Научная статья на тему 'СУБЪЕКТЫ ДОГОВОРА ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ПОДВИДА ДОГОВОРА ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ'

СУБЪЕКТЫ ДОГОВОРА ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ПОДВИДА ДОГОВОРА ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СТУДЕНТ / УЧАЩИЙСЯ / УНИВЕРСИТЕТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сангинов Дониёр Шомахмадович

В данной статье анализируются законодательство Республики Таджикистан и научные мнения учёных о субъектах договора оказания образовательных услуг как подвида договора оказания социально-культурных услуг. Услугополучателям на основе договора оказания образовательных услуг являются дети дошкольного возраста, учащиеся, студенты, стажеры, интерны, ординаторы, аспиранты, соискатели, докторанты и др., а услугодателям являются образовательные учреждения, преподаватели, воспитатели, и другие физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере образования (профессиональные спортивные, ремесленные, художественные, музыкальные школы и школы живописи и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTS CONTRACT PROVISION OF EDUCATIONAL SERVICES AS SUBSPECIES OF THE CONTRACT PROVISION OF WELFARE SERVICES

This article examines the legislation of the Republic of Tajikistan and the scientific opinions of scientists on the subjects of the contract provision of educational services as a subspecies of the contract provision of welfare services. Services to recipients on the basis of a contract provision of educational services are pre-school children, pupils, students, trainees, interns, residents, graduate students, applicants, doctoral students and others, and provider are educational institutions, teachers, educators, and other individuals and entities engaged in activities education ( professional sports, crafts, art, music schools and schools of painting, etc.).

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТЫ ДОГОВОРА ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ПОДВИДА ДОГОВОРА ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ»

правовые основы, связанные собственно с судебной властью, ее устройством и правосудием. Из сказано выше следует, что Конституция РТ устанавливает ряд положений и норм фундаментального характера, имеющих высшую юридическую силу, а также определяющих или регулирующих важнейшие вопросы организации и деятельности Верховного суда РТ.

Ключевые слова: конституционно-правовые основы, предназначение, функции, формирование, Верховный Суд, судебная власть, правосудие, соблюдение законодательных прав.

THE CONCEPT OF CONSTITUTIONAL LEGAL BASIS PURPOSE, FUNCTIONS AND FORMATION OF THE SUPREME COURT OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Abstract. The author reveals the concept of constitutional and legal foundations of purpose, function and the formation of the Supreme Court of the Republic of Tajikistan; he analyzes the legal norms of all the chapters of the Constitution, which include "The bases of the constitutional system", "The right and freedom are the main duties of man and citizen", "Majlisi Oli", "The President" and "The Court". Constitutional and legal framework defining the purpose, function and the formation of the Supreme Court, depending on their assignment to the different constitutional subjects, as the author notes, constitutional and legal framework, having the character of the foundations of the constitutional system; constitutional and legal norms, based on the right and freedom of man and citizen; constitutional and legal framework, the implementation of which is within the competence of the legislature of the government; constitutional and legal framework, the implementation of the mentioned above is the Head of State - the President of the Republic of Tajikistan; constitutional and legal framework related to the proper judicial authority, its device and justice. To addition of all these, the Constitution of the Republic of Tajiistan establishes a number of regulations and rules of a fundamental base, having the highest legal force, as well as defining or regulating the most important issues of the organization and activities of the Supreme Court.

Key words: constitutional and legal framework, the purpose, function, formation, the Supreme Court, the judiciary, justice, to keep legal rights.

СУБЪЕКТЫ ДОГОВОРА ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ПОДВИДА ДОГОВОРА ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ

Сангинов Д. Ш.

Таджикский национальный университет

По договору оказания образовательных услуг как подвида договора оказания социально-культурных услуг одна сторона (физическое или юридическое лицо сферы образования) обязуется по заданию потребителя (тертого лица) оказать услугу (обучение и воспитание потребителя), а потребитель обязуется оплатить оказание данной услуги.

Справедливо мнение Т. В. Жуковой о том, что: «Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования. Данная система образования состоит из сети реализующих образовательные программы учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов, видов и форм собственности (то есть государственные, муниципальные, негосударственные)» [1, с. 114].

Возникает вопрос, кто может быть исполнитель, и кто является заказчиком договора на оказание образовательных услуг? Для определения сторон данного договора нужно анализировать законодательства и мнение ученых.

С учетом того фактора, что нормы гл. 37 Гражданского кодекса РТ распространяются на широчайший круг общественных отношений, было бы просто невозможно точно определить статус участников отношений по оказанию услуг с отражением специфики их отдельных разновидностей. Но это не означает, что вопрос об участниках договора оказания образовательных услуг вообще не урегулирован. В данном случае подлежат применению специальные нормы законодательства об образовании с учетом общих положений гражданского законодательства об участниках гражданских правоотношений в целом и о некоммерческих организациях и гражданах (физических лицах) как о специфических субъектах, действующих в гражданском обороте.

В соответствие с Законом РТ от 22 июля 2013 года, № 1004 «Об образовании» [2] в Республике Таджикистан образовательную деятельность осуществляют следующие типы образовательных учреждений: дошкольные; общего образования (начального, общего основного, общего среднего); начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования; профессионального образования после высшего образовательного учреждения; дополнительного образования; специального образования; другие образовательные учреждения, осуществляющие процесс обучения и воспитания (ст.10).

Закон Республики Таджикистан «О дошкольном обучении и воспитании» [3] к субъектам дошкольного учебно-воспитательного процесса относятся: воспитанники (дети дошкольного возраста); работники сферы дошкольного обучения и воспитания; родители (лица, их заменяющие) воспитанников; представители попечительских учреждений и организаций, союзов, организаций, другие физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере дошкольного обучения и воспитания (ст. 15). В Республике Таджикистан создаются следующие типы дошкольных образовательных учреждений: ясли - для детей до 3 лет; ясли - детский сад - для детей от 1 года и 6 месяцев до 7 лет; детский сад - для детей от 3 до 7 лет; детский сад - начальная школа - для детей от 3 до 10 лет; детский дом - для детей от 2 месяцев до 7 лет; школа -интернат (дошкольная группа) - для детей 1 до 7 лет; специальная школа - интернат (дошкольная группа) - для детей от 6 до 7 лет; образовательное учреждение с группами (классами) дошкольной подготовки - для детей от 5 до 7 лет; центры развития детей -для детей от 3 до 7 лет; семейный детский сад - для детей до 7 лет; детский сад реабилитационного типа - дошкольное образовательное учреждение для детей от 2 до 8 лет, нуждающихся в физическом лечении или психическом развитии, лечении и реабилитации; детский дом интернатного типа - дошкольное образовательное учреждение, где обеспечивается содержание, воспитание, обучение и социальное содействие детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей дошкольного и школьного возраста, за счет государства; детский дом для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - дошкольное образовательное учреждение системы здравоохранения для медицинской и социальной защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с врожденными физическими и психическими недостатками, отказные дети, а также дети, родители (лица, их заменяющие) которых по разным причинам временно не могут заниматься их воспитанием или лишены родительских прав (ст. 7). Дошкольное образовательное учреждение может быть государственным, негосударственным и совместным (ч. 2 ст. 6).

На основе Закона РТ от 22 апреля 2003 года, № 21 «О начальном профессиональном образовании» [4] в Республике Таджикистан образуются следующие образовательные учреждения начального профессионального образования: профессионально - технические лицеи; профессиональные лицеи; специальные профессиональные лицеи; учебно-производственные комбинаты; центры обучения взрослых государственных органов занятости населения; социально-предпринимательские учебные центры; учебные центры при предприятиях, учреждениях и организациях (ст. 7).

К учреждениям начального профессионального образования относятся: профессиональные лицеи, в которых реализуются профессиональные образовательные программы начального профессионального образования, обеспечивающие приобретение профессии и квалификации, достаточные для самостоятельной трудовой деятельности. Профессиональные лицеи являются основным видом учреждений начального профессионального образования; центры обучения взрослых государственных органон занятости населения, учебно-курсовые комбинаты, учебно-производственные центры и иные учебные заведения данного уровня, в которых осуществляется профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров, ускоренное приобретение обучающимися, трудовых навыков по выполнению определённой работы или группы работ и не предусматривает повышения образовательного уровня; социально-предпринимательский учебный центр-унитарное предприятие (государственное предприятие на правах хозяйственного ведения), осуществляющее организацию и подготовку программ адаптации населения к рынку труда, содействие занятости посредством профессиональной ориентации, обучение и переподготовку населения, осуществляющий свою деятельность на коммерческой основе в качестве самостоятельного хозяйственного объекта. Для лиц, нуждающихся в особых условиях обучения и подготовки, создаются специальные учреждения начального профессионального образования - специальные профессиональные лицеи. Учреждения начального профессионального образования могут быть государственными и негосударственными (ст. 12).

Учащимися образовательного учреждения начального профессионального образования являются лица, в установленном порядке зачисленные в образовательные учреждения для обучения. Учащиеся имеют право на материальное обеспечение в период обучения по нормам, установленным Правительством Республики Таджикистан. Учащимся запрещается приносить и пользоваться мобильными телефонами в учреждении начального профессионального образования. Время обучения учащихся в образовательном учреждении начального профессионального образования по очной форме засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж (ст.16).

Государственные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям договорные (платные) и дополнительные образовательные услуги, обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание на специальных курсах и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися с углубленным изучением профессии и другие услуги, не предусмотренные соответствующими программами и государственными образовательными стандартами профессионального начального образования. Негосударственные учреждения начального профессионального образования вправе взимать плату с обучающихся за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов начального профессионального образования, которые не рассматриваются как предпринимательские, если получаемые от нее доходы полностью идут на затраты обеспечения образовательного процесса, в том числе на заработную плату, его развития и совершенствования в данном образовательном учреждении начального профессионального образования. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (лиц, их заменяющих) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия. Договорные (платные) образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств государственного бюджета (ст. 27).

В соответствие с ст. 6 Закона РТ от 19 мая 2009 года, № 531 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [5] учреждение высшего профессионального образования является юридическим лицом и относится к некоммерческому учреждению. В Республике Таджикистан создаются следующие виды

высших учебных заведений: университет, академия, институт. Университет - это учреждение высшего профессионального образования, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений (специальностей); осуществляет подготовку высококвалифицированных, научных и научно - педагогических работников, совершенствует их знания и квалификацию; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности. Академия - это учреждение высшего профессионального образования, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования в определенной сфере деятельности; осуществляет подготовку высококвалифицированных кадров для определенной сферы научной и научно-педагогической деятельности и повышение их квалификации; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности. Институт - это учреждение высшего профессионального образования, которое: реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования в одном или нескольких отдельных направлениях; осуществляет подготовку высококвалифицированных кадров и повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования. Правовой статус учреждения высшего профессионального образования выражается в его имени. Наименование учреждения высшего профессионального образования устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае, если в наименовании учреждения высшего профессионального образования употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид учреждения высшего профессионального образования.

В Республике Таджикистан устанавливаются следующие формы высшего профессионального образования: многоуровневое образование: а) высшее профессиональное образование, подтверждающееся присвоением лицу, успешно прошедшему государственную аттестацию, квалификации степени "бакалавр"; б) высшее профессиональное образование, подтверждающееся присвоением лицу, успешно прошедшему государственную аттестацию, квалификации степени «магистр». традиционное образование: а) высшее профессиональное образование, подтверждающееся присвоением лицу, успешно прошедшему государственную аттестацию, квалификации (степени) "специалист" (ч.2 ст.9).

Основными задачами учреждения высшего профессионального образования являются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии путем получения высшего профессионального и (или) послевузовского образования; развитие науки и искусства посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном и производственном процессе; подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации; развитие национального самосознания, патриотизма, чувства гражданского долга и способностей в работе и жизни в условиях современной глобализации; сохранение и приумножение национальных, нравственных, культурных, научных и традиционных ценностей страны; укрепление нравственных ценностей населения, повышение его образовательного и культурного уровня; обеспечение благоприятных условий для организации и проведения производственной и педагогической практики (ч.1 ст.11).

Другой стороной правоотношений в области высшего и послевузовского профессионального образования являются: студент - лицо, которое в установленном порядке зачислено в учреждение высшего профессионального образования и учится на дневной, вечерней, заочной форме обучения или экстерном с целью получения определенного уровня образования и специальности; аспирант - специалист, имеющий высшее профессиональное образование, степень магистра, который учится в аспирантуре учреждения высшего профессионального образования, научного учреждения или послевузовского профессионального образования для подготовки диссертации на получение ученой степени кандидата наук; бакалавр - начальная (базовая) степень высшего профессионального образования, специалист этой степени осваивает знания, навыки и профессиональное мастерство по теории и практике направлений своей специальности; докторант - лицо, которое имеет ученую степень кандидата наук и зачислено в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук; курсант - лицо, зачисленное в установленном порядке в военное (либо специальное) учреждение высшего профессионального образования, обучающийся с целью получения определенного уровня образования и специальности; магистр - степень высшего профессионального образования, присуждаемая выпускникам учреждения высшего профессионального образования после сдачи государственных экзаменов или защиты дипломного проекта магистра.

Магистр в основном, занят определенной областью науки, ведёт научно-исследовательскую работу и работает по специальности в образовательных, научных учреждениях и занимает должности, соответствующие уровню его образования; соискатель - лицо, имеющее высшее профессиональное образование и прикрепленное к аспирантуре или докторантуре высшего учебного заведения или научного учреждения и, которое готовит диссертацию на получение научной степени кандидата наук без обучения в аспирантуре, или лицо, которое имеет научную степень кандидата наук и готовит диссертацию на получение научной степени доктора наук без обучения в докторантуре; экстерн - лицо, самостоятельно изучающее учебные дисциплины согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей текущей и итоговой аттестацией в высшем учебном заведении.

Вопрос об участниках обязательств по возмездному оказанию образовательных услуг до настоящего времени не получил однозначного решения в научной литературе. Это объясняется рядом причин. Во-первых, преобладающая часть работ, посвящённых регулированию образовательных отношений, была написана до принятия Конституции и Гражданского кодекса, и потому не рассматривает участников образовательных отношений в качестве субъектов обязательств. Во-вторых, в литературе были высказаны различные мнения по вопросу о том, кто выступает в качестве лица, оказывающего образовательные услуги. В-третьих, не разработана классификация лиц, могущих выступать на стороне исполнителя в договоре возмездного оказания образовательных услуг [6, с. 32].

В. И. Шкатулла называет стороной образовательного (педагогического) правоотношения педагога, образовательное учреждение. На другой стороне образовательного правоотношения, по мнению автора, выступают воспитанник либо его представитель, ученик, студент, аспирант, слушатель [7, с. 95, 109].

Г. А. Дорохова считает, что образовательные государственно-правовые отношения возникают между учебным учреждением и гражданином при реализации последним своего конституционного права на образование. Одновременно она говорит о существовании другого типа правовых отношений - педагогических, сторонами в которых выступают преподаватель и учащийся [8, с. 12-13].

Г. С. Сапаргалиев и Е. Б. Баянов называют стороной образовательного правоотношения то учебно-воспитательное учреждение, то администрацию этого

учреждения. На другой стороне этого правоотношения, по мнению авторов, выступает гражданин (обучающийся) либо его родители [9, с. 15, 27, 46].

А. Е. Казанцева полагает, что в дошкольном и среднем образовании сторонами возникающих правоотношений, которые рассматриваются ею как гражданско-правовые, выступают с одной стороны родители, с другой - детские дошкольные, внешкольные учреждения, школы [10, с. 24].

А. Ю. Кабалкин пишет о правовых отношениях воспитанника, учащегося, родителей или заменяющих их лиц с воспитателями, педагогами, характеризуя данные отношения как горизонтальные административные отношения [11, с. 30].

По мнению И. Б. Булатовой: «Особенностью обязательств по оказанию образовательных услуг высшим учебным заведением является то, что услуги оказываются постоянным профессорско-педагогическим составом. Преподаватели кафедр высшего образовательного учреждения заключают договор возмездного оказания образовательных услуг, принимая на себя обязанности исполнителя и, тем самым, становятся участниками гражданско-правовых отношений. Определение взаимных прав и обязанностей сторон в обязательстве предполагает конкретизацию формы получения образования - будет ли это очная, вечерняя, заочная форма, или же образовательные программы будут осваиваться в форме экстерната» [12, с. 87].

В соответствие с законодательством сферы образования и в зависимости от числа направлений обучения студентов существуют следующие типы вузов: университеты, академии и институты [13, с. 108].

Видно, что в научной литературе высказаны различные точки зрения на то, какие субъекты могут выступать в качестве сторон образовательного правоотношения. На одной стороне отношения авторы помещают само образовательное учреждение, его администрацию либо педагогов, при этом разграничению первых двух субъектов не уделяется должного внимания, на другой же стороне авторы помещают либо обучающегося, либо его законных представителей.

Таким образом, можно утверждать, что услугополучателям на основе договора оказания образовательных услуг являются дети дошкольного возраста, учащиеся, студенты, стажеры, интерны, ординаторы, аспиранты, соискатели, докторанты и др., а услугодателям являются образовательные учреждения, преподаватели, воспитатели, и другие физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере образования (профессиональные спортивные, ремесленные, художественные, музыкальные школы и школы живописи и т.д.).

Заказчиком данного договора могут быт сам услогополучател или его законные представители. Договор на оказание образовательных услуг заключается услугополучателем достигшего 18 лет. За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны (ч. 1 ст. 29 ГК РТ). Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя (ч. 1 ст. 27 ГК РТ).

Литература:

1. Жукова Т.В. Договор возмездного оказания образовательных услуг: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. - 203 с.

2. Закон Республики Таджикистан от 22 июля 2013 года, № 1004 "Об образовании" // [Электронный ресурс]: http://mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/250/ (Дата обращения: 08.01.2014).

3. Закон Республики Таджикистан «О дошкольном обучении и воспитании» // [Электронный ресурс]: http://mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/250/ (Дата обращения: 08.01.2014).

4. Закон Республики Таджикистан от 22 апреля 2003 года, № 21 «О начальном профессиональном образовании» // Ахбори Маджлиси Оли Республики

Таджикистан 2003 год, №4, ст.151; 2007 год, №7, ст. 696; 2009 год, №3, ст.84; Закон РТ от 03.07.2012г., №868.

5. Закон Республики Таджикистан от 19 мая 2009 года, № 531 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»// Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2009. № 5. Ст. 338.

6. Белозеров А.В. Понятие и содержание обязательства по возмездному оказанию образовательных услуг: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000. - 220 с.

7. Шкатулла В.И. Образовательное законодательство: теоретические и практические проблемы. Общая часть / под ред. Кудрявцев Ю.А. - М., 1997. - 164 с.

8. Дорохова Г. А. Теоретические проблемы совершенствования законодательства о народном образовании: автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. - М., 1982. - 44 с.

9. Сапаргалиев Г. С., Баянов Е.Б. Правовые основы развития народного образования. - Алма-Ата: Наука, 1983. - 187 с.

10. Казанцева А. Е. Обязанности и права родителей (заменяющих их лиц) по воспитанию детей и ответственность за их нарушение. - Томск, 1987. - 140 с.

11. Кабалкин А. Ю. Социально-экономические права советских граждан (в отраслях права цивилистического профиля). - М.: Наука, 1986. - 207 с.

12. Булатова И. Б. Проблемы гражданско-правового регулирования платного образования в высших учебных заведениям Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - 165 с.

13. Сангинов Д. Ш. Конституционные основы права граждан на образование // Чдвонон ва илми муосир. - Душанбе: Бухоро, 2013. - С. 94-116.

СУБЪЕКТЫ ДОГОВОРА ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ПОДВИДА ДОГОВОРА ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ

Аннотация. В данной статье анализируются законодательство Республики Таджикистан и научные мнения учёных о субъектах договора оказания образовательных услуг как подвида договора оказания социально-культурных услуг. Услугополучателям на основе договора оказания образовательных услуг являются дети дошкольного возраста, учащиеся, студенты, стажеры, интерны, ординаторы, аспиранты, соискатели, докторанты и др., а услугодателям являются образовательные учреждения, преподаватели, воспитатели, и другие физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере образования (профессиональные спортивные, ремесленные, художественные, музыкальные школы и школы живописи и т.д.).

Ключевые слова: договор на оказание образовательных услуг, субъекты договора, образовательная услуга, образовательные учреждения, учащийся, университет, студент, преподаватель.

SUBJECTS CONTRACT PROVISION OF EDUCATIONAL SERVICES AS SUBSPECIES OF THE CONTRACT PROVISION OF WELFARE SERVICES

Abstract. This article examines the legislation of the Republic of Tajikistan and the scientific opinions of scientists on the subjects of the contract provision of educational services as a subspecies of the contract provision of welfare services. Services to recipients on the basis of a contract provision of educational services are pre-school children, pupils, students, trainees, interns, residents, graduate students, applicants, doctoral students and others, and provider are educational institutions, teachers, educators , and other individuals and entities engaged in activities education ( professional sports, crafts, art, music schools and schools of painting, etc.).

Key words: contract for the provision of educational services, contract agents, educational services, educational institutions, student, university, student, teacher.

Сведения об авторе: Сангинов Дониёр Шомахмадович - кандидат юридических наук, доцент, заведующей кафедрой предпринимательского и коммерческого права Таджикского национального университета, e-mail: doniyor_sanginov@mail.ru

Information about the author: Sanginov Doniyor Shomahmadovich - сandidate of sciences (Law), docent, head of the Department of Business and Commercial Law at the Tajik National University

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КАТЕГОРИИ БЕЗОПАСНОСТИ ТОВАРОВ,

РАБОТ И УСЛУГ

Мирзоев П. З.

Таджикский национальный университет

На основе ст. 8 Закона РТ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга), при соблюдении установленных правил его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом. Потребитель имеет право на информирование через средства массовой информации о товарах (работах, услугах), представляющих опасность для его жизни, здоровья, имущества и окружающей среды за счёт продавца (изготовителя, исполнителя). Изготовитель (исполнитель), обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного гарантийного срока, срока службы или срока годности товара (работы). Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие не обеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее - правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.

Товары (работы, услуги), на которые законами или стандартами, установлены обязательные требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя, охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Республики Таджикистан. Перечень товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, определяется Правительством Республики Таджикистан. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательной сертификации, а при необходимости санитарно-эпидемиологического заключения и соответствия требованиям, указанным в шестой части настоящей статьи, а также без алфавитно-цифровой информации -штрихового кода.

Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы), он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях, принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей). Если

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.