Научная статья на тему 'Оказание образовательных услуг на возмездной и безвозмездной основе: сравнительная характеристика'

Оказание образовательных услуг на возмездной и безвозмездной основе: сравнительная характеристика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1854
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / EDUCATIONAL SERVICES / РЕПЕТИТОРСКИЙ ДОГОВОР / TUTORING CONTRACT / ИСПОЛНИТЕЛЬ / ЗАКАЗЧИК / CUSTOMER / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / QUALITY CONTROL / ПОТРЕБИТЕЛЬ / CONSUMER / ARTIST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толочкова Ирина Александровна

В статье анализируются характерные особенности оказания образовательных услуг на возмездной и безвозмездной основе. Проведено исследование по различным основаниям: субъектному составу, правам и обязанностям сторон, ответственности. Выносится на обсуждение вопрос о возможности применения к фактическим отношениям сторон гражданского законодательства. Формулируются выводы относительно возможности применения норм о защите прав потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Providing Educational Services for a Fee and Free of Charge: Compara-tive Characteristics

The scientific article is an analysis of the characteristics of the provision of educational services for a fee and free of charge. A study on various grounds: subject composition, rights and obligations of the parties, responsibility. Tabled a question about the possibility of the parties to the actual civil law. The author's conclusions regarding the possible application of the rules on the protection of consumers' rights

Текст научной работы на тему «Оказание образовательных услуг на возмездной и безвозмездной основе: сравнительная характеристика»

И.А. Толочкова

ОКАЗАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА ВОЗМЕЗДНОЙ И БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ОСНОВЕ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

В статье анализируются характерные особенности оказания образовательных услуг на возмездной и безвозмездной основе. Проведено исследование по различным основаниям: субъектному составу, правам и обязанностям сторон, ответственности. Выносится на обсуждение вопрос о возможности применения к фактическим отношениям сторон гражданского законодательства. Формулируются выводы относительно возможности применения норм о защите прав потребителей.

Ключевые слова: образовательные услуги, репетиторский договор, исполнитель, заказчик, контроль качества, потребитель.

I.A. Tolochkova

PROVIDING EDUCATIONAL SERVICES FOR A FEE

AND FREE OF CHARGE: COMPARATIVE CHARACTERISTICS

The scientific article is an analysis of the characteristics of the provision of educational services for a fee and free of charge. A study on various grounds: subject composition, rights and obligations of the parties, responsibility. Tabled a question about the possibility of the parties to the actual civil law. The author's conclusions regarding the possible application of the rules on the protection of consumers' rights.

Keywords: educational services, tutoring contract, artist, the customer, quality control, the consumer.

Одним из существенных отличий возмездного договора об оказании образовательных услуг (репетиторского договора) от фактических безвозмездных действий по оказанию образовательных услуг, является отсутствие закрепленных в письменной форме отношений между сторонами, в случае оказания их безвозмездно. Глава 39 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) и вовсе не содержит требования к форме договора возмездного оказания услуг, но на практике стороны имеют возможность его заключения в соответствии с общими правилами ст. 159-160. Таким образом, форма договора определяется усмотрением сторон. При оказании безвозмездных услуг такая практика, напротив, отсутствует. Образовательная организация не заключает подобных договоров, а следовательно, и не несет гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Этот правовой вакуум частично компенсируется путем обобщения в локальных нормативных актах учреждения (уставе) прав и обязанностей учащегося и образовательного учреждения. Нередко такие уставы содержат и указание на возможность исключения учащегося из заведения, но мы не можем привести пример устава образовательного учреждения, в котором фиксировались бы меры ответственности последнего. Это правовое регулирование с неким «перевесом» в пользу образовательного учреждения объяснимо с точки зрения правовой природы этих правоотношений.

© Толочкова Ирина Александровна, 2015

Аспирант кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая ака-142 демия); e-mail: irina_tolochkova@mail.ru

И. А. Толочкова • Оказание образовательных услуг на возмездной и безвозмездной основе: сравнительная характеристика

Полагаем, их следует отнести к категории конституционных и социально значимых прав граждан, право на получение такой услуги несовершеннолетним содержит и семейное законодательство. Однако при видимом сходстве таких правоотношений с гражданско-правовыми только последние будут характеризоваться возмездностью услуги. Об этом законодатель прямо упомянул в ст. 779 ГК РФ, которая гласит: по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Поэтому, несмотря на единый предмет исполнения, между такими действиями есть существенное различие, основанное на виде правоотношений, к которым их следует отнести. В то же время если образовательное учреждение оказывает платные услуги, что предусматривает и Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2014 г.)1 (см., например, п. 4 ст. 29, ст. 54), они переходят в разряд гражданско-правовых, поскольку приобретают признак возмездности и регулируются теперь не только указанным Федеральным законом, но и ГК РФ.

Таким образом, оказание безвозмездных образовательных услуг имеет характерную особенность, проявляющуюся в том, что эти услуги могут быть урегулированы иным, не гражданским законодательством, но в случае оказания их возмездно, они одновременно будут регулироваться несколькими отраслями права, в т.ч. гражданским правом. Следовательно, с точки зрения гражданских правоотношений, образовательные услуги, оказываемые на безвозмездной основе, скорее следует отнести к фактическим, не основанным на договоре.

Несмотря на близость репетиторского договора к фактическим отношениям по оказанию безвозмездных образовательных услуг, исполнитель лишен необ- е

т

ходимости доказывать надлежащий характер своих действий перед непосред- и

к

ственным получателем услуги. В соответствии с п. 7 ст. 28 Федерального закона р

«Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет в

ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполне- §

ние или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а

за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с |

учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь е

и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В послед- |

нем случае, если вред причинен жизни или здоровью указанных лиц, его воз- р

и

мещение осуществляется по правилам гл. 59 ГК РФ. Фактический контроль за Ч

выполнением функций и за качеством осуществляет вышестоящая инстанция, |

но не сам получатель услуги. Вышестоящая инстанция — это, в соответствии к

со ст. 7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Рос- М

сийская Федерация, которая для осуществления контроля передает органам и государственной власти субъектов РФ свои полномочия. Они в свою очередь 5

осуществляют контроль и надзор в сфере образования, который представляет 00

))

собой деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и 2 подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную 5 деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов. 143

Надзор представляет собой деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее — органы и организации), требований законодательства об образовании.

Таким образом, получатель услуги может лишь сообщить в вышестоящую инстанцию о необходимости проверки, о фактах, которые, по его мнению, свидетельствуют о низком качестве услуги, но при этом мы не можем считать его потребителем услуги в смысле, который вкладывает в это понятие гражданское законодательство. Именно поэтому мы именуем его получатель услуги. Получатель безвозмездной услуги не может воспользоваться и правами, предоставленными потребителю. Аналогично предыдущим примерам, если образовательная услуга будет оказана тем же учреждением, но на возмездной основе, отношения приобретут характер гражданско-правовых, а получатель услуги обретает права и обязанности потребителя.

В репетиторском договоре стороны вправе оговорить личность исполнителя, точно определить его профессиональный уровень и квалификацию, тогда как при оказании безвозмездных образовательных услуг получатель услуги вынужден ориентироваться на сам факт сотрудничества с профессиональной организацией, поэтому предполагается и профессиональный уровень сотрудников.

При этом организация может и заменить исполнителя без согласия получателя услуги, последний же не может повлиять на определение исполнителя. Напротив, в случае оказания услуги возмездно, в соответствии со ст. 780 ГК РФ исполнитель обязан оказать услугу лично, иное может быть оговорено в договоре.

При оказании дополнительных образовательных услуг на безвозмездной основе каждое учреждение самостоятельно разрабатывает методику определения уровня профессиональной подготовки исполнителя. В качестве критериев при оценке методической работы исполнителя выявляется качественный уровень личностно-профессионального развития и обучающей деятельности педагогов. Важную роль играет и результативность, которая выражается в участии в конкурсах, соревнованиях, выставках либо по уровню усвоения теоретических знаний и практических навыков2.

Таким образом, представленные фактические отношения, имеющие внешнее сходство с гражданско-правовыми по оказанию услуг, имеют существенные (можно сказать коренные) отличия, а следовательно, они не подлежат регулированию гражданско-правовыми нормами. Это еще раз доказывает наличие существенных различий между образовательной услугой, оказываемой возмездно, и услугой оказываемой на безвозмездной основе.

Фактическое же положение сторон при оказании безвозмездной услуги свидетельствует, по нашему мнению, о необходимости дальнейшего правового регулирования с целью установления ответственности образовательного учреждения, а следовательно, возможности оценки качества его работы.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53, ч. 1, ст. 7598; 2014. № 30, ч. I, ст. 4263.

2 Трепп М.Г. Мониторинг качества образования в учреждении дополнительного образования. URL:http: // www. nsportal.ru.html (дата обращения: 24.08.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.