Научная статья на тему 'Пресс-релиз как жанр региональной пресс-службы (на примере текстов пресс-службы ГУ МЧС России по Республике Хакасия)'

Пресс-релиз как жанр региональной пресс-службы (на примере текстов пресс-службы ГУ МЧС России по Республике Хакасия) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
276
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСС-СЛУЖБА / ПРЕСС-РЕЛИЗ / ЖАНР / ЖАНРООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЖАНР / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА / THE PRESS SERVICE / THE PRESS RELEASE / A GENRE / INFORMATION GENRE / LANGUAGE MEANS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Белошапкин Александр Николаевич

В рамках функционирования региональной пресс-службы пресс-релиз является простейшим способом распространения общественно значимой информации. Как любой другой журналистский текст, он имеет свои жанровые особенности, которые способствуют адекватному восприятию информации. В данной статье мы выявили жанрообразующие признаки пресс-релиза и жанровые особенности текстов пресс-службы ГУ МЧС России по Республике Хакасия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Press Release as the Regional Press Service Genre (on the basis of texts of the press service of the Ministry of Emergency of the Republic of Khakasia)

The press release is the simplest way of distributing of socially relevant information within the frames of the regional press service. And like any other journalistic text it has the genre features which promote adequate perception of information. In this article we revealed genreforming signs of the press release and revealed genre features of texts of the press service of the Russian Ministry of Emergency of Khakasia.

Текст научной работы на тему «Пресс-релиз как жанр региональной пресс-службы (на примере текстов пресс-службы ГУ МЧС России по Республике Хакасия)»

УДК 811.161.1::8Г271+070.1(571.513)

ПРЕСС-РЕЛИЗ КАК ЖАНР РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕСС-СЛУЖБЫ (НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ ГУ МЧС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ)1

А. Н. Белошапкин

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В рамках функционирования региональной пресс-службы, пресс-релиз является простейшим способом распространения общественно значимой информации. Как любой другой журналистский текст, он имеет свои жанровые особенности, которые способствуют адекватному восприятию информации. В данной статье мы выявили жанрообразующие признаки пресс-релиза и жанровые особенности текстов пресс-службы ГУ МЧС России по Республике Хакасия.

Ключевые слова: пресс-служба, пресс-релиз, жанр, жанрообразующие факторы, информационный жанр, языковые средства.

Одной из ключевых задач любой пресс-службы является создание и распространение пресс-релизов. Сравнительный анализ пресс-релизов разных пресс-служб показал, что тексты пресс-релизов имеют свои особенности, не касающиеся содержания; речь идёт о структуре текстов данного жанра, языковых средствах, объёме и т. д. А между тем пресс-релиз, как и любой другой журналистский текст, имеет индивидуальные жанровые особенности. Он строится по конкретным правилам, которыми должны руководствоваться сотрудники любых пресс-служб при его создании. Отступление от этих правил (жанровых норм) может снизить уровень прагматики текста пресс-релиза или даже вывести его в зону коммуникативных фрустраций в силу искажения смысла информации, что негативно отразится на имидже организации, компании, фирмы и пр., которые тем самым могут утратить свою коммуникативную релевантность. В государственных ведомствах в силу их бюджетной сущности это чревато (по сравнению с частными структурами) особенно серьёзными последствиями.

Целью данной статьи является системное представление жанрообразующих факторов текстов пресс-службы ГУ МЧС России по Республике Хакасия (далее - РХ) в соотнесённости с традицией описания жанра пресс-релиза как такового.

Актуальность работы заключается в том, что ГУ МЧС России по РХ является авторитетным государственным ведомством, которое обеспечивает безопасность граждан республики. Соответственно, оттого, насколько профессионально пресс-служба ГУ МЧС России по РХ будет подавать информацию в СМИ, следуя общепринятым стандартам жанра, требующим использования определённых языковых приёмов, зависит уровень доверия населения в открытость и честность работы этого ведомства: будут ли граждане чувствовать свою безопасность в той или иной жизненной ситуации.

Необходимость описания жанровых особенностей пресс-релиов региональных ведомств, предлагаемых ими для СМИ, заставляет нас обратиться к дефиниции понятия «жанр» в журналистике, описать жанрообразующие факторы журналистских текстов, обозначить жанрообразующие факторы пресс-релизов, проанализировать влияние жанрообразующих факторов на особенности тестов пресс-службы ГУ МЧС России по РХ.

Результаты исследования, предлагаемые вниманию в настоящей статье, имеют научную новизну, которая заключается в попытке фиксировать внимание на жанровых особенностях пресс-релизов органа государственной власти, деятельность которого касается всех без исключения жителей региона - Республики Хакасия.

Общеизвестно, что термин «жанр» возник в эстетике французского классицизма середины XVII века. Прежде всего это было обусловлено необходимостью определять родовую принадлежность произведения (рассказ, роман, пьеса и т. д.). Причём жанры не придумывали специально, они появлялись сами собой, в процессе культурно-исторического развития: авторы произведений описывали происходящие события, выражая свои мысли в новой форме. Поэтому система литературных жанров в том виде, в котором мы себе её представляем, является итогом многовекового творческого процесса. В результате этого процесса сложилась устойчивая система признаков, позволяющих точно отнести произведение к определённому жанру и, как следствие, роду литературы.

С позиций риторических существует понятие «речевой жанр», в определении которого большинство исследователей идёт от жанровой концепции М. М. Бахтина. По М. М. Бахтину, речевой жанр характеризуется тем, что «тематическое содержание, стиль и композиционное построение неразрывно связаны в целом высказывании и одинаково определяются данной сферой общения» [1, с. 19].

В журналистике процесс становления жанров был схожим со становлением жанров в литературе и искусстве в целом. Жанры журналистики складывались постепенно, в процессе становления публицистического стиля в его устной и письменной формах.

Основываясь на имеющихся данных, учёным удалось выделить ряд признаков, позволяющих разграничить тексты по жанрам. Эти признаки они назвали жанрообразующими факторами.

1 НИР выполняется в рамках государственного задания Минобрнауки России по теме «Проблемы и особенности эффективной коммуникации в поликультурной среде» (№ 12-01-10).

Как отмечает А. А. Тертычный, под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединённых сходными содержательно-формальными признаками. И хотя журналистика в своё время вышла родом из литературы, она всегда развивалась по своему пути, поэтому тексты имели особенности, отличные от беллетристики или критики [2, с. 65].

В современной журналистике А. А. Тертычный, С. Г. Корконосенко и ряд других исследователей выделяют три основные группы жанров: художественно-публицистические, аналитические и информационные [2; 3].

Художественно-публицистические жанры допускают содержание в текстах доли вымышленной информации, поэтому они предоставляют автору большую свободу творчества, однако полностью вымышленными журналистские тексты быть не могут. Благодаря возможности сосредоточиться на каком-то конкретном образе и показать всё его многообразие, тексты художественно-публицистических жанров могут быть гораздо более эффективными, чем любые другие. Например, в фельетонах очень выразительно и оригинально высмеиваются пороки людей.

К аналитическим жанрам относятся аналитическая статья, комментарий, очерк и др. Эти тексты требуют высокого профессионализма от журналиста, так как в них он анализирует факты и явления, делает выводы, проводит опросы компетентных специалистов, даёт собственную оценку и т. д. В данном случае публицист балансирует на грани допустимого и недопустимого личностного отношения к изображаемому.

Наконец, информационные жанры подразумевают лишь изложение фактов и явлений. Оценки здесь могут позволить себе лишь компетентные специалисты. К информационным жанрам относится новость, пресс-релиз, репортаж, заметка и др. В основе таких текстов всегда лежит факт - информационный повод, а также содержатся сведения о том, что произошло, когда произошло, почему произошло, кто стал участником события и т. д. Кроме того, репортаж, например, подразумевает ещё и изображение последовательности действий. К жанрообразующим факторам в журналистике сегодня относят [2, с. 70]:

- характер отображаемого объекта: журналистика ежедневно сталкивается с различными явлениями, описывает множество событий, поэтому вполне понятно, что это требует кардинально разного подхода к созданию текстов. Скажем, если речь идёт о чрезвычайном происшествии, то на основе этого информационного повода можно составить в первую очередь информационное сообщение (заметка, репортаж), а потом уже и какой-то аналитический материал (например, комментарий);

- позицию автора, которая определяется его мировоззрением, жизненными ориентирами, положением в обществе, мнением по тем или иным вопросам, его отношением к объективной действительности, системой нравственных и моральных ценностей. Существуют жанры, где мнение или позиция автора не должны прослеживаться, - это все информационные жанры. В них главное - это факты и изложение последовательности действий. В аналитических и художественно-публицистических жанрах позиция автора может или должна быть четко обозначена;

- конечную цель: на выбор жанра во многом оказывает влияние цель, которую ставит перед собой автор (просто сообщить информацию, высказать своё мнение, призвать аудиторию к действиям и т. д.). Кстати, выбор жанра в данном случае не всегда зависит от воли автора. Нередко выбор жанра продиктован форматом издания, особенностью рубрики, в которой он выходит, расположением в эфирной сетке и т. д. Кроме того, выбор жанра журналисту может диктовать редактор, который в силу своего профессионального опыта лучше знает, как прийти к желаемому результату.

Прежде чем остановиться на характеристике жанровых особенностей пресс-релиза, обратим внимание на задачи, стоящие перед пресс-службами тех или иных ведомств, организаций, компаний, фирм и т. д.

Многие госорганы, ведомства, организации и пр. имеют сегодня в своём штате пресс-секретаря, пресс-отдел или пресс-службу, которые отвечают за взаимодействие со СМИ и создание положительного имиджа своей структуры. В крупных организациях эти две функции разделяют между двумя разными отделами - каждый сосредоточен на чём-то одном и, соответственно, более качественно выполняет работу. Однако большая часть организаций не может позволить себе иметь и РЯ-отдел, и отдел по связям со СМИ, так что на плечи пресс -секретарей и пресс-служб ложится двойная работа. Особенно это распространено в региональных государственных ведомствах. Должность пресс-секретаря появилась в их штате сравнительно недавно - 5-7 лет назад, когда у госорганов возникла необходимость отчитываться перед населением о своей работе и демонстрировать свою открытость.

Таким образом, деятельность пресс-службы направлена на информирование СМИ о деятельности той или иной структуры и создание положительного её имиджа. Эти задачи пресс-службы и/или пресс-секретари выполняют посредством проведения специальных мероприятий (пресс-конференций, брифингов, круглых столов, презентаций), но основная их работа заключается в подготовке и распространении пресс-релизов.

Пресс-релиз, по определению И. П. Яковлева, это: 1) обзорная информация для печати; 2) специально подготовленная информация о товаре или фирме, распространяемая фирмой для возможного опубликования в печати [4, с. 288]. Пресс-релизом также считается краткое информационное (не рекламное) сообщение, подготовленное для журналистов и редакторов СМИ, рассказывающее о значимом событии, мероприятии или ином информационном поводе.

Как правило, текст пресс-релиза содержит официальную позицию организации в виде реакции на тот или иной информационный повод. Главная задача пресс-релиза - «сообщить новость таким образом, чтобы она бы-

ла опубликована полностью или частично в СМИ и/или Интернете, заинтересовала журналиста и побудила его обратиться за комментариями и дополнительной информацией» [5, с. 756].

Говоря о жанрообразующих факторах пресс-релиза, стоит отметить, что такие тексты всегда имеют жёсткую структуру: сначала сообщается какой-то факт, ранее неизвестный, затем даётся его подробное описание, объяснение сути явления, дополнение необходимыми подробностями и т. д. Нередко предлагаемая информация бывает подкреплена комментарием компетентного специалиста. Отчасти подобные тексты строятся по принципу перевёрнутой пирамиды, но с расширенным описанием фактов и явления.

Языковые средства, используемые при написании пресс-релиза, должны быть понятными широкой аудитории. Не допускается использования профессионализмов, диалектов, просторечий и т. д. В то же время текст пресс-релиза не должен быть похожим на текст официального документа, со сложными синтаксическими конструкциями и узкоспециальными терминами. Использование изобразительных и выразительных средств языка в пресс-релизах допустимо, но лишь в таком объёме, который не помешает адекватному восприятию информации. Их лучше использовать в заголовках, так как именно заголовок, концентрируя в себе высокую степень семантической и языковой прагматики, должен привлекать внимание и вызывать интерес. От этого во многом зависит, прочтут пресс-релиз или нет.

Ёмкая информация в пресс-релизе должна быть подана в «концентрированной, лаконичной» форме, то есть по объёму он не должен превышать одной печатной страницы. Эту цель как раз и помогает достичь грамотное использование системы изобразительно -выразительных средств, в малом грамматическом объёме способных выразить широкий спектр семантических реализаций.

Сказанное объясняет потребность журналистов в описываемом жанре. Во-первых, они используют пресс-релиз не только как текст для публикации, но и как информационный повод. То есть в идеале пресс-релиз побуждает журналистов обратиться в организацию за подробным комментарием. Во-вторых, большие по объёму тексты трудно воспринимать. В условиях, когда дорога каждая минута, у журналистов нет времени читать несколько страниц текста, им лишь важно понять, что нового предлагает компания.

Недопустимо в одном пресс-релизе сообщать несколько разных фактов, лучше не разбрасываться информационными поводами, а сообщать информацию порционно. Конечно, это не касается пресс-релизов, содержащих важную информацию, касающуюся безопасности граждан (например, пресс-релизы ГУ МЧС России) - в этом случае необходимо сообщать любую новую информацию и в любом количестве. Иначе у журналистов возникнут сомнения относительно честности и открытости ведомства.

Обратимся теперь к описанию жанровых особенностей пресс-релизов ГУ МЧС России по Республике Хакасия. Отметим, что пресс-релиз играет в работе пресс-службы ГУ МЧС России по РХ ведущую роль, так как посредством распространения пресс-релизов ведомство оперативно доносит информацию до СМИ.

Комплекс задач указанной пресс-службы разделяют на несколько основных этапов, а именно: пропаганда мер противопожарной и личной безопасности среди населения посредством телевидения, радиовещания, печати, а также освещение работы ГО и ЧС; повышение имиджа и популяризация профессии пожарного и спасателя в сознании общественности; оперативное и объективное информирование республиканских и городских СМИ о произошедших чрезвычайных ситуациях, а также профилактических мероприятиях.

Эти задачи включают в себя как создание социальной рекламы об опасности неосторожного обращения с огнём, выезда на лед в период таяния снега и т. д., так и создание видеосюжетов, фильмов, разъясняющих функции и задачи ГУ МЧС России по РХ. Но, пожалуй, нет ничего проще, чем подготовить пресс-релиз. Однако это вовсе не означает, что можно «заваливать» журналистов пресс-релизами. И пресс-служба ГУ МЧС России по РХ это понимает, поэтому старается выпускать их не чаще одного раза в день, если в регионе не возникают чрезвычайные ситуации. Таким образом, двигаясь в заданном направлении, ведомство медленно, но верно формирует положительный имидж республиканских спасателей, не прибегая к назойливому пиару.

Анализируя пресс-релизы, поступающие от пресс-службы ГУ МЧС России по РХ в период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года, мы выявили ряд особенностей.

Сообщения от ГУ МЧС России по Республике Хакасия обычно передают в довольно краткой форме, поэтому пресс-релизы, как правило, имеют небольшой объём. Это позволяет СМИ публиковать их без сокращения, а в случае необходимости обращаться за комментариями к специалистам.

Многие тексты содержат комментарий специалиста или статистические данные, позволяющие наглядно проиллюстрировать факты и явления. Ряд пресс-релизов содержит памятки для населения, как действовать в различных чрезвычайных ситуациях.

Структура текста пресс-релиза часто представляет собой перевёрнутую пирамиду: сначала сообщается факт, а затем автор раскрывает его суть, говорит о причинах, перечисляет участников события и т. д.

Анализируя тематику пресс-релизов ГУ МЧС России по РХ за указанный период, мы распределили их по шести группам:

1) информационные сообщения, предупреждающие население об опасности, правилах поведения во время ЧС и т. д.;

2) информация о мероприятиях МЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций (профилактические работы);

3) информация о пожарах;

4) информация о чрезвычайных ситуациях, возникших по вине человека (в том числе техногенных);

5) информация о чрезвычайных ситуациях, возникших в результате воздействия стихии;

6) достижения и награды сотрудников ГУ МЧС России по Республике Хакасия, связанные с их профессиональной и спортивной деятельностью.

Большинство своих пресс-релизов пресс-служба ГУ МЧС России по РХ создаёт для предупреждения населения об опасности, а также для информирования о деятельности ведомства, направленной на обеспечение безопасности граждан. Они имеют выраженное сходство в целевом назначении, структуре и даже выборе языковых средств.

Выбор языковых средств в пресс-релизах ГУ МЧС России по РХ специфичен и основан на целесообразном использовании выразительных и изобразительных средств (орнаментальных элокутивов, как их называет И. В. Пекарская, иначе тропов и фигур речи и их совместного употребления - контаминации и конвергенции) [6]. К ним авторы прибегают для того, чтобы воздействовать на аудиторию, привлечь внимание к существующим проблемам через создание ярких рельефных образов (о функциональной специфике элокутивов и их совместного употребления см. [7, с. 71-95]).

Принимая во внимание жанрообразующие факторы пресс-релиза, отметим, что в случае чрезмерного, нарушающего уместность, использования элокутивов пресс-релиз нарушает нормы жанра, а значит, становится чрезмерно «цветистым», экспрессивным и может отрицательно сказаться на имидже самого ведомства. В то же время элокутивные и экспрессивные языковые/речевые средства, применённые в меру, «со вкусом», оправданные целями привлечения внимания читательской аудитории, воздействия на неё, формирования у неё нужного ведомству поведения в определённых ситуациях и т. д., свидетельствуют о профессионализме сотрудников пресс-службы, их журналистском мастерстве. См. следующие примеры:

- «Остаётся загадкой, почему взрослые люди совершают такие необдуманные поступки и не прислушиваются к советам специалистов, которые регулярно напоминают об опасности на водоёмах» (пресс-релиз от

17.03.2011).

- «Поведение коварного Абакана не укладывается ни в какие стандартные схемы» (пресс-релиз от

11.03.2012).

- «Человеческая халатность и погодные условия продолжают удерживать Хакасию в списке регионов с крайне неблагополучной пожарной ситуацией» (пресс-релиз от 13.07.2010).

- «Типичный для зимы пожар произошёл сегодня утром в Абакане. Из-за неисправности печного отопления горели надворные постройки в частном домовладении. Хозяева не пострадали, но на собственной беде убедились, что пожар легче предупредить, чем восстановить уничтоженное огнём имущество» (пресс-релиз от 01.12.2011).

Пресс-служба ГУ МЧС России по РХ в пресс-релизах нередко функционально оправданно прибегает к метафорам, эпитетам, олицетворениям и другим элокутивам. Например:

- «В сети произошёл скачок напряжения и телевизор, оказавшись самым «слабым звеном» среди всех электроприборов, не выдержал и воспламенился» (пресс-релиз от 19.11.2010). Метафора «слабое звено» помогает раскрыть причину пожара. «Жители Хакасии бьют пожарные рекорды» (пресс-релиз от 19.12.2011). Метафора «пожарные рекорды» помогает оценить серьёзность ситуации с пожарами.

- «Хакасия гордится устъ-абаканским пожарнъш» (пресс-релиз от 18.12.2012) Метонимия «Хакасия» и синекдоха «пожарный» акцентируют внимание на общности взаимодействующих коммуникантов.

- «Морозы возвращаются» (пресс-релиз от 25.12.2012). Олицетворение в заголовке пресс-релиза привлекает внимание и предвосхищает указание подробностей в тексте.

- «Дикие пляжи под присмотром общественности и спасателей» (пресс-релиз от 30.07.2012). Эпитет, включённый в метонимию «дикие пляжи», является более эмоциональным эквивалентом перифразы «несанкционированные». Кроме того, в данной иллюстрации образность уже названных элокутивов и ещё одной метонимии «общественность» усиливается прагматически значимой формой такой фигуры речи, как эллипсис: «Дикие пляжи <находятся> под присмотром общественности и спасателей».

Последний пример демонстрирует тот факт, что ряд текстов пресс-релизов, подготавливаемых пресс-службой ГУ МЧС России по РХ, содержит конвергенцию или контаминацию, усиливающие эмоциональность, а значит, и общую прагматику текстов. Приведём ещё пример: «Как отметил начальник Главка МЧС по Хакасии Андрей Фирсов, вертолёт уже дважды за последние дни спасает Хакасию» (пресс-релиз от 02.05.2010). Конвергенция метонимий «вертолёт», «Хакасия» усиливает впечатление от сказанного и даже гиперболизирует семантику высказывания.

Подобные языковые средства больше характерны для аналитических материалов, где допускается выражение автором своего мнения, обозначение собственной позиции. В текстах информационных жанров, к которым относится пресс-релиз, подобные приёмы должны быть обоснованы. Использование несвойственных пресс-релизам языковых средств можно считать примером жанрового симбиоза - современного языкового явления, при котором признаки разных жанров встречаются в одном тексте. Прибегают к этому опять же с целью привлечения внимания. Данную цель также преследует и пресс-служба ГУ МЧС России по Хакасии.

Библиографический список

1. Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин // Собр. соч. - М.: Русские словари, 1996. - Т. 5. Работы 1940-1960 гг. -С. 159-206.

2. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати / А. А. Тертычный. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 240 с.

3. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики / С. Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 287 с.

4. Яковлев, И. П. Паблик рилейшенз в организациях / И. П. Яковлев. - СПб.: Петрополис, 1995. - 540 с.

5. Большой энциклопедический словарь. - М: АСТ «Астрель«, 2008. - 1248 с.

6. Пекарская, И. В. Контаминация в контексте проблемы системности стилистических ресурсов русского языка: в 2 ч. [Текст] / И. В. Пекарская. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2000. - Ч. 1. - 247 с.; Ч. 2. - 343 с.

7. Антонов, В. П. Речеведение: русский язык и культура речи. Курс лекций. В 2-х ч. Ч. 2 / В. П. Антонов, И. В. Пекарская. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2005. - 168 с.

© Белошапкин А. Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.