Научная статья на тему 'PR-сопровождение региональных мероприятий (на примере республиканского филологического форума в Хакасии)'

PR-сопровождение региональных мероприятий (на примере республиканского филологического форума в Хакасии) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
157
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ / МЕДИАРИЛЕЙШНЗ / ЛИДЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ / ДНИ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ / PUBLIC RELATIONS / SPECIAL EVENTS / MEDIA RELATIONS / OPINION LEADERS / DAYS OF SLAVIC WRITING AND CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вольф Олеся Александровна

В статье описывается опыт PR-проектирования регионального мероприятия, посвящённого Дням славянской письменности и культуры. Автор проанализировал концепцию и результаты проведения Республиканского филологического форума, который состоялся в Хакасии в 2018 году. Анализ PR-сопровождения мероприятия показал его эффективность в решении тактических и стратегических задач проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Вольф Олеся Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PR-Support of Regional Events (by the Example of the Republican Philological Forum in Khakassia)

The article describes the experience of PR-design of a regional event dedicated to the Days of Slavic writing and culture. The author analyzes the concept and results of the Republican philological forum which was held in Khakassia in 2018. The analysis of the PR-support of the event showed its effectiveness in solving tactical and strategic tasks of the project.

Текст научной работы на тему «PR-сопровождение региональных мероприятий (на примере республиканского филологического форума в Хакасии)»

10. Словарь русского языка: в 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистических исследований; под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.;

Полиграфресурсы, 1999. - Т. 2. К - О. - 736 с. - URL: http://feb-web.ru/feb/mas/MAS-abc/default.asp (дата обращения: 05.05.2019).

11. Вольф, О. А. Нарушение закона исключённого третьего в публицистических текстах: ошибка, приём манипуляции, стилистическое

средство / О. А. Вольф // Litera. - 2018. - № 3. - С. 314-322.

12. Тумакова, Е. В. Креолизованный текст в художественном и медийном дискурсе / Е. В. Тумакова // Мир русского слова. - 2016. - № 2. -

С. 43-49.

13. Квятковский, А. П. Поэтический словарь / науч. ред. И. Роднянская. - М.: Сов. Энцикл., 1966. - 376 с. - URL: http://feb-

web.ru/feb/kPS/kPS-Abc/ (дата обращения: 05.05.2019).

© Вольф О. А., 2019

УДК 659.3/.4:659.111.36(571.513)

PR-СОПРОВОЖДЕНИЕ региональных мероприятий (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА В ХАКАСИИ)

О. А. Вольф

Научный руководитель — И. В. Пекарская, доктор филологических наук, профессор Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье описывается опыт PR-проектирования регионального мероприятия, посвященного Дням славянской письменности и культуры. Автор проанализировал концепцию и результаты проведения Республиканского филологического форума, который состоялся в Хакасии в 2018 году. Анализ PR-сопровождения мероприятия показал его эффективность в решении тактических и стратегических задач проекта.

Ключевые слова: связи с общественностью, специальные события, медиарилейшнз, лидеры общественного мнения, Дни славянской письменности и культуры.

Слова А. Н. Толстого «Язык - живая плоть, которая создавалась миллионами поколений» как нельзя лучше характеризуют то предчувствие праздника, которое несут в себе ежегодно отмечаемые в России Дни славянской письменности и культуры. В майские дни вся просвещённая общественность обращает свои взоры к Кириллу и Мефодию, подарившим людям славянскую письменность. Братья были канонизированы после смерти. Церковь установила День памяти просветителей - 24 мая (11 мая по старому стилю). В России День славянской письменности и культуры считается государственным праздником с 1992 года.

Самые разные учреждения приурочивают к этому празднику множество мероприятий, которые, однако, часто страдают формализмом или однобокостью, не раскрывая весь потенциал праздника. Ведь под письменностью понимается не просто азбука, а Язык во всём его многообразном воплощении. И когда же ещё, как не в День славянской письменности, можно приобщить людей к таинству языка? В данной статье описывается попытка позиционирования и PR-сопровождения регионального мероприятия, которое позволило бы решить указанную задачу максимально эффективно.

Исходные данные к PR-проектированию

День славянской письменности празднуется филологами Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова с 2001 года. Несколько лет мероприятие носило камерный характер: студенты и преподаватели отмечали его в узком кругу заинтересованных лиц. С 2006 года оно получает поддержку Министерства образования и науки Республики Хакасия и, начиная с этого года, в мероприятии участвуют школьники и учителя республики, студенты, учащиеся и преподаватели учебных заведений СПО Хакасии.

В 2018 году появилась возможность вывести праздник, посвящённый Слову, на более масштабный уровень: Министерство национальной и территориальной политики Республики Хакасия объявило конкурс на проведение мероприятий, приуроченных к указанной дате.

Для того чтобы выиграть конкурс и затем максимально эффективно выполнить условия контракта, организаторам пришлось переработать концепцию мероприятия и разработать план по его продвижению.

Проблема

Многие люди не воспринимают язык как многогранную и гармоничную систему, элементы которой находятся между собой в тесной и логически обусловленной взаимосвязи. Такое восприятие часто наблюдается у школьников, понимающих язык просто как набор орфографических и пунктуационных правил. Возможно, данный феномен вызван необходимостью подготовить учеников к сдаче ЕГЭ, что иногда выливается в своего рода «натаскивание» детей исключительно на выработку умений правописания. В таких случаях ученики механически заучивают правила, не понимая исторических и структурных законов развития языка, не зная о других аспектах филологии как науки и составной части коммуникации. Далее это понимание следует за людьми всю жизнь, порождая небрежность к языку как к средству коммуникации и как к важнейшей составляющей русской государственности.

Стратегическая задача проекта

Попытка создать комплекс мероприятий, приуроченных ко Дню славянской письменности, которые смогли бы показать общественности русский язык в его «многоцветье» и многообразии, приучали аудиторию (в основном, школьников и студентов) внимательно и трепетно относиться к государственному языку, интересоваться спецификой русской речи.

Цели и задачи проекта

Основная цель - превратить «камерное» вузовское мероприятие в масштабный и открытый праздник, который привлечёт много людей, так или иначе интересующихся вопросами филологии, речевой практики, творческой и научной деятельности, связанной со Словом.

Для этого перед организационным комитетом мероприятия были поставлены следующие задачи:

- переработать концепцию традиционных мероприятий, проводившихся в ХГУ им. Н. Ф. Катанова ко Дню славянской письменности;

- привлечь партнёров к сотрудничеству;

- обеспечить постоянный информационный фон как до мероприятий (для привлечения участников), так и после их проведения (для укрепления связей с целевыми аудиториями и расширения возможностей последующего взаимодействия).

Целевая аудитория

Первичная целевая аудитория (ЦА): школьники (5 - 11 классы) и студенты, а также активная молодёжь более старшего возраста Республики Хакасия и юга Красноярского края.

Вторичная ЦА: учителя школ, преподаватели Хакасского госуниверситета и средних учебных заведений, а также родители активных школьников, которые стимулируют своих детей к участию в различных мероприятиях. Географически - Республика Хакасия и юг Красноярского края.

Ключевые ЦА: средства массовой информации и коммуникации региона. Бюджет мероприятия

Финансирование осуществлялось Министерством национальной и территориальной политики РХ в рамках реализации подпрограммы «Укрепление единства российской нации и гармонизация межнациональных отношений в Республике Хакасия» государственной программы Республики Хакасия «Региональная политика Республики Хакасия (2017 - 2021 годы)».

Цена Контракта составляла 50 000,00 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек (см. смету в табл. 1).

Смета мероприятия

№ п/п Наименование Кол-во шт. Цена руб. Сумма руб.

1. Книги 70 373,36 36 135

2. Фоторамка 70 69,42 4 859,4

3. Грамоты 70 9,36 655,2

4. Канцелярия 8 350,4

Итого 50 000

План и его реализация

1. Разработка концепции мероприятия (март 2018 года).

Традиционные «Дни славянской письменности» решено было переименовать, поскольку так же или очень похоже назывались мероприятия, приуроченные к этому празднику, которые организуют другие учреждения (например, «День славянской письменности» в Национальной библиотеке имени Н. Г. Доможакова, «День славянской письменности и культуры» в Доме литераторов Хакасии и др.).

Формат комплекса мероприятий решили обозначить как Республиканский филологический форум (далее -ФФ). Поскольку в названии хотелось отразить теорию и практику, историю и современность, то остановились на следующей формулировке, предложенной председателем оргкомитета, заведующим кафедрой стилистики русского языка и журналистики ХГУ И. В. Пекарской: «Русский язык вчера, сегодня, завтра: от научных исследований к практике эффективной речи».

Сроки проведения: с 15 до 23 мая 2018 года. Хотя День славянской письменности официально отмечается 24 мая, форум нужно было проводить немного раньше, поскольку большая часть участников - школьники, и надо было позаботиться о том, чтобы мероприятия не совпали с экзаменами и Последними звонками в школах.

В программу форума включили следующие мероприятия (подробнее о причинах выбора именно этих мероприятий см. в п.5):

- Конкурс грамотеев (диктант);

- Конкурс ораторов «Заговори, чтоб я тебя услышал... »;

- Научно-практическая конференция школьников и студентов СПО «Актуальные проблемы современной филологии и журналистики»;

- Выставка-конкурс постеров «Русский язык в научном осмыслении: история и современность»;

- Конкурс «Юный журналист» (эссе);

- Круглый стол «Проблемы современной городской номинации: пути целесообразного выбора и формирования языкового вкуса».

В отличие от предыдущих лет, начать форум решили с торжественного открытия, чтобы создать участникам атмосферу настоящего праздника и привлечь к освещению региональные СМИ. Между председателями различных конкурсов было налажено чёткое взаимодействие, что позволило «собрать на одну нитку» все мероприятия форума, концептуально объединить разные мероприятия одной идеей.

2. Поиск партнёров форума (март 2018 года).

К организации и проведению ФФ удалось привлечь:

- Министерство национальной и территориальной политики РХ (финансовая поддержка по гос. контракту);

- Министерство образования и науки РХ (помощь в организации, информационная поддержка);

- Государственный комитет по делам молодёжи РХ (информационная поддержка);

- Управление Федеральной антимонопольной службы по РХ (подготовка материалов для Круглого стола);

- Хакасская республиканская филармония им. В. Г. Чаптыкова («культурная» поддержка - предоставление

призёрам билетов на концерт, посвящённый Дню славянской письменности).

3. Разработка и согласование Положения и информационного письма о мероприятии (вторая половина марта 2018 года).

Положение подписали 30 марта 2018 г. заместитель министра национальной и территориальной политики Республики Хакасия Н. Г. Челтыгмашева, исполняющий обязанности министра образования и науки Республики Хакасия Ю. Г. Сагалаков, проректор по науке и инновациям ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» А. А. Попов.

В Положении регламентировался порядок организации и проведения республиканского форума «Русский язык вчера, сегодня, завтра: от научных исследований к практике эффективной речи», оценки исследовательских и творческих работ, порядок подведения итогов и награждения победителей.

Цель форума - привлечение внимания к проблемам функционирования русского языка, развитие научно-исследовательской деятельности среди молодёжи, поощрение её творческой активности, а также ориентирование будущих абитуриентов к поступлению в ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова».

В форуме могли принять участие жители Республики Хакасия и сопредельных с нею районов Красноярского края, областей и республик Российской Федерации, подавшие заявку об участии.

Одновременно было разработано информационное письмо для рассылок.

4. Распространение информационного письма и анонсов о форуме (апрель - начало мая 2018 года).

Анонсовые пресс-релизы распространялись пресс-службой ХГУ и координатором форума и были размещены в региональных СМИ, информационных агентствах, социальных сетях.

Однако основным каналом привлечения участников стала личная и опосредованная коммуникация с учителями школ. Здесь большую помощь организаторам оказало Министерство образования и науки РХ, сотрудники которого разослали информационное письмо и положение во все школы республики. Также информация передавалась через преподавателей Института филологии и межкультурной коммуникации ХГУ, лично знакомых со многими учителями русского языка и литературы в регионе и на сопредельных территориях.

Результатом проведённой работы стало большое (по меркам региона) количество участников форума - 683 человека.

И если традиционно своих представителей отправляли на конкурсы и Круглый стол учебные заведения Абакана, Черногорска, Саяногорска, Минусинска, Аскизского, Ширинского, Боградского и Алтайского районов, то в 2018 году интерес к форуму проявили Таштыпский, Орджоникидзевский и Бейский районы; таким образом, охваченными оказались вся Хакасия и юг Красноярского края.

5. Проведение форума (15-23 мая 2018 года).

Открытие республиканского филологического форума состоялось 15 мая в Хакасском государственном университете им. Н. Ф. Катанова.

Форум открывали: Андрей Попов, проректор по науке и инновациям ФБГОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова»; Наталья Салата, заместитель министра национальной и территориальной политики РХ; Юрий Сагалаков, заместитель министра образования и науки РХ; Ирина Ауль, уполномоченный по правам ребёнка в РХ; Генрих Фаст, протоиерей Абаканской епархии.

Поскольку мероприятие республиканское и школьникам из отдалённых районов затруднительно выбираться на конкурсы каждый день, самый масштабный по количеству участников Конкурс грамотеев было решено провести в тот же день, что и открытие - 15 мая (PR-тактика «С бала на корабль»).

Конкурс грамотеев, открывающий ФФ, показывал русский язык с привычной всем стороны - умения правильно писать, соблюдая орфографические и пунктуационные правила. Он проводился через месяц после всероссийской акции «Тотальный диктант», но это не ослабило внимания к конкурсу: в нём участвовало 515 человек, в основном школьники и студенты. У «Тотального диктанта» другая целевая аудитория - более взрослые люди (диктант не рассчитан на младших и средних школьников). К написанию диктанта в рамках ФФ удаётся привлекать школьных учителей, которые сопровождают детей на мероприятия. По словам учителей, возможность поменяться с учениками местами и проверить себя «бодрит и освежает», мотивирует на самосовершенствование.

Конкурс ораторов «Заговори, чтоб я тебя услышал...» обращает внимание аудитории на устную речь как первооснову коммуникации. Некоторое время назад, сразу после введения письменного ЕГЭ вместо устных экзаменов по русскому языку и литературе, специалисты отмечали своеобразный «риторический провал»: выпускники не умели говорить (конечно, не в буквальном смысле). А ведь навыки хорошей и правильной речи -важнейшее качество для специалистов многих профессий, да и в обычной жизни всегда пригодятся. Ещё один

момент: темой речей, которые должны были подготовить участники, являлась самопрезентация, то есть рассказ о себе в занимательной форме. Рассказывать про себя не так уж и легко, как признавались наши ораторы, поэтому данный конкурс был для многих прямо-таки выходом из зоны комфорта и преодолением себя. Однако, несмотря на трудности, конкурс очень нравится детям, многие участвуют в нём неоднократно и собираются приезжать ещё.

Научно-практическая конференция школьников и студентов СПО «Актуальные проблемы современной филологии и журналистики» - это мероприятие, конечно, не для многочисленной аудитории, но позволяет привлечь внимание тех, кто потенциально в будущем может стать тем самым «экспертным сообществом» в области лингвистики - учёными и учителями. Здесь мы обращаемся к языку с научной точки зрения.

Выставка-конкурс постеров «Русский язык в научном осмыслении: история и современность» была введена в программу для того, чтобы посмотреть на лингвистику в аспекте изобразительного творчества, совместить искусство и язык.

Конкурс «Юный журналист» не только позволяет школьникам и студентам колледжей реализовать свой потенциал как авторов письменных текстов, но и показывает связь языка с обществом, поскольку журналистика предполагает возможность освещать социальные проблемы с помощью речевых произведений.

Круглый стол «Проблемы современной городской номинации: пути целесообразного выбора и формирования языкового вкуса» позволяет совмещать теорию с практикой, во-первых, привлекая внимание к важнейшей лингвоэкологической проблеме современности - языковому вкусу/безвкусице в области наименований; во-вторых, вызывая интерес у присутствующих настоящими примерами, окружающими участников каждый день, - как удачными, так и неудачными, а подчас просто смешными и даже противозаконными (такие материалы предоставляла Антимонопольная служба региона).

Мероприятия проходили каждый день в соответствии с программой, завершало форум неконкурсное мероприятие - Круглый стол. Это было сделано для того, чтобы организаторы успели подготовить все дипломы и благодарственные письма до награждения (нужно было подписать в двух министерствах и в Хакасском госуниверситете).

Награждение участников состоялось 23 мая 2018 года в ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Победители пяти конкурсов - 65 школьников, студентов, учителей и преподавателей, - были награждены грамотами и памятными подарками - книгами.

Оценка эффективности проекта

На наш взгляд, проект можно считать результативным, поскольку были достигнуты следующие показатели:

1. Изменение концепции и названия события позволило, во-первых, стать непохожими на другие подобные мероприятия, проводящиеся в разных субъектах, во-вторых, более чётко определить формат и суть мероприятия, а также объединить все конкурсы единой идеей.

2. Привлечение партнёров сделало возможным вывести событие на новый уровень, сделать его более масштабным: помогла и информационная поддержка, и организационная, и, разумеется, финансовая. Количество участников было большим - почти 700 человек, призёров во всех конкурсах по всем номинациям было 65 человек. Всем участникам выдали сертификаты, учителям - благодарственные письма, которые они могли использовать при аттестации. Этот факт позволил укрепить сотрудничество между школами республики и главным вузом Хакасии, создать задел на будущее взаимодействие.

3. Форум имел широкое освещение в медиа: было около 40 упоминаний, в том числе сюжеты на республиканском и городском телевидении, материалы на радио и в печатных СМИ, посты в социальных сетях, информация на сайтах. Такой резонанс мог повлиять на людей, которые потенциально станут участниками форума в дальнейшем, а также способствовал привлечению внимания общественности к проблемам функционирования русского языка;

4. Самое главное - мероприятия форума вызвали неподдельный интерес у многих участников к разным аспектам русского языка и его функционирования в речи. Мы получили много положительных отзывов (а иногда и восторженных - от самых эмоциональных участников Конкурса ораторов). Тот факт, что люди хотят и дальше участвовать в подобных мероприятиях, говорит, как нам кажется, об удачном формате республиканского филологического форума.

© Вольф О. А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.