Научная статья на тему 'Расширение контактов между людьми как направление сотрудничества стран АСЕАН'

Расширение контактов между людьми как направление сотрудничества стран АСЕАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ / PEOPLE-TO-PEOPLE CONTACTS / АСЕАН / ASEAN / СООБЩЕСТВО АСЕАН / ASEAN COMMUNITY / НАРАЩИВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗАННОСТИ / ТУРИЗМ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / LABOR MIGRATION / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / CONNECTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Канаев Евгений Александрович, Агапова Мария Антоновна, Базанкова Дарья Алексеевна

Осознание Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) необходимости повышения своей конкурентоспособности на фоне современных и предстоящих вызовов подталкивает ее к изысканию дополнительных ресурсов развития. Среди таковых заметное место занимает активизация межчеловеческих контактов с потенциально высоким мультиплицирующим эффектом для конкурентоспособности стран ЮВА и АСЕАН. Авторы статьи раскрывают основные направления, меры и механизмы такого сотрудничества в их увязке с реализацией перспективных планов Ассоциации и дают оценку эффективности уже работающих инициатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expanding People-to-People Contacts as a Direction of Intra-ASEAN Cooperation

Realizing the necessity to increase its competitiveness to cope with the current and forthcoming challenges, the Association of Southeast Asian Nations (ASEAN) has to explore additional resources of development. Among them, strengthening people-to-people contacts with a potentially high aftereffect for the competitiveness of the ASEAN and its member states may play a conspicuous role. The authors of the article identify main directions, measures and mechanisms of this cooperation linking them with the ASEAN’s prospective planning and assess the on-going initiatives.

Текст научной работы на тему «Расширение контактов между людьми как направление сотрудничества стран АСЕАН»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том I, № 2 (39), 2018_

© Канаев Е.А.

НИУ ВШЭ

Агапова М.А.

НИУ ВШЭ

Базанкова Д.А.

НИУ ВШЭ

РАСШИРЕНИЕ КОНТАКТОВ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН АСЕАН1

Заявив о своей нацеленности эффективно интегрироваться в процессы глобального развития, Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) осознает ключевое условие их реализации: составляющие ее страны должны действовать как единое целое. Такое возможно в результате длительной и кропотливой работы по «уплотнению» ткани АСЕАНовского сотрудничества до степени, позволяющей десяти входящим в нее странам координировать национальные перспективные планы таким образом, чтобы ставить интересы АСЕАН выше своих собственных.

Частью такого сотрудничества является активизация контактов между людьми (people-to-people contacts). Для АСЕАН, которой приходится изыскивать дополнительные возможности повышения собственной конкурентоспособности, это является важной задачей, значимость которой в перспективе будет возрастать. Реагировать на вызовы формирующегося миропорядка, включая порожденные предстоящей Четвертой промышленной революцией и реализацией Инициативы пояса и пути, Ассоциации придется на правах ведомого, а не ведущего игрока.

Концептуальное измерение

Потребности повышения конкурентоспособности АСЕАН, в том числе посредством активизации контактов между гражданами входящих в нее стран, нашли отражение в концептуальных документах, задающих параметры развития Ассоциации.

1 Статья подготовлена по итогам проекта «Человеческое измерение многостороннего сотрудничества в АТР», реализованного в НИУ ВШЭ в 2017-2018 учебных годах.

В Генеральном плане АСЕАН по наращиванию взаимосвязанности до 2025 г. сформулирован как запрос на развитие таких контактов, так и инструменты и механизмы его реализации. Речь, в частности, идет о подготовке квалифицированных специалистов для эффективной интеграции в глобальные цепочки добавленной стоимости и адаптации к новому технологическому укладу, развитии профессий, востребованных в городской среде, усилении мобильности рабочей силы на экономическом пространстве АСЕАН для повышения конкурентоспособности производимых в ЮВА товаров и услуг1.

В 2015 г. на саммите АСЕАН в Куала-Лумпуре были приняты документы, задающие параметры формирования Сообщества АСЕАН до 2025 г.2. Сообщество АСЕАН в сфере политики и безопасности выделяет в качестве приоритетных направлений укрепление безопасности в ЮВА, распространение норм, принципов и ценностей АСЕАН и формирование общей идентичности входящих в нее стран3. В этом контексте развитие человеческих контактов рассматривается как инструмент продвижения демократических принципов, например, посредством участия в мероприятиях национального и международного уровня в различных проектах, посвященных защите прав человека, или организации наблюдения за соблюдением прозрачности электоральных процедур. Межчеловеческое взаимодействие призвано играть важную роль в обмене опытом между государственными, частными и общественными институтами государств «десятки». Предполагается унификация позиций по вопросам национальной безопасности и дипломатии с точки зрения предотвращения и урегулирования конфликтов посредством организации международных семинаров, проведения совместных исследований и наращивания академических обменов.

Создание Экономического сообщества АСЕАН нацелено на повышение экономической конкурентоспособности Ассоциации, в том числе на глобальном уровне4. В перспективных планах АСЕАН активизации межчеловеческих контактов отведено заметное место. Стимулирование трансграничной торговли услугами, которые являются одним из «драйверов» экономик стран ЮВА и развития АСЕАН, и финансовая интеграция, где высока роль трансграничных финансовых услуг, невозможны без активизации межличностных контактов. Важную роль в формировании Экономического сообщества АСЕАН призвано играть перемещение рабочей силы и представителей деловых кругов, для чего предполагается снизить

бюрократические барьеры и способствовать взаимному признанию профессиональных квалификаций посредством реализации Рамочного соглашения АСЕАН о признании профессиональных квалификаций5. Технологические вызовы, стоящие перед АСЕАН, подталкивают ее к развитию инновационного потенциала входящих в нее стран. Для этого предполагается формирование партнерства между академической средой, исследовательскими институтами и частным сектором, повышение качества человеческого капитала посредством реализации программ научной и академической мобильности и проведение совместных НИОКР.

Социокультурное измерение Сообщества АСЕАН предполагает формирование условий для повышения уровня жизни граждан государств азиатского юго-востока, соответствующих высоким потребностям современного человека. Соответственно, межчеловеческие контакты не только служат инструментом наращивания сотрудничества на экономическом и политическом треках, но и имеют самостоятельную ценность. В практическом плане предполагается реализация проектов по развитию человеческого потенциала, институтов сотрудничества, формированию общей идентичности государств и обществ ЮВА. Межчеловеческие контакты играют роль с точки зрения формирования инклюзивной компоненты Социокультурного сообщества АСЕАН, в частности, равного доступа к социальным лифтам, включая возможности образовательного и профессионального развития.

Центральное место в формировании Сообщества АСЕАН занимает наращивание физической, институциональной и межчеловеческой взаимосвязанности на пространстве ЮВА6. Для достижения поставленной цели Генеральный план АСЕАН по наращиванию взаимосвязей определяет конкретные направления и инструменты, которые условно разделены на взаимосвязанные группы: устойчивая инфраструктура, цифровые инновации, логистика, государственное управление и межчеловеческие контакты. Активизировать последние предполагается путем реализации ряда инициатив. В их числе: сокращение языковых барьеров, повышение транспортной доступности, взаимное признание профессиональных квалификаций, развитие туристического сектора, поддержка академической мобильности посредством выделения стипендий и визовой поддержки.

В общем и целом, на концептуальном уровне Ассоциация выделяет развитие межчеловеческих контактов и как цели, и как ин-

струмента активизации многостороннего диалога. Вместе с тем, не все инициативы доходят до стадии практической реализации. Далеки от комплексной проработки вопросы социальной поддержки населения стран ЮВА, в числе которых такая актуальная для субрегиона задача, как вывод трудовой миграции из правовой «серой зоны». И все же на некоторых направлениях, в числе которых туризм и передвижение рабочей силы, сотрудничество стран «десятки» перешло в практическую плоскость.

Основные проекты и их оценка

Определив развитие контактов между людьми в качестве одного из приоритетов, Генеральный план АСЕАН по наращиванию взаимосвязанности до 2025 г. выделяет, помимо прочего, развитие туризма, повышение мобильности рабочей силы и формирование единого образовательного пространства . Усилия АСЕАН на этих направлениях должны позитивно сказаться на конкурентоспособности Ассоциации как единого целого и составляющих ее стран.

Курорты Юго-Восточной Азии традиционно привлекали туристов со всего мира. В настоящее время индустрия отдыха и рекреации в ЮВА находится на подъеме: приток туристов возрастает из стран, расположенных как, собственно, в ЮВА, так и за ее пре-делами8.

Визиты туристов в страны АСЕАН, тыс.

чел.

70 60 50 40 30 20 10 0

• Туристы из АСЕАН • Туристы из других стран

Источник: ASEAN Secretariat, ATSD.

Стремясь воспользоваться благоприятной конъюнктурой развития туристической сферы, АСЕАН создает необходимую для это-

62,912

56,045

55,861

49,38

43,496

46,154

49,233 45,992

37,733

39,845

2011

2012

2013

2014

2015

го институциональную среду. В стадии реализации находится Рамочное Соглашение АСЕАН по введению безвизового режима (the ASEAN Framework Agreement for Visa Exemption), упрощающее процедуры въезда жителей одной страны ЮВА в другую. Это запустит «эффект мультипликатора», стимулировав спрос на услуги отелей, индустрии питания, отдыха и рекреации, развлечений и смежных сфер. Осознавая это, на национальном уровне государства АСЕАН прилагают усилия по созданию удобной системы поиска в интернете информации о доступных вариантах отдыха9.

Наряду с туризмом, Ассоциация реализует инициативы по упрощению передвижения рабочей силы, усматривая в этом возможность выровнять дисбаланс между нехваткой тех или иных квалификаций в одних странах «десятки» и их избыточным предложением в других. Происходит унификация процедур обменов квалифицированными специалистами между странами-донорам и странами-реципиентами, а также создание различных программ и инициатив профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Потребности в активизации обменов рабочей силой подтолкнули Ассоциацию к заключению Соглашения о взаимном признании документов о профессиональном образовании (Mutual Recognition Arrangements). Это распространяется на такие сферы, как инженерные услуги, сестринское дело, архитектурные услуги, надзор за профессиональными компетенциями, медицинские услуги (с отдельным выделением стоматологических), бухгалтерское дело и туризм10. Идет унификация стандартов стран АСЕАН в сфере навыков в информационно-коммуникационных технологиях (ASEAN Information and Communication Technology Skills Standards) в таких областях, как разработка программного обеспечения, сетевое и системное администрирование, информационная система и безопасность, разработка корпоративной архитектуры и управление информационно-техническими проектами11.

Расширяются возможности для граждан стран ЮВА пройти профессиональную подготовку или переквалификацию. Международной организацией труда и Азиатским Банком Развития были проведены исследования, выявившие те приоритетные направления, на которых государствам «десятки» целесообразно концентрировать усилия в первую очередь12.

Несмотря на определенные успехи в реализации перспективных планов АСЕАН, сделать предстоит немало. Частный пример, иллюстрирующий общую картину: число работников, охваченных

соглашениями о взаимных признаниях квалификаций (Mutual Recognition Arrangements), составляет лишь 1,5%, а 87% рабочих-мигрантов заняты неквалифицированным трудом и находятся в «серой зоне» с правовой точки зрения13.

Университетские и академические обмены

Традиционно развитие высшего образования в странах АСЕАН подчинялось их национальным приоритетам и перспективным планам развития. Многие университеты стран ЮВА функционируют в собственной социокультурной, экономической и информационной среде. Вместе с тем, потребности в повышении конкурентоспособности АСЕАН распространяются и на сферу высшего образования.

Несмотря на то, что к настоящему времени сформированы механизмы и институты взаимодействия университетов стран АСЕАН, необходимость их оптимизации остается высокой. Превращение ЮВА в единое образовательное пространство, вобравшее практики и наработки лучших университетов АСЕАН, позволит выровнять дисбалансы между уровнями экономического развития стран «десятки», а, следовательно, - повысить конкурентоспособность АСЕАН как субъекта международных отношений.

Помимо обменов собственно знаниями и компетенциями, логичным следствием повышения мобильности студентов и профессоров стран АСЕАН станет создание мультикультурной среды. В свою очередь, это расширит обмены трудовыми ресурсами, в частности, миграцию квалифицированных специалистов в пределах АСЕАН. Это не только снизит остроту проблемы безработицы, но и облегчит координацию перспективных планов развития различных государств ЮВА14.

Формирование среднего класса в странах АСЕАН обуславливает его запрос на качественное образование. Однако в приоритетах абитуриентов из ЮВА местные ВУЗы стоят не на первом месте: с 2010 по 2017 гг. совокупный показатель зачисления в ВУЗы (Growth Tertiary Enrolment Ratio) в странах АСЕАН увеличился незначительно: с 27,3% до 36,1%15.

ВУЗы стран АСЕАН: совокупный показатель зачисления абитуриентов, %

4D%

35%

25%

Ш

15«

1ЭНН

2ÜD5

ЯШ

2DIE

■ Женщины '

■ Мужчины ■

Источник: ASEAN 1967 - 2017. Celebrating Five Decades of Regional Cooperation. ASEAN Focus. 2017. N. 7. December. P. 18. URL: // https://www.iseas.edu.sg/images/pdf/ASEANFocusDec17.pdf.

Основная масса платежеспособных абитуриентов из ЮВА ищет образовательные возможности за ее пределами. Отсюда -стремление университетов стран ЮВА расширить сотрудничество с ВУЗами Китая, Японии, Республики Корея, США и европейских стран, что позволяет повысить собственные позиции в международных рейтингах и перенять лучшие образовательные практики и стратегии академического развития. В частности, пятью основными странами, с ВУЗами которых сотрудничают университеты Малайзии, являются США, Австралия, Япония, Великобритания и Кана-

.16

да

Из инициатив образовательного сотрудничества между самими странами АСЕАН можно выделить Сеть университетов АСЕАН (ASEAN University Network) и Рамочную систему АСЕАН по контролю за качеством образования (ASEAN Quality Assurance Framework). В активе первой - предоставление образовательных кредитов студентам из стран ЮВА и оказание им консультацион-

17

ной поддержки при поступлении в ВУЗы в пределах АСЕАН , в то время как вторая - специализируется на унификации стандартов высшего образования в странах АСЕАН, повышении его качества и активизации студенческих обменов18. Актуальной задачей для обе-

их инициатив является активизация работы с частными учебными учреждениями, которые пользуются спросом у абитуриентов стран ЮВА. Например, порядка 80% филиппинских студентов обучаются в частных университетах19, а в Малайзии 53 университета являются частными и только 20 государственными20.

Потребностью, осознаваемой АСЕАН, становится внедрение новых инновационных механизмов обучения, позволяющих готовить специалистов, способных работать в нескольких сферах и выполнять задачи мультидисциплинарного характера, и осознающих необходимость максимально диверсифицировать свои навыки и компетенции на протяжении всей жизни21.

Констатируя, что развитие академических обменов позволит принести странам ЮВА и АСЕАН, как единому целому, ощутимые выгоды, нельзя не отметить: с учетом специфики ЮВА и тех задач, которые приходится решать расположенным там странам на современном этапе их модернизации, а также перспективных планов Ассоциации, движение в сторону унификации университетского образования при любом сценарии будет проходить медленно и поэтапно.

Выводы

Многостороннее сотрудничество, осуществляемое под эгидой

АСЕАН, получило название «мелкой интеграции» (shallow

22

integration) . Доля истины в этом есть: десять стран Юго-Восточной Азии настолько отличаются друг от друга, что переходить на более высокий уровень, например, экономической интеграции в ее «классической» трактовке - от зон свободной торговли к экономическому и валютному союзу - едва ли целесообразно. По крайней мере, такое впечатление складывалось до начала нынешней турбулентности мировой экономики и политики.

В современных условиях, «мелкой интеграции» уже недостаточно. Необходимость превращения ЮВА в зону унифицированных стандартов ведения бизнеса для привлечения инвестиций из других стран и крупных компаний частного сектора, объективно подталкивают Ассоциацию к повышению своей конкурентоспособности как единого целого. В свою очередь, это требует воспитания новых лидеров АСЕАН в сфере политики, науки и бизнеса, развития местного самоуправления в странах ЮВА и укрепления идентичности АСЕАН.

Понимая стратегический характер как таких задач, так и направлений, мер и механизмов их реализации, Ассоциация предпринимает практические шаги, позволяющие перевести собственные перспективные планы в плоскость реализованных проектов. Тем самым формируется реальная, а не декларативная основа для реализации сверхзадачи регионализма на азиатском юго-востоке: создание сообщества не элит, а народов десяти государств ЮВА, в чем обмены между людьми будут играть возрастающую роль.

1 Master Plan on ASEAN Connectivity 2025. Jakarta: ASEAN Secretariat. August 2016. URL: // http://asean.org/storage/2016/09/Master-Plan-on-ASEAN-Connectivity-20251.pdf

2 ASEAN 2025: Forging Ahead Together. Jakarta: ASEAN Secretariat, November

2015. URL: // http://www.asean.org/storage/2015/12/ASEAN-2025-Forging-Ahead-Together-final.pdf

3 ASEAN Political-Security Community Blueprint 2025. Jakarta: ASEAN Secretariat, March 2016. URL: // http://www.asean.org/storage/2012/05/ASEAN-APSC-Blueprint-2025.pdf

4 ASEAN Economic Community Blueprint 2025. Jakarta: ASEAN Secretariat. November 2015. URL: // http://www.asean.org/storage/images/2015/November/aec-page/AEC-Blueprint-2025-FINAL.pdf

5 ASEAN Qualifications Reference Framework: Governance and Structure. January

2016. URL: // http://asean.org/storage/2017/03/ED-01-AQRF-Governance-and-Structure-document.pdf

6 Master Plan on ASEAN Connectivity 2025 Jakarta: ASEAN Secretariat. August 2016. URL: // http://asean.org/storage/2016/09/Master-Plan-on-ASEAN-Connectivity-20251.pdf

7 Ibid.

8 ASEAN Secretariat. Tourist Arrivals in ASEAN as of 31 January 2017. ASEAN Statistics. January 2017. URL: // http://asean.org/storage/2015/09/Table-28-checked.pdf

9 The Impact of Visa Facilitation in ASEAN Member States. World Travel and Tourism Council. (UNWTO) and World Travel & Tourism Council (WTTC): 2014. P. 7. URL: // https://zh.wttc.org/-/media/files/reports/policy-researcMmpact_asean.pdf

10 Mutual Recognition Arrangements. Invest in ASEAN. [6.M.,6.g.] URL: // http://investasean.asean.org/index.php/page/view/asean-free-trade-area-agreements/view/757/newsid/868/mutual-recognition-arrangements.html

11 ASEAN ICT Skill Standards. Definition and Certification. [6.M.,6.g.] P. 3. URL: //http://mdes.go.th/assets/portals/14/files/590621%20ASEAN%20ICT%20Skills%2 01.pdf

12

Master Plan on Asian Connectivity 2025. Jakarta: ASEAN Secretariat. August 2016. P.65. URL: // http://asean.org/storage/2016/09/Master-Plan-on-ASEAN-Connectivity-20251.pdf

13

Koty A. Labor Mobility in ASEAN: Current Commitments and Future Limitations. ASEAN Briefing. 13 May 2016. URL: //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://www.aseanbriefing.com/news/2016/05/13/asean-labor-mobility.html

14 Sirat M. ASEAN's Flagship Universities and Regional Integration Initiatives. Higher Education Evaluation and Development. 2017. Vol. 11. P. 69. URL: // https://www.emeraldinsight.com/ doi/full/10.1108/HEED-07-2017-0004

15 ASEAN 1967 - 2017. Celebrating Five Decades of Regional Cooperation. ASEAN Focus. 2017. N. 7. December. P. 19. URL: // https://www.iseas.edu.sg/images/pdf/ASEANFocusDec17.pdf.

16 Kumar S., Jan J. M. Mapping Research Collaborations in the Business and Management Field in Malaysia, 1980-2010. Scientometrics. 2013. №97. P.511. URL: // https://proxylibrary.hse.ru:2104/content/pdf/10.1007%2Fs11192-013-0994-8.pdf

17

Master Plan on Asian Connectivity 2025. Jakarta: ASEAN Secretariat. August 2016. P.21. URL: // http://asean.org/storage/2016/09/Master-Plan-on-ASEAN-

Connectivity-20251.pdf

18

ASEAN Quality Assurance Framework. The ASEAN Quality Assurance Network Secretariat. 2016. URL: // http://www.aqan.org/aqanv2/document/pdf/H%20-%20AQAF%20[FINAL].pdf

19 ASEAN 1967 - 2017. Celebrating Five Decades of Regional Cooperation. ASEAN Focus. 2017. №. 7. P. 19. URL: // https://www.iseas.edu.sg/images/pdf/ASEANFocusDec17.pdf

20 Ibid. P. 20.

21 Ibid. P. 19.

22

Sally R. ASEAN Needs to Ride a New Wave of Reform. East Asia Forum. 3 June 2014. URL: // http://www.eastasiaforum.org/2014/06/03/asean-needs-to-ride-a-new-wave-of-reform/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.