Научная статья на тему 'Специальные налоговые режимы для малого бизнеса: проблемы выбора оптимальной налоговой нагрузки'

Специальные налоговые режимы для малого бизнеса: проблемы выбора оптимальной налоговой нагрузки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
налоговый режим / малый бизнес / специальные режимы налогообложения / налоговая нагрузка / tax regime / small business / special taxation regimes / tax burden

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гузалия Салиховна Клычова, Жамила Гареевна Леонтьева, Эльвира Наилевна Фахретдинова, Евгения Владимировна Заугарова, Искандер Маратович Файзуллин

Согласно нормам российского законодательства налогоплательщики по умолчанию подпадают под общую систему налогообложения. Развивая финансово-экономическую деятельность, коммерческие предприятия могут применять различные налоговые режимы: переход, к примеру, на упрощенную систему налогообложения (УСН), единый сельскохозяйственный налог, патентную систему и др. осуществляется по инициативе самого плательщика, т. е. носит уведомительный характер. Заметим, что ввиду ограничений, установленных законодательством, специальные налоговые режимы могут применяться не всеми налогоплательщиками, а лишь удовлетворяющими определенным критериям, среди которых: статус налогоплательщика (юридическое или физическое лицо); вид осуществляемой деятельности; списочная численность сотрудников; стоимость амортизируемого имущества; размер и состав доходов; сложность ведения бухгалтерского и налогового учета и др. Поскольку для владельца бизнеса решающим моментом является совокупность налоговых платежей (налоговая нагрузка), особую актуальность приобретают вопросы ее оптимизации. Целью исследования является развитие методики определения налоговой нагрузки предприятиями малого бизнеса, применяющими специальные налоговые режимы. В ходе работы проведены анализ и систематизация норм налогового законодательства РФ и Республики Татарстан, обобщение экономической литературы в области налогообложения малого бизнеса, а также обработка данных о налогах и сборах, размещенных на официальном сайте ФНС России, с помощью экономическо-статистического метода. Результатом исследования является сравнение двух режимов УСНО и АУСНО и выбор оптимальной налоговой нагрузки для предприятий малого бизнеса с целью повышения эффективности их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special Tax Regimes for Small Businesses: Problems of Choosing the Optimal Tax Burden

In accordance with the norms of Russian legislation, taxpayers by default fall under the general taxation system. Developing financial and economic activities, commercial enterprises may apply various tax regimes: transition, for example, to the simplified taxation system (STS), unified agricultural tax, patent system, etc., is carried out at the initiative of the taxpayer, i. e. is of notification nature. It should be noted that due to the restrictions established by the legislation, special tax regimes may be applied not by all taxpayers, but only by those that meet certain criteria, including: the status of the taxpayer (legal entity or individual); type of activity; number of employees in the staff; value of depreciated property; size and composition of income; complexity of accounting and tax accounting, etc. The taxpayer’s status is not subject to special tax regimes. Since the aggregate of tax payments (tax burden) is a defining moment for a business owner, the issues of its optimization become particularly relevant. The purpose of the study is to develop a methodology for determining the tax burden by small businesses applying special tax regimes. In the course of the work we analyzed and systematized the norms of tax legislation of the Russian Federation and the Republic of Tatarstan, generalized economic literature in the field of small business taxation, as well as processed data on taxes and fees posted on the official website of the Federal Tax Service of Russia, using the economic and statistical method. The result of the study is the comparison of two regimes of STS and ASTS (automated simplified taxation system) and the choice of the optimal tax burden for small businesses in order to improve the efficiency of their activities.

Текст научной работы на тему «Специальные налоговые режимы для малого бизнеса: проблемы выбора оптимальной налоговой нагрузки»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2408-9303-2023-10-4-74-83 УДК 336.67(045) JEL H24, H25, H26

(CC) ]

Специальные налоговые режимы для малого бизнеса: проблемы выбора оптимальной налоговой нагрузки

Г. С. Клычоваа, Ж.Г. Леонтьева", Э. Н. Фахретдиновас, Е. В. Заугарова", И. М. Файзуллине

a c e Казанский государственный аграрный университет, Казань, Россия; d Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия

АННОТАЦИЯ

Согласно нормам российского законодательства налогоплательщики по умолчанию подпадают под общую систему налогообложения. Развивая финансово-экономическую деятельность, коммерческие предприятия могут применять различные налоговые режимы: переход, к примеру, на упрощенную систему налогообложения (УСН), единый сельскохозяйственный налог, патентную систему и др. осуществляется по инициативе самого плательщика, т. е. носит уведомительный характер. Заметим, что ввиду ограничений, установленных законодательством, специальные налоговые режимы могут применяться не всеми налогоплательщиками, а лишь удовлетворяющими определенным критериям, среди которых: статус налогоплательщика (юридическое или физическое лицо); вид осуществляемой деятельности; списочная численность сотрудников; стоимость амортизируемого имущества; размер и состав доходов; сложность ведения бухгалтерского и налогового учета и др. Поскольку для владельца бизнеса решающим моментом является совокупность налоговых платежей (налоговая нагрузка), особую актуальность приобретают вопросы ее оптимизации. Целью исследования является развитие методики определения налоговой нагрузки предприятиями малого бизнеса, применяющими специальные налоговые режимы. В ходе работы проведены анализ и систематизация норм налогового законодательства РФ и Республики Татарстан, обобщение экономической литературы в области налогообложения малого бизнеса, а также обработка данных о налогах и сборах, размещенных на официальном сайте ФНС России, с помощью экономическо-статистического метода. Результатом исследования является сравнение двух режимов УСНО и АУСНО и выбор оптимальной налоговой нагрузки для предприятий малого бизнеса с целью повышения эффективности их деятельности.

Ключевые слова: налоговый режим; малый бизнес; специальные режимы налогообложения; налоговая нагрузка

Для цитирования: Клычова Г. С., Леонтьева Ж. Г., Фахретдинова Э. Н., Заугарова Е. В., Файзуллин И. М. Специальные налоговые режимы для малого бизнеса: проблемы выбора оптимальной налоговой нагрузки. Учет. Анализ. Аудит = Accounting.Analysis.Auditing. 2023;10(4):74-83. DOI: 10.26794/2408-9303-2023-10-4-74-83

ORiGiNAL PAPER

Special Tax Regimes for Small Businesses: Problems of Choosing the Optimal Tax Burden

G. S. Klychovaa, J. G. Leontievab, E. N. Fakhretdinovac, V.E. Zaugarovad, i. M. Faizullinc

a- c e Kazan State Agrarian University, Kazan, Russia; d Saint-Petersburg State University of Economics, Saint-Petersburg, Russia

ABSTRACT

In accordance with the norms of Russian Legislation, taxpayers by default fall under the general taxation system. Developing financial and economic activities, commercial enterprises may apply various tax regimes: transition, for example, to the simplified taxation system (STS), unified agricultural tax, patent system, etc., is carried out at the initiative of the taxpayer, i.e. is of notification nature. It should be noted that due to the restrictions established by the legislation, special tax regimes may be applied not by all taxpayers, but only by those that meet certain criteria, including: the status of the taxpayer (legal entity or individual); type of activity; number of employees in the staff; value of depreciated property; size and composition of income; complexity of accounting and tax accounting, etc. The taxpayer's status is not

BY 4.0

© Клычова Г. С., Леонтьева Ж. Г., Фахретдинова Э. Н., Заугарова Е. В., Файзуллин И. М., 2023

subject to special tax regimes. Since the aggregate of tax payments (tax burden) is a defining moment for a business owner, the issues of its optimization become particularly relevant. The purpose of the study is to develop a methodology for determining the tax burden by small businesses applying special tax regimes. In the course of the work we analyzed and systematized the norms of tax legislation of the Russian Federation and the Republic of Tatarstan, generalized economic literature in the field of small business taxation, as well as processed data on taxes and fees posted on the official website of the Federal Tax Service of Russia, using the economic and statistical method. the result of the study is the comparison of two regimes of STS and ASTS (automated simplified taxation system) and the choice of the optimal tax burden for small businesses in order to improve the efficiency of their activities. Keywords: tax regime; small business; special taxation regimes; tax burden

For citation: Klychova G.S., Leontieva J. G., Fahretdinova E. N., Zaugarova V.E., Faizullin i. M. Special tax regimes for small business: Problems of choosing the optimal tax burden. Uchet.Analiz.Audit = Accounting.Analysis.Auditing. 2023;10(4):74-83. (in Russ.). Doi: 10.26794/2408-9303-2023-10-4-74-83

введение

На современном этапе нормативным законодательством РФ предусматриваются разные формы поддержки малого бизнеса. Одна из них — создание льготных или особых условий налогообложения, которые, как отмечает В. В. Громов [1, с. 10], в виде упрощенной системы налогообложения (УСН) «зачастую являются единственно приемлемым способом поддерживать рентабельность предпринимательской деятельности и конкурировать с более крупными компаниями». В то же время действующее налоговое законодательство устанавливает определенные ограничения на применение специальных налоговых режимов. По утверждению Р. Б. Шахбанова, «существует несоответствие критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого бизнеса и критериев для применения специальных налоговых режимов для субъектов МСП» [2, с. 87]. Это существенно сужает круг субъектов малого-предпринимательства, имеющих право пользоваться налоговыми преференциями в виде специальных режимов налогообложения [3, 4]. Так, Ю. А. Клейменова считает, что использование единого сельскохозяйственного налога значительно ограничивают такие факторы, как установление минимального уровня доли выручки от производства и переработки сельскохозяйственной продукции (не менее 70% от объема общей выручки), а также введение пороговых значений выручки для освобождения от уплаты НДС [5, с. 169].

Существование проблем с использованием специальных режимов подтверждает Е.А. Смородина. По ее мнению, малые предприятия, получившие освобождение от уплаты НДС, «теряют свои конкурентные преимущества» [6, с. 453]. Проводя оценку налоговой нагрузки ИТ-компаний, В. В. Громов делает вывод, что «налоговые обязательства малого бизнеса на УСНО сейчас выше, чем у среднего и крупного бизнеса,

пользующегося отраслевыми льготами на общем налоговом режиме» [1, с. 23], поэтому вопрос выбора режима налогообложения всегда остается актуальным. Это связано с постоянно меняющимся налоговым законодательством, а также отменой или введением предусматриваемых им новых налогов. Проанализировать объем налоговой нагрузки предприниматель должен при регистрации своего бизнеса, запуске нового вида деятельности, планировании инвестиций [7, 8]. Оценка правильности исчисления налогов может проводиться и в ходе внутреннего контроля — к примеру, по итогам проверки финансовых результатов предприятия может быть принято решение о смене режима налогообложения с начала следующего календарного года, если это не противоречит требованиям налогового законодательства [9-11].

анализ действующих в России режимов налогообложения

В налоговой системе РФ можно выделить два вида налогового режима: общий и специальные (см. рисунок и таблицу).

Как видно из рисунка, юридические лица и индивидуальные предприниматели, не перешедшие на специальные налоговые режимы, обязаны уплачивать налоги и сборы по общему режиму налогообложения в соответствии с нормами НК РФ1.

Из данных таблицы следует, что за период с января по ноябрь 2022 г. в структуре налоговых поступлений в бюджет РФ наибольший удельный вес занимают налоги на прибыль, добавленную стоимость и на доходы физических лиц. К «прочим» нами причислены налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, акцизы,

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/? ysclid=llcdivqfip779832827

Рис./Fig. Система налогообложения в РФ / Taxation system in the Russian Federation

Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.

Таблица / Table

Поступления налогов и сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ за период с января по ноябрь 2022 г. / Receipts of taxes and fees and other obligatory payments to the budget system of the Russian Federation for January-November 2022

Вид налога, сбора / Type of tax, fee Начислено, млн руб. / Accrued, mln rub. Удельный вес, % / Specific weight, % Поступило в бюджет РФ, млн руб. / Received by the RF budget, mln rub. Удельный вес, % / Specific weight, %

Налог на прибыль (Глава 25 НК РФ) 5 283 548,29 19,15 5 592 229,89 20,46

Налог на доходы физических лиц (Глава 23 НК РФ) 5 373 199,27 19,48 4 369 882,99 15,99

Налог на добавленную стоимость (Глава 21 НК РФ) 5 534 170,71 20,06 5 483 325,55 20,06

Налог на имущество организаций (Глава 30 НК РФ) 993 526,88 3,60 969 478,28 3,55

Транспортный налог (Глава 28 НК РФ) 42 142,65 0,15 113 227,72 0,41

Земельный налог (Глава 31 НК РФ) 155 503,14 0,56 157 967,56 0,58

УСНО (Глава 26.2 НК РФ) 3999,05 0,01 822 115,50 3,01

ЕСХН (Глава 26.1 НК РФ) 19 688,55 0,07 19 464,46 0,07

Патент 19 464,57 0,07 29 107,97 0,11

НПД 32 237,07 0,12 18 713,02 0,07

АУСН 11,77 0,00 10,94 0,00

Прочие налоги и сборы 10 132 915,20 36,73 9 754 434,41 35,69

Всего 27 590 407,15 100 27 329 958,29 100

Источник/Source: составлено авторами по официальным данным ФНМ России. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ / compiled by the authors according to official data of the Federal Tax Service of Russia. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/

госпошлина и др. Таким образом, из-за высокой налоговой нагрузки и сложности ведения бухгалтерского учета общую систему налогообложения большинство предпринимателей не рассматривают. Считается, что эффективным методом государственной поддержки малого бизнеса является применение специальных налоговых режимов [12]. Наиболее популярным у предпринимателей долгое время был единый налог на вмененный доход (ЕНВД), действовавший с 1 января 2002 до 2020 г. включительно, главным достоинством которого считалась не зависящая от фактического дохода сумма налога, которая могла быть уменьшена на уплаченные страховые взносы; привлекала и возможность совмещения ЕНВД с другими режимами налогообложения. В то же время, по мнению Правительства РФ, ЕНВД также использовался в целях уклонения от уплаты налогов, что значительно снижало доходы в бюджет.

Не секрет, что на практике специальные налоговые режимы применяются в целях минимизации налоговой нагрузки. Это, по мнению М. М. Низамутдинова и А. Г. Шакировой, достигается путем «искусственного разделения» бизнеса [13], поэтому со стороны налоговых органов активно проводится работа по ужесточению соответствующего контроля.

Альтернативой ЕНВД для индивидуальных предпринимателей стала патентная система налогообложения (ПСН), введенная в действие с 1 января 2013 г., согласно которой сумма налога также рассчитывается не с фактического, а с потенциально возможного дохода, однако ПСН не может применяться юридическими лицами [14, 15].

Введение с 1 января 2019 г. нового специального режима налога на профессиональный доход (НПД) для самозанятых граждан позволило многим россиянам не только легально заниматься своим делом,

но и привело к увеличению налоговых поступлении в бюджет [16]. В рамках эксперимента НПД сначала был веден в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан; а с 1 июля 2020 г. — на всей территории РФ2.

Республика Татарстан участвует и в пилотном проекте по внедрению с 1 июля 2022 г. автоматизированной упрощенной системы налогообложения (АУСНО)3, ставшей результатом цифровизации всей российской налоговой системы [17-20]. Главным принципиальным отличием этого режима является автоматический расчет налога на основе данных о доходах, поступающих в налоговую инспекцию в формате онлайн, что позволяет освободить бизнес от составления налоговой отчетности и ведения налогового учета. К числу положительных моментов АУСНО можно отнести и то, что в период ее применения у работодателей отсутствует обязанность по уплате страховых вносов с заработной платы работников (установлены «нулевые» ставки), а у предпринимателей — «фиксированных взносов» и взносов с доходов свыше 300 тыс. руб. В то же время при внедрения такой системы существуют проблемы. На наш взгляд, одним из главных негативных факторов являются достаточно высокие ставки по налогу по сравнению с другими специальными режимами. Так, если объектом налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, для АУСНО установлена ставка в размере 20%, тогда как для УСНО — она составляет 15% (в Республике Татарстан она снижена до 10%, а по отдельным видам деятельности даже до 5%)4. При выборе в качестве объекта налогообложения доходов для АУСНО ставка установлена в размере 8%, а для УСНО — 6%. С точки зрения законодателя увеличение ставок для АУСНО (по сравнению с УСНО) уравновешивается возможностью отказаться от страховых взносов, однако результаты нашего исследования показывают, что освобождение

от этого не всегда является преимуществом по сумме налоговой нагрузки.

алгоритм выбора налоговой нагрузки

Производители в сельском хозяйстве осуществляют выбор между общим режимом налогообложения и специальным в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН). Непопулярность иных специальных режимов, как показали исследования, обусловлена более низкой ставкой ЕСХН (6%) с разницы между доходами и расходами (тогда как по УСНО — 15%). В связи с этим нами рассмотрена методика выбора между УСНО (Глава 26.2 НК РФ)5 и АУСНО и предложен алгоритм сравнения этих систем на основе анализа норм налогового законодательства.

Равенство величин налоговой нагрузки при использовании обоих режимов при условии, что объектом налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, можно представить в виде формулы:

(Д - Рбв)*0,2 = (Д - Рбв - В)*0,15 + В,

(1)

2 Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/ (дата обращения: 12.11.2022).

3 Федеральный закон от 25.02.2022 № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_410240/.

4 Закон Республики Татарстан от 17.06.2009 № 19-ЗРТ «Об установлении налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения»

(с изм. от 18.06.2021). URL: https://www.nalog.gov.ru/rn16/ taxation/taxes/usn/11166073/

где Д — доходы от предпринимательской деятельности, принимаемые для исчисления налога; Рв — расходы от предпринимательской деятельности, принимаемые для исчисления налога, без суммы уплаченных страховых взносов; В — сумма уплаченных страховых взносов.

Левая часть формулы отражает налоговую нагрузку, равную размеру налога по АУСНО: 20% с доходов, уменьшенных на величину расходов. Сумма страховых взносов равна нулю.

В правой части формулы налоговая нагрузка определяется как сумма налога по УСНО: 15% с доходов, уменьшенных на величину расходов, и страховых взносов, уплаченных с заработной платы работников. Преобразуя формулу, можно определить, при какой величине страховых взносов налоговая нагрузка будет равной при обоих режимах (при тех же доходах и расходах):

B =

Д - Рбв х 0,05 0,85 '

(2)

Пример. Организация за налоговый период получила доход в размере 4000 тыс. руб. Расходы составили 1000 тыс. руб., но сюда не вошли страховые взносы.

5 URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=53&d ocumentId=184&ysclid=lldqqrqgul472188555

Определим сумму взносов, при которых налоговая нагрузка по двум режимам будет равной:

(4000 тыс. руб. - 1000 тыс. руб.) * 0,05: 0,85 = = 176,47 тыс. руб.

Налоговая нагрузка в условиях применения АУСНО рассчитывается следующим образом:

Налог по АУСНО = (4000 тыс. руб.- 1000 тыс. руб.) *

* 20% = 600 тыс. руб.

Сумма страховых взносов равна нулю; отсюда общая сумма налоговых платежей (или налоговая нагрузка) равняется 600 тыс. руб.

Расчет налоговой нагрузки при применении УСНО выглядит так:

(4000 тыс. руб. - 1000 тыс. руб. - 176,47 тыс. руб.) *

* 15% = 423,53 тыс. руб.

Страховые взносы составляют 176,47 тыс. руб., и итоговая сумма налоговых платежей (или налоговая нагрузка) определяется сложением этих величин:

423,53 тыс. руб. + 176,47 тыс. руб. = 600 тыс. руб.

То есть, если сумма страховых взносов превысит рассчитанную, равную 176,47 тыс. руб., налоговая нагрузка по УСНО будет больше, чем по АУСНО. Например, при страховых взносах в размере 200 тыс. руб. сумма налогов по УСНО составит 620 тыс. руб.

Для расчета суммы взносов на одного работника за один месяц используем формулу:

Враб. мес = (13 890 * 0,302) + (ОТ - 13 890) * 0,152, (3) где В , — сумма взносов на одного работника за

раб. мес

один месяц.

13 890 руб.- размер МРОТ в 2022 г.

Общий тариф взносов с суммы в пределах МРОТ составит 30,2% (22% — на обязательное пенсионное страхование; 5,1% — на обязательное медицинское страхование; 2,9% — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 0,2% — минимальный тариф по взносам за «травматизм»).

Общий тариф взносов с суммы выплат сотрудникам, которая превышает МРОТ (поскольку субъекты малого предпринимательства применяют к ней пониженный тариф страховых взносов) составит 15,2% (10% — на обязательное пенсионное страхование, 5% — на обязательное медицинское страхование, 0% — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 0,2% — минимальный тариф по взносам за «травматизм»).

С 1 января 2023 г. правительственным решением МРОТ увеличен и составляет 16 242 руб.; введен единый тариф взносов на обязательное пенсионное

страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 30%; сохранена величина льготного тарифа для малого бизнеса в размере 15% с выплат, превышающих МРОТ.

Таким образом, величина общего тарифа страховых взносов осталась прежней, однако сумма взносов на одного работника за один месяц изменилась в связи с увлечением МРОТ;

В

раб. мес

= (16 242 * 0,302) + (ОТ - 16 242)*0,152. (4)

При условии, что оклад работника установлен в размере МРОТ, ежемесячная сумма его страховых взносов составляет в 2023 г. 4906 руб.

Для организации предпочтительнее применять вариант УСНО, если численность работников (при оплате их труда в размере МРОТ) не превышает 3 чел., так как размер страховых взносов в год будет составлять:

(4906 руб. * 12 мес. * 3 чел.) = 117 744 руб., т.е. менее 176470 руб.

Отметим, что для обоих режимов законодательно введено понятие минимального налога, который налогоплательщик должен уплатить в бюджет, даже если величина исчисленного им налога окажется меньше или если он понесет убытки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При УСНО минимальный налог составляет 1% от суммы доходов, при АУСНО — 3% от суммы доходов.

При использовании УСНО сумма расходов (включая страховые взносы), будет вычисляться по формуле:

(Д - Р) * 0,15 = Д * 0,01.

(5)

Р = Д * 0,14:0,15, что составляет 3733 тыс. руб. Налог рассматриваемой организации при режиме УСНО рассчитывается следующим образом:

(4000 тыс. руб.— 3733 тыс. руб.) * 15% = 40 тыс. руб., а минимальный налог определяется так: 4000 тыс. руб. * 1% = 40 тыс. руб. То есть при расходах организации свыше 3733 тыс. руб. УСНО будет более выгодным при сумме страховых взносов не более 80 тыс. руб.:

Д * 0,03 = Д * 0,01 + В. (6)

В = Д * 0,02, т.е. 4000 тыс. руб. * 0,02 = 80 тыс. руб.

Для организации вариант УСНО останется наиболее предпочтительным, если работать будет 1 чел. при

оплате труда в размере МРОТ, так как сумма страховых взносов за год составит 58 872 руб. (4906 руб. * 12 мес.), что не превышает 80 тыс. руб.

Налоговые нагрузки, соответствующие обоим режимам (при условии, что объектом налогообложения выбраны доходы), можно представить в виде равенства

Д * 0,08 = Д * 0,06 * 0,5 + В. (7)

В левой части формулы определяется размер налога при АУСНО (с 8% с доходов). Сумма страховых взносов равна нулю.

В правой части — величина налога по УСНО (с 6% с доходов), уменьшенная на ^ суммы страховых взносов (но не более, чем на 50%). Преобразуя формулу, можно определить, при какой сумме страховых взносов налоговая нагрузка будет равной при обоих режимах (при той же величине доходов).

В = Д * 0,05, (8)

где Д — доходы от предпринимательской деятельности, принимаемые для исчисления налога; В —

сумма уплаченных страховых взносов. В нашем примере при доходах в сумме 4000 тыс. руб. и при страховых взносах в размере 200 тыс. руб. налоговая нагрузка будет равной при обоих режимах.

выводы

В настоящее время государством проводится политика поддержки малого бизнеса посредством ослабления налогового бремени путем внедрения в налоговую систему специальных режимов налогообложения, в том числе с применением ИТ-технологий. Переход на АУСНО, при которой нет необходимости ведения налогового учета и составления налоговой отчетности, воспринимается налогоплательщиками неоднозначно. Одна из причин — более высокие ставки по сравнению с УСНО. Разработанная нами методика позволяет предприятиям малого бизнеса самостоятельно сравнивать налоговую нагрузку при различных специальных режимах и принимать оптимальные решения о выборе наиболее подходящего. Надеемся, что результаты нашего исследования найдут одобрение в научном сообществе и законодательных ветвях власти.

списокисточников

1. Громов В. В. Специфика и проблемы налогового стимулирования малых ИТ-компаний в России. Финансовый журнал. 2022;14(1):8-25.

2. Шахбанов Р. Б. Методологические и организационно-экономические проблемы развития бухгалтерского учета в сфере малого и среднего предпринимательства. Вестник научной мысли. 2021;(6):84-89.

3. Клычова Г. С., Исхаков А. Т., Гатауллина А. А. Порядок выбора режима налогообложения для малого бизнеса. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2022;8(536):2-9.

4. Klychova G. S., Fakhretdinova E. N., Klychova A. S., Antonova N. V. Development of Accounting and Financial Reporting for Small and Medium-Sized Businesses in Accordance with International Financial Reporting Standards. Asian Social Science. 2015;11(11):318-322.

5. Клейменова Ю. А. Тенденции развития системы налогообложения субъектов малого предпринимательства сельскохозяйственной отрасли. Экономика, предпринимательство и право. 2022;12(1):165-174.

6. Смородина Е. А., Масленникова М. А. Проблемы применения специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства Российские регионы в фокусе перемен. Сборник докладов по материалам XII Международной конференции (Екатеринбург, 16-18 ноября 2017 г.). Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ; 2018:449-454.

7. Leontieva J., Zaugarova E., Klychova G. Tax system of consolidated taxpayers groups in Russia and ways of its improvement. MATEC Web of Conferences. 2018;(170):01087 URL: https://www.matec-conferences.org/articles/ matecconf/abs/2018/29/matecconf_spbwosce2018_01087/matecconf_spbwosce2018_01087.html

8. Бухарбаева А. Ж., Клычова Г. С., Зиганшин Б. Г. и др. Механизмы реализации инновационной политики в сельском хозяйстве Кызылординской области Республики Казахстан. Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2022;17(2):113-118.

9. Закирова А. Р., Клычова Г. С., Дятлова А. Ф. Развитие теоретических основ внутреннего контроля финансовых результатов предприятия. Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2020;15(3):99-106.

10. Klychova G., Zaugarova E., Zakirova A. et al. Control and analytical aspects of the management of financial results of enterprises. E 3S Web of Conference. 2021;(273):10039. URL: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/ abs/2021/49/e3sconf_interagromash2021_10039/e3sconf_interagromash2021_10039.html

11. Zakirova A., Klychova G., Dyatlova A. Internal control of transactions operation in the sustainable management system of organizations. E 3S Web of Conferences, 2021;(258):12009. URL: https://www.e3s-conferences.org/ articles/e3sconf/pdf/2021/34/e3sconf_uesf2021_12009.pdf

12. Александрова М. В., Юткина О. В., Полторанина А. С. Влияние бюджетно-налоговой политики государства на развитие малого бизнеса в современных условиях. Управленческий учет. 2022;2(2):304-315.

13. Низамутдинов М. М., Шакирова А. Г. Налоговое стимулирование деятельности сельскохозяйственный товаропроизводителей. Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2011;6(2):44-47.

14. Леонтьева Ж. Г. Отмена ЕНВД и проблемы бизнеса с переходом на другие системы налогообложения. Профессия бухгалтера — важнейший инструмент эффективного управления сельскохозяйственным производством. Сборник научнык трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В. П. Петрова (Казань, 16-17 марта 2021 г.). Казань: Казанский ГАУ, 2021:166-172.

15. Бычкова С. М., Макарова Н. Н., Суркова В. В. Патентная система налогообложения: анализ главнык трендов и проблематика (региональный аспект). Известия Международной академии аграрного образования. 2022;63):78-83.

16. Нуриева Р. И., Салахутдинова Э. Р., Абдурахманова К. И. Налоговое регулирование самозанятых граждан. Актуальные проблемы бухгалтерского учета и аудита в условиях стратегического развития экономики. Сборник научнык трудов по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции молодык ученык (Казань, 19-20 апреля 2022 г.). Казань: Казанский ГАУ; 2022:838-844.

17. Клыгаова Г. С., Закирова А. Р., Фахретдинова Э. Н., Мавлиева Л. М. Налоговая система для малого бизнеса в цифре: перспективы внедрения в России и Татарстане. Сборник научнык трудов по материалам Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Казанского государственного аграрного университета (Казань, 26-27 марта 2022 г.). Казань: Казанский ГАУ; 2022:158-164.

18. Емонакова Н. А. Концепция нового налогового режима — АУСН. Вектор экономики. 2022;2(68). URL: http://www.vectoreconomy.rU/images/publications/2022/2/taxes/Emonakova.pdf

19. Черезова Е. А. Цифровая экономика в налоговой сфере. Стратегии исследования в общественнык и гумани-тарнык науках. Сборник научнык трудов по материалам Международной научно-практической конференции (Белгород, 31 января 2022 г.) Белгород: АПНИ; 2022:104-111.

20. Фахретдинова Э. Н., Клыгаова Г. С. Влияние развития информационнык технологий на методику бухгалтерского учета малык предприятий. Вестник Казанского ГАУ. 2017;12(3):129-132.

references

1. Gromov V. V. Specifics and problems of tax incentives for small IT-companies in Russia. Finansovyi zhurnal = Financial Journal. 2022;14(1):8-25. (In Russ.).

2. Shakhbanov R. B. Methodological and organizational and economic problems of the development of accounting in the sphere of small and medium entrepreneurship. Vestnik nauchnoi mysli = Bulletin of Scientific Thought. 2021;(6):84-89. (In Russ.).

3. Klychova G. S., Iskhakov A. T., Gataullina A. A. The order of choosing the taxation regime for small business. Bukhgalterskii uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh = Accounting in budgetary and noncommercial organizations. 2022;8(536):2-9. (In Russ.).

4. Klychova G. S., Fakhretdinova E. N., Klychova A. S., Antonova N. V. Development of Accounting and Financial Reporting for Small and Medium-Sized Businesses in Accordance with International Financial Reporting Standards. Asian Social Science. 2015;11(11):318-322.

5. Kleimenova Y. A. Trends in the development of the system of taxation of small businesses in the agricultural industry. Ekonomika, predprinimatel'stvo iparvo = Journal of Economics, entrepreneurship and law. 2022; 12(1):165-174 (In Russ.).

6. Smorodina E. A., Maslennikova M. A. Problems of application of special tax regimes for small businesses. Russian regions in the focus of change. Collection of scientific works of the XII International Conference (Yekaterinburg, November 16-18, 2017). Yekaterinburg: Publishing house UMC UPI; 2018:449-454 (In Russ.).

7. Leontieva J., Zaugarova E., Klychova G. Tax system of consolidated taxpayers groups in Russia and ways of its improvement. MATEC Web of Conferences. 2018;(170):01087. URL: https://www.matec-conferences.org/articles/ matecconf/abs/2018/29/matecconf_spbwosce2018_01087/matecconf_spbwosce2018_01087.html

8. Bukharbaeva A. J., Klychova G. S., Ziganshin B.G et al. Mechanisms of innovation policy realization in agriculture of Kyzylorda region of the Republic of Kazakhstan. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Kazan State Agrarian University. 2022;17(2):113-118. (In Russ.).

9. Zakirova A. R., Klychova G. S., Dyatlova A. F. Development of theoretical foundations of internal control of financial results of the enterprise. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Kazan State Agrarian University. 2020;15(3):99-106. (In Russ.).

10. Klychova G., Zaugarova E., Zakirova A. et al. Control and analytical aspects of the management of financial results of enterprises. E 3S Web of Conference. 2021;(273):10039. URL: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/ abs/2021/49/e3sconf_interagromash2021_10039/e3sconf_interagromash2021_10039.html

11. Zakirova A., Klychova G., Dyatlova A. Internal control of transactions operation in the sustainable management system of organizations. E 3S Web of Conferences, 2021;(258):12009. URL: https://www.e3s-conferences.org/ articles/e3sconf/pdf/2021/34/e3sconf_uesf2021_12009.pdf

12. Alexandrova M. В., Yutkina O. V., Poltoranina A. S. Influence of budget and tax policy of the state on the development of small business in modern conditions. Upravlencheskij uchet = Management Accounting. 2022;2(2):304-315. (In Russ.).

13. Nizamutdinov M. M., Shakirova A. G. Tax stimulation of agricultural commodity producers. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Kazan State Agrarian University. 2011;6(2):44-47. (In Russ.).

14. Leontieva Zh. G. The abolition of UTII and business problems with the transition to other taxation systems. Accounting profession — the most important tool for effective management of agricultural production. Collection of scientific works of IX International Scientific and Practical Conference in memory of Professor V. P. Petrov (Kazan, March 16-17, 2021). Kazan: Kazan SAU; 2021:166-172. (In Russ.).

15. Bychkova S. M., Makarova N. N., Surkova V. V. Patent system of taxation: analysis of the main trends and problems (regional aspect). Izvestiya Mezhdunarodnoj akademii agrarnogo obrazovaniya = Proceedings of the International Academy of Agricultural Education. 2022;63):78-83. (In Russ.).

16. Nurieva R. I., Salahutdinova E. R., Abdurahmanova K. I. Tax regulation of self-employed citizens. Actual problems of accounting and auditing in the conditions of strategic development of the economy. Collection of scientific works of the All-Russian (national) scientific-practical conference of young scientists (Kazan, April 19-20, 2022). Kazan: KazanSAU; 2022:838-844. (In Russ.).

17. Klychova G. S., Zakirova A. R., Fakhretdinova E. N., Mavlieva L. M. Tax system for small business in digital: prospects for implementation in Russia and Tatarstan. /Collection of scientific works of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 100th anniversary of Kazan State Agrarian University (Kazan, March 26-27, 2022). Kazan: KazanSAU; 2022:158-164. (In Russ.).

18. Emonakova N. A. Concept of a new tax regime — AUSN. Vektor ekonomiki = Economy vector. 2022;2(68). URL: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2022/2/taxes/Emonakova.pdf (In Russ.).

19. Cherezova E. A. Digital economy in the tax sphere. Research strategies in social sciences and humanities. Collection of scientific works of the International Scientific and Practical Conference (Belgorod, January 31, 2022). Belgorod: APNI; 2022:104-111. (In Russ.).

20. Fakhretdinova E. N., Klychova G. S. The impact of the development of information technology on the methodology of accounting for small enterprises. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Kazan State Agrarian University. 2017;12(3):129-132. (In Russ.).

информация об авторах / about the authors

Гузалия Салиховна Клычова — доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита, Казанский государственный аграрный университет, Казань, Россия Guzaliya S. Klychova — Dr. Sci. (Econ), Professor, Head of the Department of Accounting and Audit, Kazan State Agrarian University, Kazan, Russia https://orcid.org/0000-0003-3175-6487 Автор для корреспонденции / Corresponding author: kgaukgs@mail.ru

Жамила Гареевна Леонтьева — доктор экономический наук, профессор, кафедры бухгалтерского учета и анализа, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия Zhamila G. Leontieva — Dr. Sci. (Econ), Professor, Professor of the Department of Accounting and Analysis, Saint-Petersburg State University of Economics, Saint-Petersburg, Russia https://orcid.org /0000-0001-7078-7978 fsu_ea@mail.ru

Эльвира Наилевна Фахретдинова — кандидат экономических наук, доцент, доцент, кафедры бухгалтерского учета и аудита, Казанский государственный аграрный университет, Казань, Россия

Elvira N. Fakhretdinova — Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor of Department of Accounting and Audit, Kazan

State Agrarian University, Kazan, Russia

https://orcid.org/0009-0001-4559-2631

fahretdinovae@mail.ru

Евгения Владимировна Заугарова — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия Evgeniya V. Zaugarova — Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor of the Department of Accounting and Analysis, Saint-Petersburg State University of Economics, Saint-Petersburg, Russia https://orcid.org/0000-0003-3002-3804 kazan-spb@mail.ru

Искандер Маратович Файзуллин — аспирант, Казанский государственный аграрный университет, Казань, Россия

Iskander M. Faizullin — postgraduate student of Kazan State Agrarian University, Kazan, Russia

https:// orcid.org/0009-0008-8215-7111

iskander.fajzullin.1999@mail.ru

Заявленный вклад авторов:

Клычова Г. С.— аналитическое структурирование объекта исследования; разработка структуры статьи, описание результатов и формирование выводов.

Леонтьева Ж. Г.— структурирование статьи, формулирование концептуальных основ исследования. Фахретдинова Э. Н.— подбор и анализ литературных источников, подготовка текста статьи; формирование выводов.

Заугарова Е. В.— подбор и анализ литературных источников.

Файзуллин И. М.— обзор литературных источников, подготовка и редактирование текста статьи. The declared contribution of the authors:

Klychova G.S.— аnalytical structuring of the research object, development of the article structure, description of the results and formation of conclusions.

Leontieva Zh.G.— structuring of the article, formulation of the conceptual basis of the research.

Fakhretdinova E.N.— selection and analysis of literary sources; preparation of the text of the article, formation of

conclusions.

Zaugarova E.V.— selection and analysis of literary sources.

Faizullin I.M.— review of literary sources, preparation and editing of the text of the article.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 08.08.2023; после рецензирования 10.08.2023; принята к публикации 19.08.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 08.08.2023; revised on 10.08.2023 and accepted for publication on 19.08.2023. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.