Научная статья на тему 'Трансграничная инфраструктура как направление российско-китайского сотрудничества в ЮВА'

Трансграничная инфраструктура как направление российско-китайского сотрудничества в ЮВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
605
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / РОССИЯ / АСЕАН / ЕВРАЗИЯ / НАРАЩИВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ / ТРАНСГРАНИЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СОТРУДНИЧЕСТВО / CHINA / RUSSIA / ASEAN / EURASIA / CROSS-BORDER INFRASTRUCTURE / COOPERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лю Синтао

Статья выявляет потенциал сотрудничества Китайской Народной Республики и Российской Федерации в строительстве трансграничной инфраструктуры в Юго-Восточной Азии с учетом перспективных планов АСЕАН, особенностей, проводимых КНР и РФ мероприятий в ЮВА независимо друг от друга и возможностей координации их перспективных планов. Основной вывод автора состоит в том, что ЮВА представляет собой удобный плацдарм для практической реализации сопряжения Экономического пояса шелкового пути и Евразийского экономического союза в масштабах проекта Большое евразийское партнерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the potential of cooperation between the people's Republic of China and the Russian Federation in the construction of cross-border infrastructure in South-East Asia, taking into account the long-term plans of ASEAN, the peculiarities of China and Russia' independent from each other activities in South-East Asia. The author finally turns to the assessment of Beijing’s and Moscow’s possibilities to coordinate these actions and their long-term plans. The main conclusion of the author is that Southeast Asia is a convenient platform for the practical implementation of the interface of the Silk Road Economic Belt and the Eurasian Economic Union as part of the Greater Eurasian Partnership.

Текст научной работы на тему «Трансграничная инфраструктура как направление российско-китайского сотрудничества в ЮВА»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том II, № 3 (40), 2018_

© Лю Синтао

аспирант РАНХиГС

ТРАНСГРАНИЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА как НАПРАВЛЕНИЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА в ЮВА: ВОЗМОЖНОСТИ и ОГРАНИЧЕНИЯ

Отношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой на современном этапе продолжают развиваться в сторону многопрофильного и диверсифицированного сотрудничества, далеко выходящего за рамки двустороннего формата. Одним из субрегионов, где возможно и желательно такое сотрудничество, является Юго-Восточная Азия (ЮВА), а одно из перспективных направлений - строительство трансграничной инфраструктуры.

Актуальность такого сотрудничества возрастает в условиях сопряжения Экономического пояса шелкового пути и Евразийского экономического союза в рамках проекта «Большое евразийское партнерство». Отсюда - необходимость развития диалога между Москвой и Пекином по широкому спектру направлений, в том числе сотрудничества с третьими игроками. Учитывая важность инфраструктуры для государств ЮВА, определение возможностей и объективных ограничителей такой координации действий Китая и России на азиатском юго-востоке является важной научной и практической задачей.

Строительство трансграничной инфраструктуры как приоритет АСЕАН

В 2010 г. на 17-м саммите Ассоциации был утвержден Генеральный план взаимосвязанности АСЕАН (МРАС 2010). Он определил комплекс мероприятий, позволяющих АСЕАН модернизировать инфраструктуру, оптимизировать институты сотрудничества и нарастить контакты между людьми. Конечная цель этих усилий состояла в повышении конкурентоспособности отдельных стран ЮВА и АСЕАН как единого целого.

К концу 2015 г. из 125 проектов MPAC 2010, 52 проекта не были завершены, и их реализация включена в программу Генерального плана взаимосвязанности АСЕАН до 2025 г.

(МРАС 2025)\ Этот документ нацелен на развитие пяти направлений: инфраструктурное строительство, цифровые инновации, логистика, управление импортом и экспортом, активизация контактов между людьми. Развитие инфраструктуры по-прежнему является основным приоритетом.

Суммируя особенности этого направления, отметим основные. Во-первых, расширение инвестиций в государственную и частную инфраструктуру в каждой стране АСЕАН будет осуществляться по мере необходимости. Во-вторых, предполагается активизировать обмен передовым опытом в области повышения производительности инфраструктуры в АСЕАН. В-третьих, планируется развитие такой темы, как «умная урбанизация». В-четвертых, подчеркивается важность создания сети трубопроводов потенциальной инфраструктуры АСЕАН. В-пятых, предполагается развивать крупные города и агломера-ции2. Вышеупомянутые Генеральные планы по наращиванию взаимосвязей координируются с общей стратегией развития АСЕАН, зафиксированной в Дорожных картах формирования Экономического Сообщества АСЕАН до 2015 г. и до 2025 г.

Сравнивая эти документы, отметим ряд моментов. В «Дорожной карте 2015» были зафиксированы направления, меры и механизмы создания единого рынка и единой производственной базы, экономически конкурентоспособного региона, создания равных условий для развития и интеграции ЮВА в мировую экономику. В свою очередь, «Дорожная карта 2025» предполагает создание условий для беспрепятственного перемещения товаров, услуг, инвестиций, капиталов и квалифицированной рабочей силы в АСЕАН для укрепления торговой и производственной сети АСЕАН, дальнейшей интеграции рынков и улучшения инвестиционного климата . Ключевым фактором достижения этих целей является строительство объектов трансграничной инфраструктуры.

Суммируя причины интереса АСЕАН к развитию инфраструктуры, остановимся на наиболее важных.

Во-первых, инфраструктурное неравенство всегда представляло угрозу для реализации перспективных планов Ассоциации и изначально заложено всей логикой ее развития. Расширение Ассоциации в 1990-е гг. обнажила разрывы между

«старожилами» и «новичками», что было и остается «миной замедленного действия» для реализации проектов экономического регионализма на территории всей Юго-Восточной Азии4.

Во-вторых, инфраструктура - залог повышения конкурентоспособности Ассоциации. Потребности стимулирования экономического роста и превращения ЮВА в четвертую экономику мира к 2050 г. объективно подталкивают АСЕАН к наращиванию инфраструктурного строительства.

В-третьих, параллельно происходило уплотнение сотрудничества АСЕАН с партнерами по диалогу, в частности, КНР и РФ. В 2010 г. начала работать зона свободной торговли Китай -АСЕАН, тогда же Ассоциация пригласила РФ участвовать в Восточноазиатском саммите. Сопряжение ЕАЭС и ЭПШП открывает возможности сотрудничества КНР, РФ и АСЕАН в строительстве многих экономических коридоров, проходящих через Юго-Восточную Азию.

Механизмами и институтами реализации задуманного стали Координационный комитет по взаимосвязанности АСЕАН, а также Национальные координаторы, Национальные координационные центры отдельных стран. В марте 2018 г. был создан так называемый Руководящий орган по строительству устойчивой инфраструктуры (Lead Implementing Body for Sustainable Infrastructure)5. Приоритет отдается развитию транспорта, в частности - в рамках коридора Запад Восток (Зона Большого Меконга), который пройдёт от северо-восточных районов Таиланда через территорию Камбоджи и Лаоса до дельты Меконга во Вьетнаме. Осуществляется строительство

железной дороги между Сингапуром и Куньмином (КНР), ко-

6

торая пойдет через восемь государств .

О том, что Ассоциация, в общем и целом, успешно осуществляет свои планы, говорит следующий фактор. Общая длина магистралей ниже уровня iii сократилась с 5311,2 км в 2010 г. до 2454 км в 2015 г. Строительство секций сингапур-ско-куньминской железной дороги на участке Сингапур -Пномпень выполняется по графику. Завершено строительство девяти звеньев Единой энергосистемы АСЕАН и тринадцати двусторонних участков газопровода ТрансАСЕАН.

Потребности в проведении этих мероприятий подтолкнули государства АСЕАН к наращиванию инвестиций в национальную инфраструктуру, о масштабах которых дает представление следующая диаграмма.

Расходы на инфраструктуру и рост ВВП (средние темпы

роста с 2012 по 2016 год)7

14,00%

12,00%

10,00%

8,00% 6,00% 4,00% 2,00% 0,00%

I

Филиппины Вьетнам Таиланд Малайзия Индонезия ■ Рост расходов на инфраструктуру ■ Рост ВВП

Сингапур

В целом, развитие трансграничной инфраструктуры как часть перспективных планов Ассоциации имеет тенденцию к усилению. Дополнительную актуальность этой задаче придает рост глобальной составляющей в перспективных планах АСЕАН, что предполагает выработку единой политики по ключевым вопросам глобального развития и расширение ресурсов, способствующих реализации задуманного.

Инфраструктурное измерение политики КНР и РФ в ЮВА

Проект Большая Евразия, выстраиваемый на основе сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса шелкового пути, предполагает тесное взаимодействие с государствами ЮВА. Это актуально и по линии инфраструктурного строительства.

В марте 2015 г. правительство Китая опубликовало документ «Видение и действия по содействию строительству экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пу-

ти XXI века». В частности, в документе оговаривается необходимость использовать фактор близости между провинцией Гу-анси (КНР) и странами АСЕАН, а также развития Экономической зоны Тонкинского залива и района Джуцзян-Сицзян (КНР). Планируется строительство международного канала, соединяющего государства ЮВА и южные провинции КНР, а также поощрение сотрудничества в Зоне Большого Меконга8.

На 31-ом саммите АСЕАН и встрече лидеров стран Восточной Азии в Маниле стороны приняли «Совместную декларацию Китай-АСЕАН по дальнейшему углублению взаимосвязи и сотрудничества в области инфраструктуры». В ней зафиксировано намерение АСЕАН выполнить задачи, Зафиксированные в MPAC-2025 в их увязке с ИПП9.

Что касается России, то, начиная с 2012 г., в рамках «Дорожной карты» торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества России и АСЕАН, стороны прорабатывают возможности взаимодействия по наиболее важным направлениям МРАС 2010 с целью сокращения инфраструктурных разрывов. Обращают на себя внимание следующие направления.

1. Проведение демонстрационной доставки контейнерных грузов по интермодальным маршрутам посредством морского транспорта в дальневосточные порты Российской Федерации с последующей доставкой по России и далее в Европу и Центральную Азию через Транссибирскую магистраль;

2. Исследование возможностей внедрения новых методов транспортной навигации, основанной на последних навигационных системах;

3. Исследование перспектив внедрения совместных проектов по развитию транспортной инфраструктуры10.

Эта тема была продолжена на юбилейном саммите Россия - АСЕАН в Сочи в мае 2016 г. В частности, стороны планируют развитие следующих направлений:

1. Способствовать развитию сотрудничества в транспортной сфере по таким направлениям, как гражданская авиация, а также создание сетевой инфраструктуры морского, автодорожного и железнодорожного транспорта, в том числе посредством наращивания потенциала и обмена опытом;

2. Изучить возможности для сотрудничества в целях расширения финансирования инфраструктурных проектов в России и АСЕАН;

3. Изучить возможности для сотрудничества по взаимосвязанности АСЕАН в соответствии с MPAC 202511.

В реализации проектов по наращиванию взаимосвязанности важную роль будут играть Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Фонд Шелкового Пути. Ими финансируются такие проекты, как высокоскоростная железная дорога Джакарта - Бандунг и железная дорога Китай - Лаос. Кроме того, китайский бизнес активно участвует в развитии цифровой экономики в странах-партнерах КНР по ИПП. В 2014 г. Alibaba инвестировала в Сингапурскую почтовую компанию 249 млн долл. США. Она также приобрела Lazada, крупнейшую компанию электронной коммерции в ЮВА за 1 млрд долл. США. В марте 2016 г. в Центре запусков космических аппаратов Сичане (КНР) состоялся успешный запуск коммерческого спутника

«Лаос № 1» , что стало первым примером такого сотрудниче-

12

ства между Китаем и государствами АСЕАН. .

В декабре 2015 г. Китай и Таиланд подписали соглашение по строительству высокоскоростной железной дороги общей стоимостью более миллиона долларов. Первый этап строительства (участок Бангкок-Након) стартовал в сентябре 2017 г. После окончания строительства китайско-тайская железная дорога будет соединена с китайско-лаосской железной дорогой. Помимо этого, сообщение будет проходить через территорию провинции Юньнань (КНР), что сформирует прямую линию высокоскоростных железных дорог от Куньмина до Бангкока13.

На морском направлении Китай еще в 2011 г. объявил о создании Фонда морского сотрудничества с капитализацией 3 млрд юаней, нацеленного на противодействие трансграничной преступности и охрану окружающей среды. В конце 2015 г. был запущен механизм сотрудничества в бассейне Меконга -Ланьцанцзян, потенциально способный содействовать сокращению инфраструктурных разрывов между государствами Индокитая.

Участвует в реализации инфраструктурных проектов ЮВА и Россия. Основным примером служит проект ОАО

«Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») в Индонезии, включающий в себя строительство морского угольного терминала, железной дороги для перевозки добываемого в провинции Восточный Калимантан угля, а также поставку 1100 грузовых 40-тонных железнодорожных вагонов и 40 сдвоенных тепловозов14. Из других примеров заслуживает упоминания сотрудничество между ПАО «Газпром» и Вьетнамской государственной компанией PetroYietnam в таких сферах, как геологоразведка, добыча, транспортировка, продажа и переработка углеводородов, предполагающее развитие необходимой инфраструктуры.

«Разделение труда» между Китаем и Россией в ЮВА таково, что в развитии инфраструктуры Поднебесная делает акцент на таких секторах, как телекоммуникации, транспорт и строительство. Россия уделяет внимание транспорту и энергетике, даже после отмены проекта Ниньтхуан-1, стремясь увязать свое деловое присутствие в СРВ с ее перспективными планами15. Могут ли Пекин и Москва объединить усилия?

Координация перспективных планов Китая и России: возможности и препятствия

Судя по современному состоянию сотрудничества между Китаем и Россией, его расширение, в том числе в третьих странах, является приоритетом для Пекина и для Москвы. Для этого сторонам необходима взаимная дополняемость возможностей.

Если в энергетическом сотрудничестве между Россией и странами АСЕАН Китай не имеет преимуществ с точки зрения добычи энергии и технического обслуживания инфраструктуры, то в сфере транспорта и телекоммуникаций Китай является незаменимым партнером стран ЮВА. Это - реальная возможность координации планов России и Китая в ЮВА в увязке с задачами развития расположенных там стран.

Сторонам необходимо учитывать и политические факторы. Некоторые энергетические проекты РФ проводит в акватории Южно-Китайского моря16. Это вряд ли кардинально отразится на китайско-российских отношениях, однако представляется целесообразным вывести сотрудничество за рамки политически чувствительных сфер.

Тем более, что Пекину и Москве хватает возможностей развивать взаимодействие в ЮВА на других направлениях, координируя свои планы с приоритетами развития АСЕАН. Перспективным видится кооперация ОАО РЖД и китайских транспортных компаний, интегрируя железнодорожное сообщение из России в Китай и из Китая в страны ЮВА. Финансовую сторону сотрудничества могут взять на себя АБИИ и Фонд шелкового пути.

Другое перспективное направление связано с рынком металлоизделий. Россия может выйти на индонезийский рынок со своими материалами, включая металлы. Однако это можно делать в сотрудничестве с Китаем: Россия поставляет металлы в Китай, а в Индонезию идет продукция их переработки.

Наконец, российско-китайское сотрудничество в области инфраструктуры может выражаться в совместном строительстве Россией и государствами ЮВА объектов хранения и переработки морепродуктов (например, хладокомбинатов), а Поднебесная, когда процесс сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса шелкового пути наберет темп, будет обеспечивать их последующую доставку в государства ЕАЭС по железным и ав-

17

томобильным дорогам .

Основным препятствиям такому сотрудничеству могут стать не самые благоприятные условия ведения бизнеса во многих государствах ЮВА. Например, в рейтинге «Легкость ведения бизнеса» (Ease of Doing Business) за 2018 г. разброс

государств ЮВА составил от второго (Сингапур) до 171

18

(Мьянма) места . Это объективно затруднит совместные действия российских и китайских компаний в странах азиатского юго-востока.

В целом, сотрудничество между КНР и РФ по сопряжению ЭПШП и ЕАЭС дает возможность осуществлять взаимодействие не только в географических ареалах ЕАЭС, в частности - в Центральной Азии. Пилотным плацдармом такого сотрудничества может стать Юго-Восточная Азия, где у Москвы и Пекина есть предпосылки сделать взаимодействие содержательным и многогранным.

Выводы

Российско-китайское сотрудничество является основой проекта Большое евразийское партнерство. Оно, по определению, не должно замыкаться на двусторонних отношениях, а, следуя принципу инклюзивности, приглашать к диалогу других партнеров.

Юго-Восточная Азия является хорошим плацдармом для обкатки взаимодействия Москвы и Пекина в Евразии. Этот регион не настолько политически чувствителен, как Центральная Азия. В ЮВА Китай и Россия не рассматривают друг друга как конкурентов - напротив, их возможности носят комплементарный характер, коррелируя с долгосрочными перспективными планами развития Ассоциации и входящих в нее стран.

Такая ситуация открывает перед сторонами возможности действительно содержательного диалога на основе сопряжения конкурентных преимуществ двух великих евразийских держав и к взаимной выгоде всех участников сотрудничества.

1 Master Plan on ASEAN Connectivity 2011 P. 1-2 // URL: https://policy. asiapacif-icenergy.org/sites/default/files/Master_Plan_on_ASEAN_Connectivity.pdf

2 Master Plan on ASEAN Connectivity 2025, P. 7 URL: http://asean.org /storage/2016/09/Master-Plan-on-ASEAN-Connectivity-2025.pdf

3 ASEAN Economic Community Blueprint 2025, P. 7 // URL: http://asean.org/storage/2012/05/AECBP-2025r-FINAL.pdf

4 ASEAN Economic Community Blueprint 2025, P. 61 // URL: http://asean.org/storage/2012/05/AECBP-2025r-FINAL.pdf

5 Master Plan on ASEAN Connectivity 2025, P. 8 // URL: http://asean.org /storage/2016/09/Master-Plan-on-ASEAN-Connectivity-2025.pdf

6 Гладченко Л.В. Проект "Сообщество АСЕАН": проблемы региональной интеграции на современном этапе // Проблемы национальной стратегии. 2016. № 4 (37). С. 125.

Understanding infrastructure opportunities in ASEAN. Infrastructure Series Report 1, P.5

2016^1^ 26 0 (Целеполагание и практические действия по совместному строительству Экономического пояса шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века, 26 января 2015. // Сайт министерства торговли КНР) URL: http://www.mofcom.gov.cn/article/i/dxfw/jlyd/ 201601/ 20160101243342. shtml

2017^07^ 14 0(Представитель АСЕАН сказал, что будет продви-

гать сопряжение планов взаимосвязанности АСЕАН и инициативы «Один пояс, одни путь») . URL: http://www.xinhuanet.com/fortune/2017-07/14/ c 1121322257.htm

10_«Дорожная карта» торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества России и АСЕАН // Министерство иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/summit-russia-asean/-/ as-set_publisher/FX0KRdXqTkSJ/content/id/214235

11 Сочинская декларация юбилейного саммита Россия-АСЕАН «На пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству» (20 мая 2016 г., Сочи) URL: http://asean.mgimo.ru/images/partn/2016-sochi-declaration.pdf

12 ^Ш, «ШШШ ^^Ш^Ш'ШАЙРЖ'

2017^05^ 22 ^,Ш22Ш (Ван Чжэнь, Чжао Фучунь. Развитие цифровой экономики, пути инноваций // «Жэньминь жибао». 22.05.2017.)

13

й/Ш: ФШШ^^ШЖМ^Й' н^хшкш^' &шжт, 201

7^07^ 15 Р(Сян Сяотянь. Высокоскоростная железнодорожная программа Китая одержала большую победу в Юго-Восточной Азии, и Япония потерпела фиаско. Sina. 15.07.2017) URL:

http://cj.sina.com.cn/article/detail/1660079292/320380?cref=cj

14 Мельников В. РЖД за пять лет построят и оборудуют железную дорогу в Индонезии. РИА Новости. 09.01.2016. URL: https://ria.ru/economy/20160108/1356580270.html (дата обращения 30.06.2018)

15 тттшттт&ш±тштш>

^^Ш, 2016^11^ 21 0(Почему вьетнамское правительство неожиданно предложило остановить проект атомной электростанции? IFENG.COM. 21.11.2016 URL: https://share.iclient.ifeng.com/shareNews?aid= 115130423

2015^9^ 11 0(Россия и Япония совместно эксплуатируют нефтяное месторождение Южно-Китайского моря для Вьетнама, место находится в спорной территории между Китаем и Вьетнамом. Word.huanqiu.com. 11.09.2015. URL: http://world.huanqiu.com/exclusive/2015-09/7462863. html

16 Chairman's Statement of 26th ASEAN Summit Kuala Lumpur & Langkawi, 27 April, 2015 "Our people, our community, our vision" P. 1 // URL: http://www.miti.gov.my/miti/resources/Chairman_Statement_26th_ASEAN_Summ

it.pdf

17

Страны Юго-Восточной Азии открыты для российского бизнеса // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. 23.09.2016. URL:

http://ac.gov.ru/events/010171.html

18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ease of Doing Business Ranking 2018. Doing Business 2018. The World Bank Group. P. 4. URL: //

http://www.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/media/Annual-Reports/English/DB2018-Full-Report.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.