Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ-СПАСАТЕЛЕЙ'

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ-СПАСАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНОСПАСАТЕЛЬ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ВГСЧ / ВГСО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровская Ю.А., Руденко Г.В., Костромин О.В.

Цель исследования - обосновать эффективность применения элементов специализированной физической подготовки студентов, обучающихся по профилю «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» в рамках программы обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт». Методика и организация исследования. Экспериментальная работа по внедрению в образовательный процесс специализированной физической подготовки для формирования профессионально важных качеств горных инженеров-спасателей проводилась на базе Санкт-Петербургского горного университета в период с 2017 по 2023 годы. Контроль за уровнем физической подготовленности обучающихся осуществлялся с помощью нормативов учебной программы для вузов и нормативов по оценке уровня физической подготовленности лиц, поступающих на службу в военизированные горноспасательные части (ВГСЧ). Результаты исследования и выводы. Выявлена связь между внедренными в образовательный процесс элементами специализированной физической подготовки и формированием профессионально важных качеств будущих горных инженеров-спасателей. Анализ данных показал устойчивую динамику роста результатов по всем параметрам, что позволяет судить о целесообразности использования специализированной физической подготовки в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» для подготовки обучающихся по профилю «Технологическая безопасность и горноспасательное дело».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубровская Ю.А., Руденко Г.В., Костромин О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALIZED PHYSICAL TRAINING FOR FUTURE MINING RESCUE ENGINEERS

Objective of the study was to substantiate the effectiveness of the use of elements of specialized physical training of students studying in the profile "Technological safety and mine rescue" within the framework of the training program in the discipline "Physical culture and sports". Methods and structure of the study. Experimental work on the introduction of specialized physical training into the educational process for the formation of professionally important qualities of mining rescue engineers was carried out at the St. Petersburg Mining University in the period from 2017 to 2023. Control over the level of physical fitness of students was carried out with the help of the standards of the curriculum for universities and standards for assessing the level of physical fitness of persons entering the service in the Paramilitary Mountain Rescue Unit (PMRU). Results and conclusions. The connection between the elements of specialized physical training introduced into the educational process and the formation of professionally important qualities of future mining rescue engineers is revealed. Data analysis showed a steady growth dynamics of results in all parameters, which allows us to judge the appropriateness of using specialized physical training within the discipline "Physical Culture and Sports" for training students in the profile "Technological Safety and Mine Rescue Business".

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ-СПАСАТЕЛЕЙ»

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ-СПАСАТЕЛЕЙ

УДК/UDC 378.14.796; 796.011

Поступила в редакцию 23.02.2023 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Ю.А. Дубровская1 Доктор педагогических наук, профессор Г.В. Руденко1 Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Костромин1 1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

SPECIALIZED PHYSICAL TRAINING FOR FUTURE MINING RESCUE ENGINEERS

PhD, Associate Professor Yu.A. Dubrovskaya1 Dr. Hab., Professor G.V. Rudenko1 PhD, Associate Professor O.V. Kostromin1 1Saint Petersburg Mining University, Saint Petersburg

Информация для связи с автором: gena391@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - обосновать эффективность применения элементов специализированной физической подготовки студентов, обучающихся по профилю «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» в рамках программы обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт». Методика и организация исследования. Экспериментальная работа по внедрению в образовательный процесс специализированной физической подготовки для формирования профессионально важных качеств горных инженеров-спасателей проводилась на базе Санкт-Петербургского горного университета в период с 2017 по 2023 годы. Контроль за уровнем физической подготовленности обучающихся осуществлялся с помощью нормативов учебной программы для вузов и нормативов по оценке уровня физической подготовленности лиц, поступающих на службу в военизированные горноспасательные части (ВГСЧ).

Результаты исследования и выводы. Выявлена связь между внедренными в образовательный процесс элементами специализированной физической подготовки и формированием профессионально важных качеств будущих горных инженеров-спасателей. Анализ данных показал устойчивую динамику роста результатов по всем параметрам, что позволяет судить о целесообразности использования специализированной физической подготовки в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» для подготовки обучающихся по профилю «Технологическая безопасность и горноспасательное дело».

Ключевые слова: горноспасатель, специализированная физическая подготовка, обучающиеся, профессиональные качества, ВГСЧ, ВГСО.

Abstract

Objective of the study was to substantiate the effectiveness of the use of elements of specialized physical training of students studying in the profile "Technological safety and mine rescue" within the framework of the training program in the discipline "Physical culture and sports".

Methods and structure of the study. Experimental work on the introduction of specialized physical training into the educational process for the formation of professionally important qualities of mining rescue engineers was carried out at the St. Petersburg Mining University in the period from 2017 to 2023. Control over the level of physical fitness of students was carried out with the help of the standards of the curriculum for universities and standards for assessing the level of physical fitness of persons entering the service in the Paramilitary Mountain Rescue Unit (PMRU).

Results and conclusions. The connection between the elements of specialized physical training introduced into the educational process and the formation of professionally important qualities of future mining rescue engineers is revealed. Data analysis showed a steady growth dynamics of results in all parameters, which allows us to judge the appropriateness of using specialized physical training within the discipline "Physical Culture and Sports" for training students in the profile "Technological Safety and Mine Rescue Business".

Keywords: mine rescuer, specialized physical training, students, professional qualities, PMRU.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

ra

^

O (U .c I—

Введение. Эффективность процесса формирования профессионально значимых качеств обеспечивается в рамках специально разработанной программы на основе использования средств физической культуры и спорта, направленных на формирование и развитие быстроты реакции, координации, ловкости, силовой выносливости, мышечной силы, двигательной реакции, психофизической устойчивости и выживаемости в экстремальных условиях [1-3, 6].

Регулярные тренировки закрепляют упражнения на подсознательном уровне, фиксируют их в мышечной памяти организма, что обеспечивает способность применять сформированные навыки в сложной оперативной обстановке. Такие упражнения обязательны для всего списочного состава горноспасателей и регламентированы «Порядком организации и проведения систематической профессиональной подготовки горноспасателей и командиров ФГУП «ВГСЧ» к выполнению горноспасательных

работ» (утвержден Приказом ФГУП «Военизированная горноспасательная часть» (далее - ВГСЧ) для всех подразделений РФ) [7]. Приказ распространяется на командиров отделений и профессиональных спасателей, задействованных на оперативной работе при возникновении чрезвычайных ситуаций. Выпускник вуза по специальности «Горное дело» (профиль «Технологическая безопасность и горноспасательное дело») при поступлении на службу в военизированные горноспасательные подразделения в обязательном порядке сдает нормативы по физической подготовке. Для адаптации будущего горного инженера-спасателя к службе в ВГСЧ и успешной сдачи нормативов по оценке профессиональной пригодности в рамках педагогического эксперимента в программу по «Физической культуре и спорту» введена специализированная подготовка, направленная на формирование профессионально важных физических качеств горноспасателя.

58

http://www.teoriya.ru

№6 • 2023 Июнь | June

Цель исследования - обосновать эффективность применения специализированной физической подготовки студентов, обучающихся по профилю «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт».

Методика и организация исследования. Специализированная физическая подготовка горноспасателей предусматривает развитие и совершенствование физических качеств, умений и навыков, которые на занятиях в вузе по общепринятой программе по физической культуре сформировать в полном объеме не представляется возможным. В связи с этим в курс физической подготовки, начиная со второго года обучения, введены элементы специализированных упражнений, адаптированных к реальной профессиональной деятельности горноспасателей. В рамках педагогического эксперимента выявлено, что при разработке программ физической подготовки обучающихся в планах проведения занятий комплексы разработанных упражнений необходимо чередовать в установленной последовательности в соответствии со степенью тяжести выполняемых работ. Контроль физической подготовленности студентов осуществлялся посредством приема контрольных нормативов, предусмотренных учебной программой для студентов вузов и нормативов по оценке уровня физической подготовленности лиц, поступающих на службу в ВГСЧ [8].

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе педагогических наблюдений выяснилось, что общепринятая программа по дисциплине «Физическая культура и спорт» обеспечивает уровень физической подготовленности, позволяющий сдать контрольные нормативы, утвержденные в учебной программе вузов, и успешно закончить курс обучения по данной дисциплине. В табл. 1 представлены результаты тестирования студентов 4-го курса, обучающихся по профилю «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» (исследуемая группа - 40 чел.).

Как видно из табл. 1, все студенты в 2017 году получили положительные оценки при сдаче нормативов, утвержденных учебной программой по физической культуре Министерства науки и высшего образования РФ. В данной программе до сих пор отсутствуют нормативы, входящие в комплекс ГТО [5]. Не менее актуальным является вопрос включения в рабочие программы дисциплины «Физическая культура и спорт» нормативов для контроля профессионально важных физических качеств выпускников вузов с повышенными требованиями к физической подготовленности.

После окончания вуза, при поступлении на службу в ВГСЧ проводится тестирование по определению оценки физической подготовленности будущих работников согласно методи-

ке, утвержденной приказом ФГУП «Военизированная горноспасательная часть» [7]. В программу тестирования включены следующие показатели:

- 12-минутный бег (тест Купера),

- подтягивание на перекладине,

- жим гири 16 кг,

- отжимание в упоре лежа и велоэргометрия.

Степень оценки работоспособности по каждому из тестов определяется по пятибалльной шкале: от низкой (1 балл) до очень высокой (5 баллов). Общая оценка работоспособности определяется как средняя величина суммы пяти проведенных тестов и имеет следующую градацию: 1-1,5 балла -низкая; 1,6-2,5 балла - пониженная; 2,6-3,5 балла - средняя; 3,6-4,5 балла - высокая; 4,6-5,0 балла - очень высокая.

Лица, поступающие на службу в ВГСЧ с оценкой 3,5 балла и ниже, на работу не принимаются. Оценка физической подготовленности состоящих на службе работников ВГСЧ проводится два раза в год по той же методике. Для лиц, имеющих среднюю и ниже оценку подготовленности, инструктором ВГСО (военизированный горноспасательный отряд) разрабатывается индивидуальная программа занятий продолжительностью три месяца. При отсутствии показателей роста командир решает вопрос о профессиональной пригодности данного работника.

В рамках педагогического эксперимента в 2017 году был проведен прием нормативов в той же исследуемой группе по методике, утвержденной ФГУП «ВГСЧ».

Результаты тестирования 40 студентов четвертого курса исследуемой группы (табл. 2) свидетельствуют о том, что после окончания обучения по предмету «Физическая культура и спорт» восемь студентов получили высокую и очень высокую оценку по нормативам, утвержденным ФГУП ВГСЧ. Данный уровень физической подготовленности является «проходным» для приема на службу в ВГСЧ.

Уровень подготовленности 32 студентов, получивших оценки среднюю и ниже, является недостаточным для приема на службу в горноспасательные отряды. С учетом того, что занятия по физической культуре на 5 и 6 курсах обучения программой не предусмотрены и уровень физической подготовленности студенты могут повышать только самостоятельно, прогноз о сложности трудоустройства выпускников может оказаться вполне реальным. Тот факт, что в связи с разночтением требований по уровню физической подготовленности выпускников возникает проблема трудоустройства молодых специалистов по избранной профессии, подтверждается на практике.

С целью устранения данного «пробела», при обучении будущих горноспасателей на кафедре физического воспитания

Таблица 1. Зачетные нормативы по физической подготовке для обучающихся

№ Упражнения Оценка

«5» «4» «3»

1. Бег на 100 м, с 13,1 13,6 14,6

2. Кросс 1000 м, мин 3,15 3,30 3,45

3. Подтягивание на перекладине, кол-во раз 15 13 11

4 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 20 17 14

5. Прыжок в длину с места, кол-во раз 2,20 2,05 1,85

6. Количество обучающихся, сдавших нормативы, чел. 20 10 10

Таблица 2. Оценка физической подготовленности по методике ФГУП «ВГСЧ»

№ Общая оценка подготовленности испытуемых (баллы) Количество испытуемых (чел.)

1. Низкая 1 - 1,5 8

2. Пониженная 1,6 - 2,5 14

3. Средняя 2,6 - 3,5 10

4. Высокая 3,6 - 4,5 6

5. Очень высокая 4,6 - 5,0 2

6. Всего: 40

№6 • 2023 Июнь | Juпe

http://www.teoriya.ru

59

Таблица 3. Оценка физической подготовленности по методике ФГУП «ВГСЧ»

№ Общая оценка подготовленности испытуемых (баллы) Количество испытуемых (чел.)

1. Низкая 1 - 1,5 -

2. Пониженная 1,6 - 2,5 -

3. Средняя 2,6 - 3,5 6

4. Высокая 3,6 - 4,5 20

5. Очень высокая 4,6 - 5,0 14

6. Всего: 40

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

Санкт-Петербургского горного университета в программу обучения по предмету «Физическая культура и спорт» в рамках педагогического эксперимента введены средства физической подготовки, адаптированные к реальным нагрузкам в процессе профессиональной деятельности горноспасателей.

При разработке и внедрении комплекса упражнений мы руководствовались:

- необходимостью развития профессионально важных качеств горноспасателя;

- результатами педагогических наблюдений за учениями в условиях шахты;

- рекомендациями центрального штаба ВГСЧ по подготовке сотрудников, имеющих среднюю и ниже степень физической подготовленности.

В программу занятий вошли следующие упражнения:

1. Имитация возведения шлакоблочной или бетонной перемычки: перемещение гантелей и гирь по горизонтали и установка их на гимнастические скамьи. Изометрические упражнения развивают силовые способности для удержания груза на предплечьях и плечах и перемещения на заданную высоту гантелей и гирь.

2. Транспортировка «пострадавшего» на носилках по вертикальным, горизонтальным и наклонным выработкам: базовое упражнение для формирования и развития силовой выносливости горноспасателей, выполняется в спортзале, закрепив блок на низкой перекладине в группе из трех человек, попеременно перемещая «пострадавшего» по горизонтальной поверхности, через небольшие препятствия в виде гимнастических матов, гимнастического бревна, имитируя перенос «пострадавшего» через завалы. Упражнение рекомендуется выполнять без носилок и с носилками, усложняя перенос от вертикального положения до перемещения «пострадавшего» вдвоем ползком по горизонтальной поверхности.

3. Ходьба по наклонным выработкам: ходьба с рюкзаком 12 кг, имитирующим вес респиратора, по гимнастическому бревну; передвижение по подвешенному на цепях брусу. Упражнение развивает ловкость координацию движений.

4. Движение по лестничному отделению шурфа: подъем по шведской стенке с рюкзаком 12 кг, имитирующим вес респиратора. Данное упражнение развивает силу, выносливость, ловкость и координацию движений.

5. Имитация работы с ручной пилой: работа с резиновым жгутом, амортизаторами или экспандерами. Силовое упражнение с внешним сопротивлением упругих предметов, выполняется одной и двумя руками. Упражнение формирует и развивает силу и выносливость.

Со 2-го курса обучения помимо приема зачетных нормативов по дисциплине «Физическая культура и спорт» проводился прием нормативов по методике, утвержденной приказом ФГУП «ВГСЧ». По результатам тестирования проводилась оценка пригодности будущих работников к предстоящей профессиональной деятельности и при необходимости разрабатывалась индивидуальная программа повышения уровня физической подготовленности. Таким образом, к окончанию 4-го курса обучения мы имели полную картину о возможности трудоустройства выпускника по показателю «физическая подготовленность» (табл. 3).

Результаты сдачи нормативов свидетельствуют об эффективности мероприятий по включению в программу обучения упражнений прикладного характера. К 4-му курсу в разряд низкого и пониженного уровней подготовленности не вошло ни одного участника эксперимента. Шесть испытуемых вошли в группу среднего уровня подготовленности, 34 студента достигли уровня, который установлен как достаточный при приеме на службу в ВГСЧ.

Результаты тестирования по методике ВГСЧ позволили иметь общее представление о готовности обучающихся к службе в горноспасательных отрядах и усилить их мотивацию к поддержанию должного уровня физической подготовленности на всем периоде обучения в вузе. Более пяти лет специалистами кафедры физического воспитания Санкт-Петербургского горного университета уделяется пристальное внимание разработке содержания и организации занятий по физической подготовке со студентами старших курсов, обучающихся по профилю «Технологическая безопасность и горноспасательное дело». Такой подход позволяет поддерживать уровень физической подготовленности, необходимый для выполнения профессиональных задач.

Выводы. По результатам педагогического эксперимента, проведенного в период с 2017 по 2023 годы, сделаны следующие выводы:

- программой занятий по «Физической культуре и спорту» не в полной мере обеспечивается уровень физической подготовленности выпускников, обучающихся по специальности «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» для работы по избранной профессии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- необходима интеграция нормативов для оценки физической подготовленности лиц, поступающих на службу в ВГСЧ в программы вузов, реализующих профиль «Технологическая безопасность и горноспасательное дело», а также поиск новых форм и методов работы преподавателей кафедр физического воспитания;

- в программу обучения будущих горноспасателей необходимо ввести средства физической подготовки, адаптированные к реальным нагрузкам при проведении спасательных работ;

- формирование профессионально важных качеств горных инженеров-спасателей необходимо осуществлять в течение всего периода обучения в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт».

Литература

1. Вахнин Н.А. Роль физической культуры и спорта в удовлетворенности студентов обучением в университете / Н.А. Вахнин, А.Б. Маховиков, В.В. Шарок // Теория и практика физической культуры.

- 2019. - № 4. - С. 28-30.

2. Дубровская Ю.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка как основа для формирования практических компетенций обучающихся в вузах силовых ведомств (на примере вузов МЧС России) / Ю.А. Дубровская, Л.В. Пихконен // Образование. Наука. Научные кадры. - 2019. - № 4. - С. 174-181.

3. Зароднюк Г.В. Прогностическое развитие физической культуры студентов в высших учебных заведениях России / Г.В. Зароднюк, Н.В. Пахолкова, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 4. - С. 11-13.

4. Кадыров Р.М. Новые подходы определения нормативов для самооценки физической подготовленности студентов на основе свободы выбора / Р.М. Кадыров, Д.С. Савельев, А.В. Зайцев // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 3. - С. 52-54.

60

http://www.teoriya.ru

№6 • 2023 Июнь | Juпe

Панченко И.А. Комплекс ГТО как фактор повышения управления физической подготовкой студентов / И.А. Панченко, В.И. Григорьев // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 5.

- С. 23-25.

Пономарев, Г.Н. Физическая культура в высшем образовании

- важная составляющая подготовки будущих специалистов / Г.Н. Пономарев, Я.В. Куванов, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 3. - С. 12-14. - EDN PPTVEZ. Приказ МЧС России № 912 от 09.12.2020 «О Порядке организации и проведения систематической профессиональной подготовки ре-спираторщиков и командиров ФГУП «ВГСЧ» к выполнению горноспасательных работ». - Режим доступа: https://vgsch.organizations. mchs.gov.ru/dokumenty/5107.

Савельев Д.С. Императива стандартизации физической культуры студентов / Д.С. Савельев, В.И. Григорьев, М.М. Громов // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 4. - С. 20-22.

References

Vakhnin N.A., Makhovikov A.B., Sharok V.V. Rol fizicheskoy kultury i sporta v udovletvorennosti studentov obucheniyem v universitete [Rating students' satisfaction with academic service quality on the whole and physical education and sport service in particular]. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2019. No. 4. pp. 28-30

Dubrovskaya Yu.A., Pikhkonen L.V. Professionalno-prikladnaya fizicheskaya podgotovka kak osnova dlya formirovaniya prakticheskikh kompetentsiy obuchayushchikhsya v vuzakh silovykh vedomstv (na pri-mere vuzov MCHS Rossii) [Professional-applied physical training as a basis for the formation of practical competencies of students in higher education institutions of law enforcement agencies (on the example of universityof the Ministry of Emergency Situations of Russia)]. Obra-zovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry. 2019. No. 4. pp. 174-181.

Zarodnyuk G.V., Pakholkova N.V., Selyukin D.B. Prognosticheskoye razvitiye fizicheskoy kultury studentov v vysshikh uchebnykh zavedeni-yakh Rossii [Prognostic development of physical culture of students in higher educational institutions of Russia]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2018. No. 4. pp. 11-13.

Kadyrov R.M., Savelyev D.S., Zaitsev A.V. Novyye podkhody opredeleniya normativov dlya samootsenki fizicheskoy podgotovlennosti studentov na osnove svobody vybora [New approaches to the definition of standards for self-assessment of physical fitness of students based on freedom of choice]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 3. pp. 52-55. Panchenko I.A., Grigoriev V.I. Kompleks GTO kak faktor povysheniya upravleniya fizicheskoy podgotovkoy studentov [GTO complex as a factor in increasing the management of students' physical training]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2017. No. 5. pp. 21-22. Ponomarev G.N., Kuvanov Ya.A., Selyukin D.B. Fizicheskaya kultura v vysshem obrazovanii-vazhnaya sostavlyayushchaya podgotovki budu-shchikh spetsialistov [Physical culture in higher education is an important component of the training of future specialists]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 3. pp. 10-12.

Prikaz MCHS Rossii № 912 ot 09.12.2020 «O Poryadke organizatsii i provedeniya sistematicheskoy professionalnoy podgotovki respirator-shchikov i komandirov FGUP «VGSCH» k vypolneniyu gornospasatel-nykh rabot» Order of the Ministry of Emergency Situations of Russia No. 912 dated 09.12.2020 "On the Procedure for organizing and conducting systematic professional training of respirators and commanders of the Federal State Unitary Enterprise "PMRU" for the performance of mine rescue operations." Available at: https://vgsch.organizations. mchs.gov.ru/dokumenty/5107.

Savelyev D.S., Grigoriev V.I., Gromov M.M. Imperativa standartizatsii fizicheskoy kultury studentov [Imperative of students' physical culture standardization]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 4. pp. 20-22.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ОЦЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМ

КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ (ЭЛЕКТИВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ) У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ

И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Кандидат философских наук, доцент П.Г. Воронцов1 П.Г. Ветер1, О.С. Ветер1

'Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул

УДМ^С 796.011.1

Ключевые слова: самостоятельная работа по физической культуре и спорту, дистанционные и здоровьесберегающие технологии, будущие врачи.

Введение. Проблема оценки самостоятельной работы по физической культуре и спорту (элективным дисциплинам) с применением дистанционных и здоровьесберегающих технологий обучения в системе современного медицинского образования актуальна в связи с переходом на новые образовательные стандарты и с увеличением вузами количества часов на самостоятельную работу, вместо практических занятий со студентами.

Цель исследования - разработать систему оценки самостоятельной работы по физической культуре (элективным дисциплинам) будущих врачей с применением дистанционных и здоровьесберегающих технологий.

Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе Алтайского государственного медицинского университета (АМУ) в период 2021-2022 гг, в котором приняли участие 2880 студентов 1-3-го курсов. В качестве оценки физической культуры будущих врачей применялась дистанционная платформа Moodle, на которой были размещены специальные задания. Студенты каждую неделю заполняли дневник самоконтроля своего физического здоровья по Г.Л. Апанасенко, выполняли комплексы общеразвивающих упражнений, тесты на определение физических качеств, которые были адаптированы к домашним условиям (например, скиппинг, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу и другие). Выполнив задания, студенты в форме видео- и фото-

EVALUATION OF INDEPENDENT WORK IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS (ELECTIVE DISCIPLINES) BY FUTURE DOCTORS USING DISTANCE AND HEALTH-SAVING LEARNING TECHNOLOGIES

PhD, Associate Professor P.G. Vorontsov1 P.G. Wegner1, O.S. Wegner1

1Altay State Medical University, Barnaul

Поступила в редакцию 19.05.2023 г.

отчетов размещали файлы на действующей платформе. Через определенное время была проведена та же самая работа, но под контролем преподавателя. Результаты подвергались сравнительному анализу.

Результаты исследования и их обсуждение. Задания в дистанционном формате студенты выполнили на 98%. При сравнении результатов дневника самоконтроля в дистанционном формате и под присмотром преподавателей, наблюдались существенные отличия: у 5б% обучающихся дневник самоконтроля соответствовал показателям их физического здоровья, а у 44 % обучающихся наблюдались различные несоответствия; б8% студентов при проведении разминки и комплексов общеразвивающих упражнений не могли правильно назвать упражнения, хотя на платформе все задания выполнялись в соответствии с требованиями; 72% студентов не смогли выполнить или подтвердить ранее выставленные нормативы по физической культуре.

Вывод. Двигательная активность студентов в рамках элективной дисциплины по физической культуре и спору в процессе самоподготовки оказывается эффективной только при наличии у них высокого уровня учебной культуры, самосознания и морально-нравственной дисциплины.

Литература

1. Ушакова, Е.В. Отношение к здоровому образу жизни и физкуль-турно-спортивной деятельности студентов медицинского вуза / Е.В. Ушакова, П.Г. Воронцов // Теория и практика физической культуры. - 2023. № 3 (1017). - С. 38.

Информация для связи с автором: sport-altai@mail.ru

№Б • 2023 Июнь | June

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.