Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:
1. При всех изученных симптомах использование «VOYAGER» достаточно эффективно, особенно в случаях утомления, головной боли, бессонницы, сниженного настроения и напряженности.
2. Оптимально использование «VOYAGER» в комплексе с другими методами психокоррекции, в частности в случаях работы с тревожностью, страхами.
3. В нашей практике не было встречено случая отрицательного воздействия аппарата на пациента, таким образом, можно предположить целесообразность его использования с предварительным инструктажем в подразделениях, не имеющих штатных психологов.
Рисунок
а)
Эффективность, %
96
78
100
75
100
67
96
67
Сниженное Напряжен- Страхи Тревожность настроение ность
б)
Эффективность, %
100
83
100
100
83
87
Бессонница Головная Утомление боль
Сравнительный анализ эффективности использования комплексной психотерапии и аппарата ABC с монокоррекцией аппаратом ABC «VOYAGER XL»: а — психические, б — соматические показатели.
Специальные методы психологической подготовки сотрудников ОВД к выполнению задач в условиях вооруженного конфликта
Старший преподаватель УНК психологии и работы с личным составом ОВД В.С.Карпов
Академия МВД России
Опыт боевых действий в Чеченской республике свидетельствует, что формирования и подразделения органов внутренних дел наряду с неизбежными физическими несут и ощутимые психологические потери. Они связаны с получением сотрудниками ОВД боевых психических травм, которые в свою очередь приводят к расстройствам психической деятельности, полной или временной потере боеспособности*.
Термин «боевая психическая травма» нуждается в уточнении. Несмотря на его частое употребление в отечественных и особенно зарубежных источниках, общепринятого определения данного понятия пока нет. Под боевой психической травмой мы понимаем переживание большой силы, вызванное кратковременным или достаточно длительным воздействием психотравмирующих факторов боевой обстановки, приводящее к психическим расстройствам в форме психогений.
По своим видам психогенные расстройства, вызванные боевыми психическими травмами, аналогичны психогениям, возникающим в острых жизнеопасных ситуациях (при стихийных бедствиях, катастрофах и т.п.).
По характеру возникновения их можно условно разделить на две большие группы:
1. Психогении, возникающие вследствие получения сотрудником психической травмы в относительно короткий промежуток времени.
23 февраля 1995 г. в 22.30 в г. Грозный в районе реки Нефтянка ОМОН УВД Тверской области неожиданно подвергся интенсивному обстрелу. Это был первый бой отряда (в Грозный он прибыл 20 февраля). В ходе огневого взаимодействия с противником, длившегося около часа, рядовой милиции Ю.В.Бата-ленко был смертельно ранен. Меры медицинской помощи, произведенные врачом отряда, положительного результата не дали.
* В феврале-марте 1995 г. автор являлся руководителем группы психологического обеспечения Группы управления оперативного штаба МВД России в Чеченской Республике.
Гибель товарища в первом бою явилась сильным психотравмирующим фактором для 14 бойцов рядового состава. Проведенная с ними разъяснительная и психолого-коррекци-онная работа не смогла восстановить их морально-психологическое состояние и работоспособность. После сдачи оружия и Ьпец-средств они были откомандированы в г. Тверь, где подали рапорта об увольнении из ОВД.
2. Ко второй группе относятся психогении, развивающиеся относительно продолжительное время под воздействием слабых, но постоянно действующих психотравмирующих . факторов. Обычной симптоматикой таких психогений являются раздражительность, слабость, апатия, повышенная агрессивность, вспыльчивость, плохой сон, ощущение усталости, разбитости. При более глубоких поражениях могут наблюдаться фобии (страх), навязчивые состояния и т.п.
Исследования, проведенные в формированиях и подразделениях Группы управления оперативного штаба (ГУОШ) МВД России, показывают, что около 40% сотрудников испытывают указанную симптоматику. Данные нарушения функционирования психики в первую очередь вызваны психотравмирующими факторами боевой обстановки.
Поведение сотрудника, получившего психогенное расстройство, сильно изменяется. Он становится замкнутым, угрюмым, грубо реагирует на обращение к себе со стороны товарищей. Иногда даже те сотрудники, которые имеют значительный боевой опыт, внезапно начинают испытывать сильный страх перед выполнением служебно-боевой задачи, чувство обреченности. Естественно, что это ведет к частичной утрате боеспособности.
Среди психогенных расстройств можно выделить так называемые посттравматические стрессовые реакции, для которых характерны следующие симптомы:
1. Повторяющиеся сны и навязчивые воспоминания о психотравмирующих событиях, которые иногда ассоциируются с какими-либо фактами, поступками, предметами и т.п.
-ч 2. Стремление избегать мыслей, пережи-
ваний, действий, ситуаций, которые могут напомнить о психотравмирующих обстоятельствах. Неспособность воспроизвести в памяти события психотравмирующей ситуации. Потеря интереса к значимым ранее формам жизнедеятельности (например, к спорту, увлечениям и т.п.). Ощущение «укороченного будущего», неспособность к сопереживанию, к семейной жизни.
3. Трудности засыпания, нарушения сна, вспышки гнева, трудности запоминания и концентрации внимания, постоянная повышенная настороженность и т.п.
Посттравматические стрессовые реакции наблюдаются почти у всех участников боевых действий. Разница только в степени тяжести. Беседы, проведенные с сотрудниками из числа участников боевых действий в Афганистане, подтверждают этот факт.
Сложившаяся ситуация показывает, что участие в боевых действиях неизбежно приводит к появлению психогенных расстройств у определенной части сотрудников. Это снижает боевую способность личного состава, затрудняет выполнение служебно-боевых задач. Так, по оценкам зарубежных специалистов, уже в первые часы начала интенсивных боевых действий из-за расстройства морально-психологического состояния снижение боеспособности может составлять до 30%.
Из изложенного следует вывод о необходимости подготовки психики сотрудника к интенсивному воздействию психотравмирующих факторов современного боя. Решение данного вопроса осуществляется в процессе психологической подготовки. Основная часть ее мероприятий проводится в ходе служебной подготовки сотрудников, но в этих целях могут быть использованы методы, применение которых выходит за рамки служебной подготовки. Они отличны от других и предназначены для решения конкретного круга вопросов: обучения сотрудников способам преодоления страха, контроля над эмоциональным состоянием, болевыми ощущениями, усталостью, мобилизации психических и физических сил.
Данные методы в соответствии с предназначением и спецификой применения могут быть названы специальными методами психологической подготовки. В основе некоторых из них лежат уже известные техники самовнушения, широко применяющихся не только в целях психотерапии, но и при подготовке, например, спортсменов к ответственным соревнованиям. Использование положительного опыта, накопленного в спортивной психологии, позволило нам предложить методику ситуативно-образной психорегулирую-щей тренировки. Если кратко выразить ее существо, то она сводится к мысленному воспроизведению боевой ситуации, вариантов ее развития, совершаемых действий и эмоционального фона деятельности. С помощью такой тренировки сотрудник как бы воспринимает реальную боевую ситуацию глазами ее участника (субъекта боевой ситуации).
Одновременно в ситуативно-образной психорегулирующей тренировке могут участвовать до 15 сотрудников. Ее организация включает три этапа: первый — подготовка (подбор) боевой ситуации и ее оформление; второй — ситуативно-образный тренинг; третий — аналитический разбор ситуации и возможных вариантов действий в ней.
Первый этап. Для того, чтобы качественно провести ситуативно-образную психо-регулирующую тренировку, необходимо подробно описать боевую ситуацию, которая берется из реальной боевой деятельности. В крайнем случае, описание боевой ситуации может создаваться искусственно. Первый вариант является предпочтительным, так как здесь не только создается общий тактический фон занятия, но и изучается боевой опыт. Исследования, проведенные в формированиях и подразделениях ГУОШ МВД России в Чеченской Республике, свидетельствуют об исключительной важности этого вопроса. Знакомство сотрудников с опытом других обогащает их знания, учит действовать в тех или иных ситуациях, снимает фактор неопределенности, укрепляет их психическую устойчивость.
После того, как боевая ситуация описана, подготавливается набор речевых формул си-туативно-образной психорегулирующей тренировки, т.е. расписывается все, что будет говорить руководитель занятия. Эффективность тренировки намного повышается, если она проводится в состоянии аутогенного погружения или аутогипнотическом.
Второй этап ситуативно-образной психорегулирующей тренировки можно условно разделить на четыре части:
1) достижение аутогипнотического состояния. Как правило, у участников тренировки нет навыков самогипноза или аутогенной тренировки, поэтому здесь потребуется помощь руководителя. Сотрудники будут мысленно повторять то, что говорит руководитель, и стараться как можно ярче представить те образы, о которых будет идти речь на занятиях;
2) образное воспроизведение боевой ситуации, не только визуальные, но и слуховые, тактильные, вкусовые, дающие полную картину условий выполнения служебно-боевой задачи. Образы воспроизводятся с помощью руководителя, последовательно, по мере развития событий;
3) образное формирование поведения и действий. На этом этапе участники ситуативно-образной психорегулирующей тренировки при минимальном вмешательстве руководителя формируют образ своего поведения в
ситуации. Э способствует развитию чувства уверенности в себе, своих силах, требуемых для боя качеств характера. Сотрудники могут идентифицировать себя с конкретными или вымышленными личностями, служащими для них эталонами смелости, мужества и уверенности в себе;
4) заканчивается ситуативно-образный тренинг целенаправленным жестким самовнушением уверенности, самообладания в самых сложных ситуациях боевой деятельности.
На третьем этапе ситуативно-образной психорегулирующей тренировки боевая ситуация подвергается рациональному разбору. Он заключается в анализе ошибок, допущенных ее участниками, возможных вариантов развития событий, ощущений и переживаний, возникших в ходе боя. Разбор производится в форме свободной дискуссии либо беседы с личным составом.
Практика показывает, что сложность проведения ситуативно-образной психорегулирующей тренировки является кажущейся: затруднение заключается в самом описании боевой витуации. Когда же накоплен банк данных о ситуациях, проведение занятий данным методом облегчается. Поэтому банк описаний боевых ситуаций должен пополняться. В условиях боевой обстановки не должно существовать дефицита информации в этой области. Описание ситуаций собирают в отдельных папках (в идеале — закладывают в ЭВМ). С ними могут знакомиться все сотрудники на этапе подготовки к выполнению служебно-боевых задач. Это также играет существенную роль в морально-психологической подготовке, так как, знакомясь с опытом других, сотрудник формирует внутреннюю готовность к деятельности в случае попадания в сходные обстоятельства.
Описанной методикой не исчерпывается арсенал специальных методов морально-пси-хологической подготовки сотрудников ОВД к решению служебно-боевых задач. Хорошим подспорьем в работе в данном направлении должны стать учебно-методические материалы и рекомендации «Морально-психологическая подготовка личного состава к выполнению задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», подготовленные Академией МВД России. Они направлены в МВД, УВД, учебные заведения субъектов Российской федерации.