Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ'

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ / ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / КУЛЬТУРНЫЕ УСЛУГИ / ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫЕ УСЛУГИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сангинов Дониёр Шомахмадович

В данной статье анализируются законодательство Республики Таджикистан и научные позиции учёных по вопросам о понятие и содержание договора на оказание социально-культурных услуг, и предлагается совершенствовать гражданское законодательство РТ в аспекте рассматриваемой проблемы. По договору оказания социально-культурных услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать социально-культурные услуги, а заказчик обязуется оплатить оказание данных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND CONTENT OF THE CONTRACT FOR THE PROVISION OF WELFARE SERVICES

This article examines the legislation of the Republic of Tajikistan and scientific positions of scientists on the concept and content of the contract for the provision of welfare services, and encouraged to improve the civil legislation of the RT in the aspect of the problem. Under the contract for welfare services performer undertakes to the customer to provide social and cultural services, and the customer agrees to pay for the provision of these services.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ»

широкий круг вопрос относительно систематизации нормативных правовых актов органов исполнительной власти.

Ключевые слова: органы исполнительной власти, нормативный акт, исполнительная власть, ведомственные акты.

NORMATIVE LEGAL ACTS OF THE EXECUTIVE POWER IN THE LEGAL SYSTEM

OF THE REPUBLIC OF TAGIKISTAN

Abstract. Executive power in the Republic of Tajikistan as an independent branch of government plays a significant role in the life of society and the state, from her demand how effectively enforced norms of laws implemented constitutional rights and freedoms of citizens. In the present article discusses a range of issues concerning the systematization of regulatory legal acts of the executive authorities.

Key words: вodies of executive power, legislative act, executive branch, departmental regulations.

Сведения об авторе: Камолов И. И. - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Таджикского национального университета, e-mail: kamolov_ii@yandex.ru

Information about the author: Kamolov I. I. - сandidate of sciences (Law), docent of the department of the Theory and history of state and law of the faculty of law of Tajik National University

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ СОЦИАЛЬНО-

КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ

Сангинов Д. Ш.

Таджикский национальный университет

Термин "договор" используется в нескольких значениях: во-первых, как основание возникновения правоотношения (юридический факт); во-вторых, как правоотношение, возникшее из этого основания (обязательство); в-третьих, как документ (форма соглашения). Таким образом, каждый раз, когда мы говорим о договоре, необходимо учитывать, в каком значении используется этот термин. В отличие от сделки, договор всегда представляет собой согласованное волеизъявление двух или более сторон, направленное на порождение гражданско-правовых последствий. Для договора необходимо совпадение воли сторон по всем вопросам, имеющим для них существенное значение [1, с. 79]. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей [2]. Содержание договора как соглашения (сделки) составляет совокупность согласованных его сторонами условий, в которых закрепляются права и обязанности контрагентов, составляющие содержание договорного обязательства. В письменных договорах условия излагаются в виде отдельных пунктов. К основному тексту письменного договора могут, кроме того, добавляться различные согласованные сторонами приложения и дополнения, также входящие в его содержание в качестве составных частей договора. Наличие приложений, конкретизирующих содержание договора, должно оговариваться в его основном тексте. Такие приложения становятся необходимыми частями. Дополнения обычно в том или ином отношении меняют содержание отдельных условий договора [3, с. 95]. Условия договора в совокупности составляют содержание договора. Условия договора разделяются на три гуппи: существенные, обычные и случайные [4, с. 298].

Анализ законодательства и научных мнений ученых показывает, что в данное время понятие договора на оказание социально-культурных услуг в юридической науке отсутствуют. Для определения данного договора в процессе нашего исследования используем сравнительно-правовой метод.

В соответствии с ст. 797 Гражданского кодекса Республики Таджикистан по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услугу (совершать определенные действия или осуществлять определенную деятельность), не имеющую вещественной формы, а заказчик обязуется оплатить указанную услугу [5].

Анализ ст. 798 ГК РТ, а также законодательства, регулирующего особенности возмездного оказания услуг, дает возможность провести классификацию видов договора возмездного оказания услуг по назначению, на материальные и социально-культурные. В ст. 798 ГК РТ дается примерный перечень такого видового деления, включающий услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, культурному обслуживанию, туристские услуги и др.

Для полного понимания данной классификации раскроем содержания материальных и социально-культурных услуг. Материальная услуга - услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т. д. Социально-культурная услуга (нематериальная услуга) - услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя. Обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д. [6].

Е. Г. Шаблова классифицирует услуг как объектов гражданских прав на три блока. 1-й блок. Услуги социальной инфраструктуры: 1) Услуги личного характера: образовательные, телекоммуникации, медицинские, спортивно-оздоровительные, культурно-просветительские, туристические, воспитательные, санаторно-курортного лечения, перевозка пассажиров, гостиничные, связи; 2) Услуги неличного характера: посреднического и правового характера, услуги по сохранению имущества, технические услуги, ритуальные, ветеринарные, заемные, расчетные, услуги банковского вклада, услуги по устройству дел, жилищно-коммунальные.

2-й блок. Услуги производственной инфраструктуры: 1) Обеспечивающие производство конкурентоспособного товара, инжиниринг, снабженческо-посреднические, услуги сертификации; 2) Обеспечивающие функционирование товаропроизводителя как субъекты хозяйственной деятельности: услуги эффективного менеджмента, консалтинг, аудиторские услуги, образовательные услуги для персонала, информационные (с использованием компьютерных программ), связи (телекоммуникации), доверительного управления имуществом, охранные, правовые. 2.1) обеспечивающие распределение, продвижение товара на рынок: рекламные, маркетингового исследования, транспортные, сбытовые-посреднические, хранения, транспортной экспедиции; 3) обеспечивающие потребление, эксплуатацию, утилизацию товар: послепродажные услуги, услуги по вывозу отходов, услуги по утилизации.

3-й блок. Услуги инфраструктуры рынка: 1) Обеспечивающие функционирование рынка ценных бумаг: брокерские, дилерские, клиринговые, депозитарные, услуги по организации торговли на рынке ценных бумаг; 2) Обеспечивающие функционирование биржевой торговли: брокерские; 3) Обеспечивающие оценку нематериальных активов:

услуги оценщиков нематериальных активов недвижимости; 4) Обеспечивающие функционирование финансово-кредитной системы: расчетные, кредитные, финансовые, посредничества [7, с. 342-343].

В маркетинге широко оперируют классификацией услуг, предложенной Ловелоком. В основу его классификации положены два классификационных критерия одновременно: на кого (на что) направлены услуги, являются ли они осязаемыми. По направленности услуги на конкретный объект упомянутый автор различает: 1.Услуги, направленные на тело человека (здравоохранения, косметические, спортивные). 2.Услуги, направленные на товары и другие физические объекты (обслуживание оборудования, ветеринарные, охрана материальных объектов). З.Услуги, направленные на сознание человека (образовательные, информационные, радио и телевизионное вещание). 4.Услуги с неосязаемыми активами (консультационные, банковские, операции с ценными бумагами) [8, с. 24].

Таким образом, можно утверждать, что договор возмездного оказания услуг по назначению подразделяется на два вида: 1) договор на оказания социально-культурных услуг; 2) иные договоры оказания услуг.

На основе анализа научной литературы и законодательство нами сформулировано следующее понятие договора на оказание социально-культурных услуг: «По договору оказания социально-культурных услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать социально-культурные услуги, а заказчик обязуется оплатить оказание данных услуг». Социально-культурные услуги - это действия индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по удовлетворению духовных, интеллектуальных, физических потребностей потребителя, поддержанию его нормальной жизнедеятельности, обеспечению и восстановлению здоровья, физического развития личности и повышению его профессионального мастерства.

Договор на оказания социально-культурных услуг как подвид договора возмездного оказание услуг является консенсуальным, двусторонним и возмездным:

а) Консенсуальный договор (от лат. consensus - согласие) - гражданско-правовой договор, для заключения которого достаточно соглашения сторон - признаётся заключенным с момента подписания его сторонами. Консенсуальный договор не требует каких-либо условий по оформлению и выполнению, кроме как обоюдное согласие сторон на его заключение. В основу консенсуального договора положено взаимное доверие сторон договора. Обмениваясь взаимными обещаниями исполнить те или иные действия, каждая сторона полагается на честность своего контрагента и основывает свои расчёты на взаимном интересе в договоре. Поэтому основанием договора является простое соглашение, а не предварительное исполнение договора одной из сторон, как в реальном договоре, или строгая форма, как в стипуляции. Сила консенсуального договора заключается не в самих словах соглашения, а в его внутреннем содержании - в соответствии эквивалентов, обмениваемых сторонами и оцениваемых по началам доброй совести. Поэтому консенсуальный договор всегда является двусторонним договором и по существу взаимным, то есть таким, исполнение которого можно требовать лишь тогда, когда со стороны требующего исполнены его обязанности или существует готовность к их исполнению;

б) Двусторонний договор - договор, при котором оба контрагента наделены и правами, и обязанностями. Такой договор представляет собой сумму двух обязательств, в которых каждая из его сторон занимает разное положение;

в) Возмездный договор - договор, по которому сторона должна получить плату или встречное предоставление за исполнение своих обязанностей. Договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное (ст. 445 ГК РТ).

Так же, как и в отношении подавляющего большинства возмездных гражданско-правовых договоров, единственным существенным условием договор на оказания социально-культурных услуг является его предмет. При отсутствии в договор на

оказания социально-культурных услуг условия о предмете или при недостижении сторонами соглашения о его предмете договор считается незаключенным. Предметом договор на оказания социально-культурных услуг является либо совершение исполнителем определенных действий (например, выполнение операций и различных лечебно-профилактических процедур при оказании медицинских услуг) либо осуществление им определенной деятельности (как-то: по предоставлению специальных знаний и сведений при оказании соответственно образовательных услуг). В качестве предмета исполнения по рассматриваемому договору выступает полученный заказчиком полезный эффект от совершения исполнителем определенных действий либо осуществления им определенной деятельности. Полезный эффект, полученный заказчиком по договору, носит нематериальный характер и в противоположность договору подряда никогда не выражается в появлении новой вещи или изменении (улучшении) потребительских свойств уже существующей. В связи с тем, что предметом договора всегда выступает либо совершение исполнителем определенных действий, либо осуществление им определенной деятельности в отношении определенного заказчика, важнейшей его характеристикой является качество оказываемых услуг. Предмет договора должен обладать следующими признаками: определенности (иметь определенные качества и быть точно обозначенным); возможности осуществления (осуществление прав и обязанностей, входящих в содержание обязательства, объективно возможно); дозволенности (отсутствуют запреты в законе) [9, с. 93]. Этими признаками должен соответствовать и предмет договора на оказания социально-культурных услуг.

Сторонами договор на оказания социально-культурных услуг являются исполнитель (услугодатель) и заказчик (услугополучатель). Обязанность исполнителя -это оказать услугу лично, если иное не предусмотрено договором и в соответствии с требованиями, указанными в договоре. Обязанность заказчика оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг. В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором. ГК РТ не содержит каких-либо специальных требований к субъектному составу обязательства по оказанию услуг. Однако для оказания отдельных видов услуг устанавливаются специальные правила. Так, деятельность по оказанию туристско-экскурсионных услуг подлежит обязательному лицензированию. Одним из условий получения лицензии, как правило, является наличие высшего образования в соответствующей области и стажа работы по специальности. Поскольку в обязательствах по оказанию услуг результат неотделим от деятельности исполнителя, а процесс потребления услуги осуществляется, как правило, в момент ее оказания, важнейшее значение имеет и личность самого исполнителя, его индивидуальные данные, опыт, профессионализм, знания и т.п. Поэтому в виде общего правила в ст. 799 ГК РТ предусмотрена обязанность личного исполнения обязательства по оказанию услуг. В то же время обязательство по оказанию услуг не приобретает лично-доверительного характера, поскольку в отношениях заказчика и исполнителя может и не быть никакой личной связи. Главное заключается в том, что заказчика интересует не услуга как таковая, а услуга, оказываемая именно данным конкретным специалистом. Например, больной обратился за консультацией к известному профессору, а тот поручил проконсультировать больного своему ассистенту. Независимо от качества данной консультации заказчика интересовало мнение именно профессора, а не его ассистента. Вследствие тесной связанности процесса исполнения, его результата и качества предоставляемой услуги, обязанность личного исполнения носит характер общего правила. Например, правилами предоставления медицинских

услуг предусмотрено право услугополучателя потребовать оказания ему услуги другим специалистом.

Срок исполнения договора возмездного оказания услуг определяется по соглашению сторон. Хотя закон не содержит специальных правил о сроке действия договора на оказания социально-культурных услуг, его определение имеет существенное значение. Например, если не определены время и место оказания туристских услуг [10, с. 218], то услугодатель не может исполнить соответствующую обязанность, поскольку заказчик не сможет ее потребить.

В отличие от договора подряда на исполнителя не лежит риск недостижения результата. Объясняется это тем, что в силу самого характера услуги достижение результата не гарантируется, а потому, заключая соответствующий договор, услугополучатель заранее знает, на что он идет, т.е. принимает риск на себя. Применяется общее правило об ответственности за вину. Так, при невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, последний обязан оплатить исполнителю деятельность по оказанию услуг в полном объеме, предусмотренном договором (п. 3 ст. 800 ГК РТ). В случае невозможности исполнения, возникшей не по вине исполнителя, заказчик обязан выплатить разумное вознаграждение за вычетом выгод, которые исполнитель приобрел или мог приобрести вследствие освобождения его от оказания услуги (услуг) (п. 2 ст. 800 ГК РТ). Компенсация расходов исполнителя не является формой ответственности. Указанные действия могут быть определены скорее как возврат сторон в первоначальное положение, когда в силу невозможности возвратить полученное в натуре другой стороне предписывается выплатить денежную компенсацию. Изложенные общие правила имеют диспозитивный характер.

В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения договора на оказания социально-культурных услуг исполнитель обязан возместить заказчику причиненные убытки в полном объеме, но не свыше двукратного размера предусмотренной договором цены услуг. В случаях, когда исполнитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, договором может быть предусмотрена повышенная против ответственность (ст. 801 ГК РТ). Заказчик вправе требовать расторжения договора возмездного оказания услуг при условии выплаты полностью установленной их цены, кроме случаев, когда расторжение договора вызвано виновными действиями исполнителя. Исполнитель вправе требовать расторжения договора возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков, причиненных расторжением договора, кроме случая, когда это произошло по вине заказчика (ст. 802 ГК РТ).

Договор на оказание социально-культурных услуг имеет специфические особенности, которые отличают его от иных гражданско-правовых договоров. Предметом договора являются определенные услуги (медицинские услуги, культурные услуги, туристско-экскурсионные услуги, образовательные услуги и физкультурно-спортивные услуги). Овеществленный результат при оказании услуг может быть, а может и не быть, ведь при оказании услуг важен не только и не всегда результат, но и сам процесс оказания услуг. Услуги потребляются потребителем, как правило, в момент их оказания. Даже при качественном оказании услуг, в отличие от договора подряда, по которому выполняются работы, не всегда может быть, достигнут нужный результат: так, при получении медицинской помощи больным, выздоровление может не наступить не в силу некачественности услуг, а в силу неизлечимости заболевания или непрогнозируемого свойства и реакции организма.

Для законодательного регулирования договора на оказание социально-культурных услуг предлагаем Гражданский кодекс Республики Таджикистан (части 2) дополнить статьей 798(1) следующего содержания:

«Статья 798 (1). Договор на оказание социально-культурных услуг

По договору оказания социально-культурных услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать социально-культурные услуги, а заказчик обязуется оплатить оказание данных услуг.

Предметом договора оказания социально-культурных услуг являются медицинские услуги, культурные услуги, туристско-экскурсионные услуги, образовательные услуги и физкультурно-спортивные услуги».

Литература:

1. Чаусская О. А. Гражданское право. - М.: Дашков и К, 2007. - 480с.

2. Гражданского кодекса Республики Таджикистан (Часть первая) 30 июня 1999 г., № 802// Ахбори Маджлиси олии Республики Таджикистан. 1999. № 6. Ст. 153; 2001. № 7. Ст. 508; 2002. № 4. ч. 1. Ст. 170; 2005. № 3. Ст. 125; 2006. № 4. Ст. 193; 2007. № 5. Ст. 356; 2010. № 3. Ст. 156; 2010. № 12. Ст.802; 03.07.2012 г., № 850; 28.12.2012 г., № 928; 22.07.2013 г., № 976.

3. Гражданское право: В 4 т. Том 3: Обязательственное право: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное / под ред. Е.А. Суханова. М. Волтерс Клувер, 2008. 766с.

4. Дук;ук;и граждании Ч,умх,урии Точикистон. Китоби дарсй. Кисми якум / мухдррирони масъул: Еаюров Ш.К., Сулаймонов Ф. С. (Гражданское право Республики Таджикистан на таджикском языке). - Душанбе: Эр-граф. 2013. - 320с.

5. Гражданский кодекс Республики Таджикистан (Часть вторая) от 11 декабря 1999 г., № 884// Ахбори Маджлиси Олии Республики Таджикистан. 1999. № 12. Ст. 323; Закон РТ от 03.05.2002 г., № 5; 29.04.2006 г.№ 181; 03.12.2009 г., № 569; 21.07.2010 г., № 607; 03.07.2012 г., № 849; 22.07.2013 г., № 977.

6. Государственный стандарт Российской Федерации «Услуги населению. Термины и определения». ГОСТ Р 50646-94 от 21 февраля 1994 г. № 34 (дата введения в действие: 30.06.1994) // Электронный ресурс:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=302431;dst=0 (Дата обрашения: 04.01.2014).

7. Шаблова Е. Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеренбург, 2003. - 363с.

8. Обзор классификации, предложенной Ловелоком, по кн.: Маркова В. Д. Маркетинг услуг. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 128с.

9. Минаев В.Э. Договор возмездного оказания образовательных услуг: проблемы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. - 222 с.

10. Сангинов Д. Ш. Х,ук;ук;и сайёх,ии (туристии) Ч,умх,урии Точикистон: Васоити таълимй. (Туристическое право Республики Таджикистан на таджикском языке). -Душанбе: Эр-граф, 2012. - 500 с.

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ СОЦИАЛЬНО-

КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ

Аннотация. В данной статье анализируются законодательство Республики Таджикистан и научные позиции учёных по вопросам о понятие и содержание договора на оказание социально-культурных услуг, и предлагается совершенствовать гражданское законодательство РТ в аспекте рассматриваемой проблемы. По договору оказания социально-культурных услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать социально-культурные услуги, а заказчик обязуется оплатить оказание данных услуг.

Ключевые слова: договор на оказание социально-культурных услуг, предмет договора, субъекты договора, медицинские услуги, культурные услуги, туристско-экскурсионные услуги, образовательные услуги и физкультурно-спортивные услуги.

THE CONCEPT AND CONTENT OF THE CONTRACT FOR THE PROVISION

OF WELFARE SERVICES

Abstract. This article examines the legislation of the Republic of Tajikistan and scientific positions of scientists on the concept and content of the contract for the provision of welfare services, and encouraged to improve the civil legislation of the RT in the aspect of the problem. Under the contract for welfare services performer undertakes to the customer to provide social and cultural services, and the customer agrees to pay for the provision of these services.

Key words: contract for the provision of welfare services, subject of the contract, contract agents, medical services, cultural services, tourist and excursion services, educational services and sports and sports facilities.

Сведения об авторе: Сангинов Дониёр Шомахмадович - кандидат юридических наук, доцент, заведующей кафедрой предпринимательского и коммерческого права юридического факультета Таджикского национального университета, e-mail: doniyor_sanginov@mail.ru

Information about the author: Sanginov Doniyor Shomahmadovich - сandidate of sciences (Law), docent, head of the Department of Business and Commercial Law at the Tajik National University

К ВОПРОСУ О ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ

Мирзоев П. З.

Таджикский национальный университет

Понятие гарантии (англ. gurantee, warranty; фр. garantie - обеспечение) можно определит в двух значениях: 1) в гражданском праве - ручательство за выполнение каким-либо юридическим или физическим лицом финансовых, экспортно-импортных, вещественных и других договорных условий (обязательств); ответственность гаранта (им с согласия договаривающихся сторон может стать третье лицо, например, известная фирма, банк и т.д.) за невыполнение этих обязательств; 2) установленная законом ответственность: продавца - за качество товара, за то, что он не находится в собственности третьих лиц, не может быть продан в счет погашения чьей-либо задолженности; покупателя - за своевременную оплату договорной цены товара, своевременное (в пределах исковой давности) предъявление претензий в случае нарушения продавцом своих обязательств. В торговле продавец обычно предоставляет гарантию качества, покупатель - оплаты договорной стоимости. Понятие гарантия включает обязанность продавца обеспечить отсутствие дефектов в товаре и его пригодность для нормальной эксплуатации в течение установленного гарантийного срока. В противном случае покупатель имеет право выставить продавцу целый ряд требований, например, об аннулировании договора купли-продажи (при выявлении серьезных или неустранимых дефектов); снижении продажной цены (если выявленные дефекты несущественны и устранимы); исправлении дефектов (если это возможно); замене некондиционного товара, его дополучении, доукомплектован (tm) и др. Таким образом, гарантия распространяется как на сам товар, так и на качество материалов, применявшихся для его изготовления, конструкции, механические и технологические показатели товара и др. После заявления покупателем его законных претензий, он вправе задержать оплату всей покупной цены до полного устранения дефектов [1].

Согласно п. 1 ст. 506 ГК РТ, товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 505 ГК РТ, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.