УДК 347.454.50
И.А. Толочкова
К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ ДОГОВОРА ОБ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Введение: коммерческая составляющая уже давно «вторглась» в образовательную среду и не вызывает нареканий. Предложения получить образование и в классических учебных заведениях, и в новых коммерческих, получивших распространение за последние 20 лет, в т.ч. и дистанционным методом, также широко представлены на рынке, как, например, продажа продуктов питания или объектов недвижимости.
Цель: создание нормативно-правовой базы для регулирования, систематизации и введения в рамки правового поля деятельности субъектов, извлекающих прибыль из оказания платных образовательных услуг. Методологическая основа: для того чтобы законодатель мог регулировать данные отношения, необходимо в первую очередь дать понятие договора об оказании платных образовательных услуг между заказчиком и исполнителем в лице лицензируемой организации (индивидуального предпринимателя). Ценность понятия договора заключается и в возможности защиты прав всех субъектов правоотношения, и извлекающего прибыль, и получающего услугу. Результаты: аргументировано авторское определение понятия договора об оказании платных образовательных услуг. Выводы: определение договора оказания платных образовательных услуг лицензируемым исполнителем должно сочетать в себе межотраслевые признаки, присущие правоотношению, где мы наблюдаем взаимодействие гражданско-правовых и административно-правовых норм.
Ключевые слова: договор, образовательные услуги, заказчик, исполнитель, образовательное учреждение, индивидуальный предприниматель.
I.A. Tolochkova
TO THE QUESTION OF DEFINING THE CONCEPT
OF A CONTRACT ON RENDERING PAID EDUCATIONAL SERVICES
Introduction: the commercial component has long been invaded in the educational environment and is not satisfactory. The offer to receive education in the classical schools, and new commercial, widely spread over the past twenty years, including remote method, also widely available on the market, such as selling food or real estate.
Goal: establish a regulatory framework for the regulation, systematization and introduction into the legal field the activities of entities making profit from the provision of paid educational services. Methodological framework: to ensure that the legislator could regulate these relations, it is necessary first to give the concept of a contract on rendering paid educational services between the customer and the executor in the person of the licensed organization (the individual entrepreneur). The value of the notion of contract lies in the possibility of protection of the rights of all subjects of legal relations, and making profit and receiving the service.
Results: the author argued the definition of the contract on rendering of paid educational services. Insights: created by the author's definition of the contract of rendering of paid educational services licensed by combines interdisciplinary features inherent relationship where we observed the interaction of civil law and norms of administrative law.
Keywords: contract, educational services, customer, contractor, educational institution, individual entrepreneur.
© Толочкова Ирина Александровна, 2017
Аспирант кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: irina_tollochkova@mail.ru © Tolochkova Irina Aleksandrovna, 2017 140 Graduate student of civil and family law (Saratov State Academy of Law)
Действующее законодательство об образовательной деятельности не содержит легального понятия «договор об оказании платных образовательных услуг». Термин «договор» неоднократно встречается и в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»1^ в Постановлении Правительства РФ № 706 „Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг„» (в ред. от 3 июля 2016 г., с изм. от 19 декабря 2016 г.)2, но законодатель ограничился лишь описанием некоторых его элементов.
Применительно к договорным отношениям, связанным с осуществлением образовательной деятельности лицензируемыми организациями и индивидуальными предпринимателями, правовой интерес сторон характеризуется установленным законом правом на образование и обязанностью в его предоставлении. Соответственно гражданин реализует свой правовой интерес в виде права и его непосредственной реализации, а образовательное учреждение — свою обязанность, которая непосредственно связана с социальными интересами государства.
Поскольку для образовательного учреждения (индивидуального предпринимателя (далее — ИП)) осуществление образовательной деятельности — обязанность, то получение лицензии на осуществление такой деятельности предполагает обязанность лица заключать договор с каждым желающим получить образование. Соответственно договор с обучающимся будет публичный.
Вопрос о публичности договора оказания платных образовательных услуг относится к дискуссионным [1, с.4; 2, с. 5]. Например, следует обратить внимание на присущую профессиональному образованию особенность: для получения образования (заключения договора об оказании платных образовательных услуг) необходимо выдержать предлагаемое испытание (тестирование, экзамен) либо представить документ, подтверждающий определенный уровень знаний (ЕГЭ). В других случаях (имеются в виду иные ступени образования), например, дошкольная и школьная ступени не нуждаются в каких-либо требованиях к образовательному минимуму.
Таким образом, договоры об осуществлении образовательной деятельности не являются абсолютно публичными.
Следует констатировать дифференцированный подход законодателя к определению публичности договора оказания платных образовательных услуг. Говоря о признаках договора с лицензируемой организацией и (или) ИП, представляется, что к нему не может в полной мере применяться принцип свободы договора [3, с. 148].
Полагаем, что договорные отношения между лицензируемой организацией и (или) ИП и обучающимся фактически лишены в своем регулировании принципа свободы договора в связи с подробным регламентированием и установлением обширного перечня существенных условий.
Договор об оказании платных образовательных услуг лицензированным образовательным учреждением и (или) ИП также следует отнести к договорам присоединения. В пользу этого вывода говорят разработанный Минобрнауки России ряд формуляров об оказании платных образовательных услуг в зависимости от ступени образования (между дошкольным учреждением и родителями ребенка), например, Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2013 г. № 1315
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 ч. 1, ст. 7598; 2017. № 18, ст. 2670.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 34, ст. 4437.
«Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»3! Приказ Минобрнауки России от 13 января 2014 г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования4.
Данные формы договора обязательны для применения всеми государственными образовательными учреждениями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими образовательные услуги на платной основе. Разработка таких типовых форм договора должна способствовать защите прав обучающегося, снижению риска нарушения его прав, поскольку договоры содержат все обязательные условия, предусмотренные законодательством. Кроме того, к взаимоотношениям сторон применяется и Закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 3 июля 2016 г.)5 (ранее на это обращалось внимание Министерством образования РФ).
Сложность определения типа договора в случае, если исполнителем является лицензируемая организация и (или) ИП, заключается в том, что, как уже отмечалось, многочисленные нормативные акты, регулирующие указанный договор, само его определение не содержат. Более того, данный договор является межотраслевым, что усложняет его характеристику, но, безусловно, он содержит и гражданско-правовые элементы. По мнению В.В. Долинской, «...адекватное правовое регулирование невозможно без четкого определения его объекта» [4, с. 5].
Полагаем, проведенный анализ законодательства и юридической литературы позволяет сформулировать следующее понятие данного договора: По договору оказания платных образовательных услуг одна сторона (исполнитель услуги) в лице образовательной организации или индивидуального предпринимателя, действующего на основании лицензии, обязуется предоставить образовательную услугу в соответствии с общеобязательным государственным образовательным стандартом заказчику (физическому или юридическому лицу, иной организации), как непосредственно самому заказчику, так и указанному им лицу, а заказчик обязуется оплатить образовательные услуги.
В данном определении мы видим конструкцию консенсуального характера договора. Именно такая договорная конструкция отвечает сложившимся между сторонами правоотношениям. Трудно представить себе договор об оказании платных образовательных услуг лицензируемой организацией и (или) ИП реальным, поскольку очевидно, что заказчик согласует условия соглашения и нередко авансирует услуги. Момент оказания услуги — уже исполнение договора, тогда как моментом его заключения следует считать достижение соглашения сторонами.
Однако в противовес этому утверждению, можно привести нормы ст. 53 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в которых содержится четкое указание, по сути изменяющее гражданско-правовое направление взаимодействия сторон, а именно: если образовательная деятельность осуществляется юридическим лицом (ВУЗом), то основанием возникновения правоотношения будет распорядительный акт соответствующей организации, и только если образовательную деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель, таким основанием будет служить договор. С учетом того, что
3 См.: Российская газета. 2014. 11 апр.
4 См.: Там же.
5 См.: Собр. законодательства. Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 140; 2016. № 27, ч. 1, ст. 4198.
указанные правоотношения носят межотраслевой характер, мы должны учитывать взаимодействие и иных норм с гражданско-правовыми, а следовательно, договор об оказании платных образовательных услуг выступает основанием возникновения правоотношения только в одном случае — если образовательную деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель, тогда как распорядительный акт является во всех остальных случаях этим необходимым основанием. Следовательно, момент возникновения правоотношения отсрочен, сопряжен с активными действиями исполнителя и, видимо, может быть представлен конструкцией реального договора.
В связи с вышеизложенным определение договора об оказании платных образовательных услуг можно изложить в следующей редакции:
По договору оказания платных образовательных услуг одна сторона (исполнитель услуги) в лице образовательной организации или индивидуального предпринимателя, действующего на основании лицензии, предоставляет (обязуется предоставить) образовательную услугу в соответствии с общеобязательным государственным образовательным стандартом, заказчику (физическому или юридическому лицу, иной организации), непосредственно самому заказчику или указанному им лицу, а заказчик оплачивает (обязуется оплатить) образовательные услуги.
Именно такое определение договора оказания платных образовательных услуг лицензируемым исполнителем сочетает в себе межотраслевые признаки, присущие правоотношению, где наблюдается взаимодействие гражданско-правовых и административно-правовых норм.
Библиографический список
1. Волчанская Л.М. Договор возмездного оказания образовательных услуг в системе высшего профессионального образования: автореф. дис .... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. 26 с.
2. Жукова Т.В. Договор возмездного оказания образовательных услуг: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 24 с.
3. Казанцев М.Ф. Свобода гражданско-правового договорного регулирования как проявление свободы договора // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. Юридический журнал. 2008. № 1. С. 147-149.
4. Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции: М.: Волтерс Клувер, 2006. 736 с.
References
1. Volchanskaya L.M. the Contract of compensated rendering of educational services in higher education. author. dis. ... candidate of law.Volgograd, 2002. 26 p.
2. Zhukova T.V. Agreement of paid rendering of educational services: author. dis. ... candidate of law. M., 2004. 24 p.
3. Kazantsev M.F. Freedom of civil-law contractual regulation as a manifestation of freedom of contract // «Black holes» in Russian Legislation. Journal of law. 2008. № 1. P. 147-149.
4. Dolinskaya V.V. Company law: key issues and trends: M.: Volters kluver, 2006. 736 p.