Научная статья на тему 'Спеши помочь ты всем, кто рядом'

Спеши помочь ты всем, кто рядом Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оказание специальных социальных услуг / социально-педагогические услуги / услугополучатели / специалисты / особые потребности / ограниченные возможности / provision of special social services / socio-pedagogical services / service recipients / specialists / special needs / disabilities арнаулы әлеуметтік қызметтер көрсету / әлеуметтік-педагогикалық қызметтер / қызмет алушылар / мамандар / ерекше қажеттіліктер / шектеулі мүмкіндіктер.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Коваленко Н.Е., Вольская В.Н.

В статье говорится об опыте работы учителей-дефектологов центра оказания специальных социальных услуг. Определены основные направления работы по оказанию социально-педагогических услуг. Затронуты актуальные вопросы, которые волнуют услугополучателей и то, как специалисты ищут ответы на них. Аналитический подход к данному вопросу, по мнению авторов, обеспечит повышение результативности работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Коваленко Н.Е., Вольская В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Be in a hurry to help those who are near you Жаныңдағылардың бәріне көмектесуге асық

The article considers the experience of disability specialists of the center for the provision of special social services. It specifies the main directions of work on the provision of social and pedagogical services. The article touches upon highly relevant issues that concern service recipients, as well as the methods specialists employ to address them. According to the authors, an analytical approach to this issue will increase the effectiveness of the work. Мақалада арнаулы әлеуметтік қызмет көрсету орталығының дефектолог-мұғалімдерінің жұмыс тәжірибесі туралы айтылады. Әлеуметтік-педагогикалық қызмет көрсету бойынша жұмыстың негізгі бағыттары анықталды. Қызмет алушыларды толғандыратын өзекті мәселелер және мамандардың оларға қалай жауап іздейтіні қозғалды. Авторлардың пікірінше, осы мәселеге аналитикалық көзқарас жұмыстың тиімділігін арттырады.

Текст научной работы на тему «Спеши помочь ты всем, кто рядом»



УДК 37:36 ГРНТИ 14.43.43

СПЕШИ ПОМОЧЬ ТЫ ВСЕМ, КТО РЯДОМ...

Андатпа

Мацалада арнаулы элеуметпк цыз-мет керсету орталыгынын, дефекто-лог-м¥Fалiмдерiнщ ж^мыс тэжiрибесi туралы айтылады. Элеуметик-педагоги-кальщ цызмет керсету бойынша ж^мыс-тын, непзп багыттары аныцталды. ^ыз-мет алушыларды толгандыратын езект мэселелер жэне мамандардыц оларга цалай жауап iздейтiнi цозгалды. Автор-лардын, пiкiрiнше, осы мэселеге анали-тикалыц кезцарас ж^мыстын, тшмдшшн арттырады.

Аннотация В статье говорится об опыте работы учителей-дефектологов центра оказания специальных социальных услуг. Определены основные направления работы по оказанию социально-педагогических услуг. Затронуты актуальные вопросы, которые волнуют услугополучателей и то, как специалисты ищут ответы на них. Аналитический подход к данному вопросу, по мнению авторов, обеспечит повышение результативности работы.

Annotation The article considers the experience of disability specialists of the center for the provision of special social services. It specifies the main directions of work on the provision of social and pedagogical services. The article touches upon highly relevant issues that concern service recipients, as well as the methods specialists employ to address them. According to the authors, an analytical approach to this issue will increase the effectiveness of the work.

Коваленко Н.Е.,

учитель-дефектолог, Костанайский центр оказания специальных социальных услуг, г.Костанай.

Вольская В.Н.,

учитель-дефектолог, Костанайский центр оказания специальных социальных услуг, г.Костанай

Нег1зг1 свздер: арнаулы элеуметтж цызметтер кврсету, элеуметтж-педаго-гикалыц цызметтер, цызмет алушылар, мамандар, ерекше цажеттшктер, шек-теул1 мYмкiндiктер.

Ключевые слова: оказание специальных социальных услуг, социально-педагогические услуги, услугополучатели, специалис- ^

ты, особые потребности, ограниченные ®

возможности. m

о

ГО

Keywords: provision of special social ^ services, socio-pedagogical services, ser- о vice recipients, specialists, special needs, §

disabilities. о

§

ш E-

*

5

X

<

т о

со

£ рр

О *

5 и О

ч о

X

X И н

X *

X СР

о

И Н

В Костанайском центре оказания специальных социальных услуг получают услуги люди с особыми потребностями. Оказанием специальных социально-педагогических услуг в центре занимается учитель-дефектолог. Он выстраивает свою работу по направлениям: обучение основам социально-бытовой ориентации и ручной умелости, оказание услуг по формированию навыков самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю.

Как сделать так, чтобы ощутить себя значимым? Как вести себя, чтобы быть услышанным? Что нужно, чтобы с твоим мнением считались? Эти и многие другие вопросы волнуют услугополучателей. Ответить на них мы пытаемся вместе, специалисты центра и услугополучатели.

На занятия к дефектологу готовы идти молодые, любознательные люди, которые расширяют и «открывают для себя» свои возможности. За последний год отмечается увеличение услугополучателей за счёт дополнительного охвата (по личному желанию). Это говорит о повышении интереса услугополучателей и, соответственно, потребности в данных услугах.

Сравнительный охват услугополучателей специальными социально-педагогическими услугами за 2020-2021 годы

п%

1?%

кг: 8% к

8% V Я

б* V

_ „____

4* I / ж щ ж ш ~ Я

2%

О%

?о;оюд

РОЛ 1 од

Диаграмма 1.

Возрастной состав услугополучателей-представлен следующим образом.

Диаграмма 2.

Услугополучатели условно подразделены на группы по уровню развития социально-педагогических навыков, социализации и познавательной деятельности. Первую группу составили услугополучатели с крайне низким уровнем социально-педагогических навыков, социализации и познавательной деятельности.Вторая группа представлена услугополучателями с низким уровнем развития социально-педагогических навыков, социализации и познавательной деятельности. В третьей группе - услугополучатели с умеренным уровнем развития социально-педагогических навыков, социализации и познавательной деятельности. Исходя из условной классификации, графически получаем следующую картину.

Диаграмма 3.

Основными формами работы дефекто-логов определены групповые и индиви-

дуальные занятия, консультирование.

Групповая форма работы создаёт предпосылки для развития коммуникативных умений, умений работать в группе, находить общий язык подопечных друг с другом, взаимодействовать и быть понятыми, построению и умению вести диалог, описанию событий, эмоциональной окраске беседы. Индивидуальная форма работы позволяет максимально учитывать особенности каждого подопечного, видеть лишь ему присущие специфические проблемы развития.

В проведении занятий дефекто-логов практикуется использование информационно-коммуникационных технологий. Их использование усиливает положительную мотивацию, активизирует познавательную деятельность, помогает преодолеть трудности, позволяет вести занятие в зоне ближайшего развития каждого услугопо-лучателя.

При рассмотрении результатов работы мы можем говорить об определённых достижениях, которые представлены в Диаграмме 4 в том или ином способе действия услугополучателя по степени самостоятельности.

График развития социально-педагогических навыков по степени

и элементарных ручных навыков или их элементов с помощью дефектологов возрос, но при этом произошло снижение показателей выполнения работы: по образцу, по алгоритму и самостоятельно. Это объясняется тем, что состав услугополуча-телей специальных социально-педагогических услуг в 2021 году был обновлён и дополнен.

100%

самостоятельности

55%

21% 9% 15%

0% т

х>

у

С?

Диаграмма 4.

Диаграмма 5.

Занятия по оказанию специальных социальных услуг включают в себя работу над пониманием природных явлений, погодных изменений, связи погоды с изменениями в жизни человека, зависимости выбора одежды от погодных условий.

Услугополучатель Д., 28 лет, очень радовался летнему теплу и солнцу.

К наступлению осени он отнёсся как к временной летней прохладе. Адекватно реагировал на предложенную сотрудниками центра тёплую одежду, принял помощь при одевании на прогулку. С инте-Ряд1 ресом участвовал в беседе с дефек-тологом о летних и осенних изменениях, происходящих в природе, но агрессивно реагировал на разговоры о приближении зимы и не хотел мириться с тем, что «завтра нельзя будет гулять в шортах и футболке». Утверждение услугополучателя Д. о том, что «зимы не

Если сравнить данные за два года, то видно, что показатель реализации навыков личной гигиены, самообслуживания будет», становилось его требованием и

с*

X

X

<

ш о

го

ш О с*

X

1-4

о ч о

X

X м н

X

С*

X с^

о м н

ü

s

X

<с m о

го £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

W

О *

S

1-4

о

4 о

X X ш Е-

5 *

S

рц

о

ш Е-

приобретало оттенок агрессии, если эта тема разговора не получала поддержки. Причинно-следственные связи, анализ происходящих событий и явлений способен выстроить логическую цепочку сезонных изменений и поведения человека в разное время года. Именно этим пришлось заниматься дефектологу на протяжении длительного времени, чтобы услугополучатель сумел принять хорошо знакомые ему признаки зимы и перенести их из собственного опыта на сегодняшний день, принять их как данность. Для этого пришлось вспомнить зимние детские забавы, новогодние праздники, опыт жизни услугополучателя, приятные прошлые воспоминания и признаки приближения зимы, которые услугополуча-тель «узнавал» ежедневно, соотносил с прошлым и затем постепенно принимал.

Социально-педагогические услуги излечивают душу, учат услугополучателей жить с теми трудностями и проблемами, которые у него есть, принимая свою тяжёлую, непростую «ношу», адаптируясь к ней.

Дефектолог не может устранить недуг. Он может научить жить с этим недугом, показать пути достижения цели в обход имеющегося недуга.

Услугополучателю А. 24 года. Она хочет радовать окружающих. Но снижение слуха, отсутствие опыта ношения слухового аппарата и звонкий крикливый голос, который она не может контролировать, закрепили за А. славу «скандалистки». Учим девушку самоконтролю за собственным голосом, развиваем навыки общения с окружающими. При этом важно актуализировать не только вербальные средства, огромное значение имеют и невербальные коммуникации. Они должны быть верно выбраны и применены в каждой конкретной ситуации. В ходе совместной с дефектологом

работы над аппликацией из природного материала учимся контактировать, задавать вопросы, выражать просьбу. Важен результат работы, но для нас не менее важен и процесс. Ведь в процессе совместной деятельности мы создаём не только поделку, но и модель общения, что для услугополучателя А. не менее важно. Результат поделки становится подарком для дорогого сердцу работника центра. Глаза услугополучателя А. горят от того, что она смогла доставить радость близкому. Разве эта радость не является лучшей благодарностью за труд дефектоло-га, разве рассказ услугополучателя Д. о том, как он любит зиму, не будет ярким доказательством того, как ценен труд этих специалистов центра?!

Люди, которые находятся под одной крышей, всегда чувствуют тепло сердец доброго, заботливого персонала, который всегда рядом с ними. Основным условием для специалистов центра является любовь и неравнодушное отношение к людям с особенными потребностями.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Аблаева Н.Н. Современные подходы к преподаванию: новые требования и новые возможности. // Педагогическая наука и практика. - 2021.- №3 (31). С. 21-25.

2.Долгова М.Н. Диалоговое обучение учащихся в начальной школе. // Педагогическая наука и практика. -2021. № 4 (34). - С. 74-77.

3.Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или Как интересно преподавать: Учебное пособие. - 5 -е изд., доп. - Алматы, 2011.

- С. 341 с.

4.Особенности обучения и воспитания детей с ограниченными воможностями.

- Алматы: ОО Центр САТР. - 2009. - С. 211.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.