Научная статья на тему 'Система соревнований и тренировки в маунтинбайке'

Система соревнований и тренировки в маунтинбайке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
787
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАУНТИНБАЙК / КРОСС-КАНТРИ / ШОССЕЙНЫЕ ГОНКИ / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудина Н. Б.

В статье рассматривается система подготовки велогонщиков высокой квалификации, специализирующихся в маунтинбайке. Приводятся сравнительные показатели тренировочных и соревновательных нагрузок в олимпийских видах: кросс-кантри и шоссейной групповой гонке. Рассматривается оптимизация соревновательной практики в маунтинбайке за счет возможности выступления гонщиков в календаре шоссейных гонок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дудина Н. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система соревнований и тренировки в маунтинбайке»

СИСТЕМА СОРЕВНОВАНИЙ И ТРЕНИРОВКИ В МАУНТИНБАЙКЕ

Н.Б. ДУДИНА, Российский государственный социальный университет

Аннотация

В статье рассматривается система подготовки велогонщиков высокой квалификации, специализирующихся в маунтинбайке. Приводятся сравнительные показатели тренировочных и соревновательных нагрузок в олимпийских видах: кросс-кантри и шоссейной групповой гонке. Рассматривается оптимизация соревновательной практики в маунтинбайке за счет возможности выступления гонщиков в календаре шоссейных

гонок.

Abstract

The purpose of this research was to examine modern training system in mountainbike. The author compares indices of training and competitive activities in crosscountry and race cycling. Participation in race cycling events’ calendar has been considered as the precondition for optimizing in competitive practice of elite mountainbikers.

Ключевые слова: маунтинбайк, кросс-кантри, шоссейные гонки, тренировочные и соревновательные нагрузки.

Маунтинбайк (горный велосипед), представляющий дисциплину кросс-кантри, в олимпийскую программу велосипедного спорта был интегрирован в 1996 г. Российские гонщики, мужчины и женщины, выступали на Олимпиадах в этой дисциплине пока неудачно. Это связано с тем, что до настоящего времени по этому олимпийскому виду не проведено серьезных научно-методических исследований, нет научно-методических статей по системе соревнований и тренировок в кросс-кантри.

Основная тенденция современной системы подготовки может наиболее эффективно решаться только через оптимизацию соревновательной практики высококвалифицированных гонщиков [1, 2]. На протяжении всего периода эволюции велоспорта на систему соревнований оказывали решающее влияние Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы. Внутренний и международный календарь велоспорта, и в частности, маунтинбайка насыщен целым рядом социально значимых и коммерческих стартов серии однодневных гонок на этапах Кубка мира, многодневных гонок на шоссе, специфических гонок по пересеченной местности.

Развитие системы подготовки в маунтинбайке проходило под влиянием теории и методики шоссейных гонок, в которых у отечественных специалистов накоплен большой положительный опыт [1]. В спортивной практике маунтинбайка тренировочная нагрузка в большинстве случаев планируется на основании опыта и интуиции тренеров, поскольку объективных предпосылок для управления нагрузкой накоплено еще недостаточно [1, 2]. Современная тренировка велосипедистов характеризуется чрезвычайно большой по объему и высокой по интенсивности тренировочной работой, что характерно для всех видов спорта, требующих проявления выносливости. В велосипедном спорте важнейшее значение имеет соотношение тренировочных и соревновательных объемов на-

грузки. Соревновательные объемы влияют на повышение спортивного мастерства, его тактического компонента, формирование психологической устойчивости, что отражается в реализации уровня подготовленности в главных стартах года. Кроме того, они способствуют росту функциональных возможностей организма.

Изучение многолетней практики профессионального велоспорта выявило следующее. У гонщиков-профес-сионалов при 95-130 и более соревновательных дней соревновательный километраж составляет 24 тыс. км, то есть 55-60% от общего объема циклических нагрузок. Несмотря на постоянное расширение календаря международных соревнований, почти во всех видах велоспорта индивидуальное количество соревновательных дней и соревновательных стартов в годичном цикле подготовки остались на прежнем уровне.

Индивидуальный календарь соревнований гонщиков в маунтинбайке существенным образом отличается от календаря соревнований спортсменов, специализирующихся в шоссейных гонках. На систему соревнований гонщиков в маунтинбайке оказывают влияние определенные целевые установки, заключающиеся в успешном выступлении в длинной серии стартов этапов Кубка мира, чемпионата России, Европы, мира и Олимпийских игр. В тренировочных целях в годичном макроцикле при подготовке высококвалифицированных велосипедистов используются однодневные и многодневные гонки на первых этапах соревновательного периода. Исследовались следующие параметры деятельности спортсменов: количество тренировочных и соревновательных дней, количество тренировочных и соревновательных занятий, количество стартов в групповых гонках, количество стартов в групповых гонках, тренировочный объем, соревновательный объем, объем нагрузок общей физической подготовки, общий объем нагрузки.

Динамика тренировочных и соревновательных нагрузок (км) в годичном цикле подготовки (мужчины - маунтинбайк)

На рисунке показаны сравнительные данные тренировочных и соревновательных нагрузок высококвалифицированных велосипедистов в кросс-кантри и групповой гонке.

Анализ показывает, что количество занятий и соревновательных дней варьируется незначительно. Общий объем работы за год составляет 900-1400 часов, доля общей физической подготовки составляет 290-300 часов. Соревновательный объем у гонщиков, специализирую-

щихся в шоссе с января по октябрь, соответствует 16 50016 800 км. Столь большой объем соревновательной деятельности обусловлен не только необходимостью успешного выступления, но и используется как наиболее мощное средство стимуляции адаптационных реакций и интегральной подготовки. Это позволяет объединить весь комплекс технико-тактических, психических предпосылок, качеств и способностей в единую систему, направленную на достижение запланированного результата.

Заключение

Индивидуальный календарь соревнований гонщиков в маунтинбайке существенным образом отличается от календаря соревнований спортсменов, специализирующихся в шоссейных гонках. Следует отметить, что наряду с обязательным минимумом соревнований по маун-тинбайку в данной работе анализировались также

1. Ердаков С.В., Капитонов В.А., Михайлов В.В. Тренировка велосипедистов-шоссейников. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 175 с.

международные соревнования и чемпионат России по шоссейным гонкам. На основании приведенных данных тренеры имеют возможность планирования индивидуальных выступлений гонщиков в соревнованиях по маун-тинбайку с учетом возможности выступлений спортсменов в шоссейных гонках.

2. Краснов В.Н. Подготовка гонщиков высшей квалификации в кросс-кантри. - Чебоксары: Чуваш. ун-т, 2004. - 377 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.