Таблица 1.
Обобщённые результаты диагностики уровня развития навыков словообразования в контрольной и экс_периментальной группах на этапах констатирующего и контрольного эксперимента_
Уровни развития Результаты констатирующего эксперимента Результаты контрольного эксперимента
навыков словооб- Количество де- Количество детей в Количество детей в Количество детей
разования тей в контроль- экспериментальной контрольной в эксперименталь-
ной группе группе группе ной группе
Высокий 86,7% (13 чел.) 0% 86,7% (13 чел.) 33,3% (5 чел.)
Средний 13,3% 46,7% 13,3% 60,0%
(2 чел.) (7 чел.) (2 чел.) (9 чел.)
Низкий 0% 53,3% 0% 6,7%
(8 чел.) (1 чел.)
Из таблицы видно, что после проведения логопедической работы уровень развития словообразовательных норм у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи значительно вырос: появились дети с высоким уровнем (33,3%) и возросло количество дошкольников со средним (60%) уровнем. Только у одного ребенка (6,7%) был выявлен низкий уровень: он употреблял неправильную форму и отказывался от выполнения некоторых заданий. В отличие от результатов первичного обследования более или менее выраженные недостатки речи у детей экспериментальной группы проявлялись избирательно, в некоторых видах заданий; отмечалась большая степень самостоятельности при выполнении всех видов заданий. У детей контрольной группы показатели уровня сформиро-ванности навыков словообразования остались без изменения.
Таким образом, количественный и качественный анализ данных контрольных срезов, статистическая обработка их результатов свидетельствуют об эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы по развитию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Список литературы
1. Алпатова Н.С., Фуреева Е.П. Логопедическая работа по преодолению коммуникативной дезадаптации у детей с общим недоразвитием речи // The scientific heritage. - 2020. - № 45-6(45). - С. 6567.
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). -СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
3. Логопедия: учебник для студентов дефек-тол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
4. Туманова Т.В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: автореферат дис. ... докт. пед. наук: 13.00.03 / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. - М., 2005. - 45 с.
5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Гущина Ю.Р. Особенности словообразовательной и коммуникативной активности детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.; URL: http://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=15751 (дата обращения: 21.04.2021).
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ АКРОБАТОК НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ
Загузова С.А.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Заведующий кафедрой игровых и циклических видов спорта, Кандидат педагогических наук, доцент Протопопова А.А.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, магистрант направления подготовки 49.04.03 Спорт
Харина И.С.
МБОУ «Естественно-математический лицей № 20» г. Псков,
учитель
FEATURES OF THE STRUCTURE AND CONTENT OF THE ANNUAL PREPARATION CYCLE OF
ACROBATS AT THE TRAINING STAGE
Zaguzova S.
Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Head of the Department of Game and Cyclic Sports, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;
Protopopova A.
Tambov State University named after G.R. Derzhavina, Master's student in the direction of training 49.04.03 Sports;
Kharina I.
MBOU "Natural and Mathematical Lyceum No. 20", Pskov,
teacher
Аннотация
Значимость изучения и совершенствования структуры и содержания годичного цикла подготовки спортивных акробатов на тренировочном этапе, неоднократно подчеркивалась в исследованиях отечественных авторов [1-4]. В настоящее время резко возросла конкуренция в данном виде спорта на международной арене. Если спортивная гимнастика уже сложившийся вид, где дальнейшее развитие идет в направлении поиска новых элементов, соединений, то о спортивной акробатике этого сказать пока нельзя: изменяется программа, правила соревнований, специальные требования к композициям, их продолжительности, пересматриваются расценки сложности элементов и соединений, критерии судейства. Продолжается поиск в направлениях развития отдельных видов акробатики. Ставшие перед акробатикой проблемы нельзя решить без соответствующих научных исследований.
Так как спортивная акробатика является сложно-координационным видом спорта, которому присуще быстрота выполнения технических действий, быстрота мышления, способность проявлять лучшие психологические и физические качества в напряженной ситуации, поэтому, изучение структуры и содержания подготовки является приоритетным направлением в рассматриваемой нами подготовке акробаток на тренировочном этапе.
Abstract
The importance of studying and improving the structure and content of the annual training cycle of sports acrobats at the training stage has been repeatedly emphasized in the studies of domestic and foreign authors [1-4]. Currently, the competition in this sport in the international arena has increased dramatically. If sports gymnastics is already an established form, where further development goes in the direction of finding new elements and connections, then this cannot be said about sports acrobatics yet: the program, competition rules, special requirements for compositions, their duration, the prices of the complexity of elements and connections, the criteria for judging are changed. The search continues in the directions of development of certain types of acrobatics.
The problems facing acrobatics cannot be solved without appropriate scientific research. Since sports acrobatics is difficult to coordinate a sport that is characterized by the speed of performing technical actions, the speed of thinking, the ability to show the best psychological and physical qualities in a tense situation, therefore, the study of the structure and content of training is a priority in the training of acrobats at the training stage.
Ключевые слова: акробатика, годичный цикл подготовки, тренировочный этап.
Keywords: acrobatics, one-year training cycle, training stage.
Спортивная акробатика - один из популярных и зрелищных видов спорта. Занятия ею способствуют наиболее успешному решению задач физического развития человека и совершенствованию его двигательных способностей. Акробатические упражнения способствуют развитию силы, ловкости, гибкости, быстроты реакций, ориентировки в пространстве, совершенствованию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и связок суставов, особенно голеностопного, плечевого, тазобедренного. Они с успехом используются для специальной подготовки на занятиях различными видами спорта.
Целью исследования являлось совершенствование процесса подготовки спортивных акробаток на тренировочном этапе подготовки.
В процессе исследования мы решали следующие задачи:
- изучить имеющиеся литературные источники по спортивной подготовке в женской акробатике;
- разработать и обосновать экспериментальную методику подготовки спортивных акробаток на тренировочном этапе.
- экспериментально выявить эффективность предложенной методики подготовки спортивных акробаток на тренировочном этапе.
При подборе эффективных средств и методов подготовки акробаток на тренировочном этапе, определении объема и интенсивности тренировочных нагрузок, следует учитывать, что у девочек, занимающихся на данном этапе, сердечно-сосудистая система обладает приспосабливаемостью и устойчивостью, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) становится больше, увеличивается мышечная масса, но силовые параметры юных спортсменок еще недостаточно подготовлены к длительным силовым
напряжениям, так как идет развитие центральной нервной системы.
Новизна проведенного нами исследования состоит в том, что мы разработали и апробировали экспериментальную методику подготовки спортивных акробаток на тренировочном этапе, основанную на применении подводящей разминки, статических и динамических упражнений индивидуальной работы, статических и динамических поддержек, хореографической подготовки спортсменок у опоры, партерной гимнастики, элементов художественной гимнастики, комплекса ско-ростно-силовых упражнений и упражнений на шведской стенке, разновидностей бега и прыжков, упражнений с фитболом и эстафет.
В ходе исследования мы предполагали, что применение разработанной экспериментальной методики, основанной на изменении всей соревновательной программы в каждом цикле подготовки позволит повысить общую и специальной подготовленность акробаток, необходимую для совершенствования выполнения программы соревнований по спортивной акробатике.
Для обоснования эффективности применения экспериментальной методики подготовки акробаток, на тренировочном этапе, был проведен педагогический эксперимент.
Исследование проводилось в МАУ «ГС «Авангард» г. Домодедово Московской области. Участники эксперимента - девочки, занимающиеся акробатикой, в возрасте 9-13 лет, всего 12 человек (две тройки -экспериментальная группа и две тройки контрольная группа). Этот возраст был выбран потому, что он является наилучшим для развития быстроты, скоростно-силовых качеств, гибкости и координации движений.
Предложенная нами экспериментальная методика подготовки акробаток составлена на основе сдвоенного цикла годичной спортивной подготовки: осенне-зимний и весенне-летний циклы. В свою очередь каждый из циклов делился на периоды подготовки. В структуре годичного тренировочного цикла акробаток, больше времени (в процентном отношении) у нас было отведено на специальную техническую подготовку, и меньше на теоретическую и интегральную.
В осенне-зимнем цикле подготовки спортивных акробаток (в обще подготовительном периоде), в занятиях используется специальный комплекс акробатических упражнений из Федерального стандарта по виду спорта спортивная акробатика с использованием большого количества подводящих упражнений [5]. Занятия проходили пять раз в неделю по 90 минут, широко использовался словесный метод и метод расчлененного разучивания индивидуальных акробатических упражнений, статических и динамических поддержек. В каждую тренировку включались 6 индивидуальных упражнений и 6 групповых поддержек, за исключением пятницы, это был день хореографии и элементов художественной гимнастики.
В специально подготовительном периоде использовался метод (связок) целостного разучивания индивидуальных акробатических упражнений, статических и динамических поддержек.
Соревновательный период был направлен на совершенствование исполнительского мастерства целостных соревновательных программ акробаток, достижение высокого уровня спортивной формы и специальной психологической подготовленности.
В переходном периоде происходило постепенное снижение тренировочной нагрузки, переключение на активный отдых с применением средств оздоровления и общей физической подготовки.
В весенне-летнем цикле подготовки спортивных акробаток (в специально подготовительном периоде) полностью изменяется содержание соревновательной программы, следовательно, изменяются и все подводящие упражнения. Структура подготовки в весенне-летнем цикле подготовки остается такой же, как в осенне-летнем, но изменения вносятся в статические и динамические поддержки и в «связки» элементов индивидуальной работы. В данном цикле подбираются динамические и статические поддержки, используя ACRO-Tables-of-Difficulty-2017-2020г.г. [6].
Все акробатические поддержки изучаются и совершенствуются в соответствии с обязательной программой по спортивной акробатике 2017-2020 гг. Параллельно совершенствуется специальная физическая, техническая и прыжковая подготовленность, теоретическая и психологическая подготовленность, идет становление спортивной формы акробаток.
Акробатические упражнения разделяются на две группы. К первой группе относятся динамические упражнения, преимущественно связанные с частичным или полным переворачиванием занимающегося, через голову в различных направлениях; ко второй группе относятся статические упражнения, преимущественно связанные с удерживанием тела в равновесии и в различных положениях. Подбор статических и динамических поддержек и элементы индивидуальной работы для соревновательной программы, изучение программы 3 спортивного разряда для девочек исследуемого возраста идет с учетом индивидуальных способностей акробаток.
В специально подготовительном периоде идет совершенствование из разученных отдельных элементов и «связок», подбираются индивидуальные элементы для составления программы соревнований, применяется метод расчлененного разучивания упражнений. Также на данном этапе идет сборка целостной соревновательной программы, совершенствование исполнительского мастерства целостных соревновательных программ акробаток, достижение высокого уровня спортивной формы и осуществление специальной психологической подготовки спортсменок.
Соревновательный период продолжается 2 месяца. В данном периоде идет совершенствование техники индивидуального выполнения связок статических и динамических элементов. Применяется
лась на основе тестирования их общей и специальной физической подготовленности до и после эксперимента. Тестирование акробаток экспериментальной и контрольной групп проходило по контрольным упражнениям (тестам), рекомендованным Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта спортивная акробатика [5], которое представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Тестирование общей и специальной физической подготовленности акробаток экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента (9-13 лет)
метод целостного разучивания статических и динамических поддержек. Подбираются хореографические элементы для вставки в программу соревнований.
Оценка эффективности экспериментальной методики подготовки акробаток, занимающихся на тренировочном этапе (свыше 2-х лет), осуществля-
№ п/п Контрольные упражнения (тесты) Экспериментальная группа (п=6) Контрольная группа (п=6)
До эксперимента После эксперимента % прироста До эксперимента После эксперимента % прироста
1 Бег на 20 м 4,42±0,06 3,75±0,06 15,16 4,3±0,06 3,9±0,07 10,3
2 Подъем туловища, лежа на спине за 30 с 24,7±0,5 30,8±0,7 24,7 23,33±0,8 27,87±0,08 19,5
3 Прыжок в длину с места (см) 159,2±3,0 171,7±3,33 7,85 159,2±1,53 167,5±1,12 5,21
4 Подтягивание из виса на перекладине (кол-во раз) 8±0,58 12,8±0,79 60 7,5±0,22 10,5±0,43 40
5 Выход силой в стойку на руках (кол-во раз) 6,5±0,43 10,17±0,48 56,46 6,3±0,33 8,7±0,32 30,09
6 Сгибание -разгибание рук, в упоре лежа (кол-во раз) 20,67±1,02 28,67±1,15 38,76 19,5±0,76 26,3±0,42 34,87
7 Равновесие, с 20,5±0,92 30,6±1,09 49,27 21±0,37 27,5±0,62 30,95
8 Шпагат продольный (с) 20,5±1,31 37,2±2,29 81,32 19,7±0,66 32±0,7 62,43
9 Шпагат поперечный (с) 14,67±0,49 29,67±0,92 102,2 14,5±0,43 25,8±0,6 77,9
10 «Мост» (с) 20,5±1,26 33,83±1,7 65,02 19,2±0,6 29,2±0,6 52,08
11 Удержание положения «угол», (с) 31,33±1,02 52,83±1,66 68,62 29,17±0,95 45,5±0,72 55,98
Как видно из таблицы 1, на начальном этапе тестирования обе группы и экспериментальная и контрольная по среднегрупповым показателям общей и специальной физической подготовленности были примерно равные. После проведения экспериментальной методики, направленной на совершенствование структуры и содержания годичного цикла подготовки акробаток на тренировочном этапе, мы также сравнили среднегрупповые показатели исследуемых спортсменок, полученные после эксперимента.
В конце педагогического эксперимента уровень подготовленности акробаток по результатам контрольных упражнений у акробаток экспериментальной группы улучшился в большей степени, чем у спортсменок контрольной группы.
Показатели прироста результатов экспериментальной и контрольной групп представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. - Прирост показателей общей и специальной физической подготовленности исследуемых акробаток за период эксперимента (%).
В заключении хотим отметить, что на наш взгляд, на тренировочном этапе подготовки (свыше 2-х лет) необходимо изменение всей соревновательной программы в течение каждого цикла подготовки. Разработанную экспериментальную методику подготовки акробаток рекомендуем применять как вариативный комплекс подготовки спортивных акробаток на тренировочном этапе подготовки.
Список литературы
1. Игнашенко А.М. Акробатика / А.М. Игна-шенко. - М.: ЁЁ Медиа, 2018. -171 а
2. Козлов В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Акробатика / В.В. Козлов. - М.: Владос, 2015.
- 629 а
3. Коркин В.П. Акробатика / В.П. Коркин. -М.: ЁЁ Медиа, 2018. - 994 а
4. Сосина В.Ю. Акробатика для всех / В.Ю. Сосина. - М.: Олимпийская литература, 2016.
- 847 а
5. Приказ Министерства спорта РФ от 30 декабря 2014 г. № 1105 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная акробатика».
6. ACRO-Tables-of-Difficulty-2017-2020 г.г.
РАЗВИТИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ КАК СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
ПОКОЛЕНИЯ «АЛЬФА»
Мирошникова Л.Ю.
преподаватель
Крымский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия "
Бразнец Е.С. преподаватель
Крымский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия"
DEVELOPING AGILE SKILLS AS A WAY TO EDUCATE GENERATION «ALPHAS»
Miroshnikova L.
lecturer
Crimean branch of the Federal State Budget-Funded Educational Institution of Higher Education « The Russian State University ofJustice»
Braznets E. lecturer
Crimean branch of the Federal State Budget-Funded Educational Institution of Higher Education «The Russian State University of Justice»