ИССЛЕДОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ АКРОБАТОВ
ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Медведенко Александр Александрович
студент 5 курса кафедры теории и методики гимнастики Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, РФ,
г. Краснодар Е-mail: lokri2@mail. ru Медведенко Ксения Сергеевна магистрант 1 курса кафедры теории и методики гимнастики Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, РФ,
г. Краснодар Новицкая Оксана Викторовна канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры теории и методики гимнастики Кубанского государственного университета физической
культуры, спорта и туризма, РФ, г. Краснодар
RESEARCH OF VISUAL-IMAGE MEMORY OF ACROBATS OF HIGH
QUALIFICATION
Medvedenko Alexsandr
5th year student of Department of theory and methodology of gymnastics of Kuban state university of physical culture, sport and tourism, Russia, Krasnodar
Medvedenko Kseniya
1 undergraduate course of Department of theory and methodology of gymnastics of Kuban state university of physical culture, sport and tourism, Russia, Krasnodar
Novickaya Oksana
candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer of Department of theory and methodology of gymnastics of Kuban state university ofphysical culture, sport and
tourism, Russia, Krasnodar
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена диагностике наглядно-образной памяти представителей спортивной акробатики высокой квалификации. Разработан модифицированный тест: «Запоминание акробатических элементов». Проведен сравнительный анализ с учетом половых различий, возрастных границ, спортивной квалификации и внутривидовой специализации. Педагогический эксперимент способствовал повышению результативности соревновательной деятельности.
ABSTRACT
The article deals with diagnosis of visual-image memory of acrobats of high qualification. Modification test «Memorizing acrobatic elements» is developed. A comparative analysis of gender differences, age-appropriate boundaries, sports
created by free version of
DociFreezer
qualification and intraspecific specialization. Pedagogical experiment helped to improve the effectiveness of competitive activity.
Ключевые слова: наглядно-образная память; спортивная акробатика; высокая квалификация; учебно-тренировочный процесс.
Keywords: visual-image memory; acrobatics; high qualification; training process.
Спортивная акробатика является одним из самых зрелищных и эмоциональных видов спорта. Акробаты Краснодарского края входят в состав сборной Российской Федерации и представляют страну на международных соревнованиях. Для дальнейшего удержания лидирующих позиций необходимо находить эффективные пути повышения результативности соревновательной деятельности.
В достижении этой цели важное значение играет психологическая подготовка. Одним из аспектов данной подготовки является память спортсмена. Влияние наглядно-образной памяти на спортивную деятельность представляет огромный интерес для тренеров, хореографов и психологов [2, с. 43]. Высокий уровень наглядно-образной памяти способствует более эффективной тренировочной и соревновательной деятельности [1, с. 288].
Вышесказанное, а также недостаточная научно-методическая разработанность средств коррекции наглядно-образной памяти акробатов высокой квалификации позволяют считать эту проблему актуальной для теории и практики данного вида спорта.
Объект исследования — психологическая подготовка в учебно-тренировочном процессе акробатов высокой квалификации.
Предмет исследования — диагностика наглядно-образной памяти акробатов на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Целью исследования является обоснование содержания методики «Запоминание акробатических элементов» как одного из способов диагностики
created by free version of
DociFreezer
наглядно-образной памяти акробатов — кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта.
Педагогический эксперимент проводился с 2013 по 2015 гг. на базах ГБУ КК «ЦСП им. Г.К. Казаджиева» и МБОУ ДОД СДЮСШ № 1 г. Краснодара.
В основу модифицированного теста «Запоминание акробатических элементов» легла методика «Узнавание фигур» Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова [3, с. 77]. Тест предназначен для диагностики и оценки наглядно-образной памяти у акробатов высокой квалификации. В тесте дано 16 основных карточек с изображением элементов избранного вида спорта различных групп сложности и 16 дополнительных карточек, похожих на основные. В тест включены балансовые, вольтижные и индивидуальные элементы.
Испытуемым отводилась одна минута для запоминания акробатических элементов, изображенных на основных карточках. Далее добавлялись дополнительные карточки. Задача спортсмена заключалась в том, чтобы указать запоминаемые элементы. За каждый правильный ответ начислялся 1 балл. По сумме баллов определялся уровень исследуемого показателя: низкий уровень — 1—3 балла (б.); ниже среднего — 4—6 б.; средний (ср.ур.) — 7—9 б.; выше среднего (в.ср.ур.) — 10—12 б.; высокий (в.ур.) — 13—16 б.
Результаты исследования наглядно-образной памяти акробатов высокой квалификации приведены в таблице 1 .
Таблица 1.
Средние значения и процентные соотношения показателей наглядно-
образной памяти акробатов высокой квалификации
Группы Подгруппы (сокращения) Средние значения (б.) Уровни (%)
ср.ур. в.ср.ур. вур.
В целом ii,6 ii 59 30
Половые различия Мужчины (М) 7 34 7
Женщины (Ж) 12 4 26 22
Возрастные границы 1989— 1995 гг.р. ii,7 7 40 i9
1996— 2002 гг.р. ii,6 4 i9 ii
Спортивная квалификация Кандидаты в МС (КМС) ii,8 4 i9 ii
created by free version of
DociFreezer
Мастера спорта (МС) 11,6 7 40 19
Внутривидовая специализация Верхние (В.) 10 4 15 —
Средние (Ср.) 11,7 7 22 15
Нижние (Н.) 12,4 — 22 15
Интересным фактом является то, что у акробатов отсутствуют низкий и ниже среднего уровни наглядно-образной памяти. По нашему мнению это связано с высокой квалификацией и спецификой вида спорта.
Рассматривая границы исследуемых показателей можно отметить максимальное значение у акробатов — нижних (12,4 б.) и минимальное — у верхних (10 б.). Это можно объяснить тем, что нижним, в большинстве случаев, поручают подбирать в своде правил по спортивной акробатике элементы для изучения, отрабатывать соревновательные композиции и делать предварительные описания. Все вышесказанное положительно влияет на развитие и совершенствование наглядно-образной памяти.
На основании полученных данных можно констатировать, что высокий уровень исследуемого показателя более выражен у женщин, чем у мужчин (на 15 %).
Сравнительный анализ показал аналогичную ситуацию, что и при исследовании акробатов различной квалификации, чем старше и опытнее спортсмены, тем выше показатели.
У мастеров спорта показатели выше, чем у кандидатов в мастера спорта: ср.ур. на 3 %, в.ср.ур. на 21 %, в.ур. на 8 %. На наш взгляд это связано с тем, что с повышением спортивной квалификации наглядно-образная память спортсменов совершенствуется, благодаря участию в крупных соревнованиях и исполнению сверхсложных упражнений.
При этом, у средних и нижних зафиксированы одинаковые значения (22 % — в.ср.ур. и 15 % — в.ур.). По нашему мнению данные две специализации в плане распределения функций в акробатическом составе являются практически идентичными.
Процентное соотношение показателей наглядно-образной памяти у акробатов высокой квалификации следующие: ср.ур. — 11 %, в.ср.ур. — 59 %, в.ур. — 30 %. Исходя из этих данных, можно заключить, что часть спортсменов нуждается в коррекции наглядно-образной памяти и доведения данного показателя до высокого уровня.
Таким образом, коррекционная работа, направленная на повышение уровня наглядно-образной памяти приведет к более быстрому разучиванию танцевальных связок, качественному исполнению разноплановых композиций, эффективному освоению парно-групповых элементов, что в свою очередь повысит результативность тренировочной деятельности.
Список литературы:
1. Гогунов Е.Н., Марьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: «Академия», 2000. — 288 с.
2. Ильин Е.П. Психология спорта / Р.М. Загайнов, 2010. — 43 с.
3. Экспериментальная психология: Практикум: учебное пособие для вузов / Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др. / С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. М. : Аспект Пресс, 2002. — 77 с.