Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОВД, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОВД, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
92
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНОЛОГИЯ / КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / ТРЕНИРОВКА / СЛУШАТЕЛИ / SPECIAL PHYSICAL TRAINING / TECHNOLOGY / COUNTERTERRORISM OPERATIONS / TRAINING / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алдошин Андрей Витальевич

В статье рассматриваются этапы специальной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел для эффективного выполнения оперативно - служебных задач в условиях контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алдошин Андрей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF POLICE OFFICERS INVOLVED IN COUNTER-TERRORISM OPERATIONS ON THE TERRITORY OF THE NORTH CAUCASUS RUSSIAN REGION

The article considers the stages of special physical training of police officers for the effective performance of operational and service tasks in the context of counter - terrorist operations in the North Caucasus region of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОВД, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

УДК 796.011.3

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОВД,

ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF POLICE OFFICERS INVOLVED IN COUNTER-TERRORISM OPERATIONS ON THE TERRITORY OF THE NORTH CAUCASUS RUSSIAN REGION

Алдошин Андрей Витальевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Физической подготовки и спорта» Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Aldoshin Andrey Vitalievich candidate of pedagogics, assistant professor department of" Physical training and sports» Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматриваются этапы специальной физической подготовки сотрудников ОВД для эффективного выполнения оперативно-служебных задач в условиях контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

Abstract. The article considers the stages of special physical training of police officers for effective performance of operational and service tasks in the context of counter-terrorist operations in the North Caucasus region of the Russian Federation.

Ключевые слова: специальная физическая подготовка, технология, контртеррористические операции, тренировка, слушатели.

Keywords: special physical training, technology, counter-terrorism operations, training, students.

Для эффективного использования процесса специальной физической подготовки сотрудников ОВД и обеспечения их профессиональной подготовленности целесообразно разбивать его на этапы. Это необходимо для использования системно-структурного подхода при планировании подготовки сотрудников МВД России, и для более гибкого управления этим процессом. Все средства и методы физической подготовки, в зависимости от тем профессионального совершенствования, будут иметь разную значимость и направленность.

С учетом закономерностей адаптационного процесса в рамках периода подготовки сотрудников ОВД, было выделено два этапа (1 этап - 5 занятий) в направленности физической подготовки. Выбор средств и методов тренировки на этих

этапах должен предусматривать эффективное повышение, прежде всего, функциональных возможностей физиологических систем, играющих главную роль в обеспечении способностей человека успешно адаптироваться при различных воздействиях, в том числе экстремальных [1, с. 47]. В связи с этим на всех этапах подготовки целесообразно вводить концентрированные объемные нагрузки, содержащие средства как общей, так и специальной подготовки.

Именно учет направленности и характера физической нагрузки, ее планирование в зависимости от этапов подготовки сотрудников ОВД, позволили нам разработать программу тренировки в соответствии с решаемыми задачами.

На первом этапе подготовки сотрудника ОВД в процессе физической подготовки целесообразно применять педагогические приемы, направленные на повышение общефизической подготовленности сотрудников ОВД. Это достигается путем последовательного повышения физических нагрузок для обеспечения такого уровня готовности, который позволил бы успешно перейти к следующему этапу тренировки.

При этом сложные координационные упражнения должны сочетаться с упражнениями на силу, скоростную и общую выносливость. Они выполняются с повышенной интенсивностью, большой продолжительностью и оптимальными по длительности и эффективности периодами отдыха [2, с. 161]. Применение этих упражнений всегда вызывает большое физическое утомление. Цель их - научить сотрудников переносить максимальные физические напряжения, бороться с усталостью. Для повышения эмоционального фона занятия должны проводиться соревнования по отдельным упражнениям на индивидуальное и групповое первенство, усложняться условия их выполнения, включая подвижные игры и эстафеты обшеразвивающего характера.

Таким образом, при проведении практических занятий на первом этапе подготовки предполагается добиться наибольшей эффективности в выполнении боевых приемов борьбы и повышению устойчивости организма сотрудников ОВД к высоким физическим нагрузкам. В основе такой адаптации лежат возникшие в результате тренировки метаболические, морфологические и функциональные изменения в различных органах и тканях.

Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучение и совершенствование боевых приемов борьбы.

2. Повышение уровня общей физической подготовленности сотрудников.

3. Поддержание профессиональной работоспособности сотрудников.

4. Развитие психологической устойчивости. Она достигается путем постоянного повышения трудностей выполнения двигательных заданий из нестандартных положений: изменение обстановки, ограничение времени, выбор и принятие решения, включение элементов опасности, увеличение времени действий в обстановке повышенной трудности, связанной с эмоциональной напряженностью.

5. Повышение физической активности и достижение умеренного эмоционального возбуждения. Достигается обеспечением восстановления и суперкомпенсации показателей работоспособности к началу следующих занятий. В содержание заня-

тий включается минимальное количество упражнений на силу и выносливость. Преимущественно используются гимнастические упражнения, стимулирующие проявление специальных профессиональных качеств, а также подвижные и спортивные игры. Субъективным критерием оценки решения данной задачи являлось ощущение повышенной активности, хорошего настроения и самочувствия, объективными - выполнение профессиональных заданий с высоким качеством.

Решение данных задач достигалось за счет постоянного увеличения физических нагрузок в течение всего этапа.

Дальнейшее развитие и совершенствование специальных физических качеств сотрудников МВД России: ловкости, координации движений, скоростной и силовой выносливости, смелости, решительности.

Совершенствование навыков в применении боевых приемов борьбы и преодолении полосы препятствий с целью выработки психологической устойчивости [3, с. 111; 4, с. 10; 5, 107].

Второй этап - специальная физическая подготовка (2 этап -1 занятие, зачет), характеризуется максимальными нагрузками, особо большим психическим напряжением. На данном этапе происходит окончательная подготовка сотрудников и проверка их профессиональной подготовленности к действиям в экстремальных условиях.

Поэтому задачами физической подготовки на данном этапе является:

- поддержание физической готовности сотрудников на достигнутом уровне;

- совершенствование эмоционально-волевой готовности к действиям в экстремальных условиях;

- изучение теоретических основ физиологических особенностей двигательной активности организма в условиях горного климата;

- совершенствование навыков передвижения в горно-лесистой местности, способов переправы через горные реки и труднодоступные участки местности;

- контроль физической подготовленности слушателей.

Система физической подготовки, не учитывающая процесса восстановления, менее эффективна, так как не позволяет своевременно корректировать основные направления восстановления профессиональной работоспособности [6, с. 15; 7, с. 247]. Однако такой подход объективно необходим не только и не столько для отдыха и восстановления организма, сколько для развертывания и протекания тех физиологических процессов, которые лежат в основе адаптационных перестроек.

Исследования, проведенные нами, показывают, что занятия с малыми и средними физическими нагрузками являются действенным фактором управления процессом восстановления после больших физических нагрузок.

Использование специальных средств тренировки для развития эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников способствует более быстрой адаптации к профессиональной деятельности.

Таким образом, включая в программу не только рукопашный бой, преодоление препятствий, а также спортивные игры, необходимо достичь:

- приобретения в ходе занятий комплекса необходимых сотрудникам психических и физических качеств, двигательных навыков, необходимых в экстремальных ситуациях;

- доступности и простоты использования спортивных игр.

Таким образом, рассмотренные особенности построения физических тренировок в зависимости от этапов подготовки сотрудников к выполнению оперативно-служебных задач, свидетельствуют о необходимости включения в программу физической подготовки не только основных разделов рукопашного боя, преодоления препятствий, гимнастических упражнений, ускоренного передвижения, но и спортивных, подвижных игр.

Литература

1. Баркалов С. Н. Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел: уточнение понятий и конкретизация задач // Наука-2020. 2019. № 8(33). С. 45-52.

2. Герасимов И. В. Средства и методы поддержания профессиональной работоспособности сотрудников ОВД старших возрастных групп // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2019. № 3(80). С. 159-162.

3. Герасимов И. В. Условия и факторы, обуславливающие особенности профессиональной деятельности сотрудников полиции // Наука-2020. 2019. № 4(29). С. 109-113.

4. Алдошин А. В. Основные задачи физической и психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям в условиях контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2019. С. 9-14.

5. Подрезов И. Н. Самозащита как наиболее важная часть в обучении сотрудников подразделений ОВД и курсантов вузов МВД // Наука-2020. 2019. № 3(28). С. 105-109.

6. Алдошина Е. А. Физическая подготовка и спорт как средство повышения профессиональной готовности выпускников вуза // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов. 2016. С. 14-17.

7. Алдошина Е. А., Алдошин А. В., Иванина Л. И. Механизмы развития государственно частного партнерства в спортивной инфраструктуре // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 2(65). С. 245-250.

References

1. Barkalov S. N. Fizicheskaya podgotovka sotrudnikov organov vnutrennikh del: utochnenie ponyatiy i konkretizatsiya zadach [Physical training of employees of internal Affairs bodies: clarification of concepts and specification of tasks]. Nauka-2020, 2019, no. 8(33), pp. 4552.

2. Gerasimov I. V. Sredstva i metody podderzhaniya professional'noy rabotosposobnosti sotrudnikov OVD starshikh vozrastnykh grupp [Means and methods of maintaining professional performance of police officers of older age groups]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo

instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova - Scientific Bulletin of the Orel law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named After V. V. Lukyanov, 2019, no. 3(80), pp. 159-162.

3. Gerasimov I. V. Usloviya i faktory, obuslavlivayushchie osobennosti professional'noy deyatel'nosti sotrudnikov politsii [Conditions and factors that determine the features of professional activity of police officers]. Nauka-2020, 2019, no. 4(29), pp. 109-113.

4. Aldoshin A. V. Osnovnye zadachi fizicheskoy i psikhologicheskoy podgotovki sotrudnikov organov vnutrennikh del k deystviyam v usloviyakh kontrterroristicheskikh operatsiy na territorii Severo-Kavkazskogo regiona Rossiyskoy Federatsii [The Main tasks of physical and psychological training of law enforcement officers to act in counter-terrorist operations on the territory of the North Caucasus region of the Russian Federation]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov. Sbornik statey [Improving the physical training of law enforcement officers. Collection of articles]. Orel, OrYI of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov Publ., 2019, pp. 9-14. (In Russia).

5. Podrezov I. N. Samozashchita kak naibolee vazhnaya chast' v obuchenii sotrudnikov podrazdeleniy OVD i kursantov vuzov MVD [Self-Defense as the most important part in the training of employees of police departments and cadets of universities of the Ministry of internal Affairs]. Nauka-2020, 2019, no. 3(28), pp. 105-109.

6. Aldoshina E. A. Fizicheskaya podgotovka i sport kak sredstvo povysheniya professional'noy gotovnosti vypusknikov vuza [Physical training and sport as a means of improving the professional readiness of University graduates]. Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta kursantov, slushateley i studentov - Actual problems of physical culture and sport of cadets, students and students, 2016, pp. 14-17.

7. Aldoshina E. A., Aldoshin A. V., Ivanina L. I. Mekhanizmy razvitiya gosudarstvenno chastnogo partnerstva v sportivnoy infrastrukture [Mechanisms of development of public-private partnership in sports infrastructure]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki - Scientific notes of the Orel state University. Series: Humanities and social Sciences, 2015, no. 2(65), pp. 245-250.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.