Научная статья на тему 'Специальные меры предупреждения преступлений на потребительском рынке: аспект преступности иностранных граждан в Дальневосточном регионе'

Специальные меры предупреждения преступлений на потребительском рынке: аспект преступности иностранных граждан в Дальневосточном регионе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
422
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕРЫ СПЕЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / МИГРАНТЫ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / СФЕРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SPECIAL CRIMINOLOGICAL MEASURES OF CRIME PREVENTION / CRIMINALITY AMONG ALIENS / MIGRANTS / CONSUMER MARKET / ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шишкин Р. В.

В статье рассматриваются вопросы специальных мер предупреждения преступлений на потребительском рынке, совершаемых иностранными гражданами в Дальневосточном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шишкин Р. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special Measures to Prevent Crime by Aliens Operatingon the Consumer Market: Case Study of the Russian Far East

The article is about special measures tested out by the authorities in the Russian Far East as part of efforts to prevent crime by foreign nationals doing business on the consumer market.

Текст научной работы на тему «Специальные меры предупреждения преступлений на потребительском рынке: аспект преступности иностранных граждан в Дальневосточном регионе»

S

н и

0

1

J3 <

ы н

К

И

»S

0

1

J3 <

ы н S

I

<

а

X О

о

са

<

а С

ы <

м о а С ы s

iC

и ы

ИР

s 1—

о <

0

1

s

^

s

а S

72

Р.В. ШИШКИН,

старший преподаватель кафедры уголовной политики (Академия управления МВД России)

R.V. SHISHKIN, Senior Lecturer at the Department ofAnti-Crime Policy (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 343.85

Специальные меры предупреждения преступлений на потребительском рынке: аспект преступности иностранных граждан в Дальневосточном регионе

Special Measures to Prevent Crime by Aliens Operating on the Consumer Market: Case Study of the Russian Far East

В статье рассматриваются вопросы специальных мер предупреждения преступлений на потребительском рынке, совершаемых иностранными гражданами в Дальневосточном регионе.

Меры специально-криминологического предупреждения, преступность иностранных граждан, мигранты, потребительский рынок, сфера экономической деятельности.

The article is about special measures tested out by the authorities in the Russian Far East as part of efforts to prevent crime by foreign nationals doing business on the consumer market.

Special criminological measures of crime prevention, criminality among aliens, migrants, consumer market, economic activity.

Стратегия профилактической деятельности, направленной на предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности на потребительском рынке, не может ограничиваться лишь мерами общесоциального предупреждения преступлений. Применяемые по отдельности, такие меры не могут являться эффективным средством профилактики причин и условий, способствующих преступным проявлениям на потребительском рынке, в том числе преступности иностранных граждан. Они эффективны лишь на начальных стадиях профилактической работы, если же лица (иностранные граждане) переступили порог законодательного запрета, то должны применяться более эффективные меры — меры специально-криминологического предупреждения.

Мы считаем, что без специально-профилактического подхода с применением специально-криминологических мер предупреждения преступлений, совершаемых гражданами данной категории, эффективно влиять на снижение преступности иностранцев в сфере потребительского рынка невозможно. Более того, результат может быть достигнут только тогда, когда одновременно все меры предупреждения системно смогут воздействовать на преступность и будут направлены на устранение причин появления условий, способствующих совершению преступлений в данной сфере. Такое комплексное профилактическое воздействие находит свое закрепление в государственной системе предупреждения преступлений [3], в нормативных правовых актах как федерально-

го, так и регионального уровня, ведомственных приказах [6].

Деятельность, связанная с мерами специально-криминологического предупреждения преступлений на потребительском рынке, совершаемых иностранными гражданами, представляет собой комплекс взаимосвязанных форм, методов и средств. Она направлена на выявление, устранение причин совершения преступлений и условий, способствующих их совершению и влияющих на формирование личности преступника, на предотвращение совершения правонарушений лицами с устойчивым противоправным поведением [7], в том числе иностранными гражданами — преступлений в сфере потребительского рынка. Такой комплекс мер специально-криминологического характера (уголовно-правового и административно-правового воздействия на преступность иностранных граждан) применяется на территории Дальнего Востока. В зависимости от нанесенного ущерба иностранные граждане привлекаются к уголовной ответственности (если нанесен значительный ущерб), в иных случаях применяются административно-правовые меры воздействия, относящиеся к специальным мерам профилактики правонарушений. Всесторонность применяемого комплекса мер свидетельствует об эффективности такого системного подхода, направленного на борьбу с преступностью, в том числе с преступлениями на потребительском рынке, совершаемыми иностранными гражданами в Дальневосточном регионе. Считаем целесообразным меры специально-криминологического предупреждения в сфере экономической деятельности разделить на следующие группы: 1) уголовно-правовые; 2) уголовно-процессуальные; 3) оперативно-разыскные; 4) административно-правовые; 5) криминологические.

Однако вышеназванные меры специально-криминологического предупреждения в отношении иностранных граждан, совершающих преступления в данном секторе экономики, не всегда находят свое отражение в правоприменительной деятельности правоохранительных органов. Это объясняется тем, что многие совершаемые указанными гражданами преступления имеют высокую латентность. Исходя из этого, мы считаем, что необходимо активизировать деятельность всех субъектов профилактики; целесообразно привлекать представителей общественности к проведению совместных с органами внутренних дел проверок паспортного и визового режимов, а также интенсифицировать работу в данном направлении внештатных сотрудников полиции в соответствии с Федеральным законом «Об участии граждан в охране общественного порядка» [4].

Привлечение потенциала общественных объединений, организаций и граждан, безусловно, поможет государственным органам в осуществлении профилактики преступности иностранцев. Практика профилактической деятельности свидетельствует, что взаимодействие с гражданами эффективно при оказании социальной помощи и при социальном контроле в отношении иностранных граждан [10]. Целью специально-криминологического предупреждения преступлений, совершаемых иностранцами на потребительском рынке, является выявление причин и условий, способствующих росту преступности, предупреждение, выявление, пресечение деяний, совершаемых указанной категорией лиц. Эффективность реализации такой цели достигается решением задач, которое обеспечивается мерами, направленными на проведение систематических профилактических мероприятий субъектами государственной системы профилактики правонарушений, в чью компетенцию входят такие функции.

Во-первых, это проведение проверок путем отработки жилого массива (домов, квартир, общежитий, гостиниц, отелей и других мест социального общежития), где временно пребывают и проживают иностранные граждане. Такие проверки необходимо проводить не реже одного раза в квартал.

Во-вторых, проведение проверок мест возможного скопления иностранцев, таких как строительные объекты, производственные базы, потребительские рынки всех классификаций (оптовые и розничные), торговые комплексы, а также места с большой проходимостью людей (улицы, парки, вокзалы и др.). Как правило, в таких местах иностранные граждане осуществляют стихийную торговлю некачественными товарами без наличия разрешительных документов на право заниматься коммерческой деятельностью. Здесь могут находиться нарушители миграционного законодательства и совершающие преступления на потребительском рынке лица, скрывающиеся от правосудия. Такие места необходимо проверять не реже одного раза в месяц.

В-третьих, проведение проверок соблюдения правил миграционного законодательства принимающей стороной, т. е. физическими и юридическими лицами, которые в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [5] приглашают мигрантов на работу на принадлежащие им объекты, помогая с оформлением разрешения на работу в подразделениях миграционного контроля МВД России. Указанная деятельность подразумевает предоставление полного социального пакета

S

н и о X

л

<

ы н к

И

»S о X

л

<

ы н S

X

<

а

X о о

са

<

а С

ы <

м о а С ы S ЬЙ

и ы

ST S

I—

о <

о X

S

^

S а ЬЙ

73

S

н и

0

1

J3 <

ы н к

И

»S

0

1

J3 <

ы н S

I

<

а

X О

о

са

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а С

ы <

м о а С ы S ЬЙ

и ы

ИР S 1—

о <

0

1

S

^

S а ЬЙ

74

со стороны работодателей, которые несут ответственность за пребывающих на территории Российской Федерации иностранных граждан.

Продуктивность таких проверок заключается в выявлении нарушителей миграционного законодательства (как иностранных граждан, так и лиц, их принимающих), а также лиц, причастных к организации незаконной миграции [2, ст. 322.1]. Например, прокуратурой г. Якутска поддержано государственное обвинение по уголовному делу в отношении гражданина Таджикистана Хотама Шарипова, обвиняемого в организации незаконного пребывания в РФ иностранных граждан. Его действия были квалифицированы по ч. 1 ст. 322.1, а также по ч. 2 ст. 327 УК РФ (подделка официального документа с целью облегчить совершение другого преступления) [9]. Во Владивостоке иностранные граждане способствовали нелегальному нахождению на территории России почти 250 мигрантов из Средней Азии. Преступники получали за иностранцев миграционные карты, затем ставили в их паспортах штампы, подделывая оттиски контрольно-пропускного пункта Пограничного управления ФСБ России, позволяя таким образом своим землякам не выезжать за пределы РФ по истечении 90 дней с момента въезда. На основании поддельных документов незаконным мигрантам заново оформлялась регистрация по месту пребывания [8].

В заключение хотелось бы отметить, что для эффективного специально-криминологического предупреждения преступлений, совершаемых иностранными гражданами на потребительском рынке, необходимо криминализировать отдельные противоправные деяния, определив их виды и установив меру наказания. Это устранит пробелы в уголовном законодательстве РФ, которые не позволяют реагировать на некоторые факторы и приводят к необъективной и не всегда справедливой правовой оценке совершенных физическими и юридическими лицами про-

Список литературы:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 26 (ч. 1). Ст. 3851.

4. Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон от

тивоправных деяний. Мы считаем, что одним из таких пробелов является отсутствие института уголовной ответственности юридических лиц за совершение преступлений, в том числе в сфере экономической деятельности на потребительском рынке. Этот вопрос до настоящего времени остается нерешенным в теоретическом и практическом плане, не закреплен на законодательном уровне и остается открытым.

Однако ответственность юридических лиц закреплена в административно-правовых отношениях. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрена ответственность юридических лиц за совершение некоторых административных правонарушений [1, ст. 2.10]. Этим, на наш взгляд, проблема решена лишь частично, ведь значительность ущерба сильно различается в уголовном и административном законодательстве. За отдельные административные правонарушения, совершенные юридическим лицом, максимальная сумма штрафа составляет 5 млн рублей, а ущерб, нанесенный преступлениями в сфере экономической деятельности, в том числе на потребительском рынке, измеряется в миллиардах.

Мы предлагаем заполнить этот пробел, дополнив ст. 19 Уголовного кодекса РФ частью 2, устанавливающей уголовную ответственность юридического лица за совершение преступлений, предусмотренных ст.ст. 160, 165, 171, 171.1, 171.2, 172, 172.1, 173.1, 180, 181, 184, 201, 204, 322, 322.1, 322.2, 322.3 УК РФ [2], в том числе предусмотреть правила назначения наказания за перечисленные виды и составы преступлений. Необходимость института уголовной ответственности юридических лиц, по нашему мнению, обеспечит возможность привлекать к ответственности юридических лиц, приглашающих на работу иностранных граждан с нарушением установленного законодательства, создавая тем самым условия для совершения ими преступлений.

2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.

5. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

6. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 (ред. от 20.01.2016) // СПС КонсультантПлюс.

7. Баринова Л.В., Мартыненко Н.Э., Ревин В.П. Словарь терминов и схем по курсам «Уголовная политика и ее реализация в деятель-

9.

ности ОВД» и «Организация профилактической деятельности ОВД». М., 2000. Во Владивостоке осудят организаторов канала незаконной миграции. URL: Шр://провэд. рф/society/corruption/8502-vo-vladivostoke-osudyat-opganizatopov-kanala-nezakonnoy-igpatsii.html (дата обращения: 23.07.2016). В Якутске за организацию незаконной миграции осужден гражданин Таджикиста-

на. URL: http://www.proksakha.ru/news/5397 (дата обращения: 23.12.2015).

10. Нежибецкая И.Е. Криминологические и уголовно-правовые меры борьбы с преступностью мигрантов в России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

E-mail: [email protected]

S

н и о X

л

<

ы н к

И

»S о X

л

<

ы н S

X

<

а

X о о

са

<

а С

ы <

м о а С ы S ЬЙ

и ы

ST S 1—

о <

о X

S

^

S а ЬЙ

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.