Научная статья на тему 'КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ГОРНОСПАСАТЕЛЕЙ'

КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ГОРНОСПАСАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГОРНОСПАСАТЕЛЕЙ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР / ГОРНОСПАСАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровская Юлия Аркадьевна, Руденко Геннадий Викторович, Пихконен Леонид Валентинович

Обоснована необходимость использования адаптированного комплекса специальных упражнений для формирования профессионально значимых физических качеств горноспасателей; описана методика реализации данного комплекса в рамках дисциплины (модуля) по физической культуре и спорту и имеющегося стандартного оборудования спортивных залов вузов; показана динамика роста силовой подготовленности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубровская Юлия Аркадьевна, Руденко Геннадий Викторович, Пихконен Леонид Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SET OF SPECIAL EXERCISES FOR THE FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PHYSICAL QUALITIES OF MINE RESCUERS

The aim of the study is to describe the methodology for applying an adapted set of training exercises for the formation of professionally significant physical qualities of mine rescuers, using standard equipment of sports halls of universities as part of practical classes in physical culture and sports. Based on the analysis of the current standards for the physical training of mine rescuers and the six-year experience of practical training of students in the Mining specialty, the Technological Safety and Mine Rescue focus (profile) from 2013 to 2018, on simulators in paramilitary mine rescue teams, we selected elements of special physical exercises, which, without any difficulties, can be included in the general set of exercises in the disciplines (modules) of physical culture and sports in all courses of study in the above or related specialties. Based on the results of the experiment, we made the following conclusions. The work of mine rescuers is unique in its physical requirements. They must have a high level of fitness in order to perform professional tasks with high quality and intensity over a relatively long period compared to other emergency services. The physical readiness of mine rescuers should include the following professionally significant and specific physical and psychophysical qualities: speed of reaction; coordination and reflex dexterity; flexibility; power static endurance; dynamic indicators of the body; accuracy of movements; muscle strength; motor reaction; overcoming fear of heights, fear of closed space; psychophysical stability and survival in extreme conditions. These qualities must be formed and developed in the process of regular training and special exercises, starting from the first year, as part of the educational process in the disciplines of physical culture and sports, and elective disciplines in physical culture and sports. The effectiveness of the set of special exercises in physical culture and sports for the formation and development of professionally significant skills of mining engineers-rescuers was experimentally proven. Specialized physical training in the sports hall of the university will lay the foundation for the formation of professionally significant qualities of a mine rescuer, form an understanding of the importance of their development, and help to determine the functional reserves of the body for the effective implementation of tasks in extreme situations.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ГОРНОСПАСАТЕЛЕЙ»

Вестник Томского государственного университета. 2022. № 483. С. 175-182 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2022. 483. рр. 175-182

Научная статья

УДК 378.14, 796.011.3

аог 10.17223/15617793/483/20

Комплекс специальных упражнений для формирования профессионально значимых физических качеств горноспасателей

Юлия Аркадьевна Дубровская1, Геннадий Викторович Руденко2, Леонид Валентинович Пихконен3

1 2 Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург, Россия 3 ООО «ПетроРемСтрой», Санкт-Петербург, Россия 12,3DubrovskayaY-A@mail.ru

Аннотация. Обоснована необходимость использования адаптированного комплекса специальных упражнений для формирования профессионально значимых физических качеств горноспасателей; описана методика реализации данного комплекса в рамках дисциплины (модуля) по физической культуре и спорту и имеющегося стандартного оборудования спортивных залов вузов; показана динамика роста силовой подготовленности обучающихся.

Ключевые слова: физическая подготовка, профессиональная подготовка горноспасателей, физические упражнения, горный инженер, горноспасатель

Для цитирования: Дубровская Ю.А., Руденко Г.В., Пихконен Л.В. Комплекс специальных упражнений для формирования профессионально значимых физических качеств горноспасателей // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 483. С. 175-182. аог 10.17223/15617793/483/20

Original article

doi: 10.17223/15617793/483/20

A set of special exercises for the formation of professionally significant physical qualities of mine rescuers

Yulia A. Dubrovskaya1, Gennady V. Rudenko2, Leonid V. Pikhkonen3

1 2 Saint Petersburg Mining University, Saint Petersburg, Russian Federation 3 PetroRemStroy, LLC, Saint Petersburg, Russian Federation 12,3DubrovskayaY-A@mail.ru

Abstract. The aim of the study is to describe the methodology for applying an adapted set of training exercises for the formation of professionally significant physical qualities of mine rescuers, using standard equipment of sports halls of universities as part of practical classes in physical culture and sports. Based on the analysis of the current standards for the physical training of mine rescuers and the six-year experience of practical training of students in the Mining specialty, the Technological Safety and Mine Rescue focus (profile) from 2013 to 2018, on simulators in paramilitary mine rescue teams, we selected elements of special physical exercises, which, without any difficulties, can be included in the general set of exercises in the disciplines (modules) of physical culture and sports in all courses of study in the above or related specialties. Based on the results of the experiment, we made the following conclusions. The work of mine rescuers is unique in its physical requirements. They must have a high level of fitness in order to perform professional tasks with high quality and intensity over a relatively long period compared to other emergency services. The physical readiness of mine rescuers should include the following professionally significant and specific physical and psychophysical qualities: speed of reaction; coordination and reflex dexterity; flexibility; power static endurance; dynamic indicators of the body; accuracy of movements; muscle strength; motor reaction; overcoming fear of heights, fear of closed space; psychophysical stability and survival in extreme conditions. These qualities must be formed and developed in the process of regular training and special exercises, starting from the first year, as part of the educational process in the disciplines of physical culture and sports, and elective disciplines in physical culture and sports. The effectiveness of the set of special exercises in physical culture and sports for the formation and development of professionally significant skills of mining engineers-rescuers was experimentally proven. Specialized physical training in the sports hall of the university will lay the foundation for the formation of professionally significant qualities of a mine rescuer, form an understanding of the importance of their development, and help to determine the functional reserves of the body for the effective implementation of tasks in extreme situations.

Keywords: physical training, professional training of mine rescuers, physical exercise, mining engineer, mine rescuer

© Дубровская Ю.А., Руденко Г.В., Пихконен Л.В., 2022

For citation: Dubrovskaya, Yu.A., Rudenko, G.V. & Pikhkonen, L.V. (2022) A set of special exercises for the formation of professionally significant physical qualities of mine rescuers. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo univer-siteta - Tomsk State University Journal. 483. рр. 175-182. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/483/20

Введение

Высшие технические образовательные учреждения России, реализующие программы подготовки специалистов для объектов минерально-сырьевого комплекса, в наибольшей степени заинтересованы в скорейшей адаптации выпускников к работе в реальных условиях горных предприятий. Увеличение интенсивности извлечения полезных ископаемых, большие глубины добычи, выделение опасных газов, внезапные изменения горного давления определили необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов по специальности 21.05.04 «Горное дело», направленность (профиль) «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» с иным подходом к обучению по дисциплинам физической культуры и спорта.

В рамках вузовской подготовки по специальности «Горное дело» направленность (профиль) «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» будущим специалистам необходимо дать знания, сформировать умения и навыки для решения комплекса задач в области промышленной безопасности: оказание первой помощи, поиск и спасение людей на объектах ведения горных работ, нормативное регулирование, предупреждение, прогнозирование и минимизация последствий чрезвычайных ситуаций на объектах по добыче (переработке) угля, горючих сланцев, рудных, нерудных, россыпных месторождений полезных ископаемых. Подготовка таких специалистов должна иметь прочный теоретический фундамент -изучение дисциплин в области горного дела, качественная практическая подготовка в условиях учебных комбинатов, и усиление физической подготовленности с целью сформировать профессионально значимые качества будущих горных инженеров-спасателей [1].

Работа горноспасателя, в отличие от подавляющего большинства профессий горно-геологических специальностей, связана с постоянным риском для жизни и здоровья, с работой в экстремальных условиях при ликвидации аварийных и внештатных ситуаций, поэтому к физической подготовленности выпускников предъявляются особые требования. Выпускник направления «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» должен быть готов к физическим и психологическим нагрузкам, связанным с эмоциональной напряженностью при выполнении спасательных работ в условиях, не пригодных для дыхания; для работы в стесненных условиях горизонтальных, наклонных и вертикальных горных выработок, взрывоопасной и пожароопасной окружающей среде; для работы в условиях ограниченной видимости, высоких температур и влажности; в условиях обрушения горной массы; обладать навыками и физическими возможностями эвакуации пострадавших; ведения горноспасательных работ при затоплении выработок во-

дой; оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим [2]. Для выполнения сложных профессиональных задач обучающимся необходима особая физическая подготовка [3]. Мы определили ее как «специализированная физическая подготовка» будущих горных инженеров-спасателей.

Например, деятельность по тушению пожара в результате взрыва в шахте включает в себя напряженную физическую работу, которая выполняется в агрессивной, не пригодной для дыхания среде. Известно, что сочетание физической активности в спецодежде с полной экипировкой для проведения спасательной операции, термическое тепловое напряжение приводят к повышенному физиологическому и психологическому стрессу [4]. В статье используется термин «специализированная физическая подготовка», т. е. подготовка, предполагающая использование специфических, применяемых только при подготовке студентов, обучающихся по направленности «Технологическая безопасность и горноспасательное дело», профессионально направленных физических упражнений.

В вузах задачу физической подготовки решают дисциплины (модуль) физическая культура и спорт. Эта практика неприемлема для обучения специалистов по горно-геологическим специальностям в силу особых требований к физической и психологической подготовке будущих специалистов. Высокая физическая подготовка значительно снижает потребление кислорода на тканевом уровне [5], поэтому требуется введение в курс физической подготовки, начиная с первого года обучения, специализированного комплекса адаптированных специализированных упражнений.

Вопрос о совершенствовании процесса физической подготовки студентов горных специальностей стал активно изучаться с начала 70-х гг. XX в. Основателем этого направления стал H.H. Шабалкин [6]. Его идеи получили развитие в работах В. А. Чистякова, Г.В. Руденко, В.М. Фатькина, Н.Н. Кладкина, В.Н. Богачева [7-10].

Наш опыт подготовки инженеров-горноспасателей показал, что для работы в условиях сложного горного производства на объектах минерально-сырьевого комплекса все физические качества необходимо развивать в комплексе. Следует отметить, что в научной литературе вопросам обоснования внедрения адаптированных упражнений для горноспасателей в образовательный процесс посредством физической культуры и спорта уделено крайне мало внимания. Целью освоения дисциплин (модуля) по физической культуре и спорту является развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление здоровья обучающихся. Традиционный подход к системе физической подготовки не отвечает требованиям производства к будущему специалисту. Необходимы качественные изменения в структуре и содержании программ по физической

культуре и спорту. Для горноспасателей занятия должны быть направлены на развитие и совершенствование всех систем и функций организма с акцентом на тренировку сердечно-сосудистой системы [11], на развитие двигательных умений и навыков; воспитание волевых качеств; на обеспечение работоспособности и готовности к динамической работе, на осознанную потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни.

Среди задач программы физической подготовки необходимо отметить особо значимые, напрямую касающиеся деятельности горноспасателей: формирование навыка ориентировки собственного тела в пространстве; укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной систем; развитие двигательных качеств: быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, мышечная сила; преодоление страха высоты, преодоление страха замкнутого пространства, панических атак, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки. В условиях шахты все операции, применяемые горноспасателями на поверхности, значительно усложняются и приобретают экстремальный характер. Кроме мышечной силы и выносливости, необходимо в рамках физической культуры и спорта развивать умение выдерживать психологические нагрузки, связанные с длительным нахождением спасателя в ограниченном пространстве, отсутствием освещения, наличием загазованности, задымления.

Цель исследования - описать методику применения адаптированного тренировочного комплекса упражнений для формирования профессионально значимых физических качеств горноспасателей, используя стандартное оборудование спортивных залов вузов в рамках практических занятий по физической культуре и спорту.

Методы и организация исследования

На основе анализа действующих нормативов по физической подготовке горноспасателей и шестилетнего опыта практической подготовки студентов по специальности Горное дело направленность (профиль) «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» с 2013 по 2018 г. на тренажерах в военизированных горноспасательных отрядах были выбраны элементы специальных физических упражнений, которые без особых трудностей можно включить в общий комплекс упражнений по дисциплинам (модулям) физической культуры и спорта на всех курсах обучения по вышеуказанной или смежной специальности. Предлагаемые упражнения имитируют некоторые простейшие физические приемы, применяемые при проведении спасательных работ, а также те упражнения, которые включены в тренировки специалистов аварийно-спасательных служб и формирований в учебных комбинатах, на шахтах и полигонах.

Проблемы физической подготовки появились после выезда студентов, завершивших второй курс обучения, на учебную практику в различные военизиро-

ванные горноспасательные подразделения, которые имеют свои учебные центры, оснащенные тренажерами и полигонами для регулярных тренировок действующего штатного состава спасателей, а также для подготовки и переподготовки нового кадрового состава. Несмотря на то, что в течение учебного года обучающиеся полностью выполняли стандартную программу общих физических упражнений, они оказались не готовы к значительным физическим нагрузкам в учебном центре, оборудованном специализированными тренажерами; тренировки были организованы в соответствии с методиками профессиональной подготовки горноспасателей.

Необходимо отметить, что организация тренировочного процесса на учебной базе подразделения военизированной горноспасательной части регламентирована Приказом ФГУП ВГСЧ, обязательным для всех подразделений Российской Федерации, занимающихся подготовкой и переподготовкой респиратор-щиков и руководителей подразделений профессиональных горноспасателей, задействованных на оперативной работе при возникновении чрезвычайных ситуаций [12]. Предписанные упражнения, проводимые на регулярной основе для всего списочного состава горноспасателей, оказались для студентов трудновыполнимыми. Для них была разработана специальная программа тренировок в облегченном варианте, позволяющая адаптировать неподготовленный организм к тяжелым физическим нагрузкам.

Вторая сложность, с которой мы столкнулись, заключалась в отсутствии у практикантов простейших профессиональных навыков, таких как транспортировка пострадавшего, передвижение по тесным выработкам с респиратором за спиной или по-пластунски с респиратором перед собой, работа на блочном динамометре с включенным респиратором в тепловой камере и др.

Тренировки в учебном центре делятся по степени тяжести на три вида: средней тяжести, тяжелые и очень тяжелые. Анализ комплекса таких тренировок показал, что некоторые из упражнений можно и нужно проводить до учебной и производственной практик в спортзале или на спортивной площадке вуза. Мы убедились в процессе эксперимента (период с 2013 по 2018 г.), что адаптированные физические занятия в спортзале с акцентом на выполнение упражнений, развивающих профессионально значимые физические качества будущих горноспасателей, значительно ускоряют и упрощают обучающимся процесс адаптации к тренировкам на специализированных тренажерах и в учебной шахте в рамках учебных и производственных практик. Поэтому в программу по физической культуре и спорту предлагаем ввести специальные упражнения, имитирующие некоторые простейшие физические приемы, применяемые в настоящее время при проведении горноспасательных работ и на тренировках аварийно-спасательных служб.

Рассмотрим тренировочные комплексы упражнений в учебных или обслуживаемых шахтах [12] (табл. 1).

Таблица 1

Перечень типовых тренировочных упражнений для выполнения сотрудниками ВГСЧ в респираторах в учебной шахте и адаптированные упражнения для выполнения обучающимися в медицинских масках или строительных респираторах

Степень тяжести работы Виды работ, в соответствии с Приказом № 912 от 09.12.2020 [12] Имитационные упражнения в спортивном зале вуза

Средней тяжести Ходьба по горизонтальным выработкам Ходьба с рюкзаком весом 12 кг, имитирующим вес респиратора

Спуск и подъем «пострадавшего» по вертикальной выработке с помощью лебедки. Подъем «пострадавшего» на блоке, закрепленном на перекладине

Тяжелая Возведение шлакоблочной или бетонной перемычки. Перетаскивание гантелей и гирь по горизонтали и установка их на скамьи и столы

Транспортировка «пострадавшего» на носилках по вертикальным, горизонтальным и наклонным выработкам Транспортировка «пострадавшего» на носилках по периметру спортзала по горизонтальной поверхности и с препятствиями (маты, барьеры)

Ходьба по наклонным выработкам Ходьба с рюкзаком весом 12 кг, имитирующим вес респиратора, по гимнастическому бревну

Движение по лестничному отделению шурфа Подъем по шведской стенке с рюкзаком весом 12 кг, имитирующим вес респиратора

Переноска груза по горизонтальным и наклонным выработкам Перетаскивание гантелей и гирь по горизонтальной и наклонной лестнице, установленной у шведской стенки

Применение ручной пилы Работа с резиновым жгутом, амортизаторами или эспандерами

Очень тяжелая Передвижение по тесным выработкам с респиратором за спиной Передвижение с рюкзаком весом12 кг, имитирующим вес респиратора, в лабиринтах и «змейке»

Передвижение по тесным выработкам по-пластунски с респиратором перед собой Передвижение в спортзале по-пластунски с рюкзаком весом 12 кг, имитирующим вес респиратора, перед собой под барьерами

Работа на блочном динамометре в тепловой камере Работа с резиновым жгутом, амортизаторами или эспандерами, привязанными к шведской стенке

Содержание имитационных адаптированных упражнений и упражнений в учебной шахте и на полигоне:

1. Ходьба с рюкзаком 12 кг, имитирующим вес респиратора: ходьба по горизонтальным выработкам. На учебной и производственной практиках студенты в учебном центре работают на тренажерах в индивидуальных изолирующих дыхательных аппаратах (респираторах) массой около 12 кг. Для имитационной нагрузки достаточно нагрузить обычный рюкзак (например, песком) и выполнять все необходимые упражнения, указанные в табл. 1, не снимая его. Во время занятий рюкзак, как и респиратор, индивидуально подгоняется под студента. Интенсивность и продолжительность упражнения определяется рабочей программой по дисциплине (модулю) физическая культура и спорт, и рабочей программой по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту.

2. Подъем «пострадавшего» на блоке, закрепленном на перекладине: спуск и подъем «пострадавшего» по вертикальной выработке с помощью лебедки. Это важное базовое упражнение для спасателей можно выполнять в спортзале, закрепив блок на перекладине. Небольшая высота перекладины и маты на полу позволят выполнять упражнения в безопасном режиме.

3. Перетаскивание гантелей и гирь по горизонтали и установка их на скамьи и столы (возведение шлакоблочной или бетонной перемычки). Легко реализуемое в спортзале или на спортивной площадке изометрическое упражнение на развитие силовых способностей для пассивного напряжения мышц для удержания груза на предплечьях и плечах и активного напряжения на перемещение на высоту гантелей и гирь.

4. Транспортировка «пострадавшего» на носилках по периметру спортзала по горизонтальной поверхности и с препятствиями (маты, барьеры). Транспортировка «пострадавшего» на носилках по вертикальным, горизонтальным и наклонным выработкам. Одно из важных упражнений для формирования и развития силовой выносливости спасателей, необходимой в их профессиональной деятельности. Группа из трех человек попеременно выполняет перемещение «пострадавшего» сначала по горизонтальной поверхности, затем через небольшие препятствия - маты, а затем - через барьеры или гимнастическое бревно, имитируя перенос «пострадавшего» через сходни конвейерного ствола, завалы. Упражнение нужно выполнять без носилок и с носилками. Задание можно усложнить перетаскиванием «пострадавшего» на одеяле вдвоем ползком по горизонтальной поверхности, имитируя стесненные условия выработки. На рис. 1 приведены схемы эвакуации пострадавших, которые могут быть включены в содержание имитационных адаптированных упражнений в общем комплексе упражнений по дисциплине физическая культура и спорт в любом спортзале высшего учебного заведения или на прилегающих к вузу спортплощадках.

5. Ходьба с рюкзаком 12 кг, имитирующим вес респиратора, по гимнастическому бревну: ходьба по наклонным выработкам. В комплексе специальных упражнений есть элемент передвижения по подвешенному на цепях брусу со свободным перемещением. В спортзале можно использовать облегченный вариант развития координационных способностей в виде статической и динамической устойчивости передвижения по гимнастическому бревну или по рейке гимнастической скамейки.

Рис.1. Эвакуация пострадавшего без носилок и с носилками по горизонтальным выработкам

6. Подъем по шведской стенке с рюкзаком 12 кг, имитирующим вес респиратора (движение по лестничному отделению шурфа). Силовое упражнение, которое можно выполнять большой группой студентов одновременно, в зависимости от ширины шведской стенки.

7. Перетаскивание гантелей и гирь по горизонтальной и наклонной лестнице, установленной у шведской стенки: перенос груза по горизонтальным и наклонным выработкам. Это упражнение можно совместить с силовой и координационной составляющими. Переносить можно гантели и гири в двух руках, а затем в одной. Наклонная выработка и угол ее наклона имитируются приставлением лестницы с фиксацией на полке шведской стенки.

8. Работа с резиновым жгутом, амортизаторами или эспандерами (применение ручной пилы). Силовое упражнение с внешним сопротивлением упругих предметов. При продолжительном применении упражнение формирует и развивает выносливость. Выполняется одной рукой.

9. Передвижение с рюкзаком 12 кг, имитирующим вес респиратора, в лабиринтах и «змейке» (передвижение по тесным выработкам с респиратором за спиной). Удобно выполнять на спортивных площадках, которые в большинстве своем оборудованы лабиринтами и «змейками» из металлических труб. Здесь можно практиковать развитие скоростно-силовых способностей преодоления лабиринта на время.

10. Передвижение в спортзале по-пластунски с рюкзаком 12 кг, имитирующим вес респиратора, держа рюкзак перед собой. под барьерами (передвижение по тесным выработкам по-пластунски с респиратором перед собой). Одно из основных упражнений в учебной шахте (терренкур). Упражнение физически тяжелое, выполняется как на прямом участке, так и на участке с поворотами. Упражнение формирует мышечную силу, выносливость, ловкость.

11. Работа с резиновым жгутом, амортизаторами или эспандерами, привязанными к шведской стен-

ке (работа на блочном динамометре в тепловой камере). Силовое упражнение с внешним сопротивлением упругих предметов. При многократном повторении развивает выносливость. Выполняется в наклонном положении туловища на сгибание и разгибание вытянутых рук.

После закрепления базовых навыков можно имитировать затрудненность дыхания в изолирующем дыхательном аппарате и выполнять все упражнения в маске или обычном строительном респираторе -данный комплекс упражнений позволяет сформировать специфические навыки, связанные с проведением спасательных операций в подземных условиях в непригодной для дыхания атмосфере в течение ограниченного времени.

Результаты и их обсуждение

Показатели физической подготовленности студентов регулярно оценивались в течение всего периода обучения. Результаты данного теста свидетельствовали о соответствии уровня физической подготовленности обучающихся нормативным требованиям (табл. 2).

Предложенный комплекс упражнений, апробированный с 2013 по 2018 г. в рамках подготовки обучающихся по специальности Горное дело направленность (профиль) «Технологическая безопасность и горноспасательное дело», обеспечил формирование профессионально важных качеств будущих горноспасателей. Контрольные испытания по определению динамики физической подготовленности горноспасателей позволили выявить уровень развития отдельных двигательных качеств и установить эффективность разработанных специальных физических упражнений (табл. 3).

Анализ данных показывает устойчивую динамику роста результатов по всем параметрам, что позволяет судить о целесообразности использования специальных упражнений, упомянутых выше (см. табл. 3, последний столбец).

Таблица 2

Нормативные требования для оценки физической подготовленности обучающихся

№ Тест Мужчины

п/п 5 4 3 2 1

1 Бег 100 м, с / 13,4 13,8 14,2 14,4 14,8

Бег 3000 м, мин, с 12,30 12,55 13,30 13,70 14,20

2 Подтягивание на перекладине, кол-во раз 15 12 9 7 5

3 Сгибание рук в упоре на брусьях, кол-во раз 15 12 9 7 5

4 Прыжок в длину с места, см 250 240 230 223 215

Таблица 3

Результаты I этапа эксперимента

№ п/п Упражнения Ед. изм. Исходные данные Промежуточные Итоговые Величина изменения

1 Бег 100 м / с 14,30 14,10 13,46 0,83

Бег 1000 м мин., с 352,5 338,1 330 22,5

2 Подтягивание на перекладине Кол-во раз 7 12 15 8

3 Сгибание рук в упоре на брусьях Кол-во раз 7 12 15 8

4 Прыжок в длину с места см 233 244 251 18

В этой статье мы проанализировали результаты годичного цикла занятий, которые показали хорошую динамику роста силовой подготовленности обучающихся. Виден заметный рост физических показателей даже по результатам трех контрольных упражнений: подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре на брусьях, прыжок в длину с места.

1. Значительные улучшения результатов в подтягивании на перекладине позволяют судить о целесообразности использования специальных упражнений горноспасателя для развития силовой выносливости. Разница исходных и итоговых данных существенна и объясняется применением в значительном объеме упражнений с отягощениями - ходьба с рюкзаком 12 кг, имитирующим вес респиратора; работа с резиновым жгутом, амортизаторами или эспандерами, привязанными к шведской стенке; подъем по шведской стенке с рюкзаком 12 кг, имитирующим вес респиратора.

2. Динамика роста результатов в сгибании рук в упоре на брусьях объясняется целенаправленной тренировкой с использованием упражнений с отягощениями и гимнастическими снарядами для развития силы рук: перетаскивание гантелей и гирь по горизонтали и установка их на скамьи и столы.

3. Существенный прирост результата в прыжке в длину с места свидетельствует о положительном влиянии силовых упражнений, направленных на развитие силы мышц ног: подъем по шведской стенке с рюкзаком 12 кг, имитирующим вес респиратора; ходьба с рюкзаком 12 кг, имитирующим вес респиратора, по гимнастическому бревну: ходьба по наклонным выработкам.

Заключение

Для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объек-

тах минерально-сырьевого комплекса обучающимся необходим качественно иной уровень физической подготовки. Работа с группами профессиональных спасателей за пределами предприятий горнодобывающей промышленности (альпинисты, пожарные) показала, что на поведение людей и принятие ими решений влияет их предыдущий опыт и специальная подготовка. Поэтому считаем крайне важным приобретение устойчивых навыков и практических умений в рамках вышеописанных упражнений, которые позволят довести приемы и способы работы горноспасателя до автоматизма, на подсознательном уровне, и обеспечат возможность применить эти навыки в для спасения людей и выполнения аварийно-спасательных работ экстремальных условиях [13].

В статье мы описали адаптированный тренировочный комплекс упражнений, необходимый для формирования профессионально значимых физических качеств горноспасателей, а также методику проведения занятий по физической культуре и спорту. По результатам эксперимента можно сделать следующие выводы: представленная информация о результатах физической подготовленности студентов является достоверной, надежной, объективной: выборка носит репрезентативный характер.

Горноспасатели должны иметь высокий уровень физической подготовки, чтобы выполнять профессиональные задачи качественно, с высокой интенсивностью в течение относительно длительного периода. Физическая подготовленность специалистов данной службы должна включать следующие профессионально значимые и специфические физические и психофизические качества [14]: быстрота реакции; координационная и рефлекторная ловкость; гибкость; силовая статическая выносливость; динамические показатели организма; точность движений; мышечная сила; двигательная реакция; преодоление страха высоты, боязни замкнутого пространства; психофизиче-

ская устойчивость и выживаемость в экстремальных условиях. Эти качества необходимо формировать и развивать в процессе регулярных тренировок, выполняя специальные упражнения, начиная с первого курса, в рамках образовательного процесса по дисциплинам физическая культура и спорт, и элективные дисциплины по физической культуре и спорту.

При незначительной корректировке программы без дополнительных финансовых затрат можно развить необходимые профессиональные качества. Физическая подготовленность студентов вузов, реализующих специальность Горное дело направленность (профиль) «Технологическая безопасность и горноспасательное дело», на сегодняшний день свидетельствует о низком уровне организации и не отвечает требованиям производства. Существует настоятельная необходимость в пристальном внимании к вопросу специализированной физической подготовки будущих горноспасателей как со стороны вуза, так и

со стороны предприятий минерально-сырьевого комплекса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы экспериментально доказали эффективность комплекса специальных упражнений по физической культуре и спорту для формирования и развития профессионально значимых навыков горных инженеров-спасателей. Внедрение таких физических упражнений с первого курса обучения позволит решить важную образовательную и практическую задачу - подготовить студентов к занятиям в учебной шахте, на тренажерах и полигонах, обеспечить максимально быструю адаптивность к физически тяжелым тренировкам на учебной и производственной практиках. Специализированная физическая подготовка в спортивном зале вуза позволит заложить основу формирования профессионально значимых качеств горноспасателя, определить функциональные резервы организма занимающихся для эффективного выполнения поставленных задач в условиях экстремальных ситуаций.

Список источников

1. Гладков Ю.А., Крохалев Б.Г. Горноспасательное дело в шахтах и рудниках. М. : ПолиМЕдиа, 2002. 236 с.

2. Орлов Н.В., Судиловский М.Н. Пособие по горноспасательному делу. М. : Недра, 1976.

3. Методическое пособие по физической подготовке личного состава военизированных горноспасательных частей. Тула, 1966. 78 с.

4. Helsloot I., Ruitenberg A. Citizen response to disasters: a survey of literature and some practical implications // Journal of Contingencies and Crisis

Management. 2004. P. 111-113.

5. Mackenzie-Wood P., Baafi E., Aziz N., Tague I., Sun Y. Deployment of self-contained self rescuers in coal mines, in Aziz, N (ed) // Coal Opera-

tors' Conference. University of Wollongong & the Australasian Institute of Mining and Metallurgy. 1998. P. 690-700.

6. Шабалкин Н.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов горных вузов. М., 1971. 80 с.

7. Руденко Г.В., Чистяков В.А. Модельные характеристики психофизической подготовленности выпускника-горноспасателя // Учёные

записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 4 (86). С. 110-113.

8. Фатькин В.М. Обоснование показателей профессионально прикладной физической подготовки студентов-горняков и методика оценки их

состояния в процессе трудовой деятельности // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2008. № 56. С. 241-254.

9. Кладкин Н.Н., Сентизова М.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов-геологов путем организации досуга в

период учебно-полевой практики // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы : материалы Х Междунар. межуниверситетской науч.-метод. конф., посвящ. 75-летию кафедры физического воспитания и спорта МГУ. М. : Изд-во МГУ, 2008. С. 407-408.

10. Богачев В.Н. Физические упражнения как средство контроля состояния готовности горноспасателя к выполнению профессиональной-деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб. : СПбГГУ им. Г.В. Плеханова, 2001. 22 с.

11. Callender N., Ellerton J., MacDonald J.H. Physiological demands of mountain rescue // Emergency Medicine Journal. 2011. Vol. 29 (9). P.753-757. D0I:10.1136/emermed-2011-200485

12. Приказ МЧС России № 912 от 09.12.2020 «О Порядке организации и проведения систематической профессиональной подготовки ре-спираторщиков и командиров ФГУП «ВГСЧ» к выполнению горноспасательных работ» // ФГУП «Военизированная горноспасательная часть». URL: https://vgsch.organizations.mchs.gov.ru/dokumenty/5107

13. Kowalski-Trakofler K., Vaught C., Brnich M.J. Expectations Training for Miners Using Self-Contained Self-Rescuers in Escapes from Underground Coal Mines // Journal of Occupational and Environmental Hygiene. 2008. Vol. 5 (10). P. 671-677.

14. Болотин А.Э., Васильева В.С. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 6. C. 29-32.

References

1. Gladkov, Yu.A. & Krokhalev, B.G. (2002) Gornospasatel'noe delo v shakhtakh i rudnikakh [Mine rescue work in mines]. Moscow: PoliMEdia.

2. Orlov, N.V. & Sudilovskiy, M.N. (1976) Posobiepo gornospasatel'nomu delu [Mining rescue manual]. Moscow: Nedra.

3. Anon. (1966) Metodicheskoe posobie po fizicheskoy podgotovke lichnogo sostava voenizirovannykh gornospasatel'nykh chastey [Methodological

manual for the physical training of personnel of paramilitary mine rescue units]. Tula: [s.n.].

4. Helsloot, I. & Ruitenberg, A. (2004) Citizen response to disasters: a survey of literature and some practical implications. Journal of Contingencies

and Crisis Management. 12. pp. 98--111. DOI: 10.1111/j.0966-0879.2004.00440.x

5. Mackenzie-Wood, P., Baafi, E., Aziz, N., Tague, I. & Sun, Y. (1998) Deployment of self-contained self rescuers in coal mines. Coal Operators'

Conference. University of Wollongong & the Australasian Institute of Mining and Metallurgy. pp. 690-700.

6. Shabalkin, N.N. (1971) Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka studentov gornykh vuzov: uchebno-metod. posobie [Professional

applied physical training of students of mining universities: textbook]. Moscow: [s.n.].

7. Rudenko, G.V. & Chistyakov, V.A. (2012) Model'nye kharakteristiki psikhofizicheskoy podgotovlennosti vypusknika-gornospasatelya [Model

characteristics of psychophysical readiness of a graduate mine rescuer]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 4 (86). pp. 110-113.

8. Fat'kin, V.M. (2008) Obosnovanie pokazateley professional'no prikladnoy fizicheskoy podgotovki studentov-gornyakov i metodika otsenki ikh

sostoyaniya v protsesse trudovoy deyatel'nosti [Substantiation of indicators of professional applied physical training of students-miners and methods of assessing their condition in work]. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 56. pp. 241-254.

9. Kladkin, N.N. & Sentizova, M.I. (2008) [Professional applied physical training of students-geologists by organizing leisure during field practice].

Organizatsiya i metodika uchebnogo protsessa, fizkul'turno-ozdorovitel'noy i sportivnoy raboty [Organization and methodology of the

educational process, physical culture and health and sports work]. Proceedings of the X International Conference. Moscow: Moscow State University. pp. 407-408. (In Russian).

10. Bogachev, V.N. (2001) Fizicheskie uprazhneniya kak sredstvo kontrolya sostoyaniya gotovnosti gornospasatelya k vypolneniyu professional'noydeyatel'nosti [Physical exercises as a means of monitoring the readiness of a mine rescuer to perform professional activities]. Abstract of Pedagogics Cand. Diss. Saint Petersburg.

11. Callender, N., Ellerton, J. & MacDonald, J.H. (2011) Physiological demands of mountain rescue. Emergency Medicine Journal. 29 (9). pp. 753757. DOI: 10.1136/emermed-2011-200485

12. Voenizirovannaya gornospasatel'naya chast' [Militarized Mine Rescue Unit]. (2020) Prikaz MChS Rossii № 912 ot 09.12.2020 "O Poryadke organizatsii i provedeniya sistematicheskoy professional'noy podgotovki respiratorshchikov i komandirov FGUP "VGSCh" k vypolneniyu gornospasatel'nykh rabot" [Order of the Ministry of Emergency Situations of Russia No. 912 of 09.12.2020 "On the procedure for organizing and conducting systematic professional training of trained rescuers and commanders of the Federal State Unitary Enterprise "Militarized Mine Rescue Unit" for the performance of mine rescue operations"]. [Online] Available from: https://vgsch.organi-zations.mchs.gov.ru/dokumenty/5107

13. Kowalski-Trakofler, K., Vaught, C. & Brnich, M.J. (2008) Expectations Training for Miners Using Self-Contained Self-Rescuers in Escapes from Underground Coal Mines. Journal of Occupational and Environmental Hygiene. 5 (10). pp. 671-677.

14. Bolotin, A.E. & Vasil'eva, V.S. (2013) Trebovaniya, pred"yavlyaemye k professional'noy podgotovlennosti spetsialistov po zashchite v chrezvychaynykh situatsiyakh [Requirements for the professional readiness of specialists in protection in emergency situations]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 6. pp. 29-32.

Информация об авторах:

Дубровская Ю.А - канд. пед. наук, начальник отдела лицензирования, аккредитации и контроля качества образования Санкт-Петербургского горного университета (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: DubrovskayaY-A@mail.ru Руденко Г. В. - д-р пед. наук, зав. кафедрой физического воспитания Санкт-Петербургского горного университета (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: DubrovskayaY-A@mail.ru

Пихконен Л.В. - канд. техн. наук, горный инженер ООО «ПетроРемСтрой» (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: Du-brovskayaY-A@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:

Yu. A. Dubrovskaya, Cand. Sci. (Pedagogics), head of the Department of Licensing, Accreditation and Quality Control of Education, Saint Petersburg Mining University (Saint Petersburg, Russian Federation). E-mail: DubrovskayaY-A@mail.ru G.V. Rudenko, Dr. Sci. (Pedagogics), head of the Department Saint Petersburg Mining University (Saint Petersburg, Russian Federation). E-mail: DubrovskayaY-A@mail.ru

L.V. Pikhkonen, Cand. Sci. (Engineering), mining engineer, PetroRemStroy, LLC (Saint Petersburg, Russian Federation). E-mail: DubrovskayaY-A@mail.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 19.04.2022; одобрена после рецензирования 15.10.2022; принята к публикации 28.10.2022.

The article was submitted 19.04.2022; approved after reviewing 15.10.2022; accepted for publication 28.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.