5. Скугаревский Д., Титаев К., Кудрявцев В. Аналитическая записка «Влияние плановых проверок на деятельность организаций» [Электронный ресурс] / Д. Скугаревский, К. Титаев, В. Кудрявцев // http://polit. ru/media/files/2016/12/20/analit_paper_december2016.pdf (дата обращения: 15.12.2017).
Мирзаева Е. Д.
Студент 2 курса магистратуры Института права и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Россия
К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ МИГРАЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕРАХ ПО ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблемы преступности в среде мигрантов как в России в целом, так и в Тамбовской области в частности. Особое внимание уделяется анализу соответствующих статистических данных и правовых мер предупреждения миграционных преступлений.
Ключевые слова: миграционная преступность, Российская Федерация, Тамбовская область, предупреждение.
Mirzaeva E. D.
Student second course of graduate school of Institute of the right and national security of Tambov State University named after G. R. Derzhavin
ABOUT THE QUESTION OF THE CONDITION
OF MIGRATION CRIME IN THE RUSSIAN FEDERATION AND MEASURES FOR HER PREVENTION
Abstract: Article is devoted to consideration of a problem of crime among migrants both in Russia in general, and in the Tambov region in particular. Special attention is paid to the analysis of the relevant statistical data and legal measures of prevention of migration crimes.
Keywords: migration crime, Russian Federation, Tambov region, prevention.
Анализ уровня миграционной преступности сегодня позволяет говорить о ней как об угрозе национальной безопасности России. Одной из актуальных проблем криминологической теории является предупреждение миграционной преступности, поэтому к ней приковано повышенное внимание со стороны общества и государства. Неслучайно на заседании Совета безопасности РФ, посвященном государственной миграционной политике, Владимир Путин 31 марта 2016 года выразил обеспокоенность высоким уровнем преступности в среде мигрантов: «Серьезное беспокойство вызывает неснижающийся уровень преступности среди иностранных граждан. (...) Подобные преступления носят, как правило, резонансный характер. Зачастую они вызывают всплеск ксенофобских, националистических настроений, дают повод для разного рода информационных, пропагандистских атак на Россию. Прошу наши ведомства серьезно усилить оперативную и профилактическую работу по борьбе с преступностью в миграционной среде» [3].
По экспертным оценкам, сейчас общее число незаконных мигрантов в России составляет от полутора до трех миллионов человек более чем из 60 стран мира. Как отмечает профессор В. В. Собольников: «Большая часть мигрантов относится к категории малообеспеченных, не защищенных в социальном и правовом отношении, а потому находящихся в стрессовом состоянии людей, в связи с чем они составляют устойчивый источник пополнения этноорганизованных криминальных группировок. Незаконно прибывающие в Россию мигранты, как правило, занимаются нелегальной, уголовно наказуемой деятельностью. При этом отмечается высокая латентность преступлений, совершенных мигрантами» [4].
По данным МВД РФ, наблюдается рост общего числа ежегодных преступлений, совершаемых негражданами России. В частности, в 2016 году зарегистрировано 43,9 тыс. преступлений, совершенных иностранными гражданами, из которых 87,6 % приходится на долю граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (38,5 тыс.) [1].
Во многих российских городах существует практика привлечения иностранной рабочей силы, и Тамбов в этом плане - не исключение. Мировая опыт показывает, что городские образования вынуждены приглашать на работу людей, живущих далеко за их пределами. Если говорить об экономике Тамбовской области, то здесь, наряду с избыточными трудовыми ресурсами, есть профессии, в которых всегда не хватает кадров.
На сегодняшний день в Тамбовской области состоят на учете 10986 мигрантов. Причем по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области, миграционный прирост за январь-апрель 2017 года составил только 118 человек. Но следует отметить активный процесс миграции: наряду с прибывшими 10986 чел. выбывших за этот период отмечается 10868.
Если проанализировать материалы Управления МВД России по Тамбовской области за последние 2 года, то можно отметить незначительную криминальную активность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории региона. Это не оказывает какого-либо значительного влияния на оперативную обстановку. При этом преступления совершаются. Так по данным 2016 года, возбуждено 51 (2015 г. -63; -22,7 %) уголовное дело, в том числе: по ст. 322.2. УК РФ - 2, ст. 322.1. УК РФ - 2, ст. 322.2. УК РФ - 19, ст. 322.3 УК РФ - 24, ст. 327 УК РФ - 4. Привлечено к уголовной ответственности 29 (2015 г. - 23; +26,1 %) человек.
В информационно-аналитической записке к отчету о деятельности Управления МВД России по Тамбовской области за 2016 год отмечается: «При осуществлении контрольно-надзорной деятельности проведено 2422 (2015 г. - 4469; -45,8 %) проверочных мероприятия по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства Российской Федерации. Составлено 1844 (2015 г. - 2300; -23,9 %) протокола об административных правонарушениях, предусмотренных главой 18 КоАП РФ, ст. 19.27, ч.3 ст. 20.25 КоАП РФ. Принято решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении 93 (2015 г. - 122; -23,7 %) иностранных граждан. В 2016 году судебными органами принято 170 решений об административном выдворении за пределы РФ в отношении иностранных граждан, из них:
- в форме контролируемого, самостоятельного выезда из РФ -
95;
- в виде принудительного выдворения за пределы РФ - 75.
Исполнено решений в отношении 143 (2015 г. - 157; -8,9 %) иностранных граждан.
Следовательно, необходимо постоянно проводить мониторинги состояния миграционной преступности и планировать меры по ее недопустимости. Одним из способов урегулирования негативных правоотношений, безусловно, является серьезная проработка и внесение изменений в законодательную базу. Сегодня Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет правовое положение данной кате-
гории мигрантов в Российской Федерации, а также регулирует отношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности. Остановимся подробнее на ст. 15.1 «Подтверждение иностранными гражданами владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 20.04.2014 № 74-ФЗ). Согласно п. 7 этой статьи, иностранный гражданин для получения разрешения на работу обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации соответствующим документом [5]. В 2016 году такой экзамен успешно сдали в Тамбовской области свыше 500 иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности.
Данные изменения в законодательной базе дают возможность «добропорядочным мигрантам», знающим и понимающим язык, культуру, традиции народов, проживающих в России, работать и успешно адаптироваться. При этом экзамен становится своеобразной ограничительной планкой пребыванию в нашей стране для тех иностранных граждан, которые не владеют русским языком, а соответственно будут испытывать серьезные трудности в социализации, адаптации, трудоустройстве и, как результат, могут быть потенциально опасны для общества. В. В. Собольников отмечает: «Многие иностранцы обречены быть «изгоями»: плохое знание языка, колоритная внешность, иные культура и менталитет вызывают отторжение со стороны местных жителей. Мигранты инстинктивно «сбиваются» в группы и занимают оборонительную позицию» [4].
В заключение следует отметить, что изменения в законодательной базе последних лет относительно пребывания иностранных граждан в Российской Федерации дают положительный результат и являются способом снижения уровня миграционной преступности.
Список литературы
1. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» за 2016 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://мвд.рф/Deljatelnost/gosprogram/Gosprogramma
2. Информационно-аналитическая записка к отчету о деятельности Управления МВД России по Тамбовской области за 2016 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://68.xn-Ыaew.xn-p1ai/Ыder/9625849
3. Материалы заседания Совета Безопасности Российской Федерации, посвященного вопросам совершенствования государственной миграционной политики в интересах обеспечения национальной безопасности от 31 марта 2016 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/ president/news/51618
4. Собольников В. В. Миграционная преступность и ее предупреждение [Электронный ресурс] / В. В. Собольников. - Режим доступа: https://www. zonazakona.ruЛaw/comments/505/ (дата обращения: 25.12.2017).
5. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 31.12.2017). - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Хворостова Л. С.
магистрант, кафедра Права и национальной безопасности Тамбовский государственный университет им. Державина, г. Тамбов, Россия
ПРОБЕЛЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О БАНКРОТСТВЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА
Аннотация. Развитие института банкротства происходит по мере внесения изменений и поправок в законодательство о банкротстве. Однако, несмотря на все модернизации действующего законодательства, все-таки остаются некоторые пробелы и коллизии.
Ключевые слова: банкротство, пробелы в законодательстве о банкротстве, реализация имущества должника, арбитражный управляющий.
Khvorostova L. S.
graduate student, Department of Law and National Security of the Tambov State University named after Derzhavin, Tambov, Russia
GAUGES IN THE LEGISLATION ON BANKRUPTCY IN THE IMPLEMENTATION OF THE OBLIGATORY PROPERTY
Abstract: The development of the institution of bankruptcy occurs as the changes and amendments to the bankruptcy legislation are introduced. However,