Левкина Елена Владимировна, Лебедкин Александр Алексеевич, Дмитренко Диана Андреевна
роль упрощённой системы налогообложения в развитии ...
УДК 336.221.4
РОЛЬ УПРОЩЁННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
© 2017
Левкина Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры «Экономика» Лебедкин Александр Алексеевич, студент Дмитренко Диана Андреевна, студент
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
(690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье обоснована роль упрощённой системы налогообложения в развитии малого предпринимательства. Раскрывается роль налогообложения для малого предпринимательства. В данной статье рассматривается значение применения упрощённой системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства, его роль в экономики России. Проанализировано современное состояние упрощённой системы налогообложения, определены проблемы применения специальных налоговых режимов. Выявлены проблемы применения упрощённого порядка налогообложения, а также рекомендованы их пути решения. Подробно описываются преимущества данного льготного режима и способы выбора объекта налогообложения. Предлагаются мероприятия, связанные с дальнейшим совершенствованием налоговой политики и системы налогообложения. Рассмотрен основной подход предоставления налоговых льгот субъектам малого бизнеса в рамках специальных налоговых режимов, выделены преимущества и недостатки каждой из них. Своевременное и правильное решение проблем применения УСН влияет на финансовое благополучие большого числа субъектов хозяйствования. Использование УСН действительно может снизить объём налоговых выплат налогоплательщика в три-четыре раза. Тем не менее даже на УСН возможно минимизировать платы в бюджет, избрав самый выгодный объект налогообложения.
Ключевые слова: малый бизнес, налоги, законодательство, налоговая система, малые предприятия, минимальный налог, упрощённая система налогообложения, доход.
THE ROLE OF SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM IN THE DEVELOPMENT
OF SMALL ENTERPRISE
© 2017
Levkina Elena Vladimirovna, Senior Lecturer of the Department "Economics" Lebedkin Alexander Alexeevich, student Dmitrenko Diana Andreevna, student
Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol Street, 41, e-mail: [email protected])
Abstract. The article substantiates the role of small business support for the development of the economy. The role of taxation for small business. This article discusses the importance of applying the simplified tax system for small businesses, its role in the economy of Russia. Detail the benefits of this preferential treatment and the ways to select the object of taxation. The measures related to further improving tax policy and tax system. Considered the basic approach of providing tax relief to small businesses under special tax regimes, the advantages and disadvantages of each of them.Analyzes the current state of the simplified system of taxation, the problems of application of special tax regimes. Identified the problem of applying the simplified taxation procedure and recommended their solutions. The timely and proper solution of problems of employment of STS depends on the financial well-being of a significant number of economic entities Applying the simplified tax system might actually reduce the volume of tax payments of a taxpayer in a three to four times. However, even the USN can to minimize payments to the budget, selecting the best subject of taxation.
Keywords: small business, taxes, laws, tax system, small businesses, minimum tax, simplified taxation system, income.
Одной из функции налоговой системы в стимулировании отраслей экономики и перспективных сфер развития. Кроме основного режима для осуществления данной функции существуют специальные режимы.
Упрощённая система налогообложения является одним из таких режимов. УСН является законным способом оптимизацией налогов, так как устраняет самые основные платежи в счет бюджет: налог на имущество, страховые сборы во внебюджетные фонды и НДС.
Популярность упрощенной системы налогообложения возрастает с каждым днем. Компаний, перешедших на эту систему налогообложения, становится все больше. Число "упрощенцев", по данным ФНС России, за год с октября 2015 г. выросло на 20% (до 765 тыс.). Поступления в бюджет за 2016 г. от налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, составили 98,9 млрд. руб., на 66% больше чем в 2015 г. Как отмечают многие аналитические издания, их привлекает простота учета и возможность сэкономить на налогах.
Применение УСН снижает объем налоговых выплат, но даже на УСН платежи в бюджет можно минимизировать.
Сегодня средние и малые предприятия по существу стали основой экономики наиболее развитых стран. Малый бизнес - это важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство[1]. В последнее время на законодательном уровне рассматриваются вопросы о принятии новых за-
конов, постановлений, указов, которые будут направлены на поддержку малого бизнеса. Чтобы немного улучшить положение предпринимателей, вводят специальные налоговые режимы, налоговые каникулы, упрощают формы сдачи деклараций[2].
Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта [1]. Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимым условием является формирование конкурентной среды путем развития предпринимательства, в том числе малого бизнеса. Такая форма предпринимательства обладает достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки; это также дух инициативы, предприимчивость и динамизм [3].
С 2016 года предприниматели, находящиеся на УСН, могут открывать представительства. Изменения на руку владельцам бизнеса, но они опасны, так как филиалы остались под запретом. А значит, котроллеры будут проверять открытые представительства на их соответствия закону.
Отдельным вопросом является увеличение штрафов для предпринимателей. Ответственность за соблюдение порядка предоставления отчетности в Росстат становится выше. Штраф за нарушение сроков либо полноты отчетности увеличивается до 10—20 тыс. руб. для ИП, и до
Левкина Елена Владимировна, Лебедкин Александр Алексеевич, Дмитренко Диана Андреевна
роль упрощённой системы налогообложения в развитии ...
20-70 для юридических лиц [4].
Как можно видеть, упрощённая система налогообложения неплохой вариант для представителей малого бизнеса, нововведения 2016 года улучшили положение, пусть и не без своих подводных камней. Однако и ее в будущем нужно совершенствовать.
В таблице 1 приведены данные развития малого предпринимательства в 2013-2017 годах.
Таблица 1 - Данные развития малого предпринимательства в 2013-2017 годах
и™ 2013 2014 год 2015 год 2016 год Прогноз 2017 год изменение %
год 2016/ 2013 2016/ 2014 2016/ 2015
Бюджетная эффективность
поступления от малого и среднего бизнеса, млн.р\о. 1386,77 1433,03 1671,97 2177,27 - 120,6 116,7
Дополнительные налоговые поступления от дополнительного прнвл еч ення ниве стиций, ылн^уб. 2389,37 2903,29 3410 3939,1 - 142,7 117,5
Дополнительные налоговые поступления от реализации го суд ар ст венно й пр о гр аммы (нарастающим итогом), млвдуб. 3776,14 8112,45 13194,42 19310,78 - 349,4 162,6
Социальная (общественная) эффективность
Дополнительная
занятость и самореализация 26427 43429 57331 68552 77630 259,4 157,9 119,6
среднего предпринимательства, чел.
Дополнительная
занятость и самореализация которого обеспечена U 22 2,9 3,4 3,9 -
среднего предпринимательства, %
Экономическая эффективность
Доляыалого бизнеса в ВРП, % 31 31,2 31,4 31,7 31,9 102,3 101,6 101
Производительность труда, % к предыдущему году в 106,6 106,8 106,2 107,5 1073 100,8 100,7 101,2
Дополнительные налоговые поступления в консолидированный бюджет Приморского края существенно превышают финансовые затраты на реализацию. Это связано в первую очередь с тем, что в достижении запланированных результатов велика роль организационных и нормативно-правовых механизмов.
Социальная эффективность проявляется в обеспечении условий для занятости и самореализации в сфере малого и среднего предпринимательства более 77 тыс. человек дополнительно к существующему уровню (при ежегодном росте производительности труда в этой сфере).
При этом доля малого и среднего бизнеса в выработке ВРП Приморского края по итогам реализации составит 31,9 процента.
В результате реализации Программы будет обеспечен среднегодовой рост ВРП Приморского края на уровне не ниже 7 процентов в год (в реальном выражении). Рост производительности труда в Приморском крае к 2018 году составит 1,5 раза относительно уровня 2011 года. Доля инвестиций в объеме ВРП Приморского края составит 25 процентов к 2015 году и до 27 процентов к 2018 году.
Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства должно быть основано на оптимальном сочетании интересов государства и малого бизнеса. Создание подобных условий, будет способствовать развитию малого предпринимательства, усиливать его социальную значимость и стимулировать инвестиционную активность.
Для того, чтобы налоговое бремя было посильным для малых предприятий, чтобы количество их росло, и они стремились вести свой бизнес в легальной, а не теневой экономике, необходима однозначность, стабильность системы налогообложения и справедливый уровень изъятия части доходов.
В 2017 году конфигурации в части УСН для почти всех будут удовлетворенными, так как использовать
упрощенку со последующего года как раз сумеет большее число представителей малого бизнеса, по следующей причине:
- предел дохода при УСН с 2017 года вырастет условно в два раза - с 60 до 120 млн рублей (меньше с учётом ежегодной индексации),
- наибольшая выручка юр. лиц за 9 месяцев года, в каком подается заявление о переходе на упрощенку, тоже удвоится и также станет равной 90 млн взамен 45 млн рублей,
- для организаций вырастет размер допустимой остаточной стоимости, как мы привыкли говорить, главных средств со 100 млн до 150 млн рублей.
Значительный вклад в исследование теоретических и практических вопросов налогового администрирования, включая налоговый контроль, был сделан T.A. Бетиной, А.В Брызгалиным, И.В. Горским, Е.Ю. Грачевой, Т.А. Гусевой, В.А. Кашиным, В.Г. Князевым, И.И Кучеровым, М.В. Мишустиным, O.A. Ногиной, М.Ю. Орловым, Л.П. Павловой, В.Г. Пансковым, А.Б. Паскачевым, С.Г. Пепеляевым, М.В: Романовским, A.A. Тедеевым, Д.Г. Черником, С.Д. Шаталовым и др.
Развитие российской экономики характеризуется существенными преобразованиями практически всех институциональных основ функционирования общества, в том числе и налоговой системы.
В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
В российской налоговой системе наряду с общим режимом налогообложения существует альтернативная система налогообложения в виде специальных налоговых режимах. Особенностью специального налогового режима является замена одним налогом уплату нескольких налогов. Целью всех специальных режимов является создание для отдельных видов предпринимательской деятельности более благоприятных условий в рамках реализации регулирующей функции налогов [5].
Цель исследования - проанализировать роль упрощённой системы налогообложения в развитии малого предпринимательства.
Одним из пяти видов специального налогового режима является упрощённая система налогообложения. Упрощённая система налогообложения - это один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса, выполняющих определенные условия, закрепленные в статье 346.12 Налогового Кодекса Российской Федерации. УСН введена Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ. н43. Порядок применения и механизм исчисления УСН регламентируется главой 26.2 Налогового Кодекса Российской Федерации[6].
Применение упрощённой системы налогообложения организациями предусматривает освобождение от уплаты налога на прибыль организации (за исключением налога, уплачиваемого с доходов и при осуществлении операций по договорам о совместной деятельности), НДС (за исключением уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ), налога на имущество организации, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. В том случае, если УСН применяют индивидуальные предприниматели, они освобождаются от уплаты НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в соответствии с п. 2, 4, 5 ст.224 НК РФ), НДС (за исключением уплаты НДС про ввозе товаров на территорию РФ и при выполнении операций по договору о совместной деятельности(ст. 174.1 НК РФ)), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предприниматель-
Левкина Елена Владимировна, Лебедкин Александр Алексеевич, Дмитренко Диана Андреевна роль упрощённой системы налогообложения в развитии ...
ской деятельности) [7].
Эти налоги заменяются уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Кроме уменьшения количества налогов, который уплачивается в бюджет снижается и налоговая ставка. Если объектом для налогообложения является «доход организации», то применяется ставка 6%, а если «доходы, уменьшенные на величину расходов», то ставка применяется в размере 15% (ст.346.18 и ст.346.20 НК РФ). Законами субъектов РФ могут быт установлены дифференцированные налоговые ставки в размере от 5 до 15%.
Налог исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки [5].
Отсюда следует, что в отличии от непосредственно прямых и косвенных налогов, которые выполняют в большей степени фискальную функцию, пополняя и формируя бюджет государства и субъектов страны, упрощённая система налогообложения исполняет регулирующую функцию, призванную стимулировать хозяйственную деятельность, а именно деятельность малого и среднего бизнеса.
Налог, уплаченный по УСН, в полном объеме зачисляется в доходы бюджетов субъектов Российской При упрощённой системе налогообложения выполнение фискальной функции зависит от количества налогоплательщиков, перешедших на УСН.
Однако, при этом, специальный режим налогообложения все больше привлекает индивидуальных предпринимателей и малые организации своими особенностями, тем самым стимулирует развитие малого и среднего бизнеса и экономики страны в целом. Упрощённая система налогообложения призвана облегчать налоговое бремя налогоплательщиков, помогать им развиваться, не боясь за уплаты значительных сумм налогов.
Кроме сокращения количества налогов, также при данном специальном режиме существенно упрощается ведение бухгалтерского учёта. В некоторых моментах нет обязанностей по ведению бухгалтерского учёта, например, как для ИП. Вместо этого они ведут налоговый учёт, на основании которого и заполняется их декларация по УСН. Все это значительно облегчает жизнь малым и средним предприятиям и дает стимул к образованию новых [8].
Говоря об экономических результатах применения упрощённых методов налогообложения для субъектов малого бизнеса, нельзя не остановиться на социальные достижения, которые кроются за количественными показателями эффективности их функционирования. Можно говорить по тому, что и масса предпринимателей, которая воспользовалась специальными режимами налогообложения, в условиях экономического кризиса не пополнила ряды безработных, а смогла самостоятельно найти свое место в жизни, способы существования для себя и своих семей.
При этом эти предприниматели создавали новые рабочие места, платили заработную плату наемным работникам, не получая на эти цели бюджетные средства, а наоборот, пополняя доходы бюджета за счет единого налога, специального патента и фиксированного налога. Это также имело опосредованный экономический результат, поскольку средства бюджета не расходовались на заработную плату либо социальную помощь [9].
Однако наряду с существенным положительным влиянием специальных режимов налогообложения на развитие предпринимательства и формирование доходов бюджета, тенденциями роста и субъектов малого бизнеса, и налоговых поступлений отмечен целый ряд негативных моментов в практике применения методов упрощённого налогообложения.
Получили широкое распространение схемы уклонения от налогообложения с использованием методов упрощённого налогообложения либо участием плательщиков единого либо фиксированного налогов. В процес-
се применения различных упрощённых методов выявились определенные противоречия и двоякое толкование формулировок положений законодательных актов, регламентирующих соответствующие методы.
Тем не менее существенный экономический и социальный эффект функционирования упрощённой системы налогообложения доказывает целесообразность ее дальнейшего применения и развития в практике налогообложения субъектов малого бизнеса, а злоупотребления и недостатки, выявленные в процессе применения этого специального режима налогообложения, вызывают необходимость его совершенствования и реформирования.
Противоречия и сложности, связанные с наличием многообразия методов упрощённого налогообложения, диктуют необходимость разработки единой модели упрощённого налогообложения субъектов малого бизнеса, построенной с учётом иерархии плательщиков и существующих организационно-правовых форм малого бизнеса [10].
Выводы
Несмотря на то, что правительство РФ декларирует всестороннюю поддержку малого бизнеса, налоговые льготы для представителей малого бизнеса, находящихся на специальных налоговых режимах ежегодно сокращаются.
Так, с 2015 года для налогоплательщиков, находящихся на УСН, системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и патентной системы налогообложения, сократилась льгота по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц. С 2017 года налогоплательщики этих специальных режимов, предусмотренных именно для малого бизнеса, платят указанные налоги с недвижимости, в отношении которой налоговой базой является кадастровая стоимость.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Горбань О.П. Роль малого бизнеса в экономике. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. mstu.edu.ru/science/conferences/11ntk/materials/section8/ section8_24.html
2. Кукреш К.В., Левкина Е.В. Основные направления совершенствования системы налогообложения субъектов малого предпринимательства // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.- 2015.- №8-5.- с.933-936
3. Кулешова В. П. Малый бизнес: проблемы развития и пути решения. Science, technology and life - 2014: Proceedings of the international scientific Kirov: MCNIP, 15 sections. Sections 6 Economica.2015. - P.500-510.
4. Консультант плюс // Основные изменения налогового законодательства в 2016 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_183273/8a85b2878847f0cbc68 66526a40d7ee6a55ded6c/.
5. Налоги и налогообложение: учебник для СПО / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 503 с. — Серия : Профессиональное образование.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)от05.08.2000N 117-ФЗ(ред.от03.07.2016),(сизм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016) [Электронный ре -сурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=198941&fld=134 &dst=103574,0&rnd=0.08806788303942081#0
7. Кострюкова В. В. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства // Евразийское научное объединение. Волгоградский государственный социально-педагогический университет. 2015.
8. Захаров М.Л. Комментарии к налоговому кодексу Российской федерации. M: Проспект, 2013. 720 с.
9. Водопьянова В.А. Проблемы применения специальных налоговых режимов в российской федерации // Территория новых возможностей. Вестник
Левкина Елена Владимировна, Лебедкин Александр Алексеевич, Дмитренко Диана Андреевна роль упрощённой системы налогообложения в развитии ...
Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2010. - №5. - С. 109-114.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
Статья поступила в редакцию 06.05.2017.
Статья принята к публикации 02.06.2017.