С. 77-80.
4. Раимбекова, У.К. Модерация — современная образовательная технология интерактивного обучения / У. К. Раимбекова // Молодой ученый. - 2016. - № 26.1. - С. 31-34.
5. Тихоненко, А. В. Метод проектов как средство формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальной школы / А. В. Тихоненко, Т. С. Комаркова // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2014. - № 2. - С. 186-192.
REFERENCES
1. Zakrevskaya, N.G. and Ivanova, V.S. (2018), "Assessment methods of physical education university master's degree students' research qualities level", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 160, No. 6, pp. 62-67.
2. Ivanova, V.S. (2017), "Forming researcher's qualities model in process of masters' professional training at university of physical education", Sport, People and Health: materials of the 8th International Congress, publishing house St. Petersburg State University, St. Petersburg, pp. 370-373.
3. Ogorodova, T.V. and Medvedeva, Yu.S. (2013), "Motivational structures of subjects of scientific activity", Bulletin of The Chelyabinsk State University, No. 26, pp. 77-80.
4. Raimbekova, U.K. (2016), "Moderation - modern educational technology of interactive learning", Young Scientist, No. 26.1, pp. 31-34.
5. Tihonenko, A.V. and Komarkova, T.S. (2014), "Method of projects as a means of formation of professional competence of teachers of primary school", Bulletin of the Taganrog Institute named A.P. Chekhov, No. 2, pp. 186-192.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.10.2018
УДК 796.417.2
ФОРМИРОВАНИЕ АРТИСТИЗМА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЖЕНСКОЙ ТРОЙКИ В
СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКЕ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
Татьяна Владимировна Заячук, кандидат педагогических наук, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУ ВО «Поволжская ГАФКСиТ»), Казань
Аннотация
В данной статье представлена методика формирования артистизма при подготовке женской тройки в спортивной акробатике на этапе совершенствования спортивного мастерства. Артистизма женских троек по спортивной акробатике определялся по 7 компонентам артистизма: масса, зрелость; техническая и физическая подготовленность; представление, внешний вид; использование пространства; музыкальная интерпретация; хореография, синхронность; подбор элементов. Были исследованы спортсмены, занимающиеся спортивной акробатикой, в количестве 10 женских троек на этапе совершенствования спортивного мастерства. Проводилось исследование артистизма спортсменок-акробаток в начале и в конце педагогического эксперимента. Была выявлена результативность в показателях оценки артистизма в экспериментальной группе в конце эксперимента. Результаты исследования в экспериментальной группе в конце педагогического эксперимента статистически значимы. На основе полученных данных была разработана и внедрена в тренировочный процесс спортсменок-акробаток экспериментальной группы методика формирования артистизма при подготовке женской тройки в спортивной акробатике на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Ключевые слова: артистизм, спортивная акробатика, женские тройки, этап совершенствования спортивного мастерства, масса, зрелость, техническая и физическая подготовленность, представление, внешний вид, использование пространства, музыкальная интерпретация, хореография, синхронность, подбор элементов.
FORMATION OF VIRTUOSITY AT PREPARATION OF THE WOMEN'S THREE IN SPORTS ACROBATICS AT THE STAGE OF IMPROVEMENT OF SPORTS SKILLS
Tatyana Vladimirovna Zayachuk, the candidate of pedagogical sciences, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan
Annotation
This article presents the method of formation of artistry in the preparation of the female Troika in sports acrobatics at the stage of improving sports skills. Artistry of women's triples in sports acrobatics was determined by 7 components of artistry: the weight, maturity; technical and physical readiness; performance, appearance; use of space; musical interpretation; choreography, synchronicity; selection of elements. The study investigated the athletes, involved in sports acrobatics, in the number of 10 of women's triples at the stage of perfection of sports skill. The study was made regarding the artistry of the athletes-acrobats at the beginning and at the end of the pedagogical experiment. The effectiveness in the evaluation of artistry in the experimental group at the end of the experiment was revealed. The results of the study in the experimental group at the end of the pedagogical experiment are statistically significant. On the basis of the data obtained, the method of formation of artistry in the preparation of the female Troika in sports acrobatics at the stage of improving sports skills was developed and introduced into the training process of female acrobats of the experimental group.
Keywords: artistry, sports acrobatics, women's triplets, stage of perfection of sports skill, weight, maturity, technical and physical readiness, performance, appearance, use of space, musical interpretation, choreography, synchronicity, selection of elements.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из условий успешного выступления акробаток на соревнованиях является оригинальность композиций и артистичность выполнения упражнения, что, в свою очередь, определяет необходимость владения спортсменами-акробатками разнообразными двигательными действиями и высокий уровень развития их двигательных способностей [2].
Современная спортивная акробатика, предъявляет целый ряд специфических требований к качественным особенностям занимающихся. Сложно представить дальнейшее развитие спортивной акробатики без постоянного совершенствования методик тренировок, направленных на рост технического мастерства, хореографическую подготовку спортсменов и одного из важного компонента как артистизм.
В формировании артистизма, которое является одним из условий успешного выступления спортсменок-акробаток на соревнованиях является оригинальность композиций и артистичность выполнения упражнения [5]. Под артистизмом в спортивной акробатике подразумевается впечатление, производимое представлением соревновательного упражнения, определенное врожденными или приобретенными свойствами спортсменов, уровнем их подготовленности, а также качеством композиционного построения упражнения, его музыкального и внешнего оформления [3].
Артистизм - это совокупность всех качеств спортсмена, которые влияют на эстетический эффект выполнения композиции [6].
Опираясь на правила по спортивной акробатике 2017-2020 года международная федерация гимнастики предъявляет высокие требования к оценке артистизма, направленных на совершенствование артистизма занимающихся с учетом критериев его оценки [4].
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей развития артистизма различными средствами, методами, методиками. Предпочтение в процессе новых средств, методов отдается тем, которые, во-первых, интегральные, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны; в-четвертых, вписываются в современную систему подготовки спортсменов.
Многие ученые и специалисты в других видах спорта, таких как художественная и спортивная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание и многие другие говорят
о важности артистизма при подготовке спортсменов. Высокий уровень артистизма отмечен только у спортсменов мирового класса [1].
Поэтому формирование артистизма при подготовки женских троек в спортивной акробатике актуально по сегодняшней день. Данная проблема нуждается в постоянном поиске средств, методов ее решения, так как каждый спортсмен неповторим и уникален, необходимо создавать условия для их полноценного проявления.
Вопросы формирования артистизма при подготовке женской тройки в спортивной акробатике на этапе совершенствования спортивного мастерства приобретает особую актуальность в сфере спорта, где имеется многообразие различных средств.
Проблемой исследования является отсутствие методики формирования артистизма при подготовке женской тройки в спортивной акробатике на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанной методики формирования артистизма при подготовке женской тройки в спортивной акробатике на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы (анализ протоколов соревнований); педагогический эксперимент; тестирование; метод экспертной оценки; методы атематической статистики.
Организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе ДЮСШ по спортивной гимнастике и акробатике г. Казань с октября 2016 года по май 2018 года с целью разработки методики формирования артистизма у женских троек по спортивной акробатике.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проанализировав протоколы соревнования Чемпионата Республики Татарстан «Спортивные надежды» по спортивной акробатике 2017 года в женских тройках, выступающие по программе КМС, мы сделали вывод, что из 10 женских троек по спортивной акробатике Республики Татарстан значительные 0,3 и грубые 0,5 сбавки по артистизму были сделаны судьями во всех тройках.
Артистизм женских троек по спортивной акробатике определялся по 7 компонентам артистизма: масса, зрелость (-1,0); техническая и физическая подготовленность (-1,0); представление, внешний вид (-1,0); использование пространства (-1,0); музыкальная интерпретация (-2,0); хореография, синхронность (-2,0); подбор элементов (-2,0), определялся средний балл.
Таблица 1 - Оценка артистизма акробаток контрольной и экспериментальной групп (в баллах)___
КГ ЭГ
Артистизм в начале эксп. 7,7±0,6 7,6±0,5
Артистизм в конце эксп. 9,1±0,1 9,4±0,3
и-критерий Манна-Уитни в начале экс. 110
и кр. 72
Р > 0,05
И-критерий Манна-Уитни в конце эксп. 54,5
Р < 0,05
Для формирования артистизма по каждому компоненту: масса, зрелость, техническая и физическая подготовленность, представление, внешний вид, использование пространства, музыкальная интерпретация, хореографическая синхронность, подбор элементов мы подобрали средства на каждый из них.
На этапе совершенствования спортивного мастерства занятия по формированию артистизма занимали по времени 90 минут и включали: классический танец; группы танцев (народные, латиноамериканские, стандартные); пластика, мимика, пантомима, динамичные упражнения на увеличение эмоций, импровизация; ритмика; средства театрального и
изобразительного искусства (занятия по актерскому мастерству, создание костюмов (обсуждение выбора костюмов и цвета).
Был разработан комплекс упражнений на основе классического танца, комплекс упражнений для совершенствования мимики занимающихся, для развития пластики движений, для освоения элементов пантомимы, комплекс упражнений на увеличение эмоций.
ВЫВОДЫ
Была выявлена результативность в показателях оценки артистизма в экспериментальной группе в конце эксперимента.
Обобщая результаты педагогического эксперимента, можно сделать вывод, что применение разработанной нами методики формирования артистизма при подготовки женской тройки в спортивной акробатике на этапе совершенствования спортивного мастерства и внедрение ее в экспериментальную группу позволит повысить результаты оценки артистизма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Винер-Усманова, И. А. Артистичность в художественной гимнастике / И.А. Винер-Усма-нова. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2012. - 112 с.
2. Исследование компонентов артистизма в спортивной акробатике / Н.Л. Горячева, В.В. Анцыперов, А.А. Березина, С.В. Вишнякова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 64-66.
3. Мазепа, И.А. Компоненты артистизма и методы из развития / И.А. Мазепа // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1 (59). - С. 42-45.
4. Международная Федерация гимнастики. Свод правил, спортивная акробатика [Электронный ресурс] // Исполнительный комитет ФИЖ, 2017. - Режим доступа : http://acrobatica-russia.ru/data/documents/Svod-Pravil-2017-2020.pdf (дата обращения: 01.09.2018).
5. Морозевич, Т. А. Артистизм в спортивной акробатике: структурное представление базовых понятий / Т.А. Морозевич // Мир спорта. - 2005. - № 4 (21). - С. 3-5.
6. Свидлер, Т.А. Пути повышения качества подготовки высококвалифицированных спортсменок в парной акробатике / Т. А. Свидлер, Т. С. Тимакова // Вестник спортивной науки. -2009. - № 4. - С. 8-9.
REFERENCES
1. Viner-Usmanova, I.A. (2012), Artistry in rhythmic gymnastics, Publishing house Polytechnic University, St. Petersburg.
2. Goryacheva, N.L., Antsiperov V.V., Berezin, A.A. and Vishnyakova, S.V. (2016), "The research component of artistry in sports acrobatics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 64-66.
3. Mazepa, I.A. (2010), "The components of the artistry and techniques of development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 59, No. 1. pp. 42-45.
4. - The Executive Committee of FIG (2017), International gymnastics Federation. Set of rules, sports acrobatics, available at: http://acrobatica-russia.ru/data/documents/Svod-Pravil-2017-2020.pdf.
5. Morozevich, T.A. (2005), "Artistry in sports acrobatics: the basic concepts of the structure", The world of sports, No. 4 (21), pp. 3-5.
6. Svidler, T.A. and Timakova T.S. (2009), "Ways of improvement of quality of preparation of highly skilled athletes in pair acrobatics", Bulletin of sports science, No. 4, pp. 8-9.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.10.2018