Научная статья на тему 'Психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности сотрудников и военнослужащих МВД России при проведении антитеррористической операции'

Психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности сотрудников и военнослужащих МВД России при проведении антитеррористической операции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1922
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности сотрудников и военнослужащих МВД России при проведении антитеррористической операции»

Психологические

аспекты

профессиональной

подготовки

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ

И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ МВД РОССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ

Канд. психол. наук И.В.Соловьев

Главное командование внутренних войск МВД России,

г.Москва

Подводя предварительные итоги деятельности структур по работе с личным составом МВД России в ходе антитеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, можно с уверенностью говорить, что психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности сотрудников и военнослужащих МВД России вышло на приоритетное место, а для успешного выполнения боевых задач зачастую приобретало доминирующий характер. При всей важности разведки, инженерного, технического, тылового и других видов обеспечения, в конечном итоге в бой идут живые люди с их индивидуальными психологическими особенностями, индивидуальным жизненным опытом, личным боевой деятельности, эмоциями и проблемами. Отмечается осознание важности и актуальности качественного психологического обеспечения и сопровождения служебно-боевой деятельности практически на всех уровнях руководства и органов управления войсками Психологическая устойчивость личного состава и психологическая готовность к выполнению служебно-боевых задач различной степени сложности и в различных условиях обстановки, как основная цель рассматриваемого вида обеспечения становится предметом активной профессиональной деятельности специалистов психологических служб ОВД и внутренних войск.

Опыт психологического и сопровождения служебно-боевой деятельности сотрудников и военнослужащих МВД России в ходе вооруженного конфликта в Чеченской Республике в 1994-1996 гг. и ан-

титеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 г., наряду с решением задач психологической подготовки личного состава, дает основание говорить о необходимости проведения первичной психологической реабилитации непосредственно в районе выполнения служебно-боевых задач как основного, на наш взгляд, элемента. Эта необходимость продиктована следующими условиями и обстоятельствами:

— нарастанием стрессового напряжения с увеличением длительности пребывания в районе вооруженного конфликта и приближением порога стрессоустойчивости еще до окончания выполнения служебно-боевых задач:

— большой вероятностью и реально имеющимися данными по психотравматизации личного состава при ведении активных боевых действий:

— отсутствие возможности полноценного отдыха и физиологического восстановления организма в данных условиях.

Проведенные нами в районах вооруженных конфликтов исследования показывают, что выполнение служебно-боевых задач в экстремальных условиях, сопряженных с риском для жизни более 2 месяцев обусловливает тенденцию развития негативных психических состояний даже без участия личного состава в активных боевых действиях. Эти состояния в основном выражены значительным снижением нервно-психической устойчивости, развитием апатии, безразличия, возникновением в некоторых случаях депрессивных тенденций. Наблюдается значительное снижение порога внимания, осторожности, скорости моторных реакций, психофизиологические изменения.

Исследования, проведенные в сентябре-декабре 1999 г. показывают, что критический срок пребывания в боевых условиях для военнослужащих по призыву 3 месяца, а для военнослужащих по контракту (офицеров, прапорщиков) этот срок ограничивается 45-50 сутками. Разумеется, эти сроки несколько условны, так как возможна динамика их границ в ту или иную сторону в зависимости от конкретных условий и характера выполняемых сотрудниками и военнослужащими служебно-боевых задач.

При невозможности замены личного состава по истечении указанных сроков проведение психореабилитационных мероприятий представляется необ-

ходимым условием поддержания психологической устойчивости военнослужащих и их боеспособности. Вместе с тем, исходя из определенных особых условий служебно-боевой деятельности, необходимость восстановительных психологических мероприятий возникает независимо от длительности пребывания в районе боевых действий и других чрезвычайных обстоятельств.

Говоря о мероприятиях первичной психологической реабилитации, проводимой непосредственно в ходе выполнения служебно-боевых задач, необходимо иметь представление о всех возможных психотравмирующих факторах, воздействие которых как раз и обусловливает необходимость психореабилитации. К эти факторам относятся:

• огневое и психологическое воздействие противника;

• возможные неудачи наших войск, потери в живой силе и технике;

• недостаточная степень информированности о противнике и в целом об обстановке в районе выполнения задач, а также о предстоящем характере боевых действий;

• внезапность удара противника;

• неожиданное применение неизвестного, но эффективного оружия или же неожиданные, нестандартные, дерзкие действий противника;

• изолированность действий в отрыве от главных сил;

• высокий динамизм и интенсивность боевых действий, в связи с этим большие психологические и физические нагрузки;

• состояние ожидания предстоящих боевых действий и встречи с противником;

• длительное пребывание в условиях опасности.

Психогенное воздействие на бессознательном

уровне оказывают и связанные с психофизиологическими особенностями человека факторы:

• необходимость применения боевого оружия на поражение;

• вид трупов и обезображенных тел;

• нарушение ритма сна и бодрствования, особенно когда отдых (сон) протекает в условиях потенциальной опасности и готовности к активным действиям.

В целях анализа воздействия на психику их можно дифференцировать по модальности:

• визуального (зрительного) ряда:

— разрушение зданий, техники, сооружений, ландшафта;

— огонь, возгорания, пожары, разрывы;

— вид трупов, раненых и пострадавших.

• аудиального (слухового) ряда:

— грохот, рев, гул и т.п.

• тактильного ряда (осязательного):

— вибрации, удары воздушной волны, сотрясения, падения.

• интерактивного ряда:

— смерть близких, сослуживцев, товарищей;

— контакт с большим количеством раненых и искалеченных занимают особое место.

Различаясь по конкретному способу передачи информации личности об угрозе реальной опаснос-

ти, воздействуя на сенсорную систему человека, данные факторы проецируют в сознании образ этой угрозы, взаимодополняя друг друга и, в зависимости от степени выраженности каждого из них, делая этот образ в большей или меньшей степени угрожающим и опасным.

Факторы интерактивного ряда являются своеобразными интеграторами всех остальных в виде реализованной угрозы для жизни и действуют на психику человека независимо от модальности.

На основе проведенных исследований мы выделяем следующие психотравмирующме факторы:

• гибель товарищей, сослуживцев;

• вид обезображенных тел, страданий раненых и получивших увечья людей;

• необходимость применения оружия на поражение в условиях визуального контакта с противником;

• неясность обстановки, постоянная угроза обстрелов, нападений, засад, подрывов на минах и фугасах и т.д.

• вид разрушений, пожаров, поврежденных объектов жизнедеятельности людей;

• невозможность полноценного отдыха, большие физические нагрузки;

• отсутствие информации от родителей, родственников и близких, осознание их беспокойства и переживаний;

• непривычные ландшафт и климатические условия местности, проявления негативного отношения и враждебности, а также своеобразие культурных и религиозных традиций местного населения.

Анализ психотравмирующих факторов позволил провести типологизацию служебно-боевой деятельности по особенностям и интенсивности психотравмирующего влияния на личность.

1-й тип — служебно-боевая деятельность, характеризующаяся острой психотравматизацией специфическими факторами интенсивного кратковременного (одномоментного) воздействия;

2-й тип — перманентной психотравматизации общеэкстремальными факторами;

3-й тип — комплексной психотравматизации общеэкстремальными и специфическими факторами различной интенсивности с пролонгацией их воздействия.

К первому типу относится служебно-боевая деятельность, характеризующаяся относительно непродолжительным воздействием на личный состав психогенных факторов боевой обстановки, имеющих высокую интенсивность психотравмирующего воздействия. К ним относится проведение специальных операций по ликвидации незаконных вооруженных формирований (террористических групп), в основе которых лежат активные штурмующие (атакующие) действия с широким применением обеими сторонами имеющихся средств поражения.

Ко второму типу относится служебно-боевая деятельность, характеризующая пролонгированным во времени психотравмирующее воздействие общих экстремальных психогенных факторов различной интенсивности. Она представляет собой выполнение

служебно-боевых задач способами, требующими лишь относительную активность личного состава: несение службы на заставах, блок-постах, КПП.

К третьему типу можно отнести служебно-боевую деятельности, сочетающую в себе первые два типа, что имело место при несении службы в условиях вооруженного конфликта в связи с изменением оперативно-тактической обстановки и задач подразделений.

Несмотря на условность выделения данных типов служебно-боевой деятельности в силу того, что сама динамика боевой деятельности подразделений в условиях вооруженного конфликта делает границы между выделенными типами прозрачными и лабильными, тем не менее, подобная дифференциация по данному основанию (по характеру психотравмирующего воздействия) позволяет определенным образом осуществлять мониторинг психических состояний сотрудников и военнослужащих, прогнозировать уровень адаптированности личного состава к условиям служебно-боевой деятельности, вероятность развития дезадаптивных тенденций, своевременно и точно определять приоритеты в работе по поддержанию морально-психологического состояния военнослужащих, средства профилактики психогенных расстройств, психокоррекции и оказания психологической помощи.

Основной характеристикой первого типа служебно-боевой деятельности (острой психотравмати-зации факторами интенсивного воздействия) является непосредственное активное вооруженное противодействие сторон с нанесением максимального огневого поражения. При этом, как правило, на личность воздействуют факторы всех модальностей и интерактивного ряда. В этих условиях от личности требуется особая активность, направленная навстречу источнику психогенного воздействия вопреки природно-защитному рефлексу избегания опасности. Характерными для иллюстрации данного типа служебно-боевой деятельности являются боевые эпизоды при освобождении населенных пунктов Дагестана, захваченных бандами террористов в августе-сентябре 1999 г., бои в Грозном в конце 1999 г. — январе-феврале 2000 г.

Психодиагностическое обследование личного состава воинских частей и подразделений, принимавших участие в штурмовых действиях против вооруженных бандформирований в Цумадинском районе и Кадарской зоне Дагестана в августе-сентябре 1999 г. показывает, что до 50% военнослужащих имели признаки боевой психической травмы в связи с применением огневых средств. Значительная доля военнослужащих потеряла не только боеспособность, но и контроль за собственными действиями. Результатом этого стали частичная потеря управления подразделениями и значительные боевые потери личного состава. Офицеры вспоминали об ощущении полного апокалипсиса, справиться с которым им (по их мнению) помогла ответственность за жизни подчиненных. Попытки восстановить управление подразделением первоначально имели лишь частичный успех, так как четко прослежива-

лись две основные категории военнослужащих, которые, независимо от типа реагирования на ситуацию, не могли действовать адекватно. Первая (условно — “взорвавшиеся”) — военнослужащие, чьи действия характеризовались гиперактивностью, беспорядочной стрельбой, метаниями и другими реакциями взрывного типа. Вторая (условно — “парализованные”) — те, чье состояние можно охарактеризовать как ступор. Вместе с тем, в первые минуты боя наибольшее количество потерь было среди тех, кто, справившись с первыми реакциями, начал действовать адекватно требованиям боевой ситуации: вести прицельный огонь на поражение после обнаружения огневых точек противника, оказывать помощь и эвакуировать раненых и тела убитых. Они стали представлять угрозу для боевиков и тем самым оказались объектом их основного огневого воздействия. Не меньшее количество потерь было и среди “взорвавшихся”, которые своей гиперактивностью легко себя обнаруживали и становились мишенями. Постепенно (приблизительно после часа боя) именно из категории “парализованных” начинали проявляться бойцы, чьи реакции приобретали относительно адекватный характер. Они начинали вести прицельный огонь, выполнять команды, действовать осмысленно и достаточно адаптивно. Вместе с тем, из оставшихся в живых около одной трети личного состава не были способны вести боевые действия по причине явных психогенных расстройств. Проявления полученных ими боевых психических травм были практически идентичны: подавленность, отрешенность от происходящего, глубокий аутизм, почти полное отсутствие вербального контакта с окружающими. Этих военнослужащих после занятия круговой обороны вынужденно содержали вместе с ранеными и убитыми под присмотром раненого офицера. Постепенно, по истечении суток, часть психотравмированных бойцов начала адекватно реагировать и возвращались в строй.

Служебно-боевая деятельность 2-го типа — пер-манентнои психотравматизации общеэкстремальными факторами характеризуется в первую очередь достаточно продолжительным воздействием на личность психогенных факторов общеэкстремального характера (измененная афферентация; измененная пространственная и информационная структуры; ограничения личностно значимой информации; групповая изоляция; измененная временная структура; относительная угроза для жизни). Данный тип служебно-боевой деятельности практически всегда имеет место при выполнении внутренними войсками задач в районах чрезвычайного положения, межэтнических конфликтов и иных экстремальных обстоятельствах, в том числе и в вооруженном конфликте. Опыт действий войск в Чеченской Республике также дает достаточно примеров указанного типа служебно-боевой деятельности, учитывая периоды относительной стабилизации обстановки, связанные с ведением переговоров, объявлением моратория и т.п., а также в связи с тем, что обстановка в различных районах Чечни, где несли боевую службу подразделения внутренних войск, по

степени ее криминализации и интенсивности действий незаконных вооруженных формирований была различной.

Служебно-боевая деятельность комплексной психотравматизацией общеэкстремальными и специфическими факторами различной интенсивности с пролонгацией их воздействия представляется наиболее распространенным и характерным для вооруженного конфликта типом деятельности военнослужащих внутренних войск. Эти изменения обусловливаются, например, переходом от блокирующих действий войск, где основными способами выполнения задач являются несение службы на КПП, блокпостах, заставах, к проведению специальных операций по разоружению и ликвидации вооруженных групп, незаконных вооруженных формирований, требующих, в том числе, штурмующих действий с высокой активностью личного состава. Подобная динамика служебно-боевой деятельности войск требует соответствующей динамики адаптационного процесса. На конкретных примерах вооруженного конфликта в Чеченской Республике воинские части и подразделения внутренних войск во многих случаях по разным причинам меняли характер своей служебно-боевой деятельности, что, в свою очередь, вносило существенные коррективы в адаптацию военнослужащих к ее условиям.

Типологизация служебно-боевой деятельности, т.е. деление ее на соответствующие типы по степени психогенного воздействия, позволяет определить стратегию ее психологического сопровождения, избрать адекватные средства, методы и техники психологической поддержки, психокоррекции негативных психических состояний и первичной психологической реабилитации военнослужащих. При планировании и организации психологического обеспечения служебно-боевой деятельности должны предусматриваться этапы психофизиологического восстановления и психореабилитации, специальные пункты психологической помощи и психореабилитации, оборудованных в максимально возможной степени, исходя из имеющихся средств, для проведения полной и качественной работы в этом направлении. Такие пункты оборудованы в воинских частях внутренних войск, действующих на территории Чеченской Республики. Как правило, это палатки, обеспеченные спальными местами, теплом, питьевой водой, аудио- и видеосредствами для проведения занятий по психоэмоциональной регуляции и мышечной релаксации. Там же проводятся групповые занятия, обучающие отреагированию на психотравмирующих эпизоды боевых действий. На примере одной из бригад оперативного назначения можно отметить, что благодаря своевременной организации пункта психологической помощи развернутого сразу же после выхода бригады из Кадарской зоны Дагестана, где потери личного состава составили 39 погибших и более 130 раненых, за неполные три недели число военнослужащих с выраженными признаками боевых психических травм удалось снизить с 36% до 8%. Личный состав продолжал нести боевую службу во взводных опорных пунктах в Север-

ной части Чечни и вскоре начал активные боевые действия в районе консервного завода в Грозном. Необходимо отметить, что на момент ввода бригады в Грозном основная часть личного состава находилась в районе выполнения боевых задач пять месяцев (с июля 1999 г.). Действия военнослужащих бригады в Грозном отличались должной активностью и успешным выполнением поставленных задач.

Этапы психофизиологического восстановления должны планироваться в зависимости от доминирующего типа служебно-боевой деятельности с учетом характера психотравмирующего воздействия на личный состав. Если при первом типе деятельности (острой психотравматизации интенсивными факторами специфического характера) это возможно и необходимо сразу же по окончании выполнения конкретной боевой задачи после возвращения личного состава в пункты временной дислокации в районе вооруженного конфликта, то при втором типе (перманентной психотравматизации факторами общеэкстремального характера) эта работа должно вестись постоянно после 30 суток пребывания личного состава на КПП, блок-постах, заставах и иных непосредственно на местах несения боевой службы. Именно через 30 суток (в среднем) происходит увеличение числа военнослужащих с повышенной реактивной тревожностью (шкала самооценки

Ч.Спилбергера, Ю.Ханина), признаками депрессивных состояний (шкала депрессии) и со сниженным функциональным состоянием, оцениваемым с помощью опросника САН. Это касается не только сотрудников и военнослужащих по контракту, но и солдат, сержантов по призыву, что позволит в значительной степени отдалить критический порог стрессоустойчивости для данной категории военнослужащих, который определен тремя месяцами пребывания в условиях экстремальной жизнедеятельности.

При третьем (смешанном) типе служебно-боевой деятельности сочетаются оба варианта работы по психологической реабилитации. Исходя из этого, в ходе контртеррористической операции в СевероКавказском регионе была предложена и реализована следующая система первичной психологической реабилитации военнослужащих, реализуемая после окончания огневого воздействия на личный состав, с выходом подразделений из положения непосредственного соприкосновения с противником, т.е. при минимальной или полностью отсутствующей вероятности риска для жизни:

1. Определение подразделений, боевых групп, оказавшихся в наибольшей степени подверженными психотравмирующему воздействию (наиболее сложные условия служебно-боевой деятельности, интенсивный огневой контакт с противником, наличие боевых потерь, пребывание в невыгодных условиях боя, длительное пребывание в состоянии постоянного стрессового напряжения на ответственных участках служебно-боевой деятельности).

2. Проведение в данных подразделениях психодиагностики психических состояний личного состава, выявление военнослужащих с признаками бое-

вых психических травм, стрессовых психических нарушений и расстройств. Для решения этих задач возможно использование всех методов психодиагностики в зависимости от возможности их использования. В районе боевых действий нами успешно использовались тестовые методики, но при условии соответствующего уровня мотивации испытуемых к работе с тестами. Для создания необходимого уровня мотивации испытуемым предлагались следующие цели их обследования:

—необходимость получения некоторых данных для качественной подготовки личного состава, который будет направляться для замены испытуемых, после выполнения ими своих задач в районе боевых действий;

—для получения информации, необходимой для улучшения условий выполнения испытуемыми боевых задач.

В некоторых случаях, как, например, при выводе подразделений из боевой зоны после интенсивных боевых действий, до начала диагностики проводились беседы, в ходе которых описывались состояния, которые могли испытывать военнослужащие после психотравмирующих условий деятельности. Происходила своеобразная “подстройка” под их реальные переживания, после чего предлагалась помощь, которая может и обязательно будет оказана после прохождения тестирования. Подобный способ позволил своевременно выявить группу военнослужащих с риском развития у них травматических стрессовых расстройств после выполнения задач в Кадарской зоне и Новолакском районе Дагестана.

В качестве методик диагностики актуальных психических состояний и оценки возможных травматических стрессовых нарушений использовались и надежно зарекомендовали: Шкала депрессии (Т.И.Балашова, НИИ им.Бехтерева), опросник САН (самочувствие, активность, настроение), Шкала самооценки Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина. В то же время необходимо отметить, что метод тестирования при оценке вероятных дезадаптивных состояний оправдан лишь при необходимости психодиагностической работы с большими группами сотрудников и военнослужащих. После выделения из этих групп конкретных военнослужащих, отнесенных к группе риска тех или иных психических нарушений, необходима индивидуальная работа с ними, включающая как психодиагностические интервью и беседы, так и непосредственно психокоррекцию. Кроме того, метод визуальной психодиагностики представляется наиболее приемлемым в подобных условиях при соответствующей подготовке и практических навыках специалистов психологической службы.

При использовании тестовых методик в ходе психодиагностических обследований военнослужащих подразделений группировки внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона нами наблюдался феномен психокррекционного воздействия самой процедуры тестирования. Возможность определенным образом “выговориться” на тестовом бланке, отрефлексировать собственные ощущения и переживания, (особенно при использовании САН),

дать информацию о некоторых собственных психологических проблемах, зачастую при незначительных колебаниях эмоционального плана, незначительных психоастенических изменениях, оказывала стабилизирующее влияние уже на стадии самой процедуры тестирования. Подтверждения тому были получены в ходе бесед с испытуемыми, когда с их стороны был проявлен интерес к результатам диагностики и они сами заявляли, о том, что “на душе стало легче”, “что-то отпустило”, “спало напряжение” и т.п. Частично это можно объяснить тем, что испытуемые оказались в поле внимания и понимания их проблем и состояний и готовности им помочь.

3. Проведение групповых занятий по психоэмоциональной регуляции и ситуативно-образному от-реагированию психотравмирующих боевых эпизодов.

4. Проведение индивидуальных психо коррекционных бесед с военнослужащими, получившими боевые психические травмы и стрессовых психических нарушений имеющими признаки.

5. Внесение изменений в распорядок дня с учетом необходимости:

— дополнительного, послеобеденного отдыха личного состава;

— проведения групповых занятий по психоэмоциональной регуляции и ситуативно-образному от-реагированию.

6. Оборудование душевых кабин для обеспечения возможности принятия личным составом контрастного душа как средства снятия мышечного напряжения.

7. Планирование и проведение с личным составом в утренние часы занятий с учетом дозированной физической нагрузки (физическая, инженерная, специальная подготовка).

8. Организация досуга личного состава, проведение массовых мероприятий с привлечением представителей местных органов власти, общественности, местного населения.

Необходимо отметить, что организованный социально-психологической службой внутренних войск мониторинг динамики морально-психологического состояния личного состава группировки, анализ результатов проводимых в его рамках исследований позволили внести на рассмотрение командования предложения, которые нашли должное понимание командования, и в настоящее время прорабатываются пути их реализации. В связи с этим предложено:

— рассмотреть вопрос о создании на командных пунктах всех воинских частей, несущих службу блокпостами, заставами, взводными опорными пунктами, резервных подразделений численностью до роты, что позволит производить замену личного состава на указанных подразделениях 3-5 суток, в зависимости от динамики боевой и оперативной обстановки, для психологической реабилитации, санитарно-гигиенических мероприятий и отдыха;

— штурмовые подразделения после выполнения конкретной боевой задачи по овладению рубежом, районом местности, объектом и т.д. заменять на за-

нятых позициях резервными подразделениями и отводить в пункты временной дислокации для реабилитации, отдыха и санитарно-гигиенических мероприятий.

Косвенными подтверждениями эффективности предложенной системы первичной психореабилитационной работы можно считать то, что среди санитарных потерь за весь период ведения боевых действий со 2 августа 1999 г. не отмечено психогенных расстройств с полной утратой боеспособности, контроля поведения и последующим психиатрическим диагнозом. Общее количество происшествий, связанных с неадекватным поведением военнослужащих, преступлений на почве аффективных реакций и социально-психологической дезадаптации существенно ниже, чем в целом показатель по войскам, не участвующим в выполнении задач на территории Северного Кавказа. Иными словами, среди военнослужащих, находящихся в экстремальных условиях жизнедеятельности, достаточно длительный период времени, значительно меньше негативных проявлений нервно-психической неустойчивости и неадекватного поведения.

Необходимость организации психологической реабилитации уже в ходе выполнения боевых задач в рамках психологического сопровождения служебно-боевой деятельности, максимальная приближенность этой работы к району боевых действий продиктована реальной динамикой психических состояний сотрудников и военнослужащих МВД и становится ключевой задачей при реализации системы психологического обеспечения служебно-боевой деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОГРАММЫ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА

Ст. преподаватель В.Г.Лупырь

Омская академия МВД России

Для нашего времени характерно значительное развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности, использование данных психологии в решении на научной основе вопросов совершенствования работы правоохранительных органов и должностных лиц, в частности — создание профессиограммы юридических профессий (2).

Деятельность сотрудников уголовного розыска относится к разряду наиболее сложных: изучение оперативной обстановки, разработка плана специальных мероприятий, участие в операциях по задержанию вооруженного преступника, работа с представителями общественности — везде проявляются

различные стороны профессиональной подготовленности человека. Большое значение профессиональные и психологические факторы имеют в предстоящей служебной деятельности и выпускников вузов МВД, в которой субъекты деятельности должны наиболее полно отражать, познавать объект, принимать в различных условиях правильные решения и доводить их до исполнения. Допущение ошибок в этом виде деятельности может вызвать значительные отрицательные последствия.

В связи с этим нельзя не сказать о повышенной психической напряженности, которая непосредственно влияет на профессиональную готовность в процессе служебной деятельности. Эмоциональное напряжение (стресс) возникает в сложных или опасных для осуществления деятельности ситуациях. Психологи установили, что при столкновении человека с резким изменением привычной ситуации, условиями повышенной ответственности за свою работу, дефицитом времени, трудностью решаемых задач, опасностью для жизни и прочим неминуемо возникает психическое состояние повышенного эмоционального напряжения. Оно вызывает активизацию всего организма и влияет непосредственно на профессиональную готовность в экстремальных ситуациях. Все названные условия, вызывающие состояние повышенной психической и физической напряженности, характерны для оперативной работы, однако их воздействие на сотрудника может быть различным, вызывая прекращение или активизацию деятельности (6).

Значительный рост преступности, а также развитие ее наиболее опасных форм: организованной преступности, убийств на сексуальной почве, заказных убийств и т.п. требуют повышения эффективности деятельности правоохранительной системы. Будущим работникам аппаратов уголовного розыска необходимо уметь рационально распределять силы, соизмеряя со своими способностями сохранять результативность своей деятельности на протяжении всего ненормированного рабочего дня, применять профессиональные умения и двигательные навыки, чтобы при наименьшей затрате энергии получать оптимальные результаты. В последовательном развитии таких качеств, как гибкость ума и характера, быстрота мышления, острая наблюдательность и цепкая память, самообладание и выдержка, мобилизация волевых и физических качеств, большое значение имеют комплексные практические занятия и рекомендации психологической науки (1; 2; 5).

Комплексное формирование профессиональноприкладных качеств строится на закономерностях системы “инспектор уголовного розыска (УР)-на-личие профессионально-прикладных знаний, умений, навыков”, т.е. соотношении между личностью и требованиями, которые ей предъявляются профессией. Методологическую основу комплексного формирования профессионального мастерства должен составлять системно-структурный анализ процесса формирования знаний, умений и навыков, который рассматривается во взаимосвязи с развитием необходимых профессиональных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.