населения за тот же период составил 76%. В 2014 г. экономика АСЕАН стала третьей по величине в Азии и седьмой в мире4. Эти факты служат свидетельством успешности
интеграционного процесса, являющегося «двигателем» экономического роста региона.
Хронология развития регионального финансового сотрудничества и экономической интеграции в АСЕАН
В развитии процесса экономической интеграции АСЕАН можно выделить четыре основных этапа:
1) подготовительный этап, включающий подписание рамочных соглашений, устанавливающих основные направления интеграции (с 1995 до 2003 г.);
2) начальный этап создания Экономического сообщества (с 2003 по 2006 г.);
3) ускорение процессов интеграции для создания Экономического сообщества к 2015 г. (с 2007 до конца 2015 г.);
3 Каваи М., Ломбарди Д. Финансовый регионализм // Финансы и развитие. 2012. Сентябрь. URL: https://imf.Org/external/russian/pubs/ft/fandd/2012/09/pdf/kawai.p df
4 A Blueprint for Growth. ASEAN Economic Community 2015: Progress and Key Achievements. Jakarta: ASEAN Secretariat, November 2015. URL:
http://asean.org/storage/images/2015/November/media-summary-ABIS/AEC%202015%20Progress%20and%20Key %20Achievements_04.11.2015.pdf
4) официальное создание Экономического сообщества АСЕАН и выполнение дальнейших шагов по созданию общего
конкурентоспособного финансового рынка (с конца 2015 по 2025 г.).
Подготовительный этап ознаменовался первой встречей министров финансов стран АСЕАН в марте 1997 г., важным достижением которой стало подписание Соглашения о сотрудничестве стран АСЕАН в финансовой сфере. Соглашение предусматривало регулярные встречи министров финансов и ведущих должностных лиц по финансовым вопросам, определяло сферы сотрудничества (банковское дело и финансы, финансовые рынки и рынки капитала, таможенные, страховые вопросы,
налогообложение и государственные финансы и иные сферы по согласованию между министрами финансов стран АСЕАН)5. В конце того же года лидеры стран АСЕАН приняли концепцию «Видение АСЕАН 2020», в которой провозглашалась цель создания «стабильного, процветающего и высококонкурентоспособного экономического региона АСЕАН со свободным движением товаров, услуг и инвестиций, более свободным движением капитала, равноправным экономическим развитием и меньшим уровнем бедности и социально-экономических
дисбалансов»6. В число наиболее важных задач, поставленных перед лидерами стран АСЕАН, входили поддержание региональной
макроэкономической и финансовой стабильности путем проведения более тесных консультаций по макроэкономической и финансовой политике, содействие либерализации финансового сектора и более тесному сотрудничеству в отношении денежного рынка и рынка капитала, в налоговых, страховых и таможенных вопросах. В данном документе страны АСЕАН продемонстрировали единство подходов к необходимости всестороннего развития сотрудничества в регионе с целью создания Сообщества АСЕАН7.
Азиатский валютно-финансовый кризис 1997-1998 гг. явился мощным импульсом к развитию финансового сотрудничества
5 Ministerial Understanding on ASEAN Cooperation in Finance. URL:
http://asean.org/storage/images/2012/Economic/AFMM/Agreeme nt_on_FmanceMinisterial%20Understanding%20on%20ASEAN %20Cooperation%20in%20Finance%20(1997).pdf
6 ASEAN Vision 2020. URL: http://asean.org/? static_post=asean-vision-2020
7 Церерин А.Н. Особенности создания Экономического сообщества АСЕАН // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2010. № 15. С. 79-89.
и экономической интеграции в ЮВА, что свидетельствовало о политической воле и уверенности стран-участниц в возможности совместно справиться с возникающими трудностями [3]. Он способствовал осознанию азиатскими странами необходимости в улучшении собственных возможностей управления рисками для предотвращения и разрешения любых финансовых кризисов в будущем, а также в уменьшении зависимости от финансовой поддержки международных финансовых организаций, в том числе МВФ, и развитых стран. Как известно, и как впоследствии признавали и сами специалисты МВФ, организация оказалась не в состоянии правильно определить причины кризиса и выработать грамотные действия по выходу из него и устранению последствий [4]. Кроме того, условия получения кредитов, выдвигаемые МВФ, были довольно суровыми и предполагали проведение жесткой фискальной и денежно-кредитной политики без видимого учета социальных и политических последствий, ускоренные структурные реформы, как например, строгие финансовые стандарты
и реструктуризация компаний, приватизация государственных предприятий и продажа активов, которая многими рассматривалась как продажа по бросовым ценам. МВФ также проявлял нежелание разрешить странам осуществлять нерыночные интервенции, такие как контроль за оттоком капитала, который с успехом использовала Малайзия [5]. Помимо провального плана МВФ по оздоровлению охваченных кризисом экономик стран Юго-Восточной Азии, ускорению процессов финансовой интеграции в АСЕАН способствовало поведение западных банков. В предкризисный период они наводнили азиатские рынки «горячими» деньгами, но как только начался кризис - принялись поспешно выводить свои капиталы [6]. Это, с одной стороны, ухудшило и без того серьезное финансовое положение азиатских корпораций, а с другой - породило панику на финансовом рынке, которая стремительно росла, нанося ущерб все большему количеству стран.
Начало созданию Экономического сообщества АСЕАН (ASEAN Economic Community, AEC) было положено на саммите в Бали в октябре 2003 г., когда лидеры стран АСЕАН объявили, что это должно стать целью региональной экономической интеграции к 2020 г.
Важной вехой в развитии финансового сотрудничества в регионе АСЕАН стало принятие Дорожной карты валютно-финансовой интеграции
стран АСЕАН (Roadmap for Monetary and Financial Integration of ASEAN, RIA-Fin) на встрече министров финансов в Маниле в 2003 г., которая позднее была включена в План создания Экономического сообщества АСЕАН (AEC Blueprint)8. Дорожная карта состоит из действий, сроков их выполнения и показателей деятельности в четырех областях: развитие рынка капитала, либерализация финансовых услуг, либерализация счета операций с капиталом и валютное сотрудничество стран АСЕАН с конечной целью достижения большей экономической интеграции в АСЕАН к 2015 г.9
Вслед за принятием Дорожной карты последовал ряд ключевых событий. На саммите министров экономического развития стран АСЕАН в августе 2006 г. в Куала-Лумпуре было достигнуто соглашение о разработке «единого последовательного плана по созданию Экономического сообщества АСЕАН посредством определения особенностей и элементов Экономического сообщества к 2015 г. в соответствии с Балийским соглашением II (Bali Concord II) c четкими целями и сроками выполнения различных мер, а также предварительно согласованной возможностью использования гибкого подхода для обеспечения интересов всех стран - членов АСЕАН»10.
В 2007 г. лидеры стран АСЕАН договорились ускорить процесс формирования Экономического сообщества (ЭС) к 2015 г., подписав Декларацию Себу, и приняли План его создания (AEC Blueprint)11, неотъемлемой частью которого стала Дорожная карта валютно-финансовой интеграции стран АСЕАН. В Плане впервые была представлена главная стратегическая цель создания ЭС АСЕАН - сделать региональный союз ЮВА более динамичным и конкурентоспособным объединением, основанным на принципах открытой и ориентированной вовне рыночной экономики [7]. Что касается финансовой сферы,
8 ASEAN 2030: Toward a Borderless Economic Community / Asian Development Bank Institute. 2014. URL: http://adb.org/sites/default/files/publication/159312/adbi-asean-2030-borderless-economic-community.pdf
9 ASEAN Finance Ministers Meeting. Regional Cooperation in Finance. URL: http://asean.org/asean-economic-community/asean-finance-ministers-meeting-afmm
10 ASEAN Economic Community Blueprint. URL: http://asean.org/storage/images/archive/21083.pdf
11 Soesastro H. Deepening Economic Integration: the ASEAN Economic Community and Beyond. ERIA Research Project Report 2007-1-2. URL:
http://eria.org/publications/research_project_reports/deepening-economic-integration---the-asean-economic-community-and-beyond--.html
в данном документе провозглашалось стремление АСЕАН к формированию хорошо интегрированной и эффективно
функционирующей региональной финансовой системы, характеризующейся более свободными
режимами счета движения капитала
12
и взаимосвязанными рынками капитала .
Так как неотъемлемым элементом финансовой интеграции стран АСЕАН является развитие интегрированного рынка капитала, то следующим шагом стала разработка и утверждение в апреле 2009 г. Плана содействия развитию интегрированного рынка капитала для достижения целей Плана создания Экономического сообщества АСЕАН (Implementation Plan to Promote the Development of an Integrated Capital Market to Achieve the Objectives of the AEC Blueprint). В нем были определены видение и подход к интеграции рынков капитала стран АСЕАН, изложены стратегические инициативы по внедрению Плана с разбивкой на этапы13.
Два года спустя, в 2011 г., было принято Рамочное соглашение о финансовой интеграции АСЕАН (ASEAN Financial Integration Framework, AFIF), где была поставлена цель достижения только наполовину интегрированного финансового рынка к 2020 г.14 В качестве основных задач выделены устранение ограничений на оказание финансовых услуг финансовыми учреждениями стран АСЕАН внутри Ассоциации, укрепление потенциала и инфраструктуры для развития и интеграции рынков капитала стран АСЕАН, либерализация потоков капитала по всему региону АСЕАН, унификация платежно-расчетных систем, укрепление региональных финансовых
договоренностей и регионального контроля15.
Важным итогом деятельности стран АСЕАН в области экономической интеграции стало подписание декларации о создании единого Экономического сообщества на деловом
12 ASEAN Economic Community (AEC) 2015: Financial Integration in ASEAN. URL:
http://bsp.gov.ph/downloads/Publications/FAQs/ASEAN.pdf
13 Выделяются три этапа: 2009-2010, 2011-2012 и 2013-2015 гг.
14 Осознавая различия в фактическом уровне развития национальных банковских систем и стремления стран АСЕАН к защите своих финансовых рынков, стороны понимают, что даже к 2020 г. они смогут сформировать в лучшем случае лишь частично интегрированный финансовый рынок.
15 Menon R. ASEAN Financial Integration: Where Are We,
Where Next? URL: http://mas.gov.sg/news-and-
publications/speeches-and-monetary-policy-
statements/speeches/2015/asean-financial-integration-where-are-
we-where-next. aspx
и инвестиционном саммите АСЕАН, состоявшемся 20-21 ноября 2015 г. в Куала-Лумпуре. Лидеры стран АСЕАН также одобрили декларацию «Сообщество АСЕАН: видение 2025», являющуюся «дорожной картой» развития азиатского блока на ближайшее десятилетие. Видение интеграции финансового сектора на период до 2025 г. включает три стратегические цели: укрепление финансовой интеграции, расширение доступа к финансовым услугам и обеспечение финансовой стабильности16.
Среди главных движущих факторов формирования единого экономического пространства в Юго-Восточной Азии (ЮВА) можно выделить динамичный экономический рост в государствах региона, высокий уровень экономической взаимозависимости, последствия азиатского валютно-финансового кризиса конца 1990-х гг. Углубление внутрирегиональной экономической взаимозависимости происходит одновременно с интеграцией региона в глобальную экономику [8]. Стратегия АСЕАН в отношении регионализации в ЮВА состоит в том, чтобы поощрять центростремительные тенденции вокруг Ассоциации как ядра «стягивания» стран региона [3].
Ключевые направления финансовой интеграции в АСЕАН и основные финансовые механизмы, сформированные в границах блока
Организационными элементами формирующейся региональной финансовой системы служат: АСЕАН+3 как институциональная рамка для переговоров, Азиатский банк развития17, Азиатская инициатива для рынков облигаций, а также центральные банки и министерства финансов отдельных стран [9].
Финансовая интеграция в АСЕАН осуществляется по четырем ключевым направлениям, поэтому основные финансовые механизмы АСЕАН сформированы внутри этих направлений:
• либерализация финансовых услуг, включая интеграцию банковских систем;
16 ASEAN Economic Community Blueprint 2025. Jakarta: ASEAN Secretariat, November 2015. URL: http://asean.org/storage/2016/03/AECBP_2025r_FINAL.pdf
17 Азиатский банк развития - структура, созданная в 1966 г. по инициативе Японии, которая является основным спонсором осуществляемых им проектов. В 2005 г. при АзБР был учрежден Азиатский региональный интеграционный центр, который регулярно обновляет значения основных интеграционных индикаторов - доли внутрирегиональной торговли, доли взаимных прямых зарубежных инвестиций
и т.д. в Восточной Азии.
• либерализация счета операций с капиталом;
• развитие рынка капитала;
• унификация платежно-расчетных систем.
Либерализация финансовых услуг. Создание общего конкурентоспособного финансового рынка является важнейшей составляющей
интеграционных процессов [10], без которой невозможно полноценное функционирование Экономического сообщества АСЕАН. В 2011 г. было принято Рамочное соглашение о финансовой интеграции АСЕАН, которое дает целостное представление о подходе Ассоциации к финансовой либерализации и интеграции. Цель -создание наполовину интегрированных
финансовых рынков и рынков капитала к 2020 г. [11]. При этом главы центральных банков стран АСЕАН признают, что: 1) каждое государство -член АСЕАН - имеет свои начальные условия и 2) что оно может определять свои ключевые события и сроки достижения общей конечной цели финансовой интеграции18.
Кроме того, министры финансов и главы центральных банков стран АСЕАН договорились о формировании единого банковского пространства, заключив соответствующее рамочное соглашение на встрече в Куала-Лумпуре 21 марта 2015 г. (ASEAN Banking Integration Framework, ABIF). Положение, гарантирующее его реализацию, содержится в Протоколе об исполнении 6-го пакета обязательств по финансовым услугам в соответствии с Рамочным соглашением АСЕАН об услугах, который был
" 19
также подписан на этой встрече .
Либерализация финансовых услуг включает либерализацию рынка капитала, страхового и банковского секторов. Она позволит банкам, страховым и инвестиционным компаниям в странах АСЕАН предоставлять услуги в других странах региона.
Важная роль в процессе финансовой интеграции стран АСЕАН отводится либерализации банковского сектора. Она направлена на создание среды, в которой квалифицированные банки стран
18 Joint Statement of the 1st ASEAN Finance Ministers' and Central Bank Governors' Meeting, Kuala Lumpur, 21 March 2015. URL:
http://uncdf.org/sites/default/files/Documents/20150321_joint_stat ement.pdf
19 ASEAN Banking Integration. URL: http://asean.org/storage/images/2015/0ctober/outreach-document/Edited%20ASEA№/o20Banking%20Integration %20Framework-1.pdf
АСЕАН (Qualified ASEAN Banks, QABs), достигшие определенного стандарта с точки зрения конкурентоспособности и других факторов, будут осуществлять свою деятельность на равных условиях с местными банками. Согласно исследованию, проведенному Азиатским банком развития, руководящими в процессе интеграции будут три аспекта20:
1) равный доступ, подразумевающий, что банки стран АСЕАН, отвечающие критериям квалифицированных банков, получат доступ на банковские рынки других стран АСЕАН независимо от страны базирования головного банка;
2) равноправное регулирование, предполагающее, что регуляторы в принимающих странах должны обеспечить равноправный режим для квалифицированных банков и предоставить им разрешение для доступа на внутренний банковский рынок после рассмотрения их способности управления рисками;
3) равные условия деятельности, а именно унификация странами - членами АСЕАН нормативных документов, регулирующих банковскую деятельность, для обеспечения отсутствия противоречащих норм в банковской системе региона АСЕАН.
Однако, несмотря на достигнутые договоренности, либерализация финансовых услуг является весьма чувствительным вопросом для многих стран АСЕАН в силу существенных различий в уровне развития финансовых рынков. Поэтому согласованные к настоящему времени отрасли финансовых услуг, подлежащие либерализации, носят фрагментарный характер. Некоторые страны исключили целиком отрасли из процесса либерализации до конца 2015 г. (банковский сектор для Сингапура, Индонезии, Малайзии, Таиланда, Филиппин, Брунея; страхование для Таиланда и Мьянмы; рынок капитала для Камбоджи и Лаоса)21.
Либерализация счета операций с капиталом. Нормы, которые в настоящее время определяют
20 The Road to ASEAN Financial Integration: a combined study on assessing the financial landscape and formulating milestones for monetary and financial integration in ASEAN. Mandaluyong City, Philippines: Asian Development Bank, 2013. URL: http://adb.org/sites/default/files/pubHcation/30202/road-asean-financial-integration.pdf
21 Миркин Я.М., Ахтямов Р.Э., Бахтараева К.Б. и др. Отчет
о НИР по договору № Н-09/89 от 08.08.2014 по теме «Разработка Стратегии развития финансовых рынков государств - членов ТС и ЕЭП на период до 2025 г.».
осуществление капитальных операций в странах АСЕАН, можно обобщить следующим образом [11]:
— в то время как некоторые страны, такие как Сингапур, Камбоджа и Индонезия, уже обладают чрезвычайно открытыми системами, другие государства - члены АСЕАН все еще сохраняют определенный уровень регулирования;
— большинство этих норм направлено на регулирование оттока капитала, нежели притока;
— несмотря на то, что большинство стран - членов АСЕАН присоединилось к статье VIII Устава МВФ, они по-прежнему накладывают ограничения на операции по текущему счету;
— большинство стран АСЕАН ограничивают использование своей национальной валюты за рубежом;
— имеются незначительные ограничения на внутренние инвестиции в ценные бумаги и многочисленные - на иностранные заимствования и кредиты, номинированные в национальной валюте;
— многие страны АСЕАН ограничивают хеджирование валютного риска инвесторами;
— некоторые страны АСЕАН до сих пор взимают налог с доходов от инвестиций в ценные бумаги.
Тем не менее, несмотря на сохраняющиеся ограничительные меры, АСЕАН стремится к достижению более свободного движения капитала благодаря постепенному устранению ограничений на валютные операции, такие как операции по текущему счету, прямые иностранные и портфельные инвестиции и другие потоки капитала. Государства - члены АСЕАН договорились оценить, подготовить и реализовать национальные рабочие программы по либерализации счета операций с капиталом, включая развитие компетенций. На сегодняшний день уже подготовлены проекты дорожных карт, которые показывают планы стран - членов АСЕАН по постепенной либерализации режимов счета операций с капиталом22. Стремясь обеспечить достаточные превентивные меры против возможной макроэкономической нестабильности и системных рисков, которые могут возникнуть в ходе либерализации счета операций с капиталом, страны АСЕАН запустили диалоговый процесс по защитным мерам -
22 Financial Services Integration. URL: http://aec2015 .miti.gov.my/index.php/pages/view/32
площадку для мониторинга тенденций движения капитала и обмена опытом по управлению им23.
Развитие рынка капитала. Ассоциация также уделяет большое внимание развитию регионального рынка капитала посредством укрепления потенциала и формирования долгосрочной инфраструктуры для достижения интеграции рынков капитала в АСЕАН. Эта цель будет выполняться благодаря унификации законов и нормативных документов и взаимосвязанной инфраструктуре рынка. Прогресс в этой области обеспечивает активная деятельность Форума рынков капитала стран АСЕАН (ASEAN Capital Markets Forum), созданного в 2004 г. в качестве площадки для обсуждения среди ведомств, отвечающих за регулирование ценных бумаг, вопросов развития рынка капитала внутри региона АСЕАН. К настоящему времени было достигнуто следующее.
1. Создана так называемая торговая линия связи (ASEAN Trading Link), призванная соединить на электронном уровне биржи региона с тем, чтобы облегчить движение международных потоков заказов и ведение торгов, а также позволить инвесторам и участникам торговать на рынках стран АСЕАН из любой страны, находящейся как в пределах, так и за пределами региона Юго-Восточной Азии. Она начала функционировать между тремя биржами АСЕАН (Малайзии, Сингапура и Таиланда), ее совокупная рыночная капитализация составила 1,4 трлн долл. США. Ожидается, что в дальнейшем к ней присоединятся ведущие биржи региона, такие как фондовая биржа Индонезии в Джакарте, филиппинская биржа, а также вьетнамская фондовая биржа в Хошимине24.
2. Завершена унификация проспектов эмиссии для трансграничных первичных предложений ценных бумаг в соответствии со Стандартами раскрытия информации АСЕАН (ASEAN Disclosure Standards), включающими стандарты раскрытия информации для долевых и долговых ценных бумаг. От эмитентов, предлагающих долевые и долговые ценные бумаги в различных юрисдикциях в пределах АСЕАН, потребуется только соблюдение этих Стандартов.
23 ASEAN Integration Report 2015. Jakarta: ASEAN Secretariat, November 2015. URL:
http://miti.gov.my/miti/resources/ASEAN_Integration_Report_20 15.pdf
24 Financial Services Integration. URL:
http://aec2015.miti.gov.my/index.php/pages/view/32
3. Подписан меморандум о взаимопонимании по механизму коллективных инвестиционных схем АСЕАН Комиссией по ценным бумагам Малайзии, Валютно-кредитным управлением Сингапура и Комиссией по ценным бумагам и биржам Таиланда в октябре 2013 г. Данный механизм позволяет управляющим фондами в членской юрисдикции предлагать коллективные инвестиционные схемы, такие как паевые инвестиционные фонды, сформированные и разрешенные в этой юрисдикции, розничным инвесторам других юрисдикций - членов в рамках упрощенного процесса получения разрешения25.
4. Завершена разработка системы, призванной сократить период рассмотрения заявок на вторичное размещение ценных бумаг. Уже есть первые результаты. Так, благодаря подписанию Меморандума о взаимопонимании по вопросу ускоренного рассмотрения заявок на вторичное размещение ценных бумаг между регуляторами рынков ценных бумаг и фондовыми биржами Малайзии, Сингапура и Таиланда срок рассмотрения заявок сократился с 16 недель до 35 рабочих дней26.
5. Разработаны биржевые индексы АСЕАН: FTSE ASEAN 180 и FTSE ASEAN 40.
6. Состоялось взаимное признание квалификаций и опыта профессиональных участников рынка (Cross-Recognition of Qualifications on Education and Experience of Market Professionals).
7. Разработана система показателей корпоративного управления (ASEAN corporate governance scorecard). Цель данной инициативы -повышение стандартов корпоративного управления и улучшение деятельности котируемых компаний АСЕАН посредством оценки и ранжирования этих компаний с использованием универсальной системы показателей.
8. Разработана система показателей развития рынка облигаций (Bond Market Development Scorecard), которая определяет уровень развития
25 Члены АСЕАН запускают трансграничный финансовый механизм. URL: http://offshore.su/blog/offshore_news/chleny-asean-zapuskayut-transgranichnyj-finansovyj-mexanizm.html
26 ASEAN corporations to enjoy expedited review of secondary listings. URL: http://sc.com.my/post_archive/asean-corporations-to-enjoy-expedited-review-of-secondary-listings/; Joint Statement of the 1st ASEAN Finance Ministers' and Central Bank Governors' Meeting, Kuala Lumpur, Malaysia, 21 March 2015. Theme: Our People, Our Community, Our Vision. URL: http://uncdf.org/sites/default/files/Documents/20150321_joint_stat ement.pdf
рынка облигаций АСЕАН, его открытости и ликвидности и обеспечивает основу для определения пробелов и отслеживания их устранения по времени.
Унификация платежно-расчетных систем. Эта область интеграции включает унификацию платежно-расчетных систем АСЕАН как финансовую инфраструктуру для поддержки Экономического сообщества АСЕАН в 2015 г. Уже разработаны кратко-, средне- и долгосрочные стратегические планы выполнения задачи по унификации платежно-расчетных систем в регионе. Завершена оценка текущей ситуации, связанной с платежно-расчетными системами в регионе, и сформулированы рекомендации в отношении приоритетных мер по развитию и унификации платежно-расчетных систем
АСЕАН27.
В документе «Путь к финансовой интеграции АСЕАН» Азиатского банка развития28 содержатся рекомендации, связанные с торговыми расчетами, денежными переводами, розничными платежами и расчетами по операциям на рынке капитала. Определяются следующие задачи: 1) улучшение расчетной инфраструктуры; 2) стандартизация расчетных систем (технологии расчетов, рыночных практик, нормативных документов и т.д.); 3) проведение исследований, касающихся взаимосвязи расчетных систем внутри АСЕАН.
Среди рекомендованных среднесрочных целей для трансграничных торговых расчетов - переход на расчетный цикл Т+1 для трансграничных платежей и развитие расчетов в местных валютах. Рекомендации в отношении розничных платежей включают диверсификацию доступных продуктов (например, дебетовых, кредитных карт) и расширение услуг, таких как заграничные денежные переводы. Что касается расчетов по операциям на рынке капитала, Азиатский банк развития рекомендует принятие международных стандартов сквозной обработки транзакций как для внутренних, так и для трансграничных расчетов и расширение расчетов по схемам «поставка против платежа» и «платеж против платежа» [11].
27 Financial Services Integration.
URL: http://aec2015.miti.gov.my/index.php/pages/view/32
28 The Road to ASEAN Financial Integration: a combined study on assessing the financial landscape and formulating milestones for monetary and financial integration in ASEAN. Mandaluyong City, Philippines: Asian Development Bank, 2013. URL: http://adb.org/sites/default/files/publication/30202/road-asean-financial-integration.pdf
Заключение
В процессе экономической интеграции АСЕАН можно выделить четыре ключевых периода:
1) подготовительный, когда были подписаны основополагающие рамочные соглашения, определяющие приоритетные направления интеграции (с 1995 до 2003 г.);
2) начальный период создания Экономического сообщества (ЭС) АСЕАН, отправной точкой которого служит подписание Балийского соглашения II в 2003 г. (с 2003 по 2006 г.);
3) этап ускорения образования ЭС АСЕАН к 2015 г. вместо установленного ранее 2020 г., ознаменовавшийся подписанием Декларации Себу, принятием Плана создания ЭС АСЕАН и ряда других важных документов (с 2007 до конца 2015 г.);
4) официальное создание ЭС АСЕАН и реализация дальнейших мер по формированию единого финансового рынка (с конца 2015 по 2025 г.).
В качестве основных элементов ЭС АСЕАН и главных стратегических целей до 2025 г. признаны финансовая интеграция, расширение доступа к финансовым услугам и финансовая стабильность.
Финансовая интеграция в АСЕАН направлена на обеспечение свободного движения финансовых услуг, капитала, формирование безопасной, эффективной и конкурентоспособной платежно-
расчетной инфраструктуры в регионе. Именно поэтому перед лидерами стран АСЕАН стоят важные задачи либерализации финансовых услуг, включая банковскую интеграцию, счета операций с капиталом, развития рынка капитала и унификации платежно-расчетных систем. К наиболее чувствительным вопросам, таким как либерализация финансовых услуг и счета операций с капиталом, государства - члены АСЕАН подходят осторожно и взвешенно, стараясь просчитать возможные последствия этих процессов и разработать соответствующие эффективные меры для защиты национальной экономики.
Наиболее результативной является деятельность по развитию рынка капитала. Среди важных достижений следует отметить создание торговой линии связи, которая функционирует пока только между тремя биржами АСЕАН, но в дальнейшем планируется, что к ней присоединятся другие ведущие биржи региона; введение в действие механизма коллективных инвестиционных схем АСЕАН (в настоящее время применяется между Малайзией, Сингапуром и Таиландом); значительное сокращение периода рассмотрения заявок на вторичное размещение ценных бумаг (с 16 недель до 35 рабочих дней). Что касается задачи унификации платежно-расчетных систем стран АСЕАН, то уже завершены этапы планирования и оценки текущей ситуации в этой области, разработаны конкретные рекомендации. Финансовая интеграция в АСЕАН характеризуется комплексным подходом с четкой системой планирования.
Список литературы
1. Валькова А.В. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций: новые финансовые инициативы в АТР // Финансовый журнал. 2016. № 1. С. 23-32.
2. Лавров С.В. Россия и АСЕАН могут многое сделать вместе // Международная жизнь. 2010. № 10. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/319.
3. Ткаченко И.Ю. Интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 1. С. 3-14.
4. Арапова Е.Я. Экономическая интеграция в Восточноазиатском регионе. М.: Проспект, 2015. 208 с.
5. Kawai M., Park Y.Ch., Wyplosz Ch. Monetary and Financial Cooperation in East Asia: The State of Affairs after the Global and European Crises. Oxford University Press, 2015.
6. Кобелев Е.В., Локшин Г.М., Воронин А.С., Мазырин В.М., Козлов А.А. и др. АСЕАН в начале XXI века. Актуальные проблемы и перспективы. М.: Форум, 2010. 368 с.
7. Рогожин А.А. АСЕАН на пути к экономическому сообществу // Международная жизнь. 2010. № 10. С. 56-63.
8. Костюнина Г.М. Интеграционные модели формирования Восточно-Азиатского сообщества // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 5. С. 33-48.
9. Арапова Е.Я., Байков А.А. Региональные инициативы финансового сотрудничества в АТР // Международные процессы. 2012. Т. 10. № 3. С. 98-107.
10. Научно-практическая конференция «Конкурентоспособность финансовых рынков Единого экономического пространства» // Финансовый журнал. 2014. № 1. С. 17-24.
11. Shimizu S. ASEAN Financial and Capital Markets: Policies and Prospects of Regional Integration // Pacific Business and Industries. 2014. Vol. XIV. Iss. 54. URL: https://jri.co.jp/MediaLibrary/file/english/periodical/ rim/2014/54.pdf.
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
PRESSING ISSUES OF ASEAN FINANCIAL INTEGRATION Svetlana I. NIKULINA
International Economic Relations
Financial Research Institute, Moscow, Russian Federation snikulina@nifi.ru
Article history:
Received 31 March 2016 Received in revised form 13 April 2016 Accepted 30 April 2016
JEL classification: E61, F02, F36. O29
Keywords: financial regionalism, initiatives, economic integration, economic community, ASEAN
Abstract
Importance The article studies the key components of the financial integration of ASEAN and current trends in the development of this integration process.
Objectives The article aims to identify the current trends in financial integration of ASEAN. Methods For the study, I used methods of analysis and a historical approach. Results The paper shows the key stages in the development of regional financial cooperation and economic integration in ASEAN, and it reviews the main documents defining the strategy and tactics of financial integration, and discussed the priorities for its implementation and progress achieved by now.
Conclusions and Relevance I conclude that financial integration in ASEAN is characterized by a circumspective balanced approach with a clear planning of specific activities and timelines for their implementation. Despite the results, there are many sensitive for ASEAN issues requiring further harmonization.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Val'kova A.V. [Asian Infrastructure Investment Bank: new financial initiatives in the Asia-Pacific Region].
Finansovyi zhurnal = Financial Journal, 2016, no. 1, pp. 23-32. (In Russ.)
2. Lavrov S.V. [Russia and ASEAN can do a lot together]. Mezhdunarodnaya zhizn' = International Affairs, 2010, no. 10. Available at: https://interaffairs.ru/jauthor/material/319. (In Russ.)
3. Tkachenko I.Yu. [Integration processes in South-East Asia]. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik = Russian Foreign Economic Bulletin, 2014, no. 1, pp. 3-14. (In Russ.)
4. Arapova E.Ya. Ekonomicheskaya integratsiya v Vostochnoaziatskom regione [Economic integration in the East Asia Region]. Moscow, Prospekt Publ., 2015, 208 p.
5. Kawai M., Park Y.Ch., Wyplosz Ch. Monetary and Financial Cooperation in East Asia: The State of Affairs after the Global and European Crises. Oxford University Press, 2015.
6. Kobelev E.V., Lokshin G.M., Voronin A.S., Mazyrin V.M., Kozlov A.A. et al. ASEAN v nachale XXI veka. Aktual'nye problemy i perspektivy [ASEAN at the beginning of the XXI century. Pressing issues and perspectives]. Moscow, Forum Publ., 2010, 368 p.
7. Rogozhin A.A. [ASEAN on the way towards Economic Community]. Mezhdunarodnaya zhizn' = International Affairs, 2010, no. 10, pp. 56-63. (In Russ.)
8. Kostyunina G.M. [Integration models of East Asian Community formation]. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik = Russian Foreign Economic Bulletin, 2015, no. 5, pp. 33-48. (In Russ.)
9. Arapova E.Ya., Baikov A.A. [Regional initiatives of financial cooperation in the Asia-Pacific Region].
Mezhdunarodnye protsessy = International Processes, 2012, vol. 10, no. 3, pp. 98-107. (In Russ.)
10. [Science and Applied Research Conference The Competitiveness of Financial Markets of the Common Economic Space]. Finansovyi zhurnal = Financial Journal, 2014, no. 1, pp. 17-24. (In Russ.)
11. Shimizu S. ASEAN Financial and Capital Markets: Policies and Prospects of Regional Integration. Pacific Business and Industries, 2014, vol. XIV, iss. 54. Available at: https://j ri.co.j p/MediaLibrary/file/english/periodical/rim/2014/54.pdf.