Научная статья на тему 'Физическая подготовка как основной элемент в совершенствовании профессиональных компетенций курсантов-вертолетчиков'

Физическая подготовка как основной элемент в совершенствовании профессиональных компетенций курсантов-вертолетчиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРТОЛЕТЧИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / HELICOPTER PILOTS / PHYSICAL TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунов Александр Викторович, Шайхуллин Тимур Дамирович, Белоусов Сергей Иванович

Профессиональная деятельность военных вертолетчиков определяется постоянными перегрузками в организме человека, что, в свою очередь, обуславливает необходимость повышения физической подготовки. Кроме того, необходимо постоянное совершенствование профессиональных компетенций вертолетчиков. В статье рассматриваются особенности физической подготовки и развития профессиональных компетенций курсантов-вертолетчиков, поскольку от качества подготовки курсанта на этапах учебно-боевой деятельности зависит его профессиональный путь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунов Александр Викторович, Шайхуллин Тимур Дамирович, Белоусов Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical training as the main element in improving professional skills of helicopter cadets

Professional activity of military helicopter pilots is determined by constant overloads in the human body, which, in turn, necessitates the improvement of physical training. In addition, it is necessary to constantly improve the professional competences of helicopter pilots. The article considers peculiarities of physical training and development of professional skills of helicopter cadets, since the professional path depends on the quality of cadet training at the stages of combat training.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовка как основной элемент в совершенствовании профессиональных компетенций курсантов-вертолетчиков»

4. Гончаров, В.И. Факторы лидерства в системе отношений воинских подразделений в взводах / В.И. Гончаров, Н.В. Королев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - №8 (162). - С. 223-226.

5. Ермолов, Е.М. Становление и развитие качеств лидера воинского коллектива в процессе обучения и воспитания кадет (суворовцев) / Е.М. Ермолов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2001. - № 3. - С. 185-189.

6. Парфилова, Г.Г. Исследование межличностных отношений воспитанников суворовских военных училищ / Г.Г. Парфилова, Л.Ш. Каримова // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 6. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23415 (дата обращения: 03.01.2020).

REFERENCES

1. Abramov, A.P. (2012), "Thesaurus construct of personality in a paramilitary organization (on the example of the Suvorov school)", Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta, Vol. 4-3, pp. 152-158.

2. Vladimirov, S.I. (2002), "Some questions of the methodology of studying of pupils of Suvorov military schools", Military pedagogical issue, Issue. 4, pp. 67-77.

3. Goncharov, V.I. and Korolev, N.V. (2018), "Physical fitness of military personnel and their position in the system of mutual relations of military units of platoons", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (161), pp. 53-56.

4. Goncharov, V.I. and Korolev, N.V. (2018), "Factors of leadership in the system of relations of military units in platoons", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (162), pp. 223-226.

5. Ermolov, E. M. (2001), "Formation and development of leader qualities of the military collective in the process of training and education cadet (the pupils of Suvorov military schools)", Vestnik of Saint Petersburg University of MIA of Russia, Vol. 3, pp. 185-189.

6. Parfilova, G.G. and Karimova, L.Sh. (2015), "Research of interpersonal relations of pupils of Suvorov military schools", Modern problems of science and education, No. 6., available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23415 (date accessed: 03.01.2020).

Контактная информация: victorgoncharov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.01.2020

УДК 378.147

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ-ВЕРТОЛЕТЧИКОВ

Александр Викторович Горбунов, преподаватель, Тимур Дамирович Шайхуллин,

кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Иванович Белоусов, преподаватель, Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», филиал в г. Сызрани

Аннотация

Профессиональная деятельность военных вертолетчиков определяется постоянными перегрузками в организме человека, что, в свою очередь, обуславливает необходимость повышения физической подготовки. Кроме того, необходимо постоянное совершенствование профессиональных компетенций вертолетчиков. В статье рассматриваются особенности физической подготовки и развития профессиональных компетенций курсантов-вертолетчиков, поскольку от качества подготовки курсанта на этапах учебно-боевой деятельности зависит его профессиональный путь.

Ключевые слова: вертолетчики, физическая подготовка, профессиональные компетенции.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p94-99

PHYSICAL TRAINING AS THE MAIN ELEMENT IN IMPROVING PROFESSIONAL

SKILLS OF HELICOPTER CADETS

Aleksander Viktorovich Gorbunov, the teacher, Timur Damirovich Shaikhullin, the candidate

of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Ivanovich Belousov, the teacher, Military Educational Scientific Center of the Air Force "Military and Air Academy of N.E. Zhukovsky and

Yu. A. Gagarin", branch in Syzran

Abstract

Professional activity of military helicopter pilots is determined by constant overloads in the human body, which, in turn, necessitates the improvement of physical training. In addition, it is necessary to constantly improve the professional competences of helicopter pilots. The article considers peculiarities of physical training and development of professional skills of helicopter cadets, since the professional path depends on the quality of cadet training at the stages of combat training.

Keywords: helicopter pilots, physical training, professional competencies.

Труд военного вертолетчика определяется высоким уровнем ответственности и строгими требованиями по отношению к каждому курсанту, которые связывают свою профессиональную деятельность с боевыми полетами. Каждое решение, которое вертолетчик принимает в полете, находится в зависимости от большого количества неблагоприятных факторов физического и психологического воздействия. Несмотря на то, что на сегодняшний день появляется авиационная техника нового поколения, оснащенная новейшими технологиями, ответственность военных летчиков только возрастает.

Если говорить об уровне физической подготовки курсантов-вертолетчиков, то, прежде всего, они должны обладать большими резервами здоровья, которые на постоянной основе будут давать им возможность обеспечивать себе высокий уровень качества военно-профессиональной деятельности.

Главной задачей физической подготовки курсантов-летчиков является формирование высокого уровня физической и психологической готовности курсанта к владению авиационной техникой, высокого уровня адаптации организма к нагрузкам как в учебной, так и в последующей профессиональной боевой деятельности.

Многие эмпирические и теоретические исследования учебно-боевой деятельности вертолетчиков говорят о том, что увеличению резервов организма человека на постоянной основе способствует оптимальная физическая нагрузка, которая постепенно получает усложнение.

В целом физическая подготовка вертолётчиков включает в себя несколько важных аспектов, среди которых можно выделить общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку. Как правило, общая физическая подготовка обуславливается развитием базовых физических показателей. В свою очередь, специальная физическая подготовка имеет профессиональную направленность. Говоря о деятельности вертолётчиков, она направлена на формирование у человека способности адаптироваться к тяжёлым пилотажным перегрузкам. Именно специальная физическая подготовка дает возможность для развития профессиональных навыков и компетенций пилотов [2]. В данном случае речь идет о мышечной силе курсантов, а также о статической мышечной выносливости. Одним из ключевых инструментов и методов для решения задач по достижению необходимой мышечной силы и статической выносливости мышц, а также контроля дыхательной системы признается выполнение широкого спектра силовых и дыхательных упражнений, которые способны моделировать влияние перегрузок на организм вертолетчика. По этой причине, одними из важных аспектов в формировании комплекса силовой подготовки в рамках учебно-боевой деятельности курсантов-вертолетчиков признается воспитание навыка максимального мышечного напряжения, а также воспитание статической мышечной выносливости. В данном случае речь идет о навыке курсантов в течение длительного промежутка времени сохранять мышечное напряжение.

Кроме того, в рамках физической подготовки учитывается необходимость воспитания устойчивости всех физиологических систем организма вертолетчика к возможным субмаксимальным и максимальным статическим напряжениям, формирование силы для

совершения медленных движений. Кроме того, очень важно осуществлять подготовку дыхательной системы формировать навык специального дыхания, сопоставимого с силой мышечных напряжений человека. В данном случае базовыми инструментами для развития силы мышц признается ряд упражнений, которые связаны с необходимостью оказания внешнего сопротивления или развития силы.

Аналитическая работа в отношении учебно-боевой деятельности вертолетчиков говорит о том, что одним из самых важных аспектов в развитии физической подготовки является совершенствование общей физической выносливости курсантов, поскольку им необходимо обладать умением выдерживать тяжелые статические нагрузки. Как правило, вертолётчики вынуждены в течение нескольких часов поддерживать определенную рабочую позу. Кроме того, влияние длительных, но не больших по величине ускорений вызывают динамику в вестибулярном аппарате. Всё это обуславливает необходимость применения в физической подготовке физических упражнений, которые будут оказывать свое влияние на систему полукружных каналов и отолитовый прибор, которые непосредственно являются составляющими вестибулярного аппарата. Кроме того, важно учитывать то, что вертолётчики в ходе учебно-боевой деятельности, как правило, сталкиваются с нарушением кислородного питания. По этим причинам необходимо вырабатывать навык устойчивости к факторам гипоксии. Также важно учитывать, что особенностью физической подготовки вертолетчиков признается необходимость подготовки по системе «выживания», поскольку зачастую в боевых условиях лётчики направляют все свои решения на обеспечение выживаемости. Для этих целей необходимо прорабатывать как физическую подготовку, так и психологическую сторону подготовки [4].

Также необходимо учитывать, что среди базовых требований к уровню физической подготовки вертолетчиков многие эксперты и аналитики выделяют необходимость развития внимания, координации и согласованности движений, а также адаптации к постоянным вибрациям. При этом стоит отметить, что такие показатели формируются как в процессе осуществления общей, так и специальной физической подготовки. Это связано с тем, что такие навыки необходимы вертолетчику в его учебной, а впоследствии и в профессиональной деятельности на постоянной основе. Все специальные задачи по физической подготовке вертолетчиков регламентируются непосредственно особенностями деятельности военно-профессиональной состава. В данном случае речь идет об эмоциональной устойчивости, о психоэмоциональном состоянии вертолетчика, о развитии внимания, тонкой двигательной координации, об ориентировании вертолетчиков в пространстве, умении быстро адаптироваться и реагировать на изменяющиеся факторы внешней среды. Кроме того, необходимо учитывать важность развития точности движений, мобильного реагирования на неблагоприятные ситуации в ходе полета или на формирование пилотажных перегрузок, воздействий на вестибулярный аппарат, избыточного давления и другое.

Если говорить о развитии функции внимания, как одной из ключевых функций, необходимых курсантам в учебно-боевой деятельности, то здесь речь идет об умении быстро принимать решения в условиях дефицита лимита времени и необходимости осуществлять постоянную динамику в движениях. Для этих целей в физической подготовке особую роль играют спортивные игры. Деятельность человека в спортивных играх в соответствии с психофизиологическими характеристиками и особенностями является моделью поведения вертолетчика в полетах [1]. Это связано с тем, что вертолетчик на постоянной основе должен проводить анализ окружающей его обстановки и в соответствии с этим принимать управленческие решения. При этом важно говорить о том, что в спортивных играх деятельность человека подвергается воздействию стереотипов, поскольку, как правило, человек использует несколько тактических маневров, позволяющих ему вести игру. По этой причине в физической подготовке вертолетчиков часто применяются усложненные варианты игры с мячом, когда необходимо, например, взаимодействие с несколькими мячами или осуществление поворотов на 360 градусов, ведение игры в условиях ограниченного

пространства и др. Кроме того, применяется работа на специальных снарядах, среди которых основными являются стационарные и подвижные гимнастические колёса.

Конечно, летная подготовка является ключевой составляющей в общей системе профессиональной подготовки курсантов летного вуза. При этом, летная подготовка является одним из самых сложных видов обучения. Это обусловлено тем, что летная подготовка состоит из целой системы мероприятий, которые осуществляются под строгим руководством летно-инструкторского состава. При этом занятия проводятся как на земле, так и в воздухе на выявление усвоения курсантами знаний, получаемых навыков, обуславливающих качественную результативность в управлении авиационной техникой, освоении воздушной навигации, осуществления маневров в воздухе и боевого применения компонентов тактической подготовки.

При этом стоит учитывать, что профессиональная компетенция вертолетчика определяется его готовностью к предстоящей профессиональной деятельности. В частности, такой уровень подготовки определяется количественным показателем в качестве часов налета или количеством полетов по определённым видам летной подготовки [3].

Конечно, в рамках учебно-боевой и профессиональной деятельности вертолетчик может допускать ошибки. При этом ошибки могут быть как закономерными, так и случайными. Как правило, на появление ошибок влияют различные факторы. К таким факторам может относиться как недостаточная теоретическая подготовка курсанта, так и его психоэмоциональное состояние. Кроме того, учитывается недостаточное развитие каких-либо важных качеств, к которым относятся, например, координация или внимание. Важно отметить, что если теоретическая база знаний курсанта находится в зависимости от его способности к обучению, его стремлений к знаниям, то его практические навыки находятся в зависимости от количества его вовлеченности в тренировочные процессы. Исследования многих авиационно-космических институтов говорят о том, что наличие перерывов в учебно-боевой деятельности курсантов в 1-2 недели обуславливает возникновение серьёзных перегрузок в работе всех систем организма человека. Такие показатели приводятся в сравнении с обычным состоянием в жизнедеятельности человека. Это говорит о том, что каждый курсант в рамках учебно-боевой деятельности, а затем и профессиональной деятельности должен иметь налёт не менее 5-6 часов в неделю. То есть, в среднем каждый курсант должен осуществлять полеты на протяжении 25 часов в месяц. Кроме того, на постоянной основе должна проводиться тренировка на тренажерах в количестве 10-12 часов в месяц. Если курсант будет проходить всю подготовку в соответствии с имеющейся системой налетов, то за год количество налётов достигнет 250-300 часов. Если говорить о работе на тренажерах, ты здесь количество налетов находится на уровне 120 часов [5].

При этом исследования говорят о том, что если налет вертолетчика будет составлять менее 200 часов, то это говорит о достаточно низком уровне подготовки вертолетчика для качественной и профессиональной деятельности. В случае, если курсант превышает тренировочные процессы в объеме более чем 350 часов за год, то он также считается ненадежным в плане готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Это связано с большим количеством перегрузок и увеличением риска возникновения ошибок ввиду усталости и действия других аспектов человеческого фактора. Конечно, налёт вертолетчика совершенствует его навыки в техниках пилотирования на каждом уровне профессиональной подготовки, тренирует его работоспособность, но выход за пределы предусмотренных налетных часов могут отрицательно сказаться на уровне его профессиональных компетенций и возможности быть максимально адаптивным к самым неблагоприятным условиям полёта.

В рамках развития профессиональных компетенций курсант-вертолетчик должен вырабатывать самостоятельную деятельность по решению практических задач, которые на постоянной основе требует от него аналитической работы и адаптации к динамике окружающей среды. При этом каждое решение должно приниматься с учетом проектирования

окружающей обстановки. Вертолётчик всегда принимает решение в условиях постоянно изменяющейся окружающей среды и в зависимости от обстановки он должен осуществлять контроль и вносить корректировки в свою деятельность. При этом все процессы должны быть максимально мобильными и адаптивными. Он должен постоянно применять знание как технологических, так и методологических основ, осуществлять поиск данных в пространстве, которые могут помочь ему в формировании решения для повышения профессионального уровня [6].

Надёжность летчика всегда обуславливается уровнем его исполнительности. По этой причине, одним из ключевых критериев компетентности выпускника признается умение нормировать свои действия в качестве исполнения всех тактических наработок и навыков. Но при этом совершенствование авиационной техники требует постоянного совершенствования профессиональной подготовки, что обуславливает важность развития когнитивной компетенции курсантов-вертолетчиков.

Профессиональные компетенции включают в себя широкий спектр процессов, в числе которых умение организовывать летную работу, качественно и мобильно выполнять поступающие лётные задачи в определённых условиях окружающей среды. Кроме того, каждый вертолетчик должен постоянно регулировать безопасность полёта, поскольку от этого зависит безопасность жизни и здоровья не только лётчика, но и людей, находящихся на земле в том числе.

Профессиональный вертолетчик должен уметь управлять не только вертолетом, но и всеми факторами риска для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей. Всё это говорит о необходимости развития профессиональных компетенций и физической подготовки вертолетчиков на постоянной основе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Важенин, Ю.А. Содержание и построение физической подготовки курсантов-летчиков при освоении новых типов самолетов : автореф. дис. канд. пед. наук / Важенин Ю.А. - СПб., 2008. -24 с.

2. Двоенко, С.В. Особенности физической подготовки на этапе, предшествующем летному обучению курсантов военного авиационного института : автореф. дис. канд. пед. наук / Двоенко С.В. - М., 2001. - 19 с.

3. Дудко, А.С. Формирование профессиональных двигательных способностей курсантов-летчиков средствами физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Дудко А.С. - М., 2010. - 24 с.

4. Методика физической подготовки летного состава для формирования психофизиологической устойчивости к воздействию перегрузок маневрирования / К.И. Засядько, Е.А. Фленов, А.П. Вонаршенко, М.Н. Язлюк // Вопросы здравоохранения. - 2016. - № 2. - С. 52- 62.

5. Смирнов, В. В. Концептуальные основы и технология специальной физической тренировки для повышения вестибулярной устойчивости военных летчиков : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Смирнов В.В. - Малаховка, 2007. - 24 с.

6. Товт, В. А. Физическая подготовка летчиков в период их профессионального становления : учеб.-метод. пособие / В.А. Товт. - Л. : [б.и.], 1987. - 124 с.

REFERENCES

1. Vazhenin, Уи.А. (2008), Content and construction of physical training of cadets-pilots in the development of new types of aircraft, dissertation, St. Petersburg.

2. Dvoenko, S.V. (2001), Features of physical training at the stage preceding flight training of cadets of the military aviation Institute, dissertation, Moscow.

3. Dudko, A.S. (2010), Formation of professional motor abilities of cadets-pilots by means of physical education, dissertation, Moscow.

4. Zasyadko, K.I., Flenov, E.A., Vonarshenko, A.P. and Yazlyuk, M.N. (2016), "Methods of physical training of flight personnel for the formation of psychophysiological resistance to the effects of maneuvering overloads", Health Issues, No. 2, pp 52-62.

5. Smirnov, V.V. (2007), Conceptual foundations and technology of special physical training for

improving the vestibular stability of military pilots, dissertation, Malakhovka.

6. Toth, V.A. (1987), Physical training of the pilots in the period of their professional formation: manual, Leningrad.

Контактная информация: garshina-street@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.01.2020

УДК 796.41

АНАЛИЗ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНО-АКРОБАТИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ

Наталья Леонидовна Горячева, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры; Ольга Владимировна Валиуллина, кандидат педагогических наук, доцент, Наиля Фаттаховна Семерханова, доцент, Башкирский государственный аграрный университет, Уфа

Аннотация

На современном этапе в спортивной акробатике предъявляются повышенные требования к построению музыкально-акробатических композиций. В связи с этим особенное значение и актуальность приобрела проблема изучения содержания и структуры музыкально-акробатических композиций. В статье представлен анализ соревновательных композиций финалистов Чемпионата мира и Европы 2018 г в парной акробатике, который позволил определить направление танцевальных перемещений партнеров при выполнении балансового, вольтижного и комбинированного упражнений. Выделены основные направления перемещений и точки выполнения совместной работы партнеров. Определено количественное соотношение направлений перемещений и мест выполнения парной работы. Представлены схемы выполнения балансового, вольтижного и комбинированного упражнений. Проведенный анализ позволит изменить существующий подход к построению музыкально-акробатических композиций и разработать инновационную методику составления композиций.

Ключевые слова: спортивная акробатика, музыкально-акробатические композиции. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p99-101

ANALYSIS OF MOVEMENTS WHEN PERFORMING MUSICAL AND ACROBATIC

COMPOSITIONS

Natalia Leonidovna Goryacheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Culture; Olga Vladimirovna Valiullina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nailya Fattakhovna Semerkhanova, the senior lecturer,

Bashkir State Agrarian University, Ufa

Abstract

At the present stage in sports acrobatics, there are increased requirements for the construction of musical and acrobatic compositions. In this regard, the problem of studying the content and structure of the musical and acrobatic compositions has acquired special significance and relevance. The article presents the analysis of the competitive compositions of the finalists of the World and European Championships 2018 in pair acrobatics, which allowed to determine the direction of dance movements of partners when performing balance, voltizhny and combined exercises. The main directions of movement and points of implementation of joint work of partners are highlighted. The quantitative ratio of the directions of movement and places of pair work is determined. The article presents the scheme for implementation of the balance sheet, show act and combined exercises. The analysis will change the existing approach to the construction of the musical and acrobatic compositions and develop the innovative method of compositions building up.

Keywords: sports acrobatics, musical and acrobatic compositions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.