Научная статья на тему 'Гражданско-правовая характеристика договора об оказании возмездных образовательных услуг'

Гражданско-правовая характеристика договора об оказании возмездных образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4280
646
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР / СДЕЛКА / ОБРАЗОВАНИЕ / УСЛУГА / ОБЯЗАТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УСЛУГОДАТЕЛЬ / УСЛУГОПОЛУЧАТЕЛЬ / CONTRACT / TRANSACTION / EDUCATION / SERVICE / COMMITMENT / EDUCATIONAL ORGANIZATION / SERVICE PROVIDER / RECIPIENT OF THE SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кокорин И.С., Очередько О.В.

В статье дается гражданско-правовая характеристика договора об оказании возмездных образовательных услуг. Проводится правовой анализ признаков исследуемого договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil characteristic of the contract onerous for the provision of educational services

The article gives the civil-legal characteristic of a contract for the provision of educational services onerous. Conducted a legal analysis of signs of the treaty.

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовая характеристика договора об оказании возмездных образовательных услуг»

УДК 347.44:37

И. С. Кокорин, О. В. Очередько

Гражданско-правовая характеристика договора об оказании возмездных образовательных услуг

В статье дается гражданско-правовая характеристика договора об оказании возмездных образовательных услуг. Проводится правовой анализ признаков исследуемого договора.

The article gives the civil-legal characteristic of a contract for the provision of educational services onerous. Conducted a legal analysis of signs of the treaty.

Ключевые слова: договор, сделка, образование, услуга, обязательство, образовательная организация, услугодатель, услугополучатель.

Key words: contract, transaction, education, service, commitment, educational organization, the Service Provider, recipient of the service.

Договор об оказании платных образовательных услуг является одним из видов гражданско-правового договора возмездного оказания услуг. Отношения, возникающие в результате его заключения, регулируются гражданским законодательством, законодательством РФ об образовании, а также иными соответствующими подзаконными актами и локальными нормами образовательных организаций.

В современной России тенденция экономического роста инновационного характера, основным фактором которой является эффективная реализация научно-образовательного потенциала общества, потребовала изменения процессов производства-потребления образовательных услуг. В конце прошлого века процесс публично-правового регулирования многих сфер общественных отношений, в том числе и в области образования, уступил место частноправовому. Впервые в Законе РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-11, была предусмотрена возможность создания негосударственных образовательных организаций, а также получения платных образовательных

© Кокорин И. С., Очередько О. В., 2015

1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации (Далее - Ведомости СНД). 1992. № 30. Ст. 1797.

83

услуг. Преемственность данных положений отражена в новом Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»2.

В новом законе также заложено начало гражданско-правового регулирования договорных отношений об оказании возмездных образовательных услуг в современных условиях. Однако многие вопросы гражданско-правового характера ни в новом законе, ни в принятых в его развитие подзаконных нормативных актах, остаются нерешенными.

Проблемными остаются вопросы договорной деятельности образовательных организаций, в том числе договорной ответственности, что порождает ряд проблем в их практической деятельности.

Образовательными организациями заключаются различные гражданско-правовые договоры на оказание образовательных услуг, такие как договоры на обучение по дополнительным образовательным программам; договоры на преподавание специальных курсов и циклов дисциплин; договоры об оказании образовательных услуг по углубленному изучению отдельных учебных дисциплин; договоры на подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда и др.

Рассмотрим понятие договора об оказании платных образовательных услуг учебными заведениями высшего профессионального образования. Данный договор относится к системе гражданско-правовых договоров, регулируемых нормами гражданского права, хотя в ГК РФ (п. 2 ст. 779) содержится лишь единственное упоминание о том, что правила гл. 39 в числе иных перечисленных услуг применяются к услугам по обучению.

Вопрос классификации обязательств в цивилистической литературе является дискуссионным. При определении места обязательств по оказанию услуг в системе гражданско-правовых обязательств, можно отметить множественность предлагаемых критериев классификации.

В Гражданском кодексе РФ, действующем в настоящее время, законодатель выделил ряд договорных типов, которых не было в ГК 1964 г. Ряд договорных типов разделен на отдельные виды договоров. Количество поименованных договоров, включенных в ГК, в современных российских экономических условиях отстает от потребностей гражданского оборота. Противоречие между набором поименованных договоров и потребностями правового оборота не является новым ни для дореволюционного русского, ни для советского гражданского права.

2 СЗ РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

84

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ договор возмездного оказания услуг - это договор, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Данное определение позволяет сделать вывод о том, что договор возмездного оказания услуг является консенсуальным, взаимным, возмездным договором.

Договор возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 779 ГК РФ) относится к числу консенсуальных договоров, это следует из легального определения, в соответствии с которым «по договору возмездного оказания услуг, исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги». Данный факт никем из авторов, обращавшихся к исследованию данной проблемы, не оспаривается. Подобная конструкция консенсуальных договоров содержится и в других статьях ГК РФ, к примеру, ст. 454, 606, 671, 702, а также в некоторых других.

Так как договор об оказании образовательных услуг является видом общего договора возмездного оказания услуг, то исследуемый договор также относится к консенсуальным договорам.

В литературе «консенсуальными считают договоры, вступающие в силу с момента достижения сторонами согласия, а реальными - договоры, которые признаются заключенными с момента, когда на основе соглашения осуществлена передача стороной контрагенту определенного имущества».3 «Консенсуальными (от лат. consensus - соглашение) являются договоры, для заключения которых достаточно соглашения сторон. Реальными (от лат. res -вещь) считают договоры, для заключения которых помимо соглашения сторон необходима фактическая передача имущества, являющегося

4

предметом договора» .

Договоры об оказании образовательных услуг, как разновидность договоров возмездного оказания услуг, являются консенсуальными, поскольку права и обязанности у сторон считаются возникшими в момент достижения соглашения между заказчиком образовательной услуги и ее исполнителем. Та же оплата услуг в этом договоре относится к стадии исполнения, а не возникновения договора об оказании образовательных услуг.

3 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: Статус, 1997. С. 308.

4 Абрамов В.А. Сделки и договоры: Комментарии. Разъяснения. 5-е изд., доп. М.: Ось -89, 2000. С. 24.

В цивилистической литературе возмездные и безвозмездные сделки (договоры) различаются по соотношению возникающих из сделки прав и обязанностей. Возмездные сделки порождают правоотношения, в которых каждая из сторон вправе требовать от другой так или иначе определенного имущественного предоставления. В правоотношениях, возникающих из безвозмездных сделок, обязанность совершить то или иное имущественное представление лежит лишь на одной стороне, которой никакого встречного удовлетворения не причитается5. Сделки возмездные те, в которых юридическое действие совершается за эквивалент, т. е. действию одной стороны соответствует действие другой, равносильное первому, почему и называется эквивалентом. Сделки безвозмездные не представляют эквивалента6. Возмездный договор можно определить как такой, в котором обе стороны имеют имущественный интерес.

При возмездном договоре каждая сторона принимает на себя обязательство за какое-то имущественное благо. Нельзя сказать, что всякий возмездный договор есть договор двусторонний, т. е. такой, при котором обязательства возлагаются на обе стороны. Например, процентный заем есть договор возмездный, однако односторонний, так как обязанным по договору является только заемщик; у заимодавца - право требовать возврата предоставленной суммы, но обязательства на нем нет. Поэтому нельзя определять возмездный договор как такой договор, который возлагает на каждую сторону обязанность что-то дать или сделать. Правильнее сказать, что возмездный договор такой, в котором каждая из вступающих в договор сторон имеет в виду удовлетворение известного имущественного интереса.

Договор возмездного оказания услуг - договор возмездный, что следует как из названия гл. 39 ГК РФ, так и из названия ст. 779 ГК РФ, а также из определения договора возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Исследуемые договоры являются разновидностью договора возмездного оказания услуг, следовательно, договоры об оказании образовательных услуг являются договорами возмездными.

Договоры об оказании образовательных услуг относятся к числу двусторонних взаимных договоров, ибо каждая сторона в них наделена правами и несет соответствующие этому праву обязанности. Так, право услугополучателя (гражданина, юридического лица) порождает обязанность

5 Советское гражданское право: учеб. Ч. 1 / отв. ред.: В.Т. Смирнов, Ю.К. Толстой, А.К. Юрченко. Л.: Изд-во ЛГУ. С. 154-155.

6 Мейер. Д.И. Русское гражданское право: в 2 ч. Ч. 1 / по испр. и доп. 8 изд., 1902. М.: Статут, 1997. С. 178.

услугодателя (высшее учебное заведение) оказать образовательные услуги, а право вуза на оплату оказываемых по договорам услуг, порождает обязанность услугополучателя (гражданина или юридическое лицо) оплачивать оказываемые услуги.

Договоры возмездного оказания услуг относятся к числу свободно заключаемых договоров, за исключением случаев, когда отдельные виды договоров возмездного оказания услуг являются публичными договорами (ст.426 ГК РФ).

Договоры об оказании образовательных услуг также относятся к договорам, заключаемым по воле сторон, т. е. к свободно заключаемым договорам, хотя возможны исключения для ряда случаев.

По способу заключения договоры могут быть договорами присоединения (ст. 428 ГК РФ). Договор присоединения - это договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Договоры присоединения в зарубежном гражданском праве имеют достаточно долгую историю, а для современного российского гражданского права они, как и публичные договоры, явились новеллой.

Представляется правильной позиция, согласно которой договоры с заранее разработанными условиями неизбежны в тех сферах хозяйства, где заключается множество стандартных, однотипных сделок, приводят к появлению договоров присоединения в современном обществе7.

Российский законодатель, включив в ст. 428 ГК РФ «Договор присоединения», сразу пошел по пути защиты более слабой стороны при заключении договоров присоединения, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 428 ГК РФ, присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения, хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие, явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора. В пользу положения о защите законодателем более «слабой» стороны в договоре присоединения говорит правило об

7 Кулагин. М.И. Избранные труды. М.: Статут, 1997. С. 266-269.

87

отсутствии аналогичной возможности у стороны, осуществляющей предпринимательскую деятельность (п.3 ст.428 ГК РФ).

Определяя договор бытового подряда как публичный, что следует из п. 2 ст. 730 ГК РФ, высказывается суждение, что «на практике условия бытового подряда нередко определяются одной из сторон - подрядчиком в так называемых формулярах или стандартных формах. При этом заказчик лишен возможности участвовать в их составлении. Тогда бытовой подряд должен быть признан договором присоединения с распространением на него правил ст. 428 ГК РФ».8 Но разве публичный договор одновременно по способу заключения не может быть договором присоединения? Может ли подрядчик, даже разрабатывая в одностороннем порядке условия договора бытового подряда, игнорировать положения ст.426 ГК РФ, тем более, что законодатель прямо называет бытовой подряд публичным договором, а воля подрядчика ограничена законодательством о защите прав потребителей?

Завершая рассмотрение проблемы отнесения исследуемого договора к договору присоединения, можно сделать вывод о том, что договор об оказании образовательных услуг - свободно заключаемый договор. По способу заключения договор об оказании образовательных услуг является договором присоединения, т. е. заказчик (потребитель) заключает такой договор на заранее разработанных вузом условиях, определенных в стандартной форме.

Анализ юридических признаков договора об оказании образовательных услуг позволяет сделать вывод о том, что он существенно отличается от других смежных договорных обязательств и является самостоятельной разновидностью договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ), хотя формально и назван в п. 2 ст. 779 ГК, т. е. относящимся к услугам по обучению.

Таким образом, договор об оказании образовательных услуг относится к так называемым непоименованным договорам, существенно отличается от других смежных гражданско-правовых договорных обязательств, и является возмездным, консенсуальным, свободно заключаемым договором.

8 Кабалкин А. Договор бытового подряда // Рос. юстиция. № 8. 1998.

88

Список литературы

1. Абрамов В.А. Сделки и договоры: Комментарии. Разъяснения. - 5-е изд., доп. - М.: Ось-89, 2000. - С. 24.

2. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: общие положения. -М.: Статус, 1997. - С. 308.

3. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 30. - Ст. 1797.

4. Кабалкин А. Договор бытового подряда // Рос. юстиция. - № 8. - 1998.

5. Кулагин М.И. Избранные труды. - М.: Статут, 1997. - С. 266-269.

6. Мейер Д.И. Русское гражданское право: в 2 ч. Ч. 1 / по испр. и доп. 8 изд., 1902. - М.: Статут, 1997. - С. 178.

7. Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.

8. Советское гражданское право: учеб. Ч. 1 / отв. ред.: В.Т. Смирнов, Ю.К. Толстой, А.К. Юрченко. - Л.: Изд-во ЛГУ. - С. 154-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.