итоге максимальный отклик СМИ в виде различных материалов. Количество присутствующих на конференции представителей средств массовой информации показывает степень влияния филармонии на медиасреду региона, а также уровень профессионализма пресс-секретаря. Например, в преддверии финального концерта 27 сезона «Золотой век оперы» была организована пресс-конференция в редакции республиканской газеты «Хакасия», на которой присутствовали представители трёх телеканалов («РенТВ - Саяны», «ГТРК - Хакасия» и «РТС»), журнала «Территория выбора» и самой газеты «Хакасия». В результате было выпущено три сюжета на телевидении и один материал в газете.
Таким образом, работа пресс-отдела Хакасской республиканской филармонии им. В. Г. Чаптыкова является не только качественной, но и соответствующей требованиям современности. Пресс-секретарь активно использует интернет-ресурсы, чем заметно расширяет потенциальную аудиторию. Контент, который своевременно размещается на платформах сетей, представляется оригинальным и разнообразным. Специалист по связям с общественностью тесно сотрудничает с местными СМИ, это позволяет постоянно поддерживать интерес аудитории к организации. Отдельные недоработки, которые наблюдаются сегодня в сфере связей с общественностью филармонии (например, приостановка работы некоторых разделов в соцсетях, малое количество конкурсов, недостаточное использование средств кросс-промоушена), связаны, на наш взгляд, с ограниченностью ресурсов учреждения и чрезмерной загруженностью специалиста по связям с общественностью, которому приходится в одиночку выполнять широкий круг разнообразных обязанностей.
Библиографический список
1. Вольф, О. А. Специфика взаимодействия молодёжной телепередачи и городского органа самоуправления в области Public Relations / О. А. Вольф, Е. Ю. Шарапова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. - 2015. - Вып. 11. - С. 38-42.
2. Ворошилов, В. В. Современная пресс-служба: учебник / В. В. Ворошилов. - М.: КНОРУС, 2009. - 224 с.
3. Бурова, Ю. Е. Функциональные особенности современной пресс-службы / Ю. Е. Бурова // Гуманитарный вектор. - 2012. - № 2 (30). -С. 232-238.
4. Кочеткова, А. В. Современная пресс-служба / А. В. Кочеткова, А. С. Тарасов. - М.: Эксмо, 2009. - 269 с.
5. Жорова, Ю. В. Система организации современной пресс-службы в России / Ю. В. Жорова // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2012. - № 4. - С. 116-119.
6. Беседа автора статьи с Д. В. Тарасовым, солистом Хакасской республиканской филармонии им. В. Г. Чаптыкова, записанная 13.03.2016 в г. Абакане.
7. Интернет-технологии в связях с общественностью : учеб. пособие / И. А. Быков, Д. А. Мажоров, П. А. Слуцкий, О. Г. Филатова; отв. ред. И. А. Быков, О. Г. Филатова. - СПб.: Роза мира, 2010. - 275 с.
8. Три типа конкурсов ВКонтакте // Сайт «Socialair.ru». - URL: http://socialair.ru/articles/3-types-of-competition-vkontakte/ (дата обращения: 20.03.2016).
9. Социальные сети и бизнес + отчёт // Сайт «Master-css». - URL: http://master-css.com/page/socbiz (дата обращения: 20.03.2016). © Кудрина И. В., 2016
УДК 82-92:159.9
ЖАНРЫ ПУБЛИКАЦИЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ В ЖУРНАЛАХ «ДОМАШНИЙ ОЧАГ» И «COSMOPOLITAN»
В. М. Мальцева
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассматриваются жанры публикаций психологической тематики в глянцевых журналах «Домашний очаг» и «Cosmopolitan». Материалы анализируются с точки зрения традиционных подходов к классификации жанров средств массовой информации и с позиций теории речевых жанров. С учётом критериев речевых жанров, предложенных Т. В. Шмелёвой, применительно к публикациям на психологические темы появляется возможность выделения новых речевых жанров, характерных для глянцевых журналов, и описания их типологических особенностей.
Ключевые слова: глянцевый журнал, жанр, речевой жанр, психологические советы, правила, рекомендации, сценарии, тесты, рассуждения, задачи.
Современное информационное поле невозможно представить без глянцевых журналов, которые стали одним из обязательных атрибутов современной жизни и отражают так называемые её «гламурные» стандарты. Гламур, по замечанию исследователя А. Ю. Маевской, «внедряется в повседневность, мораль, искусство, развивает новые формы коммуникативности и оказывает влияние на стиль жизни» [1, с. 80-81]. Публикации глянцевых журналов способствуют возможности читателей находить общий язык, иметь одинаковое мнение, устанавливать однотипность суждений по тем или иным вопросам. «Глянцевый» образ жизни находит отражение и в материалах на психологические темы, которые публикуются в подобных изданиях. Формы, содержание и языковые особенности этих публикаций не всегда укладываются в существующие жанры. Цель нашей статьи -описать жанры публикаций на психологические темы в глянцевых журналах «Домашний очаг» и «Cosmopolitan».
В реальной жизни, пишет Н. Н. Ежова, «деятельность психолога-практика протекает в трёх основных направлениях: он диагностирует, консультирует и ведёт тренинговую работу. В процессе психодиагностики психолог измеряет индивидуальные психологические особенности личности и сообщает клиенту достоверную информацию в приемлемой для него форме; с помощью психологического консультирования психолог оказывает помощь в разрешении личностных проблем, в принятии решений относительно профессиональной карьеры,
брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений; тренинги помогают участникам группы стать самими собой, решить свои внутренние проблемы, расширить представления о мире и о себе...» [2, с. 7]. Главные требования к работе практического психолога - не давать советов, не предлагать свои услуги, делать выводы и выбирать методы работы, не противоречащие научным данным [2, с. 9-11].
Работа психолога в глянцевых журналах отличается от деятельности психолога-практика. Это находит отражение в публикации материалов на психологические темы, которые осуществляются в разных жанрах. В традиционном понимании журналистский жанр - это «специфический тип общения, представляющий собой некую конвенцию с аудиторией, согласно которой осуществляется коммуникация» [3, с. 239]. Жанрообразующими, в соответствии с функциональным подходом к классификации жанров [см. 4, с. 241-250], являются три признака: предмет, метод и функция. Под предметом имеется в виду ответ на вопрос «Что отображается?», под методом - «Как?», под функцией - «С какой целью?» [5, с. 6]. В публикациях на психологические темы в роли предмета выступает человек, его психические и эмоциональные состояния; методом является описание людей в различных жизненных ситуациях, часто - драматических; функцией является предоставление информации, зачастую -специальной, эмоциональный отклик, сопереживание.
Несмотря на то, что в жанрах, в которых публикуются материалы на психологические темы, можно увидеть жанрообразующие признаки, сами жанры публикаций не укладываются в существующие схемы, так как в женских журналах наблюдается гибридизация жанров [6, с. 13]. Поэтому жанры женских журналов целесообразно рассматривать не с точки зрения традиционных подходов к типологии газетно-журнальных жанров, а с позиций теории речевых жанров, идущей от М. М. Бахтина, который речевым жанром называл «относительно устойчивые типы высказываний» [7, с. 159], и получившей дальнейшее развитие в работах Т. В. Шмелёвой [8], Л. Р. Дускаевой [9], З. С. Смелковой [10], В. В. Дементьева [11], А. Г. Шилиной [6] и др. В частности, Т. В. Шмелёва для характеристики речевых жанров предлагает использовать анкету речевого жанра, которая включает семь пунктов: 1) коммуникативная цель жанра; 2) образ автора; 3) образ адресата; 4) диктум, или событийное содержание; 5) фактор коммуникативного прошлого; 6) фактор коммуникативного будущего, 7) языковое воплощение [8, с. 91-97].
Подобный подход делает возможным выделение в глянцевых женских журналах таких жанров публикаций психологического характера, как совет, правила, рекомендации, задачи, тесты, сценарий действия, рассуждение. Одни из этих жанров (совет, тест) к настоящему времени уже достаточно изучены и описаны исследователями [12; 13; 14; 4], другие же (правила, рекомендации, задачи, сценарий действия, рассуждения) в качестве жанров пока даже не рассматривались, хотя вопрос о публикациях материалов психологической направленности в СМИ уже возникал. Например, один из специалистов-психологов считает, что основными вариантами выступлений психологов в средствах массовой информации могут быть: 1) постоянные рубрики; 2) мнения; 3) комментарии по письму читателей; 4) проблемные выступления; 5) отдельные разобщённые публикации; 6) «запросная» тематика; 7) хроника психологической службы; 8) реклама, краткая информация и объявления. Вариантами взаимодействия специалистов со СМИ, по мнению того же специалиста, являются интервью, комментарий по письму читателей или к материалу корреспондента, самостоятельные статьи [15, с. 9-11]. На наш взгляд, в перечне вариантов выступлений психологов в СМИ смешиваются понятия разного плана: рубрики -названия разделов периодического издания, тематика - содержание публикации, публикации - общее наименование формы представления материалов; мнения, выступления, хроника, комментарии, реклама - жанры публикаций. В перечне вариантов взаимодействия специалистов со СМИ представлен перечень жанров публикаций психологического характера: интервью, комментарий, статья. Однако набор жанров публикуемых материалов на психологические темы в глянцевых журналах, по нашим наблюдениям, отличается от вышеперечисленных.
Имеющиеся в нашем распоряжении публикации материалов психологического характера из журналов «Cosmopolitan» и «Домашний очаг» за 2013-2016 гг. (112 публикаций)1 написаны в речевых жанрах правила, рекомендации, советы, тесты, задачи, сценарий действия, рассуждение. Эти материалы оформляются по-разному и публикуются в постоянных рубриках: в журнале «Домашний очаг» - это «Семья и отношения», «Здоровье и фитнес», «Мода и красота»; в «Cosmopolitan» - «Только ты», «Любовь и секс», «Карьера и деньги», мнение или комментарии по письму читателей.
Приведём примеры публикации материалов психологического характера в отмеченных жанрах и попытаемся выделить жанрообразующие признаки в соответствии с типологической классификацией, предложенной М. Н. Кимом [4, с. 243-250]. Самыми изученными являются жанры совет и тест, поэтому вначале проанализируем особенности представления этих жанров в женских глянцевых журналах.
Жанр совет. Предметом отображения публикаций в жанре совета является мнение специалиста-психолога, функцией - предоставление читательницам информации, а методом - интервью, опрос или выступление. В предмете изображения находит отражение одно из значений слова совет, зафиксированное в толковых словарях: «наставление, указание, как поступить» [16, с. 605]. В современных словарях и справочниках по психологии термин совет отсутствует, так как иначе нарушалось бы основное требование к работе практического психолога: «не давать советов, не предлагать свои услуги, делать выводы и выбирать методы работы, не проти-
1 Примеры взяты из выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) Н. Д. Русман «Формально-содержательные особенности материалов психологического характера в журнальной публицистике (на материале журналов «Домашний очаг» и «Cosmopolitan»)», которая хранится в архиве кафедры стилистики русского языка и журналистики ХГУ им. Н. Ф. Катанова.
воречащие научным данным» [2, с. 9-11]. Только в «Словаре терминов по психологическому консультированию», размещённому на сайте http://vocabulary.ru/dictionary/872/word/zhiteiskii-sovet, есть толкование терминологического сочетания житейский совет: «рекомендация, даваемая человеку не на научной основе, а на базе накопленного жизненного опыта или так называемого здравого смысла». Несмотря на отсутствие понятия «совет» в психологии, женские глянцевые журналы изобилуют советами психологов: Счастье в браке — устаревшие советы.
1. Для мужа всегда нужно быть красавицей. Быть красавицей — прекрасно, если повезло ею родиться. А если нет, что на самом деле означает эта фраза? Что мы зарабатываем себе невроз, не имея ни малейшей возможности расслабиться. Ты превращаешься в выставочный образец — ты обязана прекрасно выглядеть 24 часа в сутки, 7 дней в неделю... 2. Больная ты никому не нужна. Неизвестно, зачем некоторые матери вкладывают в головы дочерям такую мысль, потому что вот это действительно страшно... 3. Нельзя отказывать мужу в сексе. Вдумайся в то, как это звучит. Предполагается, что секс нужен только мужчине. Ты не можешь хотеть секса, ты не можешь его «взять». Ты можешь только «дать» — ну или не дать, отказать. Но отказывать нехорошо... (Сosmopolitan, 2015, сентябрь, с. 134); Семейная консультация.
Вашей дочери психологически опаснее быть в столь тесных отношениях с мамой, чем привыкнуть к тому, что мама ей не принадлежит целиком. Так что появление мужчины в доме — это весьма неплохо. Но и ваши опасения о совместном проживании молодой девушки и молодого мужчины вполне понятны. За этим скрыто огромное недоверие к будущему партнёру. Подумайте, либо вы наслушались советов «кумушек», либо вас что-то настораживает. Про «кумушек» и говорить нечего, а если и правда есть сомнения, то стоит подождать и убедиться в том, что вы «дуете на воду (Домашний очаг, 2016, февраль, с. 100).
Советы в глянцевых журналах даются психологами чаще всего по поводу отношений в семье с мужем или детьми или поведения читательниц в отношениях с их молодыми людьми, поэтому они нередко оформляются, по нашим наблюдениям, как алгоритм неких действий, которым должны следовать читательницы, чтобы избежать нежелательных результатов в отношениях с мужем, другом или детьми. В советах выбирается доверительный тон, который создаётся за счёт использования глаголов второго лица единственного числа и местоимения ты (журнал «Cosmopolitan») или слов и выражений разговорного характера типа кумушки, дуть на воду (журнал «Домашний очаг»).
Жанр тест. Очень модными в настоящее время в женских глянцевых журналах, как и в психологии в целом, являются всевозможные проверки с помощью тестов. Предметом изображения в жанре «тест» выступает наблюдение за психологическим состоянием человека с помощью специальных методик; функция в этом случае сводится, по нашему мнению, к оценке; методом работы с информацией будет экспертный комментарий, анализ количественных и качественных данных. В толковых словарях тест объясняется как «задания стандартной формы, по результатам выполнения которых можно судить о психофизиологических и личностных характеристиках, а также о знаниях, умениях, навыках испытуемого» [17, с. 605]. В психологии под тестом подразумевается «система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние определённого психологического качества или свойства отдельного индивида - объекта наблюдения» [18, с. 834]. А. Г. Шилина считает жанр тест в женском журнале уникальным [6]. Рассмотрим один из тестов из глянцевых журналов и его оценку:
Знаете ли вы своего мужа? Почему он что-то скрывает от меня. Пройдите тест и узнайте, насколько правильно вы понимаете своего мужчину. Знаете ли вы, что нужно вашему мужчине. Необходимо ответить на все вопросы.
1. Приглашая на ужин друзей, вы... готовите любимое блюдо своего мужчины; надеваете то, что ему больше всего нравится;
целый вечер развлекаете всю компанию, чтобы мужчине было интересно; обязательно хвалите мужа при всех: «Смотрите, какой чудесный шкаф он сделал сам!».
2. У вашего мужчины день рождения. Вы подарите ему... билеты на концерт его любимого музыканта;
три новые рубашки — они ему очень нужны;
новую, удобную дрель — вы знаете, что он давно на неё поглядывал; закажете столик на двоих в хорошем романтичном ресторане. <... >
8. Вечером, перед тем как заснуть, вы... спрашиваете у мужа, удобно ли ему;
напоминаете супругу о том, что необходимо сделать завтра; чмокаете в нос и желаете спокойной ночи;
обнимаете его: вы всегда засыпаете, прижавшись, друг к другу. Результат теста: Знаете ли вы, что нужно вашему мужчине.
Что вы даёте мужчине. Вы не просто жена, а возлюбленная. Рядом с вами он чувствует себя желанным, привлекательным, сексуальным. Ваши прикосновения делают его счастливейшим из смертных.
Чего ему недостает. Конечно, физическая близость очень важна, но секс — не единственная составляющая брака. И даже самому страстному мужчине иногда хочется просто поговорить по душам.
Как стать ещё ближе. Будьте близки не только физически, но и эмоционально и интеллектуально. Интересуйтесь тем, что происходит в жизни мужчины, говорите с ним, выслушивайте его. И, конечно, не забывайте делиться собственными переживаниями (Домашний очаг, 2014, январь, с. 87).
В тестах, как и в советах, тоже выбирается доверительный тон, но если оценивать содержание этого теста с научной точки зрения, то, по нашему мнению, он не отвечает требованиям валидности, то есть показателю качества, точности исследуемого свойства. Вызывает вопросы и нарекания и адекватность интерпретации тестовых результатов.
Жанр правила. В психологии понятие правила в терминологическом значении не употребляется. В лингвистических словарях фиксируется несколько значений у слова правило, из которых для нас представляет интерес следующее толкование: «образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка» [16, с. 467]. Для жанра правила предметом отображения является ситуация поведения, целевой функцией выступает ориентирование в ситуации, событиях, явлениях, а методом работы с информацией будет обобщение и анализ ситуации. Исходя из значения слова, извлечённого из лингвистических источников и типологических признаков жанра, можно предложить следующее определение жанра правила: это публикация в виде описания неких условий и норм поведения, которые должны последовательно исполняться участниками данной ситуации. Приведём примеры публикаций психологического характера в рассматриваемом жанре:
Простые правила. Запомни некоторые вещи, которые помогут тебе стать счастливой:
Причина неудач прячется в твоём зеркале.
Причина успехов прячется в твоём зеркале.
Действия приводят к результату.
Результат, который ты получила, показывает, чего ты хочешь.
Забудь слово «завтра».
Будь счастливой. Это возможно только в настоящем (Cosmopolitan, 2014, февраль, с. 186).
Искусство жить в настоящем. Как перестать тратить силы и энергию на то, чтобы перебирать в памяти прошлое и жалеть о нём, или беспокоиться о том, что ещё не произошло? Как научиться полноценно жить в своём настоящем и наслаждаться им? 30 простых советов (Домашний очаг, 2016, февраль, с. 82-85).
Итогом несоблюдения правил или их нарушения может быть какое-либо наказание, однако в глянцевых женских журналах правила даются в виде перечисления определённых действий без описания последствий отклонения от правил или их нарушения, то есть правила, несмотря на своё предназначение, оставляют за читательницами свободу действий.
Жанр рекомендации. Предметом публикации в жанре рекомендаций в глянцевых женских журналах выступают ситуации. Целевая функция таких публикаций - речевое предписание, совет; метод работы с информацией - анализ. Рекомендация в «Словаре русского языка» объясняется как «благоприятный отзыв о ком-чём-нибудь», а также с пометой «устаревшее» приводится ещё одно толкование: «совет, пожелание» [16, с. 551]. В психологии рекомендация объясняется как «речевое предписание (устное или письменное) возможного, желательного или даже обязательного (как надо), а также нежелательного (как не надо) способа обращения с некоторым человеком (в т. ч. и самим собой). Психологическая рекомендация - это научно обоснованный совет психолога какому-либо человеку, обратившемуся к нему за помощью. По содержанию и сущности рекомендация соответствует таким умственным действиям как целеполагание, анализ, планирование и рефлексия, а также предстоящим способам общения с соответствующим человеком» [19].
Жанр рекомендации можно определить как изложение советов психолога какому-либо человеку. В глянцевых женских журналах публикации в жанре рекомендаций весьма частотны, но из них нельзя извлечь научно обоснованных советов: по сути это обычные советы для читательниц или некий алгоритм действий для них. Например, в рекомендациях, опубликованных в рубрике «Дом. Интерьер» в журнале «Домашний очаг» (2016, февраль, с. 116-119), представлены:
1) заголовок: Уборка, которая навсегда изменит вашу жизнь!;
2) лид: Книга японского эксперта Мари Кондо «Магическая уборка» уже стала бестселлером во многих странах. Метод основан на необычном подходе: «убрать однажды — и больше никакого беспорядка». Если вы думаете, что это невозможно, то стоит попробовать... ;
3) собственно рекомендации: 1. Избавьтесь от ненужного одним махом. Процесс уборки подразумевает решение всего двух задач: выбрасывание ненужного и принятие решения о том, где хранить вещи. Выбрасывание должно стоять на первом месте! и т. д.
Предложено всего 14 рекомендаций, в которых психолог рассказывает (= рекомендует), как правильно проводить уборку квартиры, обосновывая каждое действие кратким разбором ситуации. У рекомендаций нет конкретного адресата, ими может воспользоваться (или не воспользоваться) любая читательница.
Жанр сценарий. В психологии сценарий определяется как «интернализованное представление, или «история» о том, что обычно происходит в конкретной ситуации» [20, с. 321]. Сценарий в представлении обывателя, если он не связан с кино или театром, - это «система предположений о течении изучаемого процесса, на основе которой разрабатывается один из возможных вариантов прогноза» [21, с. 1169]. В сценарии как жанре глянцевых журналов предметом изображения является ситуация, функцией - ориентирование в событиях или явлениях, методом - анализ, разбор конкретной ситуации. Приведём примеры психологических сценариев из журналов:
Даем установку: как поднять самооценку».
Нет уверенности, что ты хороша? Дело не во внешности, а в том, что именно ты привыкла о себе думать и говорить. Психолог Анна Баранова выявляет вредные для самооценки фразы и предлагает им полезную замену. Установка № 1. Ты думаешь: «Всё не так, потому что я недостаточно красива и сексуальна». Вместо этого скажи: «Моё тело прекрасно просто потому, что я женщина. Оно привлекательно для мужчин, и я люблю его хотя бы за то, что оно у меня одно-единственное». Установка № 2. Ты думаешь: «Уменя ничего не получится. Даже если попробую, никогда не смогу». Вместо этого скажи: «На самом деле вокруг меня полно возможностей, надо только понять, как их использовать. Я обязательно справлюсь, потому что верю в себя!» Установка № 3. Ты думаешь: «Я недостойна того, чтобы ко мне хорошо относились». Вместо этого скажи: «Я рождена, чтобы быть счастливой и любимой. Я заслуживаю всего самого лучшего и притягиваю к себе внимание и заботу окружающих... » (Cosmopolitan, 2015 апрель, с. 134).
Сценарий, таким образом, предлагает некий алгоритм действий, но выбор остаётся за самими читательницами глянца.
Жанр задача. Под задачей понимается «то, что требует исполнения, разрешения, либо упражнение, которое выполняется, решается посредством умозаключения, вычисления и т. п.» [16, с. 165]. В психологии задача -этап в достижении цели, совокупность всех необходимых действий для достижения цели. Задача - это способ описания жизненных трудностей или освоения возможностей, характерный для деятельной личности, успешного человека [22]. Задача как жанр глянцевого журнала предполагает в качестве предмета изображения ситуацию; целевая функция задачи - поиск решения, выхода из ситуации; методом работы с информацией в публикациях данного жанра является разбор, анализ конкретной ситуации.
Например, читательницам, задача которых - поймать удачу, предлагается следующее решение: Найдите новый маршрут. Попробуйте метод для общения с незнакомцем, который называется «Красный вызов». Ваша задача — в течение 24 часов завести беседу с кем-то, кто одет в красное. Спросите: где же я найду такого человека? Проще простого: отправляйтесь на работу по новому маршруту или на шопинг в другой магазин. А главное, не проглядите то, что социологи называют «слабыми узами»: одноклассники и друзья из детства, за которыми вы следите в «Фейсбуке», или любитель латте в соседнем от офиса кафе. Люди на периферии вашей повседневной жизни могут обладать большим потенциалом: «Я знаю кого-то, кому вы можете пригодиться». Общение с ними может обернуться для вас неожиданными и удивительными переменами. Расширьте вашу социальную сеть и увеличьте шанс поймать удачу (Домашний очаг, 2014, май, с. 112).
В приведённом тексте ставятся вопросы, на которые тут же предлагаются конкретные ответы, которые помогут разрешить непростую, на взгляд читательниц, ситуацию, то есть предлагается решение задачи.
Жанр рассуждение. Под рассуждением понимается «умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме» [16, с. 542]. Психологами рассуждением трактуется как «мыслительный процесс, направленный на обоснование какого-либо положения или получение нового вывода из нескольких посылок. Мышление принимает форму рассуждения обычно в тех случаях, когда нужно узнать что-то новое, анализируя уже известные факты или положения, а также тогда, когда истинность какого-либо суждения вызывает сомнения и требуется подтверждение, доказательство или опровержение этого суждения» [22]. В специальной литературе рассуждение обычно рассматривается как «функционально-смысловой тип речи с обобщённым причинно-следственным значением, опирающимся на умозаключение» [23, с. 179]. Нами же рассуждения, извлечённые из исследуемых журналов, рассматриваются не только как функционально-смысловой тип текста, но и как жанр представления материалов психологического характера именно в женских глянцевых журналах.
Предметом изображения в жанре рассуждение выступает суждение, функцией - убеждение в чём-либо, закрепление мнения по какому-либо вопросу, а методом работы с информацией является аргументация.
В качестве примера рассуждения из анализируемых изданий приведём следующий текст: 5 причин не стыдиться своей работы. Тебе нужны деньги. Тебе нужны деньги, и ты их зарабатываешь. Как — твоё личное дело. Знакомых не должно забавлять, что ты устроилась официанткой или кассиром, если их в престижную организацию привели чуть ли не за руку. Ричард Боллс, автор нескольких книг о поиске призвания, в своём бестселлере «Какого цвета ваш парашют?» пишет о такой вынужденной работе: «Возможно, вы её ненавидите, но она приносит столь необходимые деньги». Ты приносишь реальную пользу. Моральное удовлетворение положительно влияет на самооценку. Даже труд на добровольной основе может стать ярким впечатлением и обогатить твою копилку умений. Но так происходит только при условии, что ты выполняешь свои обязанности на совесть. Крутить салфетки, обновлять базы данных, оформлять корреспонденцию или варить кофе — этим тоже кто-то должен заниматься. И да, даже такую рутинную работу можно делать как хорошо, так и спустя рукава («Cosmopolitan», 2014, июль, с. 132).
В данном тексте есть тезис (5 причин не стыдиться своей работы. Тебе нужны деньги), аргументы (Тебе нужны деньги, и ты их зарабатываешь... Но так происходит только при условии, что ты выполняешь свои обязанности на совесть) и вывод (Крутить салфетки, обновлять базы данных, оформлять корреспонденцию или варить кофе — этим тоже кто-то должен заниматься. И да, даже такую рутинную работу можно делать как хорошо, так и спустя рукава), то есть текст построен как типичное рассуждение.
Анализ публикаций материалов психологического характера в женских глянцевых журналах «Домашний очаг» и «Cosmopolitan» показал, что формы их подачи не укладываются в систему традиционных жанров средств массовой информации, поэтому с учётом теории речевых жанров нами выделены следующие жанры
публикаций материалов на психологические темы: совет, тест, правила, рекомендации, задачи, сценарии, рассуждения. Частотность использования жанров представлена в нижеприведённой таблице.
Таблица
Жанры публикаций материалов психологического характера в журналах «Домашний очаг» и «Cosmopolitan»
Жанры публикаций Название журнала
«Домашний очаг» «Cosmopolitan»
Правила 3,7 % 9,8 %
Рекомендации 29,6 % 23,5 %
Советы 14,8 %) 19,6 %
Тесты 11,2 % 1,9 %
Задачи 7,4 % 5,9 %
Сценарий действий 33,3 % 35,4 %
Рассуждения - 3,9 %
Наиболее употребительными и частотными в журналах «Домашний очаг» и «Cosmopolitan» являются жанры сценариев, рекомендаций и советов; малоупотребительными в первом журнале являются публикации в жанре правила, во втором - в жанрах рассуждение и тест. В журнале «Домашний очаг», по нашим материалам, жанр рассуждение не представлен совсем.
Наша попытка выявить место выделенных жанров: задач, правил, рассуждений, рекомендаций, советов, сценариев, тестов - в типологической структуре жанров журналистики [4, с. 241-250] показала, что по предмету отображения их можно квалифицировать как информационные, однако по целевой функции и методам работы с информацией они не всегда соотносятся с информационными жанрами, по данным параметрам часть из них (рассуждение, задачи, сценарии) можно отнести к аналитическим жанрам.
В соответствии с типологией речевых жанров, предложенной Т. В. Шмелёвой, выделенные нами жанры сочетают черты информативных, императивных и этикетных жанров, так как предполагают различные операции с информацией. либо вызывают осуществление / неосуществление событий, либо изменяют самочувствие участников общения, соотнося их поступки, качества и все другие манифестации с принятой в данном обществе шкалой ценностей [8, с. 91-92]. Всё это даёт нам основание подтвердить выводы А. Г. Шилиной [6] о гибридизации жанров.
Во всех выделенных по результатам исследования жанрах присутствуют как образ автора, так и образ адресата. Автор выступает как советчик, лидер, который побуждает к действию, либо автор является исполнителем действия. Образ адресата задаётся политикой журнала: это девушка или женщина, которая принимает информацию к сведению, либо реализует полученную информацию, либо наблюдает за действиями.
Если обратимся к событийному содержанию публикаций психологической направленности, то увидим, что по данному параметру выделенные нами жанры относятся к событийным, монособытийным, так как в каждой публикации рассматривается только одна тема.
В жанрах публикаций психологического характера просматриваются факторы коммуникативного прошлого и коммуникативного будущего. В соответствии с критерием коммуникативное прошлое выделенные нами жанры относятся к реактивным - по терминологии Т. В. Шмелёвой [1997, с. 94], так как представленные в публикациях материалы являются откликом, ответом на предыдущий вопрос, событие или ситуацию. Коммуникативное будущее, по нашим наблюдениям, представляет собой проявление реакций на событие или ситуацию: это советы психолога, задачи, которые он предлагает решить для поиска выхода из ситуации, рассуждение о том, что делать в сложившейся ситуации и т. д.
С точки зрения языкового воплощения, жанры психологической тематики, по нашим наблюдениям, имеют определённые языковые особенности. Для советов, рекомендаций, рассуждений характерна минимальность словесного воплощения, то есть эти речевые жанры представляют небольшие по объёму публикации. Задачи, тесты, правила, сценарии могут быть в воплощении как минимальными, так и максимальными по объёму.
Нередко в публикации используется метакомпонент, указывающий на речевой жанр: «30 простых советов», «Счастье в браке - устаревшие советы», «Ваша задача - в течение 24 часов завести беседу с кем-то»; «Простые правила. Запомни некоторые вещи, которые помогут тебе стать счастливой»; «Пройдите тест и узнайте, насколько правильно вы понимаете своего мужчину».
Новые речевые жанры публикаций на психологические темы нередко строятся по модели диалога, поэтому одной из характерных черт оформления материалов является использование такого приёма, как вопросно-ответный ход. Это стало возможным потому, что в публицистике в рамках диалогизации монологической речи использование приёма вопросно-ответный ход становится тенденцией. «Суть этого приёма состоит в том, что в монологический текст вводится характерная для диалога вопросно-ответная конструкция (вопрос-ответ) или её фрагмент. Это облегчает и активизирует восприятие речи слушателем (читателем), придаёт речи (тексту) оттенок непринуждённости, разговорности, интимности» [24, с. 162].
Среди других отличительных особенностей, характерных текстам выделенных жанров, нами отмечаются такие, как имитация устного общения, употребление местоимения «ты» вместо «вы» для создания дружеской обстановки, использование глаголов в форме повелительного наклонения (не останавливайтесь, избавьтесь, решайте; выбирай, сходи, начинай), преобладание простых предложений над сложными, применение вопроси-
тельных и восклицательных предложений, функционирование изобразительно-выразительных средств - эпитетов, метафор, риторических вопросов и пр.
Новые речевые жанры в глянцевых женских журналах, по нашему мнению, возникают потому, что данные формы подачи материала являются наиболее доступными и понятными для читательской аудитории журналов, легко воспринимаются читательницами и находят у них эмоциональный отклик, а значит, могут использоваться для изменения сложившихся ситуаций, будь то взаимоотношения с противоположным полом или с собственными детьми. В основе выделенных нами речевых жанров публикаций материалов психологического характера в исследуемых глянцевых журналах фактически нередко лежит совет психолога. В научных или научно-популярных журналах по психологии публикации чаще всего встречаются в форме описания теоретических и практических исследований, проблемных очерков, однако подобное оформление даже полезных материалов, по нашему мнению, не привлекло бы внимания контингента читателей глянцевых журналов, статьи были бы проигнорированы читательницами. Это привело к «упрощённым» формам подачи материалов психологического характера в глянцевых журналах и появлению новых речевых жанров, что мы и наблюдаем в исследуемых периодических изданиях «Домашний очаг» и «Cosmopolitan». В дальнейшем возможно изучение стилеобразую-щих характеристик и языковых особенностей каждого выделенного нами нового речевого жанра.
Библиографический список
1. Маевская, А. Ю. Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика): дис. ...канд. филол. наук / А. Ю. Маевская. - СПб., 2015. - 218 с.
2. Ежова, Н. Н. Краткий справочник практического психолога. - Изд. 2-е / Н. Н. Ежова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2014. - 318 с.
3. Мельник, Г. С. Деловая журналистика: учеб. пособие / Г. С. Мельник, С. М. Виноградова. - СПб.: Питер, 2010. - 304 с.
4. Ким, М. Н. Основы творческой деятельности журналиста: учебник / М. Н. Ким. - СПб.: Питер, 2011. - 400 с.
5. Колесниченко, А. В. Практическая журналистика: учеб. пособие / А. В. Колесниченко. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. - 192 с.
6. Шилина, А. Г. Жанрово-коммуникативные характеристики гендерно ориентированных журналов в лингвосинергетическом аспекте (на материале женских русскоязычных журналов Украины): автореф. ... д-ра филол. наук / А. Г. Шилина. - Киев, 2013. - URL: http://uapryal.com.ua/wp-content/uploads/2013/11/Titul-avtoreferat-; http://jfspbu.m/upload/files/file_1382213537_0238.pdfSHilina-A.G..pdf (дата обращения: 25.09.2015).
7. Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин // Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 5. Работы 1940-х - начала 1960-х годов. - М.: Русские словари, 1997. - С. 159-206.
8. Шмелёва, Т. В. Модель речевого жанра / Т. В. Шмелёва // Жанры речи. Вып. 1. - Саратов: Изд-во Государственного учебно-научного центра «Колледж», 1997. - С. 88-98.
9. Дускаева, Л. Р. Диалогичность современных газетных текстов в аспекте речевых жанров / Л. Р. Дускаева. - Пермь: Изд-во Пермского университета, 2004. - 112 с.
10. Смелкова, З. С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. - Изд. 6-е / З. С. Смелкова, Л. В. Ассуирова, М. Р. Савова, О. А. Сальникова. - М.: Флинта; Наука, 2009. - 320 с.
11. Дементьев, В. В. Изучение речевых жанров. Обзор работ в современной русистике / В. В. Дементьев // Вопросы языкознания. - 1997. -№ 1. - С. 109-121.
12. Шилина, А. Г. Лексические особенности жанра совет психолога (на материале русскоязычных женских и мужских журналов в Украине) / А. Г. Шилина // Учёные записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». - 2010. - Т. 23 (62), № 2. - Ч. 2. - С. 631-634.
13. Шилина, А. Г. Лингвистическое и паралингвистическое оформление жанра тест в русскоязычном женском журнале Украины /
A. Г. Шилина // Система i структура схщнослов'янськихмов: До 175^ччя НПУ iм. М. П. Драгоманова: зб. наук. праць / Редкол.
B. I. Гончаров (вщп. ред.) та ш. - К.: «ОсвгтаУкраши», 2010а. - С. 226-230.
14. Бондаренко, Л. И. Стиль как средство реализации авторского замысла в жанре «совет» / Л. И. Бондаренко // Теория и технология иноязычного образования: Материалы V Международной научно-практической конференции. - КПУ им. П. Драгоманова. Серш № 9. Сучасш тенденци розвитку мов. - Вип. 6. - 2011. - С. 27-31.
15. Чупров, Л. Ф. Психологическое просвещение: общие положения и опыт работы черногорской психологической службы с родительскими запросами в СМИ / Л. Ф. Чупров // URL: http://psypress.ru/articles/d17353.shtml (дата обращения: 14.02.2016).
16. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.: Русский язык, 1988. - 750 с.
17. Современный словарь иностранных слов: около 20000 слов. - М.: Русский язык, 1992. - 740 с.
18. Словарь психолога-практика / сост. С. Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Харвест, 2003. - 976 с.
19. Психология общения: Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. - URL: http://vocabulary.ru/dictionary/1095/word/psihologicheskaja-rekomendacija (дата обращения: 15.01.2016).
20. Корруэлл, М. Психология. А-Я: словарь-справочник; пер. с англ. К. С. Ткаченко / М. Корруэлл. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 448 с.
21. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 1456 с.
22. ПСИХОЛОГОС. Энциклопедия практической психологии. - URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/ (дата обращения: 10.09.2015).
23. Тумина, Л. Е. Рассуждение / Л. Е. Тумина // Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. - Изд. 2-е, испр. и доп. / под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. - М.: Флинта: Наука, 1998. - С. 179-181.
24. Сковородников, А. П. Вопросно-ответный ход / А. П. Сковородников // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник; под общ. рук. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева. - М.: Флинта: Наука, 2003. - С. 112-114.
Список источников текстов
1. Cosmopolitan, 2014, февраль
2. Cosmopolitan, 2014, июль
3. Cosmopolitan, 2015, апрель
4. Cosmopolitan, 2015, сентябрь
5. Домашний очаг, 2014, январь
6. Домашний очаг, 2014, май
7. Домашний очаг, 2016, февраль
© Мальцева В. М., 2016