политического Целого. Основные принципы кадрового отбора, озвученные самим Нурсултаном Назарбаевым, - это профессионализм и патриотизм.
По словам Президента РК, благополучие его страны зиждется на «трех китах»: вера и доверие народа, высокий уровень развития человека, внутриполитическая стабильность и национальное единство. Получается, что главный секрет «казахстанского чуда» - вовсе не газ, нефть или уран и другие элементы таблицы Менделеева. Это, прежде всего, сами казахстанцы - активные, работоспособные граждане, верящие в счастливое будущее своей независимой страны. Именно они сделали Республику Казахстан общепризнанным символом «государственного успеха», достигнутого за счет солидарных усилий власти и общества.
К. А. Рогожина
СПЕЦИФИКА ЭЛИТОГЕНЕЗА В ПОСТСОВЕТСКОМ ТАДЖИКИСТАНЕ1
Региональные размежевания в Таджикистане
Обострение межрегиональных и межклановых разногласий в Таджикистане стало причиной длившейся несколько лет (начиная с 1992 г.) гражданской войны, в результате которой «произошел фактический распад Таджикистана на этнокультурные области, имевшие собственные субкультуры и локальный менталитет. В этих группах существовали свои собственные экономические и политические цели и установки, частично обоснованные элементами идеологии»2. Существующее среди таджиков представление о разделении социальных и политических функций между регионами страны нашло выражение в известной «присказке»: «Ленинабад правит, Куляб воюет, Памир танцует...».
1 Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ № 06-03-00563а.
2 Бушков В. И., Микульский Д. В. История гражданской войны в Таджикистане. М., 1996. С. 157.
Война имела тяжелые последствия: от 60 до 100 тыс. человек были убиты, включая гражданское население. Основные потери пришлись на май - декабрь 1992 г. По данным ООН порядка 700 тыс. человек (около 15 % населения) стали беженцами или вынужденными переселенцами. Нанесенный войной ущерб оценивается в 7 млрд. долл. США1.
Таджикистан - маленькая страна на юге Центральной Азии, более 90 % территории которой занимают горы и высокогорные плато. Взаимодействие между различными регионами страны затруднено. Таджикистан состоит из четырех основных природных зон и четырех административных областей. Большая часть населения проживает в Хатлонской (35,1 %) и Согдской (30,4 %) областях. Лишь 9,2 % живет в Душанбе (расположен в Гиссар-ской долине на западе страны) и 3,4 % в Горно-Бадахшанской автономной области. Население ГБАО состоит из 8 различных этнически-языковых групп, в общем называемых памирцами, которые, в отличие от остальных таджиков, исповедующих суннизм, являются исмаилитами - представителями шиитского толка в исламе.
На территории центральных горных районов, среди которых протянулась Каратегинская долина, располагаются Гармская область и Тавильдара. Образованная в 1993 г., Хатлонская область на юго-западе разделена горной цепью на Курган-Тюбе на западе (включающий Вахшскую и Кофарнихонскую долины) и Кулябскую область на востоке. Область является сельскохозяйственной. Территория Согдской области на севере, переименованной в 2000 г. из Ленинабадской, в основном занята плодородной Ферганской долиной. Через нее проходил Великий шелковый путь. Согдская область имеет тесные связи с соседними Кыргызстаном и Узбекистаном. На этой территории сосредоточено около 70 % промышленных предприятий страны и еще большая доля выпускаемой сельскохозяйственной продукции. В обеих областях проживают многочисленные узбекские общины. Вплоть до советской эпохи между этими регионами существовала слабая связь.
1 Таджикистан: хрупкий мир. Отчет № 30 МГПК - Азия. 2001. 24 дек.
С 1937 г. и до распада СССР политическая элита страны рекрутировалась, прежде всего, из представителей Ленинабада, больше других регионов выигравшего от процессов индустриализации и урбанизации. В 1946-1991 гг. все первые секретари ЦК КП Таджикской ССР были выходцами из Ленинабада. Однако истинная ситуация сложнее. С 1970 г. кулябцы выступали в роли «младшего партнера» ленинабадцев и в основном ведали военными делами1. Во время гражданской войны элиты двух областей вступили в союз против оппозиции. Однако, когда война закончилась, их роли переменились. Теперь старшими партнерами стали кулябские элиты: «Куляб выиграл войну и узурпировал власть в республике»2.
Особенности внутриэлитных взаимодействий
На идеологической платформе война развернулась между коммунистическими силами с одной стороны и антикоммунистической демократической, националистической и исламской оппозицией - с другой. В республике сформировалось несколько оппозиционных сил: движение «Растохез», представлявшее интересы «либеральной» таджикской интеллигенции, движение «Лаъли Бадахшон», представлявшее интересы горно-бадахшанских народов, Демократическая партия Таджикистана, во главе которой стал Шодмон Юсуф; Исламская партия возрождения Таджикистана (ИПВТ). ИПВТ получила поддержку ка-ратегинской верхушки, включая институциональное духовенство, торговые слои, администрацию. Председателем Исламской партии возрождения Таджикистана был избран М. Химматзода, заместителями - Д. Усмон и С. Гадоев. ИПВТ получила широкую поддержку среди гармцев, перемещенных в советские годы в Хатлонскую область. Несмотря на коалицию, созданную оппозиционными силами, их ставленник Д Худонозаров проиграл
1 ГБАО также была частью этой системы, предоставляя чиновников среднего звена для Комитета национальной безопасности страны.
2 Таджикистан: хрупкий мир. Отчет № 30 МГПК - Азия. 2001. 24 дек. С. 15.
президентские выборы 1991 г. тогдашнему лидеру Компартии Р. Набиеву, выходцу из традиционной правящей элиты Ленина-бадской области. В ответ на демонстрации оппозиции в марте 1992 г. сторонниками коммунистов, в основном из Кулябской области, были организованы контрдемонстрации. В мае 1992 г. Президент создал Президентскую гвардию из числа кулябских демонстрантов для разгона оппозиционных демонстраций и вооружил ее. В июне бои шли уже повсеместно, и в сентябре Р. Набиев был вынужден подать в отставку. К декабрю коалиционное правительство, созданное Р. Набиевым (где оппозиции было отведено 8 мест из 24), было свергнуто, и на особом заседании парламента в Худжанте (столице Согдской области) был избран новый президент, малоизвестный Эмомали Рахмонов из Куляба. Прорахмоновский Народный фронт, состоявший в основном из кулябцев, в декабре 1992 г. захватил столицу страны Душанбе. Основные сражения прекратились к февралю 1993 г., однако только в 1997 г. обе стороны: правительство Э. Рахмоно-ва и Объединенная таджикская оппозиция (ОТО), ядро которой составила ПИВТ, подписали Общее соглашение о мире и национальном согласии.
В соответствии с Соглашением 30 % всех руководящих должностей (также на региональном, областном и местом уровнях) было отдано представителям ОТО. На среднем и низшем уровнях осуществить это оказалось трудно, но ОТО получила тринадцать министерств и государственных комитетов. В числе первых назначений получили должности Ходжи Акбар Турад-жонзода (заместитель премьер - министра, с недавнего времени вышедший из состава ПИВТ), представитель Демократической партии Абдунаби Сатторзода (заместитель Министра Иностранных дел) и Мирзо Зиеев, видный деятель ПИВТ и руководитель сил ОТО, который хотел получить Министерство обороны, но вынужден был согласиться на созданное Министерство по чрезвычайным ситуациям.
Кооптировав, благодаря этой сделке, самых активных лидеров оппозиции, Э. Рахмонов, по крайней мере отчасти, устранил наиболее сильных противников. Соглашение привело также к
разладу между кооптированными в правящие структуры лидерами и членами ОТО и теми, кто остался не у дел. После парламентских выборов 2000 г. и 2005 г. оппозиция становится все более раздробленной и эфемерной. Нижняя палата Маджлиси намо-яндагон в основном, прорахмоновская: 51-е место у НДПТ, 5-е -у коммунистов, 2-е - у ПИВТ, 5 независимых. Все они в основном сторонники президента. Электоральная поддержка и светской, и религиозной оппозиции оказалась значительно подточена.
Демократическая партия, большинство сторонников которой проживает в Душанбе, приобретает все более маргинальный характер. Многие члены остаются в изгнании, а наиболее выдающиеся деятели вошли в состав правительства по соглашению 1997 г., спровоцировав сильную внутреннюю напряженность.
Другой крупный элемент в составе ОТО - движение «Лаъли Бадахшон» покинуло ряды оппозиции в 1999 г., поддержав на президентских выборах Э. Рахмонова, и объединилось с НДПТ.
ПИВТ, возглавляемая Саидом Абдулло Нури, остается единственной исламской политической партией в странах Центральной Азии, легально участвующей в политическом процессе. В настоящее время ПИВТ является умеренной исламской партией, поддерживающей светское демократическое правление. Однако политика компромисса с властями и экономические бедствия настроили часть электората Гарма и Каратегина (традиционный оплот ПИВТ, чьи территории по-прежнему не контролируются правительством) - двух беднейших регионов страны - более радикально. В последние годы ПИВТ удалось расширить свое влияние в Согдской области. Влияние ПИВТ наиболее сильно в районе Чорку. ПИВТ также пользуется значительной поддержкой в городах Исфара, Мача, Ура-Тюбе, Пянд-жикент и прилегающих к Пянджикенту поселках.
Несмотря на то, что в результате войны к власти пришел кулябский клан, Куляб по-прежнему остается беднейшим регионом республики. Узурпация власти кулябцами вызвала значительное недовольство, особенно в Согдской области, где на ключевых административных должностях и на предприятиях согцев стали заменять кулябцы. Наплыв южан был враждебно
встречен на севере, где в стереотипном представлении южане выглядят малообразованными и невоспитанными.
Противостояние кулябцам также весьма сильно на Памире, поддерживающем оппозицию. Однако выходцы из Куляба не стремятся ехать в Бадахшан, где шансы заработать денег минимальны.
Два других оплота оппозиции - Гарм и Каратегин - также крайне враждебно относятся к кулябцам, но вооруженные банды и бывшие командиры ОТО продолжают контролировать эти области.
Ситуация несколько изменилась в 2000-2001 гг. После ряда кадровых перестановок 5 из 8 личных советников Рахмонова составили выходцы из Ленинабадской области, что свидетельствует как о поиске новых рычагов влияния, так и о стремлении Рахмонова сформировать окружение из лично преданных ему, независимо от клановых связей, людей. Единая кулябская элита также не существует. Более важную роль играют кулябские субэлиты из Дангары (родного района Рахмонова)1 и Фархара (в основном, сторонники Махмудсаида Убайдуллоева, мэра Душанбе и председателя Верхней палаты парламента, являющегося одним из главных политических конкурентов Э. Рахмонова). Это приводит к тому, что представителей других районов Куляба понижают в должности или вытесняют.
Усиливающиеся в последнее время попытки Рахмонова укрепить свою власть (яркий пример - проведение референдума в июне 2003 г. и увеличение срока полномочий президента, а также начавшиеся уголовные преследования политических оппонентов) вызвали обострение противостояния между регионами страны, вновь подтверждая противоречия между региональной разобщенности Таджикистана и необходимостью сохранения самого государства.
1 Многие представители дангаринской группы являются родственниками президента или его сторонников. Бывший председатель «Госкомимущества» Матлуб Давлатов был назначен председателем финансового контроля. Ему на смену пришел Гулов, бывший руководитель Дангаринского района. Матлуб является сыном сестры Рахмонова, а старший брат Гулова женат на дочери Рахмонова (отца девяти детей).