Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ В ПАРНО-ГРУППОВОЙ АКРОБАТИКЕ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА'

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ В ПАРНО-ГРУППОВОЙ АКРОБАТИКЕ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
189
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / ПАРНО-ГРУППОВАЯ АКРОБАТИКА / ЭТАП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жмыхова Алевтина Юрьевна, Федорова Татьяна Александровна, Рыбникова Ольга Леонидовна, Жафярова Ирина Валерьевна, Гладенкова Виктория Павловна

В статье предполагается, что использование средств в виде комплекса упражнений, направленных на развитие силовой подготовленности с учетом специфики парно-групповой акробатики, будет способствовать более быстрому и качественному освоению программного материала парно-групповых упражнений и сделает его более управляемым и эффективным. Целью исследования, является определение эффективности разработанных средств, направленных на развитие силовой подготовленности с учетом специфики парно-групповой акробатики при выполнении балансовых и вольтажных упражнений. В специально разработанные комплексы упражнений, направленные на развитие силы и силовой выносливости, выполняемые в заключительной части тренировочного процесса, были включены базовые движения напрямую связанные со спецификой исполнения парно-групповых упражнений. Все спортсмены, входящие в экспериментальную группу, по завершении эксперимента стали чище исполнять вольтажные и балансовые элементы, тем самым значительно усложнив свою программу, и имели явное преимущество в силовых показателях относительно контрольной группы. Это позволило значительно улучшить физические показатели на этапе спортивного совершенствования и повысить уровень технического мастерства акробатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жмыхова Алевтина Юрьевна, Федорова Татьяна Александровна, Рыбникова Ольга Леонидовна, Жафярова Ирина Валерьевна, Гладенкова Виктория Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL COMPLEXES OF EXERCISES IN PAIR-GROUP ACROBATICS AT THE STAGE OF HIGHER SPORTS SKILLS

The article assumes that the use of means in the form of a set of exercises aimed at the development of strength readiness, taking into account the specifics of pair-group acrobatics, will contribute to faster and better mastering of the program material of pair-group exercises and make it more manageable and effective. The aim of the study is to determine the effectiveness of the developed means aimed at the development of the strength readiness, taking into account the specifics of pair-group acrobatics, when performing balance and vaulting exercises. The specially designed complexes of exercises aimed at developing strength and strength endurance, performed in the final part of the training process, included the basic movements that are directly related to the specifics of the performance of pair-group exercises. All athletes included in the experimental group, upon completion of the experiment, began to perform clearer the balancing elements. Thus, they significantly complicated their program with the clear advantage in strength indicators relative to the control group. This made it possible to significantly improve the physical indicators at the stage of sports perfection and increase the level of technical skill of acrobats.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ В ПАРНО-ГРУППОВОЙ АКРОБАТИКЕ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА»

Из таблицы 2 следует, что измерения максимальной силы, атакующего бокового движения, контрольной группы равны, среднему показателю 30±0,2 кг. Измерения максимальной силы, атакующего бокового движения, экспериментальной группы соответствуют среднему показателю 54±0,1 кг. Сравнение показывает, что средний показатель максимальной силы, атакующего бокового движения, экспериментальной группы больше среднего показателя контрольной группы на 44,4%. Различия статистически достоверны (р<0,05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Атакующее боковое движение является высокоэффективным техническим приёмом, позволяющим достигать высшего спортивного мастерства в кратчайшие сроки. Основным критерием является высокие начальные силовые показатели бокового движения. Данный спортивный приём имеет высокую степень травматизма, поскольку в поединке спортсменов армрестлеров со схожими физическими показателями и психомоторными функциями возможны высокие вероятности травматического синдрома различного генеза в области локтевой коллатерали и роторной манжеты плеча. Движение является сложно суставным и по своей эффективности превосходит остальные технические приёмы за счёт высокой степени реализации преимущества в кратчайшие сроки. Контратакующие действия к данному техническому приёму возможны за счёт более высоких силовых показателей плечелучевой мышцы и ротационных свойств пронатора.

Контактная информация: zhivoderov74@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.07.2021

УДК 796.015.45

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ В ПАРНО-ГРУППОВОЙ АКРОБАТИКЕ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Алевтина Юрьевна Жмыхова, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Александровна Федорова, кандидат филологических наук, доцент, декан, Ольга Леонидовна Рыбникова, доцент, мастер спорта международного класса, Ирина Валерьевна Жа-фярова, старший преподаватель, Астраханский государственный университет; Виктория Павловна Гладенкова, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный технический университет

Аннотация

В статье предполагается, что использование средств в виде комплекса упражнений, направленных на развитие силовой подготовленности с учетом специфики парно-групповой акробатики, будет способствовать более быстрому и качественному освоению программного материала парно-групповых упражнений и сделает его более управляемым и эффективным. Целью исследования, является определение эффективности разработанных средств, направленных на развитие силовой подготовленности с учетом специфики парно-групповой акробатики при выполнении балансовых и вольтажных упражнений. В специально разработанные комплексы упражнений, направленные на развитие силы и силовой выносливости, выполняемые в заключительной части тренировочного процесса, были включены базовые движения напрямую связанные со спецификой исполнения парно-групповых упражнений. Все спортсмены, входящие в экспериментальную группу, по завершении эксперимента стали чище исполнять вольтажные и балансовые элементы, тем самым значительно усложнив свою программу, и имели явное преимущество в силовых показателях относительно контрольной группы. Это позволило значительно улучшить физические показатели на этапе спортивного совершенствования и повысить уровень технического мастерства акробатов.

Ключевые слова: силовая подготовка, парно-групповая акробатика, этап спортивного совершенствования, комплекс упражнений.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p93-97

SPECIAL COMPLEXES OF EXERCISES IN PAIR-GROUP ACROBATICS AT THE STAGE OF HIGHEST SPORTS SKILLS

Alevtina Yuryevna Zhmykhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Aleksandrovna Fedorova, the candidate of philological sciences, senior lecturer, dean, Olga Leonidovna Rybnikova, the senior lecturer, master of sports of international class, Irina Valeryevna Zhafyarova, the senior teacher, Astrakhan State University; Victoria Pavlov-na Gladenkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Astrakhan State Technical University

Abstract

The article assumes that the use of means in the form of a set of exercises aimed at the development of strength readiness, taking into account the specifics of pair-group acrobatics, will contribute to faster and better mastering of the program material of pair-group exercises and make it more manageable and effective. The aim of the study is to determine the effectiveness of the developed means aimed at the development of the strength readiness, taking into account the specifics of pair-group acrobatics, when performing balance and vaulting exercises. The specially designed complexes of exercises aimed at developing strength and strength endurance, performed in the final part of the training process, included the basic movements that are directly related to the specifics of the performance of pair-group exercises. All athletes included in the experimental group, upon completion of the experiment, began to perform clearer the balancing elements. Thus, they significantly complicated their program with the clear advantage in strength indicators relative to the control group. This made it possible to significantly improve the physical indicators at the stage of sports perfection and increase the level of technical skill of acrobats.

Keywords: strength training, pair-group acrobatics, stage of sports improvement, set of exercises.

ВВЕДЕНИЕ

Для достижения уровня высшего спортивного мастерства в тренировочном процессе на первый план выходит стабильное выполнение соревновательных упражнений, что обеспечивается высоким уровнем технической подготовленности всех партнеров. В современной спортивной акробатике нет строго определенных значений или показателей технической подготовленности, на которые можно опираться во время построения тренировочного процесса подготовки спортсменов [2]. Одной из важнейших составляющих прогресса является сложность соревновательных программ, необходимо обратить внимание на освоение спортсменами элементов рекордной сложности [1].

Цель исследования: определить эффективность разработанных средств, направленных на развитие силовой подготовленности с учетом специфики парно-групповой акробатики при выполнении балансового и вольтижного упражнений.

В исследовании ставились задачи разработать специальные комплексы упражнений, выполняемые в парах и специфичные для парной акробатики, с целью повышения уровня силовой подготовленности и эффективность влияния их на технические результаты занимающихся в парно-групповой акробатике.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе специализированного зала акробатики Астраханского государственного технического университета и детской спортивной юношеской школы Олимпийского резерва № 1 г. Астрахани. Две группы испытуемых, в каждую из которых входило по три смешанные пары, включали в свои занятия упражнения направленные на развитие и совершенствование силовой и технической подготовленности. Экспериментальная группа, в отличие от контрольной, на каждом занятии, в заключительной части, выполняла специальный комплекс упражнений в парах силового характера специфичных для парной акробатики, а также упражнения на силу индивидуального характера.

Педагогический эксперимент проходил в соответствии с годовым планом спортивной подготовки, с сентября 2020 по март 2021 года. Возраст испытуемых обеих групп составлял 14-19 лет. Квалификация акробатов - кандидаты в мастера спорта, осваивали программу мастера спорта, занимающиеся в смешанных парах. Обе группы до начала педагогического эксперимента по физическим и техническим показателям были примерно равны.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для определения уровня технической подготовленности испытуемых акробатов экспериментальной и контрольной групп, после окончания педагогического эксперимента, были проведены соревнования, на которых выполнялись контрольные соревновательные композиции.

На рисунке 1, можно увидеть, что средний балл показателя технической подготовленности испытуемых экспериментальной группы смешанных пар значительно превзошел показатель контрольной группы после окончания педагогического эксперимента. Это говорит о эффективности влияния специально разработанных для заключительной части тренировки упражнений в парах силового характера на технические результаты занимающихся в парно-групповой акробатике.

9,6 9,4 9,2 9 8,8 8,6 8,4 8,2 8

9,47

8,77

9,35

8,83

8,63

□ До эксперимента

□ После эксперимента

8,87

8,57

К

1 контрольное упражнение

Э К

2 контрольное упражнение

Рисунок 1 - Показатели технической подготовленности испытуемых экспериментальной и контрольной групп

до и после эксперимента

При рассмотрении роста физической подготовленности испытуемых акробатов экспериментальной и контрольной групп средний показатель тестовых упражнений после окончания педагогического эксперимента «верхних» показан на рисунке 2, «нижних» на рисунке 3.

50 40 30 20 10

40

30,67

13,33

8,66

□ до эксперимента □ после эксперимента 29,3331,33 26,67

19,33

16,33

15,66

13,67

7,66 9 10

Э К

Подтягивание в висе

К

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Рисунок 2 - Средние показатели физической подготовленности «верхних» акробаток экспериментальной и контрольной групп до и после педагогического эксперимента

Э К

Поднимание ног в висе

К

Сгибание и разгибание рук в стойке на руках

Проанализировав прирост в процентном соотношении, мы видим, что по всем тестам, экспериментальная группа акробатов значительно превзошла контрольную группу.

9

0

70 60 50 40 30 20 10 0

59,33

40,66

18,67

11,66- 10,6612,33

□ до эксперимента □ после эксперимента

39

41,33

10 9,33 11 10,33 12 13,33

Э К

Подтягивание в висе

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Э К

Поднимание ног в висе

Сгибание и разгибание рук в стойке на руках

Рисунок. 3 - Средние показатели физической подготовленности «нижних» акробатов экспериментальной и контрольной групп до и после педагогического эксперимента

Так, по подтягиванию, результат у испытуемых экспериментальной группы «верхних» акробаток улучшился на 53,9%, «нижних» - 60,1% по сравнению с исходными данными. У испытуемых контрольной группы всего на 10% у «верхних» и на 15,7% у «нижних». В сгибании и разгибании рук в упоре лежа результат прироста экспериментальной группы «верхних» акробаток составил 30,4%, «нижних» - 45,9%, а у испытуемых контрольной он повысился на 6,8% у «верхних» и на 6% у «нижних».

Прирост в поднимании ног из виса на гимнастической стенке составил в экспериментальной группе у «верхних» - 63,3%, «нижних» - 76,7%, в контрольной у «верхних» - 23,4%, «нижних» - 17,9%.

По показателю четвертого теста, достаточно сложного по уровню силовой подготовленности, сгибанию и разгибанию рук в стойке на руках, прирост результата в экспериментальной группе у «верхних» акробаток составил 78%, «нижних» - 77%, а в контрольной группе у «верхних» и «нижних» - 11%.

Таким образом, подводя итоги результатов педагогического эксперимента, можно с уверенностью сказать, что разработанный специальный комплекс упражнений, выполняемый в парах и специфичный для парной акробатики, направленный на повышение уровня силовой подготовленности и технического роста результатов, можно считать оправданным и рекомендовать в практику тренировочного процесса в парно-групповой акробатике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В парно-групповой акробатике результат зависит от слаженной работы двух и более партнеров. Полученные результаты исследования подтверждают нашу исходную гипотезу об использовании средств в виде комплекса упражнений, направленных на развитие силовой подготовленности с учетом специфики парно-групповой акробатики, которая будет способствовать более быстрому и качественному освоению программного материала парно-групповых упражнений и сделает его более управляемым и эффективным.

В специально разработанные комплексы упражнений, направленные на развитие силы и силовой выносливости, были включены базовые движения, напрямую связанные со спецификой исполнения парно-групповых упражнений. Все спортсмены, входящие в экспериментальную группу, по завершении эксперимента стали чище исполнять воль-тажные и балансовые элементы в заключительной части тренировочного процесса. Тем самым значительно усложнив свою программу, и имели явное преимущество в силовых показателях относительно контрольной группы. А это позволяет значительно улучшить физические показатели акробатов на этапе спортивного совершенствования. Проведенное исследование подтвердило, что специально разработанные комплексы упражнений в парах, направленные на развитие силовой подготовленности занимающихся парно-

групповыми акробатическими упражнениями на тренировочных занятиях, позволяют быстрее и качественнее осваивать программный материал при выполнении балансового и вольтажного упражнений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лавренова, А.Г. Совершенствование бросковых упражнений в парной акробатике на этапе высшего спортивного мастерства / А.Г. Лавренова, М.О. Чернова // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта. - 2018. - № 1. - С. 10-13.

2. Техническая подготовка спортсменов высокой квалификации, специализирующихся в спортивной акробатике / Н.Н. Пилюк, Л.В. Жигайлова, С.В. Шукшов, В.В. Тронев // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского гос. ун-та физической культуры, спорта и туризма - Краснодар, 2018. - № 1. - С. 59-60.

REFERENCES

1. Lavrenova, A.G. and Chernov, M.O. (2018), "Improvement of throwing exercises in pair acrobatics at the stage of higher sportsmanship", Problems and prospects for the development of physical culture and sports, No. 1, pp. 10-13.

2. Pilyuk, N.N., Zhigailova L.V, Shukshov S.V., Tronev V.V. (2018), "Technical training of highly qualified athletes specializing in sports acrobatics", Materials of scientific and scientific-methodical conference. teaching staff of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, No. 1, pp. 59-60.

Контактная информация: alevtinajm@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.08.2021

УДК 796.323

ВЛИЯНИЕ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС СТУДЕНТОВ С ТУГОУХОСТЬЮ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Светлана Юрьевна Завалишина, доктор биологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Наталия Владиславовна Марьина,

кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный социально-педагогический университет; Екатерина Николаевна Амелина, старший преподаватель, Московский архитектурный институт; Ирина Геннадьевна Герасимова, старший преподаватель, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального

университета, Елабуга

Аннотация

Введение. Систематические баскетбольные тренировки обеспечивают увеличение четкости и точности совершаемых в спорте и в быту движений. Они повышают уровень силовых характеристик спортсмена при любом его соматическом статусе. Тренировки увеличивают функциональные возможности и стимулируют процессы во всем теле. Цель исследования: выяснить изменения двигательных свойств у студентов университета, имеющих тугоухость, в условиях регулярных баскетбольных тренировок. Методика и организация исследования. В проведенное исследование были включены 32 девятнадцатилетних студента с документально подтвержденным диагнозом тугоухости I-II степени. Из них образовали две группы. Основная группа состояла из 16 юношей-студентов, приступивших к регулярным тренировкам по баскетболу. Группу контрольную составили 16 юношей-студентов с тугоухостью, которые продолжали испытывать мышечные нагрузки только на занятиях по физической культуре в университете. В исследовании был применен ряд функциональных проб и выполнялись некоторые нормативные тесты. Результаты выполненного исследования обработаны критерием Стъюдента(Ц и при помощи корреляционного анализа. Результаты исследования и их обсуждение. Участие в регулярных баскетбольных тренировках способствовало у юношей с тугоухостью усилению способности к движению, координации и равновесия. Также в условиях систематических баскетбольных физических тренировок у них усиливались физические возможности и нарастал уровень общей выносливости. Выводы. Регулярное посещение баскетбольных тренировок обеспечивают у студентов юношеского возраста, имеющих туго-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.