Научная статья на тему 'Тенденции развития региональной журналистики. Глянцевые издания. "Байрта Life"'

Тенденции развития региональной журналистики. Глянцевые издания. "Байрта Life" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
716
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ / КАЛМЫКИЯ / ГЛЯНЦЕВЫЙ ЖУРНАЛ / "БАЙРТА LIFE" / МАСС-МЕДИА / REGIONAL PERIODICALS / KALMYKIA / A GLOSSY JOURNAL / "BAIRTA LIFE" / MASS-MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дякиева Балджя Батнасуновна, Овшинов Алексей Николаевич, Усалко Олег Владимирович

В статье исследуются тенденции развития современной печати Калмыкии. Анализируется сегмент региональных периодических изданий, представленный калмыцким журналом «Байрта LIFE». Рассматривается вопрос о специфике местного глянцевого издания данного типа, изучается тематическое содержание журнала. Обобщается опыт издания глянцевого журнала регионального масштаба и предлагается успешная модель журналистского компонента регионального глянцевого издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TENTENDENCY IN THE DEVELOPMENT OF REGIONAL JORNALISM. GLOSSYJOURNALS. "BAIRTA LIFE"

The article analyses the tendency in the development of modern publishing industry in Kalmykia. The authors describe a section of regional periodicals represented by the Kalmyk journal ";Bairta LIFE." The scientists give a review of special topics covered by the journal. There is a description of publications in glossy journal having a regional circulation. The authors offer a successful model of journalist component of a regional glossy journal.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития региональной журналистики. Глянцевые издания. "Байрта Life"»

УДК 070 (091) ББК 76.003

Б.Б. Дякиева, А.Н. Овшинов, О.Н. Усалко

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ.

ГЛЯНЦЕВЫЕ ИЗДАНИЯ. «БАЙРТА LIFE»

В статье исследуются тенденции развития современной печати Калмыкии. Анализируется сегмент региональных периодических изданий, представленный калмыцким журналом «Байрта LIFE». Рассматривается вопрос о специфике местного глянцевого издания данного типа, изучается тематическое содержание журнала. Обобщается опыт издания глянцевого журнала регионального масштаба и предлагается успешная модель журналистского компонента регионального глянцевого издания.

Ключевые слова: региональные периодические издания, Калмыкия, глянцевый журнал, «Байрта LIFE», масс-медиа.

B.B. Dyakieva, A.N. Ovshinov, O.F. Usalko

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

NEW TENTENDENCY IN THE DEVELOPMENT OF REGIONAL JORNALISM. GLOSSYJOURNALS. "BAIRTA LIFE"

The article analyses the tendency in the development of modern publishing industry in Kalmykia. The authors describe a section of regional periodicals represented by the Kalmyk journal "Bairta LIFE." The scientists give a review of special topics covered by the journal. There is a description of publications in glossy journal having a regional circulation. The authors offer a successful model of journalist component of a regional glossy journal.

Key words: regional periodicals, Kalmykia, a glossy journal, "Bairta LIFE", mass-media.

В последнее десятилетие, несмотря на сложности экономического характера, активно расширяется российское информационное поле, потребителям медиапро-дукции предлагаются самые различные издания, дифференцированные по тендерному признаку, возрасту, социальной позиции, виду досуга и отдыха, профессиональных ориентиров [1, с.261]. Так, в отечественной журналистике разделяют мужские и женские издания, журналы для преподавателей, бизнесменов и домохозяек, любителей охоты и садоводства, детей и подростков. В последние годы в сфере массмедиа особую популярность завоевывают глянцевые издания, они уверенно стали занимать лидирующие места в рейтинге российских печатных СМИ. Начав в 2000-е годы с яркими и броскими материалами, сегодня они от контрастирующего внешнего вида перешли к содержательной концепции, и несколько снисходительное отношение к таким изданиям от «кулинарно-развлекательного» сменилось пониманием неизбежности «глянцевания» и изнутри. Полонский А.В. считает, что это обьясняется «...особенностями стратификации общества, существованием в нем социальных групп, разделённых по экономическому, ценностно-идеологическому (мировоззренческому), стилистико-эстетическому и коммуникативно-технологическому (медийному) признакам» [10, с.123].

Общероссийский «глянец» давно привлек к себе исследователей, что подтверждают научные публикации. Так, сегодня вниманию как издателей, так и специалистов предлагается содержательный корпус научных исследований, посвященных проблематике глянцевых изданий. Это работы Засурского Я.Н.[3,4], Зверевой О.В. [5], Ромах О.В. [12], Свитич Л.Г.[13], Слепцовой А. О. [14], Полонского А.В.[9,10], Эботта С.М.[15], Идлиса Ю.О. [6] и др.

В трудах указанных ученых достаточно полно рассматриваются ведущие российские глянцевые издания, их содержательные и идеологические составляющие, факторы, влияющие на их популярность и интерес в обществе. Но что касается регионального сегмента изданий, то таким вниманием они не отличаются. Это связано как с территориальными особенностями, так с и узостью их аудитории. Безусловно, региональная специфика накладывает свой отпечаток на таких изданиях, но вместе с тем периодичность выхода такого типа изданий и интерес женской аудитории определяет в целом их востребованность в современном информационном пространстве на местах.

Предметом непосредственного рассмотрения в данной статье станет сегмент периодических изданий, представленный региональным глянцевым журналом на примере Республики Калмыкия.

Первые глянцевые журналы были созданы в Европе в начале ХУП века. Эти журналы, в основном, были только с модными картинками. Но благодаря им мода доходила до народа. «Золотым веком» индустрии глянцевых журналов были 1920-1950-е гг. прошлого века, когда были основаны несколько мировых медиагигантов, например, «Time» (1923), «New Yorker» (1925), появился первый мужской журнал - «Esquire» (1933). Одним из популярнейших старейших глянцевых журналов является американский «Cosmopolitan» (1886), тираж которого составляет около миллиона экземпляров. Историки считают, что первым дамским журналом в России стало «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета», выпущенное в 1779 году знаменитым литератором эпохи Екатерины II Николаем Новиковым. В марте 1988 года в России появилась первая отечественная версия западного журнала - «Burda Moden», именно с него начались перемены в типологии женских журналов, он стал прообразом российского глянца [7, с. 136].

Как отмечают Л. В. Порываева, Е. В. Кондрашева в своей статье, «в отличие от своих предшественников из XVIII в., модные журналы новой формации были посвящены не только моде и красоте, но и различным социальным вопросам, карьере и образованию, заботе о доме и детях и другим женским темам, объединив в себе несколько типов женских печатных изданий, которые уже существовали до них. Начиная с середины ХХ в. женские журналы обрели по-настоящему универсальный характер - теперь в них можно было найти самые разные статьи, от советов по выбору помады до рекомендаций по успешному прохождению собеседования на новую работу» [11, с. 87].

Современный глянцевый журнал - это издание, рассчитанное на определенную читательскую аудиторию, основной целью которого является формирование определенного стиля жизни у читателя. Поскольку главной читательской аудиторией таких изданий считаются женщины, они не только отражают, но и создают положительные или отрицательные гендерные стереотипы, они влияют на общественное мнение, создают ролевые модели и определенный образ мышления.

Расширение тематического многообразия женских изданий свидетельствовало о наличии интереса к социальному статусу женщины, к ее образованию и мировоззрению, к ее месту в обществе. На социальное предназначение женщины влияли все

социально-экономические и политические изменения, что привело к неизбежным смысловым и тематическим переменам в женской печати. Помогая женщинам приспосабливаться к меняющейся социальной действительности и усваивать новые ценности, женская периодика стала для них незаменимым помощником.

Ранее СМИ транслировали «упрощенную» версию общественного порядка, в которых считалась, что у женщины только два пути в жизни: горничная-мать и модель-игрушка. Это устоявшееся было положение кардинально поменял в свое время журнал «Cosmopolitan», который полностью опроверг такое представление, перенося воображение о женщине в современность, где женщины модные, образованные и успешные.

Глянцевым Я.Н. Засурский назвал «...престижный журнал, рассчитанный на покупателя с уровнем доходов выше среднего и имеющий качественные отличия, как в содержательном, так и в маркетинговом отношении» [4, с.12]. Ярким представителем регионального «глянца» в Республике Калмыкия является журнал «Байрта Life», созданный в октябре 2015 года, его учредителем является медиахолдинг АУ «РИА «Калмыкия». Было бы неверным считать его первым глянцевым изданием: с 8 марта 2006 года в республике уже издавался женский журнал под названием «Айса». Выпускал «Айсу» Издательский дом «Антураж», которому принадлежала еженедельная бесплатная газета «Степная мозаика», выходившая тиражом 3000 экземпляров и распространявшаяся по Элисте и районам республики бесплатно собственной службой доставки. Генеральным директором издательского дома «Антураж» и редактором газеты была Наталья Долгина. Журнал печатался в Ростове-на-Дону, имел стандартный формат А 4 и имел тираж в 999 экземпляров. Это был полноцветный, женский глянцевый журнал.

Но относительно низкий уровень экономики в Элисте в начале XXI века, финансовые трудности по выпуску издания привели к закрытию журнала после нескольких его номеров.

И вот новый журнал « Байрта Life». Конечно, он оглядывается на таких мастодонтов глянцевой журналистики, как «Сosmopolitan», «Glamours», «Elle», «Marie Claire», «Maxim», «Она» и др., но при этом имеет свой национально-региональный характер, который диктуется необходимостью привлечь внимание, прежде всего, местной аудитории. В своем обращении к читателям первый главный редактор журнала Светлана Михайлова подчеркивает: «Байрта Life» - уникальный в своем роде журнал. Созданный на основе хорошо знакомой каждому жителю республики газеты «Байрта», он вобрал в себя все лучшее, что есть в семейном издании, добавив в него яркие, сочные краски и свежий взгляд на жизнь» [8, с.6].

Эту направленность в деятельности калмыцкого издания подтверждает тематика «Байрта Life»: она весьма широка и во многом соотносится с темами, освещаемыми в общей прессе, однако имеет свои особенности. Это обусловлено как интересами местной женской аудитории, так и спецификой ее восприятия. Целевое назначение журнала определяется учредителями, издателями, редакцией, совокупностью идей и задач, которые они решают для своих читательниц.

Журнал пишет о том, что может быть интересно современной калмыцкой девушке. Так, в спектр тем «Байрта Life» входят:

• советы молодым мамам,

• психология,

• права женщины в семье и современном обществе,

• финансовая независимость,

• быт,

• взаимоотношение полов.

Согласно концепции журнала, большая часть его материалов посвящена моде и стилю, но распределены они в необычных для мировых женских журналов рубриках: «Гости», «Сундук», «Гардеробная», «Монолог», «Детская», «Гараж», «Кухня», «Диван», «Онлайн», «Лицо номера» и «Интервью номера», «Досуг», «Здоровье» и др.

Надо отметить, что, в отличие от многих известных брендовых журналов, «Байрта Life» пропагандирует деловитость, успех, популярность - обложки регионального издания украшают известные женщины Калмыкии: стилисты, музыканты, спортсменки, успешные руководители.

Материалы журнала могут адресоваться матерям или представительницам определенной женской профессии и т. п., и в каждом случае круг тем, избранный изданием, и предмет отражения будут отличаться, причем тематическая направленность чаще всего диктуется условиями, в которых существует конкретная женская общность.

Так, рубрика «Сундук» пропагандирует калмыцкие традиции, язык, одежду и туризм. В данной рубрике можно увидеть сочетание национальной и повседневной одежды на любой случай. Журнал преследует просветительские цели: в рассматриваемой рубрике можно увидеть названия тех или иных деталей национального костюма, обязательные калмыцкие атрибуты. Также в этой рубрике есть раздел под названием «Словарь»: журнал предлагает ознакомиться с переводом современных, смешных и остроумных фраз с русского языка на калмыцкий. Например, «16 фраз, которые вы никогда не говорили на калмыцком», «15 фраз, которые вы обязательно услышите на новый год», «16 фраз, которые он еще не слышал на калмыцком», «16 фраз, которые ты говорил в 2016», «12 цитат великих героев» и др.

Несмотря на то, что большое количество материала все же адресовано женской аудитории, материалы в разделе «Гараж» могут быть интересны как женской, так и мужской аудитории: под рубрикой размещены материалы об успешных калмыках.

Наличие таких рубрик является абсолютным табу для мировых журналов. Содержание журнала определяется национально-региональной спецификой и территорией распространения: здесь практически в каждом номере в специальной рубрике «Кухня» публикуются рецепты для приготовления калмыцких традиционных блюд как руководство к действию молодым и юным читательницам. Можно сказать, журнал «Байрта Life» несет в массы образ домашней, сильной, но не независимой женщины. Для сравнения: сейчас журнал находится на стадии «СоБтороШап» образца 1886 года. Напомним, что в первый «Cosmopolitan» входило все, что помогало женщине тех лет быть идеальной матерью и женой: рецепты, выкройки, советы по уходу за детьми, присутствовал специальный раздел для молодых девушек, помогающий воспитать настоящую женщину. Обложки «СosmopoИtan» тех лет не пропагандировали «идеальные» параметры женского тела «звездных» леди, все было целомудренно.

Здесь интересен сам факт применения опыта «СosmopoШan» для регионального журнала. Эботт С.М. считает, что «...женские глянцевые журналы являются и первыми ласточками медиаглобализации в России, и наиболее интересным объектом исследования феномена медиаглокализации. Так же, как во всем мире, и, прежде всего, на Западе, в сегодняшней России средства массовой информации являются важной составной частью общества в целом. Это обстоятельство определяется не типом общественного строя. Развитое современное общество является информационным, где необходимой частью социальной действительности является производство, распространение и потребление информации» [15, с. 61]. Потребление информации в красивой упаковке становится востребованным не только в пределах крупных столичных городов, но и в региональном медиапространстве, такие тенденции также очевидны.

Каждый номер журнала «Байрта Life» вызывает интерес у своей аудитории, грамотно проводится его продвижение в обществе. «Героини этого номера - женщины успешные, которые нашли себя и продолжают развиваться. Все они являются воплощением современной калмычки и не ждут подходящего случая, они берут и делают, причем довольно неплохо! И даже в условиях маленькой Элисты они живут в режиме нон-стоп. Их маршрут давно ушел за пределы работа - дом, а голова переполнена идеями. Было бы время их реализовать», - анонсирует очередной, новогодний, номер калмыцкого глянца новый главный редактор журнала «Байрта Life» Гиляна Бадмаева [16].

«Интересными рассказами и фактами наполнены все рубрики калмыцкого глянца. К примеру, знали ли вы, что художницы из Элисты рисуют портреты на заказ для группы «Серебро», певца Элджея, модели Анастасии Решетовой, сестер Бэллы и Джи Хадид? А выходец из Калмыкии, исполнитель синтетического шансона завоевал сердца московской богемы? Кроме того, в номере рассуждения колумнистов на актуальные темы, достижения и победы наших лучников, вдохновенные фотопроекты с участием профессиональных моделей Александры Чокаевой и Цаганы Барванцико-вой», - представляет главный редактор новый номер читателям [17]. После выхода его по достоинству оценили поклонники глянца, поскольку он максимально полно отразил развитие модной индустрии в Калмыкии, познакомил интересующихся с профессионалами своего дела в сфере моды.

В журнале «Байрта Life» можно встретить все виды жанров, но преобладают такие информационные жанры, как репортаж, заметка, модное обозрение и информационное интервью. Аналитические жанры представлены статьей, рекомендациями и рейтингом (ранжированием по разным характеристикам событий, личностей, top-10 и т.д.). Из публицистических жанров можно выделить такой интересный жанр, как житейская история.

«Байрта Life» содержит в себе также статьи о красоте и модных тенденциях, советы психологов и преподавателей, рецепты разнообразных блюд и десертов, обзоры культурных мероприятий, советы о том, как построить карьеру и бизнес.

Кроме того, журнал ведет грамотную рекламную политику, связывая ее обязательно с очередным номером издания. Под яркими обращениями «Готов новый горячий выпуск», «Совсем близко! Осенний номер на пороге», «Яркое событие этой весны», а также рекламными призывами «Где провести идеальный отпуск?», «Кастинг мечты», «Показ модных дизайнеров» читательницы находят полезную информацию о культурной жизни республики, о тенденциях в современной этномоде.

Музыкальные новинки, эксклюзивные интервью, коллекции дизайнеров и муль-тибрендовых магазинов, калмыцкие селебрити, а также детальный разбор нашумевшего события весны 2018 года - показа мод ODN Fashion - это и многое другое публикует журнал «Байрта Life». Особенности прессы для женщины позволяют учитывать различные характеристики аудитории: возраст, профессию, семейное положение, социальный статус. Но немаловажным является и то, что региональные глянцевые журналы несут миссию сохранения этнокультурных традиций народа через универсальное представление национальной одежды, уходящего быта народа и местного компонента.

Но при этом, несмотря на свои региональные рамки, журнал отвечает признакам, определяющим глянцевость. К примеру, такому, как высокое полиграфическое качество. Иллюстрации в журнале представляют собой яркий пример всех информационно-изобразительных и художественно-выразительных возможностей современного фотоискусства. Это очень важно, ведь, покупая журнал, читатели, в первую очередь,

обращают внимание на его красочность и качество бумаги. Окружающая среда современного человека представляет собой особое визуальное пространство, тяготеющее к яркости красок и наглядности.

Вместе с тем, анализ содержательной концепции калмыцкого глянцевого издания подтверждает мнение о том, что издателям необходимо постоянно отслеживать изменения настроений целевой аудитории и налаживать интерактивные связи - организацию удобных и современных каналов общения «издание - читатель». Справедливо отмечает М.В.Загидуллина: «Глянцевый формат - лишь упаковка, отвечающая духу времени. Глянцевый журнал эстетичен, визуально интересен. Но контент такого издания - необходимая его составная часть. Отказ от принципа содержательности в угоду визуальности приводит к вырождению журналистского компонента, неизбежной утрате читателя и гибели «местного глянца» [2, с. 45].

В целом, тенденции в развитии данного типа изданий как в российском сегменте СМИ, так и в мире показывает, что жанр «глянец» все еще популярен среди всех возрастов, особенно среди юношества, поэтому имеет растущую аудиторию и стремительно развивается даже в условиях экономического кризиса и занимает на издательском рынке лидирующее положение.

Список литературы

1. Алексеева М.И., Болотова Р. Д., Вартанова Е.Л. Средства массовой информации России. Учебное пособие для студентов вузов. Под редакцией доктора филологических наук, профессора Я. И. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 380 с.

2. Загидуллина М.В. Проблемы региональной глянцевой журналистики. Научный журнал Знак: проблемное поле медиаобразования. 2007. № 1. - С.39-45 https://znak-journal.jimdo.com

3. Засурский Я.Н. Роль средств массовой информации в обществе // Вестник МГУ Сер. 10. Журналистика. 1995. - № 2. - С. 3-7.

4. Засурский Я.Н. Десять лет свободы печати в России // Вестник МГУ - Серия 10. Журналистика. 2001. - № 1. - С. 10-16.

5. Зверева В. В. Позывные гламура: культурная экспансия или новая идеология // Искусство кино. - 2006. - № 11. - С.18-27.

6. Идлис Ю.Б. О грязи, глянце и гламуре // http://polit.ru/culture/2006/03/01/ glamuridlis.html

7. История зарубежной журналистики. 1945-2008: хрестоматия / под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 222 с.

8. Михайлова С.Б. Вне стандартов. Байрта Life. - 2015. - № 1. - С.6.

9. Полонский А.В., Самотуга Е.А. Ключевые особенности дискурса глянцевых журналов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - № 18 (89), Выпуск 7. - Белгород: Изд-во БелГУ 2010. -С. 227-235.

10. Полонский А.В. «Глянцевый поворот» в журналистике: потребность сегодняшнего дня? Дискурсология и медиакритика средств массовой информации: сборник научных работ (по материалам международной научно- практической конференции, НИУ «БелГУ», 4-7 октября 2017 г.) / под ред. А.В. Полонского, М.Ю. Казак, С.В. Ушаковой. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - 446 с.

11. Порываева Л. В., Кондрашева Е. В. История возникновения женских журналов в Европе/ Л. В., Порываева Е. В. Кондрашева // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ», 2016. - Том 7. № 3(2) - С.85 89.

12. Ромах О.В., Слепцова А.О. Содержание и структура глянцевых журналов // Аналитика культурологии. 2009. - № 14. - С.1-15 Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/soderzhanie-i-strukturaglyantsevyh-zhurnalov

13. Свитич Л. Г. Издания для женщин // Типология периодической печати: / Под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. - М., 2007. - С. 156-170.

14. Слепцова А. О. Глянцевый журнал как жанр современной массовой культуры / А. О. Слепцова, О. В. Ромах // Аналитика культурологи. - 2008. - № 12. - С. 24-30. // Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/journal/n7 analitika-kulturologii [дата обращения: 02.04.17].

15. Эботт С.М. Женские глянцевые журналы в глобальном медиапространстве. Теория журналистики. 2012. - № 2. - С. 58-61.

16. http://riakalm.ru/news/news/16285

17. http://republic-of-kalmykia.fama.press/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.