Научная статья на тему 'Специальные методы психологической подготовки сотрудников ОВД к выполнению задач в условиях вооруженного конфликта'

Специальные методы психологической подготовки сотрудников ОВД к выполнению задач в условиях вооруженного конфликта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
697
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специальные методы психологической подготовки сотрудников ОВД к выполнению задач в условиях вооруженного конфликта»

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:

1. При всех изученных симптомах использование «VOYAGER» достаточно эффективно, особенно в случаях утомления, головной боли, бессонницы, сниженного настроения и напряженности.

2. Оптимально использование «VOYAGER» в комплексе с другими методами психокоррекции, в частности в случаях работы с тревожностью, страхами.

3. В нашей практике не было встречено случая отрицательного воздействия аппарата на пациента, таким образом, можно предположить целесообразность его использования с предварительным инструктажем в подразделениях, не имеющих штатных психологов.

а)

Эффективность, %

96

78

100

75

100

67

Рисунок

96

67

Сниженное Напряжен- Страхи Тревожность настроение ность

б)

Эффективность, %

100| 100

83

100

83

87

Бессонница Головная Утомление боль

Сравнительный анализ эффективности использования комплексной психотерапии и аппарата ABC с монокоррекцией аппаратом ABC «VOYAGER XL»: а — психические, б — соматические показатели.

Специальные методы психологической подготовки сотрудников ОВД к выполнению задач в условиях вооруженного конфликта

Старший преподаватель УНК психологии и работы с личным составом ОВД B.C.Карпов Академия МВД России

Опыт боевых действий в Чеченской республике свидетельствует, что формирования и подразделения органов внутренних дел наряду с неизбежными физическими несут и ощутимые психологические потери. Они связаны с получением сотрудниками ОВД боевых психических травм, которые в свою очередь приводят к расстройствам психической деятельности, полной или временной потере боеспособности*.

Термин «боевая психическая травма» нуждается в уточнении. Несмотря на его частое употребление в отечественных и особенно зарубежных источниках, общепринятого определения данного понятия пока нет. Под боевой психической травмой мы понимаем переживание большой силы, вызванное кратковременным или достаточно длительным воздействием психотравмирующих факторов боевой обстановки, приводящее к психическим расстройствам в форме психогений.

По своим видам психогенные расстройства, вызванные боевыми психическими травмами, аналогичны психогениям, возникающим в острых жизнеопасных ситуациях (при стихийных бедствиях, катастрофах и т.п.).

По характеру возникновения их можно условно разделить на две большие группы:

1. Психогении, возникающие вследствие получения сотрудником психической травмы в относительно короткий промежуток времени.

23 февраля 1995 г. в 22.30 в г. Грозный в районе реки Нефтянка ОМОН УВД Тверской области неожиданно подвергся интенсивному обстрелу. Это был первый бой отряда (в Грозный он прибыл 20 февраля). В ходе огневого взаимодействия с противником, длившегося около часа, рядовой милиции Ю.В.Бата-ленко был смертельно ранен. Меры медицинской помощи, произведенные врачом отряда, положительного результата не дали.

* В феврале-марте 1995 г. автор являлся руководителем группы психологического обеспечения Группы управления оперативного штаба МВД России в Чеченской Республике.

Гибель товарища в первом бою явилась сильным психотравмирующим фактором для 14 бойцов рядового состава. Проведенная с ними разъяснительная и психолого-коррекци-онная работа не смогла восстановить их морально-психологическое состояние и работоспособность. После сдачи оружия и спец-средств они были откомандированы в г. Тверь, где подали рапорта об увольнении из ОВД.

2. Ко второй группе относятся психогении, развивающиеся относительно продолжительное время под воздействием слабых, но постоянно действующих психотравмирующих факторов. Обычной симптоматикой таких психогений являются раздражительность, слабость, апатия, повышенная агрессивность, вспыльчивость, плохой сон, ощущение усталости, разбитости. При более глубоких поражениях могут наблюдаться фобии (страх), навязчивые состояния и т.п.

Исследования, проведенные в формированиях и подразделениях Группы управления оперативного штаба (ГУОШ) МВД России, показывают, что около 40% сотрудников испытывают указанную симптоматику. Данные нарушения функционирования психики в первую очередь вызваны психотравмирующими факторами боевой обстановки.

Поведение сотрудника, получившего психогенное расстройство, сильно изменяется. Он становится замкнутым, угрюмым, грубо реагирует на обращение к себе со стороны товарищей. Иногда даже те сотрудники, которые имеют значительный боевой опыт, внезапно начинают испытывать сильный страх перед выполнением служебно-боевой задачи, чувство обреченности. Естественно, что это ведет к частичной утрате боеспособности.

Среди психогенных расстройств можно выделить так называемые посттравматичес-кие стрессовые реакции, для которых характерны следующие симптомы:

1. Повторяющиеся сны и навязчивые воспоминания о психотравмирующих событиях, которые иногда ассоциируются с какими-либо фактами, поступками, предметами и т.п.

2. Стремление избегать мыслей, переживаний, действий, ситуаций, которые могут напомнить о психотравмирующих обстоятельствах. Неспособность воспроизвести в памяти события психотравмирующей ситуации. Потеря интереса к значимым ранее формам жизнедеятельности (например, к спорту, увлечениям и т.п.). Ощущение «укороченного будущего», неспособность к сопереживанию, к семейной жизни.

3. Трудности засыпания, нарушения сна, вспышки гнева, трудности запоминания и концентрации внимания, постоянная повышенная настороженность и т.п.

Посттравматические стрессовые реакции наблюдаются почти у всех участников боевых действий. Разница только в степени тяжести. Беседы, проведенные с сотрудниками из числа участников боевых действий в Афганистане, подтверждают этот факт.

Сложившаяся ситуация показывает, что участие в боевых действиях неизбежно приводит к появлению психогенных расстройств у определенной части сотрудников. Это снижает боевую способность личного состава, затрудняет выполнение служебно-боевых задач. Так, по оценкам зарубежных специалистов, уже в первые часы начала интенсивных боевых действий из-за расстройства морально-психологического состояния снижение боеспособности может составлять до 30%.

Из изложенного следует вывод о необходимости подготовки психики сотрудника к интенсивному воздействию психотравмирующих факторов современного боя. Решение данного вопроса осуществляется в процессе психологической подготовки. Основная часть ее мероприятий проводится в ходе служебной подготовки сотрудников, но в этих целях могут быть использованы методы, применение которых выходит за рамки служебной подготовки. Они отличны от других и предназначены для решения конкретного круга вопросов: обучения сотрудников способам преодоления страха, контроля над эмоциональным состоянием, болевыми ощущениями, усталостью, мобилизации психических и физических сил.

Данные методы в соответствии с предназначением и спецификой применения могут быть названы специальными методами психологической подготовки. В основе некоторых из них лежат уже известные техники самовнушения, широко применяющихся не только в целях психотерапии, но и при подготовке, например, спортсменов к ответственным соревнованиям. Использование положительного опыта, накопленного в спортивной психологии, позволило нам предложить методику ситуативно-образной психорегулирующей тренировки. Если кратко выразить ее существо, то она сводится к мысленному воспроизведению боевой ситуации, вариантов ее развития, совершаемых действий и эмоционального фона деятельности. С помощью такой тренировки сотрудник как бы воспринимает реальную боевую ситуацию глазами ее участника (субъекта боевой ситуации).

Одновременно в ситуативно-образной психорегулирующей тренировке могут участвовать до 15 сотрудников. Ее организация включает три этапа: первый — подготовка (подбор) боевой ситуации и ее оформление; второй — ситуативно-образный тренинг; третий — аналитический разбор ситуации и возможных вариантов действий в ней.

Первый этап. Для того, чтобы качественно провести ситуативно-образную психорегулирующую тренировку, необходимо подробно описать боевую ситуацию, которая берется из реальной боевой деятельности. В крайнем случае, описание боевой ситуации может создаваться искусственно. Первый вариант является предпочтительным, так как здесь не только создается общий тактический фон занятия, но и изучается боевой опыт. Исследования, проведенные в формированиях и подразделениях ГУОШ МВД России в Чеченской Республике, свидетельствуют об исключительной важности этого вопроса. Знакомство сотрудников с опытом других обогащает их знания, учит действовать в тех или иных ситуациях, снимает фактор неопределенности, укрепляет их психическую устойчивость.

После того, как боевая ситуация описана, подготавливается набор речевых формул си-туативно-образной психорегулирующей тренировки, т.е. расписывается все, что будет говорить руководитель занятия. Эффективность тренировки намного повышается, если она проводится в состоянии аутогенного погружения или аутогипнотическом.

Второй этап ситуативно-образной психорегулирующей тренировки можно условно разделить на четыре части:

1) достижение аутогипнотического состояния. Как правило, у участников тренировки нет навыков самогипноза или аутогенной тренировки, поэтому здесь потребуется помощь руководителя. Сотрудники будут мысленно повторять то, что говорит руководитель, и стараться как можно ярче представить те образы, о которых будет идти речь на занятиях;

2) образное воспроизведение боевой ситуации, не только визуальные, но и слуховые, тактильные, вкусовые, дающие полную картину условий выполнения служебно-боевой задачи. Образы воспроизводятся с помощью руководителя, последовательно, по мере развития событий;

3) образное формирование поведения и действий. На этом этапе участники ситуативно-образной психорегулирующей тренировки при минимальном вмешательстве руководителя формируют образ своего поведения в

ситуации. Э ) способствует развитию чувства уверенностс. в себе, своих силах, требуемых для боя качеств характера. Сотрудники могут идентифицировать себя с конкретными или вымышленными личностями, служащими для них эталонами смелости, мужества и уверенности в себе;

4) заканчивается ситуативно-образный тренинг целенаправленным жестким самовнушением уверенности, самообладания в самых сложных ситуациях боевой деятельности.

На третьем этапе ситуативно-образной психорегулирующей тренировки боевая ситуация подвергается рациональному разбору. Он заключается в анализе ошибок, допущенных ее участниками, возможных вариантов развития событий, ощущений и переживаний, возникших в ходе боя. Разбор производится в форме свободной дискуссии либо беседы с лкчным составом.

Практика показывает, что сложность проведения ситуативно-образной психорегулирующей тренировки является кажущейся: затруднение заключается в самом описании боевой витуации. Когда же накоплен банк данных о ситуациях, проведение занятий данным методом облегчается. Поэтому банк описаний боевых ситуаций должен пополняться. В условиях боевой обстановки не должно существовать дефицита информации в этой области. Описание ситуаций собирают в отдельных папках (в идеале — закладывают в ЭВМ). С ними могут знакомиться все сотрудники на этапе подготовки к выполнению служебно-боевых задач. Это также играет существенную роль в морально-психологи-ческой подготовке, так как, знакомясь с опытом других, сотрудник формирует внутреннюю готовность к деятельности в случае попадания в сходные обстоятельства.

Описанной методикой не исчерпывается арсенал специальных методов морально-пси-хологической подготовки сотрудников ОВД к решению служебно-боевых задач. Хорошим подспорьем в работе в данном направлении должны стать учебно-методические материалы и рекомендации «Морально-психологи-ческая подготовка личного состава к выполнению задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», подготовленные Академией МВД России. Они направлены в МВД, УВД, учебные заведения субъектов Российской федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.