Научная статья на тему 'Специальная подготовка квалифицированных велосипедистов-шоссейников в предсоревновательном периоде'

Специальная подготовка квалифицированных велосипедистов-шоссейников в предсоревновательном периоде Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
881
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛОСПОРТ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / АНАЭРОБНЫЙ ПОРОГ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА / СОРЕВНОВАНИЯ / CYCLING / ENDURANCE / ANAEROBIC THRESHOLD / TRAINING LOAD / COMPETITIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сорокина Елена Валентиновна, Андреева Наталья Юрьевна, Мельникова Екатерина Александровна

Соревновательные дистанции велосипедистов шоссейников требуют от спортсменов высокого уровня развития специальной выносливости. Предсоревновательный период предполагает более тщательное отношение к его построению, так как является заключительным этапом подготовки спортсмена. Исследование влияния показателя анаэробного порога на функциональное состояние велосипедистов шоссейников способствует рациональному построению процесса спортивной подготовки, и более высокой стабильности соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сорокина Елена Валентиновна, Андреева Наталья Юрьевна, Мельникова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL PREPARATION QUALIFIED BY VELOSIPEDISTOV-SHOSSEYNIKOV IN THE PRECOMPETITIVE PERIOD

Competitive distances of cyclists shosseynik demand from athletes of the high level of development of special endurance. Precompetitive the period assumes more careful relation to its construction as is the final stage of training of the athlete. The research of influence of an indicator of an anaerobic threshold on a functional condition of cyclists shosseynik promotes rational creation of process of sports preparation, and higher stability of competitive activity.

Текст научной работы на тему «Специальная подготовка квалифицированных велосипедистов-шоссейников в предсоревновательном периоде»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ-ШОССЕЙНИКОВ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

SPECIAL PREPARATION QUALIFIED BY VELOSIPEDISTOV-SHOSSEYNIKOV

IN THE PRECOMPETITIVE PERIOD

Сорокина Елена Валентиновна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теория и методика физического воспитания и спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Sorokina Elena Valentinovna the candidate of pedagogical sciences, associate professor department «Theory and methodology of physical training and sports»>

Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Андреева Наталья Юрьевна

магистрант

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Andreyeva Natalya Yurevna master student

Orel State University named after I S. Turgenev

Orel, Russia

Мельникова Екатерина Александровна

магистрант

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Melnikova Ekaterina Aleksandrovna

master student

Orel State University named after I S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация: Соревновательны^/е дистанции велосипедистов-шоссейников требуют от спортсменов высокого уровня развития специальной выносливости. Предсоревновательны1й период предполагает более тщательное отношение к его построению, так как является заключительны^ш этапом подготовки спортсмена. Исследование влияния показателя анаэробного порога на функциональное состояние велосипедистов-шоссейников способствует рациональному построению процесса спортивной подготовки, и более вы^сокой стабильности соревновательной деятельности.

Abstract. Competitive distances of cyclists-shosseynik demand from athletes of the high level of development of special endurance. Precompetitive the period assumes more careful relation to its construction as is the final stage of training of the athlete. The research of influence of an indicator of an anaerobic threshold on a

functional condition of cyclists-shosseynik promotes rational creation of process of sports preparation, and higher stability of competitive activity.

Ключевые слова: велоспорт, выносливость, анаэробный порог, тренировочная нагрузка, соревнования.

Keywords: cycling, endurance, anaerobic threshold, training load, competitions.

Непрерывный рост спортивных достижений и возросшая конкуренция на мировой арене обусловливают необходимость постоянного совершенствования системы подготовки велосипедистов. Особо остро стоит вопрос о подготовке велосипедистов-шоссейников к основным соревнованиям сезона.

Наметившаяся тенденция повышения общих объемов нагрузок у квалифицированных велосипедистов-шоссейников за счет соревновательных средств, ставит задачу поиска и обоснования эффективных соотношений и сочетаний нагрузок различной преимущественной направленности, обеспечивающих оптимальное формирование специальной физической подготовленности. Проведенные в этом направлении исследования в большей степени затрагивают общие вопросы подготовки квалифицированных велосипедистов-шоссейников и не дают полного представления об организационно-структурных особенностях построения тренировочного процесса к главным соревнованиям [8,9].

В циклических видах спорта, к которым относится велоспорт, успех спортсмена во многом определяется его максимальными аэробными способностями. Чем больше кислорода может быть доставлено к работающим мышцам, тем выше энергообеспечение и тем быстрее спортсмен сможет преодолеть дистанцию. Потребление кислорода считается стандартом при измерении физиологической интенсивности упражнения [2,3,7].

Выявлено, что специальные адаптационные изменения достигаются за счет выполнения физических нагрузок при различной интенсивности или при разном проценте от максимального потребления кислорода (МПК). Исследования показали четкую взаимосвязь между потреблением кислорода и ЧСС, что можно использовать в качестве контроля за интенсивностью нагрузки в ходе тренировочного процесса [4,5,6].

Таким образом, проблема рационального построения тренировочного процесса квалифицированных велосипедистов-шоссейников на этапе специальной подготовки к главным соревнованиям сезона не утратила своей актуальности.

Наше исследование проводилось на базе МБУ ДО "ДЮСШ № 1 города ОРЛА" со спортсменами (юноши 14-16 лет), занимающимися велоспортом избранной специализацией - гонки на шоссе. В экспериментальной группе, состоящей из 9 человек, в тренировочном процессе в период непосредственной подготовки к соревнованиям с марта 2018 года по май 2018 года применялось рациональное индивидуальное распределение тренировочных скоростных средств, в связи с ростом АнП. В контрольной группе, также состоящей из 9 человек, подбор скоростных средств происходил эмпирическим путем без учета данных АнП.

Структуру этапа специальной подготовки можно представить в виде системы мезоциклов: базовый, контрольно-подготовительный, подводящий

и соревновательный. Структура базового мезоцикла представлена тремя ударными микроциклами и одним восстановительным. По мнению Н.И. Волкова [1], повторяющиеся микроциклы одной направленности наиболее эффективно обеспечивают развитие специфической адаптации к соревновательным нагрузкам. Контрольно-подготовительный мезоцикл состоит из четырех микроциклов: ударный, восстановительный, ударный, восстановительный. Организация микроциклов в указанной последовательности позволяет освоить большие объемы соревновательных упражнений. В структуре подводящего мезоцикла выделяется два ударных микроцикла, подводящий и восстановительный. Представленная микроструктура обеспечивает переход на интегрированное воспроизведение параметров основного соревновательного упражнения. Соревновательный мезоцикл представляет собой сочетание трех недельных микроциклов: подводящего, восстановительного, соревновательного. Построение мезоцикла осуществляется в соответствие с предстоящей программой соревнований. В подводящем микроцикле планируется проведение контрольного соревнования, моделирующего режим предстоящих гонок.

Построение тренировочного процесса на этапе специальной подготовки велосипедистов-шоссейников к главным соревнованиям с учетом индивидуальных возможностей происходило следующим образом.

Выявленные соотношения и сочетания нагрузок разной направленности в микро- и мезоциклах легли в основу тренировочного процесса этапа специальной подготовки квалифицированных спортсменов экспериментальной группы. При построении тренировочного процесса были учтены не только структурные особенности этапа специальной подготовки, но и квалификация спортсменов экспериментальной группы. Известно, что для данной категории велосипедистов-шоссейников развитие аэробной и анаэробной эффективности системы энергообеспечения является базовой составляющей при формировании структуры специальной физической подготовленности, поэтому в структуре тренировочного процесса экспериментальной команды были предусмотрены следующие изменения.

Объем нагрузок поддерживающей, смешанной, анаэробной направленности был увеличен соответственно на 23 %, 8,1 %, 34,8 %. В связи с этим произошло увеличение вклада нагрузок соревновательной направленности на 12,4 %.

Учитывая наше предположение об универсальности разработанной структуры, подготовка спортсменов велась к групповой гонке, к индивидуальной гонке с раздельным стартом, гонке-критериум. В связи с этим в первом и втором мезоциклах этапа специальной подготовки предполагалось участие спортсменов во всех видах гонок. Начиная с третьего мезоцикла, были определены приоритетные виды гонок для каждого спортсмена с учетом индивидуальных возможностей, выявленных с помощью теста Конконни.

Таким образом, изменения в распределении тренировочных нагрузок в микро- и мезоструктуре этапа специальной подготовки повлияли и на динамику объемов соревновательных упражнений. Однако специфика формирования специальной физической подготовленности по-прежнему осуществлялась на основе дифференцированного и интегрального воспроизведения параметров основного соревновательного упражнения.

Таблица 1

Соотношение нагрузок (км) различной направленности у квалифицированных велосипедистов - шоссейников

Год Структура Аэроб. Поддер. Смеш. Анаэр. Соревн. Общий

1 МЗЦ 620 310 150 30 1660 2970

2 МЗЦ 290 460 80 50 1420 2300

.-ч О 3 МЗЦ 816 599 105 280 470 2195

сч 4 МЗЦ 250 310 400 100 240 1300

ЭСП 1976 1679 735 460 3590 8565

1 МЗЦ 115 660 110 60 2235 3180

00 2 МЗЦ 80 600 210 65 1225 2180

.-ч о 3 МЗЦ 125 965 350 110 345 1895

сч 4 МЗЦ 80 275 130 65 295 845

ЭСП 400 2500 800 300 4100 8100

От значения анаэробного порога зависит скорость спортсмена на дистанции, особую важность АнП приобретает на длинных дистанциях от 10 км, чем выше это значение, тем выше скорость, которую спортсмен способен поддерживать без накопления лактата, и практически без потери в производительности. Зависимость скорости на дистанции от АнП у каждого спортсмена свои, у двух разных спортсменов и при одинаковом анаэробном пороге, темп, на дистанции позволяющий бежать без накопления лактата может быть разным, это явление называется экономичностью. После достижения анаэробного порога, производительность спортсмена автоматически падает (темп), в состоянии накопления лактата спортсмен способен находиться не продолжительное время.

Чем выше скорость, развиваемая спортсменом и потребление кислорода на уровне анаэробного порога, тем выше уровень выносливости и ее аэробного компонента.

Эти изменения наряду с другими физическими способностями и определяют уровень специальной физической подготовленности велосипедиста, и соответственно используются при составлении индивидуальных тренировочных планов. Следовательно, основные тренировочные нагрузки (особенно на предсоревно-вательном этапе) должны быть направлены на повышение скорости и потребления кислорода на уровне анаэробного порога, что является специальной базой повышения работоспособности спортсмена, так как режимы соревновательных нагрузок также соответствуют этим околопороговым показателям скорости и оказывают влияние на функциональное состояние велосипедистов шоссейников.

Вместе с анализом результатов в соревнованиях нами проводился анализ показателей функциональных возможностей организма по показателям скорости езды на велосипеде и на уровне анаэробного порога и другим производным параметрам в начале и в конце предсоревновательного периода.

Анализ данных, приведенных в таблице 2 показал, что в результате своевременной коррекции перед началом предсоревновательного периода режимов тренировочных нагрузок произошли определенные сдвиги в функциональном состоянии спортсменов.

Рациональное постоянное повышение тренировочных скоростных средств, в связи с ростом АнП, у велосипедистов экспериментальной группы позволило обеспечить их выход с более высокими функциональными показателями специальной работоспособности непосредственно в соревновательный период.

Таблица 2

Динамика функциональных показателей велосипедистов-шоссейников

в предсоревновательном периоде

Дата Пороговая скорость, м/км ЧСС анп, уд/мин ЧСС макс, уд/мин % ЧСС анп от ЧСС макс

Экспериментальная группа

март 2,15±0,20 172,7±4,1 188,4±4,5 92,5±1,5

май 1,56±0,18 172,6±3,6 186,6±4,7 90,9±1,0

Контрольная группа

март 2,17±0,23 171,7±3,4 191,6±5,7 89,6±1,5

май 2,25±0,15 171,4±3,9 190,2±3,2 90,5±1,5

В контрольной группе в связи с эмпирическим подбором скоростных тренировочных нагрузок. Велосипедисты вышли на уровень наиболее высоких показателей функционального состояния несколько раньше, в апреле, а к концу предсоревновательного периода снизили его, о чем свидетельствуют показатели скорости езды на уровне анаэробного порога.

Помимо исследований функционального состояния велосипедистов, нами были учтены и охарактеризованы результаты выступлений велосипедистов-шоссейников в соревнованиях. Мы взяли за основу время п основной дистанции индивидуальная гонка 10 км м и гонка-критериум 15 км в 2018 году и результаты прошлогодних выступлений велосипедистов. Результаты представлены в таблице 3.

Анализируя результаты соревновательной дистанции в индивидуальной гонке на 10 км и гонки критериум на 15 км мы видим, что данные временные показатели достоверно изменились в большую сторону в экспериментальной группе.

Таблица 3

Результаты соревновательных дистанций квалифицированных велосипедистов-шоссейников в соревновательном периоде

Группа Показатель До эксперимента (2017 г) После эксперимента (2018 г) (мин) Прирост Различия

Абсолю т. % t P

ЭГ Индивидуальная гонка на 10 км 16,43±0,04 15,01±0,05 1,42 10,1 2,55 <0,05

Гонка критериум 15 км 20,43±0,08 18,12±0,09 2,31 12,2 2,21 <0,05

КГ Индивидуальная гонка на 10 км 16,46±0,04 15,58±0,05 1,12 4,4 1,34 >0,05

Гонка критериум 15 км 20,38±0,08 19,21±0,09 1,09 6,2 1,79 >0,05

Средний результат соревновательной дистанции в индивидуальной гонке на 10 км в конце эксперимента в экспериментальной группе уменьшился на 1 минуту и 42 секунды, если перевести в проценты, то данное улучшение равно 10,1 %. Средний результат соревновательной дистанции в гонке критериум на 15 км к концу эксперимента в экспериментальной группе уменьшился на 2 минуты и 41 секунду, выражая эти цифры в процентах, мы получаем улучшение на 12,2 %.

Говоря о контрольной группе, мы также наблюдаем прирост результатов на соревновательных дистанциях, но он носит недостоверный характер. Среднее время соревновательной дистанции в индивидуальной гонке на 10 км к концу эксперимента в контрольной группе уменьшилось на 1 минуту 12 секунд в процентном отношении это изменение равно 4,4 %. Среднее время соревновательной дистанции в гонке критериум на 15 км к окончанию эксперимента в контрольной группе изменилось в сторону улучшения на 1 минуту и 9 секунд, в процентном отношении это выражается в 6,2 %.

Таким образом, учет в тренировочном процессе особенно в период непосредственной подготовки к соревнованиям показателя анаэробного порога позволяет добиться серьезных сдвигов соревновательных результатов в велоспорте-шоссе, в частности на дистанциях 10 и 15 км. Это обеспечивается тем, что нагрузки на уровне анаэробного порога положительно влияют на степень экономизации физиологических функций, обеспечивающих физическую работоспособность при выполнении субмаксимальной нагрузки. С увеличением уровня анаэробного порога при стандартных скоростях езды на велосипеде снижаются следующие показатели функционального состояния велосипедиста: потребление кислорода, дыхательная производительность, частота сердечных сокращений, легочная вентиляция, содержание лактата в крови и мышцах.

Литература

1. Волков В. М, Филин В. П. Спортивный отбор. М. : Физкультура и спорт, 1983. 174 с.

2. Коц Я. М. Физиология выносливости. М. : Физкультура и спорт, 1985. 64 с.

3. Солодков А. С. Адаптация в спорте: теоретические и прикладные аспекты/ // Теория и практика физической культуры/. 1990. № 5. С. З-5.

4. Уилмор Дж. X., Костил Д. Л. Физиология спорта. Киев : Олимпийская литература, 2001. 502 с.

5. Фарфелы В. С. Физиологические основы/ спортивной тренировки : учебник спортсмена. М. : Физкультура и спорт, 1964. 268 с.

6. Фомин Н. А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы/. М. : Теория и практика физической культуры/, 2003. 383 с.

7. Хосни М. Физиологическая характеристика разных режимов повторной циклической работы/ : автореф. канд. дис... биол. наук / М. Хосни; Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры/. М, 1984. 23 с.

8. Хромов А. Ю., Сухачев Е. А., Коновалов В. Н. Структура и содержание тренировочного процесса велосипедистов-шоссейников вы/сокой квалификации на этапе специальной подготовки // Омский научны/й вестник. 2006. №5 (39). С. 211-226.

9. Черемисинов В. Н, Кры/латы/х Ю. Г. Контроль за скоростны/ми возможностями велосипедистов //Велосипедны/й спорт. М. : Физкультура и спорт, 1980. - С. 37-40.

75/150

References

1. Volkov V. M., Filin V. P. Sportivnyj otbor [Sports selection]. Moscow, Fizkul'tura i sport PubI, 1983,174p.

2. Koc Ya. M. Fiziologiya vynoslivosti [Fiziologiya of endurance]. Moscow, Fizkul'tura i sport Pub/., 1985, 64p.

3. Solodkov A. S. Adaptaciya v sporte: teoreticheskie iprikladnye aspekty [Adaptation in sport: theoretical and applied aspects /A.S. Solodkov ]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury- Theory and practice of physical cultures, 1990, no. 5, pp. 3-5.

4. Uilmor Dzh. X., Kostil D. L. Fiziologiya sporta [Physiology of sport]. Kiev, Olimpijskaya literature Publ., 2001, 502p.

5. Farfel' B. C. Fiziologicheskie osnovy sportivnoj trenirovki [Physiological bases of a sports training]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ,, 1964, 268p.

6. Fomin H. A. Adaptaciya: obshchebiologicheskie i psihofiziologicheskie osnovy [Adaptation: general biological and psycho-physiological bases]. Moscow, Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury Publ., 2003, 383 p.

7. Hosni M. Fiziologicheskaya harakteristika raznyh rezhimov povtornoj ciklicheskoj raboty. Avtoref. kand. dis. biol nauk [Physiological Characteristics of Different Regimes of Repeated Cyclic Work. Abstract. cand. diss. biol. sci.]. Moscow, 1984, 23 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Khromov A. Yu., Sukhachev E. A., Konovalov V. N. Struktura i soderzhanie trenirovochnogo processa velosipedistov-shossejnikov vysokoj kvalifikacii na etape special'noj podgotovki [The structure and content of the training process of highly skilled cyclists in the special training stage ]. Omskij nauchnyj vestnik- Omsk Scientific Herald, 2006, no. 5 (39), pp. 211-226.

9. Cheremisinov V. N., Krylatyh Yu. G. Kontrol' za skorostnymi vozmozhnostyami velosipedistov [Control over the speed capabilities of cyclists]. Velosipednyj sport [Cycling]. Moscow, Fizkul'tura isport Publ, 1980, pp. 37-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.