DOI 10.5862/JHSS.215.5 УДК 327.7
М.Л. Лагутина, К. Чарумани
сравнительный анализ ведущих региональных организаций в азиатско-тихоокеанском регионе
ЛАГУТИНА Мария Львовна — кандидат политических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета.
Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7—9 e-mail: [email protected]
ЧАРУМАНИ Кабун — аспирант Санкт-Петербургского государственного университета. Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7—9 e-mail: [email protected]
В статье дан анализ региональных интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, выделены их ключевые факторы и специфические черты. Подробно рассмотрена деятельность двух ведущих интеграционных структур региона — Форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, проведен их сравнительный анализ. Авторы приходят к выводу, что в современной мировой системе Азиатско-Тихоокеанского региона формируется «азиатская» модель глобальной регионализации.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ; ИНТЕГРАЦИЯ; РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ; ГЛОБАЛИЗАЦИЯ; МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН; АТЭС; АСЕАН.
В начале XXI века феномен регионализации приобретает особенно важное значение, поскольку процесс образования отдельных регионов сегодня становится неотъемлемой частью процесса глобализации, а также усиливает свои тенденции, становясь наиболее характерной чертой современных мирополитических процессов. Современное развитие показывает беспрецедентный рост различного рода региональных блоков, которые становятся важными элементами мировой системы.
Образование и развитие региональных структур в начале XXI века осуществляется чрезвычайно динамично. Формируются новые региональные центры, охватившие все обитаемые континенты земного шара. вплоть до недавнего времени Европейский и Североамериканский регионы выступали главными центрами мирового развития. однако в последнее время исследователи все чаще говорят о «наступлении тихоокеанской эры», «тихоокеанском столетии» [1], о том, что Азиатско-Тихо-
океанский регион (АТР) становится мировым политическим и экономическим центром современности [2].
Сегодня АТР является одним из крупнейших центров международного сотрудничества, международной торговли, финансовых ресурсов и современного производства. Страны данного региона представляют собой значительный и активный социально-экономический и политический потенциал, их роль в современных международных отношениях в последнее время неуклонно возрастает. Это целый ряд уже утвердившихся экономических гигантов, например Китай и Япония, и бурно развивающиеся государства — Республика Корея, Сингапур, Малайзия и др. АТР сегодня является наиболее процветающим и стабильным, чем когда-либо за всю свою историю. во всех сферах взаимодействия ощущаются усиление доверия и рост интеграционных процессов.
Анализируя региональные интеграционные процессы в АТР, важно уделить внимание эко-
номической интеграции, так как в сфере экономики эти процессы развернулись с наибольшей интенсивностью, они здесь более динамичны, чем в политической области, и подталкивают государства к более тесной политической интеграции. Однако экономическая интеграция не может эффективно развиваться без создания политической структуры, которая обеспечивала бы правовое регулирование взаимодействия интегрирующихся экономик. По мнению российского исследователя Н.А. Ушакова, «экономическая интеграция на межгосударственном уровне не реальна, не имеет смысла, если она не сопровождается созданием адекватной политической межгосударственной структуры в виде того, что описывается термином „конфедерация государств" или термином „наднациональная международная организация"» [3, с. 51]. Вместе с тем необходимо отметить, что создание формальных условий для интеграции (подписание соответствующих договоров и создание наднациональной организации) само по себе отнюдь не обеспечивает развития интеграционных процессов и повышения эффективности интегрирующихся элементов, хотя с этой целью, собственно, эти условия и создаются. Реальная экономическая интеграция, т. е. эффективное взаимодействие экономик, при котором повышается производительность труда, возрастают масштабы производства, увеличивается объем торговли (внутренней и внешней), имеет место прежде всего там, где есть объективная заинтересованность в развитии подобных процессов.
Первые шаги по организации межгосударственного сотрудничества в АТР были предприняты еще во второй половине 1940-х годов [4], однако на общерегиональный уровень интеграционные процессы в экономической сфере в АТР вышли лишь в конце 1980-х. Импульсом этому послужило стремление государств АТР кооперироваться в своем экономическом развитии перед лицом неприкрытого протекционизма и дискриминационной внешнеэкономической политики ЕС и США по отношению к своим партнерам в АТР, а также стремление более полно встраиваться в мирополитические и мирохозяйственные связи [5, с. 3].
Современные тенденции развития интеграционных процессов в АТР определяются двумя факторами: во-первых, этот регион является
ареной взаимодействия всех ключевых игроков мировой политики (Китай, Япония, США, Россия), и, во-вторых, для АТР, как ни для какого другого региона, характерны колоссальные различия в уровнях развития и степени влияния участников интеграционных взаимодействий.
Эти два фактора в совокупности отражаются на характере и формах интеграции в АТР, и, на наш взгляд, именно они определяют существование в регионе таких разных по своей структуре организаций, как, например, Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и Ассоциация государств Юго-восточной Азии.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — это политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран Юго-восточной Азии. Декларация о создании АСЕАН, более известная как Бангкокская декларация, в которой были зафиксированы основные цели организации, была подписана в 1967 году Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами. договорное оформление АСЕАн произошло лишь в 1976 году с подписанием Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.
В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместного устремления в укреплении фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии, развитие сотрудничества и взаимопомощи по вопросам, представляющим общий интерес в экономической, социальной, культурной, технической, научной и административной областях, а также установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН [6].
Сразу же после создания АСЕАН испытала «кризис интеграции» сроком в 9 лет, до 1976 года, но этот кризис был обусловлен внешними причинами — интервенцией США во Вьетнаме, а страны-участницы не хотели, чтобы внерегиональные государства вмешивались в региональные интеграционные процессы. кроме того, важно подчеркнуть, что изначально создание АСЕАН было мотивировано не экономическими причинами, а же-
ланием стабилизировать политико-военную ситуацию в регионе.
Первые реальные шаги в области экономической интеграции были сделаны лишь в 1990-х годах, когда к АСЕАН присоединились Бруней (1984), Вьетнам (1995), Лаос и Мьянма (1997), Камбоджа (1999). В 1997 году на II саммите в Куала-Лумпуре (Малайзия) страны — участницы АСЕАН приняли программу комплексного развития сообщества «АСЕАН: взгляд в 2020». В программе была провозглашена цель — содействие динамичному экономическому развитию на основе углубления экономической интеграции, интенсификации и диверсификации взаимного сотрудничества, поддержания макроэкономической стабильности, в том числе благодаря созданию зоны свободной торговли, инвестиционной зоны, интенсификации субрегионального сотрудничества в рамках уже созданных и новых зон экономического роста [7]. В основные среднесрочные перспективы также вошли: создание единой патентной системы с целью защиты прав интеллектуальной собственности (патентов, лицензий, авторских прав и др.); разработка плана развития систем транспорта и связи; использование «принципа открытого неба» в гражданской авиации; создание свободной инвестиционной зоны [Там же]. Кроме того, в программе была поставлена долгосрочная задача создания общего рынка, а также не исключается возможность введения общей валюты (в частности, эксперты МВФ, исследовавшие данный вопрос, определили готовность национальных экономик шести стран к валютному союзу) [8, с. 23].
В начале 1990-х годов в странах — участницах АСЕАН возникла новая форма регионального сотрудничества — создание зон экономического роста, основной целью которого является: транснациональное развитие географически близких регионов трех и более стран на основе совместного использования факторов производства — капиталов, товаров, услуг, природных ресурсов; повышение уровня жизни населения на основе создания новых рабочих мест; повышение уровня развития менее развитых регионов; улучшение экономических, политических и культурных связей с соседними государствами. В целом с участием стран — участниц АСЕАН созданы проекты 4 зон роста,
охватывающих регионы 13 стран и территорий Восточной Азии:
• Южной (объединяет Сингапур, Индонезию и Малайзию);
• Восточно-асеановской (включает Бруней, Индонезию, Малайзию, Филиппины);
• Северной (Индонезия, Малайзия, Таиланд);
• экономической зоны Большой Меконг (в нее входят Таиланд, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма, провинция Янань в КНР) [9, с. 230].
На данном этапе большое внимание уделяется именно развитию зон экономического роста как более узкой и более динамичной формы интеграции на микроуровне. Страны АСЕАН участвуют практически во всех проектах таких зон, разработанных в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В 2003 году на IX саммите АСЕАН была принята декларация, которая, подтверждая стремление к созданию общего рынка к 2020 году, установила конкретные параметры развития экономического сообщества АСЕАН (ЭСА) к 2015 году. Согласно этому документу, ЭСА состоит из зоны свободной торговли и инвестиционной зоны, которые регулируются соответствующими соглашениями. Кроме того, в зоне свободной торговли от таможенных пошлин освобождаются некоторые виды услуг, согласно Рамочному соглашению по услугам. С точки зрения лидеров стран-участниц, этого вполне достаточно для успешного развития экономической интеграции в рамках АСЕАН. Декларация 2003 года ставит задачи по усовершенствованию этих элементов ЭСА к 2015 году.
Помимо интеграции внутри АСЕАН, организацией проводится широкая работа по расширению и укреплению сотрудничества с государствами всего АТР. Это, в частности, нашло отражение в создании механизма партнерских диалогов «10+3» (АСЕАН + КНР, Япония и Южная Корея) и «10+6» (АСЕАН + КНР, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия) — так называемый Восточно-Азиатский саммит. В 2002 году между АСЕАН и КНР было подписано Рамочное соглашение о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве [10], конечной целью которого является создание зоны свободной торговли между Китаем и асеановской «десяткой». В 2005 году подобный документ был подписан между АСЕАН и Республикой Корея [11]. В 2007—2008 годах были
успешно завершены переговоры и подписано Соглашение о всеобъемлющем экономическом партнерстве между АСЕАН и Японией [12]. Таким образом, со стороны АСЕАн началось последовательное продвижение всестороннего сотрудничества в Азии. В 2007 году страны АСЕАн заявили о своем намерении заключить соглашения о свободной торговле с Китаем, Японией, Южной Кореей, Индией, Австралией и Новой Зеландией к 2013 году, что соответствовало намеченной ранее цели — к 2015 году создать экономическое сообщество АСЕАН.
Для интеграционных процессов в АСЕАН характерно то, что государства-участники очень осторожно и взвешенно подходят к вопросам создания наднациональных институтов и делегирования этим институтам части национального суверенитета. Подтверждением этому служит следующее: во всех официальных документах АСЕАН всегда подчеркивается примат принципа невмешательства во внутренние дела государств-участников. здесь надо отметить, что Балийский договор о дружбе и сотрудничестве 1976 года, с подписанием которого страны АСЕАН вышли из «кризиса интеграции», в качестве основных принципов взаимоотношений предусматривал: взаимное уважение независимости, суверенитета и территориальной целостности, невмешательство во внутренние дела государств, отказ от принуждения в международных делах и разрешение всех конфликтов мирным путем.
отличительной чертой политического сотрудничества в рамках АСЕАН до недавнего времени являлся его неформальный совещательный, можно сказать, кулуарный характер в рамках саммитов глав государств и правительств АСЕАН. При этом задекларированные по результатам этих встреч цели и задачи политического, экономического или социально-культурного сотрудничества формулировались соответственно реальным возможностям государств-участников и неизменно с учетом того же принципа невмешательства во внутренние дела. институциональная структура АСЕАН не была развита, так как в этом не было необходимости. На постоянной основе действовали Секретариат АСЕАН, несколько технических комиссий, обеспечивающих работу по сотрудничеству в политической, экономической и социокультурной областях, а также механизм
разрешения экономических споров, который в 2003 году было решено реформировать с целью эффективного становления экономического сообщества к 2015 году. В 2009 году было подписано Соглашение о свободной торговле между АСЕАН и Новой зеландией и Австралией, а в 2013 году члены АСЕАН вместе со своими основными торговыми партнерами (Австралия, Китай, индия, Новая зеландия, Южная Корея, Япония) начали переговоры о создании «Всеобъемлющего регионального экономического партнерства» [13].
Страны — участницы АСЕАН, понимая, что для обеспечения конкурентоспособности их блока на международной арене необходимо более тесное и институционализированное сотрудничество, приступили к созданию своей системы институтов. На XIII саммите АСЕАН в 2007 году в Сингапуре был принят Устав АСЕАН, первый официальный документ, имеющий обязательную юридическую силу для всех участников. Этот документ вобрал в себя все наработки АСЕАН в процессе интеграции за предыдущие годы. В нем по-прежнему подчеркивается степень значимости принципов, установленных договором о мире и сотрудничестве 1976 года, во взаимоотношениях стран-участниц друг с другом, но в то же время упор делается на необходимости создания институтов АСЕАН, решения которых были бы обязательными для всех участников. С момента ратификации устава АСЕАН начала создаваться комплексная иерархичная система институтов, направленная на консолидацию политического сотрудничества и более тесную экономическую интеграцию.
Согласно Уставу АСЕАН, ее высшим органом является саммит глав государств и правительств АСЕАН, который принимает ключевые политические решения относительно развития организации. Координационный совет АСЕАН, состоящий из министров иностранных дел, обеспечивает работу саммитов глав государств и правительств и координирует работу нижестоящих органов — Советов сообществ: сообщества в области политического сотрудничества и безопасности, экономического сообщества и социокультурного сообщества, которые являются опорами восточноазиатской интеграции. Советам сообществ подчиняются отраслевые министерские рабочие группы. Тех-
ническую работу выполняет Генеральный секретариат АСЕАН, которому подчинены национальные секретариаты, призванные облегчать выполнение решений, имеющих наднациональный характер, в национальных политических, экономических и правовых системах.
очевидно, что в рамках АСЕАН интеграционные взаимоотношения строятся по принципу «конфедерации» и учреждается наднациональная организация, которая практически не ограничивает суверенитет государств-участников. отличительной чертой такой системы, на наш взгляд, является совместимость ее иерархичности с функциональным управлением на уровне сообществ АСЕАН. С точки зрения лидеров стран-участниц, это должно обеспечить эффективную политическую, экономическую и культурную интеграцию, без злоупотребления принципом наднациональности. Следует отметить, что если такая система также эффективно скажется на политическом и экономическом сотрудничестве стран-участниц, как и неформальные консультативные механизмы, то АСЕАН сможет существенно углубить интеграционные процессы, что, в свою очередь, потребует дальнейшего совершенствования этой системы.
одним из последних важнейших саммитов АСЕАН стал саммит, прошедший 12—13 ноября
2014 года в новой столице Мьянмы — Нейпьи-до. Этот саммит важен по двум причинам:
1) на нем обсуждались последние соглашения по созданию экономического сообщества АСЕАН, которое должно начать работу в
2015 году;
2) в 2014 году в более предметную стадию вошли соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, об экономической кооперации в рамках АТЭС, и проект новой АСЕАН напрямую влияет на перспективы мировой конкуренции за рынки инвестиций Юго-Восточной Азии [14].
Таким образом, АСЕАН представляет собой модель «закрытого» регионализма, так как объединяет исключительно страны Юго-Восточной Азии. В то же время поставить АСЕАН в центр интеграционных процессов в АТР позволяет тот факт, что, консолидируя позиции государств-участников и выступая на международной арене, планомерно и активно углубляя интеграционные процессы внутри блока, АСЕАН интенсивно развивает экономическое сотрудничество и
политический диалог с партнерами по региону и внерегиональными партнерами.
другим важным интеграционным объединением в АТР, но несколько иного характера, является Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), созданный в 1989 году и включающий 21 государство АТР. Цели его деятельности были официально определены в 1991 году в Сеульской декларации [15]: поддержание экономического роста стран региона; укрепление взаимной торговли; ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО. Для взаимодействия стран-участниц и реализации поставленных целей АТЭС выработаны следующие механизмы:
• Сотрудничество только в экономической сфере.
С самого начала АТЭС рассматривался не как политически сплоченная группировка стран, а как свободный набор экономик.
• Почти полное отсутствие специального административного аппарата.
АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Главной формой его организационной деятельности с 1993 года являются ежегодные саммиты лидеров стран — участниц АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности форума за год и определяющие перспективы его дальнейшей деятельности.
• Отказ от принуждения, деятельность на основе добровольности.
АТЭС работает только на основе консультаций и достижения консенсуса. Главным движущим стимулом выступают позитивные примеры «соседей», стремление им следовать. Страны — участницы АТЭС официально демонстрируют приверженность принципу открытого регионализма, что обычно трактуется как свобода выбора членами АТЭС конкретных механизмов либерализации торговли.
• Приоритетное внимание к информационному обмену.
Основным элементом процесса взаимодействия стран — участниц АТЭС является открытый обмен информацией. Можно сказать, что ближайшей целью этого экономического объединения является не столько единое эко-
номическое, сколько единое информационное пространство.
Согласно декларации, принятой в Блэйк-Айленде в 1993 году, основной задачей АТЭС является выработка единых правил торговли и инвестиций в АТР, а также содействие экономическому развитию государств региона, укрепление многосторонней системы торговли в регионе, устранение препятствий для свободного движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы в регионе в соответствии с правилами и нормами ВТО [16].
При этом создаваемые правила торговли и внешнеэкономических отношений представляют собой рамки для развития торгово-экономической интеграции в регионе.
Форум АТЭС, несмотря на свой совещательный характер, имеет довольно разветвленную структуру, во главе которой стоит саммит глав государств и правительств стран-участниц. В рамках его различных органов, служащих такой же совещательной площадкой, ведется диалог по конкретным формам и направлениям сотрудничества. Ярким примером, характеризующим особенности Форума АТЭС, является Богорская декларация, принятая на II саммите АТЭС в 1994 году. Среди всех положений декларации наиболее характерным является положение о целесообразности и готовности (в общем смысле) государств-участников начать работу над формированием зоны свободной торговли [17]. Фактически в рамках Форума АТЭС не принимаются обязательные или договорные решения о сближении экономик, а вырабатываются рекомендации относительно эффективных методов развития интеграционных процессов.
Функционирование Форума АТЭС, с одной стороны, является важным и уже неотъемлемым фактором экономического сотрудничества в АТР, а с другой — не обладает институциональной и юридической основой развития, что не позволяет даже в отдаленном будущем определить возможные формы интеграционных взаимодействий в рамках АТЭС. Но при этом Форум АТЭС выполняет очень важную функцию — представляет собой механизм диалога и обмена информацией, согласования позиций государств по ключевым вопросам экономики, торговли и др., которые были бы невозможны в таких формах при обычном межгосударственном общении.
Сфера деятельности Форума АТЭС постоянно расширяется. Его деятельность началась со скромной программы переговоров о развитии взаимной торговли, но уже на саммите в Осаке в 1995 году странами-участницами было определено более десятка приоритетных сфер деятельности, среди которых взаимодействие по торговым тарифам, международным услугам, инвестициям, стандартизации товаров и услуг, таможенным процедурам, конкурентной политике, посредничеству в спорах и др. [18]. А главной темой IX саммита глав государств и правительств стран АТЭС, прошедшего в 2001 году в Шанхае, была борьба с международным терроризмом, как отклик на события сентября 2001 года в США. Кроме того, было положено начало обсуждению глобализацион-ных процессов и эффективного использования людских ресурсов. Сегодня сфера деятельности АТЭС включает в себя также борьбу с кризисом, урегулирование территориальных споров в регионе (например, между КНДР и Республикой Корея), борьбу с пиратством, охрану окружающей среды, борьбу с изменением климата и др.
знаковым этапом развития Форума АТЭС, по нашему мнению, стал XVII саммит в Сингапуре в 2009 году, по итогам которого были приняты два важных документа:
• итоговая декларация «К устойчивому развитию и укреплению региональных связей» [19];
• Заявление «Новая парадигма роста для единого Азиатско-Тихоокеанского региона в XXI веке» [20].
Из текстов данных документов следует, что именно Форум АТЭС способствует глубокой и всесторонней консолидации стран региона. В декларации говорится о стремлении государств продолжить совместную работу по укреплению тенденции к устойчивому и сбалансированному глобальному экономическому росту, достижению процветания в АТР путем формирования системы свободной и открытой торговли. В Заявлении лидеры стран — участниц АТЭС выступили за создание посткризисной модели экономической интеграции в АТР.
Эффективность деятельности и вклад Форума АТЭС в развитие и консолидацию АТР — одна из наиболее обсуждаемых тем в мировом экспертном сообществе. Многие считают, что вследствие разброса уровней развития стран в АТР просто невозможно создать устойчивый
интеграционный блок, но не следует забывать, что Форум АТЭС никогда не ставил целью своей деятельности образование интеграционного объединения по образу и подобию Европейского союза. В основном целью его работы является создание деловой комфортной атмосферы для бизнеса и инвестиций как основного фактора экономического роста в регионе путем обмена опытом, информацией и рекомендациями. Тем не менее, как отмечает российский исследователь Г.М. Костюнина, «заслуга АТЭС — в разработке принципиально новой модели интеграционного взаимодействия, нашедшей проявление в индивидуальных и коллективных планах действий, в ускоренной отраслевой добровольной либерализации и активизации субрегиональных интеграционных проектов» [21].
Важно также подчеркнуть, что Форум АТЭС — нетипичная международная региональная организация, это фактически форум экономик региона, где ведущая роль в интеграционных процессах принадлежит ТНК — развитие экономических связей за счет внутрифирменной торговли ТНК. Важно подчеркнуть, что тем самым АТЭС демонстрирует альтернативный вариант регионализации, где на первый план ставятся экономические интересы и цели интеграции, а сам процесс интеграции происходит не между национальными государствами, а между национальными экономиками. Именно поэтому среди стран — участниц Форума АТЭС наряду с Китаем присутствуют Тайвань и Гонконг. Важной характеристикой стратегии развития АТЭС является ключевая роль бизнес-структур, которые фактически определяют строительство интеграционного здания АТЭС (интеграция «снизу»).
Политика «открытого регионализма» составляет суть региональной интеграции, подразумевая отсутствие дискриминации в отношении своих членов. Азиатский «открытый регионализм», в отличие от «закрытых» моделей интеграции (по типу Евросоюза и АСЕАН), рассматривается как этап на пути интеграции в глобальную экономику. При этом политика «открытого регионализма» позволяет государствам-участникам одновременно быть членами нескольких интеграционных группировок [22], что создает основу для мировых интеграционных процессов и придает экономическим взаимодействиям государств сетевой характер.
Последний на данный момент саммит АТЭС прошел в Пекине в ноябре 2014 года. Очередной саммит планируется провести в 2015 году на Филиппинах. Основным итогом саммита 2014 года стала договоренность о начале создания в АТР зоны свободной торговли. Кроме того, как сказано в итоговой декларации, страны — участницы АТЭС в ходе встречи в Пекине договорились сворачивать «протекционистские и другие ограничительные меры в отношении торговли», приняли решение поддерживать «интернет-экономику» [23].
Тем не менее интеграционные процессы в АТР наталкиваются на ряд проблем, связанных со стремлением таких держав, как США и Китай, играть ведущую роль в региональных интеграционных процессах. Отражением этого стали последние саммиты АСЕАН и АТЭС, в ходе которых обсуждались дальнейшие пути углубления региональной интеграции. По инициативе США в течение нескольких последних лет обсуждается проект создания организации Транстихоокеанского партнерства (ТТП) — зоны свободной торговли и передвижения капитала, которое (в его нынешнем проекте) будет контролироваться не правительствами стран-участниц, а их крупнейшими корпорациями [24].
Впервые проект ТТП был представлен в 2003 году тремя странами — Новой Зеландией, Сингапуром и Чили. В 2005 году к ним присоединился Бруней, после чего четыре страны подписали Соглашение об учреждении ТТП, вступившее в силу в 2006 году [25]. Согласно тексту этого соглашения, его участники создали зону свободной торговли. Однако в последующие годы эта инициатива не имела особого успеха. В 2008 году интерес к этой структуре проявили США, а затем Австралия, Вьетнам, Перу, Малайзия, Канада и Мексика. Руководство США рассматривало данную структуру как альтернативу АСЕАН и АТЭС. Все это вызвало острую негативную реакцию со стороны китайского руководства и сдержанную оценку со стороны России. В частности, Китай расценил данный проект как ущемляющий китайские экономические интересы в АТР, а Россия не увидела в этом проекте особых перспектив для себя.
В связи с этим китайское руководство предприняло ряд шагов по реализации своего плана будущего интеграционного развития в АТР и
представило на последнем саммите АТЭС альтернативный проект — создание Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ). Согласно этому проекту, Китай будет играть ключевую роль, а корпорации будут подчинены правительствам. Эту идею поддержала российская сторона, а американцы оказались разочарованы такими итогами саммита.
Таким образом, Пекину пока удалось оттеснить на задний план проект ТТП, который лоббируют США. Более того, китайский проект для многих стран АТР представляется более привлекательным, так как охватывает все страны — участницы АТЭС, тогда как американский вариант носит ограничительный характер [26].
Подводя итог, можно отметить, что в начале XXI века АТР активно формируется как мировой полюс политической и экономической мощи и один из центров глобальной регионализации. Сегодня интеграция в рамках АТР развивается высокими темпами, качественно меняя прошлые представления об азиатско-тихоокеанском пространстве как о территории плохо стыкующихся между собой экономических систем разных уровней развития. Важнейшая характеристика современного развития АТР — высокая динамика региональных интеграционных процессов. Именно экономическое сотрудничество является локомотивом интеграции стран региона, однако надо отметить, что вслед за экономикой интеграционные процессы начинаются и в политической сфере.
Проведя сравнительный анализ двух ведущих региональных объединений АТР — Форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, следует подчеркнуть, что обе структуры являются порождением двух тенденций — глобализации и регионализации. АСЕАН и АТЭС имеют ряд общих черт, но и существенно различаются, представляя собой, по сути, две модели регионализации — соответственно классическую модель региональной интеграции и новую модель экономической трансрегиональной интеграции. Так, АСЕАН является структурой «закрытого регионализма» (включает только страны Юго-Восточной Азии), а АТЭС представляет со-
бой яркий пример «открытого регионализма» (включает в себя ряд субрегиональных группировок). Именно это, на наш взгляд, позволяет двум структурам не конкурировать друг с другом, а цивилизованно сосуществовать в регионе, реализуя свои цели и задачи и выполняя свои функции в условиях современного глобального развития.
Методы работы АСЕАН и АТЭС во многом схожи, но имеются различия в подходах к сотрудничеству в регионе. К общему можно отнести поиск консенсуса при принятии решений, либерализацию торговли в соответствии с принципами ВТО, формальное равенство участников интеграции. Что касается последнего пункта, то на практике здесь прослеживаются явные отличия. Так, если странам — участницам АСЕАН удается вырабатывать общую позицию по защите своих интересов на внешних рынках, то в АТЭС такого единства часто нет, так как в число членов этой организации входят государства, имеющие часто диаметрально разные интересы (например, на саммите 2014 года ярко проявились разногласия Китая и США в отношении будущего развития интеграционных процессов в АТР), что часто затрудняет поиск консенсуса в рамках АТЭС. В этом случае развитие экономической интеграции тормозит политический фактор.
Тем не менее в современной мировой системе АТР, на наш взгляд, формируется «азиатская» модель глобальной регионализации, которая имеет свои специфические черты. Пример двух рассмотренных азиатско-тихоокеанских региональных структур показал, что специфика интеграционных процессов в регионе связана с политической, экономической, культурной, социальной дифференциацией между странами региона, что непосредственно влияет на особенности формирования отношений между странами, на различия их интересов в рамках интеграционных процессов и подходов к направлениям развития региональных интеграционных тенденций. В этой связи интеграцию азиатских стран следует рассматривать как процесс, а не как интеграционное состояние, которое отличается многообразием форм регионализации.
список литературы
1. Иноземцев В.л. Контуры посткризисного мира // Россия в глобальной политике. 2009. № 3. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/n_13214 (дата обращения: 15.10.2014).
2. Мартынова Е.С. АТЭС vs АСЕАН: генезис, эволюция, перспективы развития // Вестн. между-нар. организаций. 2012. № 2 (3). URL: http://iorj.hse. ru/data/2012/06/08/1252691241/91.pdf (дата обращения: 12.12.2014).
3. ушаков н.А. Государство в системе международно-правового регулирования. М.: Изд-во Ин-та государства и права РАН, 1997.
4. николаенко А.В. К вопросу об особенностях развития интеграции стран Азиатско-Тихоокеанского региона. URL: http://www.m-economy.ru/art. php3?artid=XXI619#ftn1 (дата обращения: 23.11.2014).
5. костюнина Г.М. Азиатско-тихоокеанская экономическая интеграция. М.: Изд-во МГИМО, 2002.
6. charter of the Association of Southeast Asian Nations. Singapore, Nov. 20, 2007. URL: http://www. aseansec.org/publications/ASEAN-Charter.pdf (дата обращения: 01.12.2014).
7. AsEAN Vision: 2020. Singapore, ASEAN Secretariat, 1997.
8. Bayomi T. The Suitability of ASEAN for a Regional Currency Arrangement. IMF WP 99/162/ IMF, 1999.
9. костюнина Г.М. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Международная экономическая интеграция: учеб. пособие / под ред. Н.Н. Ли-венцева. М.: Экономистъ, 2006.
10. Framework Agreement on Comprehensive Economic Cooperation Between ASEAN and the People's Republic of China. Nov. 4, 2002. URL: http://www. aseansec.org/13196.htm (дата обращения: 20.11.2014).
11. Framework Agreement on Comprehensive Economic Cooperation Among the Governments of the Member Countries of the Association of Southeast Asian Nations and the Republic of Korea. Dec. 13, 2005. URL: http://www. aseansec.org/18063.htm (дата обращения: 12.12.2014).
12. Joint Statement on the Conclusion of the Negotiations for the ASEAN-Japan Comprehensive Economic Partnership Agreement. Nov. 21, 2007. URL: http://www. aseansec.org/20191.htm (дата обращения: 13.12.2014).
13. AsEAN+6 trade bloc in the making. URL: http://investvine.com/asean6-trade-bloc-in-the-making/ (дата обращения: 10.12.2014).
14. таможенный союз берет АСЕАН в торговый оборот. Партнерства с Юго-Восточной Азией ищут Россия, США, Китай, Индия и Япония. URL: http:// www.kommersant.ru/doc/2609310 (дата обращения: 10.12.2014).
15. seoul Declaration, Seoul, Republic of Korea. Nov. 13—14, 1996. URL: http://www.apec.org/apec/ documents_reports/science_and_technology_ministerial_ meetings/past_meetings.MedialibDownload.v1.html ?url=/etc/medialib/apec_media_library/downloads/ ministerial/sectoral/s_t/1996.Par.0002.File.v1.1 (дата обращения: 12.12.2014).
16. APEc Leaders Economic Vision Statement. uRL: http://www.apec.org/apec/leaders__declarations/ 1993.html (дата обращения: 12.12.2014).
17. APEc Economic Leaders Declaration of Common Resolve. URL: http://www.apec.org/apec/leaders_
declarations/1994.html (дата обращения: 10.12.2014).
18. Итоги Саммита АТЭС 1995. URL: http:// apec2012.ru/content/?a=324&s=168&p=1 (дата обращения: 12.12.2014).
19. декларация по итогам 17-й встречи лидеров экономик — участниц АТЭС «К устойчивому развитию и укреплению региональных связей». 15 ноября 2009 г. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/373 (дата обращения: 11.12.2014).
20. Сингапурское заявление глав государств и правительств АТЭС «Новая парадигма роста для единого Азиатско-Тихоокеанского региона в XXI веке» 15 ноября 2009 года. URL: http://news.kremlin.ru/ ref_notes/374 (дата обращения: 12.12.2014).
21. костюнина Г.М. Азиатско-тихоокеанская экономическая интеграция: основные тенденции, проблемы и перспективы: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2003. 401 с. URL: http://www.dissercat.com/content/ aziatsko-tikhookeanskaya-ekonomicheskaya-integratsiya-osnovnye-tendentsii-problemy-i-perspek#ixzz3LoYDkRqs (дата обращения: 13.12.2014).
22. Единое экономическое пространство: возможности интеграции со стороны бизнеса и «открытого регионализма». URL: http://www.alebedev.ru/ media/593.html?print=1 (дата обращения: 12.12.2014).
23. Саммит АТЭС в Пекине-2014 завершен, страны-участницы договорились развивать «интернет-экономику» и сворачивать меры протекционизма. URL: http://www.fontanka.ru/2014/11/11/195/ (дата обращения: 05.12.2014).
24. Яковина И. Путин назло США сделал Россию колонией Китая. URL: http://nvua.net/publications/ putin-nazlo-ssha-sdelal-rossiyu-koloniey-kitaya-20130. html (дата обращения: 05.12.2014).
25. trans-Pacific Partnership (tPP). URL: http:// www.ustr.gov/tpp (дата обращения: 12.12.2014).
26. Саммит АТЭС прошел по сценарию Пекина. URL: http://ukropnews.com/news/_2036.html (дата обращения: 05.12.2014).
M.L. Lagutina, K. Charumani
a comparative analysis of the main regional organizations
in the asia-pacific region
LAGUTINA Mariya L. - St. Petersburg State University.
Universitetskaya nab., 7-9, St. Petersburg, 199034, Russia
e-mail: [email protected]
CHARUMANI Kabun - St. Petersburg State University.
Universitetskaya nab., 7-9, St. Petersburg, 199034, Russia
e-mail: [email protected]
This article is devoted to analysis of regional integrational processes in the Asia-Pacific region. The authors define some key factors and specific traits of the integration in the region. In this article it is regarded the activity of the two main integrational organizations in the region - Asia-Pacific Economic Cooperation (APEC) and Association of South-East Asian Nations (ASEAN), they are compared. The author's conclusion is that a new "Asian" model of global regionalization is forming as an element of the world system.
POLITICAL PROCESSES; INTEGRATION; REGIONALIZATION; GLOBALIZATION; INTERNATIONAL ORGANIZATION; THE ASIA-PACIFIC REGION; APEC; ASEAN.
references
1. Inozemtsev V.L. [Contours of the post-crisis world]. Russia in the global politics, 2009, no. 3. Available at: http://www.globalaffairs.ru/number/n_13214 (accessed: 15.10.2014).
2. Martynova E.S. [APEC vs ASEAN: genesis, evolution, perspectives of development]. International Organisations Research J., 2012, no. 2 (3). Available at: http://iorj.hse.ru/data/2012/06/08/1252691241/91.pdf (accessed: 12.12.2014).
3. Ushakov N. Gosudarstvo v sisteme mezhdunarod-no-pravovogo regulirovaniya [The state in the system of international law]. Moscow, Institute of state and law RAN Publ., 1997. (In Russ.)
4. Nikolaenko A.V. [To the question of peculiarities of integrational development of countries in the Asia-Pacific region]. Available at: http://www.m-economy.ru/art. php3?artid=XXI619#ftn1 (accessed: 23.11.2014).
5. Kostunina G.M. Aziatsko-tihookeanskaya ekono-micheskaya integraziya [Asia-Pacific Economic Integration]. Moscow, MGIMO Publ., 2002. (In Russ.)
6. Charter of the Association of Southeast Asian Nations. Singapore, Nov. 20, 2007. Available at: http:// www.aseansec.org/publications/ASEAN-Charter.pdf (accessed: 01.12.2014).
7. ASEAN Vision: 2020. Singapore, ASEAN Secretariat, 1997.
8. Bayomi T. The Suitability of ASEAN for a Regional Currency Arrangement. IMF WP 99/162/ IMF, 1999.
9. Kostunina G.M. [Association of South-East Asian Nations (ASEAN)]. Mezhdunarodnaya ekono-micheskaya integratsiya [International economic integration]: manual. Moscow, Economist Publ., 2006. (In Russ.)
10. Framework Agreement on Comprehensive Economic Cooperation Between ASEAN and the People's Republic of China. Nov. 4, 2002. Available at: http:// www.aseansec.org/13196.htm (accessed: 20.11.2014).
11. Framework Agreement on Comprehensive Economic Cooperation Among the Governments of the Member Countries of the Association of Southeast Asian Nations and the Republic of Korea. Dec. 13, 2005. Available at: http://www.aseansec.org/18063.htm (accessed: 12.12.2014).
12. Joint Statement on the Conclusion of the Negotiations for the ASEAN-Japan Comprehensive Economic Partnership Agreement. Nov. 21, 2007. Available at: http://www.aseansec.org/20191.htm (accessed: 13.12.2014).
13. ASEAN+6 trade bloc in the making. Available at: http://investvine.com/asean6-trade-bloc-in-the-making/ (accessed: 10.12.2014).
14. [The Custom union takes ASEAN into commercial intercourse. Russia, the USA, China, India and Japan are looking for a partnership with South-East Asia]. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/2609310 (accessed: 10.12.2014).
15. Seoul Declaration, Seoul, Republic of Korea. Nov. 13—14, 1996. Available at: http://www.apec.org/ apec/documents_reports/science_and_technology_ ministerial_meetings/past_meetings.MedialibDown load.v1.html?url=/etc/medialib/apec_media_library/ downloads/ministerial/sectoral/s_t/1996.Par.0002.File. v1.1 (accessed: 12.12.2014).
16. APEC Leaders Economic Vision Statement. Available at: http://www.apec.org/apec/leaders_declarations/
1993.html (accessed: 12.12.2014).
17. APEC Economic Leaders Declaration of Common Resolve. Available at: http://www.apec.org/apec/ leaders_declarations/1994.html (accessed: 10.12.2014).
18. [Resume of the APEC's summit in 1995]. Available at: http://apec2012.ru/content/?a=324&s=168&p=1 (accessed: 12.12.2014).
19. [2009 Leaders' Declaration. Singapore Declaration — Sustaining Growth, Connecting the Region]. Nov. 15, 2009. Available at: http://news.kremlin.ru/ref_ notes/373 (accessed: 11.12.2014).
20. [A new growth paradigm for a connected Asia-Pacific in the 21s century. Statement by APEC Leaders Singapore]. Nov. 14—15, 2009. Available at: http://news. kremlin.ru/ref_notes/374 (accessed: 12.12.2014).
21. Kostunina G.M. Aziatsko-tihookeanskaya eko-nomicheskaya integraziya: osnovnye tendenzii, problemy i perspektivy. Avtoref. kand. dis. [Asia-Pacific economic integration: main trends, problems and perspectives Abstr. cand. diss.]. Moscow, 2003. 401 p. Available at: http:// www.dissercat.com/content/aziatsko-tikhookeanskaya-ekonomicheskaya-integratsiya-osnovnye-tendentsii-prob lemy-i-perspek#ixzz3LoYDkRqs (accessed: 13.12.2014).
22. [United economic space: opportunities of integration from business and "open regionalism"]. Available at: http://www.alebedev.ru/media/593.html?print=1 (accessed: 12.12.2014).
23. [APEC Summit in Beijing-2014 is finished, member-states agreed to develop "Internet economy" and reduce measures of protectionism]. Available at: http://www. fontanka.ru/2014/11/11/195/ (accessed: 05.12.2014).
24. Yakovina I. [Putin made Russia as a colony of China to spite the USA]. Available at: http://nvua.net/ publications/putin-nazlo-ssha-sdelal-rossiyu-koloniey-kitaya-20130.html (accessed: 05.12.2014).
25. Trans-Pacific Partnership (TPP). Available at: http://www.ustr.gov/tpp (accessed: 12.12.2014).
26. [APEC Summit passed according to scenario of Beijing]. Available at: http://ukropnews.com/ news/_2036.html (accessed: 05.12.2014).
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015