ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
УДК 7966 А.Ю. ХРОМОВ
Е. А. СУХАЧЕВ В. Н. КОНОВАЛОВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ВЕЛОСИПЕДИСТОВ-ШОССЕЙНИКОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НА ЭТАПЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье исследуются специфические особенности построения этапа специальной подготовки велосипедистов-шоссейников высокой квалификации.
Введение. Тренировочный процесс велоси-иедистов-шоссейников высокой квалификации на этапе специальной подготовки предусматривает высокую концентрацию соревновательных нагрузок в отдельных микро- и мезоциклах. В связи с этим возникает проблема рационального распределения нагрузок в микро- мезо- и макроциклах подготовки. Решение данной проблемы во многом связанно с поиском рационального соотношения ведущих сторон подготовки, выбором оптимальных по величине и продолжительности режимов специфических нагрузок, обеспечивающих структурные и функциональные преобразования в организме спортсменов, на что указывает и В. Н. Платонов (1986, 1997) (9, 10].
Целью исследования явилась разработка и обоснование принципиальной и количественной модели тренировочного процесса велосипедистов-шоссейников высокой квалификации на этапе специальной подготовки к главным соревнованиям сезона.
В соответствии с целью были сформулированы задачи исследования:
1) изучить специфические особенности построения этапа специальной подготовки к главным соревнованиям сезона у велосипедистов-шоссейников высокой квалификации;
2) исследовать структуру тренировочных и соревновательных нагрузок велосипедистов-шоссей-
4000 3500 3000 1 2500 | 2000 ^ 1500 1000 500 0
Восст.
Аэроб. Смеш. Анаэр. Направленность нагрузки
Соревн.
■ 1980 ® 1989
Рис. 1. Распределение величин парциальных объемов нагрузок в тренировочном процессе велосипедистов-шоссейников
высокой квалификации в 1980-х и 1989 годах
ников высокой квалификации на этапе специальной подготовки;
3) изучить динамику специализированных нагрузок на этапе специальной подготовки у велосипе-дистов-шоссейников высокой квалификации.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:
— анализ тренировочных программ и отчетной документации по построению тренировочного процесса велосипедистов-шоссейников высокой квалификации на этапе специальной подготовки;
— пульсометрия;
— методы математико-статистической обработки результатов исследования.
Организация исследования. Характеризуя тренировочный процесс на этапе специальной подготовки, мы прибегли к изучению тренировочных программ велосипедистов высокой квалификации -представителей 1980-х, 1990-х, 2000-х годов. Исследование продолжительности, целевой направленности и содержания тренировочного процесса на этапе специальной подготовки у велосипедистов, представителей разных лет позволило выявить специфические особенности, обеспечивающие оптимальные условия для максимальной реализации потенциала гонщиков в главных соревнованиях сезона. Анализировалась структура тренировочных и соревновательных нагрузок на этапе специальной подготовки велосипедистов-шоссейников высокой квалификации: победителей Олимпийских игр 1980 года, победителей Кубка СССР 1989 года, победителей чемпионата России 2005 года. Анализ тренировочных программ и ответных реакций на нагрузку велосипедистов, выступавших в разные годы, позволил определить наиболее типичные методические направления в спортивной тренировке велосипедистов.
Известно, что основной количественной характеристикой нагрузки спортсмена на сегодняшний день является выполненный объем. Объем нагрузки, выполняемый с различной интенсивностью, вызывает разные по характеру физиологические и биохимические сдвиги в организме. В этой связи немаловажным является и качественная характеристика выполняемой нагрузки. Для этого в практике спортивной тренировки выделяются несколько диапазонов интенсивности [2, 3]. Поэтому, анализируя тренировочные программы велосипедистов-шоссейников высокой квалификации, мы
учитывали характер энергообеспечения и направленность тренировочных воздействий. В основе классификации нагрузок по характеру энергообеспечения лежали ответные реакции сердечнососудистой системы организма спортсмена. К нагрузкам аэробного энергообеспечения были отнесены тренировочные воздействия, вызывающие частоту сердечных сокращений (ЧСС) не более 80-85 % от максимальных индивидуальных показателей. К нагрузкам смешанного энергообеспечения были отнесены нагрузки, выполняемые с ЧСС в диапазоне от 85 до 90 % от максимальных индивидуальных показателей. Нагрузки, выполняемые с ЧСС более 90 % от максимальных показателей были классифицированы как анаэробные. Также подвергались анализу объемы соревновательных нагрузок.
Полученные результаты. Анализ тренировочных программ велосипедистов-шоссейников высокой квалификации на этапе специальной подготовки показал, что в 1989 году было выявлено статистически достоверное увеличение общего и парциальных объемов нагрузок по сравнению с 1980 годом. Изменение парциальных объемов тренировочных нагрузок произошло в диапазонах аэробного и смешанного энергообеспечения рис. 1. В то же время объем соревновательных нагрузок у велосипедистов сборной команды СССР в 1980 году превышал на 12-15 % соревновательный объем экспериментальной команды «Динамо-ОГИФК» в 1989 году. Более низкий объем соревновательных нагрузок был обусловлен сложностями в организации соревновательной деятельности велосипедистов «Динамо-ОГИФК» в 1989 году. В параметрах тренировочных и соревновательных нагрузок не было выявлено статистически достоверных различий (Р!<0,05) у велосипедистов 1989 и 2005 годов рис. 2. Это подтверждает результаты исследований специалистов, изучавших тренировочный процесс велосипедистов-профессионалов Д. А. Полищук (1997) С. В. Ердаков, В. А. Капитонов, В. В. Михайлов (1990) [4, 11]. Следовательно, уже более 10 лет отмечается стабилизация объемов нагрузки. Теоретики и практики велосипедного спорта поняли бесполезность дальнейшего повышения объемов тренировочных нагрузок и в качестве основного фактора повышения специальной подготовленности велосипедистов предложили использовать соревновательные нагрузки. Таким образом, в данный период
14000,0
12000,0
10000,0
£
£ 8000.0
«
1« «Э 6000,0
О
4000,0
2000,0
0,0
1980
2005
I Ооишй
Рис. 2. Динамика общего и соревновательного объема нагрузки о многолетнем аспекте у велосипедистов-шоссейников
высокой квалификации на ЭСП
прогресс спортивных достижений велосипедистов обеспечивался за счет оптимизации структуры тренировочных и соревновательных нагрузок.
Избранное специалистами направление на повышение специализированности тренировочного процесса привело к значительному увеличению доли соревновательных нагрузок. У современных велосипедистов-шоссейников доля соревновательных нагрузок составляет до 76 %, что, на наш взгляд, близко к максимально возможным величинам. Однако необходимо отметить, что велосипедисты-шоссейники все чаще используют соревнования в качестве тренировки, решая самые разнообразные задачи. Учитывая данный факт, представляется целесообразным при разработке модели этапа специальной подготовки ориентироваться не только на количественные, но и качественные стороны нагрузки.
Анализ теоретических данных и реальных тренировочных программ велосипедистов высокой квалификации (п='37) позволяет выделить .периоды, в которых отмечается высокая концентрация специализированных нагрузок. Продолжительность этих периодов составляла от 3-3,5 месяца. В результате исследования содержания тренировочных программ велосипедистов-шоссейников высокой квалификации было установлено, что этап специальной подготовки состоит из четырех мезо-циклов. Продолжительность первых трех мезоцик-лов составляла 28-30 дней, четвертый мезоцикл 14-21 день. Анализ программы подготовки велосипедистов сборной команды СССР к Олимпийским играм 1980 года показал, что в первом мезоцикле ЭСП выявлен достаточно высокий процент специализированных нагрузок с большим вкладом соревновательных упражнений — индивидуальных гонок с общим стартом. Спортсмены принимали участие в 5-7 индивидуальных гонках с общим стартом, протяженностью от 120 до 200 км. По мнению С. В. Барбашова (1988), Н. В. Коновалова (1999), такая продолжительность периода с высокой концентрацией специализированных нагрузок обеспечивает полноценную интегральную подготовку спортсменов к главным соревнованиям [1,7].
Согласно нашим данным, специализированные нагрузки велосипедистов продолжительностью более 120 минут по физиологическим характеристикам соответствуют зоне аэробно-анаэробного перехода. Следовательно, направленность специа-
лизированных нагрузок первого мезоцикла ЭСП в большей степени обеспечивает повышение аэробной эффективности.
Для второго мезоцикла ЭСП характерным является наличие соревновательных нагрузок в упражнениях на более коротких дистанциях: от 40 до 120 км. В отдельных случаях количество соревнований достигало 10-12вгечение28-30дней. Помимо гонок с общим стартом использовались гонки критериумы, командные гонки, индивидуальные гонки с раздельным стартом. В данном случае применение в тренировке велосипедистов нагрузок с субкритической и пороговой интенсивностью способствовало повышению емкости и эффективности аэробных процессов энергообеспечения.
В третьем мезоцикле в специализированных нагрузках моделировался режим предстоящего соревнова тельного упражнения. Поскольку в нашем случае спортсмены готовились к участию в командной гонке на шоссе на 100 км, то интервальная работа в режиме непрерывной нагрузки по продолжительности планомерно приближалась к нагрузке соревновательного упражнения на основной дистанции, что подтверждалось данными о динамике ЧСС, полученными при помощи метода телеметрической регистрации.
Четвертый мезоцикл предполагал выполнение специализированных нагрузок, моделирующих по режиму и по продолжительности предстоящее соревновательное упражнение. Моделирование предстоящей соревновательной деятельности осуществлялось в двух недельных микроциклах непосредственной предсоревновательной подготовки рис. 3.
На рис. 4 представлена модель этапа специальной подготовки велосипедистов-шоссейников «Динамо-ОГИФК», разработанная с учетом реальных условий тренировочной и соревновательной деятельности. Динамика тренировочных нагрузок имела аналогичные тенденции. Объем специализированных нагрузок планомерно снижался к моменту главных соревнований. В трех первых мезоциклах специализированные нагрузки были представлены индивидуальными гонками с общим стартом, гонками критериумами, индивидуальными гонками с раздельным стартом. Таким образом, это явилось некоторым отклонением от модели 1980 года, когда спектр тренировочных воздействий был гораздо уже, что обеспечивало планомерное повышение ведущих
ю О
у = -347.4х + 1568 Я2 = 0.942
МЦ 2 МЦ 3 МЦ Мсзоциклы
у = 55х Я2 = 0.8963 _ _
МЦ
ИО ИР КР КГ
гтг
Линейный (ИО) Линейный (КГ)
Рис. 3. Динамика специализированных нагрузок на ЭСП у велосипедистов-шоссейников высокой квалификации 1980 г. ИО - индивидуальная гонка с общим стартом; ИР - индивидуальная гонка с раздельным стартом; КР - гонка критериум; КГлкомандная гонка; ПГ- парная гонка
Г
4
>о
О
у= -198х+ 1020 Я2 = 0,5231
ш
МЦ 2 МЦ 3 МЦ
Мезоциклы
у = - 17х + 185 Я2 = 0,0667
□ 4 МЦ
' ШШЛ ИО :
ИР КР
кг
ПГ
----Линейный(ИО)
Линейный (КГ)
Рис. 4. Динамика специализированных нагрузок на ЭСП у велосипедистов-шоссейников высокой квалификации сезона 1989 г. ИО - индивидуальная гонка с общим стартом; ИР - индивидуальная гонка с раздельным стартом; КР - гонка критериум; КГ - командная гонка; ПГ - парная гонка
функциональных систем велосипедистов. Использование в подготовке спортсменов в 1989 году гонок критериумов и гонок с индивидуальным стартом значительно повысило интенсивность нагрузок относительно модели 1980 года.
По данным авторов В. Н. Коновалова, В. И. Нечаева, С. В. Барбашова (1991), применение соревновательных нагрузок, отличающихся режимом выполнения и продолжительностью от планируемого соревновательного упражнения, не обеспечивает целенаправленной проработки ведущих функциональных систем. С позиций биологии это можно объяснить как чрезмерную по своей напряженности адаптацию к определенному фактору, которая длительное время, протекая успешно, имела тем не менее высокую «структурную цену» [5]. По мнению Ф. 3. Меерсона (1981), это содержит две потенциальные опасности: возможность функционального истощения систем, доминирующих в адаптационной реакции, снижение структурного и функционального резерва других систем, которые непосредственно не участвуют в адаптационной реакции и оказываются детренированными [8]. В то же время результаты исследований В. Н-. Коновалова, А. Ю. Хромова (1996) доказали возможность использования широкого спектра специализированных нагрузок в рамках предсоревновательной
подготовки в третьем и четвертом мезоциклах [6]. Однако это потребовало внедрения системы оперативного и текущего контроля состояния спортсменов, что обеспечивало своевременную коррекцию тренировочного процесса. Использование велосипедистами-шоссейниками команды «Дина-мо-ОГИФК» модели тренировочного процесса на ЭСП позволило успешно завершить соревновательный сезон на Кубке СССР в командной гонке на 100 км.
При разработке тренировочных программ на этапе специальной подготовки для велосипедистов сборной команды Омской области в сезоне 2006 года нами использовались параметры моделей ЭСП представителей 1980, 1989 и 2005 годов. Учитывая особенности предстоящей соревновательной деятельности и индивидуальные возможности спортсменов, имеющиеся модели были несколько модифицированы. Изменения затронули как количественную, так и качественную сторону тренировочного процесса. В качестве примера на рис. 5 представлена динамика специализированных нагрузок велосипедистов-шоссейников высокой квалификации на этапе специальной подготовки к главным соревнованиям сезона 2006 года.
Тренировка строилась на основе разработанных моделей и предусматривала решение следующих
1200 1000 800 600 400 200 0
мц
I
I
у = -350х+ 1650 1Г = 0.9459
I
шт^ 1_ Я
п
2 МЦ 3 МЦ Меюциклы
у - 55х Я2 = 0.896.
1 п
I I...
4 МЦ
I ио
■■■КГ'
1Рв1 пг
----Линейный (ИО)
Линейный (КГ)
Рис. 5. Динамика специализированных нагрузок на ^СП у велосипедистов-шоссейников высокой квалификации сезона 2006 г. ИО - индивидуальная гонка с общим стартом; ИР - индивидуальная гонка с раздельным стартом; КР - гонка критериум; КГ - командная гонка; ПГ - парная гонка
задач: 1) разработка стратегии тренировочного процесса для конкретных велосипедистов-шоссейников в зависимости от соревновательной дистанции и тактику распределения тренировочных нагрузок по зонам интенсивности, характеру энергообеспечения и по микроциклам на ЭСП; 2) реализация разработанных моделей на ЭСП в реальном тренировочном процессе с использованием системы педагогических и физиологических тестов.
По результатам проведенных педагогических и физиологических тестов для велосипедистов прогнозировался результат в предстоящем соревновании на основной дистанции. Системообразущим показателем специальной физической подготовленности являлся порог анаэробного обмена. Проведение тестирования в рамках этапного контроля позволяло получить исходную модель структуры специальной физической подготовленности спортсмена. В зависимости от уровня специальной физической подготовленности разрабатывалась стратегия тренировочного процесса, моделировалась структура специальной физической подготовленности. Нормирование тренировочных и соревновательных нагрузок в микроциклах подготовки осуществлялось на основе ряда данных, таких как: показатели анаэробного порога (скорость, пульсовая стоимость, ЧСС), на основе которых определялись границы тренировочных воздействий.
В результате реализации разработанной модели тренировочного процесса на ЭСП у велосипедистов высокой квалификации произошли изменения уровня специальной подготовленности, носящие положительный характер. Результаты заключительного тестирования, показали статистически достоверное [р<0,05) изменение средней скорости в педагогических тестах. За период подготовки скорость на дистанции 20 км в велотесте была увеличена на 0,39 м/с, что составило 4,1 % от исходного уровня. Скорость на уровне АнП в велотесте увеличилась на 0,58 м/с, что составило 6,5 % за весь период подготовки по отношению к исходному уровню. Результаты в тестах на 1000 и 4000 м были также достоверно улучшены (р„<0,05) на 0,5 и 0,7 м/с (3,1 и 5,5 %) соответственно. Спортсмены, представляющие ГОУ ОШВСМ, показали следующие результаты: третье и второе место в индивидуальной гонке с общим и раздельным стартом на молодежных играх Сибирского федерального округа в 2006 году, в чемпионате
России: второе место в командной гонке, шестое и седьмое мест а — в парной гонке.
Выводы
1. В результате проведенных исследований выявлены специфические особеннос ти построения этапа специальной подготовки велосипедистов-шоссейников высокой квалификации. Оптимальная продолжительность этапа специальной подготовки составляет 3-3,5 месяца. ЭСП состоит из четырех мезоциклов, продолжительность грех первых составляет 28-30 дней. Продолжительность четвертого мезоцикла предсоренновательной подготовки варьирует от 14 до 21 дня, содержание которого предусматривает выполнение специфических нагрузок в узком скоростном коридоре.
2. Динамика общих и парциальных объемов тренировочных и соревновательных нагрузок имеет тенденцию к снижению от первого к четвертому мезоциклу. Наибольшая концентрация соревновательных нагрузок наблюдается в первых двух мезоциклах ЭСП. Объемы специализированных нагрузок, отличающихся по режиму и длительности от соревновательной деятельности на основной дистанции (индивидуальные гонки с общим стартом, гонки — критериумы, индивидуальные гонки с раздельным стартом) имеют тенденцию снижения от первого к четвертому мезоциклу. В третьем и четвертом мезоциклах в соревновательных упражнениях моделируются все параметры предстоящего соревновательного упражнения.
3. Специализированные нагрузки на протяжении всего этапа специальной подготовки обеспечивают интегральную подготовку. В первых двух мезоциклах субкритическая и пороговая интенсивность специализированных нагрузок способствовала повышению аэробной емкости и эффективности процессов энергообеспечении. В третьем мезоцикле интервальная нагрузка по продолжительности в отдельном соревновательном упражнении приблизилась к нагрузке соревновательного упражнения. Четвертый мезоцикл моделирует режим предстоящей соревновательной деятельности.
Практические рекомендации
1. При организации тренировочного процесса велосипедистов-шоссейников целесообразно выделять этапы специальной подготовки к сорев-