Научная статья на тему 'Специфика деятельности пресс-секретаря учреждения культуры (на примере Хакасской республиканской филармонии им. В. Г. Чаптыкова)'

Специфика деятельности пресс-секретаря учреждения культуры (на примере Хакасской республиканской филармонии им. В. Г. Чаптыкова) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
310
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСС-СЛУЖБА / PRESS OFFICE / СПЕЦИАЛИСТ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / PUBLIC RELATIONS SPECIALIST / УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ / CULTURAL INSTITUTION / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / SOCIAL NETWORK / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / INTERNET RESOURCES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кудрина Ирина Вячеславовна

В статье описывается специфика деятельности пресс-секретаря учреждения культуры на примере Хакасской республиканской филармонии им. В. Г. Чаптыкова. Работа специалиста по связям с общественностью оценивается с точки зрения количества и качества выполняемых им профессиональных обязанностей (ведение социальных сетей, рассылка пресс-релизов, мониторинг СМИ, взаимодействие с медиасредой города Абакана).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Specifics of Press Secretary Activities at Cultural Institutions (on the Example Khakas Republican Philharmonic named after V.G. Chaptykov)

The article describes the specifics of the activities of the press-secretary of the cultural institutions on the example of the Khakas Republican Philharmonic named after VG Chaptykov. Public Relations Specialist Operations is evaluated in terms of quantity and quality of professional duties performed by them (social networking, sending out press releases, media monitoring, interaction with the media medium of Abakan).

Текст научной работы на тему «Специфика деятельности пресс-секретаря учреждения культуры (на примере Хакасской республиканской филармонии им. В. Г. Чаптыкова)»

8. Шишкова, Л. В. Синтаксис современного немецкого языка: учеб. пособие для студентов филол. фак-тов и фак-тов иностр. языков высш. учеб. заведений / Л. В. Шишкова, Т. Ю. Смирнова. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 128 с.

9. Lewandowski, Th. Linguistisches Wörterbuch / Th. Lewandowski. - Heidelberg: Quelle & Meyer, 1994. - 334 S.

10. Гришаева, Л. И. Теоретическая грамматика немецкого языка, изложенная в форме тезисов и ключевых слов: учебные материалы к курсу лекций (на немецком языке). Theoretische Grammatik des Deutschen in Stichworten / Л. И. Гришаева. - 2-е изд., испр. и доп. - Воронеж: Изд.-полиграф. Центр Воронежского гос. ун-та, 2013. - 400 с.

11. Brinkmann, H. Die deutsche Sprache. Gestalt und Leistung / H. Brinkmann. - Düsserdolf: Schwan, 1971. - XXXI, 939 S.

12. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. линнгв. ун-тов и фак-тов иностр. языков высш. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 336 с.

13. Гуревич, В. В. Теоретическая грамматика английского языка: учеб. пособие для филологических факультетов / М.: МПГУ, 2001. -105 с.

14. Kachalova, K. N.. English grammar: textbook for high schools / K. N. Kachalova, E. E. Israilevich. - M.: UNVES, 1995. - 556 p. (Качалова, К. Н. Практическая грамматика английского языка / К. Н. Качалова, Е. Е. Израилевич. - М.: ЮНВЕРС, 1995. - 556 с.).

15. Дождикова, Е. В. Deutsche Grundgrammatik in Aktion. Грамматика немецкого языка с упражнениями: учеб. пособие / Е. В. Дождикова, Н. А. Евтеева, И. А. Ваганова, О. В. Холоджова. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 272 с.

16. Тагиль, И. П. Грамматика немецкого языка / И. П. Тагиль. - СПб.: КАРО, 2005. - 464с.

17. Николаева, Т. М. Определённости - неопределённости категория / Т. М. Николаева // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. - 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 349.

18. Гак, В. Г. Порядок слов / В. Г. Гак // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. - 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 388.

19. Касаткин, Л. Л. Современный русский язык. Словарь-справочник: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант; под ред. П. А. Леканта. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 303 с.

20. Бережная, В. В. Немецкий язык: справочник / В. В.Бережная. - М.: Эксмо, 2009. - 496 с.

21. Москальская, О. И. Проблемы системного описания синтаксиса (на материале немецкого языка): учеб. пособие / О. И. Москальская. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1981. - 175 с.

22. Firbas, J. On defining the theme in functional sentence analysis / J. Firbas // Travaux linguistiques de Prague. I, 1964. - P. 267-280.

23. Ковтунова, И. И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Русский яз. и литература» / И. И. Ковтунова. - М.: Просвещение, 1976. - 239 с.

24. Истомина, Е. А. Английская грамматика: Теория и практика для начинающих: English Grammar: Theory and Practice for Beginners: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.

25. Барабаш, Т. А. Грамматика английского языка / Т. А. Барабаш. - М.: Высшая школа, 1983. - 240 с.

26. Распопов, И. П. Актуальное членение предложения (На материале простого повествования преимущественно в монологической речи) / И. П. Распопов. - Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 1961. - 162 с.

27. Матезиус, В. О так называемом актуальном членении предложения / В. Матезиус // Пражский лингвистический кружок. - М.: Прогресс, 1967. - С. 239-245.

28. Вардуль, И. Ф. Основные понятия актуального синтаксиса / И. Ф. Вардуль // Исследования по японскому языку. - М.: Наука, 1967. -С. 5-19.

29. Ильиш, Б. А. Об актуальном членении предложения. Вопросы теории английского и немецкого языков / Б. А. Ильиш // Учёные записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. - 1969. - Т. 352. - С. 97-101.

30. Почепцов, Г. Г. Высказывание и трансформация его свойств в неречевых формах общения / Г. Г. Поцепцов // Структурная и математическая лингвистика. - 1976. - № 4.

31. Бархударов, Л. С. Структура простого предложения современного английского языка / Л. С. Бархударов. - М.: Высшая школа, 1966. -110 с.

32. Арнольд, И. В. Стилистика современного английского языка (Стилистика декодирования) / И. В. Арнольд. - Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1981. - 295 с.

33. Шевлякова, В. Е. Актуальное членение предложения / В. Е. Шевлякова // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. - 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 22-23.

34. Гак, В. Г. Высказывание / В. Г. Гак // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. - 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 90.

© Крайзер В. М., Антонов В. П., Гончаров А. М., 2016

УДК 06.048.2:070.11

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕСС-СЕКРЕТАРЯ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

(НА ПРИМЕРЕ ХАКАССКОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФИЛАРМОНИИ ИМ. В. Г. ЧАПТЫКОВА)

И. В. Кудрина

Научный руководитель — О. А. Вольф, ассистент кафедры стилистики русского языка и журналистики Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье описывается специфика деятельности пресс-секретаря учреждения культуры на примере Хакасской республиканской филармонии им. В. Г. Чаптыкова. Работа специалиста по связям с общественностью оценивается с точки зрения количества и качества выполняемых им профессиональных обязанностей (ведение социальных сетей, рассылка пресс-релизов, мониторинг СМИ, взаимодействие с медиасредой города Абакана).

Ключевые слова: пресс-служба, специалист по связям с общественностью, учреждение культуры, социальная сеть, интернет-ресурсы.

Современная действительность заставляет все организации иметь такую структурную единицу, как пресс-служба, поскольку пресс-подразделение, представляя интересы субъекта, позволяет вести плодотворный диалог с аудиторией, создаёт и поддерживает имидж организации, работает на повышение её социального статуса. Поэтому, как считают О. А. Вольф и Е. Ю. Шарапова, «осознание потребности в развитой системе внешних и внутренних коммуникаций приходит не только к владельцам и сотрудникам коммерческих и некоммерческих структур» [1, с. 38]. Сейчас должности специалистов по связям с общественностью, пресс-секретарей и т. п.

предусмотрены практически во всех государственных организациях. В Республике Хакасия практика качественного осуществления деятельности пресс-служб многими предприятиями только осваивается. Тем не менее большинство коммерческих и бюджетных организаций в своей структуре имеют указанное подразделение. Особенно важно наличие пресс-службы для учреждений культуры, поскольку культурная сфера нуждается в постоянном внимании аудитории, поддержании интереса к своей деятельности со стороны общества. Специфику работы пресс-секретаря такой организации можно рассмотреть на примере пресс-службы Хакасской республиканской филармонии имени В. Г. Чаптыкова.

По определению В. В. Ворошилова, пресс-служба - это «структура, призванная информировать общественность о деятельности организации через средства массовой информации» [2, с. 23]. Приведённая дефиниция в настоящее время не совсем соответствует действительности, поскольку ограничивает функции пресс-службы лишь информированием аудитории (причём односторонним) посредством СМИ. По справедливому замечанию Ю. Е. Буровой, «возникает логический вопрос: организация пресс-конференций, ведение блогов и сетевых дневников, спичрайтинг и ньюсмейкинг не являются функцией пресс-службы?» [3, с. 234]. По нашему мнению, более соответствующим современным реалиям является определение А. В. Кочетковой и А. С. Тарасова, которые считают, что пресс-служба - это «совокупность взаимозависимых элементов, образующих единое целое, выполняющее анализ информационных потребностей и коммуникационных сетей, отбор необходимой и приоритетной информации, а также коммуникационных каналов её распространения» [4, с. 23].

Исследователь Ю. В. Жорова выделила следующие основания для классификации пресс-служб: «по отраслям деятельности; по уровню управления и подчинения; по территориально-производственной принадлежности; по качественному и количественному кадровому составу; по финансовым возможностям; по материально-техническому обеспечению; по степени влиятельности не только на конкретные виды и типы СМИ, но и на ме-диасреду в целом» [5, с. 116].

В классификации пресс-служб по отраслям деятельности Ю. В. Жорова обозначила такие типы пресс-подразделений, как: «пресс-службы государственных органов исполнительной представительной и судебной власти; пресс-службы политических партий и движений; пресс-службы коммерческих предприятий; пресс-службы финансовых организаций и учреждений; пресс-службы государственных бюджетных организаций и учреждений; пресс-службы спортивных организаций и учреждений; пресс-службы творческих союзов; пресс-службы конфессиональных организаций и учреждений; пресс-службы субъектов рекламно-информационной деятельности; пресс-службы СМИ» [5, с. 117]. Поскольку Хакасская республиканская филармония является учреждением культуры, по данному основанию пресс-служба филармонии будет относиться к такому типу, как «пресс-службы государственных бюджетных организаций и учреждений».

В классификации по уровню управления и подчинения Ю. В. Жорова выделяет типы пресс-подразделений: «пресс-службы, «встроенные» в национальную систему управления ведомством, компанией, партией, творческим союзом и т. д.; пресс-службы, находящиеся «внутри» конкретного субъекта PR, как правило, не выходящего в своей деятельности за пределы очерченного региона или сферы народного хозяйства» [5, с. 117]. На наш взгляд, пресс-служба филармонии относится ко второму типу, так как её деятельность, за исключением организации и освещения редких гастролей в соседние области, не выходит за пределы Республики Хакасия.

По территориально-производственной принадлежности рассматриваемая пресс-служба является региональной. С количественной точки зрения кадровый состав ограничивается одним должностным лицом. Для регионального уровня этого недостаточно, так как выполнять весь объём работы одному сотруднику достаточно сложно. Финансовые возможности пресс-службы, по нашему мнению, можно назвать низкими. Материально-техническое обеспечение включает фотоаппарат, диктофон, компьютер и другую оргтехнику. В распоряжении специалиста по связям с общественностью имеется одно рабочее место в общем помещении с другими сотрудниками. Нередко для фото- и видеофиксации различных событий (концертов, пресс-конференций и т. д.) пресс-секретарем нанимается внештатный сотрудник.

Степень влияния пресс-службы республиканской филармонии на СМИ, а также на медиасреду в целом, оценивается нами как низкая. Пресс-служба хотя и старается максимально размещать материалы в сети Интернет, рассылать пресс-релизы в региональные СМИ и пресс-подразделения, большого внимания аудитории к филармонии это не вызывает. Во-первых, сказываются небольшая территория региона и численность населения (в Абакане, столице Республики Хакасии, проживает около 179 тысяч жителей). Во-вторых, причиной слабого влияния на медиасреду региона является низкая заинтересованность граждан репертуаром филармонии. Большинство зрителей больше привлекают яркие и динамичные эстрадные номера поп-исполнителей. Концерты классической и народной музыки находят лишь немногих ценителей. По словам солиста филармонии Д. В. Тарасова, к ним на концерты ходят, в основном, одни и те же люди [6].

В 2011 году в структуре филармонии был официально закреплён такой сегмент, как пресс-служба, а в кадровый состав вошёл новый сотрудник - специалист по связям с общественностью. До этого функции пресс-подразделения частично выполнялись сотрудниками Министерства культуры Республики Хакасия, которые размещали на официальном сайте Министерства новостную информацию, касающуюся деятельности филармонии. Сегодня должность пресс-секретаря филармонии занимает М. В. Грибкова, которая имеет высшее образование по специальности «Журналистика» и опыт работы как в постоянных пресс-службах (например, в пресс-службе Министерства спорта и туризма Республики Хакасия), так и в мобильных (например, в пресс-службе Международного эколого-этнического форума «Этнова-2015»). Это позволяет утверждать, что М. В. Грибкова удовлетворяет квалификационным требованиям, предъявляемым к должности пресс-секретаря.

Деятельность специалиста по связям с общественностью республиканской филармонии разнообразна. Одно из самых активных направлений - работа в интернет-пространстве. В учебном пособии «Интернет-технологии в связях с общественностью» глобальная Сеть названа авторами «одним из важнейших инструментов деятельности PR-специалиста» [7, с. 6], ведь при помощи Интернета пресс-секретарь имеет возможность оперативно осуществлять многие обязанности, а значит, более рационально использовать рабочее время. У филармонии существуют следующие интернет-ресурсы: официальный сайт «Хакасская республиканская филармония имени В. Г. Чаптыкова» (http://www.philarmonia-rh.ru/), блог «Хакасская республиканская Филармония (http://philarmonia-rh.blogspot.ru/), а также одноименные группы в социальных сетях «ВКонтакте» (https://m.vk.com/philarmonia_rh) и «Одноклассники» (https://ok.ru/group/53257220915451).

С недавних пор социальные сети стали играть важную роль в практике связей с общественностью. Размещение в них информационного контента даёт организации такие преимущества, как расширение целевой аудитории и демонстрация своей открытости.

Группа «Хакасская республиканская филармония» появилась в социальной сети «ВКонтакте» 7 октября 2014 года. Сегодня её администратором является пресс-секретарь филармонии. Количество участников в настоящее время составляет 1636 человек. У сообщества есть одно обсуждение «Отзывы о концертах», которое было открыто 13 октября 2014 года, почти сразу после создания группы. К сегодняшнему дню в обсуждении есть только два комментария: один из них - призыв от администрации сообщества писать отзывы о концертах, а второй - реальный отзыв от посетительницы интермедии «У ёлки». В отделении «Наши мероприятия» есть две ссылки на группы: «Мастер-класс по современному танцу» (проведён 4 декабря 2014 года) и «Лети, моя душа! - Концерт Ольги Васильевой»» (состоялся 14 февраля 2016 года). Новой информацией отделение не пополняется.

В разделе «Ссылки» находятся шесть гиперссылок. Все они связаны с деятельностью филармонии и должны быть полезными для участников группы. Это ссылки под названием «Афиша», «Блог филармонии», «Сайт филармонии», «Меню группы», «Читайте, как это было», «Группа Филармонии в Одноклассниках». Разделы «Видео» и «Аудио» постоянно пополняются материалами, которые будут интересны потенциальной аудитории. На сегодняшний день в группе 45 фотоальбомов, их количество постоянно увеличивается, поскольку администратор регулярно выкладывает фотоотчёты о концертах. Фотоматериалы, которые размещаются в группе, отличаются высоким качеством. В них много динамики, эмоций, их интересно смотреть. Это повышает статус филармонии в глазах пользователей, говорит о профессионализме фотографов, которых нанимает пресс-секретарь для съёмки мероприятий. Основная фотография группы содержит оригинальный логотип филармонии.

Особый интерес представляет меню группы. Обнаружить его участники могут, зайдя в раздел «Ссылки» или нажав на кнопку-гиперссылку «Открыть меню» на изображении в закреплённой записи. В меню семь кнопок-гиперссылок: «Афиша», «Фото», «Какой сегодня день?», «Музподборки», «Конкурсы», «Блог», «О филармонии». В разделе «Афиша» можно найти контактный телефон кассы филармонии, а также таблицу с репертуарными планами на март и апрель 2016 года. Несмотря на то, что данный раздел является довольно удобным и полезным для пользователей сообщества, он перестал пополняться свежими данными, и расписание на май, июнь, июль и август так и не было размещено. Кнопки «Блог» и «Фото» переходят в первом случае на сайт блога филармонии, а во втором - на раздел с фотоальбомами. Отделение «О филармонии» содержит подробную информацию об учреждении и его коллективах, фотографии солистов, основные контакты организации и её электронный адрес, а также ссылку на официальный сайт. Информация такого рода полезна для группы и её посетителей, так как создаёт более чёткий образ организации в представлении пользователей сообщества, придаёт филармонии значительность.

Пройдя по гиперссылке «Какой сегодня день?», пользователь попадает в раздел «Поиск по записям» со стены сообщества, где в строке поиска введено: «#date». Всего по этому хэштэгу фильтр обнаруживает 695 записей. Каждый из постов посвящён какому-либо событию в культурной сфере, которое произошло в день публикации записи. Поэтому тематика таких постов самая разнообразная: биография известного артиста, опубликованная к его дню рождения, или, например, запись, посвящённая первому упоминанию слова «джаз» в печати, и т. д. К постам с таким хэштэгом всегда прикреплены изображения, видео- или аудиоматериалы. Некоторые изображения обработаны самим администратором, на них по центру расположена краткая аннотация записи, вверху логотип филармонии и её полное официальное наименование, а внизу дана справочная информация (телефон, адрес, а также электронные адреса сайта филармонии, её групп в социальных сетях «Одноклассники» и «ВКонтакте»). Такие изображения делают контент группы особенным, поскольку отображают индивидуальный стиль филармонии, а также показывают достаточную компетентность администратора группы в сфере информационных технологий. На сегодняшний день новые посты данного раздела появляться перестали. Нужно заметить, что отделение меню «Музподборки» работает по принципу раздела «Какой сегодня день?», но выполняет поиск по хэштэгу «#тшк». Контент отделения «Музподборки» почти идентичен разделу «Какой сегодня день?», в случаях когда к записям администратор прикреплял и хэштэг «#date», и хэштег «#тшю». В разделе «Музподборки» 826 записей. По запросу «#тшк» поисковая система обнаруживает посты с подборками аудио, а иногда и видеозаписей.

Раздел меню «Конкурсы» работает по тому же принципу, что и два предыдущих, выполняя поиск по хэштэ-гу «#конкурс». Принцип записей, опубликованных на стене группы с этим хэштегом в том, что они представляют собой описание розыгрышей призов от филармонии (пригласительные билеты на концерты), либо результаты таких конкурсов. Как правило, условия розыгрышей одинаковы: нужно вступить в группу «Хакасская

республиканская филармония», сделать репост записи с конкурсом и не удалять её до подведения итогов. Победители выбираются «рандомно» [8], то есть случайным образом при помощи специального ресурса (филармония использует сервис «Катап^а», https://kamaninga.com/). Помимо конкурсов репостов, в группе можно обнаружить розыгрыши призов в другой форме. Так, 9 марта 2016 года была опубликована запись, в которой говорилось, что 8 марта были подведены итоги конкурса, проводившегося филармонией совместно с городской газетой «Абакан». По условиям розыгрыша необходимо было написать поздравление с 8 Марта и отправить его в редакцию портала «Абакан сегодня». Авторы лучших поздравлений получили пригласительные билеты на концерт мужского вокального ансамбля «АНТЕМ» из Санкт-Петербурга. По запросу «#конкурс» система обнаруживает 52 поста. Последний из них опубликован 9 марта 2016 года, сейчас он единственный, размещённый на стене группы в этом году. Это, несомненно, минус работы пресс-секретаря филармонии. Проведение конкурсов репостов, на наш взгляд, повышает рейтинги, количество посещений группы, а значит, привлекает больше зрителей на концерты. При этом заметно снижается возраст потенциальной аудитории, так как средний возраст пользователей социальной сети «ВКонтакте» около 30 лет [9].

Стена сообщества заполнена материалами различной тематической направленности (всего постов на сегодняшний день 1677). При этом каждая запись имеет отношение к филармонии и искусству. Часто публикуются краткие анонсы событий со ссылкой на сайт филармонии, где можно прочитать развёрнутый пресс-релиз о данном мероприятии. Регулярно публикуются посты, рассказывающие о выступлениях артистов филармонии на различных концертах. Большим плюсом является для группы то, что администратор ведёт диалог с посетителями, не оставляя без внимания ни одного комментария от пользователей. Записи на стене группы размещаются только от имени филармонии или администратора. Это подчёркивает особенность группы филармонии, позволяет защитить группу от спама и ненужной информации. Реклама администратором не публикуется, это тоже большой плюс, так как не раздражает посетителей сообщества. Иногда на стене сообщества публикуются репо-сты записей из других партнёрских сообществ. Все они, так или иначе, имеют отношение к деятельности филармонии.

Таким образом, контент, представленный в группе «Хакасская республиканская филармония», является довольно разнообразным и качественным. К сожалению, сообщество находит недостаточный отклик у пользователей (мало лайков, комментариев). Это не говорит о малой посещаемости сообщества. Скорее всего, посетители просто получают нужную информацию и не считают нужным комментировать материалы, опубликованные в группе. Тем не менее ресурсы социальной сети «ВКонтакте», по нашему мнению, задействованы администратором максимально. Единственным минусом является приостановление работы некоторых рубрик и разделов, таких как «Какой сегодня день?», «Музподборки», «Наши мероприятия» и др.

Ещё одной социальной сетью, где осуществляет свою деятельность пресс-служба филармонии, является «Одноклассники» (https://ok.ru/group/53257220915451). Дата создания сообщества «Хакасская республиканская филармония» - 6 октября 2014 года. Сегодня оно насчитывает 209 участников. Рядом с фотографией сообщества размещена информация о создании филармонии, её коллективах, а также месте расположения организации и количестве залов. Ниже дана справочная информация. Сообщество имеет 1400 тем. Клик по ним перебрасывает на поисковой раздел с ключевым словом, идентичным названию темы. Так, тема «Музыка» вмещает 700 записей с аналогичным ключевым словом, а ссылка «филармониярх» находит 81 запись. В сообществе насчитывается 32 фотоальбома с фотоотчётами концертов. В разделе «Видео» помещены пять видеозаписей. Записи в ленте группы идентичны по содержанию постам в группе филармонии в социальной сети «ВКонтакте». Последняя запись в группе на сайте «Одноклассники» была размещена 2 апреля 2016 года. Но контент группы сегодня не пополняется. Это большой минус для филармонии, поскольку рассматриваемая социальная сеть даёт возможность привлечения целевой аудитории средней и старшей возрастной категории.

Хорошим шагом в продвижении филармонии в Интернете был запуск блога 16 сентября 2015 года (http://philarmonia-rh.blogspot.ru/). Он создавался как новая рубрика группы «Хакасская республиканская филармония» в социальной сети «ВКонтакте» и был назван «#филармонияРХ_блиц». Сайт блога содержит такие разделы, как «Блог», где размещены записи сайта, «О филармонии», в котором скопирован текст из одноимённого раздела меню группы «ВКонтакте», «Расписание концертов» и «Афиша», которые переходят на одноимённые отделы группы «ВКонтакте». Также имеется раздел «Архив блога» и ссылки на группы филармонии в социальных сетях «Одноклассники» и «ВКонтакте». Предполагалось, что блог будет содержать серию блиц-интервью, в которых артисты филармонии смогут ответить на различные вопросы. Это заявлено в закреплённой записи сайта. Пользователям было предложено задавать свои вопросы артистам в комментариях к записям филармонии в социальной сети «ВКонтакте». Всего на сайте блога имеется шесть опубликованных записей, из них только одна представляет собой блиц-интервью, остальные содержат информацию, которая касается филармонии, но не имеет отношения к интервью с артистами. Таким образом, наблюдается расхождение заявленной цели ведения блога с её реальным наполнением. К тому же сайт перестал пополняться новыми записями и не получил своего дальнейшего развития, хотя идея создания данной формы коммуникации с аудиторией представляется довольно интересной и продуктивной.

Можно отметить, что, несмотря на определённые недоработки, пресс-секретарь филармонии проводит работу в Интернете на достаточно хорошем уровне, сотрудничая с сайтами и группами в социальных сетях других организаций на уровне репостинга записей, организации видеотрансляций концертов различных филармоний, размещения пресс-релизов партнеров и т. д.

К регулярным обязанностям пресс-секретаря филармонии относится подготовка и рассылка пресс-релизов в региональные СМИ и пресс-службы. Специфика этой работы заключается в том, что создание пресс-релиза требует от сотрудника опыта написания материалов подобного рода, наличие базовых знаний в области музыки и хореографии и умение оперативно находить необходимую информацию в доступных источниках. Пресс-релиз должен не только содержать основные сведения, но и сообщать об интересных фактах предстоящего мероприятия для того, чтобы заинтересовать другие СМИ, пресс-службы и главное - потенциальную аудиторию. По каждому предстоящему событию специалист по связям с общественностью рассылает в среднем два пресс-релиза: за месяц до события пресс-секретарь предоставляет общую информацию о нём, а ближе к концерту старается показать событие с другого ракурса, например, дать более подробную информацию об артистах или связать событие с каким-либо интересным фактом.

Пресс-релиз - не единственное средство привлечения внимания к предстоящему событию, которое использует пресс-подразделение филармонии. Нередко пресс-секретарь непосредственно перед проведением какого-либо мероприятия размещает на интернет-платформах филармонии информационные сообщения, содержащие интересные факты о нём; фотографии солистов, которые будут выступать; аудиозаписи музыкальных произведений, которые прозвучат на концерте; интервью с артистами и их творческими руководителями по поводу предстоящего события и т. д. Всё это показывает аудитории «закулисье» филармонии. Не всегда сделать эту работу оказывается просто, особенно когда дело касается интервью с исполнителями. Нередко артисты являются довольно своеобразными интервьюируемыми, предпочитающими уходить от ответов или вообще не идти на контакт с интервьюером. Здесь пресс-секретарю приходят на помощь базовые профессиональные знания и журналистский опыт, навыки общения с людьми и организации интервью, так как иногда приходится публиковать материалы, построенные буквально на нескольких фразах интервьюируемого.

Непосредственно перед концертами для съёмки фотоотчётов пресс-секретарь нанимает внештатного сотрудника, поскольку, как было уже сказано, профессионального фотокорреспондента у пресс-службы филармонии нет. Результат работы фотографа - обработанные фотографии - публикуются в Интернете в качестве фотоотчёта о событии. После концерта пресс-секретарь размещает в интернете информационные сообщения, заметки, пост-релизы, комментарии зрителей о нём. Последний вид отчётности также предполагает, что специалист должен обладать коммуникативной компетенцией, чтобы получить от зрителей нетривиальные и искренние отзывы.

Ещё одной немаловажной регулярной обязанностью пресс-секретаря является составление ежемесячных мониторингов СМИ для отчёта перед Министерством культуры Республики Хакасия о деятельности филармонии. Мониторинг СМИ составляется по определённой схеме. Последовательность проведения мониторинга такова: 1) официальные источники информации (сайт филармонии, Правительства Республики Хакасия, Министерства культуры Республики Хакасия); 2) досуговые порталы (Интернет-проект «Репаблик», «Досуг в Абакане» и др.); 3) информационные агентства («Хакасия», «НИА-Хакасия» и др.); 4) ТВ-каналы («ГТРК - Хакасия», «Республиканская телевизионная сеть» и др.); 5) печатные СМИ (газета «Хакасия», журнал «Территория выбора»). Радиостанций в перечне не указано, так как радиоэфиры сложно отслеживать, а аудиозаписи региональные радиокомпании в Интернете не выкладывают.

Составление ежемесячного мониторинга требует от пресс-секретаря внимательности и терпения, поскольку работа эта довольно кропотливая. Мониторинг показывает, насколько часто региональные СМИ публикуют материалы филармонии. Например, в марте 2016 года мониторинг региональных СМИ выявил, что за исследуемый месяц на официальном сайте филармонии было опубликовано двенадцать релизов. Десять пресс-релизов появилось на сайтах официальных источников, тридцать - в других интернет-СМИ, один материал выпущен на телевидении, три публикации вышли в печатных изданиях. Самой востребованной оказалась информация о Хоровом концерте, посвящённом Дню славянской письменности и культуры. На эту тему в региональных СМИ было опубликовано одиннадцать материалов (без учёта релизов на ресурсах филармонии). Информация такого рода наиболее заинтересовала СМИ, вероятнее всего, потому что предстоящий концерт был приурочен к масштабному празднику. Также интересными для средств массовой информации оказались пресс-релизы, посвящённые концертам приезжих артистов: Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири им. М. Годенко (опубликовано девять материалов без учёта релизов на ресурсах филармонии) и дирижёра из Аргентины Рамиро Ариста (шесть материалов без учёта релизов на ресурсах филармонии). По нашему наблюдению, выступления артистов из других городов и стран всегда заинтересовывают публику, поэтому пресс-релизы о таких концертах появляются в СМИ чаще, чем другие материалы.

Большинство сообщений филармонии размещают на своих сайтах Министерство культуры Республики Хакасия (http://culture19.ru/) и развлекательный портал «Досуг в Абакане» (http://dosug-abakan.ru/). Как правило, в данных источниках просто копируются материалы с сайта филармонии с изменёнными заголовками. Поэтому пресс-секретарь должен размещать в Интернете и рассылать в средства массовой информации только качественные материалы, достойные внимания аудитории, не надеясь на адаптацию новостей сотрудниками других СМИ.

У пресс-секретаря существует и такая обязанность, как организация пресс-конференций. Обычно они проводятся в преддверии какого-либо особенно ожидаемого события в мире музыки и культуры в целом. Для этого пресс-секретарю нужно иметь связи с региональными СМИ, знать, какие журналисты могут и умеют вести плодотворную дискуссию во время пресс-конференции и приглашать именно их. Пресс-секретарь должен создать комфортную для всех участников пресс-конференции обстановку, расположить их к беседе и получить в

итоге максимальный отклик СМИ в виде различных материалов. Количество присутствующих на конференции представителей средств массовой информации показывает степень влияния филармонии на медиасреду региона, а также уровень профессионализма пресс-секретаря. Например, в преддверии финального концерта 27 сезона «Золотой век оперы» была организована пресс-конференция в редакции республиканской газеты «Хакасия», на которой присутствовали представители трёх телеканалов («РенТВ - Саяны», «ГТРК - Хакасия» и «РТС»), журнала «Территория выбора» и самой газеты «Хакасия». В результате было выпущено три сюжета на телевидении и один материал в газете.

Таким образом, работа пресс-отдела Хакасской республиканской филармонии им. В. Г. Чаптыкова является не только качественной, но и соответствующей требованиям современности. Пресс-секретарь активно использует интернет-ресурсы, чем заметно расширяет потенциальную аудиторию. Контент, который своевременно размещается на платформах сетей, представляется оригинальным и разнообразным. Специалист по связям с общественностью тесно сотрудничает с местными СМИ, это позволяет постоянно поддерживать интерес аудитории к организации. Отдельные недоработки, которые наблюдаются сегодня в сфере связей с общественностью филармонии (например, приостановка работы некоторых разделов в соцсетях, малое количество конкурсов, недостаточное использование средств кросс-промоушена), связаны, на наш взгляд, с ограниченностью ресурсов учреждения и чрезмерной загруженностью специалиста по связям с общественностью, которому приходится в одиночку выполнять широкий круг разнообразных обязанностей.

Библиографический список

1. Вольф, О. А. Специфика взаимодействия молодёжной телепередачи и городского органа самоуправления в области Public Relations / О. А. Вольф, Е. Ю. Шарапова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. - 2015. - Вып. 11. - С. 38-42.

2. Ворошилов, В. В. Современная пресс-служба: учебник / В. В. Ворошилов. - М.: КНОРУС, 2009. - 224 с.

3. Бурова, Ю. Е. Функциональные особенности современной пресс-службы / Ю. Е. Бурова // Гуманитарный вектор. - 2012. - № 2 (30). -С. 232-238.

4. Кочеткова, А. В. Современная пресс-служба / А. В. Кочеткова, А. С. Тарасов. - М.: Эксмо, 2009. - 269 с.

5. Жорова, Ю. В. Система организации современной пресс-службы в России / Ю. В. Жорова // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2012. - № 4. - С. 116-119.

6. Беседа автора статьи с Д. В. Тарасовым, солистом Хакасской республиканской филармонии им. В. Г. Чаптыкова, записанная 13.03.2016 в г. Абакане.

7. Интернет-технологии в связях с общественностью : учеб. пособие / И. А. Быков, Д. А. Мажоров, П. А. Слуцкий, О. Г. Филатова; отв. ред. И. А. Быков, О. Г. Филатова. - СПб.: Роза мира, 2010. - 275 с.

8. Три типа конкурсов ВКонтакте // Сайт «Socialair.ru». - URL: http://socialair.ru/articles/3-types-of-competition-vkontakte/ (дата обращения: 20.03.2016).

9. Социальные сети и бизнес + отчёт // Сайт «Master-css». - URL: http://master-css.com/page/socbiz (дата обращения: 20.03.2016). © Кудрина И. В., 2016

УДК 82-92:159.9

ЖАНРЫ ПУБЛИКАЦИЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ В ЖУРНАЛАХ «ДОМАШНИЙ ОЧАГ» И «COSMOPOLITAN»

В. М. Мальцева

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматриваются жанры публикаций психологической тематики в глянцевых журналах «Домашний очаг» и «Cosmopolitan». Материалы анализируются с точки зрения традиционных подходов к классификации жанров средств массовой информации и с позиций теории речевых жанров. С учётом критериев речевых жанров, предложенных Т. В. Шмелёвой, применительно к публикациям на психологические темы появляется возможность выделения новых речевых жанров, характерных для глянцевых журналов, и описания их типологических особенностей.

Ключевые слова: глянцевый журнал, жанр, речевой жанр, психологические советы, правила, рекомендации, сценарии, тесты, рассуждения, задачи.

Современное информационное поле невозможно представить без глянцевых журналов, которые стали одним из обязательных атрибутов современной жизни и отражают так называемые её «гламурные» стандарты. Гламур, по замечанию исследователя А. Ю. Маевской, «внедряется в повседневность, мораль, искусство, развивает новые формы коммуникативности и оказывает влияние на стиль жизни» [1, с. 80-81]. Публикации глянцевых журналов способствуют возможности читателей находить общий язык, иметь одинаковое мнение, устанавливать однотипность суждений по тем или иным вопросам. «Глянцевый» образ жизни находит отражение и в материалах на психологические темы, которые публикуются в подобных изданиях. Формы, содержание и языковые особенности этих публикаций не всегда укладываются в существующие жанры. Цель нашей статьи -описать жанры публикаций на психологические темы в глянцевых журналах «Домашний очаг» и «Cosmopolitan».

В реальной жизни, пишет Н. Н. Ежова, «деятельность психолога-практика протекает в трёх основных направлениях: он диагностирует, консультирует и ведёт тренинговую работу. В процессе психодиагностики психолог измеряет индивидуальные психологические особенности личности и сообщает клиенту достоверную информацию в приемлемой для него форме; с помощью психологического консультирования психолог оказывает помощь в разрешении личностных проблем, в принятии решений относительно профессиональной карьеры,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.