Научная статья на тему 'МАЛЫЙ БИЗНЕС В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ: КРИТЕРИИ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ'

МАЛЫЙ БИЗНЕС В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ: КРИТЕРИИ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / НАЛОГОВАЯ БАЗА / ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Г. Н.

Цель. Исследовать критерии применения специальных налоговых режимов субъектами малого бизнеса, выявить положительные стороны и недостатки этих режимов.Процедура и методы. Рассмотрена доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости в России и разных странах, показана динамика предприятий малого бизнеса в России. С постепенным уменьшением предприятий малого бизнеса определены причины, тормозящие его развитие, обозначены проблемы и перспективы развития предпринимательства в России. В статье использованы следующие методы исследования: теоретический метод, классификация, сравнительный анализ.Результаты. Показана выгодность применения малым бизнесом специальных налоговых режимов. В результате анализа выявлены как положительные, так и отрицательные стороны применения специальных налоговых режимов, таких как: упрощенная система налогообложения (УСН), единый сельхозналог (ЕСХН), патентная система налогообложения (ПСН), налог на профессиональный доход (НПД), автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН).Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретической и методологической основой исследования служат труды классиков экономической теории, ведущих отечественных и зарубежных учёных в области теории и практики налогообложения субъектов малого предпринимательства. Понятие малого предпринимательства трактуется теоретиками по-разному. Но какими бы ни были трактовки малого предпринимательства, это предпринимательство выполняет важнейшую социальную функцию, т. е. способствует созданию новых рабочих мест и поступлению налоговых платежей в бюджетную систему России. В современных условиях возможность использования льготных специальных налоговых режимов является инструментом поддержки предпринимателей (особенно владельцев малого и среднего бизнеса) и их возможности оптимизации своих налоговых платежей. Таким образом полученная большая часть прибыли была бы использована ими для дальнейшего развития бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS IN THE RUSSIAN ECONOMY: CRITERIA FOR THE APPLICATION OF SPECIAL TAX REGIMES

Aim. To explore the criteria for the application of special tax regimes by small businesses, to identify the positive aspects and disadvantages of these regimes.Methodology. The share of small and medium-sized businesses in GDP and employment in Russia and different countries is considered; the dynamics of small businesses in Russia is shown. With a gradual decrease in small businesses, the reasons hindering its development are identified; the problems and prospects for the development of entrepreneurship in Russia are outlined. The article uses the following research methods: theoretical method, classification, comparative analysis.Results. The profitability of the use of special tax regimes by small businesses is shown. As a result of the analysis, both positive and negative aspects of the application of special tax regimes were identified, such as: a simplified taxation system (STS), a single agricultural tax (SAT), a patent taxation system (PTS), a professional income tax (PIT), an automated simplified system taxation (ASSN).Research implications. The theoretical and methodological basis of the study is the works of the classics of economic theory, leading domestic and foreign scientists in the field of theory and practice of taxation of small businesses. The concept of small business is interpreted by theorists in different ways. But whatever the interpretation of small business, this business performs the most important social function and thus contributes to the creation of new jobs and the flow of tax payments to the Russian budget system. In modern conditions, the possibility of using preferential special tax regimes is a tool to support entrepreneurs (especially owners of small and medium-sized businesses) and their ability to optimize their tax payments. In this way, the majority of the profits received would be used by them for further business development.

Текст научной работы на тему «МАЛЫЙ БИЗНЕС В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ: КРИТЕРИИ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ»

УДК 336.221

Б01: 10.18384/2310-6646-2023-2-132-153

МАЛЫЙ БИЗНЕС В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ:

КРИТЕРИИ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ

Семенова Г. Н.

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, Российская Федерация Государственный университет просвещения

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация

Цель. Исследовать критерии применения специальных налоговых режимов субъектами малого бизнеса, выявить положительные стороны и недостатки этих режимов. Процедура и методы. Рассмотрена доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости в России и разных странах, показана динамика предприятий малого бизнеса в России. С постепенным уменьшением предприятий малого бизнеса определены причины, тормозящие его развитие, обозначены проблемы и перспективы развития предпринимательства в России. В статье использованы следующие методы исследования: теоретический метод, классификация, сравнительный анализ.

Результаты. Показана выгодность применения малым бизнесом специальных налоговых режимов. В результате анализа выявлены как положительные, так и отрицательные стороны применения специальных налоговых режимов, таких как: упрощенная система налогообложения (УСН), единый сельхозналог (ЕСХН), патентная система налогообложения (ПСН), налог на профессиональный доход (НПД), автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН).

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретической и методологической основой исследования служат труды классиков экономической теории, ведущих отечественных и зарубежных учёных в области теории и практики налогообложения субъектов малого предпринимательства. Понятие малого предпринимательства трактуется теоретиками по-разному. Но какими бы ни были трактовки малого предпринимательства, это предпринимательство выполняет важнейшую социальную функцию, т. е. способствует созданию новых рабочих мест и поступлению налоговых платежей в бюджетную систему России. В современных условиях возможность использования льготных специальных налоговых режимов является инструментом поддержки предпринимателей (особенно владельцев малого и среднего бизнеса) и их возможности оптимизации своих налоговых платежей. Таким образом полученная большая часть прибыли была бы использована ими для дальнейшего развития бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, специальные налоговые режимы, доходы, расходы, налоговая ставка, налоговая база, объект налогообложения, индивидуальный предприниматель

© CC BY Семенова Г. Н . , 2023.

SMALL BUSINESS IN THE RUSSIAN ECONOMY: CRITERIA FOR THE APPLICATION OF SPECIAL TAX REGIME

G. Semenova

Plekhanov Russian University of Economics

per. Stremyanniy 36, Moscow 117997, Russian Federation

State University of Education

ul. Very Voloshinoi 24, Mytishchi 141014, Moscow Region, Russian Federation Abstract

Aim. To explore the criteria for the application of special tax regimes by small businesses, to identify the positive aspects and disadvantages of these regimes.

Methodology. The share of small and medium-sized businesses in GDP and employment in Russia and different countries is considered; the dynamics of small businesses in Russia is shown. With a gradual decrease in small businesses, the reasons hindering its development are identified; the problems and prospects for the development of entrepreneurship in Russia are outlined. The article uses the following research methods: theoretical method, classification, comparative analysis. Results. The profitability of the use of special tax regimes by small businesses is shown. As a result of the analysis, both positive and negative aspects of the application of special tax regimes were identified, such as: a simplified taxation system (STS), a single agricultural tax (SAT), a patent taxation system (PTS), a professional income tax (PIT), an automated simplified system taxation (ASSN). Research implications. The theoretical and methodological basis of the study is the works of the classics of economic theory, leading domestic and foreign scientists in the field of theory and practice of taxation of small businesses. The concept of small business is interpreted by theorists in different ways. But whatever the interpretation of small business, this business performs the most important social function and thus contributes to the creation of new jobs and the flow of tax payments to the Russian budget system. In modern conditions, the possibility of using preferential special tax regimes is a tool to support entrepreneurs (especially owners of small and medium-sized businesses) and their ability to optimize their tax payments. In this way, the majority of the profits received would be used by them for further business development.

Keywords: small business, special tax regimes, income, expenses, tax rate, tax base, object of taxation, individual entrepreneur

Введение

Приоритетным направлением деятельности государства является льготное налогообложение малого бизнеса. Ситуация в экономике складывается не лучшим образом для малых предприятий, однако, при эффективном управлении существует реальная возможность оптимизации расходов на текущие операции внутри организации, что частично позволит компенсировать рост инфляции, а также за счёт использования методов снижения рисков - предотвратить вероятность банкротства предприятия . В этой связи вопрос налогообложения малого бизнеса стоит наиболее остро, т к во многих учебных пособиях специальные режимы налогообложения рассматривают как своего рода государственную поддержку малого и среднего бизнеса, которая существенно снижает налоговую нагрузку на бизне с. Но прежде чем рассматривать налогообложение малого бизнеса, необходимо определить его роль в экономике России .

Понятие субъектов малого предпринимательства и их роль в экономике России

Министром Великобритании М . Миланом в докладе о промышленном и финансовом состоянии страны в 1931 г. был впервые официально употреблён термин «малое предпринимательство» . Последующее упоминание «малого предпринимательства» было отражено в законе «Об определении вида обслуживания» в США в 1948 г. А затем в 1953 г. был издан закон «О малом бизнесе», в котором под малым предприятием понималась независимая от прочих организаций в управлении организация, при этом такая организация не является более значимой в области своего функционирования [18, с . 52].

Необходимо отметить, что данное определение в настоящее время вызовет разногласия, так как понимание малого предпринимательства несколько трансформировалось, но на тот период оно являлось достаточно точным . Это объясняется тем, что в период появления Закона «О малом предпринимательстве», форма малого бизнеса была мало распространена в США, сейчас же доля малого бизнеса в ВВП страны составляет более 50% . В мире по данным ООН примерно 50% населения занято в малом бизнесе Общее количество малых предприятий составляет 53-55 млн, что обеспечивает до 75% новых рабочих мест [17, с . 132].

Упоминание малого предпринимательства в России на законодательном уровне относят к началу возрождения предпринимательства в январе 1991 г., когда в действие вступили Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и иные последующие законы о его развитии [7, с. 110].

Понятие малого и среднего предпринимательства установлено на законодательном уровне в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Согласно данному в законе определению «субъектом малого предпринимательства являются хозяйствующие субъекты в статусе юридического лица (ЮЛ) или индивидуального предпринимателя (ИП), которое соответствует установленным в упомянутом законе критериям и сведения, о котором в обязательном порядке внесены в единый реестр субъектов малого предпринимательства» [18, с . 65].

Данные критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства определены Федеральным законом №209-ФЗ Указанный закон является основным в урегулировании прав и деятельности малых и средних предприятий на территории Российской Федерации В научной литературе существует множество различных определений понятия малого предпринимательства Рассмотрим некоторые из них Для начала определим, что есть предпринимательство и предпринимательская деятельность

В западных источниках предпринимательство предполагает не только стремление предпринимателя получить экономическую выгоду, но и задействование экономического творчества К примеру, П Друкер в своих трудах подчёркивал связь предпринимательства с инновациями, относя его к разновидностям социальной деятельности . Создавая новые блага, предприниматель как бы даёт вторую «жизнь» имеющимся ресурсам При этом предприниматель не приспосабливается к рынку, а ищет и создаёт новые возможности извлечения прибыли в текущих рыночных условиях [9, с. 215]. Такой взгляд на предпринимательство в западной экономике сформировался за счёт того, что он не обязательно должен быть собственником капитала, он новатор

Но взгляды зарубежных и российских авторов на предпринимательство и его сущность различаются При этом понятия предпринимательства и бизнеса в отечествен-

V3V

ных трудах фактически не разграничиваются. За рубежом бизнес не равно предпринимательство, он не предполагает новаторства и творческой деятельности. В России же наоборот. К примеру, определение, данное в пособии по предпринимательству М . Г. Лапусты, раскрывает понятие предпринимательства следующим образом: «система отношений, возникших в результате предпринимательской деятельности, является бизнесом» . Т. е . фактически стоит знак равно между предпринимательством и бизнесом В то же время автор ссылается на то, что предпринимательство, представляя собой сложную цепочку целенаправленных действий, содержит поиск творческих идей, их анализ и оценку, а также предполагает формирование определённых целей по внедрению инновационных идей и продуктов [9, с . 220]. М . Г. Лапуста даёт определение малому предпринимательству в целом, как относительно небольшой деятельности, которая имеет несложную организационную структуру под управлением одного собственника с ограниченным капиталом и небольшой долей товаров на рынке [8, с. 636].

Определяя непосредственно категорию малого предпринимательства, некоторые авторы не только ссылаются на критерии, установленные Федеральным законом №209-ФЗ, но и указывают, что к основным количественным показателям также относится объём уплачиваемых налогов, стоимость активов и иные показатели .

В научных трудах также определяются качественные характеристики малого предпринимательства. Так, согласно определению Н . М . Филимоновой, «под малым предпринимательством понимается небольшой объём деятельности, за результаты которого полностью несет ответственность сам предприниматель - владелец, он же самостоятельно принимает решения и оценивает возможные риски, которым подвержено малое предпринимательство в большей степени» [18, с . 32].

К малым и средним предприятиям могут быть отнесены, представленные на рисунке 1 субъекты, которые соответствуют установленным критериям

хозяйственные общества

хозяйственные товарищества

хозяйственные партнерства

производственные кооперативы

потребительские кооперативы

крестьянские (фермерские) хозяйства

индивидуальные предприниматели

Рис. 1 /Fig. 1Субъектымалогоисреднегопредпринимательства России / Subjectsof small and medium businessin Russia

Источник: составлено автором .

V/ИУ

Малый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, выполняя важнейшую социальную функцию Т е положительное влияние оказывает на сокращение уровня безработицы и общей социальной напряжённости в обществе Путём создания предпринимателями собственного дела на фоне прогрессирующей в рынке реструктуризации крупных организаций [16, с. 170].

Мировой опыт отражает значимость предпринимательства в экономике страны, так как определяет темпы роста, структуру и качество ВВП Малый бизнес, который не оценён по-настоящему в нашей стране со стороны отдельных законодателей, в экономически развитых странах является движущей силой . Малый бизнес - это независимые предприятия, производящие и предоставляющие социально необходимые услуги в целях извлечения прибыли [2, с . 339].

Малое предпринимательство зачастую воспринимается как фактор обеспечения занятости населения страны, компенсационный инструмент на региональных рынкгп труда.Миссия малого предпринимательстварассматривается несколько шире (рис 2)

' Малый бизнес являются важнейшим источником новых идей для

экономики. Здесь формируются технологические стартапы и прорывные инновации. Вновь созданные компании лучше улавливают перспективный спрос и тем самым открывают новые направления экономического роста

С расширением процессов цифровой трансформации даже небольшой бизнес становится глобальным и способным к включению в глобальные цепочки добавленной стоимости. С учетом вероятной трансформации многих цепочек в посткризисный период небольшие компании могут стать основой быстрой перестройки сетей поставок

Наряду со статическим вкладом в экономику роль предпринимательства исключительно важна с позиций обеспечения высоких темпов роста. Именно в секторе малого и среднего бизнеса наблюдается такой феномен, ч как быстрорастущие компании - «газели»

Именно предпринимательство может стать важнейшим инструментом обеспечения экономической успешности граждан, реализации гибких траекторий развития для населения различных возрастов и компетенций у

Рис. 2 / Fig.2. Авварткое прерставадвле миссии мтло го предтриниматтльсуваеРосавдс АиЬогЪ ргетег^аиопоГвтаЦ Ьштевагтввюп т Яии1а

Источник: тосватаено автором .

Этапы становления малого бизнеса в России предопределяют уровень самостоятельности и важности развития данного сектора экономики В этой связи госу-давсльомбыти тионльл1 иопыткииoлтижeнрюврорнoстал, тдторые атзиикают у предпринимателей малого бизнеса при регистрации и ведении налогообложения и )тгёту, ратвитиималорвгфедпринимраельства [6, с. 17]л

Несмотря на значимость малого бизнеса, его вклад в российскую экономику незначителен, так как это обусловлено особенностями государственного регулиро-длтдт [3, л 165].

Статистические данные и мировой опыт экономически развитых стран подтверждает вклад малого предпринимательства не только в экономику конкретной страны, но и в мировую экономику Доля малого и среднего предпринимательства в США - 56%, Японии - 55%, а в России - 20,8% производства ВВП . При этом средний показатель вклада малого и среднего предпринимательства в странах ЕС превышает 70% . Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП, основываясь на статистических данных общероссийской общественной организации «Деловая Россия», в Российской Федерации порой ниже показателей стран, где экономика только формируется (табл . 1) .

Именно этот существенный факт является причиной незначительной роли, которая отводится предприятиям малого и среднего бизнеса в России . Такое положение не выгодно для предпринимательства, не выгодно для экономики и экономической безопасности нашей страны

Таблица 1 / Table 1

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости в разных странах / The share of small and medium-sized businesses in GDP and employment in different countries

Страна Доля в ВВП, % Доля занятых, %

1 2 3

Израиль 62,3 68,7

Китай 60,0 83,0

Узбекистан 56,9 78,0

США 56,0 52,0

Япония 55,0 72,0

Германия 43,0 57,0

ЮАР 42,0 47,0

Вьетнам 40,0 50,0

Малайзия 39,0 48,0

Россия 20,8 27,0

Источник: [18].

Таким образом, малое предпринимательство как неотъемлемый элемент рыночных отношений и важнейший элемент системы экономической безопасности государства, является мощнейшим источником развития экономики в целом, не только отвечает интересам России, но и способен приумножить национальное богатство страны, и создавать инновационные ценности, которые в современных экономических условиях необходимы России

Нормативное регулирование субъектов малого бизнеса в России, проблемы и перспективы развития

Понятие малого предпринимательства зафиксировано в ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 ФЗ № 209-ФЗ . Малыми предприятиями могут быть как юридические лица (ЮЛ) в виде организаций различных организационно-правовых форм (АО и ООО), так и индивидуальные предприниматели (ИП), которые соответствуют указанным критериям

Одним из обязательных условий деятельности малого предпринимательства является регистрация бизнеса в качестве юридического лица (ЮЛ), индивидуального предпринимателя (ИП) При этом деятельность самозанятых также можно приравнивать к субъектам малого предпринимательства

В ст 48 Гражданского кодекса РФ даётся понятие юридического лица «Юридическим лицом может быть организация, имеющая обособленное имущество и отвечающее им по своим обязательствам . Юридическое лицо имеет право приобретать и осуществлять гражданские права от своего лица, нести гражданские обязанности, а также быть истцом и ответчиком в суде»1

Словосочетание «индивидуальная предпринимательская деятельность» также закреплено в Гражданском кодексе РФ, соответственно, на законодательном уровне под ней понимается деятельность, в основе которой заложены:

- независимость

- рискованность

- направленность на систематическую прибыль от применения имущества, реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг

Под самозанятыми понимается деятельность физического лица (ФЛ) или индивидуального предпринимателя (ИП) на территории тех субъектов, где проводится экспериментальный налог, при осуществлении которой взимается специальный налог на профессиональный доход (НПД)2 .

В ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ указаны особенности нормативно-правового регулирования развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Значительное влияние государства на малый бизнес оказывается через законотворчество . Упомянутым выше законом о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ вносятся мероприятия по поддержке малого предприниматель-ства3 Процедуры, связанные с налогообложением, представлены в Налоговом кодексе РФ4

Деятельность малого предпринимательства может быть выстроена как на применении общего режима налогообложения, так и на специально разработанных для малого предпринимательства специальных налоговых режимах

Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации определяет сущность и закрепляет понятие малого предпринимательства, а также меры государственной поддержки, её формы и виды5 .

Федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля вступил в силу в 2009 г и определил порядок создания, контроля над деятельностью малого предпринимательства, а также его взаимодействия с исполнительными органами власти на всех её уровнях6

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СПС «Консультант плюс» . Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» // СПС «Консультант плюс» . . Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»

Налоговый кодекс Российской Федерации: часть 1 от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ и часть 2 от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ // СПС «Консультант плюс»

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 10.02. 2023) .

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СПС «Консультант плюс»

V3V

Так строится первый уровень законодательного управления деятельности малых предприятий в России .

Второй уровень управления содержит различные положения с рекомендациями по ведению деятельности

Третий - объединяет все ведомственные документы, а именно письма, инструкции, методические рекомендации, разъяснения Минфина и иных органов исполнительной власти

Четвёртый уровень - предполагает наличие внутренних документов у субъекта малого предпринимательства, а именно устава, учётной политики, приказов, распоряжений руководства и иных документов, которые относятся к порядку функционирования малого предприятия

Основные цели проводимой государством политики, которая направлена на оказание поддержки малому предпринимательству, функционирующему на территории Российской Федерации, представим на рисунке 3 .

1) развитие субъектов малого бизнеса для образования конкурентной среды в экономике Российской Федерации___ _ _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) обеспечение благоприятных условий к развитию субъектов малого бизнеса

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого бизнеса

4) оказание помощи субъектам малого бизнеса в продвижении выпускаемых ими товаров (услуг, работ), результатов деятельности интеллектуального типа на рынок Российской Федерации и рынки других государств

5) увеличение числа субъектов малого бизнеса

6) развитие самозанятости и обеспечение занятости населения

7) увеличение удельного веса выпускаемых субъектами малого бизнеса товаров (услуг, работ) в объеме ВВП

8) увеличение удельного веса налогов, которые уплачены субъектами малого бизнеса, в налоговых доходах бюджета федерального уровня, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов местного уровня

PMC.3/Fig.3.L[enHnonHTHKH государствапо поддержкемалого бизнеса в России / Goals of government policy to support small businesses in Russia

Источник: [17].

Закреплённые на законодательном уровне формы государственной поддержки представимна рисунке 4.

Финансирование малого бизнеса определено нормами законодательства и предполагает выделение средств из бюджета Российской Федерации, а также региональных и местных бюджетов в соответствии с целью финансовой поддержки . Формы финансовой поддержки малого бизнеса могут принимать вид инвестирования в развитие, государственных и муниципальных гарантий, а также субсидий

К мерам финансовой поддержки зачастую относят существующие налоговые режимы для малого предпринимательства, которые предполагают освобождение от ряда обязательных налогов, а также возможности льгот, налоговых каникул и иных мер

V13V

Финансовая поддержка

Имущественная поддержка

Информационная поддержка

Консультационная поддержка

Оказание помощи по повышению квалификации, переподготовке и подготовки кадров

Поддержка в сфере инноваций и промышленного производства

Поддержка деятельности внешнеэкономического характера

Рис. 4/F ig. 4.Формыгосударственной поддержкималого бизнеса России / Forms of state support for small business in Russia

Источник: [7].

Имущественная поддержка малого бизнеса заключается в передаче имущества государства или муниципалитета во временное пользование малому бизнесу Под имуществом понимаются в данном случае объекты, подпадающие под определение основных средств . Важным моментом выступает условие предоставления, а именно их безвозмездный характер .

Поддержка информационного характера заключается в информировании малого предпринимательства о значимых для его деятельности изменениях на законодательном уровне

Поддержка в виде предоставления консультаций исполнительными органами государственной власти на всех уровнях именуется консультационной поддержкой, которая предполагает соответствующие услуги, компенсации расходов, понесённых малым предпринимательством на оказание ему таких услуг.

Поддержка, оказываемая государством в виде направлений кадрового состава предприятия на повышение квалификации, является следствием формирования образовательных программ . В их основу входят условия предоставления услуг на основе государственных стандартов образования в целях совершенствования знаний, а также оказания учебно-методологической и научно-методической помощи

Для малых предприятий, осуществляющих деятельность в области инновационных и промышленных технологий, государство предоставляет поддержку в виде создания научно-производственных зон, технопарков и иных вспомогательных центров и т. д .

Создание условий сотрудничества с международными компаниями и иными государствами закладывается в основу государственной поддержки малых предприятий осуществляющих внешнеэкономическую деятельность .

Несмотря на обширность форм государственной поддержки, в законе о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ есть небольшая, но существенная оговорка, что поддержку могут получить не все субъекты малого предприниматель-ства1 В законе есть закрытый перечень тех, кто под меры поддержки не подпадает

В современных экономических условиях поддержка малого предпринимательства является одной из наиболее приоритетных задач государственной политики

1 Ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в

Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс» .

V140;

Высокий уровень социально-экономической значимости малого предпринимательства определяет необходимость совершенствования системы государственной поддержки, направленной на обеспечение благоприятных условий функционирования, сохранения существующих позиций и дальнейшего развития структур малого предпринимательства [15, с. 486].

Состояние управления и развития малого бизнеса можно считать основой эффективного управления и развития экономики, так как это способствует развитию во всех сферах общественных отношений и тем самым решению многих социальных проблем

Малый бизнес имеет все перспективы быть основным фактором ускорения преобразований на рынке, который способен обеспечить достойные условия жизни для миллионов граждан . Позитивное развитие и стабильность малого бизнеса - это залог экономической безопасности страны Тем не менее, малый бизнес, не смотря на свои возможности в воздействии на политику, экономику и социальную сферу, подвержен ряду внешних факторов, а именно политических, экономических, организационных, правовых и иных, которые оказывают существенное влияние на его развитие

Тогда как малое и среднее предпринимательство занимает минимум половину ВВП развитых стран: 75% - в Евросоюзе, 56% в США, 55% - в Японии, 33% - в странах ОЭСР, на 10 тыс . российского населения предприятий малого и среднего предпринимательства приходится в среднем 180, а в Венгрии - 548, Германии 274, Бразилии - 240. Более 60% населения занято в сфере малого и среднего предпринимательства в ведущих странах мировой экономики Так, в Японии этот показатель составляет 72%, в Евросоюзе - 75%, в США - 52% [5, с . 474].

Представленные данные отражают масштаб отставания России в развитии малого и среднего предпринимательства не только от экономически развитых стран, но и от развивающихся

На рисунке 5 представлена динамика микро- и малых предприятий за пять лет.

6 100 ООО 6 ООО ООО 5 900 000 5 800 000 5 700 000 5 600 000 5 500 000 5 400 000 5 300 000 5 200 000 5 100 000

252 521

225 396

213 312

217 344

213 036

5 793 134

ноябрь 2018 ноябрь 2019 ноябрь 2020 ноябрь 2021 ноябрь 2022

Ри с. 5 / Fig.

busine s se s in

В Микропреприятия И Малые предприятия 5 Динамика предприятий малого бизнеса в России, тыс . единиц / Dynamics of small Russ ia,thousand units

Источник:составленоавторомна базе ан алитическихданных ФНС России [Электронный ресурс].

URL: https://www. nalog. ru (дата обращения: 10.02.2023).

V14y

Из рис . 5 видно, что динамика малых предприятий за последние пять лет имеет регресс . Если в ноябре 2018 г. количество предприятий малого бизнеса было 252 521, то в ноябре 2022 г. - 213 036, меньше на 39 485 единиц (84,4%) .

Микропредприятий в ноябре 2018 г. числилось 5 729 651, то в ноябре 2022 г. -5 677 603, меньше на 52 048 единиц (99,1%) . В этот период большое влияние на бизнес оказала пандемия СОУГО-19, которая продолжалась в 2020 и начале 2021 гг.

Конечно же, пандемия затронула все сферыдеятельностии слои населения, особенно отрицательно сказаласьна предприятиях малого бизнеса. Статистика показывает, что предприниматели, работавшие в малом бизнесе, вынуждены были закрываться на время или вовсе ликвидировать свой бизне с. Как следствиерезко отрицательная динамика количества предприятий малого бизнеса [12, с. 142].

К паедемии прибавились еще и санкции Запада. Воздействие санкций повлияло также на развитие бизнеса в России в 2022 г., а также в первую половину 2023 г. , особеннв ада в трааивосо на девтел вносдс п ]тедпрлятмд мал ого ди знвса, д стязы с прогрессирующим ростом закупочных цен, снижением спроса и выручки, многим предпринимателям приходится закрыватьсвой бизнес.

Однако необходимо обратить внимание на динамику работников, занятых у субъектов малого предпринимательства, которая представлена на рисунке 6 .

8 000 000

7 000 000 6 000 000 5 000 000 4 000 000 3 000 000 2 000 000 1 000 000 о

ноябрь 2018 ноябрь 2019 ноябрь 2020 ноябрь 2021 ноябрь 2022 -Занятые на микропредприятиях —■—Занятые на малых предприятиях

рис.6 / Fig-б.Динамика работников, занятых у субъектов малого предпринимательства в России / Dynamics oMemplo^es employedby small businesses inRussia Источник: составлен о автором на базе аналитических данных ФНС России [Электронный ресурс].

URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 10.02.2023).

Несмотря на снижение числа микропредприятий, число занятых на них имеет стабильную динамику, и даже небольшой рост, однако в 2021 г. отмечается снижение . Занятость на малых предприятиях фактически сопоставима с занятностью на микрокреапевятиях, иотя их аисли гмноздм акжп

Заметим, что 15% предприятий малого бизнеса осуществляют свою деятельность в сфереатеоктвлуства жиеых и некиилыхвоаний, акило 14% еаняны вмфкре

V142y

автомобильного игрузового транспорта, 12% предоставляют услугивсфере розничной торговлипреим)дцесгве ннопищевыуо о т. д.

Представим причины, которые способствовали и продолжают способствовать замедлению ртзситяр маеого бизнеса в Российской Федерации, на рисунке 7 .

Сложная экономическая и финансовая обстановка в стране

Слабая правовая защищенность предпринимателей

Низкий уровень правовых и экономических знаний самих предпринимателей

Негативное отношение к предпринимателям части населения

Спад производства

Слабые действия государственной поддержки в сфере малого бизнеса

Снижение покупательной способности население на массовую продукцию (в связи с кризисной обстановкой в стране)

Плохая деловая этика, как в бизнесе, так в государственном секторе

Рис. 7/ Fig. 7. Причины, тормозящие развитиюмалого бизнеса в России / Reasens hindsring the development ofsmalO bu/mnso inRussia

Источник: составлено автором .

Замедление теишов раовития малооо п^доринимательсоосвнастоящее время и несбрсансированиортв ег^ос^^е^^ст^е^ы^/зИс р^р/^)а^туры обуслоиятна,ы пары^) очередь, чрезмерностью торговли . Что свидетельствует о недостаточности финансовых, ма-териелрне/х, ирсдоиых и до^их ресурсов ы доуыих отраслях, 1^^ел^ыез^еобходимы для азвтизидиитворческргт г^^с^з^/^г^г^иомногл потенциала прермсднимательства и интенсификации российской экономики .

В сферах, где нрроолее зыаяиаетыр ^нноыса^е^(^^ня^1/г^с^ее1^:ялая, о первую очередь, дужна гс^^^в^с^р^с^овеноая ]тиапер^жка. Таш иск именря здете сесльная возможность формирования базы интенсивного развития всей экономики Выход из кризиыа т эканoммчecкoй деят aбырызaцми малому бизне-

су трудно раглиснем. Вмесся cтвшнвЗиюрaeрря колоссамтньшгюосдциал малого предпринимательства, который просто не используется в России [4, с . 22].

НтoыароиыыыфaкPPмявляазда то,чтр снтчительный yjooH экономряе России и заруВтжныхстранншнрс нвcемкoоннаеыолы(амаpы со oаpaншчааIlю - самоизоляция, которая вводилась государствами для предотвращения распространения корoнaимолр а.

Современная ситуация является очень нестабильной и быстро меняющейся. В кризисные периоды традиционно сложилось, что предприятиям малого бизнеса приходится сложнее всего . Так как зачастую они не обладают необходимым уровнем запасов и опыта в антикризисном менеджменте Соответственно, если на предприятиях более крупных кризис может отразиться в виде замедления темпов роста выручки, частичного её снижения, отсутствия или временного наличия убытка, то для малого бизнеса с большей вероятностью всё может обернуться ликвидацией . Конечно, и крупный бизнес может быть ликвидирован в случае неквалифициро-

ванного управления в кризисных ситуациях, но это скорее исключения, чем аксиома, как с предприятиями малого бизнеса [1, с 34]

При этом необходимо подчеркнуть тот факт, что рассчитывать на получение поддержки от государства малому бизнесу можно в меньшей степени, т к наибольший интерес для государства представляют крупные предприятия, и как инвестиционный объект, и как налогоплательщик, а также объект обеспечения наибольшей занятости населения . Не смотря на это, в задачи государства должно входить стремление поддержать большее количество малого предпринимательства . Т. к ., несмотря на свои размеры, именно оно может стать главным рычагом экономики

Рассмотрим сферы деятельности предприятий малого бизнеса, которые больше всего пострадали в период самоизоляции в 2020 г и сейча с Ограничения касались прежде всего тех, чья деятельность связана с прямым контактом между людьми Т е , как было выше сказано, это сфера услуг и прямые продажи Официальный перечень отраслей российской экономики, которые в наибольшей степени пострадали от пандемии, был утверждён в апреле 2020 г. Постановлением Правительства РФ №4341

Т. е . в период самоизоляции компании потеряли взаимодействие с клиентами, что отразилось на выручке предприятий - она просто прекратила поступать, а расходы в виде аренды помещений, заработной платы сотрудникам, процентов по кредитам и займам, налогов остались В этой связи компании стали искать новые каналы продаж - маркетплейсы, собственные интернет-магазины, чтобы нарастить прибыль и снизить текущие расходы В этой связи наиболее актуальной стала помощь малому бизнесу со стороны государства

Разработанные для малого бизнеса специальные налоговые режимы существенно снизили его налоговое бремя, однако высокие тарифы по страховым взносам оказывали на протяжении долгого времени значительное негативное влияние на общее состояние малого бизнеса . Это заставляло и заставляет предпринимателей и сейчас оставаться в теневом секторе экономики, т е выплачивать серые заработные платы, занижать выручку и уходить от налогов Такая тенденция сохранялась на протяжении многих лет. Что сказывалось не только на отчислениях во внебюджетные фонды, но и на общих показателях развития экономики [14, с . 127].

Для ряда субъектов малого или среднего предпринимательства на законодательном уровне установили пониженные тарифы страховых взносов на часть выплат, превышающих МРОТ2 . При этом выплаты, не превышающие МРОТ, облагаются по обычной ставке3

Применяются следующие ставки в части, превышающей МРОТ:

- 10,0% - в Социальный Пенсионный фонд и Фонд социального страхования РФ;

- 5,1% - в Фонд медицинского обязательного страхования

Установленный в России федеральный МРОТ на 01.01.2023 составляет 16 242 руб . 4

1 Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» // СПС «Консультант плюс» .

2 Ст. 6 Федерального закона от 29.12. 2020 № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СПС «Консультант плюс» .

4 Федеральный закон от 19 12 2022 № 522-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» // СПС «Консультант

Сейчас взносы платят по совокупной ставке 30% с выплат в пределах МРОТ И только к выплатам сверх МРОТ можно применять пониженную ставку 15,1% (п .2 ст 425 и подп 17 п 1 ст 427 НК)1

В этой связи произведём анализ мер поддержки субъектов малого предпринимательства, которые были реализованы или анонсированы Правительством РФ Реализация мер поддержки была возложена на Министерство экономического развития России, Федеральную налоговую службу РФ и Корпорацию малого и среднего предпринимательства России

Соответственно, можно сказать, что к настоящему моменту предпринимается попытка сформировать комплексную систему поддержки малого бизнеса, которая предполагает наличие благоприятной среды для ведения бизнеса и имеет высокоэффективные инструменты общей и адресной поддержки малого бизнеса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рисунке 8 представлены проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России.

низкий потребительский спрос недостаток финансовых активов ограничения связанные с политическими и эпидемиологическими обстоятельствами ограниченность применения мер государственной поддержки

снижение административных барьеров и налоговой нагрузки "Л создают благоприятную среду ведения бизнеса развитие инновационных технологий и распространение онлайн торговли

осознание государством и предпринимателями важности малого бизнеса

возможность выхода на международный рынок

рис. 8 / Fig. 8.Проблемы и перспективы раз вития малого предпринимательства в России / Problems andprospectsfor thedevelopmentofsmall business inRussia

Ирточник.-сосо авдьн о автором .

Такииобна зом, дсосел ьвюстт маоого предмфинимвтвльства миитм существенное влияние на экономику страны в целом, так как данная область является лидером тнсозданиюрт.анох ммтт.позволяет ртсвивато иифраструмо^у иподдерживать социальное равенство в обществе . Приэтом субъектами малого предпринимательства могут стать не только юридические лица, но и индивидуальные предпринима-пелм и физииескас лмца а квчсгввегамазаняаым, тиимснимщие аемов от профессиональный доход (НПД)

Соваанчгнаягсчоготаисистема для моВъежтов матова тизнрда а России

Самавмеммар кала малого бизресабольшой ты бор для

оптимизации налогообложения Это особые льготы, которые используются малым исредним би з не спит статже индивидуалаиыми кредпринммаренямъ. Ъля малого

1 Налоговый кодекс Российской Федерации: часть 1 от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ и часть 2 от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ // СПС «Консультант плюс»

бизнеса на законодательном уровне уменьшаются налоговая и административная нагрузки, и в течение трёх лет, если малым бизнесом не было совершено никаких налоговых правонарушений, то налоговые органы не проводят выездных налоговых проверок

В настоящее время, в условиях финансового кризиса, дефицита федерального бюджета, экономических санкций со стороны западных стран, можно говорить об изменении условий функционирования малых предприятий и необходимости государственной системы поддержки этого сектора. Одним из базовых принципов налогообложения малого бизнеса является стабильность налоговой нагрузки В России основными мерами налогового стимулирования развития малого предпринимательства являются:

- специальные налоговые режимы - упрощённые правила ведения налогового учёта, упрощённые формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

- упрощённая система ведения бухгалтерской отчётности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

- упрощённый порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчётности;

- нулевая ставка для уплаты страховых взносов при применении налога на профессиональный доход и автоматизированную упрощённую систему налогообложения (АУСН);

- освобождение от НДС и от налога на прибыль для предприятий малого бизнеса, если сумма выручки от реализации товаров будет менее 2 млн руб . за три предшествующих календарных месяца;

- региональные налоговые льготы - субъекты Российской Федерации имеют возможность понизить ставку по УСН, сделав её даже 0%, а также сделать дополнительные льготы по налогу на прибыль, уменьшив ставку 17% на 4 процентных пункта, и налогу на имущество, установив ставку от 0 до 2,2%

Общая система налогообложения (ОСНО) в большинстве случаев применяется крупным бизнесом, который имеет большие доходы свыше 200 млн . руб . и среднюю численность сотрудников свыше 200 чел . Индивидуальные предприниматели, используют эту систему, работая с НДФЛ - 13% .

Общая система налогообложения (ОСНО). Общая система налогообложения (ОСНО), на которую каждое юридическое и физическое лицо переводится сразу же после регистрации Она предусматривает обложение бизнеса всеми налогами (НДС, налог на прибыль, налог на имущество, НДФЛ и т. д . ) . Это наименее привлекательная система для малого бизнеса, так как она содержит наибольший объём налогов и необходимость вести подробный налоговый бухгалтерский учёт всех финансово-хозяйственных операций [11, с . 669].

Небольшие предприятия и индивидуальные предприниматели имеют возможность самостоятельно выбирать используемый льготный режим налогообложения К льготному режиму налогообложения относят специальные налоговые режимы1 . Схематично специальные налоговые режимы можно отобразить следующим образом (табл 2)

Рассмотрим критерии применения малым бизнесом каждого специального налогового режима на основании таблицы 2.

1. Упрощённая система налогообложения (УСН). Упрощённая система применяется малым бизнесом и индивидуальными предпринимателями Организации

1 Ст. 18 НК РФ // СПС «Консультант плюс» .

Таблица 2 / Table 2

Системы налогообложения малого предпринимательства / Taxation systems for small businesses

Системы налогообложения

ОСНО (Общая система) Специальные налоговые режимы

АУСН (доходы) УСН (доходы минус расходы) ЕСХН (Сельскохозяйственный налог ПСН (Патентная система) НДП (налог на самозанятость)

АУСН (доходы минус расходы) УСН (доходы)

Могут применять юридические лица Не могут применять юридические лица

Могут применять ИП

Источник: составлено автором.

малого бизнеса освобождаются от НДС, за исключением импортёров, налога на прибыль, налога на имущество организаций, региональных и местных налогов, за исключением налогов транспортного и земельного . Индивидуальные предприниматели не являются налогоплательщиками НДС, за исключением импортёров, НДФЛ, имущественного налога с физических лиц, если это имущество используется ими в предпринимательской деятельности

Существуют ограничения перехода на этот режим . Основные ограничения: первое - это доход, который за год не должен превышать 150 млн руб, второе - это остаточная стоимость основных средств, которая не должна быть более 150 млн руб , третье - это среднесписочная численность, которая должна не превышать 100 чел . Налогоплательщик выбирает из двух объектов налогообложения для себя самый выгодный, а это могут быть «доходы за вычетом расходов» или только чистые «доходы» . От выбора объекта налогообложения зависит ставка налога. Если по выбору налогоплательщика объектом налогообложения будут «доходы за вычетом расходов», то ставка применяется в размере 15%, а если только «доходы», то ставка - 6% . Чаще всего малый бизнес выбирает именно эту систему налогообложения, поскольку она позволяет вести упрощённый учёт, и объёмы налоговых платежей (рис . 9) .

2. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Единым сельскохозяйственным налогом могут воспользоваться только сельхозпроизводители, которые осуществляют первичную переработку и реализацию своей сельхозпродукции . Вся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства, продукция животноводства относится к сельскохозяйственной продукции, а также к ней относится и рыбная продукция Организации освобождаются от уплаты НДС, за исключением импортёров, налогов на прибыль и имущество организаций, а индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты НДФЛ, налога на имущество физических лиц, если это имущество используется ими в сельскохозяйственной деятельности, а также от региональных и местных налогов, за исключением налогов транспортного и земельного Такие организации и индивидуальные предприниматели могут заниматься и иными видами деятельности, но, чтобы удержаться на этой системе, необходимо, чтобы их доходы от сельхозпродукции составляли не менее 70% . Ставка налога установлена в размере 6%, отчётность сдаётся один раз в год

3. Патентная система налогообложения (ПСН). Патентную систему называют иногда торговым налогом малого бизнеса. Используют систему индивидуальные предприниматели, которые оказывают бытовые услуги населению или торгуют различными товарами на рынках, в небольших магазинах, киосках, палатках Данная система предусматривает покупку патента на определённый срок (можно приобрести одного месяца до одного года), уплаченная за патент сумма и является налогом с совокупного дохода. Применять патентную систему можно наряду с иными режимами налогообложения, например, с упрощённой системой налогообложения (УСН) Налоговая ставка устанавливается в размере 6% от потенциально возможного совокупного дохода При этом патент уменьшается на всю фиксированную сумму страховых взносов индивидуального предпринимателя и плюс на 1 процентный налог (в 2023 г. фиксированная сумма страховых взносов составляет 45 842 руб . ) . В налоговые органы налоговые декларации и иная отчётность не сдаются [13, с. 81].

4. Налог на профессиональный доход (НПД). Налогом на профессиональный доход, а в большинстве случаев его называют налогом на самозанятость, могут воспользоваться физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, не имеющие работодателя и не привлекающие наёмных работников . Этот налог ввели для того, чтобы вывести часть доходов, особенно физических лиц, из тени . Это экспериментальный режим, который ввели на 10 лет (с 01. 01. 2019 год по 31.12.2028 г. ) . В 2022 г. приняли на своей территории этот налог 85 регионов . Налог нельзя совмещать с общей системой налогообложения (ОСНО), УСН, АУСН, ЕСХН . Максимальный лимит дохода по этому налогу 2,4 млн руб , но если доход превысит этот лимит, то физическому лицу придётся регистрировать себя индивидуальным предпринимателем и выбрать иную систему налогообложения Налоговая ставка зависит от того, кто перечисляет самозанятому доход Если самозанятый получил доход от физического лица, то ставка будет в размере 4% с полученного дохода, если от юридического лица, ставка - 6% Использование налога на профессиональный доход не требует ведения никакой налоговой отчётности [10, с . 80].

5. Автоматизированная упрощённая система налогообложения (АУСН). Новый экспериментальный специальный налоговый режим ввели для микро предприятий, которые будут регистрироваться в следующих субъектах: г Москва, Республика Татарстан, в Московской и Калужской областях Период проведения эксперимента: в течение 5 лет, т е с 1 июля 2022 г до 31 декабря 2027 г включительно Его основной целью является упрощение налоговой отчётности для предпринимателей, применяющих ККТ Перейти на такой режим могут индивидуальные предприниматели и организации малого бизнеса, имеющие доход не выше 60 млн руб . , а численность наёмных работников не должна превышать 5 чел . Ставка с объектом обложения «доходы» по этому налогу составляет 8%, ставка с объектом «доходы минус расходы» - 20% В качестве налогового периода признаётся календарный месяц Сдачи деклараций и иной отчётности не потребуется Расчёт налога будет производить налоговая инспекция на основании доходов и расходов при совершении расчётов, по которым применяется ККТ, а также на основании доходов и расходов при расчётах по счетам, открытым в уполномоченной кредитной организации Тарифы страховых взносов устанавливаются в размере 0%

Как и любой налог в системе налогообложения, специальные режимы имеют как положительные стороны, так и отрицательные. На рис . 9 показана численность налогоплательщиков, в связи с применением специальных режимов налогообложения, по видам налогов

vrny

2018 2019 2020 2021 1 полуг.2022

ED veil ■ Есхн @пен ннпд

Ри с. 9 / Fig. 9. Численность налогоплательщиков, в связи с применением специальных режимов налогоо 6ng>KeHH4,no видам налогов,ты с. единиц / Numberof taxpayers due to the use of special taxation regimes, by types of taxes, thousand units

Источник. составлено автором or (5мг аньлитичесрахдапных ФНС России [Электронный ресурс]. URL: https://www. nalog. ru (дата обращения: 10.02.2023).

Чаще всего налодоплательщикивыбираютупрощНнмую сдоеому налогообложения (УСН), особенно объект налогообложения «доходы» со ставкой 6%, и с каждым годом чииле нхдевь ихвгмлигндааисе. еспнвУГ18 г. нулогоплателещиков, применяющих УСН, составляло 3 057 тыс. , то на 1 полугодие 2022 г. - 4 082 тыс ., рост -t 02N выу. (N33,U%0.

С 1 января 2021 г. отменили единый налог на вменённый доход (ЕНВД), поэтому налогоплательщики, применяющие этот налог должны были выбрать для себя опеищаепидшрежим напогооближеоия ив лсИнеонющив.Длл еалыхерещприятий выбор выпал на УСН, для предпринимателей - также на УСН, но больше предпри-ниматевейперешли на паннненуюсистему мологооедожении (ри с. 9Н

Если в 2018 г. патент приобрели 383 ты с . предпринимателей, то за 1 полугодие УВОН г. - 1265 ™ с., ботьше на 882 ты с. (330,3%) .

С 1 января U019 г. а видеткснаримент апоявноао для

самозанятых - налог на профессиональный доход . Она сразу стала привлекательной для предприуимавенвйо фитимомни лдх в сеиеи с луеимизощиеё налогонбложемия . Если в 2019 г. она применялась только в четырёх регионах, то в 2022 г. уже в 85 . В 2019 г. эту смсвеин сунх иртментъ 3°° вы у., впн%а пон^одае -3 5 404 тыс. гфудмртдиимателей и Щизгдоеенпоеиц, роср ° 0 йб^И^^^ с. (1 603,У%) (%ос. H).

По численности налогоплательщиков, применяющих автоматизированную си-нуемн yeоeгаоеeюжeния (т/У(^Ни т серееино1 2022 н ндчалу 20лУ го, манник: из ФНС РФ не представлено .

унаждим нтжими сеещендйой сисвивмы взлдиеобоущения есть свои плюсы, а также и минусы:

1. При выборе малым бизнесом упрощённой системы налогообложения (УСН) с объ-нвтом нлвогооВсежения «доходыба нычетом раснодот» есаь нпееделённые плюсы:

- доходы можно уменьшить на расходы при исчислении налогооблагаемой базы;

- стивма пооущгу сиотемпнал егообложения (ОС.О^розмере 20%с «тоходов за вычетом расходов», при УСН она составляет 15% и может быть снижена до 5% в некоторых регионах;

V14V

- у индивидуального предпринимателя имеется возможность получения налоговых каникул на срок двух налоговых периодов;

- из начисленного налога можно уменьшить торговый сбор;

- прошлогодние убытки могут быть учтены при определении налоговой базы, т. е . возможно её уменьшение .

В то же время имеются следующие недостатки:

- списание всех расходов невозможно, существуют закрытый перечень расходов, который определён Налоговым кодексом РФ, а также условие - что все расходы должны быть документально подтверждены;

- даже в случае, если расходы оказались выше доходов, необходимо уплатить налог, исчисляемый от суммы дохода в размере 1%;

- учёт является более сложным в сравнении с УСН с объектом «доходы», т. к . необходимо вносить не только доходы и т п , но и расходы, которые должны иметь документальное подтверждение в виде первичной документации, отражённой в налоговом учёте

2 . При выборе малым бизнесом автоматизированной упрощённой системы налогообложения (АУСН) отметим преимущества применения данной системы:

- автоматизированный расчёт налога делает налоговый орган, а не сам налогоплательщик;

- предприятие освобождено от сдачи налоговых отчётностей, что существенно снижает нагрузку на специалиста в области налогового учёта или на самого предпринимателя;

- ставка по страховым взносам устанавливается в размере 0%, исключение составляют взносы на травматизм в размере 2 040 руб . в год;

- отсутствие обязанности по ведению налогового учёта и КУДиР.

3 . При выборе индивидуальным предпринимателем патентной системы налогообложения (ПСН) отдельно отметим преимущества выбора данной системы:

- отсутствие необходимости сдачи налоговых отчётов;

- покупка патента на срок от 1 до 12 месяцев, в течение которых не придётся общаться с налоговой инспекцией;

- обязанность в отношении ведения документов касается только книги учёта доходов;

- можно уменьшить сумму патента на сумму фиксированных платежей по страховым взносам;

- стоимость патента определяется в зависимости от предпринимательской деятельности и от потенциально возможного дохода, который устанавливается нормативными актами субъектов РФ

К недостаткам данной системы относится:

- в случае отсутствия дохода вернуть сумму, уплаченную на приобретение патента, невозможно;

- есть ограничения по приёму сотрудников - не более 15 чел ;

- доход не должен превышать за год 60 млн руб , в том числе и по другим системам, если индивидуальный предприниматель их совмещает в своей деятельности

Недостатком патентной системы налогообложения можно назвать то, что патент используется только в одном субъекте, и если у предпринимателя появляется желание работать в другом субъекте, то ему придётся покупать ещё один патент, но уже другого субъекта

4 . При выборе физическими лицами и индивидуальными предпринимателями налога на профессиональный доход отметим следующие преимущества:

- можно зарегистрировать себя как самозанятого через приложение «Мой налог», при этом не посещая налогового органа;

visoy

- простота уплаты налога, нет необходимости платить страховые взносы;

- налог рассчитывают налоговые органы и высылают ежемесячно платёжные поручения для уплаты, налог уплачивается, только когда есть доход, нет дохода - нет налога;

- предусмотрен налоговый вычет в размере 10 тыс руб, для развития бизнеса Недостатки патентной системы сводятся к следующему:

- не учитываются затраты, понесённые самозанятым в ходе бизнеса, например, арендные платежи, расходные материалы и т д ;

- больничный никто не оплатит;

- придётся самостоятельно копить на пенсию, т. к . страховые взносы не уплачиваются;

- трудовой стаж в этот период не включается, так как нет поступлений страховых взносов

Заключение

Выбор используемого режима налогообложения имеет большое значение при осуществлении налогового планирования для минимизации налогового бремени Таким образом, для отнесения предприятия к категории «малый бизнес» оно должно удовлетворять определённым критериям Среди них: средняя численность работников, величина выручки за год и доля участия в уставном капитале других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого предпринимательства. Но самое главное для малого бизнеса - это выбор выгодной системы налогообложения для оптимизации налоговых платежей

Сегодня можно говорить об изменении условий функционирования малых предприятий в России и о необходимости государственной системы поддержки данного сектора Основными мерами налогового стимулирования развития малого предпринимательства в России являются специальные налоговые режимы, упрощение системы ведения бухгалтерской и статистической отчётности, льготы в части уплаты страховых взносов, НДС и других налогов

Статья поступила в редакцию 13.02.2023.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гишкаева Л. Л. , Юпаева Г. Р. , Ганатов И . С. Малый бизнес в современной экономике // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 9 (91). С. 33-35.

2. Дацаева Р. Ш . , Шахаева Ф . М. Малый бизнес, его место в экономике РФ // Экономика и предпринимательство . 2021. № 9 (134). С . 337-340.

3. Казимагомедова З . А. Роль малого бизнеса в экономике России и ее регионов // Фундаментальные исследования. 2019 . № 8-1. С. 164-168.

4. Кийски С. В . , Семенова Г. Н . Специальные налоговые режимы для развития малого и среднего бизнеса // Современные проблемы, тенденции и перспективы развития предпринимательства в России: сборник научных трудов преподавателей и студентов кафедры экономики и предпринимательства. М . : Московский государственный областной университет, 2021. С. 17-26 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 . Коваленко Н. В . Отечественный и зарубежный опыт государственной поддержки ма-

лого и среднего предпринимательства // ЦИТИСЭ . 2020. № 2 (24). С. 471-485.

6 . Кулакова А. В . Малый бизнес и проблемы его становления в России // Интернаука.

2021. № 47-3 (223). С . 16-18 .

7 Малое предпринимательство Организация, развитие и управление малым предприятием / под науч. ред . Г. Л. Багиева, В. Ю . Бурова. М . : ИНФРА-М, 2020. 582 с.

8 . Нуцалханов А. А. Малый бизнес: понятие и преимущества // Экономика и предпри-

нимательство . 2020. № 5 (118). С. 636-637.

9 . Расулова Л . В . Трактование терминов «малый бизнес» и «малое предпринимательство»

в современной литературе // Science Time. 2018 . № 5 (29). С. 564-567.

10 . Семенова Г. Н . Налог на самозанятых для физических лиц и индивидуальных предпри-

нимателей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2021. № 2. С. 77-88.

11. Семенова Г. Н . Влияние налогообложения на развитие бизнеса // Экономика и предпринимательство . 2020. № 3 (116). С 667-671.

12. Семенова Г. Н . Налогообложение малого бизнеса. М. : КноРус, 2022. 248 с.

13. Семенова Г. Н . Патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей // Вестник Московского государственного областного университета Серия: Экономика. 2019 . № 3. С. 76-85.

14. Сибекова А. Р. Малый и средний бизнес России в условиях санкций // Экономика и бизнес: теория и практика 2022 № 4-2 (86) С 126-130

15 . Степанов А . М . Малый бизнес в современных экономических условиях // Аллея науки .

2019 . Т. 1. № 2 (29). С. 485-487.

16 . Сюй С. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России // Современные про-

блемы, тенденции и перспективы развития предпринимательства в России: сборник научных трудов преподавателей и студентов кафедры экономики и предпринимательства М : Московский государственный областной университет, 2021 С 168-175 17. Управление малым бизнесом: учебное пособие / под общ. ред. В. Д . Свирчевского . М. :

ИНФРА-М, 2022. 256 с. 18 . Филимонова Н . М. , Моргунова Н . В. , Ловкова Е . С. Экономика и организация малого и среднего бизнеса: учебное пособие. 2-е изд. , доп. М. : ИНФРА-М, 2020. 222 с.

1. Gishkaeva L. L. , Yupayeva G. R. , Ganatov I . S . [Small business in modern economy]. In: Ekonomika i biznes: teoriya i praktika [Economics and Business: Theory and Practice], 2022, no. 9 (91), pp. 33-35.

2 . Dacaeva R. Sh . , Shahayeva F. M . [Small business, its place in the economy of the Russian Federation], In: Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship], 2021, no . 9 (134), pp . 337-340.

3. Kazimagomedova Z . A. [The role of small business in the economy of Russia and its regions]. In: Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Research], 2019, no . 8-1, pp . 164-168.

4. Kijski S . V. , Semenova G. N. [Special tax regimes for the development of small and medium-sized businesses]. In: Sovremennyeproblemy, tendenciiiperspektivy razvitiyapredprinimatel'stva v Rossii [Modern Problems, Trends and Prospects of Entrepreneurship Development in Russia]. Moscow, 2021, pp. 17-26 .

5 . Kovalenko N. V. [Domestic and foreign experience of state support for small and medium-

sized businesses]. In: TsITISE [Journal of Chelyabinsk State University. Series: Economics],

2020, no. 2 (24), pp. 471-485.

6 . Kulakova A . V. [Small business and the problems of its formation in Russia], In: Internauka,

2021, no. 47-3 (223), pp. 16-18 .

7 . Bagiev G . L. , Burov V. Yu . , eds . Maloe predprinimatel'stvo. Organizaciya, razvitie i upravlenie

maly'm predpriyatiem [Small Business . Organization, Development and Management of Small Enterprises] Moscow, INFRA-M Publ , 2020 582 p

8 . Nutsalkhanov A . A. [Small business: concept and advantages]. In: Ekonomika i

predprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship], 2020, no. 5 (118), pp. 636-637.

9 . Rasulova L. V. [Interpretation of the terms "small business" and "small entrepreneurship" in

modern literature]. In: Science Time, 2018, no . 5 (29), pp. 564-567.

10 . Semenova G. N. [Tax on self-employed individuals and individual entrepreneurs]. In: Vestnik

REFERENCES

Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Economics], 2021, no. 2, pp. 77-88.

11. Semenova G. N . [The impact of taxation on business development]. In: Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship], 2020, no. 3 (116), pp. 667-671.

12. Semenova G. N. Nalogooblozhenie malogo biznesa [Taxation of small business], Moscow, KnoRus Publ. , 2022. 248 p .

13. Semenova G. N. [Patent taxation system for individual entrepreneurs]. In: VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Economics], 2019, no. 3, pp. 76-85.

14 . Sibekova A . R. [Small and medium-sized businesses in Russia under sanctions]. In: Ekonomika

i biznes: teoriya i praktika [Economics and Business: Theory and Practice], 2022, no. 4-2 (86), pp. 126-130.

15 . Stepanov A. M. [Small business in modern economic conditions]. In: Alleya nauki [Avenue of

Science], 2019, vol. 1, no. 2 (29), pp. 485-487.

16 . Syuj S . [Problems of small and medium-sized business development in Russia], In: Sovremennye

problemy, tendencii i perspektivy razvitiya predprinimatel'stva v Rossii [Modern Problems, Trends and Prospects of Entrepreneurship Development in Russia]. Moscow, 2021, pp. 168-175.

17 . Svirchevskij V. D. , ed . Upravlenie malym biznesom [Management of Small Business], Moscow,

INFRA-M Publ. , 2022. 256 p.

18 . Filimonova N. M. Ekonomika i organizaciya malogo i srednego biznesa [Economics and

Organization of Small and Medium-sized Businesses], Moscow, INFRA-M Publ. , 2020. 222 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Семенова Галина Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова; доцент кафедры экономики и предпринимательства Государственного университетва просвещения; e-mail: Sg6457@mail. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Galina N. Semenova - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof. , Department of State and Municipal Finance, Plekhanov Russian University of Economics, Department of Economics and Entrepreneurship, State University of Education; e-mail: Sg6457@mail. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Семенова Г. Н . Малый бизнес в экономике России: критерии применения специальных налоговых режимов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2023. № 2. С. 132-153. DOI: 10.18384/2310-6646-2023-2-132-153

FOR CITATION

Semenova G. N . Small Business in the Russian Economy: Criteria for the Application of Special Tax Regimes. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2023, no. 2, рр. 132-153. DOI: 10.18384/2310-6646-2023-2-132-153

V153y

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.