Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ УПРОЩЁННОЙ И АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ УПРОЩЁННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ'

СРАВНЕНИЕ УПРОЩЁННОЙ И АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ УПРОЩЁННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / УПРОЩЁННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ УПРОЩЁННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ БАЗА / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воливок Ольга Александровна, Ходякова Алина Константиновна

Сегодня уровень развития малого и среднего предпринимательства в стране является показателем уровня развития самой страны. Мировой опыт показывает, что в развитых странах доля МСП составляет от 72% до 94%. Именно в этих организация занято порядка 60% населения иностранных государств и на 1000 жителей приходится от 40 до 80 предприятий и ИП. В России этот показатель едва достигает 5 единиц субъектов. Однако не смотря на печальную статистику, в данный период времени власти РФ предпринимают множество различных решений, законов и указов в самых различных сферах деятельности предприятий, которые могли бы помочь сравнять отечественные показатели с мировыми «стандартами». Одной из таких сфер является налоговое законодательство, а именно, налоговые режимы. В недавнем прошлом в РФ был отменён ЕНВД (единый налог на вменённый доход) и большинство организаций перешли на УСН, не имея более достойной альтернативы. Сейчас же, спустя четыре года, от 25.02.2022 принят Федеральный закон № 17-ФЗ о введении новой экспериментальной системы налогообложения на основе УСН - АУСН. В настоящем материале раскрыта сущность АУСН, рассмотрены её преимущества и недостатки в сравнении с УСН. А также, произведены расчёты по выявлению наименьшего налогового бремени двух режимов на конкретном предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF SIMPLIFIED AND AUTOMATED SIMPLIFIED TAXATION SYSTEMS BY SMALL BUSINESSES

Today, the level of development of small and medium-sized businesses in the country is an indicator of the level of development of the country itself. World experience shows that in developed countries the share of SMEs ranges from 72% to 94%. It is in these organizations that about 60% of the population of foreign countries are employed and there are from 40 to 80 enterprises and individual entrepreneurs per 1000 inhabitants. In Russia, this figure barely reaches 5 entities. However, despite the sad statistics, in this period of time, the authorities of the Russian Federation are taking many different decisions, laws and decrees in various fields of activity of enterprises that could help to equalize domestic indicators with world “standards”. One such area is tax legislation, namely, tax regimes. In the recent past, UTII (single tax on imputed income) was canceled in the Russian Federation, and most organizations switched to the simplified tax system, having no more worthy alternative. Now, four years later, on February 25, 2022, Federal Law No. 17-FZ was adopted on the introduction of a new experimental taxation system based on the UST - AUST. This material reveals the essence of the AUST, its advantages and disadvantages in comparison with the UST are considered. And also, calculations were made to identify the lowest tax burden of the two regimes at a particular enterprise.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ УПРОЩЁННОЙ И АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ УПРОЩЁННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»

VOLIVOK Olga Alexandrovna and others

USE OF SIMPLIFIED AND AUTOMATED SIMPLIFIED .

Karelian Scientific Journal. 2022. Т. 11. № 2(39)

е-ISSN: 2712-9772

V7TK"- 991 4 I (¡9£ПВ2022 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

•У Д1Ч. JJO. ZZI. -+ |(сс) tjJCSj This is an open access article under the СС BY-NC 4.0 license

QQJ. | (j 57145/27129772 2022 11 02 05 lfcae3MI^Mhttps://cteativecommons.otg/licenses/by-nc/4.0/)

СРАВНЕНИЕ УПРОЩЁННОЙ И АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ УПРОЩЁННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

© Автор(ы) 2022

ВОЛИВОК Ольга Александровна, доктор экономических наук, доцент кафедры «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»

Владивостокский государственный университет, филиал в г. Находке 692906, Россия, Находка, volivokolga@mail.ru

SPIN: 6568-8782

AuthorlD: 800209

ORCID: 0000-0002-4733-605X

ХОДЯКОВА Алина Константиновна, студент

Владивостокский государственный университет, филиал в г. Находке 692906, Россия, Находка, hildebirn@mail.ru

ORCID: 0000-0003-4951-0434

Аннотация. Сегодня уровень развития малого и среднего предпринимательства в стране является показателем уровня развития самой страны. Мировой опыт показывает, что в развитых странах доля МСП составляет от 72 % до 94 %. Именно в этих организация занято порядка 60 % населения иностранных государств и на 1 000 жителей приходится от 40 до 80 предприятий и ИП. В России этот показатель едва достигает 5 единиц субъектов. Однако не смотря на печальную статистику, в данный период времени власти РФ предпринимают множество различных решений, законов и указов в самых различных сферах деятельности предприятий, которые могли бы помочь сравнять отечественные показатели с мировыми «стандартами». Одной из таких сфер является налоговое законодательство, а именно, налоговые режимы. В недавнем прошлом в РФ был отменён ЕНВД (единый налог на вменённый доход) и большинство организаций перешли на УСН, не имея более достойной альтернативы. Сейчас же, спустя четыре года, от 25.02.2022 принят Федеральный закон № 17-ФЗ о введении новой экспериментальной системы налогообложения на основе УСН - АУСН. В настоящем материале раскрыта сущность АУСН, рассмотрены её преимущества и недостатки в сравнении с УСН. А также, произведены расчёты по выявлению наименьшего налогового бремени двух режимов на конкретном предприятии.

Ключевые слова: налоговое законодательство, налоговая система, специальный налоговый режим, упрощённая система налогообложения, автоматизированная упрощённая система налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговая нагрузка, малый и средний бизнес, предпринимательство.

USE OF SIMPLIFIED AND AUTOMATED SIMPLIFIED TAXATION SYSTEMS

BY SMALL BUSINESSES

© The Author(s) 2022

VOLIVOK Olga Alexandrovna, Doctor of Economics, Associate Professor of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines Vladivostok State University of Economics and Service, branch in Nakhodka 692906, Russia, Nakhodka, volivokolga@mail.ru KHODYAKOVA Alina Konstantinovna, student Vladivostok State University of Economics and Service, branch in Nakhodka 692906, Russia, Nakhodka, hildebirn@mail.ru

Abstract. Today, the level of development of small and medium-sized businesses in the country is an indicator of the level of development of the country itself. World experience shows that in developed countries the share of SMEs ranges from 72 % to 94 %. It is in these organizations that about 60 % of the population of foreign countries are employed and there are from 40 to 80 enterprises and individual entrepreneurs per 1000 inhabitants. In Russia, this figure barely reaches 5 entities. However, despite the sad statistics, in this period of time, the authorities of the Russian Federation are taking many different decisions, laws and decrees in various fields of activity of enterprises that could help to equalize domestic indicators with world "standards". One such area is tax legislation, namely, tax regimes. In the recent past, UTII (single tax on imputed income) was canceled in the Russian Federation, and most organizations switched to the simplified tax system, having no more worthy alternative. Now, four years later, on February 25, 2022, Federal Law No. 17-FZ was adopted on the introduction of a new experimental taxation system based on the UST - AUST. This material reveals the essence of the AUST, its advantages and disadvantages in comparison with the UST are considered. And also, calculations were made to identify the lowest tax burden of the two regimes at a particular enterprise.

Keywords: tax law, tax system, special tax regime, simplified taxation system, automated simplified taxation system, the tax base, tax rate, the tax burden, small and middle business, business.

ВВЕДЕНИЕ

С проблемой грамотного, а главное, наиболее эффективного выбора системы налогообложения сталкивается практически каждый предприниматель. Этот вопрос был и остаётся наиболее существенным и весомым по отношению как к самому бизнесмену, так и к государству в целом. Эти режимы позволяют, в той или иной мере, оптимизировать налоговые платежи, тем самым предоставляют свободным денежным средствам быть направленными на развитие бизнеса.

Налоги - один из самых главных инструментов государства, предназначенный для регулирования и стабильного развития внутренней и внешней жизни страны. Благодаря налогам и сборам производится непрерывное поступление денежных средств в бюджеты на разных уровнях.

Однако, как в монете есть две стороны, так и у налогов имеется реверс. Он заключается, прежде всего, в высоких налоговых уплатах для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее МСП) [1].

Разумеется, говорить о том, что ликвидацию и процесс банкротства у такого бизнеса запускают исключительно налоги, некорректно. Не малую роль в этом играют и сами предприниматели, которые по множеству причин выбирают неверный налоговый режим. Причины такой недальновидности, тем не менее, могут заключаться в нежелании «заморачиваться» над сложными аналитическими и прогностическими процессами. Но также в них может лежать элементарное незнание действующего в РФ законодательства, неумение «примерять» на свой бизнес тот или иной режим и, как следствие, делать верные выводы, которые могли бы приве-

Карельский научный журнал. 2022. Т. 11. № 2(39)

e-ISSN: 2712-9772

ВОЛИВОК Ольга Александровна и другие СРАВНЕНИЕ УПРОЩЁННОЙ И АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ...

сти к успеху предприятие.

В настоящий момент, в Российской Федерации действует пять налоговых режимов. Четыре из них являются специальными, один - основным. Последний режим не требует от предпринимателей излишних действий по подаче заявления на переход на ОСНО, он является универсальными и применяется ко всем организациям и ИП, которые или не определились с выбором ранее, или они не подпадают ни под один из критериев для ведения бизнеса на одном из специальных режимов, или же они сознательно решили вести свою деятельность на ОСНО [2; 3].

Вторым режимом, первым специальным режимом, как правило, называют УСН, иначе упрощённая система налогообложения. Введённая в качестве альтернативного выбора наравне с ОСНО, она довольно быстро была оценена предпринимателями по достоинству, так как сильно упрощала исчисление налогов таким образом, что заменяла одной уплатой сразу три вида налога: на доходы (организаций и физических лиц), на имущество (организаций и физических лиц) и НДС.

Ко всему прочему, на данный момент УСН существует в двух видах: с объектом налогообложения в виде доходов и с объектом налогообложения в виде доходов за вычетом величины расходов. Это позволяет предпринимателям самим выбирать наиболее выгодный для себя и своего дела режим [4; 5].

Принимаем ко вниманию важный момент - налоговое законодательство никогда не стоит на месте. Законы каждый год претерпевают множество поправок, изменений, неактуальные отменяются и на их место приходят новые. Налоговые режимы также не терпят застоя, поэтому с 1 июля 2022 года стартует запуск новой, экспериментальной системы для малого и среднего бизнеса, под названием АУСН (автоматизированная упрощённая система налогообложения), которая регламентируется Федеральным законом от 25.02.2022 № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощённая система налогообложения» [6; 7].

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью исследования является выбор оптимального налогового режима для субъекта малого предпринимательства в современных экономических условиях страны. Соответственно, задачами исследования являются проведение сравнительного анализа УСН И АУСН, а также анализ данных эффективности их применения на примере конкретного предприятия. Объектом исследования представлены теоретические аспекты, раскрывающие суть упрощённой системы и автоматизированной упрощённой системы налогообложения, а также данные расчётов по выбору режима налогообложения из предложенных законодательством Российской Федерации систем [8; 9].

Исходя из цели и задач исследования, авторами статьи были использованы следующие методы: метод сравнения, методы дедукции и индукции, а также анализ литературных источников и контент-анализ.

В настоящей работе проведены вычисления для определения налоговой нагрузки по двум видам режимов объединённых одним объектом «Доходы». Приведены расчёты для сравнения УСН и АУСН по всем налоговым ставкам. По данным Единого Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕРМСП), на момент 10 мая 2022 года общее количество субъектов насчитывает 6 млн 7 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса. Среди них, 210 тыс. 800 субъектов относятся именно к малому бизнесу. Это всего 3,51 % от всех предприятий [10]. При этом, ознакомившись с динамикой по годам (для сравнения, в 2021 году субъектом малого бизнеса было на 4 тыс., в 2020 году на 11 тыс., в 2019 году на 36 тыс. официально зарегистрированных единиц больше), можно сделать вывод об отрицательной тенденции к уменьшению числа таких предприятий, что является

тревожным показателем для государства, так как МСП играет одну из ключевых ролей стабильности экономики всей страны [11].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Налоговое законодательство совершенствуется трудом множества умов и результатом на этот раз стала новая система на основе УСН. Эксперимент продлится до 31 декабря 2027 года, но уже в первые годы станет понятно, насколько эффективно себя проявит АУСН. Данное нововведение стало, по утверждению Н.А. Емонаковой, возможным, благодаря цифровизации налоговой системы [12].

На начальном этапе АУСН смогут применять МП в четырёх регионах, а именно: в Татарстане, Калужской области, Москве и Московской области. Новый налоговый режим рассчитан на организации и ИП с среднесписочным числом работников не более пяти человек в месяц (к тому же, все они обязаны быть налоговыми резидентами РФ, без права на досрочную пенсию, и получать з/п исключительно безналичным расчётом через банк), годовым доходом не превышающем лимита в 60 млн рублей. Стоит отметить, что подобные ограничения, в частности, по численности работников, по мнению Н.В. Падыгановой, является нецелесообразным в пик санкций, так как оно не способствует образованию большого числа рабочих мест, так необходимых на рынке труда в настоящий период времени [13].

Очередным условием перехода на АУСН является остаточная стоимость ОС, не могущая превышать лимита в 150 млн.рублей. Компании и ИП обязаны обладать открытым расчётным счётом в банке, который занесён в специальный реестр (на сегодняшний день этого реестра нет, но он создаётся и вскоре должен быть размещён на официальном сайте ФНС России) [14]. Также у компании должны отсутствовать филиалы и представительства, и доля участия сторонних организаций в уставном капитале не превышает 25 %. Ограничения по видам деятельности такие же, как и на УСН, более подробно с которыми можно ознакомиться в Главе 26.2 Части 2 НК РФ [9].

С 1 июля 2022 года применять режим смогут вновь зарегистрированные предприятия и ИП. С 1 января 2023 года - остальные организации и предприниматели, для чего через уполномоченный банк или Личный кабинет налогоплательщика им нужно будет направить уведомление не позднее 31 декабря 2022 года. Как и в «оригинальной» УСН, у предпринимателя будет выбор между АУСН «Доходы» и АУСН «Доходы минус расходы», чей принцип действия остаётся неизменным, однако ставка налога несколько поменялась. Теперь, для первого варианта она составит - 8 %, для второго - 20 % (статья 11 № 17-ФЗ об АУСН). В случае УСН решением властей субъекта РФ могут устанавливаться иные ставки (напомним, от 1 до 6 % в «Доходах» и от 5 до 15 % в «Доходах минус расходы»). С АУСН эта возможность отсутствует [15; 16].

На автоматизированной «упрощёнке» предпринимателей освободят от уплаты ряда налогов, в который включаются:

- НДС, кроме «агентского» и ввозного налога;

- Налог на прибыль, кроме налога с дивидендов и по отдельным долговым обязательствам (для организаций) и НДФЛ (для ИП);

- Налог на имущество организаций, кроме той недвижимости, налоговой базой которых является их кадастровая стоимость (для организаций) и налог на имущество физических лиц, однако за недвижимость, расположенную в офисных и торговых помещениях из перечня региона, налог уплачивается (для ИП).

Также налогоплательщик избавляется от необходимости платить взносы за себя, на медицинское, социальное и пенсионное страхование за работников, при этом сами работники от этого не пострадают - денежные суммы, предназначенные для ПФР, ФФОМС И ФСС, ком-

VOLIVOK Olga Alexandrovna and others

USE OF SIMPLIFIED AND AUTOMATED SIMPLIFIED .

Karelian Scientific Journal. 2022. Т. 11. № 2(39)

е-ISSN: 2712-9772

пенсируются из федерального бюджета. Тем не менее, единственным страховым взносом, который придётся уплачивать - от несчастных случаев на производстве и от профзаболеваний в строго фиксированной сумме (на 2022 она составляет 2 040 рублей). Взнос, как и налог по АУСН, выплачивается ежемесячно. Вполне возможно, что в перспективе АУСН может быть оптимизирован для нужд малого предпринимательства, как это сделано на УСН, однако правительство пока не собирается вносить никаких предложений на этот счёт [17; 18].

Для сравнения режимов в таблице 1 приведён расчёт налогового вычета на системах УСН 6 % и АУСН 8 % у условного ИП с годовым доходом в 300 тыс. рублей и без работников. МРОТ установлен в федеральном значении на 01.01.2022 г [19].

Таблица 1 - Сравнение режимов налогообложения в 2022 году по УСН и АУСН «Доходы»

2022 год УСН АУСН

ставка налога 6,00 8,00

МРОТ 13 890,00 13 890,00

ставка страховых взносов:

- до МРОТ 30,20 0,00

- свыше МРОТ 15,20 0,00

фиксированные взносы, ОПС 34 445,00 0,00

фиксированные взносы, ОМС 8 766,00 0,00

доходы за год 300 000,00 300 000,00

расходы за год 170 000,00 170 000,00

в том числе ФОТ за год 0,00 0,00

количество работников 0,00 0,00

страховые взносы с ФОТ 0,00 2 040,00

страховые взносы ИП (фикс. + 1%) 43 211,00 0,00

в т.ч. страховые взносы к вычету 9 000,00 0,00

налог 9 000,00 24 000,00

ИТОГО налоговая нагрузка 52 211,00 26 040,00

Как видно, разница в два раза, но здесь следует учитывать маленький доход предприятия, если же, к примеру, доход составит 1,5 млн рублей, разница будет не такой существенной. Или если то же условное ИП имеет в составе работников (а, следовательно расходы на ФОТ и страховые взносы по нему), доходы в размере 17 млн и подтверждённые расходы на 6,5 млн рублей, разница окажется не в пользу АУСН. Это видно по приведённым данным в таблице 2.

Таблица 2 - Сравнение УСН 6 % и 15 % с АУСН 8 % и 20 %

2022 год УСН 64 АУСН 8 «/с УСН 15% АУСН 20«/«

ставка налога 6,00 S.00 15,00 20.00

МРОТ 13 890,00 13 890,00 13 890,00 13 890,00

ставка страховых взносов:

-до МРОТ 30,20 0,00 30,20 0,00

- свыше МРОТ 15,20 0,00 15 ДО 0,00

фиксированные взносы, ОПС 34 445,00 0,00 34 445,00 0,00

фиксированные взносы. ОМС 8 766,00 0,00 8 766,00 0,00

доходы за год 17 000 000,00 17 000 000,00 17 000 000,00 17 000 000,00

расходы за год б 500 000,00 6 500 000,00 6 500 000,00 б 500 000,00

б т.ч. ФОТ за год 1 500 000,00 1 500 000,00 1 500 000,00 1 500 000,00

кол-во раоотников 4,00 4,00 4,00 4,00

страховые взносы с ФОТ 387 578,00 2 040,00 387 578,00 2 040,00

страховые взносы ИП (фикс. + 1%) 210 211,00 0,00 104 568,00 0,00

е т.ч. страховые 177 367,00 0,00 0,00 0,00

налог 510 000,00 1 360 000,00 1 575 000,00 2 100 000,00

ИТОГО налоговая 1 107 789,00 1 362 040,00 2 067 146,00 2 102 040,00

ВЫВОДЫ

В результате, проведённый анализ показал, что наиболее выгодный и экономный вариант ведения бизнеса классическая УСН с объектом налогообложения доходы, у которой общая налоговая нагрузка составила 1 107 789 рублей, а наиболее невыгодным - АУСН 20 % с нагрузкой в 2 102 040 рублей.

У АУСН действительно много ограничений, среди которых, пожалуй, самыми жёсткими являются ограни-

чения по максимальным доходам и числу работников. Кроме того, налоговая ставка у АУСН выше, чем на УСН и, как следствие, выше и процент минимальных отчислений (у УСН они составляют 1 %, на АУСН - 3 %). Ко всему прочему, налоговый период у предприятия и ИП составит не год, а месяц, а значит, бизнес будет подвергать более усиленному контролю со стороны ФНС и банков.

Несмотря на значительное количество минусов новой системы, важно отметить, что в реальности нельзя исключать ситуацию, когда микро-предприятие (их число по данным ЕРМСП составляет на 01.01.2022 г. 5 млн 778 тыс. субъектов и количество их продолжает расти, что говорит о положительной тенденции развития данного сектора экономики) с работниками сможет существенно сэкономить на нулевых ставках по страховым взносам. Кроме того, АУСН значительно выигрывает на фоне УСН в плане более простого подхода к отчётности. Так, для ИП объём отчётности сводится к необходимому минимуму. Перестаёт быть необходимым сдавать декларации, расчёты по 6-НДФЛ и пр. В действительности это значительно упрощает работу предприятий малого предпринимательства, возможность привлекать специалистов только на время составления основной отчётности [20]. В конечном итоге, этот налоговый режим и направлен на дальнейшее налоговое стимулирование, исходящее из снижения непроизводственных издержек, упрощению налогового учёта и отчётности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем, принимая к вниманию то, что новая АУСН на момент написания статьи ещё не введена в эксплуатацию в полной мере, нельзя однозначно сказать, какая система проявит себя на рынке лучше или хуже. С одной стороны, предприниматели располагают УСН, которая успела себя за прошедшее два десятилетия зарекомендовать как одну из лучших налоговых систем для субъектов малого и среднего предпринимательства. С другой стороны, на данном этапе нельзя верно предугадать вектор направления развития АУСН и её успешности, так как дать точную оценку выгодности перехода на новый режим невозможно, ввиду необходимости проведения расчётов по каждому конкретному виду бизнеса в отдельности с принятием во внимание существования множества факторов внешней и внутренней среды, которые бы учитывались при выборе системы [21].

Введение в пользование предприятий и организаций новых налоговых режимов, их тщательная разработка и экспериментальное внедрение в налоговую систему со стороны государства показывает, что прогресс в этой части не стоит на месте. Правительство России предпринимает всесторонние попытки для упрощения ведения бизнеса, и АУСН здесь, как когда-то УСН И ЕНВД - значительный шаг вперёд в преодолении проблем экономической и политической сфер в современных условиях.

В заключение стоит сказать, что уже сейчас АУСН находит своих пользователей, а значит, уже к концу 2023 года, когда переход на новый налоговый режим будет возможен и для МСП, станет возможно в полной мере провести анализ его эффективности, возможной темой дальнейших исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Куранова А.С., Бадеева Е.А. Предпринимательская активность малого и среднего бизнеса с учетом влияния налогового давления на примере Пензенской области // Актуальные проблемы учета, налогообложения и развития ключевых сфер экономики. 2021. — С. 3137. (Дата обращения 31.10.22)

2. Садыков М.А. Специальные налоговые режимы в 2017 году // Налоговая политика и практика. 2017. № 8 (176). — С. 42-45. (Дата обращения 31.10.22)

3. Карпова О.С., Формулевич Я.В. Развитие механизма налогообложения современного предпринимательства // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 9 (2). — С. 222-227. (Дата обращения 31.10.22)

4. Игнатова И.О. Использование упрощённой системы налогообложения малыми предприятиями // Молодой учёный. Актуальные вопросы экономики и управления. 2019. — С. 29-32. (Дата обращения 31.10.22)

5. КлимоваМ.А. Упрощенная система налогообложения: все нов-

Карельский научный журнал. 2022. Т. 11. № 2(39)

e-ISSN: 2712-9772

шества 2021 года //Налоговая политика и практика. 2021. № 5 (221). — С. 56-61. (Дата обращения 31.10.22)

6. Законопроект №20281-8 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощённая система налогообложения» // URL: https://goo.su/NvYX (Дата обращения 22.10.22)

7. Законопроект 20492-8 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощённая система налогообложения» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW (Дата обращения 31.10.22)

8. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 28.06.2022) // URL: https://goo.su/Pk37 (Дата обращения 22.10.22 г.)

9. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000№ 117-ФЗ (ред. от 14.07.2022)//URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (Дата обращения 22.10.22 г.)

10. Федеральная налоговая служба / Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // URL: https://ofd.nalog.ru/ (Дата обращения 22.10.22 г.)

11. Акопян Э.А., Горуцкая М.В. АСН как современный механизм поддержки бизнеса // Современное финансовое и налоговое право. 2022. — С. 7-11. (Дата обращения 31.10.22)

12. Емонакова Н.А. Концепция нового налогового режима — АУСН //Вектор экономики. 2022. № 2 (68). (Дата обращения 31.10.22)

13. Падыганова Н.В. Автоматизированная упрощенная система налогообложения для субъектов микропредпринимательства // Современная налоговая система: состояние, проблемы и перспективы развития. 2022. — С. 105-111. (Дата обращения 26.10.22)

14. Шинкарева О.В., Гусейнова М.И. Новый специальный налоговый режим «автоматизированная упрощенная система налогообложения» // Бухучет в здравоохранении. 2022. № 4. — С. 33-41. (Дата обращения 25.10.22)

15. Кайгородова О.В., Радянская Г.М. Автоматизированная упрощенная система налогообложения — новая ветвь привычной упрощен-ки // Трибуна студента. Право. Юридические науки. 2022. №8. — С. 238-243. (Дата обращения 26.10.22)

16. Кийски С.В., Семенова Г.Н. Специальные налоговые режимы для развития малого и среднего бизнеса // Современные проблемы, тенденции и перспективы развития предпринимательства в России. 2021. — С. 17-26. (Дата обращения 27.10.22)

17. Морозова Е.Д., Землякова А.В. Автоматическая упрощённая система налогообложения // Интеграция науки в эпоху кризиса: проблемы решения. Изд.: ООО «Манускрипт». 2022. — С. 326-327. (Дата обращения 31.10.22)

18. Лебедева Е.С. Автоматизированная система налогообложения //Цифровые трансформации экономики и права. 2022. — С. 70-73. (Дата обращения 28.10.22)

19. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) // URL: https:// goo.su/A6MVjaC (Дата обращения 22.09.22 г.)

20. ПьяноваМ.В. Налоговое регулирование малого и среднего предпринимательства: опыт применения Упрощенной системы налогообложения //Налоги. 2022. № 4. — С. 14-19. (Дата обращения 31.10.22)

21. Шабанова М.Р., Шумяцкий Р.И. Перспектива введения автоматизированной упрощённой системы налогообложения // Сибирская финансовая школа. 2022. № 1 (145). — С. 96-100. (Дата обращения 29.10.22)

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests

Received date: 02.10.2022 Revised date: 18.11.2022 Accepted date: 30.11.2022

ВОЛИВОК Ольга Александровна и другие СРАВНЕНИЕ УПРОЩЁННОЙ И АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.