Научная статья на тему 'Исследование компонентов артистизма в спортивной акробатике'

Исследование компонентов артистизма в спортивной акробатике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1214
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТИСТИЗМ / СПОРТИВНАЯ АКРОБАТИКА / КОМПОНЕНТЫ АРТИСТИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горячева Наталья Леонидовна, Анцыперов Владимир Викторович, Березина Анастасия Андреевна, Вишнякова Светлана Васильевна

В статье представлены результаты исследования состава компонентов артистизма в соревновательных композициях в спортивной акробатике. Определены основные критерии оценивания артистизма, выявлены наиболее значимые компоненты артистизма и установлена корреляционная взаимосвязь между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горячева Наталья Леонидовна, Анцыперов Владимир Викторович, Березина Анастасия Андреевна, Вишнякова Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the components of artistry in sports acrobatics

The article presents the results of the study of the content of the components of artistry in compositions in competitive acrobatics. Main criteria for evaluation of artistry have been defined and the most significant components of artistry have been identified, including the correlation between them.

Текст научной работы на тему «Исследование компонентов артистизма в спортивной акробатике»

Статья поступила в редакцию 08.02.2016

УДК 796.4

ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ АРТИСТИЗМА В СПОРТИВНОЙ

АКРОБАТИКЕ

Наталья Леонидовна Горячева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,

Владимир Викторович Анцыперов, доктор педагогических наук, профессор, Анастасия Андреевна Березина, аспирантка,

Светлана Васильевна Вишнякова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), г. Волгоград

Аннотация

В статье представлены результаты исследования состава компонентов артистизма в соревновательных композициях в спортивной акробатике. Определены основные критерии оценивания артистизма, выявлены наиболее значимые компоненты артистизма и установлена корреляционная взаимосвязь между ними.

Ключевые слова: артистизм, спортивная акробатика, компоненты артистизма.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p64-67

STUDY OF THE COMPONENTS OF ARTISTRY IN SPORTS ACROBATICS

Natalia Leonidovna Goryacheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Vladimir Viktorovich Antsiperov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Anastasia Andreevna Berezina, the post-graduate student Svetlana Vasilievna Vishnyakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd state Academy of physical culture

Annotation

The article presents the results of the study of the content of the components of artistry in compositions in competitive acrobatics. Main criteria for evaluation of artistry have been defined and the most significant components of artistry have been identified, including the correlation between them.

Keywords: artistry, acrobatics, components of artistry.

Одним из условий успешного выступления акробатов высокой квалификации на соревнованиях является оригинальность композиций и артистичность выполнения музыкально-акробатических упражнений. Общепризнано, что только спортсмены, обладающие высокой культурой движения, способны выполнять соревновательные композиции легко и непринужденно, в которых даже визуально легко оценить амплитуду движений, красоту линий и выразительность исполнения [1; 3].

Под артистизмом в акробатике подразумевается впечатление, производимое представлением соревновательного упражнения, определенное врожденными и приобретенными свойствами спортсменов, уровнем их подготовленности, а также качеством композиционного построения упражнения, его музыкального и внешнего оформления [2].

Высокие требования, предъявляемые правилами соревнований к оценке за артистизм, ставят перед специалистами ряд задач, направленных на совершенствование артистизма занимающихся с учетом критериев его оценки.

С целью установления значимости компонентов артистизма, было проведено исследование, основу которого составили анализ судейской документации и детальное изучение правил соревнований по оцениванию артистизма.

На основе действующих правил соревнований по спортивной акробатике была составлена схема компонентов артистизма с указанием критериев его оценки (рисунок 1).

Каждый из представленных компонентов содержит в себе несколько критериев.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ АРТИСТИЗМА

Хореографин Музыкальность

1 1

Использование тмстоансгва Подбор музыки

Разнообразие хореографии Непр ерывность

1

Стиль исполнения Выражение обо аза

Подбор элементов 1

Оригинальность входов в элементы и выходов ил них

Взаимодействие

I

Гармонии между партнерами

Разнообразие в подборе элементов

Разнообразие во вз аимо действии

Рис.1. Критерии оценивания артистизма

В результате анализа судейской документации было установлено, что наибольшее количество ошибок при исполнении акробатических композиций у высококвалифицированных акробатов приходится на выразительность и музыкальность исполнения, а также на хореографический компонент (35% и 40%). В свою очередь, такие компоненты, как подбор оригинальных элементов и взаимодействие между партнерами высококвалифицированных акробатов находятся на достаточно высоком уровне. При этом доля ошибок в оценках судей составляет в сумме не более 25%.

На схеме представлено соотношение значимости компонентов артистизма (рисунок 2).

15%

35%

10%

40%

□ Хореография

□ Музыкальность

□ Подбор элементов

□ Взаимодействие партнеров

Рис. 2. Соотношение значимости компонентов артистизма

Следует отметить, что артистизм в акробатике является многокомпонентным понятием. Несмотря на то, что его каждый компонент занимает свою нишу в иерархии структурного представления видового артистизма, все они взаимосвязаны между собой и лишь в совокупности определяют уровень развития артистизма акробата.

Учитывая выше сказанное, был проведен корреляционный анализ, позволивший установить силу взаимосвязи между компонентами артистизма (рисунок 3). Рассмотрению подверглись протоколы судей по артистизму крупнейших всероссийских соревнований.

В результате корреляционного анализа установлено, что наиболее сильная взаимосвязь наблюдается между такими компонентами артистизма, как выразительность и гармония между партнерами (1=0,876), а также гармонией между партнерами и разнообразием выполняемых элементов (г=0,763). Это позволяет считать их ведущими из всех вышеперечисленных компонентов артистизма.

Средняя величина зависимости установлена между гармонией партнеров и качеством исполнения ими хореографических упражнений (г=0,605), а так же гармонией партнеров и соответствия хореографии музыке (г=0,596). Следовательно, взаимодействие

между партнерами, амплитуда хореографии и умение ее исполнять в такт с музыкой являются существенным звеном артистизма.

Незначительная взаимосвязь наблюдается между соответствием хореографии музыке и разнообразием элементов (г=0,442), а так же повторами элементов и непрерывностью исполнения музыкально-акробатической композиции (г=0,400), вследствие пауз и остановок. Поэтому при составлении композиции следует учитывать разнообразие форм и положений партнеров при исполнении акробатических элементов.

---- средняя взаимосвязь

----- слабая взаимосвязь

.......... - (лрнцательная слабая взаимосвязь

Примечание: на рисунке в цифровом выражении представлены только сильные и средние взаимосвязи.

Рис. 3 Теснота взаимосвязей между компонентами артистизма

Отрицательную зависимость с окончательной оценкой за артистизм имеют такие компоненты как использование пространства, разнообразие хореографии, непрерывность исполнения композиции и выразительность.

Полученные результаты исследования позволили нам все компоненты артистизма, по значимости их влияния на восприятие судей, разбить на три группы:

1 группа - выразительность, взаимодействие между партнерами и разнообразие выполняемых элементов;

2 группа - гармония между партнерами, качество исполнения хореографических упражнений и соответствие хореографии музыке;

3 группа - соответствие хореографии музыке и разнообразие элементов.

Таким образом, знание установленных взаимосвязей позволит спортсменам и тренерам-хореографам обратить особое внимание на наиболее значимые компоненты артистизма, повысить их творческие способности и эффективность работы по составлению соревновательных музыкально-акробатических композиций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Морозевич, Т. А. Артистизм в спортивной акробатике: структурное представление базовых понятий / Т. А. Морозевич // Мир спорта. - 2005. - № 4 (21). - С. 3-5.

2. Овечкина, А.А. Методика комплексной хореографической подготовки акробатов парно-групповых упражнений : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2009. - 24 с.

3. Содержание и структура соревновательных композиций высококвалифицированных акробатов / А.А. Березина, Н.Л. Горячева, В.В. Анцыперов, А.А. Мартынов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - URL : http://www.science-education.ru/129-21984 (дата обращения: 06.10.2015).

REFERENCES

1. Morozevich, T.A. (2005), "Artistry in sports acrobatics: structural representation of basic concepts", Peace of sport, No. 4 (21), pp. 3-5.

2. Ovechkina, A.A. (2009), The technique of integrated choreographic training of the acrobats in pairs-group exercises, dissertation, Volgograd.

3. Berezina, A.A., Goryacheva, N.L., Antsiperov, V.V. and Martynov, A.A. (2015), "The content and structure of competition compositions of the highly skilled acrobats", Modern problems of science and education, No. 2, available at: http://www.science-education.ru/129-21984.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.02.2016

УДК 796

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ГИМНАСТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Валерий Иванович Григорьев, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ); Александра Владимировна Токарева, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Сергеевич Москаленко, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Вячеславовна Миронова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ); Юрий Иванович Шульгов, преподаватель, Вологодский институт права и экономики ФСИН России (ВИПЭ ФСИН России)

Аннотация

В статье представлены результаты исследования эффективности корригирующего влияния занятий по физической культуре с включением дыхательных методик на здоровье студентов специальной медицинской группы. Авторами представлена структура и содержание занятий по физической культуре с использованием дыхательных гимнастик по методикам К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой и Г. Чайлдерс.

Ключевые слова: дыхательная гимнастика, студенты, специальная медицинская группа, методика К. П. Бутейко, методика А. Н. Стрельниковой, «BodyFlex».

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p67-71

RESPIRATORY GYMNASTICS IN PHYSICAL CULTURE CLASSES THE WITH STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP

Valery Ivanovich Grigoriev, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State

University of Economics; Alexandra Vladimirovna Tokareva, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Igor Sergeevich Moskalenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Vyacheslavovna Mironova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering; Yury Ivanovich Shulgov, the lecturer, Vologda Institute of law and Economics of the Federal penitentiary service of Russia

Annotation

The results of research of efficiency of the corrective influence of the physical culture classes with inclusion of the respiratory techniques on health of the special medical group students are presented in article. Authors presented the structure and content of the physical culture classes with application of the respiratory exercises by the techniques of K. P. Buteyko, A. N. Strelnikova and G. Childers.

Keywords: respiratory gymnastics, students, special medical group, K. P. Buteyko's technique, A. N. Strelnikova's technique, "BodyFlex".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.