Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ГОРНОСПАСАТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ГОРНОСПАСАТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГОРНОСПАСАТЕЛЕЙ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР / ГОРНОСПАСАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровская Ю.А., Руденко Г.В., Изотов Е.А.

Цель исследования - обосновать использование комплекса специальных упражнений по дисциплине «Физическая культура» для формирования и развития начальных профессиональных навыков горных инженеров-спасателей. Методика и организация исследования. На основании анализа действующих нормативов по физической подготовке спасателей и опыта практической подготовки студентов на тренажерах в военизированных горноспасательных отрядах (с 2013 по 2018 гг.) были отобраны специальные физические упражнения, которые включены в общий комплекс упражнений по дисциплине «Физическая культура» на всех курсах обучения по данной специальности. Упражнения имитируют некоторые простейшие физические приемы, включенные в тренировки специалистов аварийно-спасательных служб и формирований в учебных комбинатах, на шахтах и полигонах. Результаты исследования и выводы. Элементы специализированной физической подготовки при обучении студентов по специальности 21.05.04 «Горное дело» по направлению «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» рекомендуется включать с первого курса в программы занятий по физической культуре упражнения с небольшой корректировкой рабочей программы. Это позволит решить важную образовательную и практическую задачу - адаптировать студентов горноспасательного профиля к занятиям в учебной шахте, на тренажерах и полигонах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубровская Ю.А., Руденко Г.В., Изотов Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION MEANS TO BUILD KEY SKILLS OF MOUNTAIN RESCUE

Objective of the study was to analyze benefit of a new mountain rescuing skills training model complementary to physical education service at mining university. Methods and structure of the study. We analyzed the valid mountain rescuing training systems and mountain rescuing fitness standards and practical training experiences with application of simulators for paramilitary mountain rescue teams (2013 to 2018) to select the most beneficial special training exercises applicable in the regular physical education classes at mining university irrespective of specialties. The exercises were designed to train the basic physical techniques from the training systems of the mountain rescuing and emergency services at training centers in mines and landfills. Results and conclusion. We recommend the mountain rescuing basics training model as complementary to the physical education curricula for students majoring in the Technological Safety and Mine Rescue under 21.05.04 Mining Engineering specialty since the first academic year, with necessary adaptation of the physical education curricula. The mountain rescuing basics training model will efficiently train students for potential emergency situations in their service in mines.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ГОРНОСПАСАТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

консультации

ФQРМИРQBAНИE ПРQФECCИQНAЛЬНQ ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ГGРНGCПACAТEЛEЙ CРEДCТBAМИ ФИЗИЧECКGЙ КУЛЬТУРЫ

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 25.01.2022 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Ю.А. Дубровская1 Доктор педагогических наук, профессор Г.В. Руденко1 Кандидат психологических наук, доцент Е.А. Изотов1

1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

PHYSiCAL EDUCATION MEANS ТО BUiLD KEY SKiLLS OF MOUNTAiN RESCUE

PhD, Associate Professor Y.A. Dubrovskaya1 Dr. Hab., Professor G.V. Rudenko1 PhD, Associate Professor E.A. Izotov1

1 St. Petersburg Mining University, St. Petersburg

Информация для связи с автором: gena391@mail.ru

Аннотация Abstract

Цель исследования - обосновать использование комплекса специальных упражнений по дисциплине «Физическая культура» для формирования и развития начальных профессиональных навыков горных инженеров-спасателей.

Методика и организация исследования. На основании анализа действующих нормативов по физической подготовке спасателей и опыта практической подготовки студентов на тренажерах в военизированных горноспасательных отрядах (с 2013 по 2018 гг.) были отобраны специальные физические упражнения, которые включены в общий комплекс упражнений по дисциплине «Физическая культура» на всех курсах обучения по данной специальности. Упражнения имитируют некоторые простейшие физические приемы, включенные в тренировки специалистов аварийно-спасательных служб и формирований в учебных комбинатах, на шахтах и полигонах. Результаты исследования и выводы. Элементы специализированной физической подготовки при обучении студентов по специальности 21.05.04 «Горное дело» по направлению «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» рекомендуется включать с первого курса в программы занятий по физической культуре упражнения с небольшой корректировкой рабочей программы. Это позволит решить важную образовательную и практическую задачу - адаптировать студентов горноспасательного профиля к занятиям в учебной шахте, на тренажерах и полигонах.

Ключевые слова: специализированная физическая подготовка, профессиональная подготовка горноспасателей, физические упражнения, горный инженер, горноспасатель.

Objective of the study was to analyze benefit of a new mountain rescuing skills training model complementary to physical education service at mining university. Methods and structure of the study. We analyzed the valid mountain rescuing training systems and mountain rescuing fitness standards and practical training experiences with application of simulators for paramilitary mountain rescue teams (2013 to 2018) to select the most beneficial special training exercises applicable in the regular physical education classes at mining university irrespective of specialties. The exercises were designed to train the basic physical techniques from the training systems of the mountain rescuing and emergency services at training centers in mines and landfills.

Results and conclusion. We recommend the mountain rescuing basics training model as complementary to the physical education curricula for students majoring in the Technological Safety and Mine Rescue under 21.05.04 Mining Engineering specialty since the first academic year, with necessary adaptation of the physical education curricula. The mountain rescuing basics training model will efficiently train students for potential emergency situations in their service in mines.

Keywords: special physical training, mountain rescuing skills training model, physical exercises, mining engineer, mine-rescuer.

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. Деятельность горноспасателей связана с работой в экстремальных условиях при ликвидации аварийных и внештатных ситуаций. Эффективность спасательных операций во многом зависит от физической и психологической подготовленности горноспасателей.

В этой связи при обучении студентов данной специальности необходимо учесть особые требования к уровню физической подготовленности, которые должны предусматривать предстоящие в будущей профессиональной деятельности физические и психологические нагрузки.

Цель исследования - научно обосновать использование комплекса специальных упражнений по дисциплине «Физическая культура» для формирования и развития начальных профессиональных навыков горных инженеров-спасателей.

Методика и организация исследования. На основании анализа действующих нормативов по физической подготов-

ке спасателей и опыта практической подготовки студентов на тренажерах в военизированных горноспасательных отрядах (с 2013 по 2018 гг.) были отобраны специальные физические упражнения, которые включены в общий комплекс упражнений по дисциплине «Физическая культура» на всех курсах обучения по данной специальности. Упражнения имитируют некоторые простейшие физические приемы, включенные в тренировки специалистов аварийно-спасательных служб и формирований в учебных комбинатах, на шахтах и полигонах.

После окончания второго курса студенты проходили учебную практику в военизированных горноспасательных подразделениях, которые имеют учебные центры, оснащенные тренажерами и полигонами для регулярных тренировок действующего штатного состава спасателей, а также для подготовки и переподготовки нового кадрового состава.

82

http://www.teoriya.ru

№3^ 2022 Март | March

консультации

Комплекс упражнений для горноспасателей в спортивном зале

Степень тяжести работы Виды работ, в соответствии с приказом №912 от 09.12.2020 [1] Имитационные упражнения в спортивном зале

Средней тяжести* Ходьба по горизонтальным выработкам Ходьба с рюкзаком 12 кг, имитирующим вес респиратора

Спуск и подъем «пострадавшего» по вертикальной выработке с помощью лебедки Подъем «пострадавшего» на блоке, закрепленном на перекладине

Тяжелая* Возведение шлакоблочной или бетонной перемычки Перетаскивание гантелей и гирь по горизонтали и установка их на скамьи и столы

Транспортировка «пострадавшего» на носилках по вертикальным, горизонтальным и наклонным выработкам Транспортировка «пострадавшего» на носилках по периметру спортзала по горизонтальной поверхности и с препятствиями (маты,барьеры)

Ходьба по наклонным выработкам Ходьба с рюкзаком 12 кг, имитирующим вес респиратора по гимнастическому бревну

Движение по лестничному отделению шурфа Подъем по гимнастической стенке с рюкзаком 12 кг, имитирующим вес респиратора

Переноска груза по горизонтальным и наклонным выработкам Перетаскивание гантелей и гирь по горизонтальной и наклонной лестнице, установленной у гимнастической стенки

Применение ручной пилы Работа с резиновым жгутом, амортизаторами или экспандерами

Очень тяжелая* Передвижение по тесным выработкам с респиратором за спиной Передвижение с рюкзаком 12 кг, имитирующим вес респиратора, в лабиринтах и «змейке»

Передвижение по тесным выработкам по-пластунски с респиратором перед собой Передвижение в спортзале по-пластунски с рюкзаком 12 кг, имитирующим вес респиратора, перед собой под барьерами

Работа на блочном динамометре в тепловой камере Работа с резиновым жгутом, амортизаторами или экспандерами, привязанными к гимнастической стенке

* Для формирования навыка дыхания в затрудненных условиях все виды упражнений необходимо выполнять в медицинских масках или строительных респираторах.

Организация тренировочного процесса на учебной базе подразделения военизированной горноспасательной части регламентирована Приказом ФГУП ВГСЧ [4]. Предписанные упражнения, проводимые на регулярной основе для всего списочного состава горноспасателей, оказались для обучающихся трудновыполнимыми в полном объеме вследствие их продолжительности, превышающей сроки проведения практики. Поэтому для студентов была разработана специальная программа тренировок, позволяющая адаптировать организм к требуемым физическим нагрузкам.

Вторая сложность заключалась в отсутствии у практикантов простейших профессиональных навыков, таких как транспортировка пострадавшего, передвижение по тесным выработкам с респиратором за спиной или по-пластунски с респиратором перед собой, работа на блочном динамометре.

Тренировки в учебном центре делятся по степени тяжести работ на три категории: средней тяжести, тяжелые и очень тяжелые. Анализ комплекса таких тренировок показал, что некоторые упражнения можно проводить перед практикой в спортивном зале или на спортивной площадке вуза.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты педагогического эксперимента (2013-2018 гг.) показали, что адаптированные физические занятия в спортзале с акцентом на выполнение упражнений, развивающих профессионально значимые физические качества будущих горноспасателей, значительно ускоряют и упрощают процесс адаптации к тренировкам на специализированных тренажерах и в учебной шахте (см. таблицу).

Для подготовки горных инженеров рекомендуется усилить и спортивную подготовку по видам спорта. Безусловно, многие физические качества, необходимые в профессиональной деятельности горноспасателя, развиваются в процессе занятий спортом, но спортивный подход решает проблему профессиональной подготовке лишь частично [1-3].

Выводы. Специальные упражнения являются частью когнитивно-прагматического подхода, в результате чего используется имитационная модель физического обучения, которая необходима студентам в дальнейшем при прохождении учебных и производственных практик, включающих

тренировки на тренажерах учебного комбината, профессиональной подготовки и переподготовки горных специалистов.

Литература

1. Костромин О.В., Зайцев А.В., Бобров И.В. Организационно-педагогическое управление спортизацией физического воспитания студентов в процессе реализации элективных дисциплин по физической культуре и спорту // Теория и практика физ. культуры. 2019. № 4. С. 31-33.

2. Костромин О.В., Новицкий Я.И., Яковлев С.А. Структура организационно-педагогического управления процессом спортизации в техническом вузе // Теория и практика физ. культуры. 2021. № 4. С. 31-33.

3. Пономарев Г.Н., Куванов В.А., Селюкин Д.Б. Физическая культура в высшем образовании - важная составляющая подготовки будущих специалистов // Теория и практика физ. культуры. 2019. № 3. С. 12-14.

4. Приказ МЧС России № 912 от 09.12.2020 «О Порядке организации и проведения систематической профессиональной подготовки респираторщиков и командиров ФГУП «ВГСЧ» к выполнению горноспасательных работ». Режим доступа: https://vgsch. organizations.mchs.gov.ru/dokumenty/5107.

References

1. Kostromin O.V., Zaitsev A.V., Bobrov I.V. Organizatsionno peda-gogicheskoe upravlenie sportizatsiey fizicheskogo vospitani-ya studentov v protsesse realizatsiya elektivnykh distsiplin po fizicheskoy kulture i sportu [Educational and managerial provisions for sportizated physical education in academic elective physical education and sport services]. Teoriya i praktika fiz. kul-tury. 2019. no. 4. pp. 31-33.

2. Kostromin O.V., Novitskiy Y.I., Yakovlev S.A. Struktura organizatsi-onno-pedagogicheskogo upravleniya protsessom sportizatsii v tekh-nicheskom vuze [Pedagogical management structure in terms of sportization of physical education at technical universities]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021. No. 4. S. 31-33.

3. Ponomarev G.N., Kuvanov V.A., Selyukin D.B. Fizicheskaya kultura v vysshem obrazovanii - vazhnaya sostavlyayuschaya podgotovki budushchikh spetsialistov [Role of academic physical education in higher education system]. Teoriya i praktika fiz. kulturyi. 2019. No. 3. pp. 12-14.

4. Prikaz MChS Rossii # 912 ot 09.12.2020 «O Poryadke organizatsii i provedeniya sistematicheskoy professionalnoy podgotovki respi-ratorshchikov i komandirov FGUP «VGSCh» k vypolneniyu gorno-spasatelnyih rabot» [Order of the Ministry of Emergency Situations of Russia No. 912 dated December 9, 2020 "On the Procedure for Organizing and Conducting Systematic Training of Rescue Men and Commanders of the Federal State Unitary Enterprise "Mine Rescue Brigade" for Mine Rescue Operations".]. Available at: https://vgsch. organizations.mchs.gov.ru/dokumenty/5107.

№3 • 2022 Март | March

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.