DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.108.6.155
ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ДОГОВОРА ОБ ОКАЗАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Научная статья
Манько О.В.1' *, Пелипенко В. А.2
1 ORCID: 0000-0002-8511-5557;
1 2 Саратовская государственная юридическая академия, Саратов, Россия
* Корреспондирующий автор (manko.ov[at]mail.ru)
Аннотация
Представленная статья посвящена изучению гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности сторон договора об оказании образовательных услуг, а также рассматриваются типичные правовые последствия нарушения договора об оказании образовательных услуг, предусмотренные договорами и действующими нормативными актами. Институт оказания услуг в гражданском праве является одним из самых динамично развивающихся. Отношения между образовательным учреждением (организацией) и гражданином, желающим получить образовательную услугу, облекаются в форму договора возмездного оказания образовательных услуг. Автор приходит к выводу, что договор об оказании образовательных услуг сочетает в себе публично-правовые и частноправовые начала. И обучающийся в таких правоотношениях является слабым звеном.
Ключевые слова: договор об оказании образовательных услуг, заказчик, исполнитель, гражданско-правовая ответственность, дисциплинарная ответственность.
LEGAL mNSEQUENCES OF VIOLATING THE AGREEMENT OF THE PROVISION
OF EDUCATIONAL SERVICES
Research article
Manko O.V.1' *, Pelipenko V.A.2
1 ORCID: 0000-0002-8511-5557;
1 2 3 Saratov State Academy of Law, Saratov, Russia
* Corresponding author (manko.ov[at]mail.ru)
Abstract
The article examines the civil and disciplinary liability of the parties to the agreement on the provision of educational services while also assessing the standard legal consequences of the violation of the agreement provided for by the agreements and current regulations. The institute for the provision of services in Russian civil law is one of the most dynamically developing areas. The relationship between an educational institution (organization) and a citizen in need of educational services is covered in the form of a contract for the provision of paid educational services. The author of the article comes to the conclusion that the agreement on the provision of educational services combines public and private legal principles, while the student in such legal relations is the weak link.
Keywords: contract for the provision of educational services, customer, contractor, civil liability, disciplinary liability.
Вместе с изменениями в экономической, политической организации общества происходит обновление отношений в сфере образования. Они касаются регулирования правовых отношений граждан с поставщиками услуг образования. Договора о предоставлении таких услуг приобретают все большую актуальность. Они выступают основой взаимодействия между учебным заведением и учащимся: студентом, слушателем, клиентом. В них учитывается множество нюансов: обязанности, ответственность, права сторон, размер оплаты, сроки, способы, обстоятельства, при которых возможно частичное изменение первоначальных условий, а также расторжение договора.
Договор об образовательных услугах как обособленный вид юридического документа отсутствует в перечне норм Гражданского кодекса РФ. По смыслу предполагают, что учащийся, студент, курсант — заказчик образовательной услуги, а образовательная организация — исполнитель. Образовательный договор имеет признаки возмездного договора. Образовательные услуги могут быть как на платной основе, так и бесплатной.
Договор об оказании платных образовательных услуг регулируется нормами Гражданского кодекса РФ о возмездном оказании услуг [1], Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [2], Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» [3], договор об оказании образовательных услуг на бюджетной основе регулируется нормами Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Исследователи Степанова В. С, Миронова И. Б. дают определение понятия «образовательные услуги». Под ними авторы понимают передачу образовательных, профессиональных знаний учащимся. Услуги ориентированы на удовлетворение потребностей заказчиков [7, C. 22]. В процессе оформления договора об оказании образовательных услуг стороны придерживаются статьи 779 Гражданского кодекса РФ.
В этой статье рассматривается предмет договора возмездного выполнения услуг. Образовательное учреждение, предоставляющее услуги — исполнитель; услуга состоит в передаче некоторого объема информации согласно выбранной программе для получения желаемой профессии, специальности. Лица, получающие оговоренную информацию, обозначаются словом — «заказчик».
Анализ содержания договоров указывает на то, что в некоторых случаях образовательные учреждения не до конца понимают специфику возмездного предоставления услуг, их отличие от отношений подряда. Так, в литературе встречаются случаи, когда в договоре указывается на то, что отношения сторон носят долгосрочный характер с наличием отдельных этапов выполнения работ [9, С. 38-40].
Согласно нормам действующего законодательства ответственность за выполнение всех пунктов соглашения возлагается на обе стороны. Она имеет две составляющие: дисциплинарная ответственность, гражданско-правовая ответственность. Правовую ответственность несут обе стороны: образовательное учреждение, учащиеся.
Самый распространенный случай — нарушение сроков оплаты оказываемых услуг (просрочка). Исполнитель получает право требовать от заказчиков (курсантов, слушателей) не только основной суммы, предусмотренной договором, но и процентов. Такое право предоставляет исполнителю статья 395 Гражданского кодекса. Более того, исполнительная организация может обратиться в суд с иском о взыскании с заказчика образовавшейся суммы долга с процентами Законодательные нормы ничем не ограничивают возможности образовательных учреждений начислять проценты на просроченные суммы оплаты. Проценты рассчитываются по ключевой ставке Центрального Банка РФ, действовавшей на момент неисполнения обязательств. При этом образовательная организация не может не допустить на занятия обучающегося не оплатившего обучение.
Гражданско-правовая ответственность образовательного учреждения имеет свою специфику. Она возникает в том случае, если учреждение скрывает от получателя важную информацию об услугах, стоимости, условиях получения, распространяет недостоверные сведения, не обеспечивает надлежащего уровня преподавания.
В процессе оформления договора изучение лицензии на право деятельности в области образования — важная процедура. Абитуриент знакомится с ее содержанием, термином действия, сведениями о полномочиях органов, выдающих подобные документы. Договор заключается в письменной бумажной форме, его обязательные атрибуты — подпись, печать [8]. Тексты договоров стандартные, отличаются один от другого в зависимости от выбранного образовательного уровня: среднее, профессиональное, высшее образование (бакалавриат, магистратура), дополнительное обучение — курсы, повышение квалификации, семинары и т.п.
Процедура защиты заказчиков как потребителей услуг образования включается в случае несоблюдения условий договора стороной исполнителя — учебного учреждения. Подобная ситуация предусмотрена статьями Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 от 7 февраля 1992 года. Если во время оформления договора абитуриент не был ознакомлен с содержанием лицензии, не получил исчерпывающей информации о получаемых услугах, то впоследствии он может расторгнуть договор, требовать возмещения убытков на основании статьи 12 указанного закона [5, С. 140-144]. В случае отказа от предоставления учебных услуг, неудовлетворительного качества учебного процесса студент получает право отказа от выполнения договора, требовать возврата уплаченных средств (если был заключен возмездный договор). Любые действия, направленные на ограничение, нарушения прав учащихся, являются незаконными. Требовать возмещения денежных, материальных потерь, компенсации морального ущерба — неотъемлемое право учащихся [4, С. 163-168].
Оценка качества образования — непростой, неоднозначный, во многом субъективный процесс. Она не сводится к констатации недостаточного уровня знаний, неуспеваемости, низким академическим отметкам. Сложность учебных материалов, особенности его восприятия субъективны, индивидуальны. Одни и те же формулировки одним учащимся кажутся чрезвычайно простыми, другим — невообразимо сложными категориями. Поэтому основу современных методов определения качества образования составили самооценка, лицензирование, самоанализ, аттестация, аккредитация государственными, общественными специализированными органами.
Для правового оформления возникших претензий по условиям подписанного договора с целью его расторжения, возврата уплаченных средств необходимо обращение к уполномоченному органу — Рособрнадзору, заказ на проведение экспертизы. Подтверждение фактов невыполнения, ненадлежащего выполнения условий договора служит основанием для привлечения учебной организации к гражданско-правовому ответу.
Для учащихся предусмотрена дисциплинарная ответственность. Она наступает в случае отсутствия на занятиях без уважительных причин, неуспеваемости, других нарушений учебной дисциплины. Накопление большого количества нарушений может привести к отчислению студента, курсанта. Основания для принятия такого решения перечислены в части 2 статьи 61 Федерального закона об образовании № 273-Ф3 от 29.12.2012. Отчисление возможно в случае недобросовестного отношения к обучению, невыполнения требований учебной программы, практических занятий, академическая неуспеваемость. Еще одно основание — нарушение процедуры приема в образовательное учреждение, предоставление недостоверной информации. Зачисление признается незаконным, аннулируется, а учащийся обязан оплатить все полученные услуги до момента отчисления [6, С. 252-257].
Многолетняя практика показывает, что отчисление — крайняя мера, неприятная для обеих сторон. Если возникает задолженность, неуспеваемость, с учащимся проводят разъяснительные мероприятия, допускают к зачетам, экзаменационной сессии, назначают индивидуальную пересдачу. Отчислить учащегося за нарушение некоторых пунктов договора, если он прилагает хотя бы минимальные усилия по овладению материалом, практически невозможно. Учебное заведение такой цели перед собой не ставит, ведь вместе с отчислением студента учреждение теряет его деньги. Отдельные случаи происходят. Если учащийся решил не продолжать обучение, выбрал другой жизненный путь, допустил к определенному моменту значительную академическую задолженность — отчисление неизбежно. Сторона договора вправе требовать погашения задолженности по оплате как в виде претензии, так и путем обращения в суд.
Целевое обучение имеет свои особенности. Статья 56 Федерального образовательного закона указывает, что заинтересованное лицо намерено получить профессиональное, высшее образование по рекомендации работодателя, за его счет. Договор о предоставлении услуг образования подписывают работодатель и образовательное учреждение. В случае отчисления вследствие невыполнения условий договора работодатель получает право требовать с учащегося компенсации затрат на обучение [10]. Таким образом, мы видим, что одни договорные правоотношения поражают другие договорные правоотношения.
На основании проведенного исследования можно сказать, что договор о предоставлении образовательных услуг объединяет в своей сущности частноправовое, публично-правовое начало. Договор является «активным договором» -обе стороны договора имеют взаимные права и обязательства по его исполнению.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СЗ РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, № 303, 31.12.2012.
3. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 08.12.2020) «О защите прав потребителей» // Российская газета, № 8, 16.01.1996.
4. Кондратюк Д.Л. Особенности правового регулирования оказания платных образовательных услуг в системе высшего образования России / Д.Л. Кондратюк // Образование и право. - 2020. - №11. - С. 163-168.
5. Ленковская Р.Р. Односторонний отказ заказчика от исполнения договора возмездного оказания образовательных услуг / Р.Р. Ленковская // Проблемы экономики и юридической практики. - 2016. - №2. - С. 140-144.
6. Мирошникова В.А. Особенности ответственности сторон при оказании платных образовательных услуг в системе высшего образования России / В.А. Мирошникова // Образование и право. - 2020. - №10. - С. 252-257.
7. Степанова В.С. О дефиниции понятий «образование», «образовательная деятельность», «образовательная услуга» / В.С. Степанова, И.Б. Миронова // Гуманизация образования. - 2015. - № 1. - С. 22-26.
8. Бриллиантова Н.А. Получение платного и бесплатного профессионального образования: проблемы и попытка их преодоления / Н.А. Бриллиантова, В.В. Архипов // «Законодательство и экономика», № 9. 2008. С. 38 -40.
9. Кабатов В.А. Возмездное оказание услуг / В.А. Кабатов // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая.Текст. Комментарий. Алфавитно-предметный указатель. М., 2006 г. 392 с.
10. Маленина М.Н. Правовая природа и основания правоотношений «вуз-студент» / М.Н. Маленина // Правоведение № 3. 2002.261 с.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Grazhdanskijj kodeks Rossijjskojj Federacii (chast' vtoraja) ot 26.01.1996 № 14-FZ (red. ot 09.03.2021) // SZ RF, 29.01.1996, № 5, st. 410. [Civil Code of the Russian Federation (part two) of 26.01.1996 No. 14-FZ (dated 09.03.2021) // SZ RF, 29.01.1996, No. 5, Article 410] [in Russian]
2. Federal'nyjj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (dated 24.03.2021) «Ob obrazovanii v Rossijjskojj Federacii» [Federal Law No. 273 -FZ of 29.12.2012 (as amended on 24.03.2021)" On Education in the Russian Federation "] // Rossiyskaya Gazeta, No. 303, 31.12.2012 [in Russian]
3. Zakon RF ot 07.02.1992 № 2300-1 (red. ot 08.12.2020) «O zashhite prav potrebitelejj» [The Law of the Russian Federation of 07.02.1992 No. 2300-1 (dated 08.12.2020) "On Protection of Consumer rights"] // Rossiyskaya Gazeta, No. 8, 16.01.1996 [in Russian]
4. Kondratyuk D. L. Osobennosti pravovogo regulirovanija okazanija platnykh obrazovatel'nykh uslug v sisteme vysshego obrazovanija Rossii [Features of Legal Regulation of the Provision of Paid Educational Services in the System of Higher Education in Russia] / D. L. Kondratyuk // Obrazovanie b pravo [Education and Law]. - 2020. - No. 11, pp. 163-168. [in Russian]
5. Lenkovskaya R. R. Odnostoronnijj otkaz zakazchika ot ispolnenija dogovora vozmezdnogo okazanija obrazovatel'nykh uslug [Unilateral Refusal of the Customer From the Execution of the Contract for the Paid Provision of Educational Services] / R. R. Lenkovskaya // Problemy ehkonomiki i juridicheskojj praktiki [Problems of Economics and Legal Practice]. - 2016. -No. 2, pp. 140-144 [in Russian]
6. Miroshnikova V. A. Osobennosti otvetstvennosti storon pri okazanii platnykh obrazovatel'nykh uslug v sisteme vysshego obrazovanija Rossii [Features of the Responsibility of the Parties in the Provision of Paid Educational Services in the System of Higher Education in Russia] / V. A. Miroshnikova // Obrazovanie i pravo [Education and Law]. - 2020. - No. 10, pp. 252-257 [in Russian]
7. Stepanova V. S. O definicii ponjatijj «obrazovanie», «obrazovatel'naja dejatel'nost'», «obrazovatel'naja usluga» [On the Definition of the Concepts "Education", "Educational Activity", "Educational Service"] / V. S. Stepanova, I. B. Mironova // Gumanizacija obrazovanija [Humanization of Education]. - 2015. - No. 1, pp. 22-26 [in Russian]
8. Brilliantova N. A., Arkhipov V. V. Poluchenie platnogo i besplatnogo professional'nogo obrazovanija: problemy i popytka ikh preodolenija [Obtaining Paid and Free Professional Education: Problems and an Attempt to Overcome Them] / N. A. Brilliantova, V. V. Arkhipov // Zakonodatel'stvo i ehkonomika [Legislation and Economics], No. 9. 2008, pp. 38-40. [in Russian]
9. Kabatov V. A. Vozmezdnoe okazanie uslug [Paid Provision of Services] / V. A. Kabatov // Grazhdanskijj kodeks Rossijjskojj Federacii. Chast' vtoraja.Tekst. Kommentarijj. Alfavitno-predmetnyjj ukazatel' [Civil Code of the Russian Federation. Part two.Text. Comment. Alphabetical and subject index]. Moscow, 2006, 392 p. [in Russian]
10. Malenina M. N. Pravovaya priroda i osnovaniya pravootnosheniy "vuz-studentov" [Legal nature and grounds of legal relations "university-student"] / M. N. Malenina // Pravovedenie [Jurisprudence] [in Russian]