8. Шишкова, Л. В. Синтаксис современного немецкого языка: учеб. пособие для студентов филол. фак-тов и фак-тов иностр. языков высш. учеб. заведений / Л. В. Шишкова, Т. Ю. Смирнова. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 128 с.
9. Lewandowski, Th. Linguistisches Wörterbuch / Th. Lewandowski. - Heidelberg: Quelle & Meyer, 1994. - 334 S.
10. Гришаева, Л. И. Теоретическая грамматика немецкого языка, изложенная в форме тезисов и ключевых слов: учебные материалы к курсу лекций (на немецком языке). Theoretische Grammatik des Deutschen in Stichworten / Л. И. Гришаева. - 2-е изд., испр. и доп. - Воронеж: Изд.-полиграф. Центр Воронежского гос. ун-та, 2013. - 400 с.
11. Brinkmann, H. Die deutsche Sprache. Gestalt und Leistung / H. Brinkmann. - Düsserdolf: Schwan, 1971. - XXXI, 939 S.
12. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. линнгв. ун-тов и фак-тов иностр. языков высш. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 336 с.
13. Гуревич, В. В. Теоретическая грамматика английского языка: учеб. пособие для филологических факультетов / М.: МПГУ, 2001. -105 с.
14. Kachalova, K. N.. English grammar: textbook for high schools / K. N. Kachalova, E. E. Israilevich. - M.: UNVES, 1995. - 556 p. (Качалова, К. Н. Практическая грамматика английского языка / К. Н. Качалова, Е. Е. Израилевич. - М.: ЮНВЕРС, 1995. - 556 с.).
15. Дождикова, Е. В. Deutsche Grundgrammatik in Aktion. Грамматика немецкого языка с упражнениями: учеб. пособие / Е. В. Дождикова, Н. А. Евтеева, И. А. Ваганова, О. В. Холоджова. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 272 с.
16. Тагиль, И. П. Грамматика немецкого языка / И. П. Тагиль. - СПб.: КАРО, 2005. - 464с.
17. Николаева, Т. М. Определённости - неопределённости категория / Т. М. Николаева // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. - 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 349.
18. Гак, В. Г. Порядок слов / В. Г. Гак // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. - 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 388.
19. Касаткин, Л. Л. Современный русский язык. Словарь-справочник: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант; под ред. П. А. Леканта. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 303 с.
20. Бережная, В. В. Немецкий язык: справочник / В. В.Бережная. - М.: Эксмо, 2009. - 496 с.
21. Москальская, О. И. Проблемы системного описания синтаксиса (на материале немецкого языка): учеб. пособие / О. И. Москальская. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1981. - 175 с.
22. Firbas, J. On defining the theme in functional sentence analysis / J. Firbas // Travaux linguistiques de Prague. I, 1964. - P. 267-280.
23. Ковтунова, И. И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Русский яз. и литература» / И. И. Ковтунова. - М.: Просвещение, 1976. - 239 с.
24. Истомина, Е. А. Английская грамматика: Теория и практика для начинающих: English Grammar: Theory and Practice for Beginners: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.
25. Барабаш, Т. А. Грамматика английского языка / Т. А. Барабаш. - М.: Высшая школа, 1983. - 240 с.
26. Распопов, И. П. Актуальное членение предложения (На материале простого повествования преимущественно в монологической речи) / И. П. Распопов. - Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 1961. - 162 с.
27. Матезиус, В. О так называемом актуальном членении предложения / В. Матезиус // Пражский лингвистический кружок. - М.: Прогресс, 1967. - С. 239-245.
28. Вардуль, И. Ф. Основные понятия актуального синтаксиса / И. Ф. Вардуль // Исследования по японскому языку. - М.: Наука, 1967. -С. 5-19.
29. Ильиш, Б. А. Об актуальном членении предложения. Вопросы теории английского и немецкого языков / Б. А. Ильиш // Учёные записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. - 1969. - Т. 352. - С. 97-101.
30. Почепцов, Г. Г. Высказывание и трансформация его свойств в неречевых формах общения / Г. Г. Поцепцов // Структурная и математическая лингвистика. - 1976. - № 4.
31. Бархударов, Л. С. Структура простого предложения современного английского языка / Л. С. Бархударов. - М.: Высшая школа, 1966. -110 с.
32. Арнольд, И. В. Стилистика современного английского языка (Стилистика декодирования) / И. В. Арнольд. - Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1981. - 295 с.
33. Шевлякова, В. Е. Актуальное членение предложения / В. Е. Шевлякова // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. - 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 22-23.
34. Гак, В. Г. Высказывание / В. Г. Гак // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. - 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 90.
© Крайзер В. М., Антонов В. П., Гончаров А. М., 2016
УДК 06.048.2:070.11
СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕСС-СЕКРЕТАРЯ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
(НА ПРИМЕРЕ ХАКАССКОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФИЛАРМОНИИ ИМ. В. Г. ЧАПТЫКОВА)
И. В. Кудрина
Научный руководитель — О. А. Вольф, ассистент кафедры стилистики русского языка и журналистики Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье описывается специфика деятельности пресс-секретаря учреждения культуры на примере Хакасской республиканской филармонии им. В. Г. Чаптыкова. Работа специалиста по связям с общественностью оценивается с точки зрения количества и качества выполняемых им профессиональных обязанностей (ведение социальных сетей, рассылка пресс-релизов, мониторинг СМИ, взаимодействие с медиасредой города Абакана).
Ключевые слова: пресс-служба, специалист по связям с общественностью, учреждение культуры, социальная сеть, интернет-ресурсы.
Современная действительность заставляет все организации иметь такую структурную единицу, как пресс-служба, поскольку пресс-подразделение, представляя интересы субъекта, позволяет вести плодотворный диалог с аудиторией, создаёт и поддерживает имидж организации, работает на повышение её социального статуса. Поэтому, как считают О. А. Вольф и Е. Ю. Шарапова, «осознание потребности в развитой системе внешних и внутренних коммуникаций приходит не только к владельцам и сотрудникам коммерческих и некоммерческих структур» [1, с. 38]. Сейчас должности специалистов по связям с общественностью, пресс-секретарей и т. п.
предусмотрены практически во всех государственных организациях. В Республике Хакасия практика качественного осуществления деятельности пресс-служб многими предприятиями только осваивается. Тем не менее большинство коммерческих и бюджетных организаций в своей структуре имеют указанное подразделение. Особенно важно наличие пресс-службы для учреждений культуры, поскольку культурная сфера нуждается в постоянном внимании аудитории, поддержании интереса к своей деятельности со стороны общества. Специфику работы пресс-секретаря такой организации можно рассмотреть на примере пресс-службы Хакасской республиканской филармонии имени В. Г. Чаптыкова.
По определению В. В. Ворошилова, пресс-служба - это «структура, призванная информировать общественность о деятельности организации через средства массовой информации» [2, с. 23]. Приведённая дефиниция в настоящее время не совсем соответствует действительности, поскольку ограничивает функции пресс-службы лишь информированием аудитории (причём односторонним) посредством СМИ. По справедливому замечанию Ю. Е. Буровой, «возникает логический вопрос: организация пресс-конференций, ведение блогов и сетевых дневников, спичрайтинг и ньюсмейкинг не являются функцией пресс-службы?» [3, с. 234]. По нашему мнению, более соответствующим современным реалиям является определение А. В. Кочетковой и А. С. Тарасова, которые считают, что пресс-служба - это «совокупность взаимозависимых элементов, образующих единое целое, выполняющее анализ информационных потребностей и коммуникационных сетей, отбор необходимой и приоритетной информации, а также коммуникационных каналов её распространения» [4, с. 23].
Исследователь Ю. В. Жорова выделила следующие основания для классификации пресс-служб: «по отраслям деятельности; по уровню управления и подчинения; по территориально-производственной принадлежности; по качественному и количественному кадровому составу; по финансовым возможностям; по материально-техническому обеспечению; по степени влиятельности не только на конкретные виды и типы СМИ, но и на ме-диасреду в целом» [5, с. 116].
В классификации пресс-служб по отраслям деятельности Ю. В. Жорова обозначила такие типы пресс-подразделений, как: «пресс-службы государственных органов исполнительной представительной и судебной власти; пресс-службы политических партий и движений; пресс-службы коммерческих предприятий; пресс-службы финансовых организаций и учреждений; пресс-службы государственных бюджетных организаций и учреждений; пресс-службы спортивных организаций и учреждений; пресс-службы творческих союзов; пресс-службы конфессиональных организаций и учреждений; пресс-службы субъектов рекламно-информационной деятельности; пресс-службы СМИ» [5, с. 117]. Поскольку Хакасская республиканская филармония является учреждением культуры, по данному основанию пресс-служба филармонии будет относиться к такому типу, как «пресс-службы государственных бюджетных организаций и учреждений».
В классификации по уровню управления и подчинения Ю. В. Жорова выделяет типы пресс-подразделений: «пресс-службы, «встроенные» в национальную систему управления ведомством, компанией, партией, творческим союзом и т. д.; пресс-службы, находящиеся «внутри» конкретного субъекта PR, как правило, не выходящего в своей деятельности за пределы очерченного региона или сферы народного хозяйства» [5, с. 117]. На наш взгляд, пресс-служба филармонии относится ко второму типу, так как её деятельность, за исключением организации и освещения редких гастролей в соседние области, не выходит за пределы Республики Хакасия.
По территориально-производственной принадлежности рассматриваемая пресс-служба является региональной. С количественной точки зрения кадровый состав ограничивается одним должностным лицом. Для регионального уровня этого недостаточно, так как выполнять весь объём работы одному сотруднику достаточно сложно. Финансовые возможности пресс-службы, по нашему мнению, можно назвать низкими. Материально-техническое обеспечение включает фотоаппарат, диктофон, компьютер и другую оргтехнику. В распоряжении специалиста по связям с общественностью имеется одно рабочее место в общем помещении с другими сотрудниками. Нередко для фото- и видеофиксации различных событий (концертов, пресс-конференций и т. д.) пресс-секретарем нанимается внештатный сотрудник.
Степень влияния пресс-службы республиканской филармонии на СМИ, а также на медиасреду в целом, оценивается нами как низкая. Пресс-служба хотя и старается максимально размещать материалы в сети Интернет, рассылать пресс-релизы в региональные СМИ и пресс-подразделения, большого внимания аудитории к филармонии это не вызывает. Во-первых, сказываются небольшая территория региона и численность населения (в Абакане, столице Республики Хакасии, проживает около 179 тысяч жителей). Во-вторых, причиной слабого влияния на медиасреду региона является низкая заинтересованность граждан репертуаром филармонии. Большинство зрителей больше привлекают яркие и динамичные эстрадные номера поп-исполнителей. Концерты классической и народной музыки находят лишь немногих ценителей. По словам солиста филармонии Д. В. Тарасова, к ним на концерты ходят, в основном, одни и те же люди [6].
В 2011 году в структуре филармонии был официально закреплён такой сегмент, как пресс-служба, а в кадровый состав вошёл новый сотрудник - специалист по связям с общественностью. До этого функции пресс-подразделения частично выполнялись сотрудниками Министерства культуры Республики Хакасия, которые размещали на официальном сайте Министерства новостную информацию, касающуюся деятельности филармонии. Сегодня должность пресс-секретаря филармонии занимает М. В. Грибкова, которая имеет высшее образование по специальности «Журналистика» и опыт работы как в постоянных пресс-службах (например, в пресс-службе Министерства спорта и туризма Республики Хакасия), так и в мобильных (например, в пресс-службе Международного эколого-этнического форума «Этнова-2015»). Это позволяет утверждать, что М. В. Грибкова удовлетворяет квалификационным требованиям, предъявляемым к должности пресс-секретаря.
Деятельность специалиста по связям с общественностью республиканской филармонии разнообразна. Одно из самых активных направлений - работа в интернет-пространстве. В учебном пособии «Интернет-технологии в связях с общественностью» глобальная Сеть названа авторами «одним из важнейших инструментов деятельности PR-специалиста» [7, с. 6], ведь при помощи Интернета пресс-секретарь имеет возможность оперативно осуществлять многие обязанности, а значит, более рационально использовать рабочее время. У филармонии существуют следующие интернет-ресурсы: официальный сайт «Хакасская республиканская филармония имени В. Г. Чаптыкова» (http://www.philarmonia-rh.ru/), блог «Хакасская республиканская Филармония (http://philarmonia-rh.blogspot.ru/), а также одноименные группы в социальных сетях «ВКонтакте» (https://m.vk.com/philarmonia_rh) и «Одноклассники» (https://ok.ru/group/53257220915451).
С недавних пор социальные сети стали играть важную роль в практике связей с общественностью. Размещение в них информационного контента даёт организации такие преимущества, как расширение целевой аудитории и демонстрация своей открытости.
Группа «Хакасская республиканская филармония» появилась в социальной сети «ВКонтакте» 7 октября 2014 года. Сегодня её администратором является пресс-секретарь филармонии. Количество участников в настоящее время составляет 1636 человек. У сообщества есть одно обсуждение «Отзывы о концертах», которое было открыто 13 октября 2014 года, почти сразу после создания группы. К сегодняшнему дню в обсуждении есть только два комментария: один из них - призыв от администрации сообщества писать отзывы о концертах, а второй - реальный отзыв от посетительницы интермедии «У ёлки». В отделении «Наши мероприятия» есть две ссылки на группы: «Мастер-класс по современному танцу» (проведён 4 декабря 2014 года) и «Лети, моя душа! - Концерт Ольги Васильевой»» (состоялся 14 февраля 2016 года). Новой информацией отделение не пополняется.
В разделе «Ссылки» находятся шесть гиперссылок. Все они связаны с деятельностью филармонии и должны быть полезными для участников группы. Это ссылки под названием «Афиша», «Блог филармонии», «Сайт филармонии», «Меню группы», «Читайте, как это было», «Группа Филармонии в Одноклассниках». Разделы «Видео» и «Аудио» постоянно пополняются материалами, которые будут интересны потенциальной аудитории. На сегодняшний день в группе 45 фотоальбомов, их количество постоянно увеличивается, поскольку администратор регулярно выкладывает фотоотчёты о концертах. Фотоматериалы, которые размещаются в группе, отличаются высоким качеством. В них много динамики, эмоций, их интересно смотреть. Это повышает статус филармонии в глазах пользователей, говорит о профессионализме фотографов, которых нанимает пресс-секретарь для съёмки мероприятий. Основная фотография группы содержит оригинальный логотип филармонии.
Особый интерес представляет меню группы. Обнаружить его участники могут, зайдя в раздел «Ссылки» или нажав на кнопку-гиперссылку «Открыть меню» на изображении в закреплённой записи. В меню семь кнопок-гиперссылок: «Афиша», «Фото», «Какой сегодня день?», «Музподборки», «Конкурсы», «Блог», «О филармонии». В разделе «Афиша» можно найти контактный телефон кассы филармонии, а также таблицу с репертуарными планами на март и апрель 2016 года. Несмотря на то, что данный раздел является довольно удобным и полезным для пользователей сообщества, он перестал пополняться свежими данными, и расписание на май, июнь, июль и август так и не было размещено. Кнопки «Блог» и «Фото» переходят в первом случае на сайт блога филармонии, а во втором - на раздел с фотоальбомами. Отделение «О филармонии» содержит подробную информацию об учреждении и его коллективах, фотографии солистов, основные контакты организации и её электронный адрес, а также ссылку на официальный сайт. Информация такого рода полезна для группы и её посетителей, так как создаёт более чёткий образ организации в представлении пользователей сообщества, придаёт филармонии значительность.
Пройдя по гиперссылке «Какой сегодня день?», пользователь попадает в раздел «Поиск по записям» со стены сообщества, где в строке поиска введено: «#date». Всего по этому хэштэгу фильтр обнаруживает 695 записей. Каждый из постов посвящён какому-либо событию в культурной сфере, которое произошло в день публикации записи. Поэтому тематика таких постов самая разнообразная: биография известного артиста, опубликованная к его дню рождения, или, например, запись, посвящённая первому упоминанию слова «джаз» в печати, и т. д. К постам с таким хэштэгом всегда прикреплены изображения, видео- или аудиоматериалы. Некоторые изображения обработаны самим администратором, на них по центру расположена краткая аннотация записи, вверху логотип филармонии и её полное официальное наименование, а внизу дана справочная информация (телефон, адрес, а также электронные адреса сайта филармонии, её групп в социальных сетях «Одноклассники» и «ВКонтакте»). Такие изображения делают контент группы особенным, поскольку отображают индивидуальный стиль филармонии, а также показывают достаточную компетентность администратора группы в сфере информационных технологий. На сегодняшний день новые посты данного раздела появляться перестали. Нужно заметить, что отделение меню «Музподборки» работает по принципу раздела «Какой сегодня день?», но выполняет поиск по хэштэгу «#тшк». Контент отделения «Музподборки» почти идентичен разделу «Какой сегодня день?», в случаях когда к записям администратор прикреплял и хэштэг «#date», и хэштег «#тшю». В разделе «Музподборки» 826 записей. По запросу «#тшк» поисковая система обнаруживает посты с подборками аудио, а иногда и видеозаписей.
Раздел меню «Конкурсы» работает по тому же принципу, что и два предыдущих, выполняя поиск по хэштэ-гу «#конкурс». Принцип записей, опубликованных на стене группы с этим хэштегом в том, что они представляют собой описание розыгрышей призов от филармонии (пригласительные билеты на концерты), либо результаты таких конкурсов. Как правило, условия розыгрышей одинаковы: нужно вступить в группу «Хакасская
республиканская филармония», сделать репост записи с конкурсом и не удалять её до подведения итогов. Победители выбираются «рандомно» [8], то есть случайным образом при помощи специального ресурса (филармония использует сервис «Катап^а», https://kamaninga.com/). Помимо конкурсов репостов, в группе можно обнаружить розыгрыши призов в другой форме. Так, 9 марта 2016 года была опубликована запись, в которой говорилось, что 8 марта были подведены итоги конкурса, проводившегося филармонией совместно с городской газетой «Абакан». По условиям розыгрыша необходимо было написать поздравление с 8 Марта и отправить его в редакцию портала «Абакан сегодня». Авторы лучших поздравлений получили пригласительные билеты на концерт мужского вокального ансамбля «АНТЕМ» из Санкт-Петербурга. По запросу «#конкурс» система обнаруживает 52 поста. Последний из них опубликован 9 марта 2016 года, сейчас он единственный, размещённый на стене группы в этом году. Это, несомненно, минус работы пресс-секретаря филармонии. Проведение конкурсов репостов, на наш взгляд, повышает рейтинги, количество посещений группы, а значит, привлекает больше зрителей на концерты. При этом заметно снижается возраст потенциальной аудитории, так как средний возраст пользователей социальной сети «ВКонтакте» около 30 лет [9].
Стена сообщества заполнена материалами различной тематической направленности (всего постов на сегодняшний день 1677). При этом каждая запись имеет отношение к филармонии и искусству. Часто публикуются краткие анонсы событий со ссылкой на сайт филармонии, где можно прочитать развёрнутый пресс-релиз о данном мероприятии. Регулярно публикуются посты, рассказывающие о выступлениях артистов филармонии на различных концертах. Большим плюсом является для группы то, что администратор ведёт диалог с посетителями, не оставляя без внимания ни одного комментария от пользователей. Записи на стене группы размещаются только от имени филармонии или администратора. Это подчёркивает особенность группы филармонии, позволяет защитить группу от спама и ненужной информации. Реклама администратором не публикуется, это тоже большой плюс, так как не раздражает посетителей сообщества. Иногда на стене сообщества публикуются репо-сты записей из других партнёрских сообществ. Все они, так или иначе, имеют отношение к деятельности филармонии.
Таким образом, контент, представленный в группе «Хакасская республиканская филармония», является довольно разнообразным и качественным. К сожалению, сообщество находит недостаточный отклик у пользователей (мало лайков, комментариев). Это не говорит о малой посещаемости сообщества. Скорее всего, посетители просто получают нужную информацию и не считают нужным комментировать материалы, опубликованные в группе. Тем не менее ресурсы социальной сети «ВКонтакте», по нашему мнению, задействованы администратором максимально. Единственным минусом является приостановление работы некоторых рубрик и разделов, таких как «Какой сегодня день?», «Музподборки», «Наши мероприятия» и др.
Ещё одной социальной сетью, где осуществляет свою деятельность пресс-служба филармонии, является «Одноклассники» (https://ok.ru/group/53257220915451). Дата создания сообщества «Хакасская республиканская филармония» - 6 октября 2014 года. Сегодня оно насчитывает 209 участников. Рядом с фотографией сообщества размещена информация о создании филармонии, её коллективах, а также месте расположения организации и количестве залов. Ниже дана справочная информация. Сообщество имеет 1400 тем. Клик по ним перебрасывает на поисковой раздел с ключевым словом, идентичным названию темы. Так, тема «Музыка» вмещает 700 записей с аналогичным ключевым словом, а ссылка «филармониярх» находит 81 запись. В сообществе насчитывается 32 фотоальбома с фотоотчётами концертов. В разделе «Видео» помещены пять видеозаписей. Записи в ленте группы идентичны по содержанию постам в группе филармонии в социальной сети «ВКонтакте». Последняя запись в группе на сайте «Одноклассники» была размещена 2 апреля 2016 года. Но контент группы сегодня не пополняется. Это большой минус для филармонии, поскольку рассматриваемая социальная сеть даёт возможность привлечения целевой аудитории средней и старшей возрастной категории.
Хорошим шагом в продвижении филармонии в Интернете был запуск блога 16 сентября 2015 года (http://philarmonia-rh.blogspot.ru/). Он создавался как новая рубрика группы «Хакасская республиканская филармония» в социальной сети «ВКонтакте» и был назван «#филармонияРХ_блиц». Сайт блога содержит такие разделы, как «Блог», где размещены записи сайта, «О филармонии», в котором скопирован текст из одноимённого раздела меню группы «ВКонтакте», «Расписание концертов» и «Афиша», которые переходят на одноимённые отделы группы «ВКонтакте». Также имеется раздел «Архив блога» и ссылки на группы филармонии в социальных сетях «Одноклассники» и «ВКонтакте». Предполагалось, что блог будет содержать серию блиц-интервью, в которых артисты филармонии смогут ответить на различные вопросы. Это заявлено в закреплённой записи сайта. Пользователям было предложено задавать свои вопросы артистам в комментариях к записям филармонии в социальной сети «ВКонтакте». Всего на сайте блога имеется шесть опубликованных записей, из них только одна представляет собой блиц-интервью, остальные содержат информацию, которая касается филармонии, но не имеет отношения к интервью с артистами. Таким образом, наблюдается расхождение заявленной цели ведения блога с её реальным наполнением. К тому же сайт перестал пополняться новыми записями и не получил своего дальнейшего развития, хотя идея создания данной формы коммуникации с аудиторией представляется довольно интересной и продуктивной.
Можно отметить, что, несмотря на определённые недоработки, пресс-секретарь филармонии проводит работу в Интернете на достаточно хорошем уровне, сотрудничая с сайтами и группами в социальных сетях других организаций на уровне репостинга записей, организации видеотрансляций концертов различных филармоний, размещения пресс-релизов партнеров и т. д.
К регулярным обязанностям пресс-секретаря филармонии относится подготовка и рассылка пресс-релизов в региональные СМИ и пресс-службы. Специфика этой работы заключается в том, что создание пресс-релиза требует от сотрудника опыта написания материалов подобного рода, наличие базовых знаний в области музыки и хореографии и умение оперативно находить необходимую информацию в доступных источниках. Пресс-релиз должен не только содержать основные сведения, но и сообщать об интересных фактах предстоящего мероприятия для того, чтобы заинтересовать другие СМИ, пресс-службы и главное - потенциальную аудиторию. По каждому предстоящему событию специалист по связям с общественностью рассылает в среднем два пресс-релиза: за месяц до события пресс-секретарь предоставляет общую информацию о нём, а ближе к концерту старается показать событие с другого ракурса, например, дать более подробную информацию об артистах или связать событие с каким-либо интересным фактом.
Пресс-релиз - не единственное средство привлечения внимания к предстоящему событию, которое использует пресс-подразделение филармонии. Нередко пресс-секретарь непосредственно перед проведением какого-либо мероприятия размещает на интернет-платформах филармонии информационные сообщения, содержащие интересные факты о нём; фотографии солистов, которые будут выступать; аудиозаписи музыкальных произведений, которые прозвучат на концерте; интервью с артистами и их творческими руководителями по поводу предстоящего события и т. д. Всё это показывает аудитории «закулисье» филармонии. Не всегда сделать эту работу оказывается просто, особенно когда дело касается интервью с исполнителями. Нередко артисты являются довольно своеобразными интервьюируемыми, предпочитающими уходить от ответов или вообще не идти на контакт с интервьюером. Здесь пресс-секретарю приходят на помощь базовые профессиональные знания и журналистский опыт, навыки общения с людьми и организации интервью, так как иногда приходится публиковать материалы, построенные буквально на нескольких фразах интервьюируемого.
Непосредственно перед концертами для съёмки фотоотчётов пресс-секретарь нанимает внештатного сотрудника, поскольку, как было уже сказано, профессионального фотокорреспондента у пресс-службы филармонии нет. Результат работы фотографа - обработанные фотографии - публикуются в Интернете в качестве фотоотчёта о событии. После концерта пресс-секретарь размещает в интернете информационные сообщения, заметки, пост-релизы, комментарии зрителей о нём. Последний вид отчётности также предполагает, что специалист должен обладать коммуникативной компетенцией, чтобы получить от зрителей нетривиальные и искренние отзывы.
Ещё одной немаловажной регулярной обязанностью пресс-секретаря является составление ежемесячных мониторингов СМИ для отчёта перед Министерством культуры Республики Хакасия о деятельности филармонии. Мониторинг СМИ составляется по определённой схеме. Последовательность проведения мониторинга такова: 1) официальные источники информации (сайт филармонии, Правительства Республики Хакасия, Министерства культуры Республики Хакасия); 2) досуговые порталы (Интернет-проект «Репаблик», «Досуг в Абакане» и др.); 3) информационные агентства («Хакасия», «НИА-Хакасия» и др.); 4) ТВ-каналы («ГТРК - Хакасия», «Республиканская телевизионная сеть» и др.); 5) печатные СМИ (газета «Хакасия», журнал «Территория выбора»). Радиостанций в перечне не указано, так как радиоэфиры сложно отслеживать, а аудиозаписи региональные радиокомпании в Интернете не выкладывают.
Составление ежемесячного мониторинга требует от пресс-секретаря внимательности и терпения, поскольку работа эта довольно кропотливая. Мониторинг показывает, насколько часто региональные СМИ публикуют материалы филармонии. Например, в марте 2016 года мониторинг региональных СМИ выявил, что за исследуемый месяц на официальном сайте филармонии было опубликовано двенадцать релизов. Десять пресс-релизов появилось на сайтах официальных источников, тридцать - в других интернет-СМИ, один материал выпущен на телевидении, три публикации вышли в печатных изданиях. Самой востребованной оказалась информация о Хоровом концерте, посвящённом Дню славянской письменности и культуры. На эту тему в региональных СМИ было опубликовано одиннадцать материалов (без учёта релизов на ресурсах филармонии). Информация такого рода наиболее заинтересовала СМИ, вероятнее всего, потому что предстоящий концерт был приурочен к масштабному празднику. Также интересными для средств массовой информации оказались пресс-релизы, посвящённые концертам приезжих артистов: Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири им. М. Годенко (опубликовано девять материалов без учёта релизов на ресурсах филармонии) и дирижёра из Аргентины Рамиро Ариста (шесть материалов без учёта релизов на ресурсах филармонии). По нашему наблюдению, выступления артистов из других городов и стран всегда заинтересовывают публику, поэтому пресс-релизы о таких концертах появляются в СМИ чаще, чем другие материалы.
Большинство сообщений филармонии размещают на своих сайтах Министерство культуры Республики Хакасия (http://culture19.ru/) и развлекательный портал «Досуг в Абакане» (http://dosug-abakan.ru/). Как правило, в данных источниках просто копируются материалы с сайта филармонии с изменёнными заголовками. Поэтому пресс-секретарь должен размещать в Интернете и рассылать в средства массовой информации только качественные материалы, достойные внимания аудитории, не надеясь на адаптацию новостей сотрудниками других СМИ.
У пресс-секретаря существует и такая обязанность, как организация пресс-конференций. Обычно они проводятся в преддверии какого-либо особенно ожидаемого события в мире музыки и культуры в целом. Для этого пресс-секретарю нужно иметь связи с региональными СМИ, знать, какие журналисты могут и умеют вести плодотворную дискуссию во время пресс-конференции и приглашать именно их. Пресс-секретарь должен создать комфортную для всех участников пресс-конференции обстановку, расположить их к беседе и получить в
итоге максимальный отклик СМИ в виде различных материалов. Количество присутствующих на конференции представителей средств массовой информации показывает степень влияния филармонии на медиасреду региона, а также уровень профессионализма пресс-секретаря. Например, в преддверии финального концерта 27 сезона «Золотой век оперы» была организована пресс-конференция в редакции республиканской газеты «Хакасия», на которой присутствовали представители трёх телеканалов («РенТВ - Саяны», «ГТРК - Хакасия» и «РТС»), журнала «Территория выбора» и самой газеты «Хакасия». В результате было выпущено три сюжета на телевидении и один материал в газете.
Таким образом, работа пресс-отдела Хакасской республиканской филармонии им. В. Г. Чаптыкова является не только качественной, но и соответствующей требованиям современности. Пресс-секретарь активно использует интернет-ресурсы, чем заметно расширяет потенциальную аудиторию. Контент, который своевременно размещается на платформах сетей, представляется оригинальным и разнообразным. Специалист по связям с общественностью тесно сотрудничает с местными СМИ, это позволяет постоянно поддерживать интерес аудитории к организации. Отдельные недоработки, которые наблюдаются сегодня в сфере связей с общественностью филармонии (например, приостановка работы некоторых разделов в соцсетях, малое количество конкурсов, недостаточное использование средств кросс-промоушена), связаны, на наш взгляд, с ограниченностью ресурсов учреждения и чрезмерной загруженностью специалиста по связям с общественностью, которому приходится в одиночку выполнять широкий круг разнообразных обязанностей.
Библиографический список
1. Вольф, О. А. Специфика взаимодействия молодёжной телепередачи и городского органа самоуправления в области Public Relations / О. А. Вольф, Е. Ю. Шарапова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. - 2015. - Вып. 11. - С. 38-42.
2. Ворошилов, В. В. Современная пресс-служба: учебник / В. В. Ворошилов. - М.: КНОРУС, 2009. - 224 с.
3. Бурова, Ю. Е. Функциональные особенности современной пресс-службы / Ю. Е. Бурова // Гуманитарный вектор. - 2012. - № 2 (30). -С. 232-238.
4. Кочеткова, А. В. Современная пресс-служба / А. В. Кочеткова, А. С. Тарасов. - М.: Эксмо, 2009. - 269 с.
5. Жорова, Ю. В. Система организации современной пресс-службы в России / Ю. В. Жорова // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2012. - № 4. - С. 116-119.
6. Беседа автора статьи с Д. В. Тарасовым, солистом Хакасской республиканской филармонии им. В. Г. Чаптыкова, записанная 13.03.2016 в г. Абакане.
7. Интернет-технологии в связях с общественностью : учеб. пособие / И. А. Быков, Д. А. Мажоров, П. А. Слуцкий, О. Г. Филатова; отв. ред. И. А. Быков, О. Г. Филатова. - СПб.: Роза мира, 2010. - 275 с.
8. Три типа конкурсов ВКонтакте // Сайт «Socialair.ru». - URL: http://socialair.ru/articles/3-types-of-competition-vkontakte/ (дата обращения: 20.03.2016).
9. Социальные сети и бизнес + отчёт // Сайт «Master-css». - URL: http://master-css.com/page/socbiz (дата обращения: 20.03.2016). © Кудрина И. В., 2016
УДК 82-92:159.9
ЖАНРЫ ПУБЛИКАЦИЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ В ЖУРНАЛАХ «ДОМАШНИЙ ОЧАГ» И «COSMOPOLITAN»
В. М. Мальцева
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассматриваются жанры публикаций психологической тематики в глянцевых журналах «Домашний очаг» и «Cosmopolitan». Материалы анализируются с точки зрения традиционных подходов к классификации жанров средств массовой информации и с позиций теории речевых жанров. С учётом критериев речевых жанров, предложенных Т. В. Шмелёвой, применительно к публикациям на психологические темы появляется возможность выделения новых речевых жанров, характерных для глянцевых журналов, и описания их типологических особенностей.
Ключевые слова: глянцевый журнал, жанр, речевой жанр, психологические советы, правила, рекомендации, сценарии, тесты, рассуждения, задачи.
Современное информационное поле невозможно представить без глянцевых журналов, которые стали одним из обязательных атрибутов современной жизни и отражают так называемые её «гламурные» стандарты. Гламур, по замечанию исследователя А. Ю. Маевской, «внедряется в повседневность, мораль, искусство, развивает новые формы коммуникативности и оказывает влияние на стиль жизни» [1, с. 80-81]. Публикации глянцевых журналов способствуют возможности читателей находить общий язык, иметь одинаковое мнение, устанавливать однотипность суждений по тем или иным вопросам. «Глянцевый» образ жизни находит отражение и в материалах на психологические темы, которые публикуются в подобных изданиях. Формы, содержание и языковые особенности этих публикаций не всегда укладываются в существующие жанры. Цель нашей статьи -описать жанры публикаций на психологические темы в глянцевых журналах «Домашний очаг» и «Cosmopolitan».
В реальной жизни, пишет Н. Н. Ежова, «деятельность психолога-практика протекает в трёх основных направлениях: он диагностирует, консультирует и ведёт тренинговую работу. В процессе психодиагностики психолог измеряет индивидуальные психологические особенности личности и сообщает клиенту достоверную информацию в приемлемой для него форме; с помощью психологического консультирования психолог оказывает помощь в разрешении личностных проблем, в принятии решений относительно профессиональной карьеры,