Научная статья на тему 'Анализ перемещений при выполнении музыкально-акробатических композиций'

Анализ перемещений при выполнении музыкально-акробатических композиций Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ АКРОБАТИКА / МУЗЫКАЛЬНО-АКРОБАТИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ / SPORTS ACROBATICS / MUSICAL AND ACROBATIC COMPOSITIONS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Горячева Наталья Леонидовна, Валиуллина Ольга Владимировна, Семерханова Наиля Фаттаховна

На современном этапе в спортивной акробатике предъявляются повышенные требования к построению музыкально-акробатических композиций. В связи с этим особенное значение и актуальность приобрела проблема изучения содержания и структуры музыкально-акробатических композиций. В статье представлен анализ соревновательных композиций финалистов Чемпионата мира и Европы 2018 г в парной акробатике, который позволил определить направление танцевальных перемещений партнеров при выполнении балансового, вольтижного и комбинированного упражнений. Выделены основные направления перемещений и точки выполнения совместной работы партнеров. Определено количественное соотношение направлений перемещений и мест выполнения парной работы. Представлены схемы выполнения балансового, вольтижного и комбинированного упражнений. Проведенный анализ позволит изменить существующий подход к построению музыкально-акробатических композиций и разработать инновационную методику составления композиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Горячева Наталья Леонидовна, Валиуллина Ольга Владимировна, Семерханова Наиля Фаттаховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of movements when performing musical and acrobatic compositions

At the present stage in sports acrobatics, there are increased requirements for the construction of musical and acrobatic compositions. In this regard, the problem of studying the content and structure of the musical and acrobatic compositions has acquired special significance and relevance. The article presents the analysis of the competitive compositions of the finalists of the World and European Championships 2018 in pair acrobatics, which allowed to determine the direction of dance movements of partners when performing balance, voltizhny and combined exercises. The main directions of movement and points of implementation of joint work of partners are highlighted. The quantitative ratio of the directions of movement and places of pair work is determined. The article presents the scheme for implementation of the balance sheet, show act and combined exercises. The analysis will change the existing approach to the construction of the musical and acrobatic compositions and develop the innovative method of compositions building up.

Текст научной работы на тему «Анализ перемещений при выполнении музыкально-акробатических композиций»

improving the vestibular stability of military pilots, dissertation, Malakhovka.

6. Toth, V.A. (1987), Physical training of the pilots in the period of their professional formation: manual, Leningrad.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.01.2020

УДК 796.41

АНАЛИЗ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНО-АКРОБАТИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ

Наталья Леонидовна Горячева, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры; Ольга Владимировна Валиуллина, кандидат педагогических наук, доцент, Наиля Фаттаховна Семерханова, доцент, Башкирский государственный аграрный университет, Уфа

Аннотация

На современном этапе в спортивной акробатике предъявляются повышенные требования к построению музыкально-акробатических композиций. В связи с этим особенное значение и актуальность приобрела проблема изучения содержания и структуры музыкально-акробатических композиций. В статье представлен анализ соревновательных композиций финалистов Чемпионата мира и Европы 2018 г в парной акробатике, который позволил определить направление танцевальных перемещений партнеров при выполнении балансового, вольтижного и комбинированного упражнений. Выделены основные направления перемещений и точки выполнения совместной работы партнеров. Определено количественное соотношение направлений перемещений и мест выполнения парной работы. Представлены схемы выполнения балансового, вольтижного и комбинированного упражнений. Проведенный анализ позволит изменить существующий подход к построению музыкально-акробатических композиций и разработать инновационную методику составления композиций.

Ключевые слова: спортивная акробатика, музыкально-акробатические композиции. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p99-101

ANALYSIS OF MOVEMENTS WHEN PERFORMING MUSICAL AND ACROBATIC

COMPOSITIONS

Natalia Leonidovna Goryacheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Culture; Olga Vladimirovna Valiullina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nailya Fattakhovna Semerkhanova, the senior lecturer,

Bashkir State Agrarian University, Ufa

Abstract

At the present stage in sports acrobatics, there are increased requirements for the construction of musical and acrobatic compositions. In this regard, the problem of studying the content and structure of the musical and acrobatic compositions has acquired special significance and relevance. The article presents the analysis of the competitive compositions of the finalists of the World and European Championships 2018 in pair acrobatics, which allowed to determine the direction of dance movements of partners when performing balance, voltizhny and combined exercises. The main directions of movement and points of implementation of joint work of partners are highlighted. The quantitative ratio of the directions of movement and places of pair work is determined. The article presents the scheme for implementation of the balance sheet, show act and combined exercises. The analysis will change the existing approach to the construction of the musical and acrobatic compositions and develop the innovative method of compositions building up.

Keywords: sports acrobatics, musical and acrobatic compositions.

ВВЕДЕНИЕ

Современные акробатические композиции высококвалифицированных акробатов представляют собой гармоническое сочетание сверхсложных и оригинальных элементов с выразительностью, экспрессией танца и музыкальным сопровождением [1, 2]. Легкость и непринужденность, амплитуда движений, чистота линий и выразительность, индивидуальный стиль исполнения отличают спортсменов, обладающих высокой культурой движения.

В связи с этим особое значение и актуальность приобретает проблема изучения построения музыкально-акробатических композиций.

Анализ 60 соревновательных композиций балансового, вольтижного и комбинированного упражнений, выполненных финалистами в парной акробатике на Чемпионате мира и Европы 2018 г. позволил определить основные направления перемещений и место выполнения парно-групповых элементов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате анализа балансовых упражнений (рисунок 1а) было установлено, что 72% акробатических композиций начинаются в правом верхнем углу ковра. Перемещения преимущественно выполняются по диагоналям (32%), и полудиагоналям (50%). Окончание композиции в 56% случаев отмечено в центре ковра. Совместная работа партнеров осуществляется в правом (25%), левом (27%) нижних и левом (18%) верхнем углах. В остальных случаях (30%) парная работа выполняется в центре ковра и правом верхнем углу. В результате анализа композиций вольтижного характера (рисунок 1б) определено, что в 64% композиций начинаются в верхнем правом углу. Перемещения происходят по диагоналям (54%), и вдоль верхней (46%) и нижней (11%) линии ковра. Парная работа выполняется преимущественно в правом верхнем (26 %), левом нижнем (24%), правом нижнем (22%), левом верхнем (20%) углах. Значительно реже парная работа выполняется в центре ковра (8%). Заканчивается композиция преимущественно в центре ковра (50%).

Анализ композиций комбинированного характера (рисунок 1в) показал, что в 63% случаях композиции начинаются в центре ковра, перемещения выполняются по диагоналям (63%) и вдоль верхней (13%) и нижней (24%) линии ковра. Парная работа выполняется преимущественно в правом нижнем (25%), левом нижнем (27%), левом верхнем (23%) углах. 15% парной работы выполняется в центре ковра. Реже всего используется правый верхний угол (10%). Заканчивается композиция преимущественно в правом верхнем углу (56%). Проведенный анализ позволил изобразить схемы выполнения перемещений, начала и окончания композиций и совместной работы партнеров (рисунок 1).

Балансовое Вольтижное Комбинированное

1а 16 Н — начало композиции К — конец композиции ^^^ — парная работа -

Рисунок 1 - Схемы выполнения акробатических композиций

ВЫВОДЫ. Таким образом, проведенный анализ музыкально-акробатических композиций ведущих акробатов мира в парной акробатике позволил определить основные схемы направлений перемещений при выполнении балансового, вольтижного и

— направление перемещений

комбинированного упражнений. Проведенный анализ позволит изменить существующий подход к построению музыкально-акробатических композиций и разработать инновационную методику составления композиций на высоком качественном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути ее формирования / И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, Р.Н. Терехина. - М. : Спорт, 2015. - 120 с.

2. Карпенко, Л.А. О выразительности, артистизме, эмоциональности в гимнастике / Л.А. Карпенко, О.Г. Румба // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 3. - С. 14-17.

REFERENCES

1. Viner-Usmanova, I.A., Kryucek, E.S., Medvedeva, E.N. and Terekhina, R.N. (2015), Theory and methodology of rhythmic gymnastics. Artistry and ways of its formation, Sport, Moscow.

2. Karpenko, L.A. and Rumba, O.G. (2013), "On expressiveness, artistry, emotionality in gymnastics", Bulletin of sports science, No. 3, pp. 14-17.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.01.2020

УДК 796.41

ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ОШИБОК ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ АКРОБАТИЧЕСКИХ ПРЫЖКОВ В ПАРНО-ГРУППОВОЙ АКРОБАТИКЕ

Наталья Леонидовна Горячева, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры; Ольга Владимировна Валиуллина, кандидат педагогических наук, доцент, Наиля Фаттаховна Семерханова, доцент, Башкирский государственный аграрный университет, Уфа

Аннотация

Акробатические прыжки являются одной из обязательных составляющих музыкально-акробатических композиций. В результате анализа 50 соревновательных композиций всероссийских соревнований высококвалифицированных акробатов были определены три группы ошибок, допускаемых спортсменами при выполнении акробатических прыжков, а именно: ошибки приземления, ошибки отхода и ошибки формообразующих действий. Установлено, что наибольшее количество ошибок акробаты допускают при приземлении. Анализ ошибок формообразующих действий показал, что наиболее часто встречаются ошибки, связанные с выполнением неплотной группировки и отсутствием прямого положения тела. Низкая полетная фаза является главной ошибкой неправильного выполнения отхода. Определение двигательных ошибок каждой из представленных групп позволит грамотно осуществлять планирование учебно-тренировочного процесса с учетом коррекции ошибок, допускаемых при выполнении акробатических прыжков в парно-групповой акробатике.

Ключевые слова: парно-групповая акробатика, акробатические прыжки, двигательные ошибки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p101-103

STUDY OF MOTOR ERRORS WHEN PERFORMING ACROBATIC JUMPS IN PAIR-

GROUP ACROBATICS

Natalia Leonidovna Goryacheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Culture; Olga Vladimirovna Valiullina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nailya Fattakhovna Semerkhanova, the senior lecturer,

Bashkir State Agrarian University, Ufa

Abstract

Acrobatic jumps are one of the mandatory components of the musical and acrobatic compositions. As a result of the analysis of 50 competitive compositions of the all-Russian competitions of highly qualified

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.