Научная статья на тему 'Современные подходы в использовании комплексного контроля за состоянием здоровья обучающихся'

Современные подходы в использовании комплексного контроля за состоянием здоровья обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ИННОВАЦИИ / ТРЕБОВАНИЯ / ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / PHYSICAL EDUCATION / TECHNOLOGY / PHYSICAL CULTURE / SPORT / INNOVATION / REQUIREMENTS / HEALTH / LIFESTYLE / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдошина Евгения Александровна, Гуняев Евгений Викторович

Комплексный контроль физической подготовленности обучающихся позволяет оптимизировать процесс физического воспитания с учетом работоспособности и возможностей функциональных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алдошина Евгения Александровна, Гуняев Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE USE OF INTEGRATED MONITORING OF STUDENTSHEALTH

Comprehensive monitoring of students ' physical fitness allows optimizing the process of physical education taking into account the performance and capabilities of functional systems.

Текст научной работы на тему «Современные подходы в использовании комплексного контроля за состоянием здоровья обучающихся»

УДК 796.011.3

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

MODERN APPROACHES TO THE USE OF INTEGRATED MONITORING OF STUDENTSHEALTH

Алдошина Евгения Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физического воспитания Орловский государственный аграрный университет имени Н. В. Парахина

г. Орел, Россия Aldoshina Evgeniya Aleksandrovna candidate of pedagogics, associate Professor

physical education chair Orel state agrarian University name after N. V. Parakhin

Orel, Russia

Гуняев Евгений Викторович

старший преподаватель кафедра огневой подготовки и деятельности ОВД в особых условиях Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Gunyaev Evgeniy Viktorovich senior lecturer

Department of fire training and activities of ATS in special conditions Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. Комплексный контроль физической подготовленности обучающихся позволяет оптимизировать процесс физического воспитания с учетом работоспособности и возможностей функциональных систем.

Abstract. Comprehensive monitoring of students ' physical fitness allows optimizing the process of physical education taking into account the performance and capabilities of functional systems.

Ключевые слова: физическое воспитание, технологии, физическая культура, спорт, инновации, требования, здоровье, образ жизни, обучающиеся.

Keywords: physical education, technology, physical culture, sport, innovation, requirements, health, lifestyle, students.

В современной практике физического воспитания и спортивной тренировки используется все многообразие видов, методов, средств контроля. Это привело к возникновению понятия "комплексный контроль", под которым следует понимать параллельное применение этапного, текущего и оперативного видов контроля

в процессе обследования обучающихся при условии использования педагогических, социально-психологических и медико-биологических показателей для всесторонней оценки подготовленности и содержания учебно-тренировочного процесса.

Образ жизни обучающегося нельзя назвать однородным и зачастую правильным. Анализ фактических материалов о студенческой жизнедеятельности свидетельствует о неупорядоченности и хаотичности организации образа жизни. Это можно объяснить такими факторами, как: несвоевременный прием пищи, недосыпание, кратковременное нахождение на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие физических систематических нагрузок, вредные привычки, выполнение учебной деятельности в ночное время и другое. Такой образ жизни ведется обучающимся на протяжении 5-6 лет и оказывает существенное влияние на здоровье. Практические занятия физической культурой в вузе не могут гарантировать сохранение и укрепление здоровья обучающегося. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни. Важное место занимают занятия спортом [1, с. 11; 2, с. 53].

Развитие у студенческой молодежи общественно значимых потребностей является одной из важнейших задач формирования всесторонне развитой здоровой личности, в которой естественным образом сочетаются духовное богатство, нравственная чистота и физическое совершенство.

Конечной целью контроля является оценка физической подготовленности и состояния основных систем организма обучающихся различных специальностей.

Объектом контроля является физическая подготовленность обучающихся, состояние функциональных систем и их соответствие современным запросам общества на специалиста, обладающего высоким уровнем здоровья, профессиональной подготовленности и работоспособности. По мнению специалистов, под системой комплексного контроля следует понимать совокупность упорядоченных определенным образом, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом подсистем педагогического, медико-биологического, биохимического, психологического контроля, создание тестирующих нагрузочных воздействий на студента и математической обработки результатов измерений, объединенных общей целью -объективно оценивать подготовленность студента на различных этапах обучения [3, с. 137;4, с. 210].

Примером государственного подхода к контролю физической подготовленности служит Система государственных тестов и нормативов оценки физической подготовленности населения (далее - Гостесты). По предложенным в системе тестам и осуществляется контроль физической подготовленности обучающейся молодежи. Это зафиксировано в Базовой программе по физвоспитанию. В современных публикациях мнения по поводу Гостестов и их эффективности разделились. Одни ученые считают, что Гостесты не имеют должного научного обоснования и не являются идеальными для оценки некоторых двигательных качеств, а также для людей с разными исходными уровнями подготовленности и здоровья. Другие, тем не менее, считают, что они (Гостесты) сыграли определенную роль в решении образовательных и оздоровительных задач физвоспитания и их отмена беспочвенна. Актуальной является разработка системы оценки и нормативов

физической подготовленности студентов, проживающих в разных зонах радиационного контроля, контрольно - проверочных комплексов для военнослужащих и др. Во всех этих работах, отмечена необходимость пересмотра организации процесса физического воспитания в системе образования.

Необходимо проводить тестирования среди обучающихся по выявлению физических качеств и подготовленности. В средствах массовой информации практически отсутствует информация о возможных тестированиях. Наличие такой информации позволило бы проводить количественное и качественное сравнение показателей физической подготовленности различных категорий и групп населения с целью моделирования и внесения корректив в рабочие программы, профессио-граммы и организацию процесса физического воспитания в целом с целью оптимизации [5, с. 13].

Для определения физической подготовленности проводилось тестирование по некоторым упражнениям на выносливость и быстроту. В тестировании принимали участие обучающиеся по специальности «Строительство» в количестве 25 человек и «Ветеринария» в количестве 30 человек. Усредненные показатели физической подготовленности студентов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели физической подготовленности студентов_

Специаль- Кол-во Пол Бег 100 Прыжок Подтягивание на «челночный» Подниман Поднимание туловища

ности обучаю м. в длинус перекладине: бег 4*9м. Сек. ие ног в из положения лежа на

щихся Соек мес. М. Ювышкая; Д-низкая висе спине за 1 мин

Ветеринария 330 Ж-17 15,6 1,76 6 26 7 37

М-13 13,4 2,23 15 23 15 43

Строитель- 225 Ж-15 16,0 1,78 7 24 8 38

ство М-10 13,2 2,10 14 21 15 41

Анализ результатов, полученных студентами за выполнение упражнений, у девушек и юношей соответственно, свидетельствует о низком уровне развития таких качеств, как быстрота и выносливость. Для развития этих качеств должна проводиться комплексная работа с обучающимися и осуществляться постоянный контроль.

Для того чтобы решить проблему оптимизации процесса физического воспитания в образовательных организациях мало изучить уровень физической подготовленности, определить ее слабые места. Эта проблема обширная и для ее решения необходимо:

- изучить состояние здоровья обучающихся вузов;

- сделать анализ заболеваемости;

- изучить отношение студентов к занятиям физическими упражнениями;

- изучить мотивацию, свободное время студентов, двигательную активность;

- проанализировать рабочие программы и контрольные нормативы;

- проводить систематические лекции и семинары по здоровому образу жизни и профилактике вредных привычек;

- изучить эффективность занятий при разных формах их организации (традиционная, секционная и пр.)

Таковы перспективы дальнейших исследований, а далее на базе полученных результатов можно будет разрабатывать практические рекомендации, вносить коррективы в рабочие программы и организацию процесса физического воспитания в целом.

Литература

1. Выдрин В. М. Методические проблемы теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2014. № 6. С. 10-12.

2. Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека. М. : ГЦОЛИФК, 2013. 120 с.

3. Алдошин А. В., Алдошина Е. А. Профессионально важные качества необходимые выпускникам вузов // Инновации в образовании : сборникматериалов Международной научно-практической конференции, 2010. С. 136-139.

4. Алдошин А. В., Еремин Р. В. Физическая подготовка сотрудников ОВД как составная часть профессиональной готовности к действиям в экстремальной обстановке // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2016. С. 12-15.

References

1. Vydrin V. M. Metodicheskie problemy teorii fizicheskoy kul'tury [Methodological problems of the theory of physical culture]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and practice of physical culture, 2014, no. 6, pp. 10-12.

2. Lubysheva L. I. Kontseptsiya formirovaniya fizicheskoy kul'tury cheloveka [The Concept of formation of physical culture of the person]. Moscow, GTSOLIFK Publ., 2013, 120 p.

3. Aldoshin A. V., aldoshina E. A. Professional'no vazhnye kachestva neobkhodimye vypusknikam vuzov [Professionally important qualities necessary for University graduates]. Innovatsii v obrazovanii : sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Innovations in education: collection of materials of the International scientific and practical conference]. 2010, pp. 136-139. (In Russia).

4. Aldoshin A. V., Eremin R. V. Fizicheskaya podgotovka sotrudnikov OVD kak sostavnaya chast' professional'noy gotovnosti k deystviyam v ekstremal'noy obstanovke [Physical training of police officers as an integral part of professional readiness for action in extreme situations]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov : sbornik statey [Improving the physical training of law enforcement officers: collection of articles]. Orel, OrUI of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov Publ., 2016, pp. 1215. (InRussia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.